Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской.
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Николай II По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на этом мероприятии. Балет считался привилегированным искусством — как и позднее, в советское время. Власти предержащие проявляли к нему интерес во всех смыслах — часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов. Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья. После небольшого балетного фрагмента, в котором участвовала и Кшесинская она танцевала па-де-де из «Тщетной предосторожности» , последовал ужин с воспитанницами. Ее представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка — лучшая ученица выпуска.
Тогда Александр якобы произнес знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской: «Будьте красой и гордостью русского балета! Скорее всего, это миф, придуманный позднее самой Кшесинской: она любила заниматься самопиаром и оставила после себя не совпадающие в некоторых деталях дневник и воспоминания. Матильда Кшесинская Император посадил Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал что-то вроде: «Только слишком много не флиртуйте». Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская воспринимала как скучную, рутинную вещь. Ей было совершенно все равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом.
Однако с Николаем у них быстро возникла непринужденная беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна. Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил такую запись у себя в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами» — больше ничего.
Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет: «В 8 час. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской». Роман Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре.
Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой как-то встречались, обменивались короткими фразами; в дневнике Николай писал: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится»Кшесинской Первой, в свою очередь, называли сестру Матильды Юлию. Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация. Затем произошло известное событие — кругосветное путешествие наследника на крейсере «Память Азова».
Кшесинская очень переживала, что Николай ее забудет. Но этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Так указано в мемуарах, хотя на самом деле Николай приехал на квартиру к ее родителям, а в комнате они были втроем с сестрой Кшесинской. Первое — на французском — издание мемуаров Матильды Кшесинской вышло в Париже в 1960-м О том, как это было, можно узнать из дневника Матильды.
Вечером Кшесинская чувствовала себя неважно, в комнату зашла горничная и объявила, что приехал их знакомый, гусар Волков. Кшесинская приказала просить — оказалось, это был Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото; Николай даже выбрал какую-то карточку, затем сказал, что хотел бы ей писать, получил разрешение на ответные письма и впоследствии попросил Кшесинскую обращаться к нему на ты. Кульминация их отношений наступила зимой 1892—1893 годов. Вероятнее всего, Николай и Матильда стали любовниками.
Дневник Николая, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч: «Отправился к М. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время». Кшесинская же вела очень дамский дневник, где описывала свои переживания, чувства, слезы.
Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей. Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Интриги Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам. Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки. Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом, Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям. Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Интрига императора Александра III Матильда Кшесинская прожила почти 100 лет: родившись в 1872 году под Петербургом, скончалась она в 1971 году в Париже, не дожив до векового юбилея лишь полгода. В этой длинной и насыщенной жизни роман с наследником императорского престола, будущим Николаем II, а для балерины — просто «Ники», занимал всего два года. Ещё два года после первой встречи с «Наследником», как называла его в мемуарах Матильда, она провела в мечтах, надеждах и ожидании. Срок короткий — но его хватило, чтобы эта страсть стала легендой. Считается, что любовь Матильды и Ники была «запретным плодом», и оба влюблённых серьёзно рисковали, встречаясь. Однако изначально всё было совсем наоборот. Как бы странно это ни звучало, но вполне вероятно, что роман хорошенькой юной балерины с цесаревичем был подстроен его отцом, императором Александром III. Причины тому называют разные. По одной версии, юный Николай на тот момент ещё «ни с кем не жил» именно так писала в своих дневниках Матильда, и подразумевался отнюдь не совместный быт , и отец решил, что наследнику пора стать мужчиной. По другой версии, Николай в 1889 году влюбился в принцессу Алису Гессенскую — будущую императрицу Александру Фёдоровну, и тут же попросил у отца разрешения на женитьбу. Но Александр желал, чтобы сын отдал предпочтение не очередной немке, а французской принцессе — так было лучше с политической точки зрения. И для того, чтобы отвлечь цесаревича от влюблённости в Алису, было принято решение «подсунуть» ему балерину. В 1889 году ей исполнилось 17, а 20 марта 1890 года, вместе с другими девушками из училища, Кшесинская принимала участие в выпускном спектакле — по традиции, на нём присутствовали члены императорской семьи. Перед ужином с императором Матильда даже не пыталась пробиться поближе, но Александр III сам подошёл к ней и заявил: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета! Сам Александр усадил Кшесинскую между собой и Николаем, в шутку заявив: «Не особенно флиртуйте! Но через много лет в своих мемуарах Матильда напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон». Брак, расстроенный ради шалости На самом деле, всё это не было случайностью — есть версия, что Александр III прямо спросил у директора училища, какая из его подопечных наиболее подходит на роль временной пассии для Николая. И тот, также не стесняясь, указал на Матильду. И выбор Кшесинской тоже не был «тычком пальцем в небо». Балерина не просто была «прехорошенькой» — несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой.
Выступление В. Ленина с балкона дворца Кшесинской. Хотя, может, не совпадение, а указующий перст. Уж очень точно выстроились линии судьбы: замысел оперы возник у Петра Ильича давно, еще в 1884 году. И вот в самый разгар романа наследника и артистки на всю столицу прославляется Матильда. Как будто могущественные невидимые силы вкладывают в голову Николая мысль: «Твоя судьба — Матильда». Или вполне земные силы подогнали арию под реальную любовную историю? Автором либретто стал брат композитора Модест. Может, он придумал Матильду в угоду наследнику престола? Это можно проверить. Пьеса Герца была опубликована в 1845 году. В 1849-м русский перевод Владимира Зотова напечатали в сборнике «Пантеон и репертуар, книжка 4». В 1888-м Малый театр представил пьесу в этом переводе московским зрителям. В тексте Зотова, который Модест Ильич переработал для оперы, герцог Бургундии действительно пылает страстью к графине Лотарингии Матильде: …и словом связан я, Но страсть моя к Матильде так сильна, Брак с Иолантой Нас сделает несчастными… Однако текст самой арии герцога сочинил Модест Чайковский. Как бы то ни было, песнь, прославляющая Матильду, стала не подобострастным подыгрыванием роману наследника и балерины, а его прекрасным музыкальным аккомпанементом. Я попросила об этом нашего знаменитого, всевластного балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Он говорил всегда по-русски, хотя очень плохо его знал и так и не выучился за долгие годы пребывания в России. Ко всем он обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый плед и посвистывая… Выслушав мою просьбу о балете «Эсмеральда», он спросил: — А ты любил? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: — А ты страдал?
Этот вопрос мне показался странным, и я тотчас ответила: — Конечно нет. Тогда он мне сказал то, что потом я вспоминала часто. Он объяснил, что, только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. Как горько я потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала моей лучшей ролью». Матильда была готова к тому, что расстаться с Николаем придется, но все равно мучилась, когда пришел час расплаты за мимолетное счастье. Она приехала в Москву на коронацию Николая и Александры, но вопреки фильму «Матильда», в котором Кшесинская пробирается в Успенский собор, где происходит торжество, не смогла пройти в Кремль, куда пускали только избранных, и потерянно бродила под его стенами. Она разогрела холодную нордическую кровь принца Датского по матери Николая, и, выходит, для другой женщины. К судьбе Кшесинской как нельзя лучше подходит третий стих 145-го псалма: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения». Смысл этой фразы — надейтесь на Бога. А вы, сыны человеческие, не обижайте балерин. Через них в мир приходит радость. Что может сравниться с «Матильдой» твоей? До сих пор не слышно о съемках фильма, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Но уж лучше ничего не снимать, чем создавать «шедевр» типа «Матильды». Режиссеру Алексею Учителю, которого можно смело назвать учителем лжеистории, стоило дать фильму другое название: скажем, «Клотильда», и всем стало бы ясно: перед нами — фантазия. Анахронизмов, ляпов, подтасовок в фильме не счесть. К персонажам «Матильды» напрашиваются обращения «ваше неблагородие», «ваше неправдоподобие», «ваша нелепость». Последнее целиком относится к директору Императорских театров Ивану Карловичу актер Евгений Миронов , представляющему собой фантастический гибрид Ивана Александровича Всеволожского и Карла Карловича Кистера. Но самое скверное в фильме — его концепция. Мифический герой Миронова называет Мариинский театр публичным домом, получающим казенные субсидии. В начале «Матильды» Тамару Карсавину фотографируют для высокопоставленных особ «в соблазнительном виде».
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь» | Матильда Кшесинская родилась 19 (31 по новому стилю) августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. |
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. | Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга. |
Матильда Кшесинская — биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости
Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей.
Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья
Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины | Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. |
Замужем за домом Романовых: истинная история Матильды Кшесинской | • Перед смертью Орлова сказала мужу:«Как вы долго»—это был первый упрек за все их 42 года общей жизни. |
Балерина Матильда Кшесинская (продолжение) | Пикабу | В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. |
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. | В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! |
Женские судьбы. Матильда Ксешинская (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру | Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. |
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она очаровывала, играла мужчинами, многих сводила с ума. Кшесинская была из балетной семьи и поэтому «правила игры» понимала прекрасно – она может быть лишь романтическим эпизодом в жизни будущего императора. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции.
Биография Кшесинской Матильды
Главным достижением, которое привлекало публику — были 32 фуэте, в этом была магия ее профессионализма. Магия заключалась и в том, что после этих вращений, балерина должна была остаться не просто на ногах, а продолжить свое выступление. И ей это удавалось. Матильда Кшесинская. Фото: globallookpress После Кшесинской все балерины старались включать в свои выступления этот трюк и усложнять его двойными и тройными оборотами. И это самый важный факт, благодаря которому Матильду вспоминают, как балерину. Чаще о ней говорят, как о любимице великих князей. И еще по случаю беседы о драгоценностях, которые Матильда якобы спрятала во дворе своего особняка на Большой Дворянской, да так и не вывезла в Париж, куда бежала от революции. Клад оценивают в 200 миллионов долларов.
А по российским законам то, что пролежало в земле 100 лет, лишь земле и принадлежит. А значит страсти по Матильде, точнее по ее бывшей собственности, ждет вторая волна. Фото: globallookpress Отношения Кшесинской с семьей Романовых Большинство любовников Матильды были из семьи Романовых. За одного из них она в итоге вышла замуж и породнилась с царской семьей. Но, конечно, самая нашумевшая история — это ее роман с Николаем II. Для нее он был до самой смерти просто «Ники». Николай влюбился и не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой. Портрет цесаревича Матильда Кшесинская нарисовала сама на одной из страниц своих дневников.
Фото: Анастасия Плешакова Поначалу это были просто влюбленные взгляды. Но в августе 1891 цесаревич заявился прямо домой к девятнадцатилетней Матильде. Тогда она жила вместе с родителями и такие любовные свидания в то время в Петербурге считались дурным тоном, тем более, когда речь шла о наследнике престола. Николай снял Матильде особняк.
Их связь продлилась четыре года. Рассказываю, как загорелась страсть и чем всё закончилось». Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Неудивительно, что это искусство стало делом её жизни. С раннего возраста девочка быстро продвигалась в своём обучении. Уже в девять лет Матильда впервые выступила на сцене Мариинского театра, а затем стала его прима-балериной.
Её техника, грация и эмоциональность вызывали восхищение зрителей. Устоять не смог и будущий император — Николай II. Первая встреча балерины и цесаревича Они впервые встретились 23 марта 1890 года на выпускном вечере театрального училища, где собралась вся царская семья. После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами. Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III. У него были свои представления о формировании личности наследника престола. Николай II Фото: wikipedia.
Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II. Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее.
На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление. Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год.
У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу Во время войны Кшесинская заболела артритом — с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода. Смерть Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь.
Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. Матильда Кшесинская слева , 1954 год. В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».
Полтора метра роста и слоновьи ноги - офигеть балерина. Тем более достойно уважения, что с такими данными сумела добиться успеха в балете.
Блестящий роман с Сергеем Михайловичем? Да с ним скучно. И Матильда быстро в параллель нашла ещё одного великого князя — Андрея Владимировича. Он них двоих она даже родила сына Владимира. В России он числился Сергеевичем, а в эмиграции — Андреевичем. Но это всё мелочи.
Николай II не разбирался в артиллерии и полностью отдал её на откуп Сергею. История утаила от нас, кто и когда сделал интересное предложение Матильде от имени фирмы «Шнейдер». Матильда согласилась и, используя своё влияние на Сергея, создала ОПГ с фирмой «Шнейдер» составе фирмы «Шнейдера», подконтрольного ей правления Путиловского завода и самого Сергея. Все орудия фирмы «Шнейдер» изготавливались или во Франции, или на подконтрольном Шнейдеру Путиловском заводе. Ну, а главному поставщику артиллерии для русской армии — Пермскому заводу — с 1906 по 1914 год не заказали ни одной пушки. Мало того, по указанию французского правительства фирма «Шнейдер» и Сергей полностью выполнили заказы на полевую артиллерию и сорвали все без исключения заказы на тяжёлую артиллерию. Русская армия должна была только наступать. Деятельность ОПГ обошлась русской армии в сотни тысяч убитых, зато принесла Матильде миллионы.
Кшесинская стала самой богатой женщиной России. Она купила и перестроила роскошный дворец в Стрельне. Матильда хвалилась, что её дворец был электрифицирован раньше всех великокняжеских. Действительно, мощная электростанция иллюминировала по вечерам всё имение Матильды. На её День Рождения в Стрельну собиралось не менее двух тысяч гостей. Для этого даже менялось расписание на железной дороге. В Петербурге Матильда строит ещё больший дворец на Кронверкской набережной. Сейчас мало кто знает, почему Ленин в 1917 году оказался во дворце Кшесинской.
Матильда имела около дюжины автомобилей и конных экипажей.