Скончался великий русский ученый 2 февраля 1907 года в возрасте 72 лет.
Школьники из разных регионов стали призерами Менделеевской олимпиады по химии
Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета. В день закрытия в совместном российско-китайском университете МГУ-ППИ готовятся заложить первый камень на месте сквера Менделеева.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
Шар был отвязан, и ученый полетел в неизвестном ему направлении… Менделеев спокойно записывал наблюдения и ждал самоопускания аэростата. Приземлился он недалеко от имения Салтыкова-Щедрина между Калязином и Переславлем-Залесским, пролетев около 100 км, поднявшись на высоту до 3,8 км. Затмение посмотреть ученому не удалось: его закрыли облака, но шума полет наделал. О нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай» Менделеев и мифы Многие всерьез думают, что Менделеев является «автором» русской 40-градусной водки, а периодическая таблица химических элементов приснилась ему во сне. На эти темы есть немало анекдотов и даже снят юмористический сериал «Менделеев и раствор». Мифы возникли не на пустом месте.
Первая легенда родилась еще при жизни ученого из-за того, что он защитил докторскую диссертацию о соединении спирта с водой. А второй миф создал русский геолог, профессор Петербургского университета Александр Александрович Иностранцев. Он общался с великим химиком и в поздних мемуарах, уже после смерти легендарного друга, рассказал, будто бы ученый поведал ему об озарении во сне. Менделееву приписывают цитату: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».
Но, чтобы в полной мере использовать все возможности, отечественный химпром остро нуждается в высококвалифицированных кадрах. Именно ситуация на рынке труда бросает сегодня компаниям наиболее серьезный вызов. В качестве возможных мер по решению проблемы замдиректора департамента химической промышленности Минпромторга РФ Алексей Артемьев предложил популяризировать отрасль среди молодежи. Именно эту цель в России уже 34 года преследует Менделеевская школа-конференция молодых ученых — завершающий, очный этап ежегодного Всероссийского Менделеевского конкурса студентов-химиков. Столица Татарстана встречает юных химиков второй раз, впервые школа-конференция проводилась здесь в 2013 году. На этом «химическое» гостеприимство не закончится, считает президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. Я не думаю, что со следующим мероприятием [проведением конкурса Менделеевской школы в Казани — прим. Inkazan] будет разрыв более 10 лет, думаю, не больше пяти», — сказал он на открытии школы 22 апреля.
Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии. Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе. Цветы к могиле учётного возложили руководители научных центров, представители комитета по науке, а также студенты петербургских вузов.
Участие химических сборных 26 стран мира в Олимпиаде на принципиально новой площадке, с другим часовым поясом, сложными погодными условиями, субтропическим климатом, языком, едой уже само по себе стало беспрецедентным вызовом. Шэньчжэнь дал прекрасный опыт в организации международных научных турниров, преодоления организационных, логистических сложностей, поддержания высокого уровня коммуникации и самого Менделеевского научного духа». Напомним, что Международная Менделеевская олимпиада один из крупнейших и наиболее престижных в мире турниров для юных химиков, впервые в своей истории была организована за пределами Содружества Независимых Государств на базе совместного российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Китае в городе Шэньчжэне. Организаторами олимпиады традиционно выступают химический факультет Московского государственного университета имени М. Ломоносова Москва, Россия и Фонд Мельниченко. Первенство юных химиков проходит под эгидой объявленного президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий в РФ и входит в инициативу «Наука побеждать». Представители Великобритании и Японии участвуют в качестве наблюдателей. ММО ведет свою историю от Всесоюзной химической олимпиады и продолжает её традиции и нумерацию. В 2024 г. ММО будет 58-ой по счету. Фонд Мельниченко оказывает спонсорскую поддержку ММО с 2017 года, а с 2018 года выступает соорганизатором мероприятия.
Дмитрий Менделеев — великий химик и государственник России
Ученый изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и придумал свою особую клеевую смесь. Способ ее приготовления Менделеев держал в секрете. Попытка химического понимания мирового эфира. Санкт-Петербург, 1905 год Ученый-разведчик Малоизвестный факт, но знаменитому ученому приходилось участвовать в промышленном шпионаже. В 1890 году к Дмитрию Менделееву обратился морской министр Николай Чихачев и попросил помочь добыть секрет изготовления бездымного пороха. Поскольку покупать такой порох было довольно дорого, великого химика попросили разгадать секрет производства. Приняв просьбу царского правительства, Менделеев заказал в библиотеке отчеты железных дорог Британии, Франции и Германии за 10 лет. По ним он составил пропорцию, сколько было привезено угля, селитры и тому подобного к пороховым заводам. Через неделю после того, как были сделаны пропорции, он изготовил два бездымных пороха для России. Таким образом, Дмитрию Менделееву удалось получить секретные данные, которые он добыл из открытых отчетов. Менделеев, 1886 год «Русский стандарт» водки придуман не Менделеевым Дмитрий Менделеев не изобретал водку.
Идеальная крепость в 40 градусов и сама водка были изобретены до 1865 года, когда Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Про водку в его диссертации нет ни слова, она посвящена свойствам смесей спирта и воды. В своей работе ученый установил пропорции соотношения водки и воды, при которых происходит предельное уменьшение объема смешиваемых жидкостей. Это раствор с концентрацией спирта около 46 процентов веса. Соотношение не имеет никакого отношения к 40 градусам. Сорокаградусная водка в России появилась в 1843 году, когда Дмитрию Менделееву было 9 лет.
Он выпускает учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан. За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. В 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета избрал его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утвердили в должности только в 1865 году. До этого, в 1864 году, Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института. В 1865 году Менделеев защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал, она существовала задолго до него. В 1867 году ученый получил в университете кафедру неорганической общей химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. Тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 году. Однако, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева. Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена.
Тратя последние средства и силы, Мария Дмитриевна покинула родную Сибирь и сделала все, чтобы определить сына в университет в Санкт-Петербурге. Через пару недель после его зачисления она со спокойной душой скончалась. Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери. Оставшись совершенно один, Менделеев ушел в науку, посвящая ей все свободное время. В возрасте 21 года он с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге и сразу же стал преподавателем. Ученый занимался вопросами сельского хозяйства, воздухоплавания и освоения Крайнего Севера. Именно Менделеев изобрел пироколлодийный порох , предложил наилучшие конструкции коромысла, принимал участие в строительстве первого в мире арктического ледокола. А в возрасте 53 лет исследователь, для того чтобы изучить явление полного солнечного затмения, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Чем однозначно удивил общественность. Менделеев совершил полет для наблюдения полного солнечного затмения. Изобретатель, к слову, страшно обижался , когда ему говорили, что свою знаменитую периодическую таблицу он увидел во сне. Когда очередной репортер, разговаривая с Менделеевым, упомянул эту байку, тот в сердцах воскликнул : «Я над ней, может, 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку — и готово! Его производство в России было налажено, когда будущий химик был еще ребенком. Менделеев же просто защищал диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». По натуре Дмитрий Иванович был человеком страстным и увлекающимся, что в глазах общественности никак не вязалось с образом рассудительного ученого. Первый раз ученый женился на Феозве Лещевой, падчерице писателя Ершова, того самого автора «Конька-Горбунка». В браке у них родилось 3 детей. Феозва была неглупой женщиной, но никак не могла подстроиться под вздорный характер супруга. Любые мелочи, отвлекающие ученого от занятий наукой, оборачивались скандалом. Менделеев кричал на домашних, метал в стену вещи и мог впасть в ярость даже из-за недостаточно горячего чая. Поругавшись с женой, он уходил в лес и залезал в дупло, чтобы поработать в абсолютной тишине. Там у него была оборудована своеобразная лаборатория, в которой помещались стул и небольшой столик. Наличие жены и детей не помешало Менделееву сделать предложение гувернантке своей дочери.
Менделеев для нас не только автор периодического закона, но визионер, человек, смотревший в будущее и делавший много практических шагов, чтобы его приблизить. Дмитрий Иванович был личностью с энциклопедическими знаниями — в область его интересов и исследований входили химия и физика, метеорология и геология, экономика и педагогика и многие другие науки. Ученый внес вклад в промышленность, образование, внедрял научные подходы в производство, принимал участие в создании первого в Русской Азии Сибирского университета.
Д.И. Менделеев – русский ученый и патриот: «три службы Родине».
Это произошло, когда доктор Алан Айткен наводил порядок в кладовке химического факультета. Факультет переехал в новое помещение в 1968 году, и с тех пор оборудование, реактивы и бумаги пылились в подсобном помещении. Таблица лежала в кладовке среди кучи разных лабораторных принадлежностей. В какой-то момент Айткен обнаружил свернутые в трубку лекционные материалы по химии, а в них — копию Периодической таблицы химических элементов, возраст которой оценивался в 133—140 лет. Найденная таблица аннотирована на немецком языке, слева внизу идет надпись Verlag v.
Другая надпись — Lith. Выяснить, в каком году была напечатана таблица, помогли поиски в университетском архиве. Нашлись данные о покупке таблицы профессором Томасом Пурди — пособие было куплено в октябре 1888 года. Тогда оно стоило 3 немецкие марки.
Восстановление плаката заняло немало времени: поверхность пришлось очистить от грязи и мусора, отделить таблицу от подкладки, на которой та была закреплена, обработать специальными растворами для выравнивания кислотно-щелочного баланса и устранить разрывы с помощью специальной бумаги из бруссонетии бумажной и пасты из пшеничного крахмала. Теперь таблица находится в специальном хранилище университета, где для нее созданы подходящие условия. На самом же факультете осталась ее полномасштабная копия. Чуть позже, но в том же 2019 году, сотрудники Санкт-Петербургского университета сообщили о своей сенсационной находке — обнаруженная ими в Большой химической аудитории таблица оказалась на 12 лет старше.
В университете рассказали, что таблица представляет собой демонстрационный вариант, изготовленный в 1876 году. Она отличается от современных вариантов. Например, в ней нет VIII группы, в которую входят инертные благородные газы: на момент публикации они еще не были открыты. Одна из самых известных гласит, что Менделеев увидел свою таблицу во сне.
Сам Дмитрий Иванович об открытии периодического закона писал так: "Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры.
Торжественная церемония вручения состоялась в президиуме Российской академии наук РАН. Трансляция награждения ежегодно ведется на нескольких языках, гостями мероприятия выступают представителей порядка 50 стран и 26 послов.
Зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, выступая с приветственным словом, указал, что наука и образование должны развиваться вне политической конъюнктуры. Убежден, что исследования и образование должны быть вне политической конъюнктуры и оставаться одним из ярчайших проявлений гуманизма.
В условиях международной турбулентности особенно важно сохранять и развивать наработанные международные связи и отношения, объединять усилия в деле решения актуальных для человечества задач», — заявил он. В свою очередь Садовничий отметил, что присуждение премии немецкому ученому говорит о том, что наука не имеет границ. Метод органического синтеза позволяет создавать новые лекарства Премия учреждена в 2019 году и вручается за достижения в области фундаментальных наук. Она ежегодно присуждается двум представителям естественно-научного сообщества в знак признания их вклада в науку.
Неудобно на сайте?
Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk. Новости по теме.
Арабский халифат и его распад
- Читайте также
- Ученые. Дмитрий Менделеев | Подкаст Великие Русские
- Мифы и правда
- Сквер Менделеева заложили в Шэньчжэне
Матвиенко вспомнила об ученом Менделееве, говоря о Тюменской области
В 1863 году на нефтеперегонном заводе купца Кокорина недалеко от Баку молодой ученый Дмитрий Менделеев создал прообраз современного технологического процесса перегонки и транспортировки нефти. б) обеспечить при участии федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д.И. Менделеева. Дмитрий Менделеев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Проход по ссылкам навигации Научное наследие выдающегося русского ученого-энциклопедиста Д.И. Менделеева. Менделеев остается одним из самых известных русских ученых, однако с его именем связано множество мифов и анекдотов. Документальный фильм из цикла «Ученые люди» посвящен Дмитрию Менделееву, знаменитому изобретателю таблицы периодических элементов.
Неизвестный Менделеев
учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. Ученый-флотоводец: какие открытия сделал вице-адмирал Макаров 16+. Менделеев был членом многих зарубежных академий и ученых обществ, но так и не стал членом родной Российской академии. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой выдающемуся российскому химику и мыслителю Дмитрию Ивановичу Менделееву. Ученый-флотоводец: какие открытия сделал вице-адмирал Макаров 16+.
Настройки шрифта:
- К 190-летию Дмитрия Менделеева
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
- Менделеев: Почему ученый так и не получил Нобелевскую премию, присужденную ему | Новости Тольятти
- Заключение
- Аналитика и комментарии
- Совет молодых ученых - Научное наследие выдающегося русского ученого-энциклопедиста Д.И. Менделеева
В РАН считают, что имя Менделеева должно остаться в названии таблицы
Менделеева 13 декабря вручили академику, заведующему лабораторией элементоорганических соединений химического факультета МГУ имени М. Торжественная церемония вручения состоялась в президиуме Российской академии наук РАН. Трансляция награждения ежегодно ведется на нескольких языках, гостями мероприятия выступают представителей порядка 50 стран и 26 послов. Зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, выступая с приветственным словом, указал, что наука и образование должны развиваться вне политической конъюнктуры.
Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности.
Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1875 году он предложил проект стратостата объемом около 3600 кубических метров с герметической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу. Эта идея была осуществлена лишь в 1924 году, но в 1878 году, находясь во Франции, Менделеев поднимался на привязанном аэростате Жиффара, а в 1887 году совершил подъем на воздушном шаре близ Клина.
Он поднялся на высоту три километра и пролетел 100 километров. Его монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» имела большое значение и для кораблестроения. Кстати, именно Менделеев первый предложил использовать Северный морской путь и обосновал его экономическую целесообразность. Он же и принял участие в проектировании первого в мире ледокола арктического класса. Судно получило имя «Ермак», было построено на верфи британского подрядчика к 1898 году, прошло Первую мировую и Великую Отечественную войны и водило караваны по Севморпути вплоть до начала 1960-х годов.
Еще одним увлечением ученого, помимо науки, можно назвать изготовление чемоданов. Заниматься он начал этим еще в молодости: когда из-за войны в Симферополе была закрыта гимназия, Менделеев начал делать чемоданы. Это его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки. Ученый придумал особый клей, который делал изделия крепкими. И даже купец Мамонтов бравировал, что покупает их у «самого чемоданных дел мастера Менделеева».
Впрочем, чемоданы были развлечением, а вот к сельскому хозяйству Дмитрий Иванович подошел весьма серьезно — и как химик, и как ученый, и как экономист. А серьезно заниматься этой темой начал в 1865 году, когда приобрел небольшое имение Боблово недалеко от Клина. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство. В Боблово он проводил полевые опыты, испытывал действие разнообразных удобрений, делал анализ почв. Фото: РИА Новости Помнят Менделеева и как главного теоретика российской нефтяной промышленности на этапе ее становления.
На эти темы есть немало анекдотов и даже снят юмористический сериал «Менделеев и раствор». Мифы возникли не на пустом месте. Первая легенда родилась еще при жизни ученого из-за того, что он защитил докторскую диссертацию о соединении спирта с водой.
А второй миф создал русский геолог, профессор Петербургского университета Александр Александрович Иностранцев. Он общался с великим химиком и в поздних мемуарах, уже после смерти легендарного друга, рассказал, будто бы ученый поведал ему об озарении во сне. Менделееву приписывают цитату: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно.
Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». Но больше никаких упоминаний о вещем сне нигде нет, зато специалисты видят в черновиках ученого тщательную последовательную работу над таблицей без признаков озарений.
Да и сам Менделеев говорил, что трудился над таблицей 20 лет. А что касается сна, вполне возможно, это было шуткой-небылицей, которую Менделеев рассказал Иностранцеву в дружеской беседе. Не так, как вы!
Я над ней, может, двадцать пять лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку, и готово! Правда, это было бы возможно, если бы сохранился демографический бум, каковой наблюдался при жизни ученого. Тогда за 40 лет население Российской империи удвоилось.
Толстой не получил Нобелевскую премию по литературе, хотя был наиболее выдающимся писателем начала XX в. Кстати, на протяжении всей жизни Менделеев вёл с Толстым заочный спор, внимательно знакомясь с его публицистикой и не соглашаясь с резко критическим отношением великого писателя к науке и техническому прогрессу. Лично со Львом Толстым он знаком не был зато неоднократно встречался с Ф. Достоевским, с которым также спорил по многим вопросам. А вот произведение Толстого «Об общественном движении в России», направленное против индивидуализма, за определяющую роль труда в жизни общества, учёный поддержал, заметив: «Это как бы и не Толстой». Поддерживал он и отрицательное отношение Толстого к смертной казни. Отвечая на вопрос «Петербургской газеты» в 1905 г. Многие отмечали сходство стиля Менделеева со стилем Л. Толстого, с его грамматической усложнённостью. Впрочем, такой «нелёгкий» стиль с обилием неологизмов и неясных на первый взгляд конструкций был характерен и для других выдающихся мыслителей этого поколения — Н.
Фёдорова, А. Щапова в XX веке им неудачно подражал А. Какими же всё-таки были общественно-политические взгляды Менделеева? В зрелые годы и в конце жизни учёный был сторонником монархии, хотя высказывался осторожно: «в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной». В то же время он выступал за привлечение к государственному управлению представителей науки, включение их в «совещательный совет при канцлере или Комитете министров». Менделеев считал себя «реалистом», отрицая как материализм, так и идеализм, и рассматривал это направление как наиболее отвечающее «русскому пути развития». Учёный писал: «чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, прежде всего он не должен отрицать прошлого». Он скептически относился к участию во власти и законодательстве узких «теоретиков»: «Теория, партии, системы, бесспорно, тут необходимы, они и будут непременно, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь». Говоря о системе выборов в Государственную Думу, Менделеев выступал против имущественного ценза, который «нисколько не говорит о личных качествах владельца», зато был сторонником введения «отцовского ценза»: «чтобы все выборщики и наполовину выбираемые были отцами, имеющими не менее определённого числа детей». Это связано с необходимостью для России роста населения, а также с жизненным опытом человека, имеющего детей.
Считается, что в последние годы жизни Дмитрий Иванович сблизился с «Союзом русского народа», то есть примкнул к тому направлению, которое именуется «черносотенным». Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла». Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан». Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить».
Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел. Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно. Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя. Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу.
Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства».
Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль.
Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений.
Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
По мнению Павла Сергеевича, великий русский ученый внес весомый вклад в развитие отечественной промышленности, и сегодня фракция КПРФ в Госдуме в продолжение славных дел Д.И. Менделеева разработала законопроект о промышленной политике. Проход по ссылкам навигации Научное наследие выдающегося русского ученого-энциклопедиста Д.И. Менделеева. И он приурочен к 150-летию открытия, которое сделал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
Напомним, что Международная Менделеевская олимпиада один из крупнейших и наиболее престижных в мире турниров для юных химиков, впервые в своей истории была организована за пределами Содружества Независимых Государств на базе совместного российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Китае в городе Шэньчжэне. Организаторами олимпиады традиционно выступают химический факультет Московского государственного университета имени М. Ломоносова Москва, Россия и Фонд Мельниченко. Первенство юных химиков проходит под эгидой объявленного президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий в РФ и входит в инициативу «Наука побеждать». Представители Великобритании и Японии участвуют в качестве наблюдателей. ММО ведет свою историю от Всесоюзной химической олимпиады и продолжает её традиции и нумерацию. В 2024 г. ММО будет 58-ой по счету. Фонд Мельниченко оказывает спонсорскую поддержку ММО с 2017 года, а с 2018 года выступает соорганизатором мероприятия. Начиная с 2020 г. Кроме того, Фонд разработал новый фирменный стиль ММО, форму сборной России и запустил социальный ролик в ее поддержку.
В отличие от очень большого количества ученых, которые пытались систематизировать к тому времени известные химические элементы, у него эта систематизация имеет прогностический характер. Вот в этом прогностический характер, и его конкуренты, в том числе, упоминали о том, что не хватило им такой научной дерзости и смелости. Вице-президент РАН также указал на фундаментальность и универсальность закона о периодическом изменении химических свойств элементов в зависимости от их массы.
Помимо этого, Дмитрий Менделеев занимался разработкой бездымного пороха, вопросами воздухоплавания, изучал термодинамику газов, экономику, технологии нефтепереработки, напомнил он. Это был молодой ученый, который выглядел импозантно, модно.
Первый лауреат - профессор из МГУ, академик Ирина Белецкая награждена за фундаментальный научный вклад в развитие химии, в частности, за новаторские разработки новых металлоорганических реакций, а также за активное участие в развитии естественно-научного образования, международного сотрудничества и экологически устойчивой химии. Почетный директор Института исследования полимеров имени Макса Планка Германия Клаус Александр Мюллен удостоен премии за открытия в области базовых химических и полимерных дисциплин, а также за усилия по международному сотрудничеству, естественно-научному образованию и устойчивому развитию. Решение о присуждении премии было принято по рекомендации международного жюри, в состав которого входят ученые с мировым именем.
В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». И конечно, учитель — «местный светоч науки». Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Менделеев подчеркивал, что «все зависит в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу». При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания». Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, исследователем, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, «узость учителя — высшее зло». Училище наставников Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей. В докладной записке министру народного просвещения Ивану Ивановичу Толстому «Проект Училища наставников» 1906 Дмитрий Менделеев предлагал создание такого училища. Характеризуя общий упадок научной, литературной, художественной жизни, связывая его с невысоким уровнем образования в стране, выход из положения мыслитель видел в создании училища наставников, которому придавал смысл универсальной Платоновской академии или «Педагогической провинции» Гете. Это училище, по его замыслу, не только должно было располагаться в географическом центре России «лучше бы всего на берегах Волги или Оки» , но и «находиться в центре современной научной и педагогической мысли». Определяя педагогическую деятельность как одну из «общенародных надобностей», Д. Менделеев был убежден, что учитель наряду со знанием своего предмета должен обладать философским мировоззрением. В связи с этим он включал в программу обучения широкий круг дисциплин, охватывающий практически все области знаний. В проекте такого училища Менделеев предусмотрел три факультета: историко-филологический, физико-математический, технический, или камеральный все с пятилетним сроком обучения. Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, библиотек, сельскохозяйственных угодий и ферм. Признавалось полезным открытие при училище семинарии для учителей, опытной трехклассной начальной школы и гимназии, которые могли бы служить «распространению совершенных способов обучения». Педагогика социального оптимизма Вглядываясь в процесс формирования педагогической системы Д. Менделеева, отметим, что по своей логике он схож с процессом открытия им периодической таблицы. Тот же ход: от анализа отдельных элементов к обобщениям, к созданию четкой общей картины видения современного ему российского образования.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, 20 февраля 2024 г. – В феврале весь мир отмечал 190-летие выдающегося отечественного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, прежде всего известного в качестве гениального химика-новатора – создателя знаменитой. Последние новости о персоне Дмитрий Менделеев новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Ученый-флотоводец: какие открытия сделал вице-адмирал Макаров 16+. Рабочие языки съезда – русский и английский.