Гоголь Николай Васильевич, великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Смотрите видео онлайн «презентация на тему-ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ» на канале «Магическое отражение будущего» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15 ноября 2023 года в 4:11, длительностью 00:03:53, на видеохостинге RUTUBE. Скачать презентацию на тему: "Николай Васильевич Гоголь: страницы жизни и творчества" с количеством слайдов в размере 22 страниц. По-видимому, Николай Васильевич не знал о настоящем происхождении фамилии и впоследствии отбросил её вторую часть «Яновский», говоря, что её поляки выдумали, оставив себе только первую — «Гоголь».
Николай Васильевич Гоголь
Здесь его впервые настигает приступ тяжелой нервной болезни, которая отныне будет его преследовать до самой смерти. Издание «Мертвых душ» В октябре 1841 года Гоголь возвращается в Петербург и хлопочет об издании первого тома «Мертвых душ». В марте 1842 года цензура разрешает издание поэмы с многочисленными поправками, а вставную «Повесть о капитане Копейкине» запрещает. Поэме было дано другое название «Похождения Чичикова, или Мертвые души», что сильно снижало гоголевский замысел и больше походило на авантюрно-нравоописательный роман, главной темой которого становились забавные приключения обаятельного прохвоста Чичикова. С июня 1842 по апрель 1848 года — почти полных шесть лет — Гоголь снова проводит за границей, переживая в это время величайшую творческую трагедию.
Он тяжело болен, часто и тщетно лечится на курортах, отдаляется почти от всех людей. Возле него лишь узкий круг интимных друзей. Это с одной стороны, тяжело больной, лечившийся за границей поэт Н. Языков; Жуковский, вышедший в отставку и тоже живущий за границей; с другой — фрейлина императрицы А.
Смирнова и ее брат; семья графа Виельгорского, графа А. После издания первого тома Гоголь всецело отдался работе над вторым, начатым еще до окончания первого.
Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться.
Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь. Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной.
В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа казаки бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков 7 слайд Личная жизнь Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич.
Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли.
Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие". Слайд 4 После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника.
Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Слайд 5 В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман".
Горького «Старуха Изергиль». Это необычное произведение читается школьниками с большим интересом, так как в нем присутствует... Материал разработки можно скачать для проведения урока в 7 классе.
Может быть рекомендовано использование данного электронного...
Презентация по литературе на тему Николай Васильевич Гоголь (9 класс)
Он сам готовил их. Слайд 22 Слайд 23 Страсть к рукоделию У него была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки и поправлял жилеты. Слайд 24 Почему в Италии он стал спать сидя? Слайд 25 Заболел Писал только стоя, а спал — только сидя. Однажды, во время приступа малярии он заболел ею в Италии его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить… Слайд 26 Были ли у него забавные привычки? Слайд 27 Шарики Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Слайд 28 Слайд 29 Гулял По воспоминаниям Дмитрия Погодина, Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто Слайд 30 У каждого человека есть недостатки. Как Николай Васильевич боролся со своими?
Слайд 31 Избавлялся от пороков В юности, во время учебы в гимназии, из-за него неряшливости и золотушного вида у него текло из ушей многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги — это был настоящий ад для нормального человека. И тут же добавлял, что большую часть своих пороков и слабостей он передавал своим героям, осмеивал их в своих повестях и таким образом избавлялся от них навсегда. Слайд 32 Слайд 33 Аптекарский интерес и другие… В молодости Н. Гоголь проявлял интерес не только к литературе, но и к истории, географии, ботанике и к фармации. Слайд 34 Что Н. Гоголь думал о смерти?
Анализ лирических фрагментов в поэме "Мертвые души": идейное наполнение, композиционная структура произведения, стилистические особенности. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Цель жизни Чичикова, завет отца.
Первичный смысл выражения "мертвые души". Второй том "Мертвых душ" как кризис в творчестве Гоголя. Знакомство Гоголя с Пушкиным и его друзьями. Мир мечты, сказки, поэзии в повестях из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Особенности жанра поэмы "Мертвые души". Своеобразие художественной манеры Гоголя.
Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной.
Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге. Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра. Спустя несколько недель комедию увидели москвичи, там ее постановкой занимался друг автора — Михаил Щепкин. Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Ревизор» В тот же период начал выходить и журнал «Современник», который издавал Александр Пушкин. В первом его номере вышла повесть Гоголя «Нос».
Главный герой произведения — чиновник, потерявший нос в одно утро, и теперь он никак не мог рассчитывать на повышение. Вслед за этим на страницах журнала напечатали «Коляску» Гоголя, где помещик по фамилии Чертокуцкий вечером расхваливает экипаж перед генералом с целью его продажи, а утром ему приходится прятаться от покупателя, так как его хваленая карета оказалась ни на что негодной. Он объяснял свое решение тем, что ему просто необходимо собраться с мыслями, которые очень рассеяны «от разных досад и волнений», а также размыкать тоску, навеянную соотечественниками. Он говорил, что стоит вывести на сцену нескольких плутов, как тысячи честных людей начинают сердиться, и говорить, что они не такие. Писатель отправился в Германию, потом в Швейцарию, а затем побывал в Париже. В столице Франции он снова принялся за работу над романом «Мертвые души», который забросил в Петербурге от нехватки времени. В феврале 1837-го на дуэли погибает Пушкин.
Эта трагедия доставила Гоголю много переживаний. По мнению полковника Андрея Карамзина, известие о гибели поэта сильно подкосило Гоголя, он затосковал и думал, что пора возвращаться в Петербург, который опустел для него после смерти друга. Но вместо того, чтобы вернуться в Россию, писатель отправился в Италию. В 1841-м ему удалось закончить работу над первым томом «Мертвых душ», и чтобы отдать его в печать, Гоголь приехал в Москву. В этот период он жил в доме Михаила Погодина, известного историка. Весной 1842 года удалось получить разрешение цензуры на публикацию «Мертвых душ». Дизайн обложки этого издания разработал сам Гоголь.
История помещика Чичикова, разъезжавшего по России в поисках бумаг на мертвых душ, вызвала разную реакцию читательской аудитории. Сергей Аксаков вспоминал, что очень многим нравилось произведение, но были и такие, кто относился к Гоголю с нескрываемой ненавистью. По задумке Гоголя «Мертвые души» должны были выйти в трех томах, причем в конце главный герой меняется, переосмысливает свое отношение к жизни и понятие о нравственных ценностях. В том же, 1842-м Гоголь представил на суд читателей новую повесть под названием «Шинель». Действие разворачивается в Петербурге, главного героя зовут Акакий Башмачкин, он мелкий чиновник, целыми днями корпящий над переписыванием бумаг за мизерное жалование. В один из дней у него случилась неприятность — порвалась шинель, и он начал собирать деньги, чтобы купить новую. Для этого ввел режим тотальной экономии, отказался от чая, носил дома только халат, чтобы другая одежда не изнашивалась.
А когда его мечта сбылась, и он смог купить себе обновку, то тут же ее потерял, ее отобрали какие-то люди на улице. Портрет Николая Гоголя в творческом процессе Летом 1842-го писатель снова отправился за границу. Он побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Он продолжал писать второй том «Мертвых душ». Спустя три года, в 1845-м, Гоголь оказался под властью душевного кризиса. Поддавшись нахлынувшему порыву, он сжигает второй том романа «Мертвые души», и все рукописи. Писатель отказался от общения с друзьями, перестал писать им письма.
В 1848-м Николай Васильевич уехал в Иерусалим, и только там в полной мере ощутил, как много в нем «холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия». На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. Но спустя некоторое время его снова накрывает тоска и отчаяние. Личная жизнь От отца писатель унаследовал не только любовь к литературе, но и страх ранней смерти, который впервые проявился еще в юности. У Гоголя с детства обнаружился маниакально-депрессивный психоз. Из веселого и задорного молодого человека он мог мгновенно превратиться в угрюмого и отчаянного. Часто впадал в депрессию.
Это состояние не давало покоя писателю до самой смерти. В письмах друзьям он часто признавался, что слышит голоса, куда-то зовущие его. Жизнь в постоянном страхе превратила его в аскета и затворника. Николай любил женщин, но на расстоянии. Иногда он говорил матери, что отправляется за границу к какой-то даме. Гоголь переписывался с милыми барышнями самых разных сословий. Сохранились письма, отправленные писателем Марии Балабиной, графине Анне Виельгорской.
Его ухаживания были робкими и романтичными. Николай никогда не афишировал свою личную жизнь, возможно, по причине ее отсутствия. Гоголь никогда не был женат, и не оставил после себя наследников. Некоторые утверждают, что писатель имел нетрадиционную ориентацию, другие говорят, что он имел отношения с женщинами, но чисто платонические. Смерть В январе 1852 года не стало его давней хорошей знакомой Екатерины Хомяковой. Это новое потрясение привело к тому, что писатель отказался от пищи, он чувствует страх приближающейся смерти, и признается в этом своему духовнику. Забросил Гоголь и работу над вторым томом романа.
Памятники Николаю Гоголю В ночь с 11-го на 12-е февраля 1852 года Гоголь приказал своему слуге Семену зажечь камин, и в этом огне сжег все свои произведения, включая и «Мертвых душ», работа над которыми только что завершилась.
Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Детство Н. Слайд 5 Мать, Мария Ивановна Косяровская 1791-1868 , из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.
Презентация на тему посвящённая 210 летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Произведение заставляет каждого читателя задуматься над тем, какими должны быть взаимоотношения... Его жизнь была насыщенной и интересной, а творчество продуктивным и признанным. Рассказать об этом... Гоголя «Тарас Бульба» представляет иллюстрационный материал для использования на уроке русской литературы в 7 классе при анализе произведения после первичного...
Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. С духовной точки зрения раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь, наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием.
Понятие "поэтического" в "Мертвых душах", которое не ограничено непосредственным лиризмом и вмешательством автора в повествование. Образ автора в поэме. Анализ лирических фрагментов в поэме "Мертвые души": идейное наполнение, композиционная структура произведения, стилистические особенности. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Цель жизни Чичикова, завет отца. Первичный смысл выражения "мертвые души". Второй том "Мертвых душ" как кризис в творчестве Гоголя. Знакомство Гоголя с Пушкиным и его друзьями. Мир мечты, сказки, поэзии в повестях из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Виртуальная презентация "Николай Гоголь: странный гений" Апрель 1, 2024 Количество просмотров: 151 "Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". Гоголь Гоголь один из самых загадочных русских классиков. Автор произведений, которые совершенно неожиданно для современников становились знаковыми и оказывали огромное влияние на развитие всей отечественной культуры.
Презентация «Гоголь»
Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом. Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Имя файла: Количество просмотров: 63 Количество скачиваний: 0.
Смотреть слайды презентации Николай Васильевич Гоголь
- Комментарии
- Жизнь и творчество Н.В. Гоголя
- Виртуальная презентация "Николай Гоголь: странный гений"
- Презентация на тему "Николай Васильевич Гоголь" - скачать презентации по Литературе
- Презентация, доклад Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- Презентация к уроку литературы "Николай Васильевич Гоголь" - Презентации по литературе
Презентация: Николай Васильевич Гоголь
1 января 1852 года Гоголь сообщает, что 2 том окончен. К тому же в большей степени благодаря Дмитрию Трощинскому сын Украины Николай Гоголь стал известен миру. онлайн презентация доступная к бесплатному просмотру в количестве 14 слайдов. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Работу выполняла Пахомова Лариса Михайловна Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 40. Николай Васильевич Гоголь (Из энциклопедии Брокгауза и Эфрона) Из Википедии Виноградов И.А. Биография Анненская
Николай Васильевич Гоголь
О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.
Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55].
Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества.
Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое.
Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова.
Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы».
Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало.
Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д.
Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило.
У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически.
Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В.
Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог.
Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В.
Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И.
Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой.
Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне.
В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская.
Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты.
Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А. Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Слайд 19 Москва, Никитский бульвар, 7 В этом доме с 1848 по 1852 год прожил Н. Гоголь, здесь же, в феврале 1852 года он и скончался. В левом крыле дома находятся комнаты, в которых жил Николай Васильевич: спальня, где он работал, переписывая свои произведения. Работал Гоголь стоя, переписывал произведения сидя, знал все свои крупные сочинения наизусть. Часто можно было слышать, как он прогуливался по комнате и проговаривал свои произведения. Слайд 20 Гоголю не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу.
Чтобы обезопасить себя, Николай Васильевич еще при жизни оставил письменное поручение, чтобы его похороны состоялись только после того, как будут явными все признаки разложения. Слайд 21 Любимым блюдом писателя были… итальянские макароны. Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр-пармезан. Слайд 22 Гоголь очень любил сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить сахар, который подавали к чаю, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Запас отличного чаю у него никогда не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. Он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики и угощал своих знакомых. Слайд 23 Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Он вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Слайд 24 Современники Гоголя отмечают, что он был неприхотлив в быту, одевался скромно, но периодически тратил внушительные суммы на благотворительность, помогая студентам и молодым поэтам.
Слайд 25 Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть «Нос». Слайд 26 Отгадай ребус и ты узнаешь...
При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания. Идея «Мёртвых душ»в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. Cлайд 11 Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Cлайд 12 Смерть С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование Матфея: «Отрекись от Пушкина»! Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
Николай Васильевич Гоголь: страницы жизни и творчества
Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Скачать презентацию на тему: "Николай Васильевич Гоголь: страницы жизни и творчества" с количеством слайдов в размере 22 страниц. 21 февраля (4 марта) 1852 г. — впав в беспамятство, Николай Васильевич Гоголь умер в состоянии сильного истощения, был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве.
Разговоры о важном 5-7 класс 15 апреля 2024 тема 215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя
Доска установлена силами писателя П. Дом А. Талызина на Никитском бульваре, где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Cлайд 10 Творчество О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания. Идея «Мёртвых душ»в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей.
Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. Cлайд 11 Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Cлайд 12 Смерть С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование Матфея: «Отрекись от Пушкина»! Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения.
Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель.
Впоследствии она помощница писателя по собиранию сказок, легенд, народных обычаев и поверий. Слайд 7 Отец писателя. Василий Афанасьевич — тонкая поэтическая натура, страстно любивший природу. Своим умом, ярким комизмом рассказчика, гостеприимством привлекал к себе в дом многочисленных гостей. Украинский драматург. Он с детства у сына пробудил любовь к природе, страсть к садоводству и исключительный интерес к театру. Слайд 8 Большое впечатление на Гоголя в детском возрасте произвели пьесы отца, игравшиеся на сцене домашнего театра Тращинского дальнего родственника матери Гоголя ; представления народного украинского кукольного театра — «вертепа». Слайд 9 С 1818г. Впечатления: пучки розг на кафедре, подолгу стоявшие на коленях ученики. Слайд 10 Гоголь был грязнулей, от его белья ощутимо пахло, а одежда была вечно в пятнах. Карманы раздувались от запаса сладостей. Эти сладости он всегда грыз в одиночку, не пытаясь с кем-то поделиться хотя бы просто для того, чтобы обзавестись друзьями. Слайд 11 Нежин. По 1828г. В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух. Слайд 12 Таинственный карла Именно так его называли товарищи по гимназии. Как пишет А. Данилевский: «В Нежине товарищи его любили, но называли: таинственный карла. Он любил посмеяться и давал прозвища.
Но другого выхода он не видел. В обязанности писателя входил прием жалоб, подшив документов и выполнение незначительных поручений руководства. Когда появлялось свободное время, Гоголь писал, в основном, о жизни в Украине. Чтобы произведения выглядели достоверно, Николай попросил мать описывать обычаи, нравы, поверья, а также наряды разных слоев населения, от сотников с их женами до тысячников. А также ткани, из которых шились эти наряды, причем, во всех подробностях. В 1830-м журнал «Отечественные записки» издал произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст очень отличался от оригинала, потому что издателю Павлу Свиньину захотелось переделать его по своему вкусу. Гоголь все интенсивнее сотрудничал с журналами. В 1831-м он отправил в Литературную газету свои произведения «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии». Альманах «Северные цветы» опубликовал несколько глав исторического романа Николая «Гетьман». Эти издания принадлежали Антону Дельвигу , с помощью которого Гоголь вошел в литературный круг Петербурга. Среди новых знакомых Гоголя появились Петр Плетнев и Василий Жуковский , с помощью которых ему удалось устроиться на новую работу. Николая Гоголя приняли на должность учителя женского Патриотического института. По выходным писатель занимался с детьми богатых дворян. Одновременно с этим, Гоголь писал серию повестей об Украине. Самые известные произведения Николая Гоголя В 1831-м писатель опубликовал свою книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». В своих рассказах Гоголь переносит читателя на свою родину — в Полтавскую губернию. Герои произведений — обычные люди украинского села с их повседневной жизнью, но приукрашенной мистическими мотивами, которые так любили селяне. Сборник получил большую популярность и хвалебные отзывы читательской аудитории. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского , Александра Пушкина, Ивана Киреевского, и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса. Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху. В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин. Летом того же года Гоголь отправился на родину, хотел повидаться с родными. Прибыв домой, писатель отметил, что имение почти пришло в упадок, у родни накопилось множество неоплаченных долгов, которые нет возможности погасить. В 1834-м Гоголя пригласили на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции на тему Средневековья и о Великом переселении народов. По вечерам занимался изучением истории крестьянско-казацких восстаний на территории Украины. Все свое свободное время посвящал сочинительству новых произведений. Буквально год спустя выпустил новый сборник, получивший название «Арабески», объединивший в своем составе разно жанровые произведения. Самую большую популярность получила одна из статей этого сборника — «Несколько слов о Пушкине», в которой автор анализирует творчество известного поэта, и называет его «первый русский национальный поэт». В этом сборнике вышли и первые повести Гоголя, написанные им по приезду в Петербург — «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». Помимо этого, в сборник вошли и статьи на исторические темы — «О преподавании всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «Ал Мамун». Буквально спустя месяц после выхода «Арабесок» Гоголь издал еще одну свою книгу, которую назвал «Миргород». Она являлась своеобразным продолжением «Вечеров», в ней также использован украинский фольклор, а местом действия автор выбрал Запорожье. В работе над этими произведениями писатель пользовался собственными научными наработками. В повести «Тарас Бульба» он использовал материал, посвященный крестьянскому восстанию 1637-1638-го годов. Образ главного героя повести автор писал из атамана Охрима Макухи. Оба сборника были раскуплены до последней книги. По мнению критика Виссариона Белинского , талант Гоголя не упадал, а постепенно возвышался, его новые сборники отличались оригинальностью и игривостью фантазии, и являлись самыми необыкновенными явлениями, случившимися в литературе того периода. Он считал, что они вполне заслуживают тех хвалебных отзывов, которыми осыпает их восторженная публика. В 1835-м Николай Гоголь принялся за написание «Мертвых душ». Сюжетом этого произведения поделился с Гоголем поэт Александр Пушкин. Однажды, находясь в кишиневской ссылке, он услышал, что есть такой помещик, который умерших записывал беглецами. Буквально через несколько месяцев Гоголь уже читал Пушкину первые главы своего романа. По мере прочтения, улыбка исчезала с лица поэта, а к концу он стал очень мрачным. Когда Гоголь окончил читать, Пушкин отметил, как же грустна Россия. После этого Николай Гоголь прекратил работу над «Мертвыми душами». Сам писатель отмечал, что в его произведениях присутствует веселость, и она вызвана, в первую очередь, его душевными потребностями. Он так часто впадал в тоску, причины которой и сам не мог объяснить, возможно, это состояние вызывалось болезненным состоянием автора , что ему приходилось развлекать самого себя при помощи чего-то смешного. Он решил, что литературой нужно заниматься профессионально, и задумался над тем, чтобы сочинить пьесу. Он написал письмо Пушкину, в котором попросил подсказать какой-либо сюжет, можно даже и не очень смешной, но чисто русский. Говорил, что горит желанием создать комедию из пяти актов. При этом отметил, что не только его ум, но и желудок изголодались.
В благодарность Богу… По семейному преданию, Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать. Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Выяснили: по пути на богомолье пришлось им заночевать на постоялом дворе, где мальчику привиделся сон. Сошла к нему Царица Небесная, сообщила, какие болезни его ждут, а потом сказала Василию: «Выздоровеешь ты , женишься, и вот твоя жена». Подняла руку, и увидел он у ног её ребёнка, сидящего на полу. О сне скоро все забыли, а зря… Как-то заехали к помещикам Кисяровским, к тетке по материнской линии. Тут кормилица вынесла в сад семимесячную малышку, Машеньку Кисяровскую. Взглянул на неё Васюта, и сердце его защемило… Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Взглянул на неё Васюта, и сердце его защемило… Семья Это был тот самый младенец, что виделся ему во сне! С тех пор жизнь его переменилась. При любой возможности летел Васюта к ненаглядной своей Машеньке, играл с нею в куклы и забавлял всякими игрушками, строил карточные домики и сочинял стихи. И было так многие годы, пока девочке не исполнилось 13 лет. Молодому человеку приснился новый сон: будто через боковые двери алтаря вышла навстречу ему дева в белом платье , с короной на голове и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста! Без промедленья отправился просить руки. И совершилась помолвка, но с условием, что свадьба — через год. Но через месяц — он вновь у ног её родителей. Священник обвенчал их в сельской церкви. Это был тот самый младенец, что виделся ему во сне! Семья Хутор Купчинский, или Яновщина, позже Васильевка — родное гнездо, имение родителей Гоголя, где 14-летняя Машенька нашла своё счастье с 28-летним Василием Афанасьевичем Гоголь-Яновским. Хутор Купчинский, или Яновщина, позже Васильевка — родное гнездо, имение родителей Гоголя, где 14-летняя Машенька нашла своё счастье с 28-летним Василием Афанасьевичем Гоголь-Яновским. Из сыновей дольше всех прожил Иван, он был на год моложе Николая. Андрей и Дмитрий умерли младенцами. В имении Васильевка отношения между господами и крестьянами были не такими, как везде. Не слышно было ни о телесных наказаниях на конюшне, ни об унижении крепостных, ни о глухоте к страданиям мужика. Гоголь даже просил свою матушку отпустить крепостных на волю, но она боялась осуждения со стороны соседей-помещиков. Мария Ивановна сильно любила сына. При его приездах часто устраивала балы для соседей. Николай хотел, чтобы и крепостные погуляли. Детство Гоголь поздно научился говорить в три года и очень стеснялся вначале говорить на людях. Он очень привязан был к брату Ивану, с которым они учились в полтавском поветовом училище. Иван часто болел, и родители взяли его домой. Гоголь лишился брата, когда ему было 10 лет. Он сильно плакал, сочинил поэму «Две рыбки» о брате и о себе, где скорбел о смерти одной из них. Столовая в доме Гоголей Отец Гоголя увлекался театром. В имении Трощинского для этого специально было построено здание. Василий Афанасьевич играл в пьесах, оформлял спектакли, помогал в шитье костюмов. Вместе с ним на подмостки сцены поднималась и Мария Ивановна. После отца Гоголя остались две комедии, он писал и стихи. В парке у него был грот «отдохновения», выложенный из камней. В родительском доме Николашу окружали тепло и любовь ближних. В 1818 году отец отвёз сыновей: Николая и Ивана в Полтаву, в поветовое училище. За всякую провинность там жестоко наказывали, а случалось, и пороли… В родительском доме Николашу окружали тепло и любовь ближних. За всякую провинность там жестоко наказывали, а случалось, и пороли… Полтавское поветовое училище Уроки не оставили добрых воспоминаний. Про Гоголя часто писали, что он «туп» и «средствен».