В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днём.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
В 337 году Римский папа Юлий I утвердил датой Рождества Христова 25 декабря. В христианском мире известны две даты празднования Рождества Христова: 25 декабря и 7 января. Самым главным зимним праздником в России является Рождество Христово. Рождество Христово является значимым праздником в христианском календаре, который празднуется христианами во всем мире. 25 декабря в большинстве стран христианского мира отмечается праздник Рождества Христова. Почему Рождество празднуют 7 января Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года.
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям
Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). Неверно говорить, что празднование Рождества Христова было навязано христианам сотни лет спустя императорским указом или решением высшей церкви.
Рождество в России
Традиции Рождеству Христову всегда предшествует строгий пост. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Самый строгий день поста — Сочельник. Православным нельзя есть до первой звезды, а затем разрешено разговеться сочивом кутьей — кашей из пшеницы либо риса с медом, сухофруктами и орехами. С Сочельника в ночь с 6 на 7 января начинаются торжественные богослужения, священники облачаются в белые, расшитые золотом, одежды. Главное Рождественское богослужение проводят в храме Христа Спасителя в Москве, его возглавляет патриарх Московский и всея Руси лично.
Возле храмов и в домах делают рождественский вертеп: импровизированную пещеру с животными, Девой Марией и младенцем в яслях, украшают ее еловыми ветвями, цветами, а также яркими гирляндами или свечами. Молодежь в Сочельник ходит колядовать.
Там-то и явился в мир Иисус.
Согласно учению, первыми о рождении Спасителя от ангела узнали пастухи, которые находились неподалеку. Они пришли поклониться младенцу в яслях. В эту ночь на небе появилась Вифлеемская звезда, ставшая знаком для волхвов о том, что родился Мессия.
Вскоре мудрецы также явились в хлев с дарами Иисусу: золотом, ладаном и смирной. Отсюда пошла традиция подарков на Рождество. Традиция наряжать хвойное дерево возникла в средневековой Германии, в России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе.
К концу столетия украшенные елки были главным атрибутом праздника как в богатых, так и в бедных домах. Так продолжалось до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны — на волне отмены всего немецкого — Синод запретил «вражеский» символ. После революции большевики пропагандировали отказ от всего буржуазного и церковного.
Елку «реабилитировали» лишь в 1935 году, сделав основным праздником светский Новый год. День накануне Рождества называется сочельником, в это время еще длится пост, но верующие уже готовят блюда к празднику.
На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон.
Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.
Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар.
Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет Иер.
Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя. История празднования Рождества Христова Точный день, когда родился Христос, неизвестен.
Этот праздник назывался Богоявлением. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.
В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу.
Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.
С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог! В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.
Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником.
В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св.
Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия. В восьми паремиях говорится: в 1-й Быт.
I, 1—13 о сотворении Богом человека; во 2-й паремии Числ.
В его честь тысячи католиков посетят костелы в ночь с 24 по 25 декабря. Праздник был введен в честь рождения Христа Спасителя. Католические и протестантские церкви отмечают праздник по григорианскому календарю — 25 декабря. Sputnik рассказывает историю и традиции католического Рождества.
Четыре недели до Рождества — период Адвента. Это время дается на подготовку верующих к глубокому переживанию празднования. Само празднование длится восемь дней: с 25 декабря по первое января. Этот период называется Октавой Рождества. На него приходятся дни памяти апостолов и святых мучеников.
Главные традиции Рождества Главная рождественская традиция — традиция трех литургий.
Рождество Христово. Что можно и что нельзя делать 7 января 2024 года
Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение. Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Поэтому воцерковленные и набожные люди отмечают Новый год со скоромной пищей и алкоголем. Канун Рождества в России называют Сочельником. По традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом. Поститься принято до появления первой звезды, после чего начинается ужин — первым блюдом принято употреблять сладкую рисовую или пшенную кашу под названием «кутья» с медом. Затем переходят к основным блюдам — запеченному поросенку или гусю.
Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога — Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо — Небу надо было опуститься на землю.
Какого числа родился Христос? Автор фото: Ольга Рындина. Если внимательно читать Священное Писание, то празднование Рождества 25 декабря выглядит не таким уж надуманным.
Там есть информация, на основе которой можно приблизительно вычислить день рождения Иисуса. Дело в том, что вместе с Десятью Заповедями Моисей получил от Бога на горе Синай еще много религиозных и гражданских установлений. Одно из них касалось Скинии Завета — помещения, где как раз и хранились скрижали с теми самыми Десятью Заповедями.
При Скинии должны были постоянно находиться служители для принесения утренних и вечерних жертв Израильскому Богу, для чтения положенных молитв и т. Так образовалось ветхозаветное священство и богослужение. Причем священство в Ветхом Завете было потомственным, и принадлежало оно исключительно колену Левия.
Царь Давид разделил священников на 24 чреды смены , чтобы каждая семья могла послужить в Храме. Получается, что каждой чреде доставалось по две недели служения. Евангелие от Луки начинается с благовещения Ангела священнику Захарии о том, что у его неплодной жены Елисаветы родится мальчик Иоанн — будущий Креститель Господа.
Однажды, когда он в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... Но нас интересует сейчас не это. Захария был из Авиевой чреды, а ей выпал жребий служить восьмой 1-я книга Паралипоменон, глава 24, стих 10.
Богослужебный календарь у иудеев лунный начинался с месяца нисан, что соответствует марту-апрелю календаря солнечного. Плюс четыре месяца — и получается август. Итак, в августе Захария начал служить, и две недели он находился в Храме.
Далее в Евангелии сказано, что «после сих дней зачала Елисавета, жена его». Эти слова означают, что между возвращением Захарии домой и зачатием Иоанна Предтечи прошел некоторый промежуток времени, но не очень большой. Церковь празднует день зачатия Иоанна Крестителя 23 сентября.
Наконец, прибавьте к этому числу девять месяцев — и вот 25 декабря, дата Рождества. Но, празднуя этот день, христиане не просто «отмечали дату», а сопереживали событию Рождения Богочеловека. Для христианина дата сама по себе не столь принципиальна.
Ошибка ученого монаха В античной Римской империи летосчисление велось «от основания Рима». Что же касается годичного цикла, то здесь до Юлия Цезаря был полный хаос. В 45 году до Р.
Цезарь ввел на основе египетского солнечного календаря 365-дневный год с дополнительным днем в високосные годы. Современным же летосчислением мы обязаны скифскому монаху Дионисию по прозвищу Малый, которого Папа Иоанн I в 525 году попросил сделать календарь, ведущий счет от Рождества Христова. По расчетам Дионисия получалось, что Христос родился в 754 году от основания Рима.
Однако ученый монах, как выяснилось позже, ошибся. И вот почему. В Евангелии и нехристианских источниках есть несколько мест, позволяющих вычислить более точно год Рождения Иисуса.
Прежде всего, это смерть иудейского царя Ирода Великого. Евангелисты говорят, что Рождество Христово произошло еще до его смерти причем незадолго. И вот здесь надо обратиться к нехристианским документам.
Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Ирод правил до 750 года от основания Рима. Во-вторых, незадолго до его смерти было лунное затмение. И в-третьих, что Пасху иудеи праздновали, когда он был уже в мире ином.
А первый день Пасхи в этот год она празднуется евреями 8 дней приходился на 11 апреля. Таким образом, Господь родился не позднее марта-апреля 4 года до Своего Рождества разумеется, по «эре дионисия». В этих 4 — 5 годах и состояла ошибка монаха.
Фактически, если быть последовательными, мы живем сейчас не в 2004, а в 2008 или 2009 году от Рождества Христова. Историческая правда К Х веку «Дионисийская эра», сперва использовавшаяся только для церковных нужд, стала на Западе и гражданской. Какой логикой он руководствовался?
Средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут 14 секунд больше тропического года продолжительность оборота Земли вокруг солнца. За полторы тысячи лет, с момента Рождества Христова, реальные астрономические дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия сместились почти на 10 дней назад по сравнению с юлианским календарем, и Григорий ХIII решил поставить их на свои места. Однако Православная Церковь оставила у себя юлианский календарь.
Именно поэтому православные и католики празднуют теперь Рождество в разные дни. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе. Автор фото: Анна Вавилова.
Можем ли мы последовать за всем цивилизованным миром? Если уж выверять богослужебный круг по астрономическому календарю, то Рождество давно бы надо было отмечать 21 декабря — именно на этот день уже сместилось зимнее солнцестояние. Зачем же вновь сверять время Рождества Христова с астрономами, если о Сатурне и Митре все уже давно забыли?
Ради «исторической правды»? Но тут мы опять возвращаемся к тому, с чего начали — Евангелие ни слова не говорит о дате Рождества. Оно говорит только о том, что Христос родился.
В этом и заключается историческая правда, и одновременно поразительная свобода, данная человеку Богом — принять или не принять этот факт. Ведь чудо Рождества состоит не в том, что Христос появился на свет аккурат в день зимнего солнцестояния, дабы облегчить труд христианских миссионеров по искоренению язычества, а в том, что Бог, став человеком, дал человеку возможность стать другим, измениться. А если не принимать этого факта, то есть ли разница, какого числа родился Христос — в день зимнего солнцестояния или на пару недель позже?
Есть ли разница, приходили волхвы с дарами ко Христу или нет?.. Вела ли их Звезда, или они случайно наткнулись на пещеру со Святым Семейством?.. Волхвы: звездам служащие Возможно, на первый взгляд история с волхвами и звездой кажется сказкой.
Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п. У, международное движение «М. Культ Убийств, «Маньяки.
Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.
К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.
Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне.
В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками. Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов.
В Соборе Рождества Христова освятили крестильный храм
7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). Православные верующие отметят 7 января Рождество Христово. Рождества Христова - составило 7 января 2023 года 1,3 млн человек. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России его отмечают 7 января. Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Датировка Рождества Христова Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества.
Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима 4 г. Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова.
Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой". С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово.
Синай, монастырь Св. Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам.
Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа.
Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.
К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
Переживание праздника Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических от греч. Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию.
Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований. Гностики — бывшие язычники — считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории. Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием гносис , в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса. Все эти системы очень трудно классифицировать.
Объединяло их одно — мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви. В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление греч. Этот праздник был двуединым.
Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю. Соответственно, 25 декабря стали отмечать Рождество, а 6 января — Крещение. Кстати, праздник Крещения Господня не перестал называться Богоявлением.
Несколько позже практику раздельного празднования приняла и Восточная Церковь. Это решение было окончательно закреплено на II Вселенском Соборе в 381 году. Но почему Рождество было перенесено именно на 25 декабря? В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния римляне совершали сатурналии — празднества в честь бога Сатурна Dies Natalis Solis Invicti — «день рождения солнца непобедимого». В те же дни по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры.
Истоки этих праздников понятны: солнце начинало расти, а день прибавляться. После того, как в начале IV века император Константин Великий прекратил гонения на христианство, Церковь воспользовалась этими празднествами для утверждения веры в Богочеловека. Полемика с языческими культами солнца слышна в песнопениях Рождества Христова, где о Нем говорится как об «Истинном Солнце», «Солнце правды», озарившем Своим рождением затянувшуюся зиму язычества. Автор фото: Максим Штыков. Получается, христиан заставили праздновать Рождество внешние обстоятельства, и не будь гностиков, Сатурна и Митры, не было бы и праздника Рождества?
Дело в том, что церковные праздники, в отличие от, скажем, революционных, — это не просто воспоминание о событии, а непосредственное его переживание. В этом смысле можно говорить о праздновании Рождества и первыми христианами, хотя они не интересовались датой рождения Христа и не знали пышного богослужения. Но именно для того, чтобы защитить свое переживание праздника рождения Богочеловека от людей, которые не признавали реальность Боговоплощения, Церкви пришлось вспомнить дату Рождества. А в полемике постепенно развилось и богослужение этого дня, утверждавшее догмат о том, что Бог стал реальным, а не «призрачным» человеком. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе.
А как появилась дата Рождества — 7 января? Многие из нас слышали про "старый" и "новый" стиль и несовпадение календарей. И уж точно все задавались вопросом: почему "у нас" Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря? Дело в том, что Русская Православная Церковь не приняла переход на григорианский календарь так называемый новый стиль , установленный в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю.
Подробнее о разнице календарей смотрите здесь: Читайте также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? Зачем Бог стал человеком? Что касается отношения к языческим культам, то христианство пошло здесь проторенным путем. В истории религий существует такой феномен: когда какая-то религиозная традиция хочет укорениться, то как опору она использует более древние религиозные традиции и праздники. Более того, оказывается, что язык веры культовый, символический вообще очень схож в различных религиях.
Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека. И что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии — для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека.
Рождение без участия мужчины знали на тот момент практически все религиозные системы. Можно указать на мифы, где говорится о чудесном рождении героев и великих людей, например Диониса, Ромула, египетских фараонов, и т. Чем же отличаются эти легенды от Рождества Христова? Тем, что в языческих мифах рождались человекобоги, а христианство утверждает, что в Вифлееме родился Богочеловек. И разница здесь совсем не в словах.
Когда читаешь тексты рождественской службы, то не можешь отделаться от мысли о видимом противоречии. И с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли кстати, библейские ясли — это не детская кроватка, а кормушка для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог. Каков же смысл произошедшего? Зачем Бог стал Человеком?
Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на этот вопрос так: «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом». Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога — Его «самоуничижением», «самоумалением». Но для того, чтобы человек смог взойти на Небо — Небу надо было опуститься на землю.
Какого числа родился Христос? Автор фото: Ольга Рындина.
В его основе — события, описанные евангелистами Матфеем и Лукой. Дева Мария, ожидавшая первенца, и ее муж Иосиф, подчиняясь приказу кесаря о переписи населения, пришли в Вифлеем. Они не смогли найти в городе места для ночлега и им пришлось укрыться в пещере, где содержался скот. Там-то и явился в мир Иисус. Согласно учению, первыми о рождении Спасителя от ангела узнали пастухи, которые находились неподалеку.
Они пришли поклониться младенцу в яслях. В эту ночь на небе появилась Вифлеемская звезда, ставшая знаком для волхвов о том, что родился Мессия. Вскоре мудрецы также явились в хлев с дарами Иисусу: золотом, ладаном и смирной. Отсюда пошла традиция подарков на Рождество. Традиция наряжать хвойное дерево возникла в средневековой Германии, в России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе. К концу столетия украшенные елки были главным атрибутом праздника как в богатых, так и в бедных домах. Так продолжалось до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны — на волне отмены всего немецкого — Синод запретил «вражеский» символ.
Другие группы православных христиан, например армяне, празднуют его 6 января. Однако в начале 20 века некоторые православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь. Православные христиане в Греции, Кипре, части Ливана и Румынии отмечают православное Рождество и вовсе 25 декабря, придерживаясь слов Святого Писания о рождении Иисуса в дни зимнего солнцестояния. Исторический бонус: почему некоторые христиане в прошлом хотели запретить Рождество? Боже, зачем запрещать?! Многие религиозные группы не согласились со связью праздника с языческими обычаями и стремились отказаться от Рождества в целом. Так было с пуританами - группой протестантов, которые стремились очистить религию от ее связей с католицизмом. Они утверждали, что Библия не упоминает о праздновании рождения Христа, и запретили Рождество 1659 года в колонии Массачусетского залива, назвав его «дурачеством». В 1500-х годах Шотландия претерпела аналогичные изменения после того, как католицизм был объявлен вне закона после Реформации 1560 года, и страна стала протестантской. Шотландия запретила Рождество в 1640 году, пытаясь отделить его от католических обычаев, и оно не становилось государственным праздником вплоть до 1958 года.
А вы уже были на нашем ютьюб-канале? Тогда вам срочно туда.