О плюсах и минусах самозанятости, о масштабных пробелах в законодательстве и о том, какие проблемы из-за этого возникают на практике, – рассказала юрист Светлана Костякова. Рассказываем об особенностях статуса самозанятого и о том, какие плюсы и минусы ждут гражданина, который решит стать плательщиком НПД в 2024 году. Смотрите в таблице все плюсы и минусы применения налога на самозанятых в 2024 году.
Какие налоги придется оплачивать?
- Все, что нужно знать о самозанятости
- Перечисления самозанятых в пенсионный фонд
- Плюсы и минусы самозанятых в 2024 году: стоит ли оформлять самозанятость, отличия от ИП
- Кто может стать самозанятым?
- Налог для самозанятых: плюсы и минусы | ФНС России | 03 Республика Бурятия
- Содержание
Налог для самозанятых: плюсы и минусы
В законе действительно нет термина "самозанятые", это понятие складывается из ряда условий, которым должен отвечать человек: "Какой классный чек! А будет еще? Подробнее о нем и других деталях режима читайте в материале ТАСС. Такой забавной, по мнению самой Вероники Чурсиной, фразой отреагировал один из ее клиентов на платежный документ. Еще, по ее словам, заказчики среди физлиц "удивлялись, что не нужны ни их имя, ни фамилия, — налоговая не спрашивает, с кем именно я работаю, главное — чтобы я сама платила налог". Клиенты Марии Сорокиной положительно реагируют на статус самозанятого: "Одна заказчица была приятно удивлена чеком, потому что ей важна социальная ответственность подрядчиков и их готовность платить налоги. Некоторые уходят советоваться с бухгалтером, так как еще не знакомы с этим налоговым режимом.
Потом возвращаются, просят справку и предлагают заключить договор. Пока не встречала тех, кто не согласен работать с самозанятыми". Но не всем так везет.
Плюс в том, что не нужен паспорт и телефон с камерой. Через кабинет налогоплательщика налога на профессиональный доход на сайте ФНС России. Понадобится регистрация в личном кабинете на официальном сайте налоговой c использованием ИНН и пароля, применяемых для доступа в личный кабинет налогоплательщика. Регистрация возможна с любого устройства, и не нужно иметь паспорт под рукой. Плюсы такого оформления самозанятости в том, что эти структуры оказывают все услуги, связанные с регистрацией в качестве плательщика НПД и обеспечивают передачу информации в ФНС России.
Низкие налоговые ставки для самозанятых К несомненным преимуществам самозанятости следует отнести самые низкие среди всех налоговых режимов налоговые ставки. Такие ставки зафиксированы в законе и не изменятся до конца 2028 года пп. Проверить, актуальна ли налоговая ставка, можно в системе КонсультантПлюс. Подключите бесплатный доступ на 2 дня в КонсультантПлюс — он даст возможность ознакомиться с пробной версией системы. Если человек по какой-то причине не работает и не получает доход, налог платить не нужно. Налоговый бонус 10 тыс. При регистрации каждый самозанятый получает налоговый бонус в размере 10 000 руб. Это означает, что с момента регистрации для самозанятого действует пониженная ставка ст.
Разницу в ставках оплачивает государство. Льгота будет действовать, пока сумма таких выплат не достигнет 10 000 руб. Потом налог будет рассчитываться по обычной ставке. Бонус предоставляется только один раз — с момента регистрации до исчерпания 10 000 руб. Если самозанятый снимется с учета, не исчерпав бонус, он продолжит действовать в размере остатка после повторной регистрации. Этот бонус предназначен только для уплаты НПД. Перевести его на карту или снять наличными нельзя. На НПД не обязательно платить страховые взносы Самозанятые освобождены от уплаты страховых взносов.
При этом часть налогов автоматически перечисляется в Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому самозанятый вправе получать бесплатную медпомощь. У пенсионеров, применяющих НПД, пенсия и все надбавки к ней сохраняются. Статус самозанятого не влияет на размер пенсии и ее индексацию. Это положение является одновременно плюсом и минусом самозанятости надо самому заботиться о своей пенсии. Но если самозанятый совмещает свою профессиональную деятельность с трудовой по договору, то страховые взносы за него платит его работодатель. Можно совмещать разные виды деятельности Самозанятый может совмещать разные допустимые для НПД виды деятельности. Он может одновременно быть фотографом, парикмахером и поваром.
Главное — сообщать налоговой обо всех доходах. Статья по теме: Какие услуги может оказывать самозанятый в 2024 году Самозанятость очень привлекательна для малого бизнеса: налоги меньше, заполнять отчеты и декларации не нужно и даже регистрироваться как ИП вовсе не обязательно. Но есть одно но: далеко не любая деятельность подходит под самозанятость. В нашей статье расскажем, существует ли список самозанятых видов деятельности и как определить, подходит ли этот налоговый режим именно вам. Подробнее Еще самозанятые могут совмещать трудовую деятельность по договору и работу самозанятого. Правда, за некоторым исключением: госслужащие не могут в качестве самозанятых вести коммерческую деятельность но могут получать доход от сдачи жилой недвижимости в аренду ; нельзя оказывать услуги собственному работодателю, а также бывшему работодателю в течение 2 лет после увольнения. Отчетность и кассовый аппарат при НПД не нужны Самозанятому не нужно вести бухгалтерию, покупать кассовый аппарат, сдавать декларации ст.
Приложение автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, но оплатить его можно только за месяц. Общая сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении с 9 до 12 числа следующего месяца, а оплату нужно произвести до 25 числа. Если не оплатить налог вовремя, за каждый день просрочки начисляются пени.
Как стать самозанятым: пошаговая инструкция Рассмотрим пример. Самозанятый репетитор за июнь провел 20 уроков по английскому языку и заработал 20 тысяч рублей. А другую половину дохода он получил от уроков с корпоративными клиентами — сотрудниками фирмы, которая и оплачивала ему уроки с своего расчетного счета. Всего за июнь репетитор должен заплатить 1000 рублей налога. Сумма и опция «оплатить налог» появятся в приложении до 12 июля, а оплатить его нужно до 25 июля. Каждый самозанятый при регистрации получает так называемый налоговый вычет в 10 тысяч рублей. Вычет нельзя снять или перевести на личный счет, он используется только для снижения процентной ставки налога. Вычет дается только один раз за всю жизнь на неограниченный срок: когда он израсходуется, ставки станут прежними. Так, если репетитор по английскому из примера выше еще не израсходовал вычет, он заплатит не 1000 рублей, а всего 700. Других обязательных налогов у самозанятых нет.
Дополнительно ничего платить не нужно. С взносами в Пенсионный фонд все иначе. Взносы в ПФР можно делать добровольно, чтобы копить стаж и баллы для пенсии. Если работать только самозанятым и взносов не делать, теряются годы трудового стажа. Если человек совмещает самозанятость и основную работу по трудовому договору, работодатель делает за него взносы в ПФР, поэтому с пенсией проблем не будет. Что касается взносов в Фонд социального страхования ФСС на случай временной потери трудоспособности или материнства, то их могут делать только самозанятые со статусом ИП. Остальным плательщикам НПД данная опция пока недоступна, поэтому никаких выплат во время болезни или декрета они не получают. Плюсы У нового налогового режима довольно много плюсов. Возможность работать легально. Самозанятость — это способ выйти из «серой зоны», работать легально и не бояться, что однажды федеральная налоговая служба решит устроить проверку подозрительных доходов.
Также можно без опаски давать рекламу, чтобы найти новых клиентов, а еще получить справку о доходах для визы или ипотеки. Простая регистрация. Для регистрации самозанятым не нужно собирать пакет документов, платить госпошлину и идти в налоговую. Весь процесс проходит онлайн и занимает 10 минут. Есть четыре способа зарегистрироваться: на сайте ФНС, в приложении «Мой налог», на портале «Госуслуги» или в личном кабинете крупных банков. Нет отчетности. Самозанятые не обязаны сдавать декларации, вести бухгалтерию или книгу учета доходов и расходов. Все, что от них требуется, — выдать чек через приложение и отправить его покупателю. Не нужно рассчитывать налог. Приложение «Мой налог» автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, показывает итоговую сумму и сроки оплаты.
Низкие ставки по налогу. Нет онлайн-кассы. Большинству ИП и организациям для работы с физическими лицами нужна онлайн-касса, а это дополнительные расходы на ее покупку или аренду. В случае самозанятых роль кассы выполняет приложение. Больше клиентов. Многим ИП и ООО выгодно работать с исполнителями-самозанятыми, так как это уменьшает налоговую нагрузку.
Кроме того, на предпринимателя на НПД накладываются те же ограничения, что и на самозанятого, о которых мы писали выше.
Потеря статуса самозанятого и почему об этом нужно сообщить заказчикам Остаться без статуса самозанятого можно по трём причинам: 1. Вы начали заниматься запрещённой для статуса самозанятого деятельностью — допустим, стали агентом предприятия. Просто передумали быть самозанятым по любой причине. Для организации неожиданная потеря самозанятости исполнителем — неприятная ситуация. Если заказчик не получит чек после оплаты заказа, то обязанности по уплате НДФЛ и остальных взносов лягут на плечи компании. Поэтому Татьяна Нечаева, старший юрист hh. В течение короткого времени на телефон, номер которого привязан к приложению, придёт сообщение с уведомлением о снятии с учёта плательщиков НПД.
Как стать самозанятым
Какими видами деятельности могут заниматься самозанятые Самозанятыми не могут быть лица, которые занимаются: перепродажей чужих товаров; продажей подакцизных товаров и товаров, которые подлежат обязательной маркировке; добычей и продажей полезных ископаемых; агентской деятельностью. Все остальные виды деятельности, которые прямо не запрещены законом, самозанятым доступны. Например, они могут сдавать в аренду жилую недвижимость и другое имущество, заниматься продажей товаров собственного производства, а также оказывать практически любые услуги. Кто может стать самозанятым: ограничения и лимиты Как мы говорили выше, перейти на НПД и, соответственно, стать самозанятым может любой гражданин, даже зарегистрированный как ИП. С августа 2022 года такая возможность есть у граждан Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик. Обязательное условие для них — наличие разрешения на временное проживание или вид на жительство в России и ИНН. Для лиц, зарегистрированных в качестве ИП, есть некоторые ограничения: Нельзя нанимать сотрудников, которые работают по трудовому договору. Нельзя совмещать НПД с другими налоговыми режимами. Также на НПД действует лимит по доходу.
Госслужащие могут использовать самозанятость только для сдачи жилья в аренду. В случае если самозанятый нарушает один или несколько этих запретов или его доход начнёт систематически превышать 2,4 млн рублей в год, ему надо будет приостановить работу, пока он не зарегистрирует ИП. Это даст ему большую свободу действий и возможностей для продвижения бизнеса — но и больше ответственности. При этом индивидуальные предприниматели тоже могут использовать НПД, если выполняют необходимые для того условия. Критика Самозанятые сталкиваются с рядом проблем. Например, при НПД не начисляются страховой стаж и взносы в Пенсионный фонд. Это значит, что их ждёт минимальная пенсия. Хотя никто не мешает самозанятым добровольно платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для того, чтобы этот период шёл в страховой стаж для назначения пенсии. К тому же банки не любят давать самозанятым кредиты и ипотеки, потому что считают их ненадёжными плательщиками, даже если в приложении налоговой у них есть стабильный доход. У самозанятых есть и другие проблемы.
Так, могут быть проблемы со справкой о доходах из приложения «Мой налог»: суд в одном из регионов отказался принять её как документ, подтверждающий размер доходов. Также самозанятые не могут подавать иски в арбитражные суды.
Надоело откладывать заработанные деньги в копилку или прятать в шкафу?
Оформите выгодный вклад. Так вы не только сохраните средства, но и заработаете. Кому нельзя становиться самозанятым Чтобы стать самозанятым, надо соблюдать несколько важных условий : заработок не должен превышать 2,4 млн в год; предприниматель не может нанимать сотрудников; самозанятый должен заниматься разрешенным видом деятельности.
Один из основных запретов — превышение лимита по доходам за год. Этим выбор не ограничивается. Предприниматель может работать на патенте, если его деятельность позволяет применять эту систему налогообложения.
Как показали последние исследования, чаще всего такую форму занятости выбирают те, кто не желает состоять в традиционных трудовых отношениях, но не прочь проявить себя в качестве самостоятельного производителя. Как ранее заявлял министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, почти 60 процентов выпускников вузов и среднетехнических учебных заведений видят свое будущее именно в работе на себя. К 2024 году количество самозанятых, по прогнозам, превысит пять миллионов человек, к 2030-му - достигнет уже 10-11 миллионов. Согласно исследованию аналитического центра "Башкирова и партнеры", большинство самозанятых 61 процент выбрали этот вариант потому, что мечтали о другой профессии, еще 29 процентов легализовали деятельность, которой ранее занимались. В самозанятые, как правило, идут те, кто уже имеет опыт работы. Причем многие 45 процентов сочетают самозанятость и трудоустройство по найму. Такое сочетание они объясняют по-разному, но 59 процентов из них говорят следующее: "опасаюсь постоянных изменений правил со стороны государства". Еще 57 процентов таких граждан считают, что так им будет проще получать различные справки.
Самозанятые в 2024 году: как им стать, плюсы и минусы
Самозанятость — плюсы и минусы Плюс самозанятости заключается в том, что доходы проходят через налоговую, а значит, их можно официально подтвердить, чтобы взять кредит. Самозанятые освобождены от обязательной уплаты пенсионных взносов за период применения НПД, но самозанятые граждане могут уплачивать пенсионные взносы самостоятельно. Зная все плюсы и минусы самозанятости, всё же многие задаются вопросом, оформлять её или нет. В чем плюсы и минусы регистрации в качестве самозанятого и уплаты налога на профессиональный доход. Какие у самозанятости плюсы и минусы. Сколько самозанятые платят налогов. Плюсы и минусы самозанятого в 2024 году: разбираем все особенности работы плательщиков НПД максимально подробно.
Самозанятость: плюсы и минусы
- Работа в качестве самозанятого: плюсы и минусы при нынешних реалиях
- Как стать самозанятым
- Онлайн-курсы
- Самозанятый пенсионер: плюсы и минусы 2022 году?
- Самозанятые в 2024 году: как им стать, плюсы и минусы
- Содержание
Что нужно знать о самозанятости: мифы и реальность
В чём плюсы самозанятости. У самозанятости есть много плюсов и льгот, которые делают этот режим довольно привлекательным. Плюсы и минусы перехода в статус самозанятого. Самозанятый плюсы и минусы – такие вопросы часто интересуют людей, желающих использовать свои знания и опыт для занятия небольшим бизнесом, но не готовых тратить много времени на решение сопутствующих этому проблем. Какие плюсы и минусы ждут самозанятых деятелей в 2022 году, расскажем в этой статье. Ставки НПД зависят от того, кому самозанятый гражданин оказывает услуги или продает товары. Работать индивидуальным предпринимателем на упрощённой системе налогообложения или с патентом, совмещая с режимом для самозанятых, нельзя.
Кто такой самозанятый, как им стать и платить меньше налогов. Объясняем простыми словами
Самозанятый пенсионер не может иметь доход выше 2,4 млн в год. Превышение лимита облагается НДФЛ в обычном порядке. То есть, налог придется платить частями. Данный налоговый режим предполагает оказание услуг только своими силами. Официально нанимать работников запрещено. Но, можно иметь помощников, заключив с ними договор ГПХ. Несмотря на то, что режим самозанятости не предполагает ведения сложной бухгалтерии, формировать чеки по поступившим платежам все равно придется. Если пенсионер решает платить пенсионные взносы добровольно, то в глазах государства он будет считаться работающим гражданином.
Как установлено федеральным законодательством, работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Вместе с тем, оплата пенсионных взносов увеличивает страховую часть пенсии. Особенности сдачи квартиры самозанятыми Граждане, которые занимаются арендным бизнесом сдают в аренду помещения , обязаны декларировать полученные доходы и платить с них налог. Заплатить НДФЛ по ставкам, установленным ст. Размер налога зависит от суммы, указанной в декларации. Если не подать декларацию и не заплатить налог, собственника могут привлечь к ответственности штрафу по ст. В настоящее время собственники имеют возможность использовать для подобного вида деятельности режим самозанятости налоговый режим НПД.
Доходы от сдачи в аренду апартаментов не подходят под режим НПД, поскольку данный вид жилья не попадает под определение «жилого помещения» по ст. Рассмотрим плюсы и минусы сдачи квартиры гражданином как самозанятым. Если жилье не сдается и доход отсутствует, налог платить не нужно. Не надо платить различные страховые взносы. Нет необходимости сдавать налоговую декларацию. Уплата налога растянута во времени и производится ежемесячно через приложение «Мой налог». Вместе с тем, нельзя не отметить и основные минусы работы на данном налоговом режиме.
Спецрежим НПД применяют до тех пор, пока совокупный размер дохода с начала соответствующего года , не превысит 2,4 млн руб. Превышение лимита облагается обычным НДФЛ и потерей статуса самозанятого. Налоговую базу по НПД нельзя уменьшить на сумму произведенных расходов. Также нельзя использовать режим НПД для сдачи в аренду нежилой недвижимости. Речь идет о помещениях, не предназначенных для постоянного проживания людей, коммерческой недвижимости в том числе магазины, кафе, офисы, гаражи, склады, площадки под парковки или хранение продукции и так далее. Самозанятый бухгалтер - плюсы и минусы Приняв решение работать на себя, бухгалтер может зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина. Можно не платить страховые взносы.
Максимально упрощена процедура регистрации и ведение налогового учета. Самозанятому не нужно подавать отчетность в ИФНС, не нужна онлайн-касса, чеки формируются с помощью приложения «Мой налог». Но есть и определенные минусы: Самозанятый бухгалтер не сможет оказывать услуги своему работодателю, а также бывшему работодателю, если с момента расторжения трудового договора прошло меньше 2 лет. Ограничен возможный годовой доход. Все, что специалист заработает сверх 2,4 млн руб. Отсутствие обязанности платить пенсионные взносы ведет к назначению пенсии в минимальном размере. Самозанятые не могут нанимать работников по трудовым договорам хотя помощники по договорам ГПХ законом не запрещены.
Самозанятый водитель «Яндекс. Такси» - плюсы и минусы В настоящее время среди водителей стало популярным регистрироваться в качестве самозанятого физлица. Более того, статус самозанятого позволяет водителям стать прямым партнером компании «Яндекс. Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении «Яндекс. Про» и принять условия, предлагаемые компанией. Однако, следует заметить, что перевозка пассажиров требует разрешения, которое выдают только ИП или юрлицам закон от 04. А, поскольку самозанятость — это налоговый режим, работать в рамках которого могут и обычные физлица, и ИП, то автовладельцу необходимо стать самозанятым ИП.
Отметим, что в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому самозанятые смогут работать в такси без регистрации в качестве ИП. Законопроект 5 июля 2022 был одобрен пока только в первом чтении. Поэтому, в настоящее время требование о наличии статуса ИП для водителя такси при работе, в том числе, через агрегатор «ЯндексТакси» обязательно. Рассмотрим, какие плюсы и минусы имеет самозанятый в «Яндекс. Преимущества: Легализация доходов. Можно заниматься перевозками в качестве подработки, совмещая ее с основной трудовой деятельностью. Получение налогового бонуса от государства на сумму 10 000 руб.
Налоги уплачиваются только при наличии дохода. Если таксист временно не осуществляет перевозки, налог платить не надо. Нет обязанности платить какие-либо дополнительные взносы. Не нужно вести бухгалтерию, предоставлять отчетность в налоговую. Платежные документы чеки формируются при помощи приложения «Мой налог».
Уведомление о том, сколько начислено НПД, приходит в личный кабинет или в приложение до 12-го числа следующего месяца.
Заплатить необходимо не позднее 25-го числа — непосредственно через приложение или сформировав квитанцию и оплатив ее в банке. Также это можно сделать через «Госуслуги». Если доходов в каком-то месяце не было, ничего платить не нужно. Он действует следующим образом: при получении дохода от физических лиц сумма налога с каждого чека уменьшается на 1 процент, при поступлениях от юрлиц — на 2 процента. То есть на начальном этапе платить налоги придется по ставкам всего 3 процента и 4 процента соответственно. После того как сумма сэкономленных налогов составит 10 000 рублей, ставки станут стандартными — 4 процента и 6 процентов.
Все эти перерасчеты происходят автоматически. Фото: Shutterstock 37 процентов от уплаченного налога распределяются в Фонд обязательного медицинского страхования, остальное — в бюджет региона, в котором самозанятый встал на учет. Обязанности делать взносы в Пенсионный фонд РФ для самозанятых нет, поэтому данная деятельность не включается в пенсионный стаж, а доходы не влияют на размер пенсии. Но при желании взносы в ПФР можно делать добровольно. А вот взносы в Фонд социального страхования не предусмотрены совсем — самозанятым не положены ни больничные, ни декреты, ни оплачиваемые календарные отпуска.
Из них в Северо-Западном Федеральном округе статус самозанятых имеет 647,8 тыс. Фото: pexels. С запуска новой системы налогообложения в 2019 году самозанятые заработали по официальным данным 1,1 трлн рублей, из которых уплатили в бюджет страны 40 млрд рублей налогов. Отметим, что в «авангарде» армии самозанятых нет мастеров маникюра и репетиторов, как казалось всем перед началом эксперимента.
Среднестатистический самозанятый, по данным ФНС, — это 35-летний таксист или мастер по ремонту квартир. Также чаще всего в качестве самозанятых регистрируются арендодатели, лица, предоставляющие услуги по доставке товаров и маркетингу, и просто умельцы, продающие свои крафтовые изделия. Интересно, что, по данным ФНС, самый молодой самозанятый в стране — 14-летний подросток, а вот самому пожилому на июнь 2022 года уже исполнилось 94 года. Казалось бы, остаётся только радоваться такому бурному успеху эксперимента «Самозанятость» в РФ. Но реальность показывает, что всё не так просто и радужно, как хотелось бы… Болезненная тема больничного листа Одна из главных проблем самозанятых — отсутствие официальных оплачиваемых отпусков и больничных. С одной стороны, статус самозанятого привлекает любого, кто работает на себя и не имеет других сотрудников, значительно больше, чем ИП. Причина проста — минимальные траты при столь же официальном «белом» статусе доходов. Причём платить нужно только по факту реального заработка — никаких дополнительных взносов для этой формы налогообложения не предусмотрено. В то же время индивидуальный предприниматель обязан платить ежегодный фиксированный взнос, который в 2022 году составил чуть более 43 тыс.
Из них часть идёт в пенсионный фонд, часть — на оплату ОМС. В общем, жизнь индивидуального предпринимателя не так сладка. Совсем недавно, в ноябре, Минтруд предложил новую модель социального страхования для самозанятых. По ней россияне, работающие в таком режиме, смогут получать от одного до двух МРОТ страховых выплат за полный месяц в случае болезни, травмирования, протезирования, карантина, а также процедуры ЭКО или аборта. Конечно, прежде, чем получить выплату, придётся уплатить взнос. Чтобы иметь право на такие «больничные», самозанятый должен заключить договор с ФСС и каждый месяц платить в фонд 1247,38 рубля, если он хочет получить страховую выплату в размере двух МРОТ 32 484 рубля либо 1871 рубль, если он рассчитывает на выплату в три МРОТ 48 726 рублей. Причём право на получение страховых выплат самозанятый получает только после полугода постоянной уплаты страховых взносов. Данная модель соцстрахования для самозанятых начнёт действовать с 1 июля 2023 года. Но, отметим, что по своей сути она отнюдь не нова: заключить договор с ФСС, платить в фонд взносы и получить в случае болезни страховую выплату самозанятые имеют возможность и сейчас.
Просто на данный момент «потолок» таких выплат составляет один МРОТ. Схема начисления страховых выплат Будет ли иметь популярность среди самозанятых новая модель соцстрахования? Весьма скептически к этому относятся как собственно самозанятые, так и специалисты по кадрам. Другое дело — не думаю, что ФСС будет очень щедрым, и размер выплат, как и больничный, будет очень ограниченным, — считает директор кадрового агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. Как же высчитывается размер выплат по «больничному» обычному работнику, трудящемуся по ТК РФ? Тем, кто не понимает этот механизм, объясняет Мария Маргулис: — Когда вы приходите на новое место работы, если это официальное трудоустройство, у вас обычно спрашивают справки о доходах с предыдущего места работы. Чтобы определить, если надо будет, ваш средний доход. Для выплаты берётся средний доход за предыдущие два года.
Низкие налоги.
Не нужно покупать онлайн-кассу. В роли устройства выступает приложение «Мой налог». Но не все так радужно. Есть у статуса самозанятого и свои минусы: Нельзя нанимать работников. Самозанятый вынужден работать самостоятельно или заключать с помощниками договор подряда. Поэтому, если вы планируете нанять поваров для своей пекарни, то нужно регистрировать ИП. Ограничения по доходам. Самозанятый должен зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год. Если вы планируете зарабатывать больше, то такой налоговый режим вам не подходит.
Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Социальный фонд России, поэтому их работа не учитывается в трудовом стаже. Соответственно, могут быть проблемы при выходе на пенсию. Нет социальных гарантий. Больничные, выплаты по уходу за ребёнком или отпускные самозанятому не положены. Нет налогового вычета. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы. Как самозанятому оформить продажу?
Каждую продажу получение денег за оказанные услуги самозанятый регистрирует вручную через приложение «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого надо нажать на кнопку «Новая продажа» и выбрать дату получения оплаты, указать название услуги например, написание статей и ввести её стоимость. Каждую продажу надо регистрировать в приложении. Затем нажимаете «Выдать чек». Чек нужно передать заказчику в бумажном или электронном виде. Если покупатель заказчик отказывается от чека, то можно его и не передавать, но сформировать чек нужно обязательно. Чек отдают сразу после проведения продажи. Если оплата пришла на расчётный счёт или самозанятый работал через посредника, то чек надо передать заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за оплатой. Например, продажа была проведена в апреле, значит чек должен быть отправлен не позднее 9 мая.
Вместо чека можно выслать заказчику QR-код, который формируется вместе с чеком в приложении «Мой налог». Сколько налогов платят самозанятые Самозанятые могут оказывать услуги как обычным гражданам, так и юридическим лицам то есть, компаниям и ИП. При регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рулей. Эти деньги используются для снижения процентов по налогам. Самозанятые платят налоги только с тех доходов, которые они получили от оказания услуг. Если в какой-то месяц доходов не было, то и платить ничего не надо. Поэтому беспокоиться о том, что с начисления зарплаты с основного места работы, денежных подарков от родственников или других поступлений будут брать налог, не надо. Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется.
Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени. Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж. К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей. Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей. Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей.
Кто такой самозанятый и как им стать
Поэтому если самозанятый решает платить взносы в ПФР, то это дополнительный расход плюсом к налогу. Как стать самозанятым, в чем плюсы и минусы этого статуса и какие подводные камни ожидают того, кто решил пойти по этому пути, рассказывают юристы и те, кто уже успел стать самозанятым. Что значит самозанятый человек, гражданин без ИП, налоговый режим, что означает самозанятость населения, людей. Самозанятые физические лица — кто это, пример.
Плюсы и минусы работы самозанятого гражданина
Чеки выдаются, если: У вас официальный статус самозанятого. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность в регионах, где действует эксперимент. Если вы получаете оплату за товары собственного производства или услуги, которые разрешены самозанятым. Какие сроки у выдачи чеков? Сроки для самозанятых регламентируются точно также, как и для всех остальных предпринимателей. Из закона следует, что чек формируется и отдаётся покупателю в момент расчёта наличными, или электронным переводом. В случае если имеет место банковский перевод на счёт, то чек нужно выдавать не позднее 9ого числа следующего месяца. Да, с тем, чтобы выбивать чек сразу иногда могут возникнуть сложности. Но налоговая служба обещает пока что к самозанятым относится лояльнее и не штрафовать в сложные моменты. Как передать чек покупателю? Так как чек выдавать нужно в момент совершения оплаты, самозанятые могут делать это в электронном формате: Способ 1.
На мобильный номер или на электронную почту. Для этого потребуется сначала получить данные от клиента. Способ 2. Через QR-код. Такой код содержится в чеке, который формируется у вас в приложении. Всё что нужно покупателю — просканировать его своим телефоном для этого устанавливаются отдельные приложения, позволяющие считывать QR-коды. Что указывается в чеке? Примечание: все реквизиты формируются автоматически, вам не нужно ничего вводить вручную. Название документа Дата и время проведения расчётной операции. ФИО продавца, который также является налогоплательщиком.
ID продавца. Указание на то, что применяется НПД. Номер налогоплательщика-покупателя обязанность сообщения своего номер возлагается на него, поэтому продавец может об этом не беспокоиться. ID налогоплательщика-оператора, если он участвует в формировании чека. Номер чека. Со временем количество реквизитов может измениться, если будут введены новые поправки в закон. Как выдать чек, если самозанятый продал товар через интернет в другую страну? Перепродажа товаров самозанятым запрещена! Поэтому мы говорим именно о товаре, который был произведён самим продавцом. Наиболее актуально это для мастеров ручной работы, которые не редко торгуют через интернет-ресурсы, в том числе и за рубеж.
Федеральная налоговая служба говорит о следующем порядке действий в таком случае: Чек формируется стандартным способом через приложение. В электронном виде он направляется на электронную почту покупателя, или мобильный телефон посредством смс. Дата поступления средств — это дата, когда деньги были зачислены на счёт самозанятого. Сумма в рублях указывается по курсу Центробанка на дату поступления этих средств. Сумма в чеке обязательно должна быть только в рублях! Как сделать возврат? Если клиент вам вернул товар, то и чек нужно аннулировать, чтобы на сумму этого товара не начислялся налог. Сделать это можно в приложении. Такая функция там предусмотрена. Однако обязательно нужно будет указать причину аннулирования.
Просто выберете нужны чек и проведите процедуру. Что делать, когда чек аннулировал по ошибке? В приложении нет функции возврата аннулированного чека. Возможно введут позже, но пока нет. В этом случае, вам потребуется просто выбить точно такой же чек заново. И также отправить его клиенту! Потому что у нового чека будет другой номер. Примечание: если не вернуть аннулированный по ошибке чек, можно нарваться на штраф. Кому выбивать чек, если работает группа самозанятых? Для того, чтобы разобраться, давайте посмотрим на конкретный пример.
Три грузчика выполнили один заказ. Каждый из них работает в статусе самозанятого. Клиент провёл оплату одним платежом бригадиру этих троих. А бригадир разделил оплату и отдельно выдал каждому деньги. В этом случае, каждый из трёх грузчиков, отражает в своём приложении свой доход, формирует чек и отправляет его клиенту. То есть, клиент получает три чека. Или четыре, если бригадир часть оплаты оставил себе также получил доход за услуги. И раз уж речь зашла о грузчиках, давайте перейдём к ещё одному частому вопросу. Здесь всё просто. Согласно закону, встать на учёт в налоговую могут граждане Евразийского Экономического Союза, куда входят: РФ.
Потом возвращаются, просят справку и предлагают заключить договор. Пока не встречала тех, кто не согласен работать с самозанятыми". Но не всем так везет. Что нужно знать о нацпроекте "Малое и среднее предпринимательство" Так, по словам Жанны Жуковой, сейчас, к сожалению, достаточно большое количество организаций в принципе не готово работать с индивидуальными предпринимателями: "Не знаю, возможно, они опасаются каких-то проверок со стороны налоговых органов. Те, кто изначально не готов работать с ИП, не работают с ними ни при каком раскладе, хотят, чтобы было именно юрлицо. Для тех, кто нормально смотрит на таких, как я, ничего особенно не поменялось, кроме того, что теперь помимо актов выполненных работ и услуг я им предоставляю чек". Нет пока особой практики работы с самозанятыми и у банков, отметила Вероника Чурсина. Она рассказала, что когда пришла в кредитную организацию, которая сама в рассылке предлагала займ, то ее со справкой о самозанятости просто не поняли.
Говорили: "Это все хорошо, а работаете-то вы где? То есть если у вас есть приложение или онлайн-банкинг уполномоченной организации, то даже не обязательно будет скачивать "Мой налог".
Например, через «Мой налог» — для этого найдите на главной странице кнопку «Добровольное пенсионное страхование». Далее система подскажет, как подключить опцию. Так выглядит кнопка добровольного страхования на главной странице Сумма добровольных взносов каждый год меняется. Например, в 2023 году самозанятый должен внести 36 723 рубля, чтобы получить год стажа. Эту сумму можно оплатить разом или разбить на 12 месяцев. Самозанятость нельзя совмещать с основной работой Закон не запрещает совмещать официальную работу и самозанятость.
Есть только одно ограничение. Нельзя работать с компанией как самозанятый, если вы за последние два года были там официальным работником. Такая ситуация может возникнуть, если вы работали в организации по трудовому договору, уволились, стали сотрудничать с ней по договору ГПХ и платить НПД. Налоговая отслеживает такие моменты и может расценить это как подмену трудовых отношений. Если вы работаете как ИП, можете перейти на НПД и платить налоги только как самозанятый, соблюдая требования закона к режиму самозанятости. В таком случае статус ИП всё равно сохранится, но нужно подать в ФНС уведомление о смене налогового режима в течение 30 дней. Если этого не сделать, то ФНС отзовет самозанятость. Налоговая видит все поступления на карту самозанятого и облагает их налогом Система работает не так.
Налоговая видит только те поступления, которые самозанятый вносит как доход в приложение «Мой налог». Можно даже не привязывать карту и платить по квитанции, которая формируется автоматически. Если привязать самозанятость к банку-партнёру, например, ВТБ , доходом всё равно будут считаться те поступления, что вы сами зарегистрируете в качестве дохода.
Итак, Что такое самозанятость? Самозанятость — это очень удобная альтернатива ИП. Процесс регистрации проходит быстрее и проще, налоги ниже, не нужно терять времени на отчетность, не требуется устанавливать кассы, и даже социальные страховые взносы платить не обязательно. Оплата производится ежемесячно до 25 числа и только при наличии доходов. Взвесив все плюсы и минусы самозанятости, можно уверенно утверждать, что при наличии такой возможности следует выбирать именно эту форму регистрации. Зарегистрироваться можно при соблюдении ряда условий: годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей; нельзя иметь наемных сотрудников; деятельность не должна быть связана с добычей ресурсов, реализацией подакцизной продукции и перепродажей товаров. Изначально регистрироваться в качестве самозанятых можно было не во всех регионах, поскольку данная программа носит статус экспериментальной.
Но в течение 2020 года список участвующих регионов постепенно расширялся, и на данный момент такая возможность есть у всех граждан РФ. Оформить самозанятость можно в режиме онлайн на сайте ФНС либо через свой банк, если он предоставляет соответствующую услугу. Плюсы самозанятости Простая регистрация В отличие от оформления ИП, не требуется собирать большое количество бумаг. Независимо от выбранного способа регистрации, достаточно паспорта а точнее, отсканированных копий его основных страниц и фотографии, сделанной при помощи телефона. Многие банки позволяют сформировать заявку на оформление самозанятости на собственном сайте или в приложении для смартфона. При этом процедура упрощается ещё сильнее, поскольку все данные и фотографии у банка и так имеются. Задокументированные доходы Наличие официально подтвержденного дохода может пригодиться при получении кредита или ипотеки, оформлении визы и в некоторых других ситуациях. Самозанятость — это самый простой и доступный способ официально подтвердить свои доходы. Официальный статус Зарегистрировавшись в качестве самозанятого, можно без особых усилий сделать свои доходы легальными, поскольку налоговые ставки небольшие. В итоге человек работает «в белую» и полностью чист перед государством.
Кроме того, официальный статус может быть полезен, если потребуется подать в суд на недобросовестного поставщика или подрядчика. В 2020 году, в связи с коронавирусной пандемией, самозанятым были возвращены все налоги, уплаченные за предыдущий год. Кроме того, каждому из них было предоставлено 12 тысяч рублей налогового капитала, который по мере необходимости будет использоваться для уплаты налогов. Не обязательно платить страховые взносы Обязательное пенсионное страхование можно не оплачивать, но при этом деятельность не будет засчитываться в качестве трудового стажа. При этом медицинская страховка сохраняется, поскольку часть уплачиваемых налогов идёт в фонд ОМС. Низкие налоговые ставки Самозанятость — самый дешёвый способ сделать все свои доходы легальными. При этом они зафиксированы на этом уровне на 10 лет то есть, до 1 января 2029 года. Налоговый вычет У каждого самозанятого есть возможность вычесть из своих налогов 10 тысяч рублей.