Заполненный избирательный бюллетень Вы опускаете в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при их использовании. на бюллетене вообще нет отметки в квадрате напротив одного из кандидатов. Могут ли закончится бюллетени для голосования на избирательном участке? В случае использования прозрачных ящиков для голосования, в целях защиты тайны голосования избирателя, избирательный бюллетень складывается лицевой стороной внутрь.
Памятка наблюдателя
Ответы на вопросы Викторины | Для получения бюллетеня на избирательном участке нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина РФ или заменяющий его документ. |
ИНФОРМИРУЕМ, РАЗЪЯСНЯЕМ, ОТВЕЧАЕМ | Избиратель получил избирательные бюллетени на избирательном участке. |
Правила голосования | расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, наблюдателем. |
Правила голосования | По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени могут также быть напечатаны на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов России на территориях их компактного проживания. |
Глава VII. Избирательные бюллетени, порядок голосования и подведения итогов выборов
Не вызывает сомнений, что в данном случае речь идет именно о компетенции комиссии как коллегиального органа. Поэтому в соответствии со ст. Как следствие, это означает, что бюллетени не могут изготавливаться по единоличному распоряжению председателя или иных должностных лиц соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Говоря о том, что бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии, необходимо заметить, что законодательство все же допускает исключение из этого правила. В соответствии с комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях в исключительных случаях возможно изготовление избирательной документации включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме по решению участковой комиссии, согласованному с вышестоящей комиссией.
Количество бюллетеней, изготавливаемых для голосования на выборах и референдуме, определяется решением соответствующей комиссии. Однако их число не должно превышать более чем на три процента число зарегистрированных избирателей, участников референдума. До принятия комментируемого Федерального закона минимально допустимое число бюллетеней, которые должны изготавливаться для проведения выборов или референдума, не оговаривалось, что позволяло комиссиям при определении количества заказываемых бюллетеней действовать по своему усмотрению, во многом ориентируясь на прогнозируемую явку избирателей, участников референдума. При изготовлении бюллетеней особо необходимо учитывать, что их нумерация не допускается.
Это правило призвано гарантировать тайну голосования и исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума. Принимая во внимание тот факт, что бюллетени содержат исходную информацию о голосовании, комментируемый пункт достаточно скрупулезно оговаривает степени защиты, которые должны в обязательном порядке соблюдаться при их изготовлении. Причем если до принятия комментируемого Федерального закона комиссии имели возможность самостоятельно определять виды и комбинацию степеней защиты бюллетеней в порядке, устанавливаемом ЦИК России, то в настоящее время требования к защищенности избирательных бюллетеней прямо установлены в комментируемом Федеральном законе. При изготовлении бюллетеней для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ должна использоваться специальная бумага бумага с водяными знаками или цветная бумага или специальная краска, с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки.
Что же касается выборов в органы местного самоуправления, то для их проведения бюллетени должны изготавливаться с использованием цветной бумаги или специальной краски или с нанесением типографским способом цветного фона, а также с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки. Указанные требования, очевидно, повышают расходы на подготовку и проведение таких выборов. Закрепленные в комментируемой норме степени защиты не распространяются на бюллетени, изготавливаемые для выборов в органы местного самоуправления по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч человек, что позволит сделать такие выборы менее дорогостоящими. Вместе с тем следует учитывать, что комментируемый пункт не содержит требований, предъявляемых к изготовлению бюллетеней для голосования на референдуме.
Этот пробел комментируемого Федерального закона должен быть заполнен конкретными законами, посвященными регулированию различных видов референдума и муниципальных выборов. Законодательство специально оговаривает, что форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Предусмотренный 25-дневный срок, не позднее которого соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума должны выполнить возложенные на них обязанности, связанные с обеспечением надлежащего изготовления бюллетеней, обусловлен необходимостью своевременного создания условий для досрочного голосования избирателей, участников референдума, проведение которого предусмотрено ст. Возложение на комиссии обязанности по утверждению порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней призвано обеспечить необходимые условия для соблюдения предъявляемых к ним требований и исключить их неконтролируемое тиражирование.
Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе самостоятельно определять формы такого контроля. По решению комиссии они могут быть связаны с обязательным дежурством членов комиссии в типографии, изготовляющей бюллетени, ежедневным заслушиванием информации о ходе изготовления избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме , привлечением сотрудников органов внутренних дел к охране мест изготовления бюллетеней, иными формами наблюдения за выполнением типографией заказа на изготовление бюллетеней. Текст бюллетеня должен быть размещен на одной его стороне. Такой порядок прежде всего отвечает интересам обеспечения действительно равноправного участия граждан в выборах и референдуме, так как размещение какой-либо информации о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках или вариантах ответов на вопросы референдума на оборотной стороне бюллетеня заведомо может быть расценено как попытка повлиять на волеизъявление избирателя, участника референдума посредством размещения текста бюллетеня на разных его сторонах.
Кроме этого, помещение текста избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме только на лицевой стороне бюллетеня удобно для одновременного, полного и системного восприятия его содержания избирателями участниками референдума. Принимая во внимание сжатые в сравнении с основными выборами сроки проведения повторного голосования, а также наличие при его назначении у соответствующей комиссии всей необходимой информации, комментируемый пункт специально оговаривает, что в случае проведения повторного голосования текст бюллетеней и число заказываемых для изготовления бюллетеней утверждаются одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Что же касается порядка осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней для повторного голосования, то в его утверждении нет необходимости, поскольку он уже был оговорен при проведении основного голосования первого тура выборов. Вместе с тем это вовсе не означает, что соответствующая избирательная комиссия не может установить дополнительных форм контроля за изготовлением бюллетеней при назначении повторного голосования.
Существенное значение для оформления бюллетеня имеет размещение в каждом бюллетене информации о порядке его заполнения. Несмотря на то что прямое указание на этот счет в комментируемом Федеральном законе отсутствует, оно закрепляется практически во всех федеральных конституционных законах, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, регулирующих различные виды выборов и референдума. Порядок размещения информации в избирательном бюллетене устанавливается в зависимости от того, по какой избирательной системе проводятся выборы. В случае проведения выборов по мажоритарной системе, предполагающей голосование избирателей за или против конкретных кандидатов, бюллетень содержит в алфавитном порядке сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов, перечисленные в комментируемом пункте.
При размещении в тексте избирательного бюллетеня тех или иных данных о кандидатах серьезные трудности представляет собой неурегулирование в законодательстве вопроса об источниках соответствующей информации. Представляется, что все данные о конкретных кандидатах, воспроизводимые в избирательном бюллетене, должны указываться исходя из соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию, производившую регистрацию кандидата. Не исключается, что с момента представления документов о выдвижении кандидата в комиссию в данных о нем могут произойти изменения. В целях наиболее полного информирования избирателей о кандидате целесообразно, чтобы в избирательный бюллетень вносились сведения, актуальные на момент утверждения текста бюллетеня, однако такие изменения должны быть официально подтверждены.
В любом случае, какие-либо изменения, произошедшие или ставшие известными после изготовления бюллетеня, не являются основанием для перепечатки бюллетеней. В законе могут быть более конкретно определены сроки и основания уточнения данных о кандидатах. Если выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, и один и тот же кандидат баллотируется одновременно и в одномандатном округе, и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, информация об этом в обязательном порядке помещается в тексте бюллетеня, изготавливаемого для голосования за кандидатов в одномандатном избирательном округе. Это правило рассчитано на то, чтобы дать избирателям максимальное представление об избирательной активности соответствующих кандидатов и тем самым сделать их выбор более осознанным.
Вместе с тем законодательство никак не оговаривает необходимость информирования избирателей об одновременном участии кандидатов в выборах различного вида и уровня. Поскольку ни федеральные законы, ни законы субъектов РФ не запрещают гражданам одновременно баллотироваться на любые выборные должности в случае совмещения различных выборов, в электоральной практике распространенной является ситуация, когда один и тот же претендент зарегистрирован в качестве кандидата на две или даже более выборные должности. В этом случае было бы также целесообразно предусмотреть в соответствующих федеральных законах и законах субъектов РФ правило, обязывающее избирательные комиссии указывать в избирательных бюллетенях сведения об одновременном участии одного и того же гражданина в качестве зарегистрированного кандидата в нескольких выборах. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется по спискам кандидатов.
При этом в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и или его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков в одноцветном исполнении. Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция место избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей СМИ.
ФЗ от 20. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. В случае, если такой кандидат такие кандидаты включен включены в состав списка кандидатов и сведения о нем о них не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут выдвинуты такой кандидат такие кандидаты. Федерального закона от 05. Справа от указанных в пунктах 5 , 5.
При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта "д" пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68 , подпункта "ж" пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учету таких голосов, не применяются. Федеральных законов от 04. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5. Федерального закона от 01. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе , бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов , либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней.
Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
Избиратель, который не может по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности самостоятельно подать заявление, может устно или письменно в том числе при содействии социального работника или иных лиц обратиться в территориальную избирательную комиссию или в любую участковую комиссию для предоставления ему возможности подать заявление на дому о включении в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации. Если избирателю необходимо срочно уехать перед 18 марта 2018 года. Как проголосовать? У Вас есть право с 13 марта 2018 и не позднее 14. Где можно принять участие в голосовании? Принять участие в голосовании можно в помещении для голосования того избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, либо вне помещения для голосования в день голосования то есть на дому — при наличии к тому уважительных причин.
В какое время можно проголосовать в помещении избирательного участка в день голосования? Помещения для голосования избирательных участков открыты для голосования избирателей с 8 до 20 часов по местному времени. Где на избирательном участке можно ознакомиться с информацией о выборах? С информацией о выборах избиратель может узнать в помещении для голосования. Перед помещением для голосования участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию о кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. Помимо этого, на информационном стенде размещаются образец заполненного избирательного бюллетеня, извлечения из законов, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах. Информацию о месте нахождения информационного стенда, а также о материалах, размещенных на нем, избиратель может уточнить у членов участковой избирательной комиссии. Кому участковая избирательная комиссия не сможет откажет выдать бюллетени в день голосования?
Также о месте голосования можно узнать, воспользовавшись сервисом «Найди свой избирательный участок», размещенном на сайте ЦИК России www. Эту информацию можно получить лично в участковой избирательной комиссии по месту жительства за 10 дней до дня голосования, то есть начиная с 7 сентября 2016 года. Избиратель, являющийся инвалидом по зрению, может ознакомиться с этой информацией, воспользовавшись помощью другого лица, осуществляющего его сопровождение. Также можно воспользоваться сервисом «Найди себя в списке избирателей», размещенном на сайте ЦИК России www. Принять участие в голосовании можно на избирательном участке по месту жительства, где избиратель включен в список избирателей, либо вне помещения для голосования в день голосования то есть на дому , в том числе воспользовавшись помощью другого лица, а также на ином избирательном участке при наличии открепительного удостоверения. Помещения для голосования избирательных участков открыты для голосования избирателей С 8. Если в день голосования избиратель не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, то он вправе на основании письменного заявления с указанием причины получить в территориальной избирательной комиссии по месту жительства с 3 августа по 6 сентября 2016 года либо в участковой избирательной комиссии по месту жительства с 7 по 17 сентября 2016 года открепительное удостоверение и приять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию о политических партиях, кандидатах, внесенных в избирательные бюллетени. Помимо этого, на информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, извлечения из законов, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах. Также на информационном стенде могут размещаться материалы, выполненные крупным шрифтом и или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Информацию о месте нахождения информационного стенда, а также о материалах, размещенных на нем, избиратель может уточнить у членов участковой избирательной комиссии. Для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва избиратель получит два избирательных бюллетеня: бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу в нем помещаются наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов и бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу в нем размещены в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов. Если избиратель голосует на избирательном участке, расположенном за пределами одномандатного избирательного округа, в котором находится его место жительства, то избирателю выдается один бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу. При этом он имеет право получить бюллетень только на основании открепительного удостоверения либо если избиратель включен в список избирателей по месту своего временного пребывания в больнице, санатории, доме отдыха и т.
Получив два бюллетеня, избиратель расписывается за каждый бюллетень отдельно.
Избирательный бюллетень
В разных регионах России были зарегистрированы случаи порчи бюллетеней для голосования путём вливания в избирательные урны различных красящих жидкостей[330]. Заполненный избирательный бюллетень вкладывается избирателем в специальный непрозрачный конверт, который заклеивается, скрепляется подписями 2 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заполнить бюллетень необходимо в оборудованной кабинке, после чего опустить его в ящик для голосования. Избирательный бюллетень, изготовленный неофициально, либо не заверенный подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью участковой избирательной комиссии, либо не содержащий специального знака (марки).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Ответы на вопросы Викторины | на бюллетене вообще нет отметки в квадрате напротив одного из кандидатов. |
Тестирование по Конституционному праву | Заполнение. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в отдельной кабинке. Нужно поставить галочку (или любой знак) напротив выбранного кандидата, а затем опустить бланк в опечатанный ящик. |
Избирательный бюллетень — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования или соответствующих окружных избирательных комиссий. |
Статья 81. Порядок голосования | Заполненный бюллетень избиратель сам опускает в специальную опечатанную урну. Она бывает простой или электронной — КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней). |
Наиболее часто задаваемые вопросы о выборах | Ответ на тест: Кем может заполняться избирательный бюллетень? – Варианты: Кандидатом на выборную должность; Только самим избирателем; Членом избирательной комиссии — Предмет: Основы оперативной службы. |
Тестирование по Конституционному праву
В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. С работой УИК с избирательными бюллетенями на избирательном участке, который оборудован КОИБ, можно ознакомиться в модуле 5 «Организация работы УИК по подготовке к голосованию с использованием КОИБ». Сургут, праймериз, избирательный участок, голосование, бюллетень.
Наиболее часто задаваемые вопросы о выборах
В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Можно ли заполнять бюллетень шариковой ручкой, гелиевой, карандашом, фломастером? Информацию о порядке заполнения избирательного бюллетеня можно найти на стенде в помещении участковой избирательной комиссии или в избирательном бюллетене, выданном членом участковой избирательной комиссии.
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Режим работы: рабочие дни с 16. При себе необходимо иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Свердлова, 47. Режим работы: понедельник, четверг-пятница: с 08:00 до 18:00 среда: с 08:00 до 20:00 суббота: с 08:00 до 17:00 При себе иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Режим работы участковых избирательных комиссий: рабочие дни с 16. При себе иметь паспорт гражданина Российской Федерации.
Избиратель, который не может по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности самостоятельно подать заявление, может устно или письменно в том числе при содействии социального работника или иных лиц обратиться в территориальную избирательную комиссию или в любую участковую комиссию для предоставления ему возможности подать заявление на дому о включении в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации. Если избирателю необходимо срочно уехать перед 18 марта 2018 года. Как проголосовать? У Вас есть право с 13 марта 2018 и не позднее 14. Где можно принять участие в голосовании?
Принять участие в голосовании можно в помещении для голосования того избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, либо вне помещения для голосования в день голосования то есть на дому — при наличии к тому уважительных причин. В какое время можно проголосовать в помещении избирательного участка в день голосования? Помещения для голосования избирательных участков открыты для голосования избирателей с 8 до 20 часов по местному времени.
Голосование вне помещения для голосования проводится для обеспечения избирательных прав граждан, которые не могут самостоятельно по уважительной причине состояние здоровья, инвалидность прибыть в помещение для голосования. В настоящее время досрочное голосование в традиционном порядке проводится только на выборах в органы местного самоуправления. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной, окружной, муниципальной избирательной комиссии за 15 - 4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования. При этом избиратель подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Голосование осуществляется при соблюдении тайны голосования. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии. Указанные подписи заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя. Запечатанный конверт с бюллетенем хранится у секретаря соответствующей комиссии до дня голосования. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой комиссии и наблюдателей сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случаях и порядке, предусмотренных законом , избиратель, который в день голосования не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. При этом учитываются голоса избирателей, поступившие в соответствующую избирательную комиссию не позднее времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией РФ. Подсчет голосов и установление итогов голосования Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, открыто и гласно; при этом могут присутствовать: члены вышестоящей избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений зарегистрировавших списки кандидатов , наблюдатели, представители средств массовой информации.
Не исключается, что с момента представления документов о выдвижении кандидата в комиссию в данных о нем могут произойти изменения. В целях наиболее полного информирования избирателей о кандидате целесообразно, чтобы в избирательный бюллетень вносились сведения, актуальные на момент утверждения текста бюллетеня, однако такие изменения должны быть официально подтверждены. В любом случае, какие-либо изменения, произошедшие или ставшие известными после изготовления бюллетеня, не являются основанием для перепечатки бюллетеней. В законе могут быть более конкретно определены сроки и основания уточнения данных о кандидатах. Если выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, и один и тот же кандидат баллотируется одновременно и в одномандатном округе, и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, информация об этом в обязательном порядке помещается в тексте бюллетеня, изготавливаемого для голосования за кандидатов в одномандатном избирательном округе. Это правило рассчитано на то, чтобы дать избирателям максимальное представление об избирательной активности соответствующих кандидатов и тем самым сделать их выбор более осознанным. Вместе с тем законодательство никак не оговаривает необходимость информирования избирателей об одновременном участии кандидатов в выборах различного вида и уровня. Поскольку ни федеральные законы, ни законы субъектов РФ не запрещают гражданам одновременно баллотироваться на любые выборные должности в случае совмещения различных выборов, в электоральной практике распространенной является ситуация, когда один и тот же претендент зарегистрирован в качестве кандидата на две или даже более выборные должности. В этом случае было бы также целесообразно предусмотреть в соответствующих федеральных законах и законах субъектов РФ правило, обязывающее избирательные комиссии указывать в избирательных бюллетенях сведения об одновременном участии одного и того же гражданина в качестве зарегистрированного кандидата в нескольких выборах. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется по спискам кандидатов. При этом в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и или его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков в одноцветном исполнении. Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция место избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей СМИ. В случае применения системы открытых списков кандидатов политических партий, избирательных блоков избирательный бюллетень должен включать в себя дополнительные данные см. В качестве гарантии, обеспечивающей достоверное информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, законодательство предусматривает отражение в избирательных бюллетенях сведений о привлечении к уголовной ответственности. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях п. Законодательство также предусматривает обязательное указание в избирательном бюллетене наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества в соответствии с п. Текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате от наименования избирательного объединения, избирательного блока находился пустой квадрат. В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования, при которой голосование может производиться только путем нанесения в избирательном бюллетене какого-либо знака в соответствующем квадрате по правилам, предусмотренным ст. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносится несколько вопросов, они включаются в разные бюллетени. При вынесении на референдум проекта закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства именно на однозначное определение содержания проекта в бюллетене для голосования на референдуме с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о предлагаемых вариантах закона, иного нормативного правового акта. Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных законопроектов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование законопроектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан о предлагаемых вариантах закона. Так, в соответствии со ст. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления. В соответствии со ст. При этом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Следует также учесть, что на избирательную комиссию, комиссию референдума в этом случае ложится обязанность по утверждению текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме на государственном языке соответствующего субъекта РФ, языке народа Российской Федерации, компактно проживающего на соответствующей территории, идентичного по содержанию тексту на русском языке. В частности, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что при изготовлении избирательных бюллетеней на двух и более языках на президентских выборах текст таких бюллетеней утверждается ИКС РФ. После изготовления бюллетеней полиграфическая организация типография осуществляет выбраковку напечатанной избирательной продукции. Цель такой выбраковки состоит в том, чтобы выявить бюллетени, при печатании которых были допущены отступления от утвержденных формы и текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме. Отбракованные бюллетени подлежат выделению из общей массы изготовленных избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме и хранятся отдельно. Процесс выбраковки происходит под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Изготовленные и выверенные типографией бюллетени затем передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Комментируемый Федеральный закон не оговаривает содержание акта передачи бюллетеней изготовившей их типографией членам соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Целесообразно, чтобы в нем в обязательном порядке были отражены сведения о дате, времени и месте его составления, лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, количестве переданных бюллетеней и присутствовавших при этом членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, членов и или представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Детальное правовое регулирование процедуры передачи бюллетеней и содержания составляемого об этом акта может содержаться в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов РФ, посвященных регламентации различных видов выборов и референдума. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии всех вышеперечисленных лиц уничтожают отбракованные и лишние бюллетени при их выявлении. Об этом составляется акт, который вправе подписать все присутствующие лица. Содержание акта об уничтожении отбракованных и лишних избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней. На избирательную комиссию, разместившую заказ на изготовление бюллетеней, возлагается обязанность оповещения членов указанной комиссии, соответствующих кандидатов, избирательных объединений избирательных блоков , инициативной группы по проведению референдума, иных групп референдума их представителей о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней. При выбраковке, передаче и уничтожении в случае необходимости бюллетеней полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждого из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. При этом следует иметь в виду, что перечень лиц, которым прямо предоставлено право присутствовать при выбраковке, передаче изготовленных и уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней, не может быть исчерпывающим, поскольку при совершении указанных действий исходя из принципиальных положений законодательства о выборах и референдумах вполне могут присутствовать также члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, представители СМИ. На комиссию, получившую бюллетени из изготовившей их полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. При этом законодательство не оговаривает порядок такой передачи, предусматривая в качестве ее обязательного условия только необходимость оформления передачи бюллетеней соответствующим актом.
В этом случае в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва избиратель получит два избирательных бюллетеня: первый - для голосования по федеральному избирательному округу, второй - для голосования по одномандатному избирательному округу. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу - в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу - в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Если избиратель голосует по открепительному удостоверению за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом то есть, где избиратель зарегистрирован по месту жительства , он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. На выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва избиратель получит два избирательных бюллетеня: первый - для голосования по общеобластному избирательному округу, второй - для голосования по одномандатному избирательному округу. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по общеобластному избирательному округу — в пустом квадрате напротив наименования только одной политической партии, за которую он голосует; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу — в квадрате напротив фамилии только одного кандидата, за которого избиратель голосует. Если избиратель голосует по открепительному удостоверению за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом то есть, где избиратель зарегистрирован по месту жительства , он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по общеобластному избирательному округу. Избирательный бюллетень, в котором любой знак знаки проставлен проставлены более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
Если проживаете не по месту регистрации, то можно заранее выбрать удобный участок для голосования. Для этого нужно подать заявление в избирательную комиссию. Подать заявление о смене участка можно на госуслугах. Последний день для подачи заявления — 11 марта. До этого же дня можно отменить поданное заявление. Например, если вы решили все же голосовать по месту регистрации. Смена избирательного участка на госуслугах Онлайн. В 2024 году на выборах президента впервые можно будет проголосовать онлайн при помощи дистанционного электронного голосования, ДЭГ. Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там. Временная регистрация не подойдет. Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта.
Избирательный бюллетень, в котором любой знак знаки проставлен проставлены более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным. Избирательный бюллетень, изготовленный неофициально, либо не заверенный подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью участковой избирательной комиссии, либо не содержащий специального знака марки , признается бюллетенем неустановленной формы и при подсчете голосов не учитывается.
Журналист Андрей Колесников указывает, что выборы являются для Путина способом оправдать решение о вторжении и показать окружению и иностранным деятелям, что он сохраняет поддержку общества. Проведение выборов направлено на создание впечатления нормального хода событий, несмотря на недавние внутренние потрясения в виде крайне непопулярной мобилизации осень 2022 , мятежа Пригожина лето 2023 и военных действий на Украине [38] в октябре 2023 года Рамзан Кадыров предлагал отменить выборы до окончания боевых действий или провести с одним кандидатом Путиным, но в Кремле отвергли эти идеи как не соответствующие Конституции [46]. Экономическая ситуация в России Экономическая ситуация в России перед выборами стабильна, что является важным благоприятным фактором для действующей власти. Помимо подорожания некоторых импортных товаров, в экономическом плане в 2022—2023 годах для большинства россиян мало что изменилось. Предсказывавшийся экспертами после введённых в 2022 году масштабных западных санкций крах экономики не случился. Рецессия 2022 года оказалась менее серьёзной, чем ожидалось, продлилась недолго и сменилась ростом. Наблюдается рост зарплат, измеряемый двузначными числами процентов, особенно у людей с самыми низкими доходами.
Уровень бедности в стране снизился до исторического минимума. Экономический рост поддерживается значительно возросшими государственными расходами, которые обеспечиваются сохранением доходов от продажи нефти и газа, экспортные потоки которых были переориентированы на азиатские страны. Продукция западных компаний, ушедших из России, была замещена поставками через параллельный импорт либо китайскими товарами [47] [48] [49] [50] [51] [52]. Порядок проведения выборов Информация о голосовании онлайн в Москве в районе Братеево В ноябре 2023 года Путин утвердил поправки к закону о президентских выборах. Они существенно усложнили работу СМИ на выборах. На заседания избирательных комиссий пускаются только журналисты, официально трудоустроенные в редакциях зарегистрированных СМИ. Фото- и видеосъёмку на избирательных участках смогут вести только те, кто «имеет [на это] право согласно законодательству РФ », причём съёмка не должна нарушать тайну голосования и конфиденциальность персональных данных в документах. ЦИК наделяется правом вносить изменения в порядок проведения выборов на территориях, где объявлено военное положение. Помимо этого, введён запрет на агитацию на всех заблокированных на территории страны ресурсах.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснял необходимость внесения поправок тем, что сложилась «особенная ситуация», в том числе в « новых регионах » России [53]. С учётом формата президентские выборы предполагали обойтись государственному бюджету в 33,2 миллиарда рублей [55]. В дни проведения выборов участки работали с 8:00 до 20:00. Первыми открывались участки в самых восточных регионах России, последними — в самых западных. Избирателю при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, выдвались бумажные бюллетени. В 29 регионах [56] проводилось дистанционное электронное голосование ДЭГ [57] ; приём заявлений для участия в ДЭГ стартовал 29 января и завершился 11 марта 2024 года [58].
Как правило голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Подобное заявление может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
Участковая избирательная комиссия регистрирует все подобные заявления в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. В письменном заявлении устном обращении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования.
Глава VII. Избирательные бюллетени, порядок голосования и подведения итогов выборов
Москвичи привыкли к электронным услугам. Более 15,9 миллиона человек создали учетную запись на mos. Голосовать онлайн можно с любого устройства с доступом в интернет. С 2022 года на выборы не нужно было даже регистрироваться заранее.
Так было организовано и на выборах Президента, чтобы максимально упростить процесс для избирателей. Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos.
Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня. То же самое происходило и на избирательных участках.
Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер.
Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее.
Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня?
Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели.
Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне.
Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи.
В случае использования прозрачных ящиков для голосования, в целях защиты тайны голосования избирателя, избирательный бюллетень складывается лицевой стороной внутрь. Адреса избирательных комиссий и другую информацию о выборах можно найти на сайте ЦИК России www.
Если мы говорим о малолетних детях, то совершенно очевидно, что запретительные нормы закона не адресованы малолетним гражданам России, и никто не будет препятствовать тому, чтобы родитель с малолетними детьми в кабинке для голосования заполнял избирательный бюллетень, напротив, это даже, пожалуй, социально полезная практика — привитие детям опыта гражданственности». Можно ли заполнять бюллетень шариковой ручкой, гелиевой, карандашом, фломастером?
Специально подчеркивая, что не могут использоваться в этих целях карандаши. Голосование избирателя должно быть категоричным, однозначным, не должно допускать каких-то двусмысленностей и неопределенностей. Поэтому и канцелярские принадлежности должны быть категоричными — оставлять следы, не подлежащие удалению. Поэтому карандаш — непригодный инструмент для голосования».
Рекомендуемые формы направлений наблюдателя у вас имеются в раздаточном материале.
Сколько наблюдателей можно назначить? Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо , партия, общественная палата могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Чем удостоверяются полномочия наблюдателей? Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом его доверенным лицом , партией или общественной палатой.
В направлении указываются: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона если имеется , номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии территориальной, участковой , в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, связанных с невозможностью быть таковым. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются в раздатке. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Когда необходимо представить направление?
Правила голосования
Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней. Положения ст. ФЗ от 31. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня первого дня голосования в том числе досрочного голосования.
По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования в соответствии со статьей 64. В этом случае количество передаваемых бюллетеней определяется решением организующей выборы, референдум комиссии, если иное не установлено федеральным законом. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, либо избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, а также в случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и или пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и или досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, и в случае проведения голосования на избирательных участках, указанных в пункте 5.
Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией. В день голосования последний день голосования на соответствующих выборах, референдуме после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются.
Чтобы испортить бюллетень, нужно сделать это прямо в кабине для голосования, а затем опустить испорченный бюллетень в урну для голосования. Согласно действующему законодательству, бюллетень признается недействительным, если избиратель поставил в нем знаки более чем напротив одного кандидата, списка кандидатов.
При этом не имеет значения, каким именно образом будут сделаны отметки в бюллетене - галочками, крестиками, подписями. Главное - чтобы их было больше одной. Также бюллетень будет признан недействительным, если в нем имеются какие-либо посторонние записи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок напротив кандидатов. Правовые последствия испорченных бюллетеней Какие же правовые последствия наступают, если избиратель испортил бюллетень одним из вышеописанных способов?
Во-первых, такой бюллетень не будет засчитан ни одному из кандидатов или партий, участвующих в выборах. При подсчете голосов испорченные бюллетени выделяют в отдельную категорию и не учитывают при распределении депутатских мандатов или определении победителя выборов. Во-вторых, испорченный бюллетень увеличивает явку избирателей на выборах. Поскольку при подсчете явки учитываются все извлеченные из урн бюллетени, включая недействительные.
В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Поэтому высокая доля испорченных бюллетеней требует тщательной проверки и анализа. Как отличить ошибку от сознательной порчи бюллетеня При анализе испорченных бюллетеней важно понимать, какие из них были испорчены преднамеренно, а какие - по ошибке избирателя. К типичным непреднамеренным ошибкам можно отнести: Небрежную отметку, выходящую за границы квадрата напротив кандидата.
Двойную отметку в результате рассеянности избирателя. Забывчивость поставить отметку вообще. А вот явные признаки сознательной порчи бюллетеня: Множественные отметки по всему бюллетеню. Оскорбительные надписи в адрес кандидатов.
Полностью зачеркнутый бюллетень. Испорченные бюллетени на выборах президента РФ Рассмотрим конкретный пример - испорченные бюллетени на выборах президента РФ.
Адреса и телефоны УИК опубликованы в газете «Новая жизнь» от 28. Заявление устное обращение может быть подано избирателем в любое время после начала работы участковой избирательной комиссии, 31 августа, но не позднее 15 часов 10 сентября 2017 года. Может ли подать заявление за меня другой человек? Ваше письменное заявление или устное обращение может быть передано в участковую избирательную комиссию при содействии других лиц. В этом случае в реестре регистраций указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица, передавшего обращение.
Когда проводится голосование на дому? Голосование на дому проводится только в день голосования — 10 сентября 2017 года и только на основании поступившего в участковую комиссию заявления или устного обращения избирателя.
Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя. Заполненные бюллетени опускаются избирателем в опечатанный опломбированный ящик для голосования.
В случае использования прозрачных ящиков для голосования, в целях защиты тайны голосования избирателя избирательный бюллетень складывается лицевой стороной внутрь. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения, отданные в пределах компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. По решению Избирательной комиссии Ленинградской области на 927 избирательных участках установлены средства видеорегистрации, с помощью которых в день голосования будет вестись запись изображения и звука в помещении для голосования.
При входе в помещение для голосования, где установлены средства видеорегистрации, а также внутри него, на видном месте размещены таблички с надписью «В помещении ведется видеонаблюдение». Уважаемые избиратели, ждем Вас на избирательных участках!
Памятка о порядке голосования избирателей, являющихся инвалидами
Избиратель, получив избирательный бюллетень, заполняет его, не заходя в кабину для тайного голосования, объясняя это тем «что ему нечего скрывать» или «очередь в кабину для тайного голосования». Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, необходимо прийти на избирательный участок. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, и получить новый взамен испорченного. например, слабовидящему человеку или ампутанту? Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, необходимо прийти на избирательный участок.