Новости ленин и крупская

Это гражданка Крупская, вдова Ленина.

Ленин заново возвращается в нашу историю

Крестьянка М. Сапрыгина, слова которой мы цитировали ранее, сообщала, что особенно эмоциональных граждан выводили на улицу «санитары в белых халатах». Набожная старушка Никитишна пришла посмотреть на Ленина, потому что «тянула ее к нему какая-то неведомая сила». Видимо, эта же «сила» затем побудила женщину сходить на траурный митинг, который изменил ее жизнь: «Она глотала слова оратора, как голодный глотает хлеб и машинально повторяла за ним: — Всю жизнь, всю силу и кровь до последней капли он отдал за рабочий народ. После митинга Никитишна избавилась от икон, а через неделю подала заявление в ячейку о вступлении в партию Ленина. Говорят, святой человек был Не все были согласны с тем, что Владимира Ильича следует похоронить в Москве. Петроградские рабочие и студенты на траурных собраниях высказывали пожелание, чтобы останки Ленина были погребены в городе на Неве. Некоторые коллективы даже настаивали на этом. Из сообщения о собрании в ДК имени Молотова в Ленинграде: «Здесь рабочие и работницы 25 типографии, Промбюро, 3 литографии. Вечер еще не начался. Тесной кучкой сплотилась небольшая группа.

Говорят об Ильиче. Из опубликованного в том же номере письма работницы Трампарка имени тов. Смирнова: «Беспартийный тов. Тюрин вносит предложение отчислить один день заработка на венок Ильичу.

Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя.

Чтобы поближе и ненавязчиво подобраться к предмету своего интереса, Владимир предпринял тактику общения втроём, и третьей стала подруга Аполлинарии - Надежда Крупская. Именно об этих спутниках мы расскажем в сегодняшнем выпуске. Приятного просмотра!

Позволяет оно и лучше понять многое в нашей истории… И сейчас, в эпоху на время восторжествовавшего антикоммунизма и ленинофобии, все, кому дороги идеалы социализма, празднуют день рождения вождя. А как праздновал свой день рождения сам Владимир Ильич? И праздновал ли вообще?.. Мало кто сейчас знает, что в Российской империи, где родился В. Ленин в 1870 году, дни рождения практически и не отмечали, если только речь не шла о днях рождения титулованных особ, членов царской семьи. День рождения, который остается любимейшим детским праздником в России уже на протяжении 100 лет, — подарок Советской власти, создавшей светский вариант нашей культуры. Россия дореволюционная была религиозным государством, и в обществе и там праздновали не день рождения, а именины или день ангела. Это совсем другой праздник, посвященный не приходу в наш мир данного конкретного человека, а памяти его ангела-хранителя — уже умершего и канонизированного церковью святого, носившего такое же имя. Поэтому именины в царской России обязательно начинались с церковной службы в честь «своего святого», на которой присутствовал именинник, его друзья и родственники. Лишь потом они отправлялись к имениннику домой, где их ждал праздничный стол. Над Владимиром Ильичом обряд крещения совершили 16 апреля по-старому стилю, или 28 апреля — по новому, 1870 года, то есть когда ему было 6 дней от роду. В метрической книге Никольской церкви города Симбирска есть запись: священником Василием Умовым крещен сын коллежского советника Ильи Николаевича Ульянова и его жены Марии Александровны, оба — православного вероисповедания. Имя Владимир было выбрано не случайно — день рождения В. Ленина — 10 апреля по старому стилю, или 22 апреля — по новому в XIX веке григорианский и юлианский календари отличались не на 13, а на 12 дней. В Святцах — это день поминовения святого Вадима, преподобномученика Персидского. Имя Вадим в церкви считается сокращением от имени Владимир. Надо сказать, что Илья Николаевич, отец Владимира Ильича, хоть и был человеком образованным он преподавал естественные науки в гимназии и симпатизировавшим идеям революционных демократов он любил Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и привил эту любовь детям , при этом всю жизнь отличался искренней набожностью. Семья посещала по воскресеньям и по праздникам церковные службы в Богоявленской церкви, которая находилась поблизости от их дома. На Ильин день день ангела Ильи Николаевича приглашали священника на дом. Можно не сомневаться, что в детстве Владимира Ильича в их доме его именины праздновали так же, как и везде в России того времени: утром — церковная служба, вечером — праздничный стол, подарки, детские игры. Но праздновали, вероятно, скромно, потому что родные Ленина, и прежде всего его старшая сестра Анна Ильинична, вспоминали, что любимым праздником в доме Ульяновых было Рождество это от мамы, получившей немецкое воспитание, ведь традиция ставить елку пришла из Германии. Известно, что, даже будучи председателем Совнаркома, Ленин устраивал рождественские елки для детей рабочих и крестьян и сам участвовал в этих праздниках. Вместе с тем Ульянова-Елизарова все же вспоминает, что в дни ангела в семье принято было дарить подарки, и особенно ценились подарки, сделанные своими руками. Некоторые из них сохранились до наших дней и экспонируются в ульяновском Доме-музее Ленина. В 16 лет Владимир Ильич разорвал с религией подобно старшим брату и сестре. Принято считать, что это было связано с лицемерием со стороны одного знакомого семьи — симбирского священника. Илья Николаевич был еще жив он умер рано, в тот самый год 16-летия Владимира Ильича, и с его уходом религиозные традиции семьи окончательно истаяли. Очевидно, что, став атеистом, Ленин от церковного празднования своих именин отказался. Но он никогда не забывал поздравлять с именинами своих родных, и прежде всего маму — Марию Александровну.

Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин

Крупской разрешили отбывать ссылку в Шушенском вместе с Ульяновым, но обязательным условием было их венчание. Ей они платили только за аренду дома и огород — 4 рубля. Хозяйка оставила за собой лишь одну. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали.

Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса. Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением. Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса». Та отвечала Крупской тем же... Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью.

Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений… Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию. Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство. И Арманд активничала в большевистском перевороте, даже участвовала в боях за Кремль. Потом была членом Московского окружного комитета большевистской партии, главой столичного совета народного хозяйства. Говоря современным языком, Ильич поставил любимую присматривать, чтобы все окончательно не разворовали в революционном хаосе… В 1918 году Ленин направил свою фаворитку во Францию с дипломатической целью: попытаться вывезти оттуда тысячи русских солдат так называемого Французского экспедиционного корпуса. Но в Париже все понимали, Инессу арестовали… Это известие привело Ленина в бешенство. Он передал правительству Франции, что если Инессу Арманд немедленно не отпустят, то он расстреляет всех французских дипломатов, а заодно и всех французов, которые найдутся на территории России.

Угроза подействовала, Инессу отпустили.

Она через компьютерные программы, изучив источники, придает цветной оригинальный облик героям на монохромных изображениях. На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя. На нем френч цвета хаки.

После митинга Никитишна избавилась от икон, а через неделю подала заявление в ячейку о вступлении в партию Ленина. Говорят, святой человек был Не все были согласны с тем, что Владимира Ильича следует похоронить в Москве. Петроградские рабочие и студенты на траурных собраниях высказывали пожелание, чтобы останки Ленина были погребены в городе на Неве.

Некоторые коллективы даже настаивали на этом. Из сообщения о собрании в ДК имени Молотова в Ленинграде: «Здесь рабочие и работницы 25 типографии, Промбюро, 3 литографии. Вечер еще не начался.

Тесной кучкой сплотилась небольшая группа. Говорят об Ильиче. Из опубликованного в том же номере письма работницы Трампарка имени тов.

Смирнова: «Беспартийный тов. Тюрин вносит предложение отчислить один день заработка на венок Ильичу. Петроград в город Ленина, — выступает комсомолец Николаев.

Петроград переименовали в Ленинград, но похоронить вождя решили все-таки в Москве. Нина Тумаркин пишет, что Крупская была категорически против этой идеи, о чем свидетельствует призыв Надежды Константиновны «не устраивать дворцов», процитированный нами ранее. Гроб с забальзамированным телом Ленина поместили в деревянный мавзолей — временную гробницу, которая, несмотря на лютые морозы, была построена всего за три дня.

Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?

Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки. Незадолго до очередной, 152-й годовщины со дня рождения Владимира Ленина в Сети появилось цветное изображения лидера мирового пролетариата вместе с супругой Надеждой Крупской. Надежда Крупская была не просто женой и помощницей Ленина, но человеком, от которого многое зависело в большевистской партии. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку.

Годовщина свадьбы Ленина и Крупской

А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.

И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.

Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.

Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».

Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики.

С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.

Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности.

Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.

А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать».

По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров.

Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.

После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.

Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.

Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам.

Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни.

Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять.

Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?

Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки.

Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка.

А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами.

Именно об этих спутниках мы расскажем в сегодняшнем выпуске. Приятного просмотра!

Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни. И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз. Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани.

Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки.

И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке. На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом.

По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть.

Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки. Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране. Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат? Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие. Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений. Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски».

Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое... Всё правильно, одними заклинаниями тут вряд ли что сделаешь. И сразу вспоминается чуть позже поясню почему , как ещё в 1924 году, выступая на XIII съезде РКП б , Крупская убеждала, что социализм невозможен без культурного подъёма деревни. Это не осталось только словами, а стало одной из основ культурной политики и строительства Советского государства. Могу о том свидетельствовать. По долгу службы часто бывал в сельских клубах и домах культуры, библиотеках и краеведческих музеях глубинки. Они были повсюду. И практически всегда там было что-то интересное: где-то выставка самодеятельных художников, где-то концерт сельских музыкантов или спектакль народного театра, где-то встреча писателей с читателями… Так вот, по-моему, о патриотизме можно говорить только тогда, когда человек живёт на земле не только своим огородом, а когда он трудится среди интересных и талантливых земляков, когда чувствует, что он один из них, когда люди объединены сотворчеством на клубной сцене, сопереживанием в зрительном зале, где обычно собирались чуть ли не всей деревней. А уж на праздник или смотр художественной самодеятельности всегда приглашали всю округу.

В таком вот добром общежитии и зарождается атмосфера людского единения в своей любви к Родине, которая от одного села к другому связывает страну, делая её сильнее и богаче. Крупская это понимала. А вот российская буржуазная власть определённо нет. Чем примечательна культурная политика на селе сегодня? Разве что посиделками «на троих» с матерщиной на развалинах тех самых советских клубов и библиотек… Деревня деградирует и вымирает. Отсюда и «патриотизм» соответствующий. Крупской: — Надежда Константиновна была у нас в библиотеке дважды. И не без пользы. В 1920-е годы библиотека делила здание со студенческим общежитием. А после того, как Крупская узнала, что посетителям здесь тесно, потому как библиотека работала в основном читальным залом, она добилась, чтобы Наркомпрос принял решение перевести общежитие в другой дом, а освободившиеся помещения передать библиотеке.

Таким образом, появилась возможность открыть абонемент для детей младшего возраста. В этом как раз и был один из принципов Надежды Константиновны — возрастной подход к работе с читателем.

Называет его либо В. До июля 1923-го шло ухудшение.

Но потом супруга основателя СССР фиксирует непрерывное улучшение, «хоть и очень медленное». Отмечая опасность первого периода, Надежда Константиновна пишет: «Больного было нельзя оставить ни на минуту одного. При нем постоянно была сестра. К нему постоянно входил дежурный врач, были беспрерывные консультации».

Жена лидера партии большевиков указывает, что все сестры были «опытные, внимательные, заботливые». А одна из них, Е. Фомина, выхаживала лидера революции в 1918 году, когда его ранили. Ленин смог сначала сидеть, затем «ходить, опираясь на санитара, а потом и сам, с палочкой».

Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский. Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика.

Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича. Но у Преображенского больное сердце. Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В.

Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима.

Крупская, Надежда Константиновна

Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Полтора века назад, 26 февраля 1869 года, родилась супруга Владимира Ленина — Надежда Крупская.

Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки

Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов Это гражданка Крупская, вдова Ленина.
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина? Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки.

Крупская, Надежда Константиновна

Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой. Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой. Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. Елизавета Васильевна Тистрова-Крупская — мать супруги вождя мирового пролетариата, на протяжении большей части супружеской жизни Лениных жила с ними.

Надежда. Искры будущего

Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Елизавета Васильевна Тистрова-Крупская — мать супруги вождя мирового пролетариата, на протяжении большей части супружеской жизни Лениных жила с ними. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий