Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. Ученые из Тель-Авивского университета обнаружили легендарные шахты царя Соломона, сообщает газета Российская газета со ссылкой на информацию из вуза. Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Но только Соломон, царь Израиля, хотя и совершил множество грехов, умудрился стать еще и святым сразу трех религий. утверждал царь Соломон.
Литература
- СОЛОМОН, ЦАРЬ ИЗРАИЛЬСКИЙ - Древо
- Еврейский культурный центр - Статьи
- Кто такой царь Соломон в Библии?
- Правление Соломона
Израильские археологи нашли храм «несогласных» времен царя Соломона
Царь Соломон, Царь Израиля. Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Царь Соломон стал третьим царем Израиля. Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад.
Царствование Соломона
Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме. Археологи нашли в Израиле тайник времен царя Соломона с зубами акулы - - Израиль - Иерусалим - Египет - Германия - Украина - Давид. Фильм с участием библеистов и историков рассказывает о великом и непревзойденном царе Израиля – Соломоне, которого в христианстве и исламе признают пророком. Царя Израиля считают автором расхожего афоризма о «суете сует». В период правления Соломона израильское царство достигло пика своего могущества. Израиль нанес удар по объектам военизированной шиитской организации «Хезболла» в Ливане.
Метка: царь Соломон
Их искали и продолжают искать на протяжении нескольких веков. Куда могло деться кольцо Соломона? Стоит сказать, что кольцо пропадало как минимум однажды еще при жизни Царя. Рассказывают, будто мифический зверь Асмодей, известный как Царь Демонов, украл кольцо и бросил его в море. По другой версии, его бросил в море сам Царь, так как надпись «Все проходит и это пройдёт» не утешала его больше, и горе его было так велико, что он не мог с ним справиться.
Финал у историй, впрочем, схож.
Египтяне подвергли Гезер разгрому. Вообще город очень часто упоминается в египетских источниках. Тутмос III отмечает, что город был захвачен на стенах Карнакского храма. В табличках Амарнского архива Гезер упоминается 9 раз. Даже фараон Мернептах, один из кандидатов на роль фараона, противостоящего Моисею, хвастается на своей известной стелле, что «захватил Гезер». В более позднюю эпоху по неизвестным причинам египтяне окончательно решили уничтожить город, сожгли Гезер и вырезали его ханаанское население.
Согласно Ветхому Завету, город имел отношение и к филистимлянам, так Давид сокрушил их «от Гебы до Гезера». Обнаруженная американскими археологами керамика бихромна, характерный признак филистимской керамики. Найдена также т. Ашдодская фигурка, маленькая скульптура богини, изображенной с птичьим лицом и длинной шеей, которая возможно соответствует эгейской традиции.
Во избежание ошибки предположив, что это может быть летаргический сон , приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох.
Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов эдомитян, арамеян ; сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства Израильское и Иудейское. Легенды о Соломоне[ ] Однажды пришли к царю Соломону на суд две женщины с ребенком и просили рассудить их. И сказал царь: рассеките дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: O, господин мой!
Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же он не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умервщляйте его; она — его мать. И услышал Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божья в нем, чтобы производить суд. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.
Я очень подвержен страстям, и это мне мешает! В этом ты найдешь спасение от страстей! Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот — еще больше вышел из себя.
Как мог бы подумать любой человек, знакомый с историей царя Соломона, на этих приисках добывали совсем не золото и не серебро, а... Медные рудники царя Соломона в Тимне Остатки этой процветающей в древности медной промышленности разбросаны по всей окрестной территории. Доказательством этого служит чёрный шлак - побочный продукт выплавки меди. В контексте той славной эпохи медь была мощной экономической движущей силой, подобно сегодняшней сырой нефти. Это был незаменимый ресурс, необходимый для изготовления инструментов и оружия, что стало важным поворотным моментом в истории человечества.
Свидетельства добычи меди тут повсюду Наши предки посредством трудоёмкого процесса превращали медную руду в чистый металл с помощью плавки. После добычи медь нужно было отделить от пустой породы.
Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.
Город Гезер (регион Израиля Шефела) находится у прохода ведущего к Иерусалиму и возник задолго до царя Соломона. Царь Давид сделал его наследником престола и по его смерти Соломон стал царем Израильским. Соломо́н — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы).
Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.
Царь Соломон, Царь Израиля. сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), третий иудейский царь. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Но только Соломон, царь Израиля, хотя и совершил множество грехов, умудрился стать еще и святым сразу трех религий. Глиняная урна с благовониями была обнаружена менее чем в 300 метрах от храма в ходе раскопок Офела в Иерусалиме, что свидетельствует о связи между Израилем времен царя Соломона и царством Савским, говорят авторы. Библейская фальсификация или Кольцо вокруг лжи либеральных историков сужается Оригинал взят у kadykchanskiy в Царь Соломон.
царь Соломон - главные новости
Израиль пришел и утвердился на земле, обетованной ему Богом. Иерусалим стал столицей этой земли и возникшего на ней царства. Бог обещал утвердить это царство, поэтому храм можно считать печатью, свидетельствующей об этом утверждении. При освящении Храма Соломон обратился к Богу с молитвой, которая имела семь прошений 3 Цар. Он молится о своем доме, о своих потомках, о том, чтобы имя Божие пребывало на Храме, о том, что если кто согрешит против ближнего своего и придет для клятвы в Храм, чтоб Господь обвинил виновного и рассудил между ними, об избавлении от дождя и голода, а также о том, чтобы Господь слышал не только молитвы народа, но и молитвы иноплеменников, если они будут с верой обращаться ко Господу в этом Храме. Он просит, чтобы во время войны, когда народ будет молиться, обратившись к Храму, Господь услышал молитву их. В заключении он просит: Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе, [... И прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, [... После этого приносится жертва. Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними.
Во время освящения облако, такое же, как некогда осеняло скинию, наполнило Храм. После того, как Храм был освящен, Господь сказал Соломону: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедовал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом».
Премьер подчеркнул: "Хотя решения, принятые судом в Гааге, не повлияют на действия Израиля, они создадут опасный прецедент, который угрожает солдатам и общественным деятелям". Израиль не является членом МУС, базирующегося в Гааге, и не признает его юрисдикцию, но палестинские территории были приняты в качестве государства-члена в 2015 году, отмечают СМИ.
Куда могло деться кольцо Соломона?
Стоит сказать, что кольцо пропадало как минимум однажды еще при жизни Царя. Рассказывают, будто мифический зверь Асмодей, известный как Царь Демонов, украл кольцо и бросил его в море. По другой версии, его бросил в море сам Царь, так как надпись «Все проходит и это пройдёт» не утешала его больше, и горе его было так велико, что он не мог с ним справиться. Финал у историй, впрочем, схож. Рыба проглотила кольцо, ее поймал рыбак, и она была такой крупной и хорошей, что ее подали к королевскому столу, и разрезав ее, Соломон нашел свое кольцо.
А на то, что в те годы велась торговля с удаленными регионами, указал также анализ палок, которыми погоняли скот — на них были следы растений, свидетельствовавшие о том, что животных кормили высококачественным сеном и виноградным жмыхом, которые явно доставлялись со Средиземноморья. Как отмечает доктор Бен-Йозеф, насчет исторической точности описания в Ветхом Завете событий тех лет можно поспорить, однако в данном случае археологическим данным они не противоречат. Ru» Комментарии для элемента не найдены.
Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон
Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга. У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества. Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал учавствовать в языческих культах.
В Мидраше Устной Торе говорится, что когда царь Соломон женился на дочери фараона, с неба сошел архангел Гавриил и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. В конце жизни к Соломону явился Бог и сказал: "за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему, но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" Книга Царств. После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское, ведущих постоянные междуусобные войны.
Имя царя Соломона связано со множеством мифов и легенд, рассмотрим некоторые из них. Царица Савская Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба. Царица привезла с собой многочисленные дары.
Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н. Оно процветало за счет выращивания и торговли пряностями и благовониями. В то время пряности ценились на вес золота и Саба успешно торговала ими со многими государствами.
Торговые пути проходили по территории Соломонова царства и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя. Это и было настоящей причиной визита царицы Савской. Имеется мнение, что она была только "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей.
Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "выдавался" временный статус для ведения переговоров. В более поздних мусульманских преданиях выясняется имя царицы - Билкис. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту.
Царь Соломон, пораженный красотой Билкис, воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены и, по возвращении домой, в положенное время Билкис родила мальчика, названного Менеликом. Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия. Упомяну еще об одной легенде.
Для управления делами Соломон разделил Израильское царство на 12 областей независимо от деления на колена , для защиты от врагов составил многочисленное войско с колесницами и всадниками и основал города-гарнизоны для запасов. Он посылал корабли в дальние экспедиции и показывал народу диковины, которые привозили из разных стран. Всех царей Соломон превосходил богатством и мудростью 3 Цар 10:23. Две знаменитые постройки Соломона — храм, который воздвигался семь лет, после чего был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя 3 Цар 8:1 и дворец, который строился на протяжении тринадцати лет и поражал многочисленностью построек и роскошью. Обратная сторона этой роскоши — тяжелые подати, которые царь возложил на Израиль. После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом 3 Цар 11:43 , то есть в Вифлееме. Судя по заголовку 126 псалма, Соломон — его автор. Он также составил значительно число притчей в книге Притчей Соломоновых и традиционно считается автором книг Екклезиаста и Песни Песней Все входят в состав Ветхого завета. Соломонов притвор, о котором говорится в Новом завете Ин 10:23, Деян 3:11 и 5:12 — восточная часть колоннады, которая окружала Иерусалимский храм.
He будем говорить о разобщенной жизни Израиля в Египте в мирный период пребывания его там. Не будем говорить и о том, что мысль о разделении пугает израильтян при Иисусе Навине во время покоя, наступившего после окончания сильных войн при завоевании Ханаана Нав. Наглядное доказательство этого положения представляет период судей. В этот продолжительный период и именно во времена покоя израильские колена живут жизнью отдельною, почти вне связи одних с другими, — и лишь порабощения со стороны врагов вызывают в них более или менее потребность объединения и то далеко не всех колен; попытки же Ефремова колена разыгрывать роль первенствующего между другими коленами дают иногда повод к междоусобной войне при Иеффае. В сравнительно более спокойный период царствования начатки разделения выступают и при Сауле. Невольный виновник его и средоточный пункт отделяющихся от Саула — Давид из колена Иудина. Приверженцы его происходят, правда, из всего Израиля и даже из Вениаминова колена 1Цар. Правда, и здесь находятся лица, держащие сторону Саула зифеи ; но старейшины многих городов этого колена — друзья Давида 1Цар. Начало этого внутреннего разъединения в царстве Саула падает именно на то время, когда он окончил свои главные войны. В период преследования Давида, когда этот уже отделился от него, говорится лишь о незначительных стычках с филистимлянами 1Цар. Начавшееся при Сауле в сравнительно спокойное время разделение продолжается, усиливается и принимает даже небывалую прежде резкую форму и после него, именно во время самого тяжелого внешнего положения. Это явление противоречит, по-видимому, выставленному нами выше положению. Но только по-видимому. Необходимость объединения всего Израиля именно в это тяжелое время сознает каждая из образовавшихся тогда отдельных половин прежде одного государства и каждая стремится к достижению этого объединения. Давид делает попытку привлечь к себе других израильтян на жителях города Иависа 2Цар. Авенир, полководец Иевосфея, объединяет израильтян под скипетром Иевосфея и намеревается подчинить ему и Иуду ст. Позднее, рассорившись со своим государем, он делает попытку объединить всего Израиля под скипетром Давида 2Цар. Но против этих попыток к объединению стоят другие обстоятельства того времени. Каждая из образовавшихся половин имеет своего государя, — один из них должен бы расстаться со своим престолом; полководцы того и другого государя слишком честолюбивы; были и другие неблагоприятные объединению колен условия, — и попытки не удаются, пока не умирают сначала Авенир, а потом и сам Иевосфей. Когда устранены эти главные препятствия, Израиль объединяется под скипетром Давида. И при Давиде разделение проявляется в мирный период его царствования. Во время последней большой войны с аммонитянами Давид совершает грех , ставший источником почти всех бед его царствования, и по окончании её начинаются первые проявления этих бедствий и в связи с ними разделения в государстве 2Цар. Так можно считать исторически оправдываемым положение, что до Соломона разъединение и разделение в израильском народе усиливаются в более спокойные совне периоды его существования. Но усиление разъединения стоит в связи и с большим или меньшим религиозно-нравственным упадком в народе. При естественной склонности Израиля к разъединению преимущественная задача Моисеева законодательства заключается не в том, чтобы объединить его политически, а в том, чтобы образовать из него народ сильный внутреннею, религиозною связью; к этой цели направлены все важнейшие положения законодательства. Единственный предмет поклонения для всего Израиля единый Бог-Иегова; Он же и единый невидимый государь израильского царства. Одно для всего народа жилище Иеговы и место общественного служения Ему, куда в известные праздники, — три раза в год должен собираться весь Израиль и чрез то возобновлять и усиливать свою религиозную связь, а также и политическое единство. Одно, по всей стране рассеянное, специально на служение Иегове посвященное и в этом своем служении долженствовавшее полагать весь свой жизненный интерес, колено Левиино. И для более легкого и прочного проведения этих установлений в народ и для более сильного действия их на него, в смысле объединения, строгое воспрещение вступать в мирные и родственные отношения к прежним жителям Ханаана — хананеям, известным своим религиозным и нравственным развращением. Тесно объединенный и отличный в религиозном отношении от других, израильский народ должен быть замкнут от ближайших соседей и политически. Но Израиль не исполняет этого мудрого предписания Моисеева: не истребляет хананеев, вместо того вступает сначала в мирные, а потом и дружественные и родственные к ним отношения, усвояет их обычаи и даже культы; вместо того, чтобы группироваться около одного единственного центра религиозного, он устрояет такие центры в отдельных своих областях и городах, ослабляет и даже разрывает свою религиозную связь, а чрез то и без того слабую связь политическую. Частые порабощения со стороны окрестных народов — ясное доказательство его политического разъединения. Но в тоже время писатель книги Судей пред каждым таким порабощением замечает и о религиозно-нравственном упадке Израиля. Эти вводные замечания не обычный литературный прием писателя книги Судей и не позднейший только взгляд его или его времени, не соответствующий действительному положению дел в период судей, во именно исторически верное изображение состояния Израиля в разные времена этого периода. В пользу последнего говорят следующие соображения. Еще при Моисее израильский народ не вполне свободен от увлечения языческими культами Исх. Иисус Навин видит сильную опасность для Израиля со стороны тех же культов и, кажется, даже и служение чужим богам Нав. В книге Судей кроме общего введения к рассказу о порабощении: «и стали делать злое пред очами Господа» находится иногда, как мы только что говорили, и другое, указывающее на служение чужим богам. Но и помимо этого упоминания о служении богам, во введении к рассказу, указания на идолопоклонство в Израиле встречаются, хотя и не часто, в самом рассказе. Так Девора в своей песни говорит о «новых богах», которых избрал себе Израиль, и ставит военные беспокойства его в то время в связь с этим избранием Суд. В истории Гедеона упоминается о жертвеннике Ваала и при нем священном дереве Астарты. При сыне Гедеона Авимелехе упоминается о храме Ваал-Верифа. Храм этот находится в Сихеме; при нем хранится общественная казна Суд. По мнению некоторых он имел значение для нескольких союзных с Сихемом городов. В конце периода судей он удаляет от себя Ваалов и Астарт, последуя увещанию Самуила 1Цар. Так в период судей политическая слабость и разъединение Израиля стоят в тесной связи с упадком у него религии Иеговы, с ослаблением религиозной связи. При Сауле разъединение Израиля не стоит в такой очевидной связи с религиозным упадком, но некоторого религиозного разъединения и при нем вполне отрицать нельзя. Замечательно в этом отношении следующее. Ковчег Иеговы, величайшая святыня Израиля, существует отдельно от скинии и находится в забвении 1Пар. Некогда средоточный пункт, он теперь очевидно не объединяет Израиля. He составляет такого центра и скиния собрания, лишенная ковчега завета. Народ приносит свои жертвы на различных местах своей страны 1Цар. Под конец своего царствования избиением первосвященника и священников номвских 1Цар. Сама она переносится в другое место в Гаваон. Преследователь всякого рода волшебников в первые годы царствования, Саул в конце его сам обращается к аендорской волшебнице 1Цар. Все эти факты не говорят, впрочем, об отпадении от религии Иеговы ни самого Саула, ни тем менее народа. Но с другой стороны они говорят в пользу того, что религия не могла оказывать на народ такого объединяющего влияния, какое должна бы и могла бы иметь при других условиях. Возражением здесь не может быть ссылка на Самуила, при котором ковчег завета стоял также вне скинии и скиния не выступает особенно, и все-таки народ сплачивается довольно тесно. Помимо трудных обстоятельств времени много значит для объединения народа самая личность Самуила, удостоенного, во мнении всего Израиля от Дана до Вирсавии, быть пророком Господним 1Цар. Правда, Самуил живет почти во все время царствования Саула 285 и пользуется уважением со стороны народа; но Самуил и Саул уже рано порвали свою общую деятельность. Даже при Давиде нельзя отрицать связи разъединения если не с религиозным, то, по крайней мере, с некоторым нравственным упадком. He видно уклонения к чужим богам, но уклонение к чужим обычаям есть и прежде всего со стороны самого царя. Вопреки прямому закону о царях израильских Втор. До времени зло, заключающееся в многоженстве, кроется в тайне. Но вот он совершает грех с Вирсавиею, и оно, как бы ободренное царственным примером, выступает наружу и распространяется шире и шире. Амнон наносит бесчестье сестре своей, Фамари. Авессалом убивает брата своего, Амнона, и потом поднимает восстание против отца своего, Давида. Все эти пороки и вместе бедствия пророк Нафан ставит в прямую связь с преступлением Давида 2Цар. Нужно думать, что вредный пример Давида не ограничился пределами царского двора, а вышел и за них, ослабил нравственную крепость в народе, а с тем вместе и связь его с царем. Заслуживают в этом отношении особенного внимания слова пророка Нафана к Давиду: «ты этим делом преступлением с Вирсавиею подал повод врагам Господа хулить Его» 2Цар. Под врагами Господа здесь нельзя разуметь личных врагов Давида, которые, как напр. Семей, видели в нём своевольного похитителя Саулова престола, убийцу, беззаконника и кровопийцу, которому за все это Господь отмщает возмущением против него сына его, Авессалома 2Цар. Враги Господа, несомненно, те, которые смотрят на Давида, конечно неискренно, как на царя, поставленного Богом на место Саула, и именно как на мужа по сердцу Божию 1Цар. Пока жизнь Давида была безупречна, они вынуждены были силою вещей признавать превосходство его пред Саулом и мириться с определением Божиим. Совершение Давидом двойного преступления развязывает им языки, дает возможность унижать Давида, этого мужа по сердцу Божию, и, так как основанием его избрания в цари служило его нравственное соответствие воле Божией, злословить тем Иегову, возведшего его на престол. Глубокое и искреннее раскаяние Давида было, конечно, небезъизвестно народу и сглаживало первоначальное сильное и неприятное впечатление; но прежнюю любовь народа к царю, первую связь первого с последним оно все-таки ослабило и этим ослаблением воспользовались ловкие и лично недовольные Давидом люди для своих целей. Так и связь политического разъединения в Израиле с его большим или меньшим упадком в религиозно-нравственном отношении подтверждается историею его до Соломона. Следовательно, по указанию истории, политическое разъединение в Израиле до Соломона стоит в связи не только хронологической, но и причинной с внешним покоем его и большим или меньшим религиозно-нравственным его упадком. Царствование Соломона, к концу которого стало заявлять о себе опять всегда присущее Израилю стремление к разъединению и по завершении которого произошло разделение еврейского царства, заключает в себе оба вышеуказанные условия и даже в высшей степени. Условия к такому его характеру заключаются и в предшествующей истории Давида и в мудрой политике самого Соломона. Давид широко раздвинул пределы израильского государства, относительно крепко держал в своей власти подчиненные народы 2Цар. Последние мирные годы его царствования должны были еще более усиливать страх и уважение по отношению к нему со стороны подчиненных народов, что сознает и что выражает в одном из своих псалмов и он сам 2Цар. Недовольные зависимостью отдельные лица из них должны были ожидать его смерти, чтобы можно било предпринять что-нибудь в пользу своего народа с надеждою на успех 3Цар. Смерть Давида действительно пробуждает в них розовые надежды. Обычное явление на востоке и, между прочим, в тех странах, на которые Израиль распространял теперь свое господство, что смерть царя, их покорителя, служит как бы сигналом к восстанию покоренных. Причина этого заключается отчасти в слабой зависимости их от своего повелителя. Обыкновенно этот последний довольствуется изъявлением покорности и обещанием дани со стороны побежденных; иногда только или после сильного сопротивления или же по вторичном усмирении в покоренную страну назначается от победителя такой или иной его представитель и, конечно, с большим или меньшим военным отрядом. Таким образом, со смертью царя-покорителя как бы сама собою прекращалась зависимость покоренных. Новый царь потребует, конечно, покорности и себе. Но будет ли и он также счастлив на войне, как и его предшественник? Неопределенность и желательная возможность отрицательного ответа на этот вопрос и сообщают покоренным решимость и силу сбрасывать с себя рабское ярмо по смерти своего поработителя. Нечто подобное проявляется или готово проявиться и по смерти Давида. В некоторых более решительных личностях из покоренных стран смерть Давида действительно пробуждает смелость восстать на защиту своей родины. Момент этот представляется им тем более благоприятным, что за смертью Давида последовала вскоре и смерть Иоава, его славного и страшного для врагов военачальника 3Цар. Быть может, небезызвестно было им и о внутренних беспорядках при воцарении Соломона. В силу всего этого на окраинах израильского царства, покоренных Давидом, частию происходят, частию готовы вспыхнуть восстания. Идумейский царевич Адер, вынужденный бежать из своей родины при Давиде, теперь, услышав о смерти его и Иоава, возвращается в нее 3Цар. На севере Разон, бывший подданный Адраазара, царя сувского, становится начальником шайки, водворяется в дамасской Сирии и делается противником Израиля во все дни Соломона 23—25. В неприязненное отношение становится к Соломону и царство Емаф-Сува, к северу от ливанских гор, царь коего приветствовал некогда Давида, чрез своего сына, с победою над Адраазаром, своим врагом, и тем как бы поручил себя его покровительству 2Цар. Но Соломон завоевывает Емаф 2Цар. Охранные войска, поставленные по всей Идумее еще Давидом 2Цар. На Разона Соломон, кажется, не обращает надлежащего внимания, но и он в первое время Соломона, быть может, не особенно его беспокоит: Соломон ведет торговлю с заевфратскими государствами и для споспешествования ей строит в пустыне между Дамаском и Евфратом город Фадмор, 2Пар. Разон овладевает даже Дамаском и утверждается в нем 3Цар. Эти беспокойства на границах могли ослаблять в глазах народа впечатление от могущественного царствования Соломона в прежнее время и, при других условиях, пробуждать или усиливать недовольство его против царя. Таким образом, царствование Соломона, несмотря на эти беспокойства, все-таки по преимуществу царствование мирное. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и каждый под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона 3Цар. Потребности, вызываемые стремлением сохранять мир государства, стоящего во главе подчиненных государств Но мир государства могущественного, стоящего во главе многих других подчиненных, требует большого напряжения сил именно со стороны господствующего народа. Подчиненные народы никогда не несут ига по доброй воле; по-видимому, и охотно они склоняют свои головы лишь пред силою, когда видят, что, по пословице, плетию обуха не перешибешь. Поэтому народ-повелитель вынужден употреблять со своей стороны все для того, чтобы быть или казаться в глазах покоренных народов могущественным народом. Народная мощь проявляется в силе военной и, преимущественно у восточных народов, в блеске царского двора. Сила военная, готовая подавить тотчас же всякое мятежническое восстание, не позволяет покоренным и мечтать о свободе; а внешний блеск и величие царского двора наполняют сердца побежденных невольным благоговением пред особою царя-повелителя и его народом. He подобные ли мотивы — показать народу-соседу свою мощь и чрез то поохладить его на случай возможной с его стороны притязательности заставляют и нынешних народных правителей выставлять напоказ иноземцам дисциплину и численность своих войск в церемониальных смотрах и парадах? И кто скажет, что эти средства не достигают своей цели даже в настоящее время и у народов Европы? Нужно думать, что организация войска, его состав и порядок отправления им действительной службы, заведенные Давидом 1Пар. Войско состояло у Израиля до Давида из одной пехоты. В войне с Адраазаром, царем сувским, Давид захватывает колесницы и коней колесничных, подрезывает жилы последним, но и оставляет из них для ста колесниц 2Цар. Потребность в них ощутилась, несомненно, с расширением границ израильского государства за пределы Палестины на народы, боевую силу коих составляли по преимуществу всадники и колесницы 2Цар. Соломон заводит у себя тысяча четыреста колесниц с принадлежащими к ним конями 291 и двенадцать тысяч коней для всадников 3Цар. К этой боевой силе, которую он может передвигать туда и сюда, по требованию нужды, он присоединяет значительное число укреплений, силу государства, так сказать, неподвижную. Он укрепляет стенами Иерусалим, восполняя тем укрепление его, сделанное Давидом и ставшее теперь недостаточным, и строит целый ряд крепостей в своей стране, которые должны охватывать ее наподобие пояса 3Цар. Вид сильной столицы и других крепостей в стране внушительно говорит о силе государства. А перечень укрепленных Соломоном городов показывает, что при укреплении их руководила им не одна страсть к грандиозным постройкам, но и действительное намерение укрепить страну: все они расположены на важных пунктах страны и почти все играют важную роль в военной её истории; достаточно указать на Мегиддо, лежавший в изреельской равнине, часто бывавшей театром военных действий в Палестине, на Гацор Асор, Нав. Но главное своё внимание Соломон обращает на возвеличение внешнего блеска преимущественно своей столицы и своего двора. Исполняя завет отца, но, быть может, превосходя его предначертания в богатстве и роскоши их исполнения, Соломон строит великолепный храм Иегове в Иерусалиме. О великолепии его можно судить уже по тем громадным заготовлениям, какие были сделаны для его построения Давидом 1Пар. К этим заготовлениям со стороны отца Соломон прибавляет много со своей стороны 3Цар. Храм Соломонов поражал впрочем, не столько величиною, сколько «своим изяществом и беспримерным богатством украшений и всей внутренней обстановки». Впрочем, «если вспомним, что он построен был на горе, что вершина этой горы, искусно обделанная и укрепленная исполинскими каменными постройками, имела вид тоже как бы здания, над которым, как венец, возвышалась изящная фигура святилища с его стройною может быть мраморною башнею, с величественными медными колоннами пред притвором и с балюстрадами дворов террасообразно опоясывавших его подножие, — то должны будем признать, что и храм Соломонов имел могущественный, поразительный вид». Кроме всего этого он разбил роскошные сады и рощи Еккл. Провел для города и садов водопроводы и пруды, остатки которых сохранились ещё и доныне в двух часах пути от Иерусалима в Етаме. Их было двести большого размера по шестисот сиклей весу около десяти фунтов и триста меньшего размера по триста сиклей весу 3Цар. Все сосуды для питья и еды во дворце были из золота; из серебра, говорится, ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что 3Цар. Украшения из золота перемешивались с украшениями из драгоценной слоновой кости. Сады оживлялись и украшались присутствием обезьян, павлинов и, вероятно, других редкостных четвероногих и птиц. Сокровища Соломона умножались, по обычаю древности, дарами подвластных ему царей и разнообразились подарками царей независимых, приезжавших к нему в гости. Они состояли в сосудах, в одеждах, в оружии и благовониях ст. Кони и мулы, находившиеся тоже в числе подарков от царей, вероятно, были редкостные и употреблялись для выезда самим Соломоном, причем конечно были соответствующие остальной обстановке экипажи. Колесницы военные получались из Египта за шесть сот сиклей серебра каждая ст. И для торжественных царских выездов получались колесницы вероятно оттуда же за большие деньги. Пышность восточного царя немыслима без громадного количества женщин. Уже Давид не устоял против силы обычая и имел более семи жен и несколько наложниц. Соломон же, любитель пышности, дошел в этом отношении до чудовищной крайности: у него было семьсот жен и триста наложниц 3Цар. Все они были тщательно подобраны из людей, видных собою, богато и изящно одеты и размещены в особо устроенных для них жилищах. Они поразили видом своим царицу Савскую 3Цар. Для услаждения своего слуха и слуха своих гостей Соломон имел хоры певцов и певиц и массу музыкантов, игравших на разных инструментах Еккл. Многочисленный двор Соломонов потреблял громадное количество съестных припасов, простых и изысканных. Каждый день требовалось 30 коров лучшей пшеничной муки 73 четверти и 5 четвериков и 60 коров обыкновенной муки, 10 волов откормленных, 20 обыкновенных из стад и 100 овец. К этому присоединялись в более ограниченном количестве, как лакомства, олени, серны, дикие козы, и откормленные птицы» 3Цар. И нельзя отрицать того, что это могущество государства, этот необыкновенный блеск столицы и двора производили свое впечатление на соседние народы, возбуждая уважение к израильскому народу, благоговение к его царю и изумление пред ним. Цари иноземные приходят не только послушать мудрости Соломона, но и видеть его дела и богатство 3Цар. Счастливым образом с этим внешним блеском царства соединяется необыкновенная мудрость царя, или лучше эта последняя служит преимущественным основанием первого. Слух о необыкновенной мудрости Соломона распространяется гораздо шире, чем весть об его богатстве и роскоши, и привлекает еще более посетителей, свидетельствующих о своем уважении и благоговении и внешними подарками. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей... И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его 3Цар. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростию. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» 3Цар.
Соломон построил первый храм в Иерусалиме. Здание славилось красотой и роскошью. По устройству храм был точной копией скинии Моисея в увеличенном масштабе. Здание было искусно отделано кипарисовым деревом, золотом и драгоценными камнями. Для храма изготовили медный жертвенник длиной и шириной десять метров, и пять метров высотой. Вся священная утварь была золотой. По окончании строительства храм освятили. Слава Божья наполнила его в виде облака. Соломон построил также дворец для себя. Он развивал инфраструктуру страны и обустраивал города, а также строил новые. Об уровне влияния и величия Соломона Библия говорит: И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его Вторая книга Паралипоменон 9:22,23 У экономического подъема была и обратная сторона: население было обложено налогами, а иноземцы, жившие в Израиле, должны были работать на стройках царя. Возможно, поэтому, а также из-за духовного падения Соломона в историю вошла не его, а эпоха Давида как справедливое и золотое время. Духовное падение Соломона На вершине могущества Соломон подвергся искушению, которое впоследствии привело его к духовному падению. Слабостью мудрого царя оказались женщины, которых у него было много.
Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.
Если он откажется, то взять его силою и истребить весь мужеский пол, а женщин и детей взять в добычу. Если же он согласится сдаться, то обязать его уплатою дани и службою Израилю Втор. Но как отнестись к его культу? В первом случае мальчики, если они оставлялись в живых, 310 поступая в рабы к Израилю, подвергаются, нужно думать, обрезанию и воспитываются в религии Иеговы Быт. Во втором случае закон, нужно думать, оставляет жителей города при их религии. Но так как он — город становится теперь частью государства Иеговы, то, быть может, жители его обязаны подчиниться вышеуказанным ограничениям.
Так по закону, но не так на деле. Из истории мы ничего не знаем о том, чтобы израильтяне ставили какие-либо ограничения в религиозном отношении жителям подвластных им стран вне Палестины; история представляет даже противное — некоторое усвоение культов подвластных им народов. Так из более поздней истории известно, что Амасия, царь иудейский, поразив идумеян, берет их богов с собою, делает их своими и клянется им 2Пар. О каком-либо ограничении идумеян в служении своим богам на родине, понятно, не может быть здесь речи. Еще позднее Иоанн Гиркан и Аристовул, наоборот, принуждают даже к обрезанию покоренных ими народов, — первый — идумеян, второй — итуреян; 311 но, нужно думать, главным образом потому, что они жили в пределах области собственно израильской; им — тем и другим предлагается выбор — или принять обрезание и соблюдать иудейские законы, или же оставить свое отечество.
В этом случае Гиркан и Аристовул являются исполнителями Моисеева закона, который, допуская существование среди Израиля отдельных иностранцев, пришельцев, предписывает истребление языческих народов в стране израильской. Израильтяне же прежних времен не были точными исполнителями закона и по отношению к ханаанским народам, оставили их существовать и с их идолами и тем подвергли себя соблазнительному искушению со стороны последних. Отношения Израиля к другим народам вне Ханаана в первое время его существования в Ханаане более отрицательного характера. Первая и главная забота его в это время утвердиться в нем. За пределы его желания его не выходят.
С неханаанскими народами он входит в соприкосновение почти исключительно по вызову со стороны этих последних. Отношения к ним более продолжительные — отношения политической от них зависимости и подчиненности им. Более деятельное положительное воздействие на них со стороны Израиля ограничивается лишь свержением чужеземного ига и защитою против них своей самостоятельности. О господстве его над другими, неханаанскими народами ничего не известно. Так во весь период судей.
Враждебные отношения этих народов предохраняют более или менее Израиля от их религиозного влияния, и если он не остается свободен от него, то все-таки усиление тягости рабства тому или другому народу отклоняет его от служения чужим богам и обращает опять к Иегове. При Сауле Израиль не ограничивается уже изгнанием врагов из своих пределов, он проникает в их земли и поражает их на месте, чтобы предупредить самую возможность нападения с их стороны 1Цар. Но этим поражением и ограничиваются отношения Израиля к другим народам; о распространении и утверждении господства над ними из времени Саула ничего не известно. Говорится, правда, о потомках Рувима, что они вели во дни Саула войну с агарянами, что эти последние пали от рук их и что они рувимляне стали жить в шатрах их во всей восточной стороне Галаада 1Пар. Но из этих же слов видно, что рувимляне не подчинили агарян своему господству, а или истребили или изгнали их и стали сами жить в их шатрах.
Отношения Израиля к другим народам изменяются при Давиде. Давид не ограничивается поражением их, он завоевывает их земли, налагает на них подать и, где нужно, обеспечивает свое господство поставлением гарнизонов, как напр. Так пределы израильского государства расширяются за пределы ханаанской земли, занятой или, по крайней мере, долженствовавшей быть занятою собственно израильтянами; в состав его входят не одни израильтяне, чтители Иеговы, Бога истинного, но и другие народы, чтители идолов, богов ложных. Последние народы правда, неравноправны с первыми, зависимы от них и их данники; но без сомнения их политическая зависимость ограничивается уплатою дани, гражданское же их устройство остается неизменным. Обязывались ли они к каким-либо ограничениям в религиозном отношении, например тем или подобным тем, каким подчинялись пришельцы среди Израиля, ничего неизвестно; нужно думать, не обязывались.
Правда, известно, что Давид сожег идолов филистимских, но тех, которые оставлены были на поле сражения 1Пар. Тем не менее, могучее проявление силы Бога Израилева, Иеговы, в великих победах Его народа не может не оказывать влияния на соседние, зависимые и независимые народы, в смысле такого или иного Его призвания ими и благоговения к Нему. Быть может, можно указать и след этого влияния в имени Иорама, сына царя емафского, имени, одною из составных частей которого служит имя израильского Бога Иегова. Царь емафский остается, правда, независимым, но победы Давида имеют для него большое значение, и он посылает сына своего, Иорама, в имени которого содержится и имя израильского Бога, поздравить Давида с победою 2Цар. Это, конечно, лишь примеры из многого.
Израильский народ, ставший политическою главою многих народов, становится некоторым образом главою или светочем для них и в религиозно-нравственном отношении. В этом последнем и главное его назначение; к осуществлению его он, таким образом, значительно приближается. Но устоит ли он на высоте своего положения? Опираясь на силу политическую, будет ли он распространять свет истинного богопознания среди других народов? История ничего не знает о прямом воздействии со стороны народа и царя в это время на другие народы в этом отношении.
К сожалению, она знает, что сначала сам царь Соломон , а потом и его народ не устояли вполне в своей религии. Пока сильно было впечатление от побед на самого Израиля, пока он не остыл еще в своей энергии, ими возбужденной, пока он сознавал себя особенно теперь избранным народом Божиим 2Цар. Такое его состояние продолжается во все время Давида. В первые годы Соломона оно находит значительную поддержку для себя в заботах царя и собственных, вызванных последним, усилиях к построению храма. Но вот построение храма окончено.
Религиозные интересы отступают на задний план. Заботы Соломона направляются преимущественно на усиление и упрочение государственного и гражданского благосостояния своих подданных. И теперь он становится лицом к лицу с тем положением дел, какое создано еще при Давиде и опасность которого предотвращалась несколько для него сильным религиозным одушевлением его самого и народа. Под скипетром Соломона не одни израильтяне, a и другие народы, — не чтители только Иеговы, а и других богов. Если другие народы и не равноправные с израильтянами члены государства, то все-таки имеют право на существование, а с тем вместе получают некоторое право гражданства и их религии.
Наряду с религиею Иеговы, господствующею религиею, существуют, таким образом, в израильском государстве и религии подчиненные или лучше религии подчиненных народов. И царь этого государства обязан заботиться о господствующей религии, но в тоже время самым положением дел вынужден, по крайней мере, терпеть и другие в подчиненных областях. Соломон представляет в себе воплощение этого положения дел, но доводит это воплощение до крайности, запрещенной законом. Как повелитель многих народов, следуя обычаям того времени и чтобы польстить подчиненным ему народам и тем сильнее привязать их к себе и к своему трону, он берет себе жен из них, и эти жены остаются и при дворе его такими же язычницами, какими они были и на родине. Подобными же политическими соображениями он руководится и при браках с дочерями народов независимых, например, с дочерью фараона египетского.
Таким образом, действия Соломон как бы узаконяет существование других религий в своем государстве. Можно думать, что и по отношению к другим иностранцам в пределах своего государства в самом Ханаане он менее требователен в религиозном отношении, — именно потому, что он заботится преимущественно о том, чтобы открыть доступ в свое государство иностранным художникам, ремесленникам и т. Но дозволения своим женам служить своим богам открыто, содействия в построении капищ последним и даже некоторого участия в служении им не требовали, конечно, и политические соображения, и Соломон склоняется ко всему этому не столько по таким соображениям, сколько по преступному увлечению своими женами и именно во время своей старости. Так именно объясняет уклонение Соломона к чужим богам священный дееписатель 3Цар. Так вопреки закону он увеличивает до громадной цифры число жен 700 и наложниц 300 Втор.
Многие из этих жен происходят из народов, брачные связи с которыми прямо воспрещены законом 3Цар. И Соломон, царь Израиля, не только терпящий идолопоклонство в своей стране, но и сам сооружающий языческие капища и принимающий, хотя совершенно внешним образом, участие в культе языческих богов, стоит в решительном противоречии закону. Простому смертному за тайное совращение других к идолопоклонству закон грозит смертью , именно побиением камнями Втор. Но какой суд произнесет приговор над царем? И потому сам Бог определяет ему наказание, наказание то, что по смерти его Он отторгнет большую часть его царства от его дома; сыну же его дает одно колено, ради Давида, раба своего, и Иерусалима, который Он избрал 3Цар.
Так отпадение большинства израильских колен от дома Соломонова или, что тоже, разделение еврейского царства по смерти Соломона наказание Божие за нарушение Соломоном основного теократического закона, в силу коего в израильской земле должен быть почитаем один Иегова, царь Израиля, а культы других богов и самые эти боги должны быть в ней истребляемы. Но это наказание — не непосредственное Божие наказание, а посредственное, совершенное людьми и по мотивам чисто человеческим. Спрашивается потому: каким образом преступная терпимость Соломона по отношению к культам языческих богов и даже прямое им покровительство влияют на разделение царства? В каком отношении стоит израильский народ к терпимости Соломона: в отношении ли противоположности, так что разделение царства или отделение большинства колен от дома Давидова протест против этой терпимости, или же эта терпимость Соломона не ограничивается им одним, проникает в народ, расслабляет главную, объединяющую народ религиозную связь и тем облегчает разделение, произведенное другими причинами? Судя теоретически, мы не придем к определенному решению.
Несомненно, лучшие люди в Израиле не могут быть довольны противозаконным и нетеократическим поведением Соломона. Но именно от них всего менее можно ожидать агитации против Соломона в смысле отделения от него большинства Израиля. Для них по преимуществу он сын великого Давида, дом которого должен быть, по обетованию Божию, непоколебим, и престол которого должен существовать во веки. Им более других должно быть известно и то, что если этот сын Давидов согрешит, то Бог накажет его ударами сынов человеческих, но милости своей не отнимет от него, как Он отнял от Саула, которого Он отверг пред лицом Своим, и утвердит престол царства его на веки 2Цар. В виду этого лучшие люди в Израиле и особенно пророки могут сильно обличать Соломона, указывать гибельные последствия принятого им противозаконного направления в политике и религии, но агитировать против него, возбуждать народ к отпадению от него не могут, — по крайней мере, нет данных для признания этого.
Возражением против этого не может быть указание на пророка Ахию, силомлянина, будто бы восставившего Иеровоама против Соломона и указавшего ему на десять колен, которые он может отделить от него и сам стать их царем 3Цар. Очень возможно, что в вечно недовольном колене Ефремовом начались уже волнения, и Иеровоам как-либо выдвинулся в них. Ахия, и как боговдохновенный пророк и как просто проницательный наблюдатель настоящего положения дел, хорошо знакомый с уроками истории своего народа, оценивает надлежащим образом это положение дел, указывает размеры начавшегося движения и Иеровоама, как имеющего завершить свое теперешнее участие в движении достижением царского престола. Таким образом, ни теоретические, ни исторические соображения не позволяют смотреть на возмущение против Соломона и на разделение царства его, как на протест лучших людей в Израиле против его терпимости к языческим культам своих жен, покровительства им и даже некоторого в них участия. Тем менее можно смотреть на разделение царства, как на протест против всего только что сказанного со стороны худших израильтян.
Худшая и, конечно, большая половина Израиля всегда не тверда в своей религии. Уклонение Соломона может служить примером для неё и желанным оправданием своей неверности религии, а не поводом к протесту против него. Мы знаем уже, что в мирные периоды своей истории и при более или менее близких соприкосновениях с другими народами Израиль обыкновенно более или менее оставляет своего Иегову и начинает служить иным богам. Период Соломона период мира в истории Израиля по преимуществу. И соприкосновения с другими народами самые широкие и дружественные.
Теперь он вступил даже в новые к ним отношения, — торговые, которые, по общему признанию, наиболее враждебны национальной замкнутости и, напротив, наиболее благоприятствуют сближению народов во всех отношениях. Трудно допустить, чтобы и теперь не произошло того, что обыкновенно происходило в подобные времена и при подобных обстоятельствах. И действительно, царь народа подчиняется обычному влиянию таких обстоятельств и, хотя не делается сам настоящим поклонником чужих богов, но, во всяком случае, его деятельность слишком соблазнительна и, нужно думать, еще более облегчает возможность увлечения чужими культами и для народа. Здесь нужно иметь в виду и то, что этот царь мудрейший из всех людей, послушать мудрости которого приходили цари и из всех народов 3Цар. Тем труднее уберечься от соблазна народу, и без того легко увлекающемуся чужими богами.
Некоторые данные подтверждают, что Соломон не был одинок в своем, хотя и внешнем, служении чужим богам, а имел более или менее численных подражателей, которые, не имея Соломоновой мудрости, ушли в своем подражании далее того, кому подражали, уклонились к прямому служению чужим богам. Указание на это можно находить в речи пророка Ахии к Иеровоаму, в которой он поясняет символическое предсказание о царствовании его над десятью коленами израильскими. Сказав, что Бог исторгает царство из руки Соломона и дает ему Иеровоаму десять колен, пророк прибавляет: «это за то, что они оставили Меня и стали покланяться Астарте, божеству сидонскому, и Хамосу, богу моавитскому, и Милхому, богу аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его» 3Цар. По связи с предшествующим и последующим здесь должна бы быть речь о нем, т. Содержание приведенного выше места заставляет относить его преимущественно к этим последним.
В нем говорится об оставлении Иеговы и поклонении чужим богам, но ни то, ни другое не говорится прямо о Соломоне и по предшествующему не может быть о нем сказано. Он не оставляет Иеговы, а лишь не вполне Ему следует ст. Мудрость его удерживает его при вере в Иегову и от поклонения чужим богам. Другие не имеют такой мудрости и, следуя соблазнительному примеру Соломона, уходят далее, до прямого служения чужим богам и оставления Иеговы. Уже в первое царствование после него иудеи «устроили у себя высоты, и статуи, и капища идолы Ашеры на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» 3Цар.
Правда, писатель книги Паралипоменон говорит, что в течение трех лет по смерти Соломона в царстве иудейском ходили путем Давида и Соломона — последнего, очевидно, когда он был еще верен Иегове , и что Ровоам и с ним весь Израиль, очевидно, ему подчиненный, оставили закон Господень, когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен 2Пар. Но это не дает права думать, что принятое теперь Ровоамом противозаконное направление новое, отличное от Соломонова, по крайней мере, по отношению к народу, что до этого времени народ оставался верен Иегове, как был верен ему и при Соломоне. Историческая аналогия дает возможность представлять дело так. Народ еще при Соломоне обращается, соблазняясь его примером, «к своим излюбленным высотам и тенистым рощам». Обстоятельства после его смерти заставляют иудеев, с точки зрения которых отпадение десяти колен собственно несчастье и именно наказание Божие за допущенное им в своем царстве служение чужим богам, несколько приостановиться в своем уклонении к язычеству, обратиться к Иегове и таким образом ходить путем Давида и лучшим путем Соломона.
Так проходят три года, в течение коих поддерживают их в этом направлении и переселяющиеся из израильского царства благочестивые израильтяне и левиты. Но впечатление от разделения ослабевает с течением времени, разделение является уже фактом совершившимся и непоправимым, собственное царство Ровоама становится уже окрепшим, — словом, народ приходит опять в спокойное расположение духа и тем скорее возвращается к принятому еще при Соломоне, но прерванному обстоятельствами по смерти его, языческому направлению. Заметим кстати, что следование принятому в царствование Соломона направлению в делах религиозных соглашается с направлением деятельности Ровоама и в других отношениях, — во всем он хочет быть продолжателем и подражателем деятельности своего великого и славного отца. Так подобно своему отцу он укрепляет свое царство многими крепостями 2Пар. Заявив народу в злополучный день своего предполагавшегося утверждения на царстве всего Израиля, что он не отступит от политики своего отца 3Цар.
Взгляд на религиозную реформу Иеровоама I, как на оппозицию деятельности Соломона в области культа вообще, даже в области культа Иеговы, и как на восстановление древнего культа, господствовавшего будто бы среди Израиля до Соломона. Несостоятельность доказательств этого взгляда И успех религиозной реформы, предпринятой Иеровоамом, вскоре по смерти Соломона, в царстве израильском, становится понятен лишь при предположении, что израильтяне, отпавшие от дома Давидова и теперь составляющие царство израильское, еще при Соломоне приняли направление более или менее языческое, или, по крайней мере, более чувственное, ищущее удовлетворения и находящее его в чувственном изображении своего невидимого и неизобразимого Бога. Здесь мы должны остановиться. Существует мнение, по которому реформа Иеровоама не стоит в соответствии с признаваемым нами понизившимся, благодаря влиянию терпимых и покровительствуемых Соломоном языческих культов, религиозным состоянием Израиля того времени; напротив она стоит в прямой противоположности к этим культам и не только к ним, а и к остальной деятельности Соломона в области культа, — в особенности же к построенному им храму. В таком случае влияние религии на разделение еврейского царства иное, отличное от того, какое мы имеем указать.
По этому взгляду Соломон всею своею деятельностью в области культа, а не покровительством только культам чужих богов возбуждает в народе израильском и, особенно в пророках сильное недовольство против себя. Достаточно было построения храма для того, «чтобы возмутить национальное и религиозное чувство израильтян и пророков Иеговы; для этого не было нужды в том, чтобы Соломон построил еще капища Астарте, Молоху и Хамосу». Религиозная реформа Иеровоама, таким образом, не уклонение, так или иначе объясняемое, от прежнего господствующего среди Израиля культа Иеговы, a восстановление именно этого культа; благодаря ей израильский народ «возвращается только к своему древнему и подлинно еврейскому культу». Но действительно ли реформа Иеровоама восстановление или «улучшение» 321 древней, подлинно еврейской формы культа? На чем опирается такой на все взгляд?
Сущность религиозной реформы Иеровоама состоит, как известно, в следующем. Он устрояет два золотых тельца, поставляет их на двух противоположных границах своего государства — южной в Вефиле и северной в Дане и предлагает их своим подданным для поклонения, вместо того, чтобы ходить им в Иерусалим. Это в реформе главное. Другие её стороны: введение всеобщего священства, с уничтожением исключительных прав на него Левиина колена, и перенесение праздника вероятно кущей с седьмого месяца на восьмой более или менее второстепенные и, быть может, введены уже позднее 3Цар. Что эта реформа — восстановление древнего, господствующего среди евреев религиозного культа и именно нормального, для признания этого недостаточно указать на широкое распространение культа тельца в том самом или приблизительно в том виде, как он введен Иеровоамом.
Для этого нужно предположить, что до Соломона не было закона, определяющего так или иначе религиозный культ евреев. Только при этом предположении широкое распространение того или другого культа вообще или в частности культа тельца может свидетельствовать об его нормальности среди Израиля. В противном случае, при существовании закона, определяющего иной вид культа, культ тельца есть уклонение от законного культа. Как уклонение, должна быть рассматриваема и религиозная реформа Иеровоама, восстановляющая этот культ, и как уклонение она может быть объясняема лишь из предположения предшествующего большего или меньшего, так или иначе объясняемого, упадка религиозного состояния израильтян, составивших израильское царство. Таким образом, чтобы иметь возможность от реформы Иеровоама правильно заключать к влиянию религии на разделение еврейского царства, нужно установить наперед правильный взгляд на отношение реформы к предшествующему состоянию религии в израильском народе и ее значение, а для этого решить вопрос о том, существовал ли до Соломона закон, точно определяющий культ, в частности, что Бог Израиля, Иегова, должен быть почитаем без какого-либо чувственного изображения, что на служение Ему при святилище должно быть выделено колено Левиино, что должно быть одно место в стране для жертвоприношений всего народа и пр.
Вопрос о происхождении такого закона от Моисея, или о законе, как он изложен теперь в Пятикнижии, как начальном или конечном пункте истории Израиля, или о том, — закон ли прежде пророков или же пророки прежде закона, или, как ставит вопрос Вельгаузен: «Моисеев закон исходный ли пункт для истории древнего Израиля или для истории иудейства, т. Но понятно само собою, мы не можем входить здесь в принципиальное решение этого и слишком сложного и слишком трудного для точного решения вопроса. Вопрос этот возникает главным образом потому, что в истории Израиля до вавилонского плена встречаются факты, которых, по-видимому, не должно бы быть в ней, если бы с самого ее начала существовал Моисеев закон; потому что «допленная история идет вообще не по нормам Моисеева закона, и только после плена наступает приблизительная сообразность истории и писанной торы». Возможность широкого распространения культа тельца или, что тоже, культа Иеговы под чувственным символом тельца у Израиля обусловливается принципиально, так сказать, положением, что «форма тельца подлинно семитический символ божества». Так действительно и видят в нем некоторые «древнееврейскую идею», в культе тельца «древнееврейское язычество».
Объяснить такое молчание намерением предания или бытописателя представить высокие лица патриархального периода свободными от религиозно-нравственных заблуждений нельзя. В книге Бытия рассказывается же о том, что в семействе Иакова были боги чужие терафимы, 31:34; 35:4. Но ничего не говорится в ней о культе тельца. В первый раз о служении Израиля золотому тельцу говорится в истории пребывания его при горе Синае, вскоре по выходе из Египта Исх. Близость по времени этого служения к пребыванию Израиля в Египте, стране поклонения животным, сама собою наводит на мысль о заимствовании этого культа именно у египтян.
Но сила указываемого здесь основания видеть в золотом тельце египетское влияние, именно основания враждебности к египтянам ослабляется значительно дальнейшими словами автора: «хотя, несомненно, в самом праздновании в честь тельца были и черты египетского культа, к которому так привык народ во время своего пребывания в Египте». Далее тот же автор видит «некоторое сходство в устройстве и расположении скинии с расположением храмов египетских», склоняется объяснять урим и туммим египетской аналогией. Почему же нужно исключать это влияние по отношению к символу божества при Синае, особенно когда библейские писатели видят его и здесь Нав. Справедливо говорит Елеонский после разбора мнений относительно происхождения культа золотого тельца у израильтян: «чтобы в вопросах чисто научных, касающихся бытовых сторон древней жизни, каков настоящий предмет, отступать от воззрения библейских писателей, необходимы прочные, несомненные данные; а не таковы, по нашему мнению, приведенные выше основания новейшего мнения о происхождении золотого тельца» 331 из семитического влияния. После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав.
Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, — что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте 3Цар. Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом.
И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама. Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон Суд. Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха Суд. Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода.
Таким образом, и основное место для понимания под ефодом «образа в окладе» не уполномочивает к нему. Остается чистая его возможность, и наряду с нею действительность, по которой последней ефод означает верхнюю наплечную одежду первосвященника с прикрепленными к ней уримом и туммимом, которую он надевал на себя, когда хотел вопросить Бога.
Сенсационную находку сделала научная группа из университета Калифорнии.
К югу от Мертвого моря на территории современной Иордании были обнаружены легендарные копи царя Соломона. Они представляют собой гигантское даже по современным масштабам месторождение меди, которое было выработано в течение почти 10 веков, передает ИТАР-ТАСС.
Во время его правления Израильское Государство вошло в Золотой Век. Люди не знали нужды и голода. Царство процветало. По велению Господа Царь Соломон строит Первый Храм , для установки Ковчега Завета - главной, но в дальнейшем утерянной реликвии еврейского народа. Обладая несметными богатствами, известными как Копи Царя Соломона , владыка вел успешную торговлю, добытыми минералами и медной рудой, с соседними странами. Владел Соломон и Великой магией. Подчинив себе 72 демона ада и управляя ими, он мог получить все желаемое в этом мире. Но одна вещь угнетала его - способный править Демонами, он был не в состоянии полностью управлять своими эмоциями.
Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги.
Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается".
Кольцо царя Соломона Это один из вариантов притчи о кольце Соломона. Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.
Я очень подвержен страстям, и это мне мешает! Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "Это пройдет! В этом ты найдешь спасение от страстей!
Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…" Копи царя Соломона После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" многие искатели приключений потеряли покой и отправились на поиски сокровищ.
Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями. Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Соломон обладал огромными богатствами. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов.
Ученые попытались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где находится эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено до сих пор. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.
Большинство археологов уверены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду.
ЗАВЕТ. ЦАРЬ СОЛОМОН И ЛЕНЬ
И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня — местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира. Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху. Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», — Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма. Строительство Храма в Иерусалиме — это деяние, адресованное, скорее не еврейскому народу, а всем людям, всему свету.
Бог обретает, так сказать, местоположение, определенные координаты, и любой человек теперь знает, куда обращаться. Соломон возводит не только своего рода обиталище Бога, а, можно сказать, Центр Мира», — Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль. Однако со временем Соломон, получивший когда-то божье благословение, забыл слова Бога о том, чтобы не развратил своё сердце материальными благами и женами. Правитель Израильского царства не сумел пройти испытание славой и богатством — великолепие его дома, украшенного изделиями из ценных пород дерева, минералами, самоцветами и золотом, чуть ли не затмевает возведенный до этого Храм. Жены Соломона В конце своих дней Соломон стал слишком развращен: сказано, что у него было 1000 жен и наложниц — это, вообще-то, было вполне обычно для царей того времени.
Для восточных властителей тогда большой гарем был лишь одним из способов показать свое богатство. Они собирали предметы искусства, ювелирные драгоценности и точно так же они коллекционировали жен. И жены Соломона привозили с собой свои верования и традиции. Они не были иудейками и не были монотеистами. Большой гарем — это вопрос престижа, а количество жен — показатель статуса правителя.
Постепенно гарем Соломона превращается в целую колонию женщин из разных племен и народов, и они склоняют Соломона к вероотступничеству. Царь приказывает построить в Иерусалиме святилище Астарты, Милхома, Хамоса и других сирийских богов. В угоду своим женам Соломон даже открыто участвует в языческих обрядах. Каждая просит дать ей возможность жить по-своему, у каждой есть свое помещение, и в этом помещении, в этом дворце, есть какая-то своя маленькая комната для молитвы там какие-то, наверное, есть свои идолы и прочие святыни. В результате так возникает пространство все больше, и больше, и больше языческих культов в самом центре Иерусалима, в связи с этими женщинами.
В этом есть тоже некоторый намек, к которому в дальнейшем будут возвращаться пророки, многобожие в стране многоженства. Многобожие сродни супружеской неверности, когда ты ходишь к разным женщинам или женщина общается с разными мужчинами — это очень похоже на то, как человек молится разным богам», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН. Возможно, именно в это время и возникает «Песнь песней», цикл свадебных песен, где говорится о юной девушке, которая не желает идти в гарем Соломона, где шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, а предпочитает царю своего возлюбленного пастуха В книге «Песнь песней», в которой упоминается Соломон в качестве то ли некого символа, то ли, может быть, лирического героя, а, может быть, это действительно какая-то романтическая история. Есть предание древних о том, что прекрасная девушка Суламифь понравилась царю Соломону, но он понимал, что если он как царь будет строить с нею отношения, то она будет подчиняться ему, как царю, полюбит его за богатство, за славу. Поэтому он встречался с ней инкогнито, переодевшись, как простой влюбленный в нее юноша, добился благосклонности, а потом удивил ее таким приятным образом, что вот он еще и царь, оказывается.
И пусть на закате дней мудрость царя Соломона изменила ему. В историю он все же вошел как один из величайших библейских героев, как мирный правитель золотого века Израиля, строитель первого храма Господня и как великий пророк, сказавший: «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего».
Царь переспал с Вирсавией во дворце, и она забеременела. Чтобы иметь возможность жениться на красавице, коварный правитель отправил военачальнику Урии письмо, в котором приказал сделать так, чтобы он навеки остался на поле боя. В своем послании Давид распорядился поставить Урию там, где состоится самая серьезная битва, остальным воинам было велено отойти от него, чтобы его наверняка убили. После случившегося у Давида появилось много недоброжелателей. Нафан — пророк и автор Книги Царств, послал Давиду свои проклятия, он, по сути, обрек его в будущем на братоубийственную войну и конфликты.
Давид и пророк Нафан Спустя некоторое время Давид уже раскаивался в том, что натворил, вымаливал у Бога прощение, стоя на коленях. Пророк Нафан сказал, что прощение Бога он выпросил, но полностью избежать наказания за пожелание смерти другому, ему не удастся, и что за одну овечку придется платить четыре цены. После этого Давиду пришлось пережить множество печальных моментов своей биографии. У него скончался младший сын, дочку Фламарь изнасиловал собственный брат Амнон, в свою очередь убитый родным братом. В положенное время у Давида и Вирсавии родился наследник. Родители дали ему имя Соломон Шломо , чем оказали влияние на всю его будущую жизнь. Шломо на иврите значит «мирный». На самом деле Соломон не приветствовал вооруженные конфликты, поэтому во время своего правления не имел многочисленного войска.
Свое второе имя — Иедидиа, Соломон получил при рождении от пророка Нафана. Оно означает «любимец Бога», и было дано потому, что Всевышний оказал снисхождение Давиду, признавшемуся в совершении еще одного греха — прелюбодеяния, входящего в число семи смертных грехов. Вирсавия, дочь Елиама, вела благочестивый образ жизни, всегда была в тени своего именитого мужа-царя. Ее абсолютно не интересовала политика, делом всей ее жизни стало воспитание детей. Правление Легенда гласит, что Давид хотел сделать своим преемником именно Соломона, невзирая на то, что он был самым младшим сыном в семье. Однако на царский трон претендовал старший сын — Адония, потому что в соответствии с древними традициями, именно ему должна была перейти корона. В связи с этим, главный наследник престола собрал специальное войско телохранителей, которым командовали Авиафар и Иоав. Пользуясь тем, что власть Давида уже ослабела, он попытался переманить в свои ряды пророка Нафана, Ванея и воинов царской гвардии, однако подданные царя отказались поддерживать Адония.
Царь Давид и Соломон Пророк рассказал Давиду о готовящемся заговоре, и царь поспешил помазать младшего сына на царствование, чтобы иметь возможность передать Соломону дары Святого духа, с помощью которых он управлял страной. Всевышний поставил Соломону условие — никогда, ни при каких обстоятельствах не отступать от служения Богу. После полученного обещания со стороны Соломона, он наделил его такими качествами, как терпение и мудрость. Доказательством невероятной рассудительности и мудрости Соломона служит предание о суде, который учинил царь. К нему обратились две женщины, каждая из которых доказывала, что именно она является настоящей матерью ребенка, и попросили разрешить их спор. Соломон принял жесткое решение, прекратить все споры и разрубить младенца на две части, чтобы спорящие получили свою половину.
Под старость они склонили его к уходу от иудаизма.
Именно тогда он основал каббалу. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер в преклонном возрасте. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки предположив, что это может быть летаргический сон , приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов эдомитян, арамеян ; сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства Израильское и Иудейское. Легенды о Соломоне[ ] Однажды пришли к царю Соломону на суд две женщины с ребенком и просили рассудить их. И сказал царь: рассеките дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: O, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же он не будет ни мне, ни тебе, рубите.
Печально известными шахтами оказались медные рудники, расположенные в долине Тимна, которые, как ранее считалось, были построены египтянами в 14 веке до нашей эры. Однако новые находки в этом районе заставляют ученых полагать, что мины появился во времена Куры Соломона. В районе долины были обнаружены остатки лагерей, добывающих медь из руды.
Израильские чиновники доверяют сообщениям о подготовке МУС ордеров на их арест
Исходя из описания этой вечной книги, отцом Соломона был второй царь Израиля – Давид. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Третий царь Израильского царства, легендарный Соломон начал править в 970 году до нашей эры. Кольцо царя Соломона с 3-мя надписями. Царь Соломон вошел в историю как выдающийся правитель, живший в Х веке до нашей эры.