Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ.
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
Довлатова , А. Зиновьева , А. Соколова, В. Некрасова , Э. На страницах журналов были опубликованы произведения философов и учёных, высланных в 1920-х гг. Бердяева , С.
Булгакова , И. Ильина , П. Сорокина и др. Активность литературных журналов 1987—1988 гг. В среде советской журналистики уже сформировались представления о том, что гласность должна обеспечивать «свободу слова», которая трактовалась как возможность высказать авторское мнение.
К концу 1988 г. СМИ окончательно превратились в один из главных ориентиров общества и гаранта процесса демократизации. Спустя некоторое время после вступления в силу «Закона о печати и средствах массовой информации» были созданы Комитет по защите свободы слова и прав журналистов май 1991 и Фонд защиты гласности июнь 1991. Менялось отношение и к различным музыкальным направлениям. Так, например, если до второй половины 1980-х гг.
Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий 28 сентября 1987 г. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС 1956 , были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. Первый Московский процесс 1936 , Второй Московский процесс 1937 , Третий Московский процесс 1938 и др. Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками. Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений — В.
Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр» А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата». Начиная с 1988 г.
Солженицына : в 1988 г. Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Андреевой «Не могу поступаться принципами» Андреева Н. Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И.
Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А. Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий». О чём бы ни шла в ней речь — гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, — эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями».
Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер. Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В.
Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых.
Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением. В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан.
Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели.
Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора. Чего МЫ сами, мужчины, ждем от себя? Что считаем достойным своего мужского имени, что — нет?
Для тех, кто не мог пойти к только набирающим популярность и еще малочисленным психотерапевтам, открылся телефон доверия. По телефону доверия обращались с тысячами вопросов: «Почему жена не избавит меня от гиперопеки моей матери? В целом психотерапевты были настроены оптимистично, они пришли в выводу, что повальное одиночество — это нормальная эволюция взаимоотношений: «Было время, когда вне семьи человеку трудно было прожить.
А психологические потребности супругов — в моральной и эмоциональной поддержке, в тесном общении, в развитии личности — жизнь отодвигала на задний план. В наши же дни житейские проблемы уже не так сплачивают людей. Прожить можно и друг без друга.
Но зато в каждом современном человеке необычайно возросла потребность быть понятым». Теперь журнал дает домашнюю работу — просит ответить на вопросы анкеты и «подумать, зачем вы друг другу». Как менялось отношение к сексу в России за последние 100 лет Письмо вместо психотерапии Пока малочисленная часть населения решила все-таки заняться психотерапией, чтобы разобраться в себе, остальные люди стали просто писать в газеты: о ссорах с партнерами, о детях, о счастье, об одиночестве.
Опубликованное письмо, в котором девушка рассказывает о ссоре с парнем и просит совета, собирает 2000 отзывов. Люди, вместо того чтобы решать проблемы, сочли, что проще выставить четкий список требований к партнеру и найти максимально похожего — того, кто готов сразу принять правила игры. Начать дискуссию об объявлениях помог и кинематограф, внимательный к изменениям в стране.
В 1984 году вышел фильм «Одиноким предоставляется общежитие» Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»: в нем главная героиня Вера подыскивает соседкам женихов, «обрабатывая» брачные объявления из разных газет страны, «и с ее легкой руки в текстильном городке одна за другою гремят веселые свадьбы»«Как на свете без любви прожить? Газеты пришли к выводу, что это просто новый вид сватовства, которое само по себе исконно русское занятие. Сначала реакция общественности была негативной: «Да разве вверит порядочный мужчина судьбу газете, не потешно ли перечислять в объявлении свои достоинства и претензии к будущей жене?
А современная, независимая, уважающая себя женщина неужели отправится на вечер, так позорно названный вечер «Для тех, кому за 30». Статья «Как на свете без любви прожить? Знакомы ли с супругами, повстречавшими друг друга на таком вечере?
А может быть, вы расскажете об удачной женитьбе или замужестве с помощью анкет? О создании семьи с помощью публикации объявления в газете? Отправляем своим корреспондентов в города, где действует — в той или иной форме — служба знакомств».
Пора проверить эту личность! Он повторяет 1933 год. Сигналов очень много, и народ волнуется». У «бескорыстных» доносов были свои отличительные особенности — например, их авторы часто сохраняли анонимность либо использовали вместо подписи псевдоним-символ «свой», «партизан», «красноармеец», «член партии» и т.
Таким образом доносчик причислял себя к определённой социальной группе, лояльной к верховной власти. По словам Бондаренко, практика доносительства — это в большой степени практика лояльности. Система настроена на поиск врагов, и ты, чтобы в этой системе выжить и преуспеть, тоже ищешь врагов», — отметил он. Часть «бескорыстных» жалобщиков, очевидно, страдали манией доносительства и разоблачений известно о заключённом Норильского лагеря НКВД Ковалёве, написавшем по меньшей мере 318 доносов , но, по оценкам исследователей, гораздо чаще их писали обычные люди, которые отчаялись добиться справедливости на месте и рассчитывали восстановить её таким способом.
При этом возникает один из главных вопросов, связанных с доносами в сталинскую эпоху: почему советские граждане так часто пользовались этим инструментом и как доносительство превратилось в обыденность? Одним из факторов стало принятие в 1926 году новой, 58-й, статьи Уголовного кодекса. Она предусматривала наказание за «государственные преступления», к числу которых относилось «недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении». Многие опасались попасть под эту статью, и это побуждало проявлять излишнее рвение.
По мнению Сергея Бондаренко, донос был одной из немногих доступных форм коммуникации между властью и обществом в то время. В отсутствие выборов, свободной прессы и других институтов, с помощью которых можно было достучаться до руководства страны, в ход шли другие инструменты. Часть людей предпочитали писать письма в советские газеты, и эти послания также отчасти напоминали доносы — речь часто шла о жалобах на то, что что-то идёт не так. Свой вклад в нормализацию доносов, конечно, вносила и мощная пропаганда.
Из радиоприемников и со страниц газет граждан постоянно призывали к бдительности и предупреждали, что враг никогда не дремлет. Заметная часть пропагандистских плакатов тех лет посвящена именно необходимости противостоять вредителям в своих рядах. О разоблачении шпионов, предателей и вражеских диверсантов снимали кино и ставили спектакли. Например, большую популярность приобрела пьеса «Любовь Яровая», в которой убеждённая большевичка сдаёт красным своего мужа-белогвардейца.
Советские граждане, как правило, верили партии и СМИ. Но больше всего влиянию были подвержены дети. Дозорники Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. История пионера, который в возрасте 13 лет якобы разоблачил преступления отца-кулака и был за это убит его родственниками, стала культовой в СССР.
О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу. При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен.
По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата».
Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.
Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей. Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли.
Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих.
С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по—прежнему была потеряна.
В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа а значит, кое—какие недели на самом деле были семидневными. От праздников по—прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские. При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально на 4.
Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель—календарем и более или менее по факту, на нее перевели около половины трудящихся прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой. Зрелый сталинизм В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец.
Дело шло к войне.
"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."
советскую эпоху, а 63% сожалеют о. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024.
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
Главными из них были редкие домашние телефоны, повсеместные рабочие и телефоны-автоматы, а также популярная и по сей день почта и почти канувший в лету телеграф. Сюжет Корреспонденты издания «НовостиВолгограда. Телефон не роскошь, а средство общения В СССР подавляющее большинство телефонных станций относились к министерству связи. Исключением была только ведомственная телефония. Это минисети в каком-нибудь учреждении или конторе. Единицы крупных ведомств, например, железные дороги, могли позволить себе собственную междугородную связь. Но это было редкостью. Телефон в квартире или в собственном доме в селе для советских людей был настоящей роскошью. Впрочем, стоила эта услуга не так уж и дорого, но вот комфорта и удобства добавляла изрядно. Домашний телефон Перспектива провести стационарный телефон в собственную квартиру была куда более туманной, чем, например, удачный исход в очереди за автомобилем. Телефонные очереди двигались медленнее и могли не оправдывать желания десятилетиями.
Узнать подробнее - Моя семья переехала в Волгоград из Московской области в 1961 году. Сразу же вселились в новостройку по ул. Хользунова в Краснооктябрьском районе. Тогда же родители встали в очередь на телефон. Провели его только в 1992 году уже в другой стране — после распада СССР, - вспоминает 62-летний волгоградский пенсионер Иван Александрович. Наличие телефона в квартире не мог гарантировать и социальный статус. В силу очередности прокладки кабеля счастливыми владельцами домашнего телефона под боком могли оказаться нянечка, уборщица или разнорабочий. А вот участковый врач, инженер или начальник организации мог мучиться без важного коммуникативного атрибута. Советские люди помнят эту фразу, звучавшую как приговор: пока нет технической возможности установки телефона в Вашем доме. Проблема с повсеместной установкой домашних телефонов была в дорогостоящих работах по прокладке кабеля.
Сначала его нужно вывести из АТС. Это магистральные кабели «на 600», в которых до 1200 проводов. Они подходили к магистральным шкафам, а уже затем протягивались до подъездов и квартир. Волгоград не был в передовиках по количеству домашних телефонов. Однако в городах СССР это направление хоть и медленно, но развивалось. В результате к 1985 году советские граждане были обладателями более чем 30 миллион домашних телефонов.
Вообще ни о чём. Родители выписывали «Правду», потому что оба были идейные коммунисты и секретари «первичек», отец, как врач, выписывал «Медицинскую газету» и много медицинских журналов, мама учительница была и выписывала, соответственно «Учительскую газету». И очень много журналов: «Сельская молодёжь» там печатали много переводной литературы , «Юность», «Юный натуралист», «Пионер», «Природа», «Аврора», «Звезда», «Нева».
Телепрограмма «Взгляд», 1988 год. Эпоха Горбачева 1985—1991 » Наталия Ростова. Она рассказала о главных событиях в журналистской жизни эпохи перестройки и о том, как в стране возникала свободная пресса. Первый акт гласности Появление 54-летнего Горбачева на должности генсека после «пятилетки пышных похорон», когда генеральные секретари умирали один за другим, было уже само по себе событием. Во время первой поездки по стране он неожиданно для своей охраны остановил машину и пошел в народ. Совсем молодой новый генеральный секретарь КПСС одним своим возрастом и видом уже давал понять советским людям, что все теперь будет иначе. Стоит отметить, что стилистика, в которой преподносилась эта новость, оставалась по-прежнему казенно-советской, а ТАСС — по-прежнему был главным источником новостей. Горбачев в своих мемуарах назовет этот выход к народу первым актом гласности. До этого с советской прессой общался президент Джон Кеннеди, который дал интервью Алексею Аджубею для «Известий». Рейган жестко говорил об Афганистане, и в целом его речь опубликовали, но некоторые формулировки удалили. Горбачев, встречаясь с главными редакторами, привел эту публикацию как пример нашей открытости, говорил, что они долго совещались наверху и решили, что все-таки ничего резать не надо, что мы ничего не боимся. Он сам начал активно общаться с западной прессой и очень понравился Западу. Маргарет Тэтчер сказала, что с ним можно иметь дело. Горбачев объявляет о введении сухого закона «Железная леди их просто размазала» Одно из важных событий для нашей журналистики произошло 1 апреля 1987 года, когда по советскому телевидению показали первое в истории интервью с западным лидером — Маргарет Тэтчер. Задавая вопросы, они всегда говорили во множественном числе — «мы», рассматривая Тэтчер как противника. После 30 минут спора о проблемах ВПК Тэтчер со свойственным ей сарказмом взорвалась: «Простите, а у вас еще какие-нибудь вопросы есть? Телепродюсер Сергей Скворцов, который устраивал первые телемосты в стране, писал так: «Железная леди их просто размазала. Они не имели никакого опыта дебатов, а привыкли говорить заученный текст перед камерой». Горбачев их тоже размазал: «Симпатии к ней еще больше возросли после выступления по московскому телевидению. Наши журналисты на ТВ — три мужика, которые вели передачу, навалились на нее, очень невежливо себя вели, в своей обычной манере. Но она перед ними не спасовала и, в общем, выиграла сражение». Вместо него назначили Александра Аксенова, и именно при нем началась гласность на телевидении. Появились Владимир Познер как ведущий телемостов, молодежные программы «19 этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд». Это назначение важно тем, что стало первым в череде грядущих перестановок в медийной сфере. В течение 1986-1987 годов поменяли почти всех руководителей главных московских СМИ, вещающих на всю страну. Телевидение изменилось.
Если в 1950 г. Число радиоприёмников к 1970 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к 1970 г. Общие тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при позднем Сталине, а после 1953 г. Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики. В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня.
Какие традиции советского времени могут быть полезными в современной жизни
В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Нынешние псевдопатриоты постоянно воют,что в СССР многое скрывали от людей,ну где этим недоумкам понять,что в Советском союзе думали и о душевном состоянии своих граждан,потому и не лов в школах. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.
Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?
А на кухне и коридоре - прямо беда: собаки грызутся, возятся, детишки - вместе с ними. Того и гляди, какой-нибудь пес искусает ребенка. Кроме того, ихние собаки едят, видите ли, котлеты... Собаки рычат, воют, детишки плачут, кричат... Одно недоразумение... Несмотря на это, суд нашел иск доказанным и постановил: выселить собак ответчика. Рекламные объявления в газете "Правда. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка, с ее бесконечными палатками, ларями и лавками и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках, сверкавшие свежим лаком вывесок магазины и конторы первых нэпманов и аудитории рабфака имени Покровского на Моховой, где вчерашние токари, слесари и машинисты спешно готовились к поступлению в университет; огромная черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской "Анархия - мать порядка" и замысловатая живопись в кафе "Стойло Пегаса" на углу Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике свои стихи поэты-имажинисты. Лев Шейнин, писатель, 1923 г. Кустарная промышленность Из доклада А. Рыкова на XIII Всероссийском съезде Советов По отношению к кустарной промышленности у некоторых товарищей установилась совершенно неправильная точка зрения, характеризующаяся недооценкой значения и роли этой промышленности в системе народного хозяйства.
Я помню, на какой-то выставке одно время висел плакат: кустарь - враг - не помню хорошо, - не то народа, не то промышленности. То и другое утверждение - величайшая глупость.
Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета. Вообще ни о чём.
Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн. Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста.
В конце 70-80 гг. Информационные материалы поступают к подписчикам по телетайпам, фототелеграфу, по почте в виде бюллетеней, по линиям связи, а также по радио. В 1961 году происходит создание Агентства печати «Новости», среди создателей значилось несколько общественных организаций. Оно получает широкую сеть представителей по всему миру, организует собственное издательство. На материалах данного агентства издаются журналы, газеты и пресс-бюллетени с общим тиражом 2,5 млн экземпляров в год. Закон стоимости это экономический закон товарного производства Поделиться с друзьями:.
И летчикам пришлось быстро учиться управлять новой техникой. На фото летчики на Западном фронте. На фото командующий армией Г. Жуков в 107-й стрелковой дивизии. Западный фронт. Конный обоз. Через 10 дней после ее окончания участвовавшие в операции стрелковые дивизии первыми были удостоены звания гвардейских. На фото разрушенная Ельня. Гитлеровцы отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей.
Тайный язык молодёжи СССР: новые поколения его просто не понимают
На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР. Книга Иова 6:29 Информирование советских граждан в эпохи СССР. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. На протяжении всего периода правления Николая I значение цензуры возрастало, а положение продвигавших оппозиционные идеи изданий становилось все более шатким. "Московские новости" называют продовольственный кризис следствием саботажа, а "Советская Россия" призывает КПСС стать "партией диктатуры порядка".
Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
Менялось отношение и к различным музыкальным направлениям. Так, например, если до второй половины 1980-х гг. Переосмысление советской истории и реабилитация жертв репрессий 28 сентября 1987 г. В результате в развитие процесса реабилитации, запущенного XX съездом КПСС 1956 , были пересмотрены решения показательных процессов 1930-х гг. Первый Московский процесс 1936 , Второй Московский процесс 1937 , Третий Московский процесс 1938 и др. Началась публикация мемуаров и биографий репрессированных деятелей, показ на телевидении встреч с их родственниками. Параллельно писатели развернули кампанию по публикации антисталинских художественных произведений — В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр» А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата».
Начиная с 1988 г. Солженицына : в 1988 г. Ещё одним свидетельством переосмысления советской действительности стали наблюдавшиеся с 1987 г. Ярким отражением этих изменений стали, в частности, празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Андреевой «Не могу поступаться принципами» Андреева Н. Автор этой статьи воспротивилась «оголтелой» критике И. Сталина и его эпохи в печати. Публикация этой статьи поставила вопрос о возможности альтернативных подходов к десталинизации. Однако 5 апреля в газете «Правда» была напечатана разгромная статья А. Яковлева «Принципы перестройки: революционность мышления и действий».
О чём бы ни шла в ней речь — гласности, открытости, исчезновении зон, свободных от критики, о молодёжи, — эти процессы и сама перестройка связываются лишь с трудностями и негативными последствиями». Гласность как программа развенчания сталинизма приобрела необратимый характер. Для научного исследования была открыта тема «Сталин и Ленин», в рамках которой началась критика В. В конце 1988 г. Яковлева, доктора философских наук А. Ципко, «Истоки сталинизма» Ципко А. Поскольку в это время пресса ещё находилась под контролем власти, целый ряд других изданий и часть общества восприняли статью как «установку» ЦК КПСС на отказ от ленинского наследия и устоявшегося официального взгляда на Октябрьскую революцию 1917 г. Противоречивым результатом реализации курса гласности стал рост интереса населения СССР к эзотеризму и различным религиозно-мистическим учениям, в том числе нетрадиционным. На экранах телевидения и на страницах журналов стали выступать приверженцы нематериалистического мировоззрения, появились предсказатели, пророки, знахари. Феноменом гласности можно считать многочасовые сеансы «лечения» по телевидению А.
Кашпировского, А. Наряду с этим постепенное снятие цензурных ограничений привело к публикации ряда работ, носивших откровенно антинаучный характер. Так, например, в гуманитарной сфере к ним можно отнести ряд работ крупного учёного-математика А. Фоменко по пересмотру исторической хронологии , в том числе его первая книга по этой теме «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии…» 1990. Гласность в период перестройки второй половины 1980-х гг. Она претерпела эволюцию в своём развитии на протяжении перестройки, кардинально изменила ход политического процесса и вызвала всеобщее обновление общественно-политического пространства страны. Вместе с тем гласность способствовала распространению национализма и сепаратизма республик, отказу элит от идеологических основ советской государственности что в конечном счёте привело к распаду СССР.
Первый период острого дефицита припадает на конец 1920-х годов. В стране была введена карточная система снабжения основной части городского населения, в которой каждой категории населения было отведено свое место. Мера была вынужденная, и у людей, конечно, особого выбора не было, поэтому приходилось пользоваться карточками. Сначала ввели карточки на хлеб, а чуть позже система охватила разные виды продуктов и товаров первой необходимости. При этом продолжалась свободно-коммерческая торговля этими же товарами, но по весьма немалым ценам. Выдавались карточки работникам государственных организаций и лицам на их иждивении. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Карточка на хлеб, 1933 год. Фото: pinterest. Кроме того, все домохозяйки младше 56 лет также были лишены карточек, это делалось для того, чтобы женщины устраивались на работу. И только потом имели право на заветные карточки. Карточки крестьянам просто так не выдавались. Для этого им необходимо было сдать свою продукцию государству. В целом, карточная система охватила более 40 миллионов человек. Её отменили лишь в 1935 году, но нормированное распределение в целом сохранилось. И появилась новая советская норма — ограничение разовой покупки: «больше двух в одни руки не давать» и т. Следующее обострение дефицита пришло с началом Второй мировой войны. Продовольственные ресурсы страны резко сократились, что и обусловило введение карточной системы распределения продуктов. Государство отдавало практически все фронту, а после военное время все силы уходили на восстановлениеинфраструктуры, заводов, домов и других объектов. В этот период был острый дефицит продуктов и товаров. Карточки вводились на хлебобулочные изделия, крупу, сахар, масло, обувь, головные уборы, ткани, мыло, зубной порошок и различные швейные изделия. Работала данная система в стране до декабря месяца 1947 года, после её отменили, а позже провели денежную реформу. В стране начали действовать единые государственные розничные цены на разные товары. Последний период, когда использовалась система нормированного распределения продуктов начался в 1983 году. На этот раз были введены талоны. Хотя в некоторых городах талоны появились еще в 1970-х годов. Для каждого продукта была своя норма в граммах, пачках или бутылках. Купить больше, чем написано в талоне было нельзя. Кроме того, для приобретения товара необходимо было не только заплатить деньги, но и предъявить талон на него. По сути, он давал разрешение на покупку. Талоны выдавались на муку, крупы, майонез, соль, чай, сахар, масло, мясо, колбасу, мыло, стиральный порошок, табак, алкоголь и другие товары. Талоны на алкоголь брали все, даже не пьющие. Поскольку алкоголем можно было, например, отблагодарить работников за проделанную работу. Однако, использовать все талоны удавалось крайне редко, соответствующих талонам товаров в магазинах часто не было.
Написать ИИ Соперничество с изданиями, которые имели многолетний опыт общения с аудиторией, привело к формированию собственной жанровой и тематической специфики, к удачным творческим находкам. В центральной прессе впервые появилось периодическое издание, где много места было отведено фотожурналистике со всем ее жанровым многообразием. Благодаря созданию сети собственных корреспондентов , собрания с участием сотрудников редакции и авторов увеличили приток оперативной информации настолько, что он получил конкретные формы в виде полос и подборок. Изменился и облик четвертой полосы, где появились зарисовки и фотоэтюды, материалы для семейного чтения, фоторепортажи о новых городах. На четвертой полосе появилась постоянная рубрика «В субботний вечер». В «Советской России» освещались вопросы экономики, которые объединялись рубриками «О людях хороших», «Реформа: опыт и проблемы», «Хозяйствовать по-новому». Во второй половине 1950-х годов оттепель принесла значительные перемены в общественно-политическую жизнь страны, наметила новые тенденции. В конце 1956 году в союзных республиках и многих областях РСФСР стали выходить колхозные многотиражные газеты.
В это время производство автомобилей хоть и выросло более чем в 5, 5 раз, но это не помогло удовлетворить имеющийся спрос, который с каждым годом только увеличивался. Дело в том, что большая часть легковых автомобилей шла на экспорт. Чиновникам, актерам и писателям автомобиль выдавали, а вот простым советским гражданам приходилось стоять в очереди годами, иногда до 10-12 лет. В те времена существовал и черный рынок, где можно было приобрести легковой автомобиль. Но цены, на нем были почти 2 раза выше государственных, а на престижные модели, например на "Волгу"не зависимо от пробега наценка была более чем в 2,5 раза. На таком рынке попадались не только советские автомобили, но и иногда иномарки, включая трофейные. В 1979 году цены на легковые автомобили всех марок подняли в среднем на 1 тыс. Что в последствии немного успокоило спрос на столь дефицитный товар. С 1986 года автомобиль для советского гражданина стал высоколиквидным средством сохранения личных сбережений. А с 1988 года после принятия закона «О кооперации в СССР», гражданам разрешилось покупать не только легковые автомобили, но и грузовые автомобили, в том числе и автобусы. Что ранее было запрещено. И только после 1991 года процедура покупки автомобиля стала более доступной и простой. Дефицит бытовой техники. Еще одним неплохим примером является дефицит бытовой техники. Спрос на телевизоры, холодильники и стиральные машины был огромный, поскольку производили эту технику в недостаточном количестве. Также спрос был и на другие товары, например, электроинструменты, магнитолы и т. Стоимость первых видеомагнитофонов была заоблачной и составляла около 10 среднемесячных зарплат. Несмотря на немаленький ценник купить видеомагнитофон было очень не просто. Поскольку, после поступления в продажу он стразу стал очень дефицитным товаром. В некоторых городах даже практиковались предварительные заявки, оформив такую заявку человек становился в очередь и ожидал свой видеомагнитофон около года. Дефицит книг и печатной продукции. Данный дефицит возник в 1960-е годы и на это было несколько причин. Во-первых, книги в советские времена были дешёвые, их сразу раскупали. Во-вторых, в это время иметь книги в доме стало модно и престижно, они свидетельствовали об уровне достатка владельца и его возможности достать дефицитные товары. В-третьих, не было других видов развлечений. В-четвертых, бумажная промышленность не смогла быстро нарастить выпуск книг и удовлетворить спрос на данный товар. Стоит отметить, что была строгая государственная цензура, поэтому разнообразие было скудным. Кроме покупки можно было оформить подписку на дефицитные издания, которые вскоре готовились к печати. Иногда такие подписки разыгрывались в лотерею, и желающих выбрать было немало. В сельской местности и на окраинах СССР большого спроса на книги не было. Так как книги распределялись по всей стране равномерно, в такие населенные пункты отправлялись за поиском дефицитных книг, которые, как правило, находились в свободной продаже. Для подавления спроса на книги с 1974 года начали выпускать книги классиков художественной литературы. Для покупки нужно было предоставить специальный талон, который выдавали за сданную макулатуру. Но таких книг тоже не хватало на всех желающих.
О чём писали советские газеты (1987 год) - 1
На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). В дальнейшем “Известия” стали уважаемым печатным изданием, которое широко освещало жизнь как за рубежом, так и в границах Советского Союза. С этого времени радиогазеты стали основной формой советского общественно-политического вещания на протяжении всего периода 20-х годов. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы.
Советские новости.
Издательское дело в советский период (1917-1991). Советская цензура в эпоху тотального террора. «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. Старейшее советское издание на английском языке стало своеобразной призмой, через которую на происходящее в СССР смотрел весь англоязычный мир. В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе.