Новости аэропорт приштина 1999 год операция

бомбардировки) НАТО в Югославии. Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы.

Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»

Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году. Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров.

Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину Как и все военные операции, марш-бросок на Приштину оброс легендами.
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением.

Инцидент в аэропорту Приштины

Первоначально десантники планировали захватить кое-что из тяжелой техники, в первую очередь инженерные машины, но это все замедляло бы колонну, поэтому решили обойтись без них. По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш. Однако в целом все прошло гладко. Уже на территории Сербии командование батальоном принял генерал-лейтенант Заварзин. Батальон пронесся через всю Югославию и в предрассветных сумерках вышел к Слатине. Сербы передали аэродром русским и покинули позицию. Около 11 часов к Приштине со стороны Македонии подошли английские роты и французский батальон. Британцы попытались посадить на аэродроме вертолеты, но на полосу выехали БТР и помешали приземлению. Я не мог его за это винить, но знал, что мы, к счастью, не стоим на пороге третьей мировой войны", — замечал позднее президент США Билл Клинтон.

Генерал Майкл Джексон, командовавший подразделениями НАТО, сам вышел вперед и начал жестами показывать танкистам, чтобы они продолжали движение. Переводчик, старший лейтенант Николай Яцыков сказал, что если генерал продолжит в том же духе, это будет иметь скверные последствия, а солдаты наставили гранатометы на британские танки, командир одного из которых отказался выполнять приказ. Гранатометчик с чисто русской фамилией Иванов на глазах у британцев зарядил РПГ-7 и направил его под башню. Это была типичная смелость, берущая города — разгромить батальон натовцы, в принципе, могли. Но настоящий бой значил бы войну ядерных держав.

Американцы отправились в гостиницу, а мы сели в кабинете у первого замминистра иностранных дел и подготовили записку Ельцину, в которой отметили, что американские предложения унижают и Россию, и его лично как президента. Ссылаясь на резолюцию 1244, позволяющую нам действовать по своему усмотрению, мы предлагали осуществить ввод своих сил в Косово одновременно с силами НАТО, но без согласования с ними. Когда документ был завизирован, маршал Сергеев съездил к Ельцину и получил его одобрение. Теперь мы могли действовать. Не зная, куда деть американцев, Игорь Иванов привез американскую делегацию на Арбатскую площадь, и они там толкались по этажу министра обороны, требуя разъяснений.

Тэлбот, которому сообщили о вхождении нашего батальона в Приштину, потребовал объяснений, но Игорь Иванов не мог ничего ему сказать. Потом он обижался, что мы не поставили его в известность о своих намерениях. Но мы боялись утечки информации, поэтому в курсе всех деталей марша на Приштину были только военные. Такая встреча была разрешена, хотя провокаций мы не исключали. А часа через полтора, когда была налажена засекреченная связь, я сам вышел на Заварзина. Он доложил, что англичане в принципе нормальные мужики, но никому не доверяют — ни сербам, ни албанцам, ни своим непальским стрелкам, поэтому пять старших британских офицеров просят разрешения переночевать в нашем расположении. Ну что тут скажешь? Разрешили и по рюмочке. Британцам по три, Заварзину — одну. Так началось взаимодействие.

Хотя на второй день англичане все-таки попытались надавить на психику. Подходит британский сержант и говорит, что у него приказ провести через нашу позицию свой танк, и он не может не выполнить этот приказ. Тогда наш сержант подзывает гранатометчика и говорит, что дано распоряжение стрелять по любому объекту, который пересечет линию поста. При этом показал, где граната войдет в английскую броню, а откуда вылетит. Инцидент был исчерпан. Английский сержант ушел и больше не возвращался. Вообще мы планировали ввести три батальона. Один должен был идти в Косовска-Митровицу и как бы обозначить наш сектор. Второй хотели десантировать на аэродром в Приштине. А третий в качестве резерва должен был высадиться на сербской территории у города Ниш.

Но, если помните, венгры и румыны не разрешили нам пролет через свое воздушное пространство. Поэтому батальон, который должен был идти на Митровицу, и повернул на Приштину. Мы не исключали, что НАТО может применить оружие. Но я привел маршалу Сергееву три контраргумента. Первый: чтобы принять решение о начале военных действий против России, нужно заручиться согласием совета НАТО. По поводу бомбардировок американцам удалось выкрутить руки своим партнерам, но война с Россией — это совсем другое. Второй аргумент: если американцы все-таки будут настаивать, то им понадобится по меньшей мере несколько заседаний, а это выигрыш во времени, когда можно принять дополнительные меры. И третий: если обстановка будет накаляться, мы с одним уважаемым генералом должны были вылететь в Белград, чтобы развернуть югославские вооруженные силы в косовском направлении. Одного слова было достаточно, чтобы сербы поддержали наш батальон всеми силами и средствами. Я знал их настроения.

При этом я не знаю, кто из натовцев горел желанием с нами воевать. Ведь как развивались события? Когда наш батальон вошел в Косово, из Германии прилетел мой коллега и в обход НАТО предложил создать совместную российско-немецкую бригаду — по два батальона с каждой стороны. Итальянцы, те и вовсе отдавали нам свой сектор в полное распоряжение. Кстати, он был заболоченный, самый неудобный. Но что было, то было: действительно, Вашингтон через командующего объединенными силами НАТО в Европе Уэсли Кларка давил на британского генерала Майкла Джексона, чтобы тот попытался выдавить наш батальон силой оружия из Приштины. Джексон пишет об этом в своей книге. Но я думаю, что английские военные не только Кларка, но и Тони Блэра не послушались бы. Что же касается совместной российско-германской бригады, то этот вопрос мы серьезно изучали. Но американцы взбаламутили албанцев, которые устроили массовые акции протеста против ввода наших подразделений в немецкий сектор.

Поскольку меня продолжают обвинять в том, что будто бы тогда я чуть не развязал третью мировую войну, хочу уточнить: мы действовали строго в рамках международного правового поля, очерченного резолюцией 1244 СБ ООН, которая предоставляла равные права нам, американцам и натовцам. Президент вроде как болел, правительство во главе со Степашиным только сформировано, причем с урезанными полномочиями, и поскольку других сильных политических центров в стране не наблюдалось, МИД и Министерство обороны нередко действовали на свой страх и риск. Но в этот раз принципиальное согласие Ельцина было получено, чего мог и не знать, например, телеведущий Евгений Киселев, который уже подготовил передачу о том, как генералы якобы обманули Ельцина.

Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Генерал еще озверел после этого больше, настолько, что он не понял, что происходит, танк назад все равно движется. Только после того, как российские солдаты обозначили всю серьёзность их намерений, англичане оставили затею взять аэропорт. Позже станет известно, что командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кэнн Кларк приказал тогда английскому генералу Джексону отбить аэропорт у русских, однако англичанин ответил очень умными и правильными словами: "Я не намерен быть тем, кто развяжет Третью мировую войну". Позже сам генерал Майкл Джексон говорил: Я думаю, здесь была политика Москвы и я, наверное, не лучший эксперт в этой области. Мое мнение такое: это была, скорее, политическая акция, чем военная. Это просто. Москва заявила нам: "Осторожно! У нас есть интересы в этом регионе и вы должны это понять". Так, по крайней мере, я понял основную идею этого послания. В дальнейшем, многочисленные переговоры позволили ослабить натяжение нити международных отношений, стороны пришли к компромиссу.

Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских». В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну».

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии. "Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT.

Агрессия НАТО против Югославии 1999

Что и случилось. Но батальон действовал на территории, контролируемой натовской дивизией «Север». Распорядок дня американца изучили. И решили за 15 минут до его отдыха зайти и довести ему информацию. Что и сделали. Генерал даже крикнул нашему: «Помощь тебе не нужна? Тогда скажи дежурному, чтобы он записал». Дежурный записал, что завтра русский батальон пойдет в указанном направлении. Мы уже шли шесть часов по территории Югославии, когда Тэлбот развернул самолет в Москву. Стал требовать разговора с нашим министром иностранных дел.

Американцы все поняли. Нашей целью стало - сковать их пустыми переговорами. И не дать возможность натовцам быстрее нас взять «Слатину», куда выдвинулась уже британская бригада. Британский генерал. Командование британской бригады вышло к нам на переговоры. На территории нашего батальона развернули командно-штабную машину. Пять офицеров - командир бригады, его заместители - обсуждали с британцами, как обеспечить взаимную безопасность. Англичане опасались и сербов, и нас, и албанцев. И поэтому британцы...

Кларк отказался принимать данную точку зрения и продолжал требовать заблокировать ВПП аэропорта, утверждая что его, якобы, поддерживает генеральный секретарь НАТО [4]. Джексон отказался выполнять приказ, обвинив того в развязывании Третьей мировой войны [12]. Когда был получен очередной приказ на блокирование ВПП, Джексон предложил британскую бронетанковую бригаду для данных целей как «более подходящие для этой цели», заранее зная, что правительство Великобритании наложит вето. Кларк согласился, обрекая свой приказ на окончательное невыполнение [4]. Ставка Джексона оказалось верной — в ответ на его запрос командиру бригады Ричарду Даннатту был дан приказ на окружение аэродрома от Генштаба Великобритании, которые сразу отказались от идеи перекрытия ВПП аэропорта [4]. США же начали оказание политического давления на сопредельные государства с целью, чтобы те не предоставляли воздушное пространство России. Как итог, подкрепление российскому батальону оказалось прислать невозможно из-за невозможности переброски сил по воздуху [13]. Поскольку Румыния , Венгрия и Болгария закрыли свое воздушное пространство для российской транспортной авиации, снабжать российский батальон по воздуху было также невозможно. Через пять дней, когда у батальона кончились припасы, его начали обеспечивать продовольствием и питьевой водой расположившиеся по соседству британские войска [5].

Переговоры[ править править код ] На протяжении всего противостояния велись переговоры, в ходе которых Россия ультимативно требовала собственную зону ответственности, заявляя, что её войска будут подчиняться только собственному руководству. НАТО в очередной раз отказала России в данном требовании, повторив свои опасения по поводу раздела Косова. По итогу переговоров был достигнут компромисс — миротворческие силы РФ были развёрнуты по всему Косову независимо от НАТО в рамках отдельной силы КФОР, однако при этом всё ещё не получая собственный мандат или зону [14]. После заключения соглашения, 15 октября 1999 года , 53-я полевая эскадрилья Королевских инженеров Великобритании провела в аэропорту ремонтно-восстановительные работы, позволив вновь вернуть его в строй сначала как военный, а потом и международный гражданский хаб в Косове. Россия напрямую отвечала за безопасность аэропорта совместно с НАТО [4]. Кларк же, за свою неадекватную реакцию на события и попытку эскалации конфликта, был снят со своего поста и отправлен в отставку[ источник не указан 291 день ] по другим данным, оставался на своём посту до мая 2000 года [15]. Итоги[ править править код ] Как итог, Россия долгое время выполняла важную миротворческую миссию в Косове совместно с силами НАТО [16] , пока войска не были выведены для экономии бюджета МО [ источник не указан 291 день ] [17]. В результате операции российские миротворцы разместились в Косово, но только в зонах ответственности других миротворческих миссий, тогда как Россия изначально настаивала на выделении отдельной зоны с сербским населением.

Как пишет Леонид Ивашов, выезды российских миротворцев на патрулирование и разминирование были рутинным делом, поэтому открытая подготовка очередной колонны не насторожила западных военных. За ночь входившие в колонну 15 БТР и 35 автомобилей преодолели более 600 км.

В 07:00 12 июня российские десантники взяли под полный контроль аэропорт Слатина, заняли круговую оборону и организовали блокпосты. Около 11:00 к Слатине подошли британские войска — автомобили и танки. В небе появились натовские вертолёты, но российская бронетехника заблокировала взлётно-посадочную полосу и маневрировала, не давая английским лётчикам возможности приземлиться в аэропорту. Но российские солдаты взяли натовскую бронетехнику под прицел гранатомётов, и англичане не рискнули двигаться вперёд. Командующий силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк, по информации СМИ, отдал британским военным приказ «подавить» российских десантников и захватить Слатину, но генерал Джексон отказался его исполнять, заявив, что не собирается начинать третью мировую войну. Также по теме «Десантники шли победить или умереть»: экс-глава ВДВ Георгий Шпак о подготовке броска на Приштину в 1999 году В ночь на 12 июня 1999 года батальон российских десантников, совершивший марш-бросок из Боснии и Герцеговины в Косово, установил... В соответствии с планами российского руководства переброска дополнительного контингента и снабжение десантников должны были осуществляться военно-транспортными самолётами, однако соседние Венгрия и Болгария отказали России в предоставлении воздушного коридора. В течение нескольких дней сводный батальон российских десантников, у которого закончились вода и продукты, удерживал Слатину, находясь в окружении натовских войск. На территорию аэропорта за это время была допущена лишь небольшая делегация британских военных во главе с Майклом Джексоном. В результате переговоров руководство НАТО было вынуждено согласиться на ввод в Косово российского миротворческого контингента, который оставался в крае до 2003 года.

В дальнейшем ему на смену пришли российские милицейские формирования. Из противостояния с машиной войск НАТО мы вышли победителями. Ни один западный военный руководитель не посмел взять на себя ответственность за то, чтобы ввязаться в какой-либо конфликт с нашими войсками», — заявила в разговоре с RT эксперт аналитического центра «Платформа общественной дипломатии Сербии» политолог Екатерина Поморцева.

Аэропорт Слатина в охваченном гражданским конфликтом Косове был объектом, который технически подходил для переброски в край крупных группировок сухопутных сил НАТО, и контроль над ним позволял России участвовать в справедливом урегулировании ситуации. Внезапная переброска боеспособного батальона в Приштину поддержала имидж России в глазах ее политических союзников на фоне происходившей при распаде Югославии драмы.

Марш-бросок на Приштину

Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО.
Агрессия НАТО против Югославии 1999 И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону.
Приштинский рубеж генерала Заварзина Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств.

Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»

Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Анатолий Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея — захватить этот аэропорт. На вопрос «Зачем? Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ.

ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено.

В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов. Убито 10 граждан и более 30 ранено. В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения.

Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков. За 78 дней бомбардировок было убито 1. Около 12. Во время агрессии, территория Косово и Метохии чаще всего подвергалась бомбардировками натовских самолетов. Эта территория храбро защищалась Приштинским корпусом вместе с остальными частями югославской 3-ей армии. Хотя югославская армия несколько уступала НАТО, она оказала решительное сопротивление воздушной агрессии, среди прочего, разместив ложные цели в виде макетов танков и подразделений ПВО, которые оказались весьма успешным средством защиты, поскольку удары наносились именно по этим муляжам.

Армия в Косово и Метохии, помимо того, что скрывала свои позиции от самолетов противника, дополнительно была вынуждена вести бои против террористов из местных албанцев, которые с началом агрессии и первыми снарядами НАТО, начали общую атаку на армию, полицию и другие государственные органы. Особая проблема состояла в сохранении в секрете мест расположения военных и полицейских частей, поскольку албанцы были оснащены новейшими средствами связи, спутниковыми телефонами, а также обычными мобильными телефонами, которые работали почти все время агрессии. Большое количество спутниковых телефонов оставили албанцами члены наблюдательной миссии ОБСЕ, когда они, за несколько дней до начала агрессии, уехали в Македонию. В те дни почти все западные телеканалы просто наперебой показывали душераздирающие сюжеты о толпах албанских беженцев, которых из Косово якобы выгоняли сербские силы.

Все они - участники знаменитого марш-броска из Боснии в Приштину. Сегодня командование решило, что свою миссию здесь они уже выполнили. Солдаты и офицеры быстро собрали свои вещи. Многим из них в Косово понравилось и улетать домой они не хотят.

И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают. А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы. Что, сами понимаете, непросто. Я двигался на своей машине впереди колонны, привел ее в Белград, вывел из Белграда и уже на прямой в Косово передал командование батальоном генералу Заварзину — нашему спецпредставителю в штаб-квартире НАТО, который инкогнито вылетел из Брюсселя в столицу Сербии. Он пересел в мою машину и благополучно довел батальон до Приштины. А я вернулся в посольство и руководил операцией оттуда, получая указания из Центра. Читайте также Военные тайны: Зачем Россия обманывает ООН Реестр обычных вооружений подобен Международному дню борьбы с воспалением среднего уха «СП»: — Говорят, что когда американцам стало известно, что русские десантники захватили аэродром Слатина, Клинтон вышел на прямую связь с нашим президентом, требуя передать его войскам НАТО, или он прикажет высадиться там морской пехоте. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Ну, дальше я уже не знаю. Может, Клинтон и угрожал Ельцину , я такой информацией не обладаю. Вокруг него вооруженные шайки ходили албанцев… — Да, опасность была, но мы по периметру авиабазы правильно расставили свои силы, чтобы с натовскими войсками не соприкасаться. Правда, один хитрый англичанин попытался разбить палатку рядом с нами и поднять над ней британский флаг. Чтобы сфотографироваться и доложить своему начальству, что находится в Приштине, на аэродроме Слатина. Но ему вежливо объяснили, что это наша территория и британский флаг тут не уместен, и он расстроенный, сразу удалился. Операция был скоординирована не только с праздником независимости России, но и с планами группировки НАТО по вводу в Косово своих войск. Мы знали достоверно, что они планировали утром 13-го июня войти в Косово. Вот из этого и исходили. Как он отреагировал? На вас пытались американцы выходить, англичане? Вы знаете, на меня никто не давил. Я был на тот период в военно-дипломатическом корпусе в Белграде самым высшим по званию: генерал-лейтенант. Кто на меня мог там давить? Какой-то военный атташе США, полковник или подполковник? Никто не давил абсолютно. Да им было и невдомек, что именно я дирижировал этим процессом. Наоборот, наши военные коллеги из других стран восхищались операцией, которая была нами проведена. Естественно, никто не знал, кто её организовал и провел, как это происходило на самом деле. Я получал команды из Москвы. Принимал решение на месте, оценивал ситуацию и давал команды Заварзину, который на конечном этапе переброски вёл колонну, ввёл её в Приштину и на аэродром, и в последующем был там определённое время командиром. Десантники с оружием сидели уже внутри транспортных бортов в Пскове, в Туле, в Рязани и ждали команды на взлет. Следующим этапом должна была состояться высадка в Слатине. Потому что 200 человек на такой огромный аэродром не хватало. Что произошло? Что помешало?

Инцидент в аэропорту Приштины - Incident at Pristina airport

Да Не сейчас 18 июля 1999, 22:15 С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. Все они - участники знаменитого марш-броска из Боснии в Приштину. Сегодня командование решило, что свою миссию здесь они уже выполнили. Солдаты и офицеры быстро собрали свои вещи.

Путин назвал бомбардировки Североатлантическим альянсом территории Югославии недопустимыми действиями и огромной трагедией. Напомним, что НАТО наносило авиаудары по Союзной Республике Югославии которая в тот период состояла из Сербии и Черногории c 24 марта по 10 июня 1999 года, обвинив власти страны в этнических чистках и гуманитарной катастрофе в Косове. Жертвами бомбардировок стали более 2,5 тысячи человек, в том числе 87 детей.

К 7 часам задача по захвату «Слатине» была выполнена. Противостояние русского и западного характеров К 11 часам к аэропорту подъехала колонна британских джипов, к которым через время присоединились танки. В небе над русскими стали кружить боевые десантные вертолеты, чьи пилоты пытались сесть в аэродроме.

Этого не допустили водители БТРов, который как только вертолеты начинали снижаться, гнали свои машины им навстречу. Командующий силами НАТО британский генерал Дэвид Джексон вышел вперед своей колонны, и, повернувшись спиной к русским, стал приказывать танкам двигаться вперед. Старший лейтенант Николай Яцыков потребовал прекратить провокации, после чего его солдаты навели на британские машины ручные гранатометы и приготовились стрелять. Впоследствии британский командир проявил благоразумие и на приказ американского генерала Майкла Джексона уничтожить русских и занять аэропорт сказал, что не собирается начинать Третью мировую войну. Вместо атаки он дал приказ окружить аэродром. Помешала этим планам Венгрия и Болгария, запретившая русским самолетам пролетать над их территорией.

Пока на высшем уровне шли переговоры, десантники были полностью блокированы на территории аэродрома.

Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам. Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела.

В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает.

Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Танки англичан упёрлась в блокпост, который занимал взвод старшего лейтенанта Николая Яцыкова. На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова.

Командующий их группировки приехал на машине руководства под прикрытием спецназа. Он очень удивился нашему присутствию, после чего начал кричать, размахивая руками. Я понял, что это серьезный руководитель.

Он оборачивается спиной ко мне, идет в мою сторону спиной и показывает танкисту: "Tanks can go" от автора: "танки могут ехать".

Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта

Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, по захвату аэродрома стратегического назначения Слатина стала на тот момент эталоном. Нынешний президент России Владимир Путин во время работы на постах директора ФСБ и секретаря Совета безопасности России в 1999 году «благословил» российских военных на проведение операции по захвату аэродрома Слатина в косовской Приштине. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, по захвату аэродрома стратегического назначения Слатина стала на тот момент эталоном.

Приштинский десант. Марш-бросок в историю

Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути.

Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий. Это были британские джипы.

Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена.

Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО.

Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 05:00 12 июня британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы обезопасить 10-мильное ущелье Качаник, через которое 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину, чтобы провести пресс-конференцию, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным, который командовал небольшим российским отрядом. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон разделил с Заварзином фляжку виски, что привело к потеплению отношений.

В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски большего количества российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в резерв несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связался с американской бригадой и получил ответ, что американцы использовали свое право отказаться от операции.

В таком подвешенном состоянии действуешь уже по интуиции: сам принимаешь решение, и от него зависит дальнейший ход истории. Мы интуитивно решили еще час потянуть время, посмотреть, что будет, — и выиграли.

Контроль под аэропортом Слатина был закреплен, и в дальнейшем российские миротворцы находились в Косове до 2003 года. Для государства и мира в целом в тот период стало понятно, что Россия, находясь в тяжелейшей ситуации, все равно в состоянии выполнять такие задачи за пределами страны. На днях выступал министр обороны и правильно говорил, что еще лет шесть назад никто не мог подумать, что наши войска, кроме морских походов в нейтральные воды и полетов дальней авиации в нейтральных зонах, могут выполнять за пределами страны боевые задачи. Мировому сообществу было показано, что на России ставить точку рано, Россия себя еще покажет. Если бы этот локальный военный успех был закреплен политическим решением и политической волей, возможно, сейчас в Косове была бы другая ситуация. Но получилось так, как получилось.

Мы понимали, что Югославия осталась со своими проблемами один на один, как бы Россия ни пыталась помочь. Россия тогда была не той, что сегодня. Возможностей таких не было помогать. И понимание у западных партнеров тоже было такое, что Россия не игрок на этом поле, и поэтому они так нагло и смело себя вели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий