Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). Судя по всему, наименование племени «берендей» является слегка искаженным произношением названия огузского племени баяндыр, которое входило в состав 24-х древнейших огузских (туркменских) племен.
Берендей — кто они и какую роль играли в истории?
Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые» : vitas1917 — LiveJournal | Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. |
14. Интересно знать. Кто такие берендеи? | И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. |
Берендеи в Древней Руси: история и значение
А так как это было время феодальной раздробленности, то и они учавствовали в междоусобных войнах. Но почти всегда на стороне киевских князей. Интересно, как в "Повести временных лет" автор ласково называет берендеев "своими погаными". Забавно: хоть и поганые, но свои. Берендеи - кочевое племя, которое по каким-то причинам не любило других кочевников. Только с торками всегда были заодно.
Ходили на Русь сначала в набеги, но потом попросились на постоянное место жительства. То есть объединиться ни с печенегами, ни с половцами не захотели, предпочли русичей. И их приняли, значит, больших обид не было. Дали в кормление города, но они ещё с десяток своих построили.
Им казалось, что цветы и деревья подают людям тайные сигналы, услышав и разгадав которые, можно узнать будущее. События они предсказывали по упавшим листьям. Попытаемся проникнуть в тайну растений, какое же значение имеют листья некоторых из них в гадании берендеев. Березовый лист приносит новые вести, смену чего-то привычного, например, места жительства или работы. Дубовый - сулит здоровье, что особенно важно для скорейшего выздоровления больных. Тополиные - призывают к внимательности и осторожности, намекая на близкую и возможную опасность. Еловые иголки говорят о том, что вы можете «уколоться», благодаря кому-то или чему-то, иными словами, испытать разочарование.
Живут Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси. Они любят строить себе прекрасные терема и сказочные дворцы на побережьях рек, болот и озер, где они надежно прячутся от незваных гостей. Берендеи не имеют врагов, поскольку их неодолимая сила и могущество способна выдворить со своей территории любого захватчика и недруга. Сегодня Берендеи вынуждены прятаться от назойливого внимания современного человека, забираясь в самые глухие и темные чащи.
А в 1968 году Советский режиссёр Кадочников по этой пьесе снял чудесную сказку с одноимённым названием. Лично я в детстве смотрел её несколько раз. И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. Всем было ясно: это одно из славянских племён. Но всё оказалось не совсем так... На самом деле это был кочевой народ из племенного союза огузов. И впервые на границах русских княжеств они появились совсем непрошенные. Вместе с печенегами и торками степные наездники приходили за добычей, разоряя селения и сжигая посевы. И лишь когда в степи появляются половецкие орды и наносят ряд поражений печенегам, роль берендеев меняется. С позволения русских князей берендеи селятся на окраинах Киевского и Переяславского княжеств и обязуются нести пограничную службу.
Торки, берендеи и иные кочевые народы в истории Древней Руси
Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. БЕРЕНДЕЙ найдено 15 значений слова берендей м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу.
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Берендей » Ведьмино Гнездо | дедушка Берендей. |
Берендей — кто они и какую роль играли в истории? | Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». |
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее.
14. Интересно знать. Кто такие берендеи?
Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи.
Торки, берендеи и иные кочевые народы в истории Древней Руси
Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси печенеги и половцы прозвали «берiyдi»: предавшиеся, отдавшие себя, откуда в русских летописях пошло слово «берендеи». Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.
Они состояли на службе у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других, зачастую составляя отборные войска князя. Именно от них пошло название Берендеева болота и посёлка Берендеево.
Всем было ясно: это одно из славянских племён. Но всё оказалось не совсем так... На самом деле это был кочевой народ из племенного союза огузов.
И впервые на границах русских княжеств они появились совсем непрошенные. Вместе с печенегами и торками степные наездники приходили за добычей, разоряя селения и сжигая посевы. И лишь когда в степи появляются половецкие орды и наносят ряд поражений печенегам, роль берендеев меняется. С позволения русских князей берендеи селятся на окраинах Киевского и Переяславского княжеств и обязуются нести пограничную службу. Несли её, кстати, довольно ответственно.
Большинство набегов отражалось ими собственными силами. И только в случае большого набега просили помощи киевской дружины.
История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси.
А точнее, его потомки. Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья.
Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига. Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно.
Васнецов, «Берендейки», 1885 г. Фото: ru. Те, кого на Руси называли «свои поганые»? В слове «поганый» здесь нет никакого оскорбительного оттенка, это прямое заимствование латыни — «язычник», которое встречается во множестве европейских языков. Язычники, но свои, кочевники, но свои. Целиком и полностью свои. И это не случайно. Берендеи, как и печенеги — тюркского происхождения. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест.
Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» то есть высокие черные шапки. Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки тоже в переводе «черные шапки» — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками. Печенеги убивают Святослава Игоревича, средневековый манускрипт Фото: ru. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами. Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя «Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи». С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли. Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной но, возможно, что и наоборот. Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно.
На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность.
Берендей мифология. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Кто такие берендеи
Берендеи — воины и хранители традиции | Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам. |
Кто такие были Берендей: их история и этимология | Берендеи способны оборачиваться в огромных, бурых медведей, обладающих неимоверной Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси. |
Кто такой берендей из русских народных сказок | Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи. |
Берендеи — Рувики: Интернет-энциклопедия | Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. |
Берендей — кто они и какую роль играли в истории? | В Болгарии есть две деревни под названием Беренде, название которых, по словам лингвиста Анны Чолевой–Димитровой, происходит от племени берендеев.[3]. |
Берендей — кто они и какую роль играли в истории?
Напомню, что ветчина не употреблялась в пищу степными племенами, но была традиционно пищей славян. Народ не собирается соглашаться с забывшими свою историю историками, будто берендеи — это не русские люди. Это русские люди, и сохранившиеся народные традиции тому свидетельство. Кто же были берендеи? Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее… К примеру, совершенно не понятно, почему якобы степное племя ненавидело все остальные степные племена и любило, и защищало русских князей? Далее, как могут степняки отказываться от платы за защиту, а данный факт установлен, и просить города в управление? Если же не сами города, то земли под них, и в этом случае успешно строили их? Кочевники не строили городов, включая даже Чингизхана, и не умели ими управлять. Это очень серьезное противоречие, вызывающее сомнение в кочевом характере берендеев. Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях.
Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов. Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов — тех да, а степняков, из-за их непостоянства — нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы. Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев. Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей.
Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения. О городах берендеев Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили. Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах?
Они любят строить себе прекрасные терема и сказочные дворцы на побережьях рек, болот и озер, где они надежно прячутся от незваных гостей. Берендеи не имеют врагов, поскольку их неодолимая сила и могущество способна выдворить со своей территории любого захватчика и недруга. Сегодня Берендеи вынуждены прятаться от назойливого внимания современного человека, забираясь в самые глухие и темные чащи. Берендеи способны не только скрываться в глубинах озерной воды, но и растворяются в подземных, каменных лабиринтах, где современный, непосвященный человек никогда не сможет их найти.
Но это не совсем обычная молитва, в процессе которой люди отдают свои молитвы своим богам. Во время "механджанской службы" каждый молится за другого. Этот обряд до сих пор практикуется в некоторых деревнях Кавказа. Опасности и вызовы Сегодня берендеи являются малочисленным народом, и для их сохранения и развития необходимо предпринимать особые усилия. В настоящее время этот народ находится под угрозой исчезновения. Однако, существуют организации, которые занимаются сохранением и продвижением культуры берендеев. Заключение Берендеи - это загадочный и интересный народ, который оставил свой след в культуре Кавказа.
Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. В русском языке так же имеется слово «берендейка» — это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Вывод: берендеи и их царь пришли в сказки из реальной жизни. Должность царя старейшины была выборной.
Берендей - кто это такой? Царь Берендей.
В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть. Образ Берендея в фольклоре Царь с длиной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ имеет любопытную историю происхождения.
Его биография известна неточно. Исследователи и литературоведы выяснили, что история этого фольклорного героя уходит корнями глубоко в древние века. Берендеями назывались выходцы из тюркских племен, кочевавшие в степи с 11 по 13 век. Первое упоминание о них в летописях датировано 1097 годом.
Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками — племенами, заключившими перемирие с князем Василько Ростиславичем. О нем известно читателям, знакомым с «Повестью временных лет». История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями.
Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.
Причем, первая из этих задач — самая сложная. Раз уж мы в тереме доброго волшебника оказались — как тут не испытать разные чудесные приспособления для исполнения сокровенных желаний: вот помощницы берендеевы предлагают в бочонок волшебный сесть, загадать сидя в нем желание. Коли благое оно — непременно исполнится, Берендей это гарантирует. С веселым смехом Олег садится в деревянный бочонок, потом не без труда из него выбирается, - потешное это дело. Еще у волшебника есть специальный сказочный принтер, при помощи которого он всякие темные мысли преобразует в светлые, а дождливую погоду, пасмурную — в ясную, солнечную. Но этим утром принтер работать отказался, видать, и так солнышко ясное второй день радует нас своим ярким светом да теплом, «от добра -добра не ищут» - гласит народная мудрость.
Еще мы передаем Берендею приветы и благие пожелания от тех сказочных героев, что уже посетили на просторах российских, все они знакомы между собой, несколько раз в год собираются в гостях друг у друга, на Днях рождения, фестивалях и даже Всемирных сказочных играх которые, кстати, на Вятке проводятся. Вещаем о том, что путь мы держим во Ивановские земли, в малый град Южу, чтобы встретиться с живущей там Василисой Премудрой, подругой берендеевой. Доволен волшебник, приглашает нас на блины особенные, по специальному сказочному рецепту печеные. Спускаемся вниз по широкой лестнице, садимся за стол, начинают нас потчевать вкуснейшими блинами с вареньем разным да чаем особенным, волшебным. За разговором с руководителями и участниками проекта «Дом Берендея» обсуждаем перспективы сотрудничества, узнаем о том, чем живут и дышат в наше непростое время люди, делающие сказку явью. Сказка-сказкой, но это немаленькое хозяйство нужно содержать, и не просто сводить концы с концами, а работать зарабатывать, расширяться и вкладываться в дальнейшее развитие. Идут разговоры о турпотоке, о перспективах государственно-частного партнерства, о законодательных инициативах, взаимоотношениях часто непростых с местными органами власти и т. Отнюдь не сказочные разговоры, но таковы реалии жизни: чтобы что-то создать, одного волшебства мало, нужно еще и много и эффективно работать, чтобы рано или поздно сказка стала былью, реальностью. Один из самых ярких примеров этого мы встретили здесь.
Есть чему поучиться у этих людей, есть над чем поразмыслить. Поблагодарив авторов проекта, сотрудников «Дома Берендея» за радушный прием и щедрый дар музею, мы приобретаем оригинальные сувениры, изготовленные местными мастерами. В русском языке имеется слово «берендейки» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках, позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. Художники ООО «Мастерская подарков» изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов. Созданные ими берендейки — это возрождение традиций русского народа, их самобытности. Наш путь лежит через леса и болота, в Ивановскую область, городок Южа, где уже ждет Василиса Премудрая. Дорога неблизкая, навигатор выдает нам самый на его взгляд простой и оптимальный вариант — по федеральным трассам, через Ярославль. Но мы решаем существенно сократить дорогу, к тому же насладиться природой в этот ясный, весенний день, и отправляемся по узким дорогам местного значения. Василиса Премудрая С широкого Ярославского шоссе сворачиваем на местную дорогу, начинаются ухабы-колдобины, на которых автомобиль весело подпрыгивает; при вождении здесь уже не расслабишься — нужно постоянно искать глазами «фарватер» среди совсем неровной глади старого, видавшего виды асфальта, сваливающегося частями, как шкура огромного, линяющего Змея Горыныча.
Едем долго, время от времени сверяясь с навигатором. Олег созванивается с резиденцией Василисы Премудрой, чтобы узнать, как лучше сократить расстояние и по какой дороге поехать. В какой-то момент после очередного провинциального российского городка с непременной рыночной площадью, памятником Ильичу и свежевыкрашенной колокольней напротив, мы сворачиваем на ухабистую грунтовую дорогу и несколько километров едем в уверенности, что она нас наикратчайшим путем приведет к автостраде. Не тут-то было: навигатор заводит в неимоверную глушь, дорога петляет по густому лесу среди полуразвалившихся деревень, судя по всему, здесь ездят только трактора, охотники и рыбаки. Выходим наружу, пытаемся понять, куда заехали. Вокруг — березовая роща, с голыми еще ветвями стоят красавицы-березы, в подлеске местами лежит снег, но уже пробиваются первые листики земляники. Неподалеку стоит списанная сельхозтехника и несколько покосившихся избушек, зато какие на них наличники: узорчатые, нарядные, веселые. Старая Русь укрепилась в них и стоит упорно, неподвластная веяниям времен — стеклянным, стальным и бетонным колоссам с вечно спешащими и всегда не успевающими обитателями внутри, не ведающими, кто они есть на самом деле. Шумят березки, весело журчат ручьи, унося остатки зимней стужи в текущую поблизости речку… Выключаем капризный навигатор и прокладываем путь самостоятельно, возвращаясь в маленький городок, сворачиваем на другую дорогу, более наезженную.
Она покорно ведет нас вперед, и вскоре сворачивает в густой, дремучий лес, начинаются участки с полностью разрушенным покрытием, через дорогу текут вешние воды из одного болота — в другое.
Дорогой в то время шел старик; он цветок голубой у дороги увидел; нежной его красотою пленясь, осторожно он вырыл с корнем его, и в избушку свою перенес, и в корытце там посадил, и полил водой, и за милым цветочком начал ухаживать. Что же случилось? С той самой минуты всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то начало деяться в ней: проснется старик — а в избушке все уж как надо прибрано; нет нигде ни пылинки.
В полдень придет он домой — а обед уж состряпан, и чистой скатертью стол уж накрыт: садися и ешь на здоровье. Он дивился, не знал, что подумать; ему напоследок стало и страшно, и он у одной ворожейки-старушки начал совета просить, что делать. Что будет, увидишь". Целую ночь напролет старик пролежал на постеле, глаз не смыкая.
Заря занялася, и стало в избушке видно, и видит он вдруг, что цветок голубой встрепенулся, с тонкого стебля спорхнул и начал летать по избушке; все между тем по местам становилось, повсюду сметалась пыль, и огонь разгорался в печурке. Проворно с постели прянул старик и накрыл цветочек платком, и явилась вдруг пред глазами его красавица Марья-царевна. Жених мой, Иван-царевич прекрасный, бросил меня, и я им забыта". Уж свадебный пир приготовлен, и гости съехались все".
Заплакала горько Марья-царевна; слезы потом отерла; потом, в сарафан нарядившись, в город крестьянкой пошла. Приходит на царскую кухню; бБегают там повара в колпаках и фартуках белых; шум, возня, стукотня. Вот Марья-царевна, приближась к старшему повару, с видом умильным и сладким, как флейта, голосом молвила: — "Повар, голубчик, послушай, позволь мне свадебный спечь пирог для Ивана-царевича". Повар, занятый делом, с досады хотел огрызнуться; но слово замерло вдруг у него на губах, когда он увидел Марью-царевну; и ей отвечал он с приветливым взглядом: — "В добрый час, девица-красавица; все, что угодно, делай; Ивану-царевичу сам поднесу я пирог твой".
Вот пирог испечен; а званые гости, как должно, все уж сидят за столом и пируют. Услужливый повар важно огромный пирог на узорном серебряном блюде ставит на стол перед самым Иваном-царевичем; гости все удивились, увидя пирог. Но лишь только верхушку срезал с него Иван-царевич — новое чудо! Сизый голубь с белой голубкой порхнули оттуда.
Голубь по столу ходит; голубка за ним и воркует: — "Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне! У крыльца же конь вороной с нетерпенья, оседланный, взнузданный пляшет. Нечего медлить: поехал Иван-царевич с своею Марьей-царевной: едут да едут, и вот приезжают в царство царя Берендея они. И царь и царица приняли их с весельем таким, что такого веселья видом не видано, слыхом не слыхано.
Долго не стали думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости, свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут. Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке.
Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик - ковшик прочь от руки.
Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.
Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной.
Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать. Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал.
Иван поехал. Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели.
Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.
Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти. Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно.
Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной.
Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен. Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван - железным мостиком.
Погоня возвратилась. Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню.
Она обратилась в церковь, он - в монаха, а конь - в колокольню. Кощей поскакал домой. Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснётся старик - в избушке прибрано, в полдень обед состряпан.
Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла.
Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем.
Свадьбу сыграли. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Жил-был царь Берендей до колен борода. Царь Берендей поспешно за ковшик — не тут-то Было: ковшик прочь от руки.
Вот он, выждавши время, чтоб ковшик Стал на место, хвать его разом справа и слева — Как бы не так! Упершись в ограду колодца, Силится он оторваться, трясет, вертит головою — Держат его, да и только. Если же хочешь на волю, Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь». Царь подумал: «Чего ж я не знаю?
Слово сдержи, чтоб себе не нажить ни попрека, ни худа». И царь подъезжает к своим златоверхим палатам — Там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей Рядом первый министр; на руках он своих парчевую Держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый Месяц, в пеленках колышется. О тайне Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном; Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью. Царевич Рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец.
До свиданья». Если ж назад я К вам по прошествии целого года не буду, тогда уж Знайте, что нет на свете меня». Уж едет День он, другой и третий; в исходе четвертого — солнце Только успело зайти — подъезжает он к озеру; гладко Озеро то, как стекло; вода наравне с берегами; Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем Воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый Берег и частый тростник — и все как будто бы дремлет; Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках Светлых не слышно. Вот он выходит К ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим Платье мое, я сама тебе пригожусь».
Девица В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея, Руку ему подает и, потупив стыдливые очи, Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал; Тем ты себе самому услужил, но и мною доволен Будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна; Тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным Царством владеет Кощей. Он давно уж тебя поджидает В гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься, Сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай: Только завидишь Кощея-царя, упади на колена, Прямо к нему поползи; затопает он — не пугайся; Станет ругаться — не слушай; ползи да и только; что после Будет, увидишь; теперь пора нам».
И Марья-царевна В землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась Тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились. Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он Весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца Все под землей освещал. Иван-царевич отважно Входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне; Блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями. Только завидел его вдалеке, тотчас на колени Стал Иван-царевич.
Кощей ж затопал, сверкнуло Страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды Царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны Вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу; Царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок Стало царю и смешно. Милости просим К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье Должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра; Ныне уж поздно; поди».
Тут два придворных проворно Под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво, С ним пошли в покой, отведенный ему, отворили Дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался Там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро Сном глубоким заснул. На другой день рано поутру Царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул. Изволь, например, нам построить Нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая, Стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный Сад, и в саду пруды с карасями; если построишь Этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь; Если же нет, то прошу не пенять...
Пускай его снимет Голову; двух смертей не видать, одной не минуешь». Беда впереди; не печалься; Утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися Спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен Будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену». Утром ни свет ни заря, из каморки Вышел Иван-царевич... Кощей изумился; Верить не хочет глазам.
Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь Три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки Младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь — С плеч голова. Всех нас Тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое Сходство меж нами, что сам отец наш только по платью Может нас различать». Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет Царь Кощей. Пошел Иван-царевич; глядит он В оба глаза: уж подлинно сходство!
И вот он проходит В первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки Нет; проходит в третий и видит — крадется мошка, Чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею Так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем: «Вот она, Марья-царевна! Вот тут-то и хитрость; Верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся Я до тебя. Часа через три ты опять к нам пожалуй; Рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле Здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда Будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, Сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только Знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья».
Я царский сын; я не хуже Родом его. Нам должно бежать; уж другого Способа нет». Так сказав, на окошко Марья-царевна Плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки Вышла она потом с Иваном-царевичем вместе, Двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула. За руки взявшись потом, они поднялися и мигом Там очутились, откуда сошли в подземельное царство.
То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий Луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет Конь Ивана-царевича. Только почуял могучий Конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался Прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю Стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго, Сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою.
Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ , Саков , Берендичев , Берендеево , Ижеславль , Урнаев и другие. Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ Торцкь, Торцьскъ.
Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи , а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем. Название в летописях исчезает к XIII веку [13].
Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде , частично ушли в Болгарию и Венгрию.
Берендей - кто это такой? Царь Берендей
Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. Подкаст «Детское Радио: все подкасты», эпизод Кто такие берендеи – Берендеи. Детское Радио: все подкасты. Кто такие берендеи – Берендеи. Происхождение слова «берендей» Есть версия, что Берендеи это "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга".