Из 69 членов экипажа К-278 "Комсомолец" в живых осталось 27 человек. АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара.
КосмоСториз: ЧТО НЕ ТАК С ЗАТОНУВШЕЙ СОВЕТСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ? (К-278 «Комсомолец»)
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не. В России 7 апреля вспоминают трагическое событие — аварию на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» в 1989 году.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
Вернуться в Архангельск судно планирует к 5 июня. Как рассказал ТАСС руководитель экспедиции Георгий Артемьев, в прошлый раз Росгидромет исследовал место затопления лодки в год трагедии. Мониторинг ситуации, по его словам, ведет норвежская сторона, а российские организации предпринимают периодические экспедиции к месту затопления. Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море в результате пожара.
Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок.
Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду.
Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко.
Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40... Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили.
Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех.
Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил... Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал.
Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха.
Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел. Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев - спокойный город и от родной Винницкой области недалеко.
Получили квартиру, через год у нас родилась двойня - мальчишки. Слеза на причале В конце рабочего дня меня срочно вызвал главный редактор "Комсомолки": "Тебе час на сборы. Машина отвезет в Шереметьево.
К-278 комсомолец модель 3. К-278 атомная подводная лодка 4. АПЛ комсомолец проект 685 плавник Фото: К-278 атомная подводная лодка 6. Экипаж АПЛ комсомолец выжившие 7. Подводные лодки проекта 667а «навага» 8.
К-278 подводная лодка 10. К-278 комсомолец на дне Фото: Экипаж к 278 комсомолец 12. Подводная лодка к-278 комсомолец 13. Подводная лодка к-278 комсомолец 14. Памяти подводников к-278 "комсомолец" 15. Экипаж к 278 комсомолец 16. K278 комсомолец 17. Экипаж к 278 комсомолец 18.
Атомной подводной лодки "комсомолец" 19. Подводная лодка комсомолец тайна гибели 20. Экипаж к 278 комсомолец 21.
Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все. В Советском Союзе за строительством этого корабля следили особенно пристально — за пять лет до его спуска на воду десятки советских НИИ и конструкторских бюро начали разрабатывать оружие сдерживания — подводную лодку, способную уничтожить любой корабль противника на большом расстоянии от морских границ страны. На производство единственной подводной лодки проекта 685 "Плавник", способной долго скрываться на глубине и действовать неожиданно для врага, всей советской промышленности потребовалось почти 20 лет. Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей относительно стальных сплавов массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки в 20—30 раз больше и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям.
Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную даже для современного флота глубину — 1027 метров. Аатом Несмотря на то что К-278 заложили на три года позже спуска головного авианосца "Нимиц", после принятия субмарины в состав флота американские авианосцы из грозного оружия начали постепенно превращаться в дорогую мишень с самолётами в ангарах. Вооружили "Комсомолец" по последнему слову техники — десять крылатых ракет "Гранат" и торпеды "Шквал", способные "прошивать" огромные авианосцы почти насквозь. Возможность применять "Шквал" с глубины и оставаться недосягаемой особенно беспокоила американских военных, поэтому для слежки за К-278 ЦРУ и разведка Пентагона выделили три спутника и два высотных самолёта-разведчика. Применение титана, гребных винтов новой конструкции и мощного реактора с четырьмя парогенераторами позволяло подлодке уходить от любого преследования. После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600—800 метров. После рекордного погружения на 1027 метров лодка начала нести боевую службу на Северном флоте и получила от американцев неофициальное прозвище "Булава" — в честь древнего славянского ударного оружия.
Реквием по «Комсомольцу». Часть 1
Подводная лодка «Комсомолец» 🔥 причины трагедии, тайна гибели | Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. |
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». |
Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец» | Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». |
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец» | 28 февраля 1989 года глубоководная большая атомная торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») вышла в автономное плавание. |
Памяти погибших подводников | 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. |
Несостоявшийся Герой
- Колонка председателя
- «Золотая рыбка»
- 30 лет со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
- Подводная лодка «Комсомолец» 🔥 причины трагедии, тайна гибели
Посетить музей
- Огонь и безысходность. Трагедия на подводной лодке К-278 «Комсомолец»
- Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
- Гибель АПЛ «Комсомолец»
- Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад - Российская газета
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
Экспедиция для исследования атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в акватории Норвежского моря в 1989 году, стартовала из Архангельска. атомная ударная подводная лодка советского военно-морского флота проекта 685 "Плавник" (русский: проект-685 плавник, что означает "плавник", также известная по своему натовскому названию класса "Майк". пожар на борту.
Реквием по «Комсомольцу». Часть 1
На «Комсомольце» проходил службу капитан третьего ранга, командир боевой части связи Александр Васильевич Володин. Александр Володин до последнего обеспечивал связь, уничтожил секретные документы, старался спасти тонущих товарищей. Погиб от переохлаждения. Был «взят морем» — место его последнего упокоения воды мирового океана. Трагедия случилась при выполнении задач боевой службы, когда на глубине 386 метров в нейтральных водах возле острова Медвежий в двух смежных отсеках начался пожар, который разрушил системы цистерн балласта, в результате чего лодка была затоплена водой. Причина возгорания до сих пор точно неизвестна, хотя наиболее вероятной версией считается воспламенение электрического оборудования. Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно.
Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Было ясно, что морская вода способствует коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. Частицы продуктов коррозии плутония могут выйти из АПЛ, в частности — из открытых крышек торпедных аппаратов. Было принято решение подготовиться к исследованию различных вариантов герметизации носового отсека в экспедициях следующего года; 1993 год август Четвертая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "МирР-2" на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты проводили испытания различных вариантов заливки для носовой части в 16 погружениях экспедиции.
Стоимость работ по полной консервации лодки застывающим компаундом оценивалась в 15 млн. Эту работу планировалось провести в следующем — 1994 году. Одной из важных подводных операций, проведенных экипажами "Мир-1" и "Мир-2" была попытка поднять со дна всплывающую спасательную камеру. Сагалевич и "Мир-2" командир - В.
Нищета смогли обеспечить захват и крепление камеры. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см. Камера в этот момент находилась на глубине 190 м. После ее осмотра стало ясно, что устройство с кольцом по-прежнему находится внутри и готово для нового подъема ВСК.
В экспедиции были выполнены задачи первых этапов герметизации носового отсека. Первый этап герметизации заключался в закрытии шести открытых волнорезных щитов торпедных аппаратов и отверстий в носовой части АПЛ. Для этого ЦКБ «Рубин» изготовило 9 титановых заглушек, 6 заглушек меньшего размера и кронштейны-защелки для крепления заглушек, специально сконструированные для этой операции. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для открытых волнорезных щитов.
Эта непростая операция велась в условиях сильного сноса течением, когда аппарат необходимо было удерживать в нескольких сантиметрах от носовой оконечности АПЛ. Затем 6 заглушек установили на кронштейны, 7-я заглушка осталась рядом с лодкой на грунте как запасная. Тремя заглушками-крышками закрыли отверстия в носовой оконечности лодки. Конструкция одной из заглушек торпедных аппаратов предусматривала возможность отбора проб воды из лодки.
Начальник Главного управления по проведению работ на морях и водных акваториях Министерства по ЧС контр-адмирал М. Толоконников заявил по итогам экспедиции: «Специалисты пришли к выводу, что лучше всего не трогать лодку. При подъеме она может разрушиться»; 1995 год лето Шестая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Продолжение работ по герметизации носового отсека.
Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов со светильником и миниатюрной цветной телекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса: носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен. Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные гидравлические станции для заполнения мешков водой.
Говоря о реальных дальностях обнаружения малошумных целей «Плавником», можно привести такую оценки пользователя форума РПФ «Валерич»: И малошумность Акул — это не легенды… Акула до Си Вульфа или Огайо, естественно, не дотягивает.
До Лос-Анжелеса дотягивает, почти: , если бы не некоторые дискретные составляющие. А по приведенному уровню шума к Акулам особенных вопросов нет. ПЛ пр. Барракуда одна из первых обнаруживала нас на 10.
Хотя эти цифры, конечно, применимы только к конкретным условиям. С учетом того, что по обработке ГАК «Плавника» и «Барракуды» близки, разница в дальности обнаружения была обусловлена различным размером основных антенн ГАК. И здесь нет претензий к конструкторам корабля — на момент вступления в строй таких ГПБА просто не было вариант с «большой» ГПБА на «Скате-КС» требовал сложного устройства постановки-выборки и для «Плавника» не годился. Как опытная, она вполне оправдывала затраты на ее создание и обеспечивала как исследование вопросов практического применения больших глубин как с точки зрения обнаружения, так и вопросов скрытности , так и могла быть весьма эффективно применена, например, как АПЛ разведывательно-ударной завесы например, в Норвежском море.
Здесь же стоит отметить и такой, совсем не «несущественный» момент того, что задел 685 проекта, в первую очередь по титану, очень помог специалистам СКБ «Лазурит» по созданию многоцелевых АПЛ проекта 945 «Барракуда». Ветераны «Лазурита» вспоминали, что, воспринимавший «Лазурит» как конкурента, «Малахит», мягко говоря, «не горел желанием» делиться своим «титановым опытом». В этой ситуации большую роль оказала помощь ЦКБ «Рубин» «одно дело делаем» с материалами «Плавника» который шел с опережением к «Барракуде». В строю 18 января 1984 года АПЛ К-278 была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, в которую также входили подводные лодки с титановыми корпусами: проекта 705 и 945.
В августе-октябре 1987 года — вторая боевая служба с основным экипажем. Гибель 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Следует отметить, что глубина 380 метров, в качестве длительной, абсолютно нехарактерна для большинства АПЛ и для многих из них близка к предельной... Около 11 часов в 7-м отсеке возник мощный интенсивный пожар.
АПЛ аварийно, потеряв ход, всплыла. Однако, ввиду ряда грубых ошибок в ведении борьбы за живучесть БЗЖ , через несколько часов затонула. Уроки и задел проекта 685 Состоявшаяся де-факто в течение полтора десятка последних лет техническая революция средств поиска ПЛ заставляет по-новому взглянуть на опыт создания АПЛ проекта 685. В том числе применительно к созданию перспективных АПЛ 5-го поколения то, что представлялось Президенту РФ полтора года назад в Севастополе на выставке вооружений ВМФ под видом якобы «перспективного» проекта «Хаски», очевидно, ни в коей мере не соответствует не только 5-му, но и 4-му поколению АПЛ.
Ключевой вопрос здесь комплексное применение противником неакустических и акустических средств поиска. Уход на большую глубину от «неакустики» приводит к резкому увеличению заметности нашей АПЛ по акустическому полю. Однако увеличение глубин погружения при решении вопросов малошумности в будущем будет одним из ключевых способов ухода от обнаружения неакустическими авиационными и особенно космическими средствами. То есть необходимо резкое увеличение обычных глубин погружения ПЛ от приведения конкретных оценок автор воздерживается, с учетом открытого характера статьи.
История разработки
- Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии
- Боевой атом
- Чтобы лучше спалось
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад
Гибель подлодки Комсомолец.Тайны века---К-278. Остаться в живых. | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Гибель подлодки века---К-278. Остаться в живых. |
Подводная лодка К-278, проект 685, историческая справка :: Русский Подплав :: | 7 апреля 1989 года погиб «Комсомолец» — атомная субмарина К-278. |
Гибель атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" — Казачий Союз "Область Войска Донского" | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". |
Командир забытого экипажа | МОРПОЛИТ | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. |
Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец»
День памяти приурочен к дате гибели атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", погибшей в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара. Предисловие О гибели «Комсомольца» писали все, кто умеет это делать профессионально, и ничего не писали профессионалы, то есть подводники, корабельные инженеры-механики.
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад | Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. |
Командир забытого экипажа | МОРПОЛИТ | Новости Подробности Фото Видео. |
К 278 подводная лодка комсомолец
В 17 часов 8 минут - официальное время гибели подводной лодки "Комсомолец" - корабли и суда приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия. Напомним, АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года.
У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз.
Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых.
Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении. Я считаю, что большая часть, погибших в море, погибли из-за того, что обессиленный организм переложил функции спасения на группу спасателей - мы не учли, что рыбакам от горизонта до нас еще полчаса ходу». Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй.
Подводной лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения до 1500 метров, ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Во втором и третьем отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.
Атомоход опустился на глубину - 1027 метров. При этом на глубине 800 метров «Комсомолец» выпустил учебные торпеды.
Подлодку так и не подняли со дна моря В свой последний поход подлодка ушла 28 февраля 1989 года. Перед этим ее основательно проверили - такое распоряжение пришло после ЧП на другой субмарине. Находившийся там матрос Нодари Бухникашвили погиб мгновенно. Третья боевая смена, в которую я входил, была на центральном посту. Мы попытались связаться с 7-м отсеком.
Оттуда никто не ответил. Дальше пошла уже аварийная тревога, борьба за живучесть корабля. Нужно отдать должное мичману Владимиру Колотилину из 6-ого отсека, который успел доложить, что масло бьет в щиты, после чего он сразу же погиб. Дело в том, что воздух пошел из 7 в 6 отсек, дальше за счет распыл масла, попадания его в электрические щиты, начался объемный пожар. Сразу же после этого были предприняты действия, чтобы всплыть.
Был использован воздух высокого давления. Возгорание пошло в пятом отсеке, в четвертом заискрился насос. Также отравились еще четыре человека. Капитан 3 ранга Анатолий Испенков до последнего был у дизеля, занимаясь энерго-обеспечиванием корабля. Он погиб, оставшись на подлодке.
Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он. Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась. В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар.
В 11:03 прозвучал сигнал тревоги. В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть.