Обращаясь к пастве, епископ Питирим предложил задуматься о том, как будет складываться жизнь после победы в спецоперации.
Форма поиска
- Наш город Ряжск
- Епископ Скопинский опубликовал стихи с предсказанием сроков конца СВО
- Питирим епископ Скопинский и Шацкий
- Вера и жизнь: первая встреча с епископом Скопинским и Шацким Питиримом, знакомство (видео)
- Новости скопинской епархии
епископ Питирим (Творогов)
Русская весна на Донбассе началась 10 лет назад под эгидой сохранения русской речи. И что с этой русской речью случилось? Воины, защищающие русский мир, гибнут с матерной бранью в последние мгновения жизни. Радуются, что подбили вражеский танк, тоже сквернословия. На телевидении мат.
Основываясь на словах святого апостола Павла «быть всем для всех», святые отцы обращали особое внимание на разнообразие пастырских подходов в деле душепопечения. Святитель Иоанн Златоуст писал, что пастырь должен быть важен и не горд, суров и благосклонен, властен и вместе общителен, беспристрастен и услужлив, смиренен и не человекоугоден, строг и милостив [2]. Наиболее подробно о разных способах врачевания душевных недугов рассуждает святитель Григорий Двоеслов в своем «Правиле пастырском» — специальном труде, посвященном проблемам пастырства. Тонким психологом и опытным наставником являет себя святитель Григорий, когда учит, что священнику позволительно иногда снисходить к легчайшим порокам пасомых, чтобы устранить важнейшее: «Часто случается и так, что душа поражается недугом двух пороков, из коих один действует слабее, а другой сильнее. В таком разе благоразумнее подать скорейшую помощь против того порока, который опаснее и быстрее ведет к погибели.
И если спасти душу от близкой смерти нельзя иначе, как усилением противоположного порока, то проповедник в своем поучении, действуя с мудрою рассудительностью, может допустить усиление одного, чтобы спасти от близкой смерти, угрожаемой другим. Поступая таким образом, он не увеличивает болезни, а между тем сохраняет жизнь врачуемого им больного, выжидая удобного времени для совершенного выздоровления. Так, немало видим примеров тому, что многие из нас увлекались невоздержанием пресыщения разными приманками снедей и питья, почти уже готовы бывают всецело предаться влечению одолевающей их страсти; но когда от страха в этой борьбе силятся удержать себя в пределах воздержания, тогда они подвергаются искушению тщеславия. В таковых людях никак не истребится один порок, если не дать перевеса в пище другому, так что один как бы вытесняется и изгоняется другим. Какая же язва должна быть преследуема сильнее, как не та, которая вызывает опасение? Итак, можно допустить иногда, чтобы чрез добродетель воздержания усилилось между тем в человеке превозношение, лишь бы только роскошь не погубила его решительно невоздержанной жизнью… допущением меньшего уничтожает большее, с тем чтобы тот, кто не возрос еще до того совершенства, чтобы уничтожить всё в себе зло, оставался бы пока с меньшим недостатком, лишь бы ему удобнее избавиться от большего порока» Гл. Современный христианин рассудил бы по-другому: лучше я буду есть всё подряд и смиряться при этом и любить всех, чем строго поститься и превозноситься над всеми. Однако святитель Григорий в любви к роскоши видит большую опасность, чем в сопутствующем воздержанию тщеславии. Еще один отец Западной Церкви — блаженный Иероним Стридонский — советует пастырю никогда не наедаться до пресыщения, напротив, забывать иногда об обеде и, по крайней мере, об ужине.
А по поводу употребления вина он прямо говорит: «Помни, Лота победил не Содом, а победило вино» [5]. И, конечно же, во главу угла священнического служения учителя Церкви ставят сострадательную пастырскую любовь. В пособии по пастырскому богословию для кандидатов в священство сказано, что пастырю словесных овец «следует всемерно воспитывать в своем сердце это высочайшее и вечное благо — святую любовь к людям и к горнему миру. Без этого качества он не может быть пастырем. Пастырь без любви что тело без души, цветок без цвета, утро без зари, день без сияющего солнца или, по апостолу, потухшая звезда, блуждающая во мраке ночи см. Если говорить о мерах возгревания пастырской любви, то кратко напомним, что «пастырская любовь усиливается самоотвержением пастыря, ношением скорбей своей паствы, постоянной борьбой со своим самолюбием, пламенной молитвой и неослабным самопонуждением к делам благочестия» [6].
Епископ отметил, что сохранение чистой русской речи — это вопрос национальной безопасности. Он предложил делать замечания матерящимся людям.
Надо делать им замечания, вежливо, с любовью и состраданием. Зараженные сквернословием люди, как прокаженные, распространяют болезнь на всех окружающих. Им надо помочь захотеть избавиться от смертельного душевного недуга, который они даже не осознают», — заключил епископ.
Дело было накануне Преображения, и мы заспорили с двумя отцами на тему: можно или нельзя вкушать сии плоды до церковного благословения, называемого поэтично «Яблочный Спас»?
Почти всегда интернет-баталии сопровождаются руганью. Не стал исключением и этот спор. В ходе его хотя и не родилась истина, но обозначились весьма актуальные проблемы современного пастырства, которые мне и хотелось бы обсудить. Один особо «любвеобильный» батюшка, кстати, сам находящийся под запретом в служении, обвинил меня в мизантропии.
Мне он объяснил, что тот, кто сзади стада, с кнутом, — пастух; тот, кто впереди со свирелью, — пастер так у автора — имеется в виду, наверное, пастырь или же пастор. Вы, видимо, обычный пастух, не умеющий любить ни детей, ни паству, вот и ищите оправдания садистским наклонностям, которые в Вас имеются». Такой вот получился разговор в сетях — все остались при своем мнении. Но что меня зацепило в нем?
Конечно, не оскорбления — с этим я, став архиереем, сталкиваюсь каждый день. Возмутила меня навязчивая «Любовь». Если бы можно было первую букву в этом слове сделать еще больше, то, следуя пафосу проповедника, надо было бы набрать его сотым кеглем. Любовь без правил — вот, на мой взгляд, точное определение этого явления.
Табу, незыблемо стоявшие на пути человечества, армия Любви уверенно перешагивает на ходулях этой самой вознесшейся до небес «Л». Логический апофеоз западноевропейского гуманизма. Но с ними всё понятно: общество потребления, эвдемоническая культура, эпикурейский, дионисийский, сибаритский и… любители обзываться пусть сами придумают, какой еще синдром. Но у нас-то, в самой, казалось бы, консервативной среде — среди батюшек православных — как из-под рясы выросли эти самые ходули?
И вот эта утопия на наших глазах стала реальностью не только в светском западном обществе, но и в западных, в первую очередь протестантских, церквах и пустила метастазы по всему миру. Не стала исключением и часть нашей Православной Восточной Церкви. Весьма показателен пример, который привел в пылу спора один из отцов: пастух следует сзади стада с кнутом, а пастырь впереди со свирелью.
епископ Питирим (Творогов)
В школе среди учителей и учеников тоже мат. В детском саду совсем недетский матерный лепет, неосмысленный, но уже транслируемый», — написал он. Епископ отметил, что сохранение чистой русской речи — это вопрос национальной безопасности. Он предложил делать замечания матерящимся людям. Надо делать им замечания, вежливо, с любовью и состраданием.
Как вы больше привыкли молиться, как вам больше нравится — так и молитесь. Можно читать акафист, можно читать канон Божией Матери, можно просто читать 90-й псалом, можно Иисусову молитву, когда вы, например, в дороге и у вас с собой ничего нет.
Главное: приобрести мирный дух. Как вы этого достигаете? Можно пойти на службу. Нас очень огорчает, что сейчас пошла такая тенденция: люди перестали ходить на вечерние службы. А вот там как раз вы успокоитесь. Потому что литургия — это одно устремление к Богу.
Я говорю, что не нужно на литургии поминать вслух, читать записки о здравии и упокоении, особенно когда выходят несколько священников и, перебивая друг друга, начинают долго-долго читать вслух эти записки. Это нарушает строй литургии. Записки, которые мы подаем на литургии, поминаются на проскомидии, вынимается частичка и потом погружается в Чашу со словами: «Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся Честною Твоею Кровью, молитвами святых Твоих». А литургия — это один молитвенный вопль к Богу — вопль благодарения, славословия Бога. Молитва на литургии очень возвышенна, к ней мы должны подготовиться как раз вечерней службой. Вот там вся содержательная часть богослужения, поэтому пропускать вечернюю службу нельзя.
Сколько я про это говорю: на вечерней службе мы одеваемся в брачные одежды, чтобы явиться на пир Христов... И как раз, когда мы не были на вечерней службе, когда мы не оделись, не облачились в эти брачные одежды, мы уподобляемся евангельскому человеку, который явился на брачный пир в небрачной одежде. Что с ним произошло? Было сказано, что его связали и выбросили туда, где будет плач и скрежет зубовный. Это очень опасно. На вечерней службе молитесь, слушайте песнопения прекрасные, славословия.
И там вы как раз успокоитесь. В церкви многие успокаиваются. Сейчас многие тревожатся по поводу военной спецоперации. Здесь тоже надо уповать на Бога, нужно делать добрые дела. Открывается возможность творить добрые дела, помогать беженцам, помогать обездоленным их сейчас очень много , делать сборы. Нужно себя реализовывать.
А если мы запремся у себя в доме или в квартире и предадимся унынию, печали и бездействию, тогда нам ничего не поможет. Здесь нужно действовать. Всегда из уныния, из депрессии человек выходит каким-то действием, работой, активностью. Как хотите: хотите — молитесь, хотите — идите на службу или деятельно помогайте ближнему своему. Господь через пророка Давида говорит: всяк человек ложь. Естественно, истина.
Потом говорит: не надейтесь на царя, на князей… И так далее. Я хочу спросить по поводу медицины. Кровоточивую Господь исцелил в одно мгновение. Если я буду только Господа просить об исцелении телесном, душевном, права я или нет? Я нигде у отцов не найду этого объяснения». Мы не должны отвергать медицину ни в коем случае.
И обязательно должны молиться. Одно другому не мешает. Поэтому и молитесь, и обязательно прибегайте к помощи врачебной. И всегда так было. Ведь у нас же есть святые врачи, очень много святых врачей. Это и великомученик Пантелеимон, апостол Лука тоже был врачом.
Много врачей, много целителей. Косма и Дамиан. Много у нас в Церкви врачей. Поэтому нельзя это отвергать. А вот если мы будем отвергать врачебную помощь и надеяться только на Бога — так мы искушаем Бога. Здесь уже мы согрешаем, потому что мы как бы дерзаем.
Мы же должны сначала от людей помощь принимать. Это о том, о чем говорил святитель Иоанн Златоуст, о диаконисе Олимпиаде. Она была ему очень преданным духовным чадом, была очень богатая и свое состояние расточила на помощь бедным, она помогала целым Патриархатам, помогала огромному количеству людей и даже обнищала. И когда Иоанна Златоуста гнали, она впала в страшное уныние, такая была жуткая несправедливость... Она была очень благородной, и святитель Иоанн тоже был благородной души. Два благородных существа, которых связывала очень высокая духовная дружба...
И вот Олимпиада впала в уныние. Есть знаменитые письма Иоанна Златоуста к Олимпиаде. Обязательно найдите их и почитайте, они есть в Интернете. Как он утешает ее, как нахваливает... Человека можно хвалить только тогда, когда он впал в уныние. Обычно мы считаем, что когда хвалим человека, то приносим ему духовный вред.
А вот когда человек в унынии, то можно похвалить. Иоанн Златоуст говорит Олимпиаде: «Хватит гоняться за тенями. А именно такая помощь человеческая. Надейся только на Бога. А Бог помогает в самый последний момент, когда уже надежды на людей не осталось». Вот в каком смысле мы не должны надеяться «на князи, на сыны человеческия».
В то же время мы людей тоже не отвергаем. Сначала Господь дает людям оказать нам помощь. Если люди нам ее не оказывают, то в последний момент приходит на помощь Сам Господь. Вот этого последнего момента надо обязательно дождаться. Как в современном обществе стать епископу ближе к своей пастве? Мы знаем, что архиереев не так много.
Можно же, когда у тебя и маленькая паства, как у меня в Душанбе, запереться у себя, раздуться в своем величии и ни с кем не общаться. Можно, когда у тебя и огромная паства, быть доступным. Я говорил сейчас про вечернее богослужение. Когда вечернее богослужение заканчивается, у меня стоит десять человек, каждый из них может подойти и со мной пообщаться свободно, времени много, я никогда никуда не тороплюсь. После литургии уже, конечно, нет: стоит уже полный храм, там только успеваешь благословить. Ходите, люди, на вечернее богослужение, там вы можете как раз с епископом, когда он уходит, пообщаться и поговорить.
Можно записаться к епископу на прием. Это бывает правда не так просто, потому что епископ часто занят какими-то своими административными или другими послушаниями. А лучше всего участвовать в каких-то епархиальных проектах, вот тогда вы будете с епископом постоянно. То есть это будут миссионерские, социальные проекты — опять же проявлять такую активную позицию свою. И тогда вы будете все время общаться с епископом, может, даже станете его духовным чадом. А если ничего не делать, в церковь просто заходить и уходить, то, конечно, у вас очень мало шансов пообщаться с епископом.
Знаете, как часто бывает: кто хочет общаться с епископом очень настойчиво? Люди психически нездоровые. Я даже боялся объявлять время приема, потому что придет один ненормальный, второй ненормальный... Я стал бояться, потому что столько тебе наговорят, что потом голова переполнена. У меня это было в Душанбе даже не с нашей паствой. Ко мне приходили студенты исламского университета доказать истинность ислама и неправильность христианства.
Я с ними общался три часа. Причем я им говорю, а они мои аргументы не слушают, просто замыкаются, слушать не хотят. Наши люди тоже часто приходят. Тут надо смотреть. Кто-то из духовников Троице-Сергиевой лавры говорил, что на любой духовный вопрос можно ответить за пять минут. И вот эти длинные беседы, когда даже духовник бывает неопытный, его только рукоположили, заливается соловьем, на исповеди у него очередь стоит, а он дорвался до паствы — это хорошо, такое рвение.
Но когда ты помолишься, достаточно пяти минут на любой вопрос ответить. А у нас часто бывает так, что особенно женщины одинокие привязываются и начинают все свои недоумения высказывать, им хочется просто поговорить. Или пожилые люди — им тоже не хватает внимания. Тоже надо со вниманием к этому относиться, особенно к пожилым людям. Но тут нужно иногда уметь сказать «нет», как-то ограничить их. Чтобы в случае с пожилыми не обидеть их, а с молодыми женщинами надо иногда и резко сказать, чтобы у них это не переходило какую-то грань, — здесь тоже есть такая опасность.
Вопросов много, когда общаешься и на духовную тему. Часто спрашивают, как я стал верующим, всегда ли я был верующим, где я жил. Личные вопросы всех интересуют. У меня один мальчик спрашивал: «Как Иисусову молитву читать?
Он отметил, что на неё пришли в большинстве своём женщины, среди прихожан был лишь один мужчина. Священнослужитель сообщил, что недавно вернулся из зоны СВО, где встречался и общался с военнослужащими. Те рассказали ему о своих снах, которые епископ назвал притчами.
Епископ Скопинский Питирим провел беседу с обучающимися 4 курса 21. В рамках предмета студенты встречаются с приглашенными иереем Максимом Янышевским священнослужителями.
Владыка Питирим поделился воспоминаниями о времени, проведенном по долгу служения в Таджикистане. По его словам, одной из главных трудностей того периода стала постоянная нехватка кадров.
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим побывал в зоне СВО
- Епископ Скопинский Питирим посетил в больнице пострадавших в ДТП пассажиров автобуса
- Питирим Творогов
- Вот вам немножко православного сатанизма. Епископ Питирим (Творогов):…: kondratio — LiveJournal
- Мы в соцсетях:
- «Не пытайтесь описывать свет, будучи сынами тьмы»
- Анна Рослякова
Питирим епископ Скопинский и Шацкий
24 мая 2021 года епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) и игумения Вера (Ровчан), настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии посетили Тамбовскую митрополию. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) в выступлении на телеканале «Спас» назвал слова Уминского «одним из метастазов страшной болезни либерализма, которая проникла в нашу Церковь и погубит нашу родину», писал RTVI. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим ТвороговХристос Воскрес!Для тех, кто любит Его навек,Кто верит, что Он – Богочеловек,Кто знает, что Он – пришедший с Небес,Христос Воскрес!Для тех, кто верит в богов иных,Свирепых, блудных, смешных, хмельных,Чей ум во м.
Питирим епископ Скопинский и Шацкий
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) опубликовал пост в tg-канале с вопросом к подписчикам: Что бы вы хотели вернуть из царского и советского времени в наше? «Сегодня епископ Питирим посетил в больнице пострадавших в ДТП под Скопином. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим Творогов. 24 мая 2021 года епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) и игумения Вера (Ровчан), настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии посетили Тамбовскую митрополию.
Чужие лавры покоя не дают: для чего Киев разжигает религиозный конфликт
После этого рязанский священнослужитель выступил с проповедью, рассуждая о вероятных последствиях победы над Украиной и о том, как жить после неё. По словам Питирима «враги, которые втянули Россию в СВО, никуда не денутся, их мы не уничтожим, у нас и сил таких нет, они будут против нас плести козни». По мнению священника, появятся андроиды с искусственным интеллектом и «с внедрённым туда злым бесовским духом».
Принимал активное участие в работе миссионерского отдела МДА. Выступал с докладами на Рождественских чтениях и на Всемирном русском народном соборе. Участвовал в организации студенческих конференций в рамках проекта издательского совета Русской православной церкви по изданию полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Чин наречения возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл [7]. В 2017 году он так описал своё служение в Таджикистане: «Самая большая наша нужда — это кадры. У нас нет регента даже архиерейского хора, не говоря уже про все остальные. Никто в Таджикистан ехать не хочет. Прошли времена энтузиастов-бессребреников.
Посулами о великой награде в Царстве Небесном современного человека на подвиг служения Богу не призовёшь.
В роли наказывающего родителя в данном случае выступает Бог, говорит епископ, а наказывает то дитя, которое Он любит, и которое не слушается. И в личной, и в общественной жизни важно понимать волю Божию. А что стало с Украиной тридцать лет назад, когда она получила независимость? В основу идеологии нового государства «была положена ненависть к России». Это фактически напоминание владыки о том, что идеологическую основу «проекта Украина-1991», как мы уже давно говорим, сформировала русская ересь украинства, то есть каинов комплекс ревности о брате, зависть к России. Владыка приводит исторический пример, говорит, что Русское государство это уже проходило: сразу после смерти равноапостольного князя Владимира его дети устроили междоусобную брань, «игрались»; и тоже было наказание, «плётка» в виде ордынского ига, а друг друга они уничтожали так же, как сейчас русские и украинцы друг друга уничтожают.
Конец был положен, да и то не сразу, после Куликовской битвы, которая объединила наши русские княжества, к союзу даже примкнул Олег Рязанский, хотя и не участвовал в Куликовской битве. Очень большим трудом далось нам это единение нас, русских, — это есть в характере нашем под русскими я подразумеваю также украинцев и белорусов; мы все — один народ, мы вышли из одной Крещенской купели ». Мы когда начинаем смотреть на факты, то в ужас приходим. Хотя и знали эти тридцать лет, что там делалось. Как переписывалась история, как в учебниках культивировалась ненависть к России и русским, сейчас стало известно, что там размещались военные биологические лаборатории». В Евросоюз. А «современный Евросоюз — это древние Содом и Гоморра, и они этого уже не скрывают, — он защищает грех.
Современный Евросоюз и США, весь этот коллективный Запад — это прелюбодеище, которого Отец Небесный не любит, поэтому и не наказывает, поэтому эти страны живут так благополучно. Господь наказывает детей Своих для их исправления, чтобы дальше они жили здраво, чтобы их духовное устроение было здравым. А кого не наказывает, тот умирает второй смертью — смертью духовной. Это самое страшное, что может быть. И все равно эти страны в конце будут наказаны так, что будущего у них не будет: ни у США, ни у коллективного Запада; у них одно будущее — царство Антихриста. Это всё описано в Апокалипсисе… США — это вавилонская блудница можно и так трактовать этот апокалиптический образ , с которой блудят и торгуют все купцы мира сего, которая упивается кровью святых, то есть христиан». Сейчас на Украине уничтожаются христиане и с той, и с другой стороны, — обращает свое и наше внимание проповедник.
Что мы один народ, и ненавидеть украинцам надо не «плетку», не россиян, а настоящего врага, который устроил эту бойню. И когда все поймут, кто настоящий враг, тогда война кончится — объединением русского, украинского и белорусского народов в один народ. Оно не в будущем, оно уже есть в настоящем, оно показывает свои клыки и ликует. Соединенные Штаты потирают руки от этого конфликта, им всё удается. Они — выгодоприобретатели. Из всего.
В заключение визита высокие гости посетили Тамбовскую духовную семинарию, где им были продемонстрированы учебные аудитории, конференц-зал и актовый зал, оснащенные современным мультимедийным интерактивным оборудованием, позволяющим осуществлять прямые трансляции и поддерживать онлайн- и офлайн-конференции, а также библиотека, епархиальное древлехранилище, трапезная, рекреационная зона и тренажерный зал. На протяжении всего визита епископа Питирима и игумению Веру сопровождал митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Навигация по записям.
Форма поиска
- События 2023 года
- Форма поиска
- Мы в соцсетях:
- Читайте также:
Письмо патриарху в поддержку прот. Алексия Уминского подписали более 2,7 тыс. человек
В 2011-м в тексте «Немолчащая Церковь» предложил Церкви заступаться за людей перед государством и задавать неудобные вопросы. В 2017 году записал видеообращение в защиту председателя карельского отделения «Мемориала» центр внесен Минюстом в реестр иностранных агентов, ликвидирован судом , историка Юрия Дмитриева, а в 2019-м подписал открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу» и приходил в суды поддержать обвиняемых. В 2020 году протоиерей выступал за смягчение приговора фигурантам дела «Нового величия». В 2021-м Уминский призывал власти «проявить христианское милосердие и допустить врача» к оппозиционеру Алексею Навальному, который тогда объявил голодовку. В открытом письме говорится, что протоиерей создал «большую, живую и деятельную» общину при храме Святой Троицы. По словам подписантов, указ о запрете Уминского в служении — это «большая трагедия для многих верующих, для пациентов детского хосписа, для сотен заключенных и тысяч бездомных людей». Мы надеемся, что это решение будет пересмотрено ради душевного равновесия верующих людей», — говорится в обращении к патриарху.
Каменки возглавил Епископ Скопинский и Шацкий Питирим. Его Преосвященству сослужили клирики Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря.
То есть это будут миссионерские, социальные проекты — опять же проявлять такую активную позицию свою. И тогда вы будете все время общаться с епископом, может, даже станете его духовным чадом.
А если ничего не делать, в церковь просто заходить и уходить, то, конечно, у вас очень мало шансов пообщаться с епископом. Знаете, как часто бывает: кто хочет общаться с епископом очень настойчиво? Люди психически нездоровые. Я даже боялся объявлять время приема, потому что придет один ненормальный, второй ненормальный... Я стал бояться, потому что столько тебе наговорят, что потом голова переполнена. У меня это было в Душанбе даже не с нашей паствой. Ко мне приходили студенты исламского университета доказать истинность ислама и неправильность христианства. Я с ними общался три часа. Причем я им говорю, а они мои аргументы не слушают, просто замыкаются, слушать не хотят. Наши люди тоже часто приходят.
Тут надо смотреть. Кто-то из духовников Троице-Сергиевой лавры говорил, что на любой духовный вопрос можно ответить за пять минут. И вот эти длинные беседы, когда даже духовник бывает неопытный, его только рукоположили, заливается соловьем, на исповеди у него очередь стоит, а он дорвался до паствы — это хорошо, такое рвение. Но когда ты помолишься, достаточно пяти минут на любой вопрос ответить. А у нас часто бывает так, что особенно женщины одинокие привязываются и начинают все свои недоумения высказывать, им хочется просто поговорить. Или пожилые люди — им тоже не хватает внимания. Тоже надо со вниманием к этому относиться, особенно к пожилым людям. Но тут нужно иногда уметь сказать «нет», как-то ограничить их. Чтобы в случае с пожилыми не обидеть их, а с молодыми женщинами надо иногда и резко сказать, чтобы у них это не переходило какую-то грань, — здесь тоже есть такая опасность. Вопросов много, когда общаешься и на духовную тему.
Часто спрашивают, как я стал верующим, всегда ли я был верующим, где я жил. Личные вопросы всех интересуют. У меня один мальчик спрашивал: «Как Иисусову молитву читать? На кого из них Вы хотели бы быть похожим? Я не просто так оказался в Скопинской епархии, потому что мощи святителя Феофана в Вышенском монастыре, который находится в Скопинской епархии. Моя кандидатская диссертация тоже была по святителю Феофану, по его проповедническому наследию. И, конечно, когда я достаточно хорошо изучил его как личность, его жизнь, я понимаю, что очень много в чертах характера у нас схожего. Мне очень нравится совершенно противоположный архиерей святитель Филарет Московский, а также святитель Иннокентий Херсонский. Знаете, у меня такая всеядность не только по отношению к епископам, но и по отношению к писателям и поэтам, русским классикам. Я люблю всех.
Меня спрашивают: «Толстой или Достоевский? Единственное, что я могу сказать: сначала Толстой, потом Достоевский, хронологически. Сначала Толстой, а Достоевский — ты должен как-то подрасти до него. Но всех люблю читать. Так же и святители: у каждого свое. Интересно найти, чем этот святой прославил Бога, потому что у каждого есть индивидуальность, как у всех нас. И нам тоже важно каждому определить: чем мы можем прославить Бога. Каждому человеку, мирянину, даже самому последнему грешнику. Вот смотрите — Мария Египетская. Чем она прославила Бога?
Тем, что она свою греховную жизнь обратила в величайший подвиг. А кто у нас отнимает в наше время такую возможность? Сколько у нас сейчас блудниц, сколько наркоманов? Пожалуйста, используй свой греховный опыт как удобрение и бери на себя добродетели противоположные и становись подобной Марии Египетской, становись подвижником, обращай это все во славу Божию. И это зло, великое зло, которое ты совершил в своей жизни, может претвориться в величайшее добро; и ты сам поможешь таким же людям, которые одержимы такими же страстями. Я, например, никогда не употреблял наркотиков, хоть и окормляю реабилитационный центр «Трезвое дело» в нашей епархии, езжу туда, люблю туда ездить, потому что там настоящие люди, им нужна помощь. Я люблю людей, которые борются с грехом, которые прямо битву ведут, мне очень интересно с ними общаться. Я вижу, как они борются, как это им помогает. Здесь настоящая жизнь, здесь дыхание Духа, ты это чувствуешь. С такими людьми мне интереснее бывает иногда.
Даже интереснее, чем в Московской духовной академии со студентами было… А тут идет такая битва за душу! И когда ты можешь помочь словом, делом — вот это действительно настоящее архипастырское в том числе служение. Вопрос от Ирины: «Что такое младостарчество? Как не попасть в сети младостарцев? Это сразу видно. Когда человек не имеет духовного опыта и выдает себя за какого-то великого — за прозорливца, молитвенника, у которого нет смирения. Причем он внешне может быть очень смиренным на словах, но все это проявляется, когда ему скажешь резкое слово, покритикуешь, сразу его смирение куда-то денется: где любовь, где чего? Только один вопросик неудобный задай, и сразу смирения никакого нет. И попадают обычно к младостарцам те люди, которые ищут себе в духовники старца: «Я не могу к простому священнику ходить, мне нужен старец». Когда такое стремление есть, во-первых, у нас старцев-то уже не осталось, потому что в современном мире непосильный груз для старца… На моей памяти, что в Троице-Сергиевой лавре творилось у отца Наума в его приемной, какие толпы там собирались...
Они бы несли этот груз, если бы их слушались. Ведь никто их не слушается. Сидят, отнимают у старца время, здоровье и силы. Он скажет то, что нужно делать, а люди не делают. Пойдут к одному старцу, к другому старцу, «спрошу у этого батюшки, потом спрошу у этого батюшки». Даже иногда бывает, что у батюшки спрашивают, а потом идут к старцу, им не нравится, что говорят батюшки на приходе. Потом старец им говорит то, что они хотят. А почему? Старец-то вроде духоносный. А потому, что Господь ведет старца в безумие именно по твоему неправильному поведению, ты неправильно делаешь.
Ты можешь задать свой вопрос любому священнику, каноническому священнику, помолившись: «Господи, вразуми меня, как спросить, а батюшку — как мне ответить». Обязательно помолиться. И тогда по твоей молитве тебе и батюшка ответит, не надо никаких старцев. Господь открывает тебе. Все очень просто у нас. Но почему-то мало тех, кто хочет это исполнять. Может еще архиерей снять. Бывает, такое накладывают: отлучить от Причастия на 25 лет и так далее. Конечно, священник, который наложил епитимью, и должен ее снимать, но когда епитимья неподъемная, когда у человека какие-то сомнения, он может пойти к правящему архиерею, но архиерей еще может отругать этого священника, который наложил слишком жесткую епитимью. Сейчас люди слабые, на них нельзя накладывать такие епитимьи, которые были во времена святителя Василия Великого.
Сейчас нужно к людям относиться все милосерднее и милосерднее, все снисходительнее и снисходительнее, «нисходя к немощам людским». В мирской жизни это практически невозможно. У кого чистая молитва была? У пустынников, затворников. Они ни о чем не думали: куда им завтра пойти, какие проблемы на работе, что нужно приготовить, что купить, как им детей отвезти туда или сюда. Когда у тебя много житейских забот — это все молитве мешает. Даже молитвенникам — делателям Иисусовой молитвы. У меня был духовник отец Гавриил, он кавказский пустынник, у него была умно-сердечная молитва там, когда он жил в своей пустыне в горах Кавказа, но когда он приходил окормлять нас, своих духовных чад, он признавался: «Я сразу теряю молитву у вас». Поэтому здесь это неизбежно, но это не значит, что мы должны опустить руки и не молиться, нет. У каждого есть опыт, когда мы просто молимся, у нас бывают посещения благодатные.
Но нельзя ни в коем случае пытаться их искусственно вызывать. Здесь есть большая опасность впасть в прелесть. Мы просто должны исполнять свое молитвенное правило добросовестно. Сейчас многие говорят, даже монахи: «Зачем я буду читать три канона и акафист, правило ко Причастию или вечерние молитвы, если все получается у меня наспех, невнимательно? Укоришь себя потом, что невнимательно, но ты дощечку поставил, уже враг через нее не пройдет. А если ты не будешь читать, то у тебя никакой защиты не будет, никакого забора не будет. Враг пришел и тебя разорил, тебя победил. Молиться надо. А уж умиление, слезы даже — это все зависит от Духа Святого. И что такое настоящая любовь?
Какая тут любовь нужна? Любить Бога? Любить ближнего? Любить жену? Любить детей? Первая ступень, первый этап: нужно сначала научиться терпеть.
Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы. В течение шести лет в Покровском академическом храме, а также нес послушание в приходском храме, приписанном к Покровскому Хотькову женскому монастырю в д. Каменки Сергиево-Посадского р-на Московской обл. В 2007 г. С 2005 г. С 2008 г. С 2011 г.
Рязанский епископ высказался о скором появлении инопланетян с бесовским духом
Мы же, русские, умеем любить других. Этим мы и сильны. Не надо поддаваться на провокации!
А что стало с Украиной тридцать лет назад, когда она получила независимость? В основу идеологии нового государства «была положена ненависть к России». Это фактически напоминание владыки о том, что идеологическую основу «проекта Украина-1991», как мы уже давно говорим, сформировала русская ересь украинства, то есть каинов комплекс ревности о брате, зависть к России. Владыка приводит исторический пример, говорит, что Русское государство это уже проходило: сразу после смерти равноапостольного князя Владимира его дети устроили междоусобную брань, «игрались»; и тоже было наказание, «плётка» в виде ордынского ига, а друг друга они уничтожали так же, как сейчас русские и украинцы друг друга уничтожают. Конец был положен, да и то не сразу, после Куликовской битвы, которая объединила наши русские княжества, к союзу даже примкнул Олег Рязанский, хотя и не участвовал в Куликовской битве.
Очень большим трудом далось нам это единение нас, русских, — это есть в характере нашем под русскими я подразумеваю также украинцев и белорусов; мы все — один народ, мы вышли из одной Крещенской купели ». Мы когда начинаем смотреть на факты, то в ужас приходим. Хотя и знали эти тридцать лет, что там делалось. Как переписывалась история, как в учебниках культивировалась ненависть к России и русским, сейчас стало известно, что там размещались военные биологические лаборатории». В Евросоюз. А «современный Евросоюз — это древние Содом и Гоморра, и они этого уже не скрывают, — он защищает грех. Современный Евросоюз и США, весь этот коллективный Запад — это прелюбодеище, которого Отец Небесный не любит, поэтому и не наказывает, поэтому эти страны живут так благополучно.
Господь наказывает детей Своих для их исправления, чтобы дальше они жили здраво, чтобы их духовное устроение было здравым. А кого не наказывает, тот умирает второй смертью — смертью духовной. Это самое страшное, что может быть. И все равно эти страны в конце будут наказаны так, что будущего у них не будет: ни у США, ни у коллективного Запада; у них одно будущее — царство Антихриста. Это всё описано в Апокалипсисе… США — это вавилонская блудница можно и так трактовать этот апокалиптический образ , с которой блудят и торгуют все купцы мира сего, которая упивается кровью святых, то есть христиан». Сейчас на Украине уничтожаются христиане и с той, и с другой стороны, — обращает свое и наше внимание проповедник. Что мы один народ, и ненавидеть украинцам надо не «плетку», не россиян, а настоящего врага, который устроил эту бойню.
И когда все поймут, кто настоящий враг, тогда война кончится — объединением русского, украинского и белорусского народов в один народ. Оно не в будущем, оно уже есть в настоящем, оно показывает свои клыки и ликует. Соединенные Штаты потирают руки от этого конфликта, им всё удается. Они — выгодоприобретатели. Из всего. На протяжении двух столетий... А развратная старуха Европа тоже сейчас страдает, тоже ей достанется.
Слова владыки настолько значительны и сущностны, что власти Украины ввели против него санкции. Владыка пишет на своей странице ВКонтакте: «Сегодня служил Преждеосвященную литургию в Никольском храме г. Ряжска, где настоятель иерм. Антоний — выходец с Украины. Он потерял душевный покой и страшно мучается от того, что происходит на его родине. Прихожане его очень любят и переживают за его духовное состояние. Передо мной стояла задача успокоить батюшку, объяснив ему духовные причины катастрофы. На службе присутствовал брат о.
Антония, прибывший с Западной Украины. Он, собственно, и накрутил батюшку. В начале моей проповеди этот брат смотрел на меня с ненавистью, но потом обмяк, даже внешне умягчился. Дай Бог, чтобы сердца всех ненавидящих сейчас со временем умягчились! Какая эта война — справедливая или несправедливая? Это война особенная. И действительно, так может показаться со стороны». И вот сейчас Господь, любя Украину, наказывает ее.
И глупые дети гневаются на ремень». В роли наказывающего родителя в данном случае выступает Бог, говорит епископ, а наказывает то дитя, которое Он любит, и которое не слушается. И в личной, и в общественной жизни важно понимать волю Божию. А что стало с Украиной тридцать лет назад, когда она получила независимость? В основу идеологии нового государства «была положена ненависть к России». Это фактически напоминание владыки о том, что идеологическую основу «проекта Украина-1991», как мы уже давно говорим, сформировала русская ересь украинства, то есть каинов комплекс ревности о брате, зависть к России. Владыка приводит исторический пример, говорит, что Русское государство это уже проходило: сразу после смерти равноапостольного князя Владимира его дети устроили междоусобную брань, «игрались»; и тоже было наказание, «плётка» в виде ордынского ига, а друг друга они уничтожали так же, как сейчас русские и украинцы друг друга уничтожают. Конец был положен, да и то не сразу, после Куликовской битвы, которая объединила наши русские княжества, к союзу даже примкнул Олег Рязанский, хотя и не участвовал в Куликовской битве.
Очень большим трудом далось нам это единение нас, русских, — это есть в характере нашем под русскими я подразумеваю также украинцев и белорусов; мы все — один народ, мы вышли из одной Крещенской купели ». Мы когда начинаем смотреть на факты, то в ужас приходим.
Это ли не безумие?!
Я считаю, что мы должны, засучив рукава, начать активно работать по укреплению добрососедских отношений с нашими соседями по всему периметру границ. Не выгонять мирных мигрантов из страны, а навести строгий порядок в коррумпированных миграционных структурах РФ, посадив на долгий срок руководителей, а не только простых преподавателей русского языка, выдававших сертификаты не владеющим русским языком. Если мы сейчас выгоним огромное количество минрантов, то создадим вокруг себя такую полосу отчуждения озлобленных соседей, что достаточно будет малой искры, чтобы эта пороховая бочка взорвалась.
Мы готовы к такому развитию событий? Думаю, что нет.
Епископ Скопинский и Шацкий призвал рязанцев молиться об участниках СВО
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) в выступлении на телеканале «Спас» назвал слова Уминского «одним из метастазов страшной болезни либерализма, которая проникла в нашу Церковь и погубит нашу родину», обратил внимание RTVI. Заметки епископа Питирима (Творогова) о русской глубинке, где совершались и совершаются настоящие чудеса. Статья автора ««Рязанские новости»» в Дзене: Епископ Скопинский и Шацкий Питирим, управляющий Скопинской Епархией поздравил всех с Рождеством и предложил вернуть практики из царской и советской. Новости Скопинской епархии РПЦ официальный сайт.