И сегодня Державная икона Божией Матери особенно глубоко почитается во всей Русской Церкви. На «Державной» иконе Богородица, словно царский скипетр, держит в Своих руках крест. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства. Икона Божией Матери, именуемая "Державная", явила себя русскому православному народу15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы. Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).
Явление Державной иконы Божией Матери - главное событие 1917 года
Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925). Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. Икона под старину на состаренном дереве Пресвятая Богородица "Державная" 17 х 13 см. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. Державная. Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. Обретенная в ХХ веке икона Божьей Матери «Державная» стала одним из самых почитаемых образов Богородицы.
Державная: история иконы, которая "взяла царскую власть над Россией"
Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей. Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы.
Десница Бога Отца расположена строго вертикально.
Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея.
Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа.
Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери».
Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений.
Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.
В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности.
Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей. Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».
Считается, что Божия Матерь скорбит, видя наши грехи, потому что они умножают страдания ее Сына. Однако, как истинная мать, она терпеливо ждет, когда мы встанем на праведный путь и раскаемся в своих поступках. Молитвы иконе «Державная».
Икона Божией Матери «Державная».
Сначала её отправили в московский Алексеевский монастырь на поновление. Затем с неё быстро было сделано несколько списков — для каждого из храмов дворцового села. А в составлении акафиста и службы этой иконе самоличное участие принял патриарх Тихон. Иконография Державной иконы Божьей Матери Эту икону Божьей Матери невозможно спутать ни с одним другим из Богородичных образов, несмотря на то, что она относится к довольно известному иконографическому типу — Панахранта или Всецарица. Для этого типа изображений Богородицы характерны следующие общие черты: в центре композиции расположен престол, на котором восседает Богородица; на коленях она держит Богомладенца, поднявшего руки в благословляющем жесте. Русскими православными христианами почитаются такие иконы типа Панахранта как Киево-Печёрская, Свенская, Ярославская и другие. Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами: на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона; в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой — державу; левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу; в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте.
Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал: «Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века не старше , по форме вверху овальная иконостасная , средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти». С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса.
Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила. Ещё одна важная деталь, обнаруживаемая на Державной иконе — отсутствие креста на сфере державы. Именно эта особенность позволила считать данный образ пророческим, указывающим на грядущую эпоху активного богоборчества, которая последовала за падением самодержавия. Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».
Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей.
Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Мати божия Державная, Заступнице усердная рода христианс-каго. Икос 1 Ангелом радость приимшая, благоволила еси. Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя "Державныя", юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Божией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, умягчающая. Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение. Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освяще-ние.
Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы. Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение. Радуйся, звездо невечерняго света, нас озаряющая; радуйся, Матерь Света, всех просвещающая. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского. Кондак 2 Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою "Державную", да вси христолюбивии людие усердно молятся пред нею, вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разуму нашему просвещение свыше исходатайствуй, Пресвятая Богородице, да познаем, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная, и сердце направи, еже со усердием творити ю, Тебе же, Всемилостивая Заступнице, непрестанными гласы восхваляти: Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, душевными и телесными очами ослепших прозрение; радуйся, омраченных смыслов просвещение. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех уповающих на Тя непостыдная надеждо.
Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих Питательнице. Радуйся, духовных сокровищ Подательнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, пресветлая, Божественная красото; радуйся, обоняние Христова благоухания. Радуйся, Мати Бо-жия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 3 Силу Божественныя благодати даруй нам, Пресвятая Богородице, во еже неуклонно и непреткновенно ходити нам спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и устами непрестанно воспевати Всемогущему Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имуще Тя, Богоизбранная Заступнице рода христианскаго, яко зарю светлую, просвещающую душ наших темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения нашего, припадаем к честней иконе Твоей "Державней" и с умилением вопием Ти сице: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу нашему молитвы верных приносящая; радуйся, благодать Твою иконам Твоим честным даровавшая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, премудрости Божия приятелище.
Радуйся, Божественныя благодати Подательнице; радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся. Радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся; радуйся, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 4 Буря житейскаго моря сокрушает духовный корабль наш волнами мирских попечений, и мир убогих душ наших мятется. И где обрящем тихое пристанище спасения? Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
В 2021 году празднование в честь Державной иконы Божией Матери было перенесено на 14 марта в связи с тем, что 15 марта приходится на понедельник первой седмицы Великого поста. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Вернуться к этому вопросу удалось только теперь.
В Успенском соборе обители перед ней был совершен молебен о России, который возглавил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Затем икону бережно перенесли в помещение монастырской реставрационной мастерской. Сразу же началось кропотливое обследование святыни. Как показали рентгеновские снимки, в толще трех досок, на которых два с лишним века назад создавался впоследствии явленный в Коломенском образ, находились многочисленные чужеродные крепежные элементы: специалисты насчитали не меньше дюжины металлических скоб, скреп, шурупов и гвоздей. По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч. Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом.
За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году.
15 марта — празднование в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери «Державная». | 220902_D_0350 Издательство Московской Патриархии выпустило брошюру с Акафистом Пресвятой Богородице в честь Её иконы "Державная". |
Икона Божией Матери «Державная». Окончание. | Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной». |
Икона Божией Матери «Державная».
Икона Божией Матери «Державная» | В сегодняшний день Святая Церковь прославляет Божию Матерь ради Ея иконы, именуемой «Державная». |
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Бузулукская епархия | Явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой празднует Православная Церковь в воскресенье 15 марта 2020 года. |
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917. |
Чтим Державный образ святыни Твоея
О чем молятся перед иконой Державная? О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. Пламенная молитва к иконе Пресвятой Богородице «Державная» напечатана на оборотной стороне листа.
Икона Божией Матери Державная
Было это 27 июля — а через два дня в храме состоялось первое богослужение перед Державной. Почитание Оно началось сразу по втором обретении святыни. Патриарх Алексий II благословил восстановление храма; уже в ноябре 1995 г. Где находится сегодня Сейчас образ пребывает в Казанской церкви Коломенского, она стоит у правого клироса храма.
Каждое воскресенье у образа читают акафист кроме дней Великого поста и Святой Пасхи. Державная в Казанском храме Коломенского Коломенское — давно район Москвы, само же старинное село считается музеем-заповедником. Доехать сюда проще всего на метро — до одноименной станции.
Вознесенский храм, некогда хранивший святыню, виден издалека службы в нем начались только с 2013 г. Державная икона на реставрации в Троице-Сергиевой лавре С 17 октября 2022 года Державная икона впервые в своей истории проходит процедуру научной реставрации в Троице-Сергиевой лавре, результатом которой должно стать максимально полное воссоздание первозданного образа с закреплением хронологически первого старейшего красочного слоя и удалением позднейших записей. Планировали, что к 15 марта 2024 года Державный образ Божией Матери вернется в Казанский храм Коломенского, но реставраторы просили не торопить… Есть сенсационное открытия детали.
В реставрационной мастерской Троице-Сергиевой обители перед Державной иконой Божией Матери совершаются молебны Почитаемые списки На сегодняшний день среди самых известных: в Москве, в Ильинском Обыденском храме; образ находится в левом приделе церкви; в Минске, в Доме милосердия; икона прославилась не только истечением мира, но и исцелениями — например, в 1997 г. Ну а всего списков иконы с 1997 г. В чем помогает Богородица по молитвам пред образом Известны случаи исцеления тяжких недугов, помощи в житейских и духовных делах.
И все же больше всего это — икона надежды на милость Божию и заступничество Пречистой. Давно потерявшая монархию, претерпевшая страшные бедствия, Россия все еще не оставлена Богом и Богородицей. В 2015 г.
Патриарх Кирилл, говоря о Державной, сказал об этом так: «Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — «Державная», тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак.
Евдокия Андрианова отправилась к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить. Отец Николай пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся в храме иконы, но ни в одной из них не узнала той, явленной ей во сне.
Тогда по совету сторожа и одного из прихожан настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, в чуланах, в подвале. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной царской порфире, с венцом на голове и скипетром и державой в руках.
У Нее на коленях — благословляющий Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия Андрианова узнала явившийся ей во сне образ Божией Матери, который раньше никогда не был известен.
Две женщины, с трудом разыскавшие на окраине Москвы Николо-Перервенскую обитель, рассказали, что несколько дней назад одной из них во сне явилась Божия Матерь и, показав Свою икону, сказала, что Она послала сию икону в Николо-Перевенскую обитель. Женщина поделилась о том, что произошло, со своей подругой, и они стали искать. Никогда они не слышали ни о таком монастыре, ни иконы такой никогда не видели. И вот, потратив не один день на розыски обители, они, наконец, добрались до ее соборного Никольского храма и, придя к настоятелю, попросили его показать им храмовые Богородичные иконы. И среди них женщина, которой было видение, сразу же безошибочно узнала ту икону, о которой Свою волю явила Пресвятая Богородица — выказав благоволение в том, чтобы этот образ был именно на сем месте. Рассказав эту чудесную историю, молодые звонари Никольского храма поднялись на колокольню, и по всей округе полился благодатный звон. Внизу открывалась картина, радующая сердце — небольшая река Перерва с зеленеющими свежей травой берегами, а за ней, как на ладони, раскинувшееся Коломенское — место явления в 1917 году иконы «Державной».
Известно, что после явления образа Божией Матери «Державная» во все концы России по церквам разослали списки этой иконы, но вскорости они были утеряны, спрятаны или уничтожены. По прошествии стольких лет богоотступничества и богохульства Пресвятая Богородица по неизреченной Своей любви к чадам Отца небесного и особому попечительству о Русской земле вернула Свою икону, вновь явив ее православным». И это понятно, ибо задачи русского царя, промыслом Божиим на него возложенные, выходят далеко за пределы задач верховного носителя государственной власти. Он не был главой государства, избираемым и угождающим поэтому своим избирателям и тем, от кого зависит. Делом царя было — творить дела Божии, быть выразителем воли Божией, носителем и хранителем общехристианского идеала земной жизни. Соответственно и задачи русского царя, выходя далеко за пределы России, обнимали собою весь мир. Он был защитником слабых и угнетенных, объединял своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже христианской цивилизации и культуры, был тем «держащим», на которого указывал апостол Павел: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» 2 Фес. До тех пор, пока русские люди не уразумеют задач самодержавия, благодать Божия не вернется в Россию. Сын Божий смиренно предал Себя в руки палачей ради спасения рода человеческого через победу над смертью в Своем Воскресении.
Он молча стоял перед Пилатом и беснующейся толпой. Так же молча взошел на свою Голгофу и помазанник Божий Николай II, полагаясь на волю Божию с полным доверием к ней и чувствуя, что Господь не оставит Россию, с надеждой, что его самопожертвование послужит к вразумлению потомков. Именно в этом состоит смысл святости царя-мученика. Таким образом, его вынужденное отречение было последним актом царского служения воле Божией. И это подтвердилось чудесным явлением иконы Державной Божией Матери в Коломенском в день отречения, а затем было открыто митрополиту Московскому Макарию отправленному в ссылку Временным правительством за его «неисправимый монархизм» в примечательном сне: он увидел, что царь вымолил у Господа горькую чашу для себя и манну для своего народа, после чего незримый голос сказал: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен». Покаяние за грех цереубийства от лица всей Церкви было принесено в «Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи» лето 1993 года : «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора». Царица земная Икона не случайно была явлена на третьей неделе Великого поста 1917 года, — неделе поклонения Святому Кресту — которая ободряет дух верующих зрением близящегося Воскресения Христова. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны.
Твоею помощию и покровом Божественным сохрани нас.
Дево господоименитая и Царица всея твари, многими пророки пронареченная и рождшая Царя Небесных сил, Царствия Небеснаго, Госпоже, всех нас сподоби молитвами Твоими. Чины ангельския удивляет, Богородице, тайны Твоея глубина, бесы же смущает Твоя икона, ейже мы кланяемся, чтуще Тя, Божию Матерь. Высшую Херувим и всея твари восхвалим, Едину, рождшую Зиждителя и Господа и отверзшую двери райския нам. К Тебе прибегаю, Единей Державней, верных покрову, на Тя надежду возлагаю спасения моего, Пресвятая Владычице Богородице, не презри мене.
Богородице, всех Царице, православных похвало, еретичествующих шатания разори, мир же подаждь чтущим, Пречистая, честный Твой образ. Державным Твоим кровом от враг навета нас, Чистая, Твоя рабы, сохрани вся невредны, Тя бо стяжахом едину прибежище в скорбех. Скорейшею молитвою, бодрым Твоим покровом, державною Твоею, Владычице Чистая, помощию, ныне соблюди верныя Твоя рабы от всякаго сопротивнаго прилога и страстей, и прегрешений, и напастей спаси. Избавляющи явися, Пречистая, от страстей наведения и бесов лукавых Твоего раба, стяжавшаго Тя державное заступление и Предстательницу Непостыдную.
Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа, моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. Благодетеля рождши, добрых Виновнаго, благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная. Да приидет ныне на ны державная Твоя длань, Владычице, и чаемыя человеческия скорби да избавит нас. Владычице, Мати Избавителя, приими молитвы Твоих непотребных раб, имже воздаждь избавление грехов и богоугодныя жизни приятное исправление.
Царица еси всех едина, Богу, Богородительнице Чистая, святый престол и палата Христа Бога, Егоже моли о чтущих честную икону Твою, подати грехов оставление. Раб, ныне прихожду к Тебе, Матери всех Бога, от всех избавится напастей моляся. Но, о Богородительнице, царствующи с Сыном Твоим, христианский род сохраняй. Державный Твой покров, Богородительнице, яко Заступница сущи, даждь ми вскоре, напастьми одержиму, и невредна от сих сохрани мя.
Кондак, глас 8 Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней, песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея. Ин кондак, глас тойже Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственныя пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея Державныя. Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Матерь Божия Державная, Заступнице Усердная рода христианскаго.
Песнь 7 Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси. Богоотец убо Давид Твою славу написует, Дево, и Тебе тварей Царицу явленно пророчествует, предстоящую одесную, Всенепорочная, Бога отец наших. Царица всех, пришедши святою иконою Своею, Небесный кров на славу нам устави, имже спасаемся от невидимых враг нахождения, к Сыну Ея вопиюще: благословен Бог отец наших. Яко жениха Тя красный чертог, яко Владычню палату одушевленну, яко порфиру всезлатую, яко краснейшее обителище Христово, Владычице всех, умоляющаго Тя спаси мя.
Отчаявся помощи всякия, к Тебе, Пренепорочная, Державной Хранительнице и Покрову, притекох: не отрини убо мене от Божественнаго покрова Твоего. Кто не воспоет Тя от земнородных, Нескверная, Чистая Голубице, Ты бо родила еси нам Свет великий, жизни богатство, Иисуса Спаса, Егоже поем, хваляще яко Господа, и превозносим во вся веки. Тебе, светлому Избавителя свещнику, прекрасный сплетше лик, поем: вся дела Господня, пойте непрестанно Деву Марию и превозносите Ю во веки. Ты — дверь Царя Небес и храм славы Его, Дево Всепетая, отверзи нам двери милосердия и введи ны молитвами Твоими в жилище Небесныя славы.
Мати Пресвятая, Еяже молитвами род человеческий присно соблюдается, поклонися Отцу, умоли Сына, призови Святаго Духа и умилостиви Бога, в Троице Единаго, о множестве грехов наших, да, Тобою помиловани бывше, Творца и Тебе благословим отныне и до века. Речем Твоих устен, Всечистая, последующе, Тя ублажаем, с Тобою бо воистину величия сотворивый Господь возвеличи Тя и истинную Божию Матерь, рождейся из чрева Твоего, показа. Предъизбранная от всех родов, услыши глас наш и даруй прощение душ наших, избавление страстей и болезней, вся могущая, яко Мати Божия. Приими еже от души моление мое, Пречистая Владычице, Яже Бога рождши плотию, к Тебе бо прибегох, к державней помощи, да не погрешу надежды моея.
Светилен Владычице, всех Владычица и всех вышшая, всех же превосходящая Горних воинств, простри руку державну и сохрани мир, священники благослови, Тебе священнодействующия, монахи же прости, молящияся Тебе, отечество наше соблюди, Святая Богородице. И ныне нас сподоби видети Небесное Царство и райскую дверь, егда сядет Судия судити вселенней во втором и Страшном Судилище, Владычице Ангелов. Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Державная» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея «Державныя». Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Икос 1 Ангелом радость приимшая, благоволила еси, Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя «Державныя», юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Божией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, умягчающая. Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение. Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освящение. Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы.
Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение.
Молитвословия
- Кнопки радио
- ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
- Державная икона Божией Матери | Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Навигация по записям
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Икона Богородицы «Державная» | Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. |
15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери | Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4. |
Акафист Державной иконе Божией Матери | Православная церковь 15 марта празднует явление иконы Божией Матери «Державная». |
2 молитвы иконе Божией Матери «Державная»
Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом. Икона под старину на состаренном дереве Пресвятая Богородица "Державная" 17 х 13 см. Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная» О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!
Икона Божией Матери "Державная"
С 1992 г. Наума Байбородова , архим. Кирилла Павлова и схиигум. Илия Ноздрина группа верующих ежедневно читала акафист Д. В 1993 г. Закладка храма состоялась 10 нояб.
Тогда же в качестве храмового образа был создан список Д. В 2000 г. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. У него сохранилась фотография образа 1917 г. Ангелины Обуховой.
С 1997 г. Кирилла Павлова и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки Д. Штатнова, М. Игуменова, М. Леонтьев, Н.
Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерус. Так, на произведениях М. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Д.
Такие иконы находятся в с. Алексия Московского жен. Николая Чудотворца муж.
Фото: mos-ikona. Несмотря на десятилетия гонений, сопровождавшихся осквернением святынь и утерей веры в Бога, она остается верной защитницей русского народа. В настоящее время икона стала символом нашей государственности и стремления к духовности. Люди молятся перед иконой о самых сокровенных желаниях.
Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери , восседающей на троне с Богомладенцем. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами.
Когда начались гонения на церковь, икону изъяли и поместили в запасники Исторического музея. Там она была до 1990 года. Затем Державную икону вернули в Коломенское. Сейчас образ находится в Казанской церкви. У него есть много почитаемых списков. Традиционно перед Державной иконой молятся об укреплении веры и о мире, пишет hram-kupina. Однако важно помнить, что молятся не конкретной иконе, а Богородице. Можно молиться перед любым образом, ведь у святых или икон нет "специализации". Главное — делать это с верой.
Державная икона Божией Матери в чем помогает? Молитвы о здравии своих родных, о мире в стране
О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятіихъ Своихъ держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Икону Божьей Матери «Державная» нередко называют иконой монархистов. Икона "Державная" Божией Матери — символ защиты России и единства русских земель от любых негативных воздействий.