Праздник Сретения Господня необходимо воспринимать именно духовно – не просто прийти в храм за свечой, а потом совершать с ней суеверные, магические обряды. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. Праздник Сретения Господне связан не только с жизнью Иисуса в человеческом теле, но и с его матерью Девой Марией. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
Праздник Сретения Господне связан с событием принесения младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. На Сретение посещают праздничное богослужение в церкви, освящают свечи и раздают их прихожанам. 15 февраля все православные отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых, то есть самых значительных праздников православного года. Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне.
Сретение Господне: кому помолиться, что нужно сделать и от чего отказаться в христианский праздник
В храме была также 84-летняя вдовица Анна, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" Лк. До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета , в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая " Умягчение злых сердец ", или " Симеоново проречение ", которую необходимо отличать от иконы " Семистрельная ". Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" Лк. История возникновения праздника Сретения Господня Анализ сохранившихся свидетельств, относящихся к истории древнецерковного богослужебного календаря, показывает, что до IV в. Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое Itinerarium Aetheriae, иначе «Паломничество ко Святым местам» Peregrinatio ad Loca Sancta , датируемое концом IV в. Ее Перегринацио — один из первых христианских памятников этого жанра — еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании Богоявления », — что представляется нам очень важным!
Приведем это свидетельство полностью. В этот день бывает процессия в Анастасис [3] , и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры , и потом епископ , толкуя всегда о том месте Евангелия , где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию , и затем бывает отпуст » [4]. Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз — специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла , совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» [5]. Можно предположить, что в IV - V вв.
Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества [6] , — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе , на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии , варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно.
Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня.
Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников.
Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19].
Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г.
При этом, это единственный зимний день, когда можно услышать гром и увидеть молнию, поэтому в народе праздник называли еще и Громницей. Яркая молния посреди морозной зимы — это лучик света, предвещающий скорое наступление весны. Что можно делать 15 февраля: С этого дня в деревнях начинают выгонять скотину из хлева в загон, чтобы она начинала привыкать. Также рекомендуется готовить семена к посеву и сеять рассаду. К слову, самарским дачникам уже рассказали, что нужно обязательно посадить в феврале. Хозяйки обязательно должны угостить своих домочадцев блинами или круглыми пирогами, символизирующими солнце. На блины можно пригласить гостей, родственников, и друзей, так отношения с ними весь год будут хорошими. Также стоит сходить в церковь и освятить свечи. Наши предки такие свечи зажигали в грозу, чтобы отогнать молнию от своего жилища. Кроме того, Сретенские свечи давали в руку умирающим и страждущим, чтобы нечистая сила держалась от них подальше. В церквях нужно освятить и воду, такая вода способна исцелять от разных болезней.
Запрещено ходить в баню и париться вениками. Считается, что могут прилипнуть болезни. Не рекомендуется также заниматься уборкой, стиркой и другими делами по дому, а еще рукоделием. Все это может навлечь болезни на жильцов дома. А еще нельзя подметать и выносить из дома мусор, так как можно вынести счастье. Что можно делать на Сретение Традиционным блюдом праздника были блины, а также круглые пироги, символизирующие солнце и скорый приход тепла. На блины и пироги всегда приглашали родственников и близких друзей, чтобы сохранять на протяжении года с ними добрые отношения. Также в этот день принято заниматься подготовкой семян к посеву, проверять их и перебирать. А еще на Сретение приветствуются добрые дела. Предки верили, что человек, который помогает другим, может получить взамен добро и удачу. В ночь на праздник, считается, снятся вещие сны, предупреждающие о событиях, которые в скором времени произойдут или же показывают знак, указывающий на что-то важное, на что обязательно стоит обратить внимание.
Согласно Евангелию от Луки, родители принесли Иисуса в храм на сороковой день после рождения для того, чтобы по обряду иудейскому можно было очиститься матери и посвятить младенца Богу. Родители Господа — благочестивые Иосиф и Мария были очень законопослушными людьми и исполняли все обряды, которые предписывал Закон Моисея. Именно поэтому они принесли маленького Иисуса в Иерусалимский храм, а также жертву, по своему состоянию, - двух голубей", - поясняет Александр Шимбалев. В Иерусалимской Церкви, которая была наиболее связана с ветхозаветными обычаями и обрядами, по завершении периода Эпифании очень торжественно, красиво, с шествиями и проповедью духовенства вспоминалось евангельское событие Сретения Господня. Позже этот праздник был перенесен в Римскую Церковь и Константинополь. Сейчас он также отмечается во всем христианском мире. Ожидание пророчества Симеона Богоприимца Согласно Преданию и ожиданию еврейского народа, в мир должен был прийти Спаситель, который бы избавил от власти греха и дьявола, обновил жизнь не только евреев, но и всех других людей. Но слова пророков об этом событии разнились, поэтому в библейских книгах мы встречаем разные предсказания. И только сопоставив многие из них, удается сложить общую картину — Спаситель будет происходить из рода Давидова, Он победит врага мира сего и даст обновление человеческому естеству, с Его приходом в мир наступить новая эра Благодати. По Преданию, еще за 270 лет до Рождества Христова жил святой Симеон, который состоял в числе семидесяти переводчиков толковников , переводивших священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птолемея Филадельфа. Но тут же он получил весть от Духа Божия, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит исполнения этого пророчества. Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла. Нельзя ругаться, сквернословить.
Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью. Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом.
Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу — в пути могут ожидать неприятности. Нежелательно переезжать на новое место. Приметы и поверья Если на Сретенье небо усыпано звездами, то весна наступит нескоро.
Капель 15 февраля предвещает хороший урожай пшеницы. Если зажженная в праздник свеча горит ровно и спокойно, то все члены семьи будут здоровыми. Если покормить на Сретение Господне бездомного голодного пса, то в дом придет удача и достаток.
Если пламя будет неровным и трепещущим, то кто-то из близких может заболеть, а если огонь спокойный, то недуги обойдут семью стороной. Приметы о здоровье советуют наблюдать за пламенем свечи, если оно неровное, это предвещает болезни Заболеть непосредственно на Сретенье — плохая примета. Если в этот день умер кто-то из родственников, можно вспомнить о том, что во время великих церковных праздников открываются врата в рай — это послужит слабым, но утешением. Сретенские свечи и вода На Сретенье Господне в православных храмах принято освящать воду — в этот день она обладает особой силой, оберегает от зла и от физических недугов. Использовать ее можно любыми способами — пить, обтирать больных и кропить детей, обрызгивать жилище для очищения пространства. Также в церквях проводится освящение свечей, они приобретают магические свойства. По приметам, зажигать сретенский огонь можно в трудные времена и при душевном унынии, он послужит напоминанием о Божьей Благодати, горящей внутри каждого человека.
Ритуалы и заговоры На праздник Сретенья Господня можно проводить магические обряды — народные приметы дают несколько рекомендаций. Конечно, ритуалы и заговоры должны быть только добрыми, а не направленными во вред. На любовь Народные приметы сообщают, что при помощи заговора 15 февраля можно ускорить встречу со второй половинкой или вернуть хорошие отношения при разладе в семье. Ритуал выглядит так: на рассвете в день Сретенья нужно выйти на свежий воздух и попросить, глядя на восток, об обретении любви и счастья, о верном и ласковом женихе и отсутствии измен; просьбу повторяют трижды, в конце 3 раза подряд добавляют: «Аминь, аминь, аминь»; затем отправляются на утреннее богослужение в церковь и ставят 3 свечи возле иконы Спасителя. В полночь ритуал необходимо завершить, глядя на луну, еще трижды повторить свою утреннюю просьбу. На желание Приметы утверждают, что сретенская вода 15 февраля помогает исполнить заветное желание. Необходимо налить ее в стакан, а потом проговорить свою мечту вслух, попросить об избавлении от бед и неудач и пожелать, чтобы загаданное непременно сбылось.
Заговор на святую воду 15 февраля по приметам позволяет осуществить желание Следом за просьбой читают молитву «Отче наш» и выпивают воду. В этот же день для исполнения желания примета рекомендует пойти в храм. Там нужно поставить по свече собственному святому-покровителю и Николаю Чудотворцу. На удачу Народный ритуал помогает привлечь 15 февраля удачу на весь предстоящий год. Но проводить обряд нужно вдвоем с другом или кем-то из родственников: Необходимо встать еще затемно до рассвета и, не произнося ни слова, налить освященную воду в большую кастрюлю, а потом встать с ней возле порога. Второй участник ритуала должен спросить, что находится в емкости, и для чего это принесено. Исполнитель ритуала отвечает, что в ведре святая вода на благополучие и удачу.
После этого второй человек зачерпывает и отпивает из емкости, а затем оба участника вместе читают молитву «Отче наш» и делают еще по глотку. Оставшуюся святую воду ставят в удобном месте, прикрывают сверху крышкой и на протяжении года умываются ею ежедневно, пока вся она не закончится. Популярные вопросы На Сретенье Господне людей интересуют не только заговоры и приметы, но и другие важные вопросы.
Обязательным был пост для той семьи, куда священник должен был принести общую свечу. Если же ее в праздник зажигали в церкви, перед ней обязательно служились молебны и акафисты с водосвятием. Личные сретенские свечи русские крестьяне обычно брали на поля при начале жатвы, сева. Считалось, что обетная свеча охраняет межи, предотвращает в хлебе заломы, истребляет кукол в нивах.
Громницу давали в руки покойнику в минуту кончины и зажигали ее — считалось, что пламя спасет этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам. Очень часто в старину на Сретение ударяли последние зимние морозы. Их до сих пор называют Сретенскими, как и первые весенние оттепели, что случаются на этот праздник. Остальные ответы У меня слово "сретение" вызывает нездоровые ассоциации. Источник: нельзя другое слово подобрать что ли?
Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний. Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды. Гадания на Рождество Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу.
Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка. Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека. Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла. Нельзя ругаться, сквернословить. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной.
Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи
Простыми словами. Сретение Господне — православный двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник. В этот день верующие вспоминают, как Богородица принесла сына Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы исполнить обычай и посвятить своего первенца Богу. Сретение Господне: история и значение праздника. Простыми словами. Сретение Господне — православный двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник. В этот день верующие вспоминают, как Богородица принесла сына Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы исполнить обычай и посвятить своего первенца Богу. Сретение Господне.
Сретение Господне: коротко о празднике
Так, считается, что этот праздник знаменует собой момент, в котором сходятся Ветхий и Новый Заветы. Сретение Господне: духовный смысл праздника Сретение — это встреча человека с Богом. Именно данное отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона, повстречавших младенца Иисуса в Иерусалимском храме. Их история может послужить примером того, что человек всегда должен быть готов к встрече с Господом. Считается, что каждый православный переживает такую встречу, к примеру, в тот день, когда впервые переступает порог храма. Именно с этого момента для него начинается путь к спасению. А после традиция празднования распространилась по всему миру. До современников дошли сретенские проповеди таких авторитетных церковных авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Торжеству посвящены несколько икон. Одна из них — Богоматери «Умягчение злых сердец» На ней Дева Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — это символ предстоящих материнских страданий.
Перед этим образом православные молятся о прекращении всякой вражды или ссор в семье, а также о защите от недругов. Еще одна икона, которая связана со Сретением Господним, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с младенцем. Сретение Господне в 2024 году: приметы В народных традициях празднования смешалось церковное и языческое. Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими. После праздника крестьяне начинали весенние работы: белили деревья, выгоняли скот из хлева в загон, готовили семена к посеву.
Первое, имея в длину 40 локтей, заключало в себе все достопамятные предметы: семисвечник, стол и кадильницу. Семь рожков, поднимавшихся от светильника, означали семь планет, а двенадцать хлебов на столе изображали круг зодиака и года. На кадильнице воскурялись тринадцать благовонных веществ, добытых в море и обитаемой земле, чтобы таким образом свидетельствовать, что всё есть от Бога и Ему же должно посвящаться. Второе, заднее отделение, Святое Святых, имело в длину 20 локтей. Оно отделялось от первого также занавесою и не заключало теперь ничего: в нем не доставало Моисеевых скрижалей. Оно было недоступно никому, кроме первосвященника, и только раз в год. Внешний вид храма, совершенно в восточном вкусе, был также достоин удивления. Поднимавшаяся высоко кровля его была покрыта густопозолоченными пластинками, так что при первых лучах восходящего солнца горела как бы в огне, и глаз поражался этим, как самым ярким солнечным светом. Иностранцам, приближавшимся к Иерусалиму, храм издалека казался снежною горою, потому что повсюду, где стены его не были покрыты золотом, поверхность их представляла самую яркую белизну. Гребень кровли его был усажен чрезвычайно острыми золотыми гвоздями, для того, чтобы воспрепятствовать птица садиться на кровлю. Храм был построен из таких больших цельных камней, что некоторые имели 45 локтей длины, 5 локтей высоты и 6 ширин» Де Солси. Последние дни Иерусалима. Перевод К. Часть вторая. Различались большой локоть — 53, 2 см, для измерения священных предметов Иез. Neuhausen — Stuttgart, 1989. Краткое пособие по старой орфографии русского языка. Издательство «Русское зерцало» М. Думают, что это был отец Гамалиила Деян. Предание греческой Церкви утверждает, что Симеон был один из 10 переводчиков, усомнившийся в справедливости текста Исаии: «Се, Дева во чреве приимет Ис. Это предание основывается только на том, что Симеон Богоприимец выражает благодарность Богу за приближение смерти, и что в числе 70 переводчиков, по списку Аристея, один носил имя Симеон. Евангелист просто называет его праведным и благочестивым, то есть исполняющим заповеди и богобоязненным Лк. И Симеон действительно ждал утехи Израилевой, получив обетование и откровение Святого Духа не видеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Бога» Иванов А. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Однако, по мнению ректора Московской Духовной Академии А. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Сиеона сыном Гиллела, отцом Гамалиила, представителем Синедриона» Горский А. История Евангельская и Церкви апостольской. А протоиерей Павел Матвеевский предполагает, что «по всей вероятности, он был из числа священников иерусалимского храма и с таким предположением вполне согласны его действия при сретении Господа» Матвеевский Павел , протоиерей. В Симеоне был весь собор добродетелей: он был муж праведный вот любовь к ближним; благочестивый — вот любовь к Богу; чающий утешения Израилева — вот вера в обетованного Искупителя! Больших совершенств от члена ветхозаветной Церкви нельзя было и требовать. Но в Симеоне было — более!
По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой. Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней.
В этот день верующие ходят в церковь на особое торжественное богослужение и молебен. Молитвы в этот день помогут каждому верующему. Люди просят прощения за грехи и сил на добрые дела. Из церкви люди приходили с освещенными свечами - "громницами" - и хранили их в течение года. Считается, что они оберегают дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней. Также церковь освещала воду, и она становилась целебной наравне с крещенской. Можно, так как Великий пост наступит только 27 февраля. Хозяйки накрывали богатый стол и приглашали много гостей.
Исторические корни
- Что значит слово «Сретение»?
- Сретение Господне. О символах и значении праздника
- Когда Сретение Господне 2024
- ЦДКиО | Сретение Господне: коротко о празднике
- Запреты и приметы
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic!
Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать.
В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [...
Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу.
Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий.
Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ.
VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p.
В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января! Смотри также кандидатскую работу прот. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века». Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с.
IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв. Его издал акад.
Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг. I XI-первая пол. XIV в. Минь относит это событие к 542 году датировки у самого Георгия Амартола отсутствуют. Historia Miscella.
Basileae, 1569, —lib. XVI, pag. Как молились Богу древние византийцы. ЛДА, 1979, с. Византийская Литургия.
М, 1980, с. XVII, cap. Скабалланович ошибается, говоря, что установление Сретения Никифор Каллист «приписывает» здесь имп. Юстину, — см. Маркович, Хеортологиjа, с.
Если праздник не выпадал на среду или пятницу, есть можно было всё, что угодно. А в особенности то, что нравится домочадцам. В противном случае, если справляется пост, кушать можно было только блюда растительного происхождения и рыбу. Еще одним традиционным блюдом, помимо блинов, считаются запеченные жаворонки.
Но не настоящие, а состряпанные из теста. Внутрь птичек прятали монетки, колечки, фрукты, ягоды и многое другое. Такие необычные находки выполняли роль предсказания. Освещение свечей Сретенская свеча «Громница» считалась своего рода символом данного праздника.
Существует поверье, что как она загорается, так и загорается огонёк веры человека, зажегшего её. Принесенные из храма свечи на праздник было принято хранить весь год и использовать их полагалось только во время молитвы. Считалось, что освященная сретенская свеча обладала особой силой и приводила желания молящегося в исполнение. Церковные свечи освящаются для посвящения Богу, и сгореть такая свеча должна строго по назначению и принестись в «жертву» Богу.
Приметы Если праздничный день был морозный, а на небе можно было увидеть белые звезды, то весна будет холодной и снежной. Яркое солнце днем и яркий закат вечером в любую погоду — весна будет ранняя. Если на Сретение шёл снег, то считалось, что весной будут идти большие дожди, а летом будет мало урожая. Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя.
А если вечером, то весна будет поздняя. Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни. Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть. Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме.
Если дать деньги в долг — будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству. Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем.
Не стоит сегодня отправляться в дальний путь. Есть риск обеднеть, если сегодня положить деньги на обеденный стол. Также нельзя в этот день вышивать, вязать, рукодельничать — к бедам и болезням, да и сама работа не получится. В Сретение также запрещено убираться, подметать, выносить ссор из дома. Лучше не ходить в Сретение в баню и не париться веником — прилипнут болезни. Нельзя работать в саду и на огороде, рубить деревья, ломать сучья и срезать кустарники.
Народные погодные приметы на Сретение Если в Сретение тепло и солнечно — то весна наступит рано и будет тёплой Если на Сретение холодно и пошёл снег — то весной будет слякотно Если 15 февраля утром пошёл снег — то в этом году стоит ждать хорошего урожая Если поздно вечером 15 февраля снег — то урожай созреет поздно Если на небе много звезд и нет туч — то весна наступит не скоро Если на Сретение началась оттепель — то весна близко Если за день солнце ни разу не выглянуло — то 24 февраля будет мороз Если на Сретение началась метель с вьюгой — то хорошего урожая ждать не стоит Если на Сретение ветрено — то плодовые деревья хорошо уродят Если деревья покрыты инеем 15 февраля- то будет хороший урожай картофеля Что нельзя делать 15 февраля Запрещено 15 февраля пропускать церковную службу и после нее уходить из храма без свечей Нельзя 15 февраля класть деньги на кухонный стол. Считается, что деньги исчезнут без следа, как и еда, разложенная по тарелкам Желательно не планировать на 15 февраля длительные поездки. Наши предки говорили, что после такого путешествия нескоро домой вернешься Нельзя на ссориться — весь негатив вернется сторицей, притом, в тройном размере Ни в коем случае 15 февраля не нужно стирать и убирать — можно навлечь на свой дом беды и болезни. По этой же причине стоит отказаться от вышивания и вязания Не стоит на Сретение подметать в доме, — можно вымести из него все счастье. В случае, если без веника не обойтись, например, что-то рассыпалось, нужно смести все в угол у входной двери, а мусор вынести на следующий день Нельзя проводить 15 февраля какие-либо магические ритуалы. Нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, также наказаны за этот поступок будут и его потомки Что можно делать 15 февраля В старину на Сретение зажигали в храмах громницы — особые свечи, пламя которых защищало жилище от пожаров и нечистой силы. Также громницы давали умирающим людям, чтобы поскорее облегчить их страдания Если покормить овсом в этот день домашнюю птицу — она будет хорошо нестись и выводить много потомства 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками.
Иногда бывает так, что праздник выпадает на Великий пост, поэтому его отмечают максимально скромно. У этого праздника особый смысл , знать который должен каждый верующий человек.
История праздника Чтобы понять смысл праздника, необходимо знать его историю. В православном календаре все праздники идут друг за другом в хронологическом порядке событий из Библии. После того, как младенец Иисус был рожден Девой Марией, необходимо было посвятить его в веру древних евреев, исполнить великое пророчество о том, что мир придет спасти Мессия, наполовину человек и наполовину Бог. Это было что-то вроде обряда современного крещения. Первенца в семье можно было посвящать в веру лишь по истечении 40 дней после рождения. Дева Мария сделала все по правилам, придя с Иосифом и младенцем Иисусом в храм на 40 день. Они взяли с собой двух голубей для того, чтобы принести их в жертву, как того требовал обряд. В храме их встретил Симеон Богоприимец, который с самого начала знал, что ему суждено узреть Сына Божия. Так младенец Иисус встретился с этим миром.
Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Сретение Господне, которое православные ежегодно отмечают 15 февраля (по старому стилю – 2 февраля), относится к одним из главных христианских праздников.
Народные приметы: 15 февраля. Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать
Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне [1], праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. На праздник Сретенья Господня можно проводить магические обряды — народные приметы дают несколько рекомендаций. День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви.
Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать
Над свечами произносится молитва, затем их окропляют святой водой и раздают верующим. Свечи приносят домой, хранят и зажигают во время молитвы на протяжении года. Важно провести день в кругу семьи и близких. Следует простить обиды и примириться с родственниками. Что нельзя делать на Сретение? Нельзя заниматься бытовыми делами, работать по дому.
Нельзя выметать сор из дома.
Симеон называет младенца «Светом к просвещению языков», подчеркивая универсальное значение пришествия Спасителя для всех народов мира. Традиции и обычаи В день Сретения в церквях совершается праздничное богослужение, которое включает освящение свечей. Этот обряд символизирует свет Христов, прогоняющий духовную тьму. В народе этот день также связан с различными приметами и традициями. Например, в России бытовало поверье, что Сретение разделяет зиму пополам, и с этого дня начинаются морозы «сретенские».
Защити их от горя и печали, защити от нечистого и осади в их душах радости бытия.
Стань их надеждой и поддержкой в жизни, и мы, рабы Твои грешные, будем молиться за Тебя и за ангелов, которые проповедуют слово Твое! Подари мне свое благословение и прощение. Молю Тебя, избавь меня от грехов, наставь на путь истинный. Каюсь я во всех своих поступках грешных и прошу Тебя, Святая Мария, подари мне благополучие и счастье да убереги от всех бед. Да восславлю я имя Твое! Во веки веков. Я прошу Тебя подарить мне счастье земное и благо духовное.
Молю, услышь меня в этот светлый день, не отрекайся от меня, дай мне сил. Прости меня грешного и отпусти все грехи мои, ибо каюсь я и желаю встать на путь истинный, чтобы быть ближе к Тебе, мой Господь. Молю Тебя, подари мне счастье, благополучие и радость в жизни. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. На Сретение почитают икону Пресвятой Богородицы, называемую «Утоли мои печали».
История ее появления связана с предупреждением Симеона Богоприемца о том, что Иисуса предадут и его мать будет тяжко страдать. Перед ней следует читать: Богородица, смягчи сердца наши злые, погаси пламя злящихся на нас да очисти души наши от гордыни. Благослови нас и защити от самих себя, не дай пропасть во гневе своем и закрыть душу от слов спасительных. Единственная Ты надежда на смягчение наше. Милостью Твоей живем и радуемся каждому дню дарованному. Один из красивейших храмов Вологды, он был построен в 1731 году на излучине реки Вологды, видел многочисленные наводнения, когда вода реки Вологды подступала практически к его стенам, в советское время служил общежитием, сейчас снова возобновлены богослужения. Сретенская Богоявленская церковь в Пушкине в Новой деревне.
В этом храме, который был построен в 1875 году при железной дороге, служил о.
На то воля Божия»! Если же обиженного вами человека невозможно встретить в этот день, то можно взять его фото и отнести в храм, а выйдя из него, произнести вышеприведенные слова. Обряд на встречу весны Но и конечно, главный обряд на Сретенье — это встреча весны. Для этого пеклось печенье в виде жаворонков. С ними детишки шли на возвышенности или же лезли на крышу дома, чтобы кинуть оттуда тестовую птичку. Приговаривали при этом такие слова: «Жаворонки на Сретенье прилетели, весну привели, а зиму прогнали.
Летите и метель от нас гоните, а тепло приносите». Птичек не поднимали с земли, — их могли съесть собаки или же потом птицы поклевать. Гадания в праздник Сретения 15 февраля 15 февраля хозяйки пекут блины и птичек из сдобного теста. На них чаще всего и ворожат. Как и в другие торжества, особенно популярны в праздник Сретения гадания на будущее и гадания на любовь. Гадание в Сретение 15 февраля по жаворонкам Нужно испечь сорок жаворонков — предвестников весны и в каждом запечь разные предметы, которые и расскажут будущее человеку, съевшему такое угощение. Попалась монетка — жить в богатстве.
Кусочек сахара — веселое времяпрепровождение. Щепотка соли — тоска, грусть. Конфетка — подарок. Творог — успех на профессиональном поприще. Капуста — постоянная беготня и суета. Яблоко — большая любовь. Перец — интересные события.
Вишня — романтическое свидание. Соленый огурец — верный друг. Бумажная купюра — карьерный рост и успех. Колечко — замужество или женитьба. Гадание в праздник Сретения по свечам Необходимо в церкви отстоять службу, а свечу не гасить. Пойти с ней домой. Если пламя не гаснет в течение всего пути, то ожидается удача и успех во всех делах.
Потухла свеча сразу же при выходе из ворот храма — на человеке сглаз. Упали три капли на руку — к исполнению желания. Много капель на руке — к большим деньгам. Свеча повернулась к несущему — к радости, от него — к неприятностям, вправо — к новому члену семьи, влево — к измене. Свечу, на которой проводилось гадание, нужно поломать и закопать подальше от людских глаз. Гадание 15 февраля по блинам Нужно приготовить 15 февраля столько блинов, сколько намечается в доме гостей вместе с хозяевами и плюс один. В каждый положить разные начинки, которые и предскажут, что ждет человека в течение года.
Щепотка соды — будет много нервничать и волноваться. Щепотка соли — какие-то неприятности станут причиной расстройств. Щепотка сахара — радостные события, удача. Щепотка корицы — стать участником скандала. Щепотка тмина — много времени проведет в общении. Щепотка муки — кто-то оклевещет. Щепотка зернышек — получит выгодное предложение.
Щепотка гречки — сложности. Щепотка риса — встреча с давними друзьями. Щепотка шелухи от семечек — проблемы за проблемами, вредительство. Щепотка сухой травы — здоровье, бодрость духа. Пустой блин — к пополнению в семействе. Гадание в Сретение Господне на будущего мужа Девушки, чтобы узнать, каким будет муж, брали испеченных птичек и привязывали разноцветными лентами их к веткам деревьев, потом закрывали глаза, крутились несколько раз вокруг себя. Затем, не глядя, тянули любую птичку.
Смотрели, какого цвета ленточка.