Новости полет первого человека в космос

В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. 108 минут, которые Юрий Гагарин провел в космосе на корабле «Восток», изменили мир и положили начало целой исторической эпохе.

«Я горю, прощайте, товарищи!»: 61 год назад был совершен первый полет человека в космос

Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы. О том, что ему суждено стать первым человеком в космосе, Гагарин узнал всего за два дня до полета. Учёные обратили внимание, что при первом полностью успешном полёте собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. В честь юбилея первого полета человека в космос там развели Дворцовый мост под музыку, специально написанную для фильма «Укрощение огня», который был снят по мотивам биографии конструктора ракет Сергея Королева.

Другие сюжеты

  • Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | РБК Стиль
  • Популярное
  • Рассекречены подробности первых полетов в космос: почему Титов не стал Гагариным - МК
  • Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века) | Наука и жизнь

"Это я должен был лететь". Кто остался "за бортом" первого полета человека в космос

Он был усталым и озабоченным. Позже Гагарин скажет об этой встрече: Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я ещё никогда не слышал и которые могли мне пригодиться в полёте [32]. Мне показалось, что, увидев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее… Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке. Старт[ править править код ] Автобус приехал на космодром. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии К.

Рудневу Гагарин сделал заявление для печати и радио. Оно уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя пять часов это заявление стало сенсацией… Находясь у вершины ракеты, на металлической площадке рядом со входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки — попрощался с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине космического корабля.

Внизу, завороженно задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и другие космонавты и все те, кто провожал его в первый космический полёт. Гагарин перед стартом полёта Была устранена единственная неисправность. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно [29]. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О.

Ивановский , отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк. Позже Ивановский вспоминал: Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: « Родина слышит, Родина знает… » [33] Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур ; позывной Гагарина был «Кедр» [29].

При старте Ю. Гагарин произнёс ставшее знаменитым « Поехали! Почтовая марка Азербайджана, 2011 Траектория полёта «Восток-1». Ракета-носитель « Восток » проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени.

Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней [13] [14] [15]. На какой-то момент после взлёта полностью пропала связь с кораблём — из-за помех, возникших от огромной скорости ракеты [34] Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка.

Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.

Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон [29]. Спуск и посадка[ править править код ] В 10:25:34 МСК , после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка ТДУ. В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но отключилась на секунду раньше из-за закончившегося горючего [36] , в результате чего автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате корабль получил вращение со скоростью 1 оборот в секунду, продолжавшееся в течение 10 минут до входа в атмосферу [31].

Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека [29].

Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных. Босиком на «Восток» Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток».

Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите? Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Двадцать претендентов и два дублера Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг. Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью.

После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника.

Они наверняка разведут на борту своего корабля оранжерею, которая обеспечит их питанием на всём протяжении пути. Белгородская правда Что говорили белгородцы о запуске первого человека в космос Рабочие Лебединского рудника заявили, что после этого события будут работать с удвоенной энергией: «Мы — первые! Это не случайность.

Это закономерность, рождённая ещё в сентября 1917 года. Хочется работать с удвоенной энергией, чтобы своим трудом множить славу нашей великой Родины». Эти взволнованные слова целый день звучали в поликлинике». О своих впечатлениях «Белгородской правде» рассказал студент педагогического института — сообщение о полёте в космос он услышал во время лекции. Сбылась мечта всех миролюбивых народов мира. Дорога в космос отрыта. Минута напряжённого молчания.

И даже не стоял вопрос о том, чтобы у нас на факультете в этот день были занятия. Спокойно весь факультет снялся, и все пошли встречать Гагарина», - вспоминает Мария Солодухина, которая была студенткой в 1961 году. На Ленинском проспекте играла музыка, люди ликовали и кричали «Ура».

Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю

смоленский паренек Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе. О подготовке к первому полёту человека в космос и о том, как проходил полёт Юрия Гагарина рассказывают ветераны космонавтики. Люди всей планеты продолжают мечтать о космосе и уверенно идут по тому пути, который проложил ему Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года. Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты.

Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века)

По телефону доложил, что разделение не произошло». Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу. На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н. Первого космонавта планеты сделали национальным героем. Он получил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, орден Ленина, а также множество других в том числе зарубежных наград. Его изображение было размещено на различных предметах, от почтовых марок до плакатов и значков.

Гагарина Гагарин был приглашен на встречи со многими лидерами мира , включая королеву Великобритании Елизавету II. Однако визит в США у первого космонавта не заладился — сказывались напряженные отношения между державами в преддверии встречи Хрущева и Кеннеди в Вене , которая в итоге не разрядила обстановку. Гагарин и В.

Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код.

Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом. Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке. Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта.

Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся. Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.

При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели.

Другая серьёзная проблема возникла на заключительном этапе полёта.

Когда пришло время возвращаться на Землю, по непонятной причине отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. Пришлось включать ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. Снизив скорость, корабль спустился с орбиты.

Всё это сделал Беляев, и тоже впервые в мире. До того посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Почти чудом избежав риска улететь в космос, «Восход-2» вошёл в атмосферу Земли, а затем приземлился в глухой тайге в 180 км от Перми.

Произошло это 19 марта в 12 часов 02 минуты по московскому времени. На следующий день до космонавтов добрались спасатели. Конечно, по возвращении космонавты сдали Королёву бортовой журнал.

Леонов и Беляев проводили технические и медицинские эксперименты например, измеряли способность глаза воспринимать цвета в космосе и брали вестибулярные пробы , определяли местоположение корабля, фотографировали планету и космическое пространство Космонавты вели переговоры с Землёй в том числе и с Юрием Гагариным , говорили с членами правительства, выходили на телевизионную связь, фотографировали планету и космическое пространство, а также передавали в эфир приветствия народам Африки, СССР, Кремлю, даже капиталистической Европе и США передали «дружеские приветствия» и пожелали «мира и благополучия». Титульный лист бортового журнала.

Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что средство доставки первого космонавта на орбиту было абсолютно технологически революционным для своего времени.

А вопрос его безопасного возвращения был продуман до мелочей. Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек — все военные летчики, которые отбирались по конкретным характеристикам.

1. Босиком на «Восток»

  • Тест на честность
  • История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года
  • «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском
  • Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

Это супергерои: лучшие парашютисты, лучшие спортсмены, лучшие летчики и так далее. А на самом деле они были вполне рядовые летчики, просто умные и здоровые молодые люди. Кстати, из недавно рассекреченных документов стало ясно, что даже физическая подготовка у них оставляла желать лучшего, потому что все прошли через голод, лишения, эвакуацию, оккупацию. Гагарин, кстати, был одним из самых физически неразвитых. Но ими занялись профессиональные спортивные инструкторы, которые их хорошо подтянули. Стандартная схема посадки корабля «Восток» предусматривала катапультирование из спускаемого аппарата и приземление космонавта аж под двумя парашютами — основным и запасным. Но будущие космонавты даже с парашютом толком прыгать не умели, у каждого было за плечами лишь несколько прыжков. Этому их тоже быстро научили. У Гагарина были плохие показатели по невесомости, он получил четверку, тогда как половина его товарищей из отряда получили пятерки. Я к тому, что он не был отличником и первым во всем, как о нем принято было говорить. В отряде 20 человек, их спрашивают: «Кто хочет первым влезть в космический корабль?

Королеву, который там присутствовал, это очень понравилось. Если будете в Звездном городке и вам предложат посетить корабль, не забудьте снять обувь, это традиция. Он не пугался новизны, демонстрировал любознательность, нагружал себя дополнительной работой, не любил безделья. Юрий Гагарин перед полетом в космос. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звездам» В сурдокамере было такое испытание: в любой момент — спит человек или бодрствует, работает или отдыхает, — его могли вызвать на какую-либо «аварийную» ситуацию. Срабатывала свето-шумовая сигнализация, завывала сирена, и надо было срочно выполнять определенные задания — например, заполнять какую-нибудь таблицу с цифрами. Так отрабатывалась сосредоточенность в экстренной ситуации. Кому-то это было труднее, кому-то проще, но у Гагарина здесь сразу были лучшие показатели. Он очень легко переходил из состояния сна в состояние бодрствования и наоборот. Как только наступало время отдыхать, он моментально засыпал, что говорило о психологической устойчивости.

В отчете о подготовке Гагарина указан важный фактор — высокий уровень эмпатии. Он чувствует, когда людям тяжело, больно, неприятно, и всегда старается поддержать. Умеет шутить и использует это качество, чтобы подбодрить. В предстартовый период, в напряженной, нервной обстановке, очень нужен уравновешенный, спокойный, эмпатически развитый человек с чувством юмора. Космонавт не может быть грубым, высокомерным, чересчур требовательным к окружающим. Это серьезное психологическое препятствие для дальнейшей работы. Благодаря всем этим качествам Гагарин попал в шестерку. Ведь было как? Мы отставали от американцев. Те готовили запуск в декабре 1960 года, поначалу и наши тоже.

Но потом произошел ряд ЧП, в том числе катастрофа 24 октября 1960 года на полигоне Тюратам, когда взорвалась ракета Р-16, погибли десятки людей, включая главнокомандующего стратегическими войсками маршала Неделина. Королева все время допрашивали как свидетеля, что сильно задерживало процесс создания тренажеров, без которых невозможно было готовиться к полету. Наконец в тренажеры переделали два космических корабля, но больше шести человек на них заниматься не могло. Тогда поступил приказ главкома ВВС выбрать из 20 проходящих подготовку космонавтов шестерых лучших. Евгений Карпов, который был первым начальником Центра подготовки космонавтов, на основании общих наблюдений в сурдокамере и других показателей отобрал группу. Она стала более активно готовиться, получила приоритетный доступ к тренажерам, ее стали проверять на перегрузку 13 G, потому что баллистики посчитали, что в момент аварийной ситуации, при сходе корабля с орбиты, такая перегрузка возможна. А норматив был 9—10 G. Анатолий Карташов, например, не выдержал, у него образовался синяк во всю спину, его сразу вывели из спецгруппы и направили на лечение. Космонавт, который не полетел — Очень жалко тех, кто готовился и не полетел. Известна же трагическая история Григория Нелюбова, который покончил с собой.

Судьба, действительно, трагическая. Мало того, что он покончил с собой, так его еще и изображают каким-то чудовищем. Это несправедливо. Григория Нелюбова облачают в скафандр. Фото: архив журнала «Новости космонавтики» Нелюбов очень хороший человек, прирожденный космонавт. Он служил летчиком в Черноморском флоте, 9 мая 1957-го летал над Черным морем, и у него отказал двигатель. Пришел приказ катапультироваться. Сам процесс катапультирования из самолета очень травматичен, а тут еще праздничный день, не удалось оперативно организовать поиски, и Нелюбов почти сутки провел на плаву в холодном бушующем море. После такого обычно списывают по состоянию здоровья, но у этого летчика в организме не нашли вообще никаких отклонений, врачи были потрясены. Григорий Григорьевич Нелюбов тоже был в шестерке.

По итогам этого экзамена была рекомендована последовательность полета в космос.

При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю! Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой.

В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали! Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию. В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».

Полет Гагарина проходил в режиме автопилота Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости.

Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код. Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом.

Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке. Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии.

Наконец старт состоялся. Обо всем этом уже вскоре было объявлено по радио, телевидению, в газетах, и весь мир узнал имя героя — Герман Степанович Титов. Но для меня, моих коллег по работе он был просто Гера — молодой, стройный старший лейтенант, всегда приветливый, с красивой волнистой шевелюрой. Я никогда не забуду то утро 6 августа перед стартом. Гера, облаченный в кажущийся со стороны довольно неуклюжим оранжевый космический «костюм», садится в голубой автобус.

А я стою около МИКа — монтажно-испытательного корпуса второй площадки Байконура, и шепчу как заклинание: «Вернись живым! Новость о том, что космонавт благополучно приземлился возле селения Красный Кут — не так далеко от места посадки Гагарина, — встретила восторженно. Тогда все вокруг, кто находился на Байконуре, чувствовали себя счастливыми. Мы не подвели! Он никогда не отказывался встретиться с нами — членами общественной организации участников подготовки первых пилотируемых полетов, — 12 апреля, в наш святой день празднования очередной годовщины полета Ю.

Таких встреч было несколько. Запомнился приезд Титова к нам в ОКБ в 1963 году — в день 60-летия академика Алексея Федоровича Богомолова, главного конструктора радиотехнических систем для обеспечения космических исследований и полетов. На память в моем домашнем архиве сохранилась фотография, сделанная тогда. А еще не забуду, как за праздничным столом Герман со смехом рассказывал о забавном эпизоде, связанном с завершением его легендарного полета. Перед самым приземлением на парашюте Титов открыл забрало шлемофона.

Но лишь позднее понял, что делать этого не стоило. Когда космонавт уже коснулся ногами твердой опоры местом посадки оказалось поле , налетел порыв ветра и потянул парашют в сторону.

Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире.

Информация была распространена по всем каналам агентства. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Попробуем представить, что же происходило в этот день в городе Балашове и районе, какие чувства испытывали наши земляки - балашовцы, узнав о полете первого человека в космос.

Многие жители города и района, как и большинство граждан Советского Союза, узнали о событии сразу из сообщения ТАСС, которое прозвучало по радио в 10 час. Это сообщение в живой записи приняли и сотрудники редакции газеты «Балашовская правда». Сегодня мы можем лишь догадываться, в каком темпе выпускался этот номер.

Корреспондент рассказывает: «Необычная картина наблюдалась и в городской типографии. Прямо около плоскопечатных машин, с которых слетали пахнущие свежей краской газетные листки, стояла бригада почтальонов городской конторы связи. И уже когда на землю спускались апрельские сумерки, начальник отдела доставки Н.

Илясова немедля отправляла своих вестников счастья и новостей к подписчикам центральной части города. Свежую газету в этот вечер получили многие жители улиц Ленина, Сталина до революции улица Троицкая, в октябре 1961г. В почтовые ящики этот номер не опускался.

Стук в дверь квартиры: «Вам газета. Экстренный выпуск!

«Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос

Интерфакс: Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб вышли в открытый космос с борта Международной космической станции (МКС) для установки научной аппаратуры на модуле "Поиск", следует из трансляции "Роскосмоса". Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство от 12 апреля 1961 года [50 лет со дня покорения космоса]. При подготовке первого полета человека в космос был дублером Гагарина. Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира.

Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире

Это был первый полет человека в космос <br>На фото: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с космонавтами Германом Титовым (слева) и Юрием Гагариным на трибуне Мавзолея. С годовщиной первого полета человека в космос россиян также поздравили космонавты Сергей Рыжиков и Петр Дубров. За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Первый полет человека в космос. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту.

Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос

Присутствовали Сергей Королёв, Мстислав Келдыш, представители промышленности. Руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юрий Алексеевич «произнёс короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля», - отмечал в дневниковых записях Николай Петрович Камнин. На необходимости такой встречи впоследствии ставшей доброй традицией для всех космонавтов, отправляющихся в полёт настоял Сергей Павлович Королёв. Гагарину, Г. Титову, Е. Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом... Рассказывает организатор Центра подготовки космонавтов полковник медицинской службы Евгений Карпов: Из дневниковых записей Николая Каманина: «...

Юра чувствует себя превосходно. Ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полёте. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением завтрашнего распорядка дня. Для того чтобы облететь земной шар, требуется всего полтора часа, а космонавту необходимо сесть в корабль за 2 часа до старта и ждать начала полёта. Надо признать несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королёва и врачей.

Мы пытались сократить время ожидания полёта космонавтом хотя бы до 1 часа 30 минут, но из этого ничего не вышло. Только на закрытие люка и на отвод установщика и ферм требуется больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 минут. Мы все отлично понимаем, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость для космонавта, и поэтому я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полёту... Юра и Герман тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате. Итак, завтра совершится величайший подвиг - первый в мире полёт человека в космос. Сейчас его имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество». Легендарное: «Поехали!

Ведущий конструктор «Востока» Олег Ивановский и слесари-сборщики Владимир Морозов и Николай Селезнёв - отправились на старт, прихватив у медиков контейнер с продуктами питания для космонавта. На лифте поднялись наверх, уложили продукты. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов: 6:00 - состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, всё готово, вопросов нет, можно производить пуск». Как-то раньше не подумали об этом - спохватились в последний момент: чтобы при приземлении советского покорителя космоса ненароком не приняли за иностранного разведчика... Юрий Гагарин в пути к стартовой площадке, 12 апреля 1961 года На стартовой площадке все ждут космонавтов... Всё ближе.

Останавливается почти у самой ракеты. Первым из него выпрыгнул врач, помог выйти Юрию Гагарину. Попрощавшись с Гагариным, Титов возвратился в автобус. Короткий доклад председателю Госкомиссии, последние напутствия... Юрий Гагарин на Байконуре перед стартом, 12 апреля 1961 года Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговорённое расписание. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали... Скупые, но достоверные кадры кинохроники этого момента сохранились - заслуга кинооператоров студии «Моснаучфильм». Юрий Гагарин у лифта подъёмника на борт ракеты, 12 апреля 1961 года...

И вот уже лифт поднимает Юрия к вершине ракеты... Юрий Гагарин перед входом в кабину космического корабля «Восток» Установлена связь между бункером стартового комплекса и кораблём «Восток». Около 8 часов утра повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта оперативно крышка люка крепилась 32 гайками! Ивановский и слесарь-монтажник В. Других ЧП на старте «Востока» не зафиксировано. Дежурному расчёту покинуть старт! Отвести фермы обслуживания! Рассказывает Юрий Алексеевич Гагарин: Всех волновал вопрос: как будет себя чувствовать человек в космосе?

Не отразится ли, например, невесомость на активности его деятельности, адекватности реакций, способности принимать правильные решения? На «Востоках» предусматривался полностью автоматизированный цикл управления кораблём: от старта до посадки. И только при отказе автоматики космонавт должен был перейти на ручное управление. Однако прежде он должен был преодолеть специальный «логический замок» - набрать на шестикнопочном пульте определённое трёхзначное число и лишь после этого мог включить ручное управление. Из опасения непредсказуемых действий космонавта решили не сообщать ему код заранее. Запечатанный конверт с «магическим числом» был приклеен к внутренней обшивке кабины рядом с креслом Гагарина. Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» - 125 - стало известно Гагарину ещё на Земле до старта.

Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай. Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление… Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» - весной 1966 года : Отведены фермы обслуживания... Кириллова: «Ключ на старт! Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва позывной «Заря 1» и Юрия Гагарина позывной «Кедр» записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля: Переговоры на старте «Востока» Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности. Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние»...

Исторический момент: старт ракеты на Байконуре, 12 апреля 1961 года Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство полёта Германа Титова 6 августа 1961 года , на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов ее называли «пресса космодрома» - представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома.

Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было.

США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания. В начале марта состоялся запуск точной копии корабля «Восток».

Только на борту был не живой астронавт, а манекен. Вместе с Иваном Ивановичем как его в шутку назвали поместили собаку Чернушку. На этот раз всё прошло без эксцессов. Корабль совершил полёт и приземлился, только не там, где было запланировано.

В конце марта был запущен ещё один корабль-спутник. На его борту была собака по кличке Звёздочка. Всё прошло прекрасно, только приземление опять произошло не там, где было рассчитано. Учёные не смогли установить точную причину, по которой корабли перелетают своё расстояние.

Подобный недостаток был признан незначительной погрешностью. Главное, что космонавт уцелеет. Главный конструктор ракетно—космической техники Сергей Павлович Королёв пошёл на этот риск и дал приказ готовить запуск корабля с живым пилотом на борту. Запуск «Востока» с Гагариным на борту был большим риском.

Он взлетел с полигона Тюра—Там, который позднее переименуют в космодром Байконур. Во время взлёта Гагарин произнёс своё историческое: «Поехали! Королёв вдогонку прокричал: «Мы все желаем вам доброго полёта! В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту.

Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость.

Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения.

Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв. В ходе полёта космонавт старался всё время поддерживать связь с Землёй. Сигнал не всегда был устойчивым и Юрий Алексеевич не мог быть полностью уверен, что его слышат.

Вскоре космический корабль «Восток» прошёл область над Гавайскими островами, пересёк Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Гагарин попробовал «космическую» еду, запив её консервированной водой. Позднее космонавт расскажет, что всё было просто отлично. Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос.

Пилот наблюдал Землю, окружающие звёзды, бескрайнее космическое пространство. Он постоянно записывал показания всех приборов. Гагарин надиктовывал их на бортовой магнитофон и дублировал в бортовом журнале. Были и мелкие неприятности.

А еще не забуду, как за праздничным столом Герман со смехом рассказывал о забавном эпизоде, связанном с завершением его легендарного полета. Перед самым приземлением на парашюте Титов открыл забрало шлемофона. Но лишь позднее понял, что делать этого не стоило. Когда космонавт уже коснулся ногами твердой опоры местом посадки оказалось поле , налетел порыв ветра и потянул парашют в сторону. Германа опрокинуло лицом вниз, протащило несколько метров по земле. При этом через открытое забрало шлемофон зачерпнул порцию чернозема. Принимала нашу систему Государственная комиссия. А председателем ее являлся второй космонавт планеты Герман Титов. Но теперь, годы спустя, он был уже генералом, заместителем начальника по опытному конструированию и научным исследованиям Главного управления космических средств.

Для меня круг как бы замкнулся. А затем он многое сделал за свою трудовую жизнь для отечественной космонавтики, став генерал-лейтенантом авиации. В своем тосте благодарил нас за работу по подготовке корабля «Восток—2»… — Почему для первого старта выбрали не Титова, а Гагарина? Якобы, когда Хрущеву передали фотографии и анкетные данные шести летчиков — членов первого отряда космонавтов, готовых к космическому полету, Никита Сергеевич, взяв карточку Титова, взглянул и сразу отложил в сторону: «У первого в истории космонавта должно быть славянское имя! А здесь почему-то Герман…» Впрочем, некоторые ветераны, стоявшие у истоков советской пилотируемой космонавтики, придерживались более комплементарного для Германа Степановича мнения. Замечательный инженер-разработчик космических кораблей, летчик-космонавт СССР Константин Феоктистов привел даже слова самого Гагарина по этому поводу: «Помните, что сказал Гагарин о своем дублере Германе Титове? Может быть, его не послали в первый полет, приберегая для второго, более сложного». Действительно, Гагарин, отправившись в абсолютно непредсказуемый первый космический полет, показал себя великолепно, справился со всеми возникшими трудностями.

К радиоприемникам припала вся страна, к газетным киоскам потянулись очереди, а в центре Москвы собралась ликующая толпа. Наши в космосе!

Выбежал в коридор общежития. Ребята выбегали из комнат и мы, обнявшись, даже танцевали от радости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий