Новости что принято делать на масленицу

Что нельзя делать на Масленицу. Православные каноны накладывают определённые ограничения на прихожан в Масленую неделю. Не только блины: как правильно провести Масленицу и не делать на Сырной неделе то, что не следует. Какого числа в 2024 году начнется Масленица в России, история и суть праздника, традиции и обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели. Выяснили, как есть блины без вреда для фигуры и что делать, чтобы побеждать в народных забавах. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.

Масленичная неделя 2024 по дням

  • Как Комоедица превратилась в Сырную седмицу?
  • Как точно и правильно называют все 7 дней с традициями и обычаями
  • Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять // Статьи НТВ
  • Обычаи Масленичной недели: что можно и что нельзя делать

Масленица: что за праздник и как его отмечать

Понедельник — встреча Масленицу начинают встречать с понедельника. Люди заготавливают продукты, решают, какие блюда будут готовить. Ключевая традиция понедельника называют приготовление первого блина. Его самим есть запрещается. Первый блин отдают неимущим, чтобы они помянули души умерших родственников. Хозяйки изготавливают специальные куклы, которые после устанавливают в доме на видном месте. Люди верят, что она принесет достаток, благополучие. Также народ начинает наряжать соломенное чучело в старые лохмотья. В руках у чучела часто была сковорода и блин.

Раньше наши бабушки, дедушки жили большими семьями. Чаще всего, невестка после замужества отправлялась жить в дом к родителям супруга. Поэтому первое утро Масленичной недели свекры отправляли жену сына в гости к ее родителям. А ближе к вечеру сами отправлялись к родне. Обязательное правило понедельника — сватов накормить хорошенько, чтобы те не обиделись. Отсюда и название дня Масленичной недели — встреча. Вторник — заигрыши Вторник посвящают смотринам. Молодых неженатых и незамужних отправляют пообщаться, посмотреть друг на друга.

Многие отправляли сватов к будущим невесткам. Впереди будет Великий пост — время, когда свадьбы играть нельзя. А вот после поста можно будет смело отправлять молодежь на Красную горку, где те, познакомившись на заигрыше, могли уже и пожениться. Люди постарше зовут к себе родственников, друзей.

Вторник именовался «заигрышами»: парни знакомились с девушками, приглашали их погулять и отведать блинов. В богатых домах это был настоящий день открытых дверей: блинами угощали всех желающих, особенно потенциальных невесток и зятьев.

С этого дня начинались визиты к соседям и родственникам. Днем чучело переносили на центральную улицу или площадь, возле него гуляли и веселились. По домам ходили ряженые со специальным веником, на который хозяева крепили ленты с заговорами от болезней и бед. Делалось это за символическую плату обычно блинами. В среду, которая называлась «лакомкой», было принято есть, как говорится, без меры. Готовили много блинов, выносили их на улицу, делились с соседями и неимущими.

Даже существовало гадание на «лакомку»: если беременная раздает блины и первым у нее берет мужчина, то родится мальчик. А если схватились сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности. Четверг традиционно считался самым веселым днем, потому что народ разгуливался во всю ширь. Не зря он именовался «широкой Масленицей»: приезжали гости из других деревень, устраивали настоящую братчину, по сути пировали всем селом. Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования.

Пятница — «тещины вечерки». По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери. Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед. Впрочем, иногда это совмещалось, например, формально теща гостила у зятя, но блины пекла сама. Суббота — «золовкины посиделки».

Как видно из названия, хозяйка должна была пригласить родственников мужа. Воскресенье на Руси именовалось Прощеным, потому что в этот день было принято просить прощения перед началом поста. Вечером торжественно сжигали чучело, прощаясь с Масленицей и одновременно с зимой. Делалось это при большом стечении народа, многие даже прыгали через пламя. Таким образом, традиций, поверий и даже гаданий на Масленицу существовало немало. К сожалению, до современности дошло немногое.

Традиции Масленицы О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Высшее православное духовенство официально признало Масленицу и перестало борьбу с ней. Раньше на Руси Масленица называлась мясокапустной седмицей и сырной неделей, но потом видоизменила название на современный лад. Масленица всегда приходилась на предпостную неделю. Но и в эти дни существовали некоторые христианские ограничения по приему пищи, но верующим разрешалось есть сливочное масло, рыбные блюда и яйца. После Масленицы всегда начинался Великий пост с его многочисленными запретами.

Древние славяне до принятия православия верили в солнечное божество Ярило. Поэтому Масленицу неправильно называть женщиной. Бог солнца, по мнению наших предков, на рубеже февраля-марта уже посылал на студеную землю первые теплые лучи солнца.

Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну. До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю. Блины Блины на Руси появились более тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений.

По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов. Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме. По сей день блины считаются русским традиционным блюдом. Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет. Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой. Можно приготовить несколько видов рыбы: соленую красную, селедку, скумбрию горячего или холодного копчения, копченую треску или горбушу — выбор велик. Хороши к блинам различные паштеты, хотя по православной традиции мясо на этой неделе не едят.

Сладкоежки предпочитают поливать блины медом, сгущенкой, вареньем или сиропом. На Руси существовал обычай — первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших, или просто клали на окно. Традиции и обычаи К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу". В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь? Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня.

В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам. Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях.

В дальнейшем праздник получил своё нынешнее название — Масленица. Название Масленица пришлось в пору этому видоизменённому празднику, потому что в этот период времени последняя неделя перед Великим Постом Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яиц и рыбы. Масленица — это не женщина, а мужчина. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали весенние гуляния и славили Ярила — языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье. Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта.

Как отметить Масленицу? Самые интересные традиции в старину и сегодня

Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Какого числа отмечают Масленицу, что можно и нельзя делать, суть праздника, обряды и ритуалы. Как любой старинный праздник, Масленица имеет множество примет и поверий, в том числе. В течение всей праздничной недели принято веселиться от души, угощаться блинами, кататься на санях с горки, устраивать бои на снежках, ходить друг к другу в гости. Как любой старинный праздник, Масленица имеет множество примет и поверий, в том числе.

История и традиции

  • Поговорим о масленице /
  • Масленица: что за праздник и как его отмечать – блог интернет-магазина Порядок.ру
  • Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя - Российская газета
  • Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника

Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю

При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Масленичная неделя. Что нельзя делать на масленичной неделе. На Масленицу было принято кататься с горок на санках, бычьих кожах, на корыте, предварительно подледенив его дно. В течение недели обычно разрешены следующие действия: В блинную неделю, чтобы год прошел счастливо, следует соблюдать определенные запреты: История народных примет на Масленицу уходит своими корнями в древние времена. Почему на Масленицу принято готовить блины.

Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта

Что можно и чего нельзя делать на масленицу? В последние годы все чаще принято отмечать Масленицу с широким размахом. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Что нельзя делать на Масленицу. Православные каноны накладывают определённые ограничения на прихожан в Масленую неделю. В течение недели обычно разрешены следующие действия: В блинную неделю, чтобы год прошел счастливо, следует соблюдать определенные запреты: История народных примет на Масленицу уходит своими корнями в древние времена. Однако Масленица — праздник светский, время, когда принято есть вволю, гулять и веселиться.

Что такое Масленица и почему блины связаны с покойниками. Простыми словами

В этот период прекращались все работы, и начиналось массовое веселье. Несмотря на то, что сегодня Масленица входит в православный церковный календарь как «Сырная седмица», этот праздник имеет языческие корни. В древние времена он носил название Комоедица и был приурочен к весеннему равноденствию — одному из четырёх главных праздников, связанных с Солнцем. Блины считались земным отражением Солнца-Ярилы, почитавшегося как божество.

А маслом их мазали, чтобы умилостивить высшие силы. Не забывали наши прародители и про «скотьего бога» Велеса, символом которого считался медведь, просыпающийся от зимней спячки. Древние славяне пытались заручиться его покровительством, оставляя на лесных пеньках блины во время праздника.

Кстати, с этой традицией связана и известная поговорка: «Первый блин комам» а не «комом», как многие думают. Ведь «комами» на Руси называли медведей. Обряд сжигания чучела на костре тоже восходит к языческим временам.

Наши предки сооружали большую соломенную куклу, символизирующую Марену Морану, Мару — богиню смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года — сажали её на сани и везли на самую большую площадь города. Затем начинались гуляния, танцы и песни, во время которых народ прощался с Мареной, ругая её за морозы и голод, но также благодаря её за весёлые зимние забавы. И, наконец, под вечер чучело сжигали.

После принятия христианства Церковь пыталась искоренить этот языческий праздник, однако вскоре стало очевидно, что лучше пойти с народом на компромисс. Так Масленичная неделя наполнилась новыми идеями и стала последним этапом подготовки к Великому посту. Сегодня считается, что в этот период верующие должны приблизиться к прощению всех обид и наладить хорошие отношения с родными.

Как высчитывается дата праздника? Масленица в 2023 году, как и обычно, всегда празднуется в течение недели перед Великим постом. Эту неделю называют «сырная».

У православной церкви есть своё прочтение этой недели, а точнее седмицы.

А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.

Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться.

Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица».

Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.

Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели.

Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

Во время масленичных гуляний пары целовались и в обнимку катались по земле. Некоторые историки пишут, что Велесов день позже стал Власьевым днем в честь святого Власия Севастийского. Даже сохранилась такая поговорка, которая говорит о подношениях Велесу-Власию: «У Власия борода в масле». Практически любые обрядовые игры были направлены «на урожай». Даже усопших поминали в праздничные дни блинами в надежде, что они из другого мира пошлют живым богатый урожай. Евгений Штыров — «Масленица. Ее нужно было достойно встретить, избавиться от всего ненужного, отмершего. Съедали всю праздничную еду и даже бросали ее в костер, меняли утварь. Сжигали чучело Марены — божества зимы, смерти и рождения, — облаченное в старые одежды. С приходом тепла славяне постепенно переходили на новый рацион: отказывались от мяса в пользу фруктов и овощей. В православной традиции это время превратилось в Великий пост. Люди продолжали печь блины, водить хороводы и сжигать чучело. В церковной традиции Масленая неделя она же Сырная седмица, Мясопуст, Блинщина и так далее стала частью подготовки к Великому посту, который длится более 40 дней. Церковь напоминала людям, что наступает время не веселья, а покаяния, размышлений, очищения души и тела. Одним из условий правильного поведения в эти дни до сих пор считается отказ от мяса в пользу других продуктов животного происхождения — молока, яиц, сыра. Некоторые историки говорят, что блины являлись блюдом поминальным, ими было принято угощать людей, чтобы вместе помянуть усопших. В завершение Масленицы стали отмечать Прощеное воскресенье. По сей день, чтобы встретить пост с чистой душой, люди просят прощения, сами прощают обиды и посещают могилы родственников. Фото: pixabay.

Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения.

Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ

С последнего воскресенья перед Великим постом принято печь блины, водить хороводы, устраивать народные гуляния, а потом сжигать чучело. В православии эту неделю называют Сырной седмицей — в нее нельзя есть мяса, а вот на сыр, молочные продукты и рыбу ограничений нет. В 2024 году Масленица будет идти 11-17 марта. Некоторые задаются вопросом, какого числа этот праздник у православных. Но верующие люди отмечают не Масленицу, а именно Сырную седмицу.

Она пройдет почти в то же время — даты зависят от того, на какое число выпадает Пасха.

После этого наши предки катались на санях, пели и веселились. Вторник — Заигрыш На следующий день — Заигрыш - люд продолжал предаваться развлечениям и обжорству. В городах воздвигались деревянные балаганы с угощениями, карусели, горки, устраивались театральные представления с Петрушкой, масленичным дедом и ряжеными. Катание с горки приносило не только радость, но и пользу — чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год Катание с обледенелой горы на деревянных салазках, по мнению наших предков, не только приносило радость, но и пробуждало плодотворящие силы земли.

Чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год: тем выше поднимутся хлеба и длиннее уродится лен. А еще во время вторничных гуляний на Масленицу молодежь присматривала себе пару. В этот день было принято ходить на смотрины. Среда — Лакомка В среду — Лакомку — было принято открывать свой дом для гостей и угощать всех заглянувших на огонек блинами. Хозяйки обязательно накрывали богатый стол.

Помимо блинов и пирогов на него ставили самовар с чаем, а также пиво, сбитень, медовые пряники и каленые орехи. Еще одной традицией среды на Масленой был визит к теще. Она угощала зятя блинами, стараясь ему угодить и задобрить. Этот день в старину считался одним из наилучших в году для налаживания отношений в семье. Солнцев, «Кулачный бой», 1836 г.

Фото: общественное достояние Четверг — Разгуляй Четверг наши предки называли Разгулом, Переломом, ведь это был самый разгар масленичных гуляний. Одним из основных его развлечений были «Кулачки». Речь идет о народной забаве — кулачных боях. Парни охотно принимали в них участие, чтобы продемонстрировать окружающим свою молодецкую удаль. Такие бои чаще всего происходили на льду.

Участники шли стенка на стенку со свистом и криками. Били друг дружку в живот, лицо, грудь.

Но есть интересная особенность.

По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни.

Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик.

На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие.

Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19.

Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.

Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства.

В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.

В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.

Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое.

Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт.

Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?

Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.

Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.

Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией.

И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц….

К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.

Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в.

Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец.

Зять отправлялся к теще, чтобы отведать блинов, которые она для него приготовила. И сегодня зятья с удовольствием отправляются в гости к родителям невесты. Ведь это не только повод полакомиться тещиными угощениями, но и пообщаться в кругу семьи, провести приятно время с близкими людьми. Тем более что такое мероприятие чаще всего превращается в теплое семейное чаепитие. А к блинам можно приготовить массу вкуснейших начинок.

Что делают на Широкой Масленице? Широкая Масленица уже означала начало празднования. Можно было отложить свои дела и погрузиться в веселье и встречи с друзьями. При этом все обычаи и обряды так или иначе связаны с блинами. В эти дни практически все пекут и едят блины, угощают близких и друзей. Четверг Предвестник прихода Масленицы. Любимый день детишек, поскольку уже начинались гулянья.

Этот день означает, что пришла пора кататься на санках, запрягать лошадей, проводить кулачные бои и проводить захват снежной крепости. Конечно, такие веселые зимние забавы позволяют насладиться ими в полной мере тем жителям, что проживают в снежных регионах. Здесь можно и играть в снежки, и лепить снеговиков, и сооружать ледяные горки. Ну а у кого снега нет, могут выбрать другие развлечения. Почему бы не устроить хоровод на берегу моря, и не устроить заплыв моржей? Тоже очень бодрящее и веселое мероприятие. Пятница В пятницу «Тещины вечерки» давали возможность женщинам узнать все о кулинарных способностях своих дочерей.

Ведь принято было идти в гости к зятю на блины. А там уже семейная пара сама разбиралась, кому в полной мере применять свои кулинарные способности, главное, чтобы блины получились вкусными и теща-мама была довольна. В древние времена считалось, что тещу нужно пригласить заранее, и, возможно, послать гонцов не один раз. Кроме того, по древним обычаям теща должна была обеспечить наличие необходимого инвентаря сковородок и кастрюль , а также ингредиентов, в частности — муки и масла. А это обозначает, что зять в пятницу должен был угощать тещу и показывать всяческое расположение к ней и уважение. Кстати, теща могла прийти в гости со своими родственницами, подругами и праздновать наступление Масленицы вместе с ними в гостях у дочери и зятя.

Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?

При этом затаивать обиды в Прощеное воскресенье категорически нельзя. Отвечать просящим прощения принято фразой: «Бог простит». Кульминаций седьмого дня, да и всей Масленичной недели, считается сожжение соломенного чучела на костре. А уже в полночь начинается Великий пост. Простой рецепт вкусных блинов без комочков Секреты от редакции: Чтобы тесто легче замешивалось, а на блинах появились аккуратные дырочки, нужно использовать продукты комнатной температуры; Не следует добавлять большое количество сахара. Так как они начнут пригорать по краям и перевернуть их будет сложнее. Лучше подавать десерт со сладким сиропом; Не переусердствуйте с замешиванием теста. Если взбивать его слишком долго и сильно, блинчики получатся жёсткими; Тесто для тонких блинов не должно быть густым. Но если блинчики рвутся, добавьте в него 1—2 столовые ложки муки; Чтобы блинчик получился тонким и красивым, необходимо хорошо нагреть смазанную маслом сковороду. Поднятье её, на середину налить немного теста и сделать несколько быстрых движений сковородой вокруг её оси.

Рецепт блинов на молоке. Способ приготовления: в глубокой ёмкости взбейте яйцо с сахаром, а потом влейте молоко. Аккуратно добавляйте муку, соль, масло и снова как следует перемешайте. По консистенции тесто должно получиться чуть гуще, чем вода. Затем смажьте сковороду сливочным маслом и распределите по ней немного теста. Важно подрумянить каждый блинчик с обеих сторон. Можно есть их руками или вилкой. Не зря Масленицу называют «щедрым праздником». Если вы щедро встретите и проводите её, то и год для вас будет щедрым.

Как звать его будут, такое имя будет и у её суженного.

Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования. Пятница — «тещины вечерки». По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери. Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед. Впрочем, иногда это совмещалось, например, формально теща гостила у зятя, но блины пекла сама.

Суббота — «золовкины посиделки». Как видно из названия, хозяйка должна была пригласить родственников мужа. Воскресенье на Руси именовалось Прощеным, потому что в этот день было принято просить прощения перед началом поста. Вечером торжественно сжигали чучело, прощаясь с Масленицей и одновременно с зимой. Делалось это при большом стечении народа, многие даже прыгали через пламя. Таким образом, традиций, поверий и даже гаданий на Масленицу существовало немало. К сожалению, до современности дошло немногое. Традиции Масленицы О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов.

Высшее православное духовенство официально признало Масленицу и перестало борьбу с ней. Раньше на Руси Масленица называлась мясокапустной седмицей и сырной неделей, но потом видоизменила название на современный лад. Масленица всегда приходилась на предпостную неделю. Но и в эти дни существовали некоторые христианские ограничения по приему пищи, но верующим разрешалось есть сливочное масло, рыбные блюда и яйца. После Масленицы всегда начинался Великий пост с его многочисленными запретами. Древние славяне до принятия православия верили в солнечное божество Ярило. Поэтому Масленицу неправильно называть женщиной. Бог солнца, по мнению наших предков, на рубеже февраля-марта уже посылал на студеную землю первые теплые лучи солнца.

Этот молодой божественный парень часто умирал и потом вновь оживал, а в дни его воскрешения у славян появлялась надежда на хороший урожай летом. Более тысячи лет назад Масленицу отмечали в два раза дольше, чем сейчас, целых две недели. Восточнославянские народы гуляли неделю до весеннего равноденствия и еще недельку после этого мартовского дня. Петр Великий в масленичные дни любил кататься на тройке лошадей. Императрица Елизавета Петровна на Масленицу любила объедаться блинами до отвала. За один раз она съедала более десяти блинчиков. Если раньше Масленицу отмечали в дни весеннего равноденствия, то после христианизации Древней Руси праздник стали привязывать к христианской Пасхе. Веселье всегда начиналось за 56 дней до пасхального праздника.

Екатерина Великая на Масленицу принимала участие в маскараде, который шел три дня. В шествии участвовало несколько сотен петербуржцев. Древние русичи считали, что на Масленицу Ярило-бог активно помогает снеготаянию. Славяне в древности отмечали Масленицу на день весеннего равноденствия, который называли словом «комоедица».

Рекомендуется печь блины, чтобы обеспечить благополучную и щедрую неделю. Можно навестить родных, но не с пустыми руками. Вторник — «Заигрыши». В этот день обычно проводились катания с гор, на которые приглашали неженатых людей для смотра невест. Также приглашали на блины. Среда — «Лакомка». По традиции зять идет к теще на блины, а она проявляет свою любовь к мужу своей дочери. Чем теплее и обильнее угощение, тем счастливее будет семейная жизнь. Важно помнить, что в этот день нельзя ссориться с родными. Четверг — «Разгуляй». В четверг проводятся более масштабные гуляния. Ранее в этот день устраивались катания на лошадях и разнообразные забавы, основной из которых было взятие снежного городка. Главное правило этого дня — веселиться, чтобы весь год был удачным. Пятница — «Тещины вечерки». Зять должен угостить тещу блинами и пирогами. Он должен встретить родственницу с теплотой и доброжелательностью, ведь от этого зависит счастье семейной пары.

Что нужно делать в каждый из этих дней? Каждый из семи праздничных дней имеет не только своё название, но и определённые традиции. Например, в понедельник — день «Встречи», принято встречать Масленицу, готовить продукты к праздничному столу и печь блины. По традиции первый блин отдаётся бедным и нищим, чтобы те помянули души умерших родных. Вторник — день «Заигрыш» можно начинать с гуляний: катания с горок, на санях и на каруселях. Также в этот день принято заниматься сватовством: молодые люди ходят на смотрины и ищут себе вторую половину. Родители молодых активно поощряют это: если случится венчание, то только на масленичной неделе, так как в Великий пост венчаться запрещено. Сыграть свадьбу молодожёнам можно уже на Красную горку — первое воскресенье после Пасхи. Лакомки — это третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». В этот день тёща накрывает пир для зятя и его гостей, а сама глядит за тем, что именно есть родственник: если налегает на блины с солёной начинкой, то характер у него непростой, а если на сладкое — зятёк душка с мягким и нежным характером.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Жениться полагалось позже, после Пасхи, поскольку свадьбы в старину во время Великого поста не устраивали. Сейчас этой традиции придерживаются только воцерковленные люди. Среда называется «Лакомка». Вкусное название обусловлено ритуалом: в этот день зятья ходили к тещам на блины. Чтобы угодить зятю, теща сбивалась с ног, придумывая замысловатые начинки. Правда, выбор был невелик. В богатых домах королями блинов считались те, что были начинены красной и севрюжьей икрой. В домах бедняков на ура шли блины со сметаной, маслом, рыбной и грибной начинками. Четверг — это «Разгуляй». Время, когда начиналась Широкая Масленица. Все дела, связанные с хозяйством, забывали, чтобы целиком посвятить себя празднику.

С утра и до вечера шли кулачные бои, молодежь водила хороводы. Юноши и девушки играли в снежки, прыгали через костер, катались с горок. Пятница — «Тещины вечерки». Если в среду зятья шли к тещам на блины, то в пятницу мамы жен приходили к их мужьям с ответным визитом. Блины мужчины не пекли — этим занимались их супруги. В обязанности зятя входила встреча тещи, которой нужно было оказать как можно больше почета. В субботу, которую называли «Золовкины посиделки», жены приглашали в гости родственников мужей.

Так как скоро начинался пост, во время которого нельзя справлять свадьбу, у молодых было время для подготовки к празднованию торжества после Пасхи. А те, кто уже был в браке, зазывали в гости родственников и знакомых. Считалось, чем изобильнее стол, тем богаче будет год. День третий — Лакомка Скромная среда Среда — это день, когда нужно ходить к теще на блины. Причем прийти мог не только зять, но и его родственники, а также друзья. В этот день теща была особенно мила и щедра, всячески пытаясь угодить зятю. Пришедшие вместе с ним гости должны нахваливать тещу перед зятем, приговаривая как ему с ней повезло. Считалось, чем гостеприимнее была хозяйка, тем лучше будет относиться к ее дочери новая семья. Среда - день, когда теща угощает зятя блинами и всевозможными изысками День четвертый — Разгул или Разгуляй Широкий четверг Четверг — время начала широких гуляний. С этого дня любая работа по дому считалась плохой приметой. Поэтому людям оставалось только гулять и веселиться. Традиционными развлечениями на Руси считались: хороводы, песни, пляски, игры в снежки, катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования и состязания, прыжки через костер, и, естественно, поедание блинов в достаточном количестве. В этот день никто не сидел дома, все старались как следует повеселиться. На Руси верили, что все, кто не развлекается в этот день, будут несчастными весь следующий год. Прыжки через костер - старая забава славян День пятый — Тещины вечерки В пятницу ответный визит делала теща. Теперь уже ее всячески ублажали и угощали блинами, которые в этот день напекла дочь. Теща приходила в гости не одна, а с подругами, которым хотела показать, что вырастила хозяйственную дочь и выдала ее замуж за хорошего молодого человека. День шестой — Золовкины посиделки В субботу невестки звали в гости золовок сестер мужа. Приглашались также подруги и другие родственницы. Причем, если золовки семейные, то подруг тоже звали замужних, если свободные, то и подруг незамужних. Девушки устраивали чаепитие с блинами, сплетничали, разговаривали о своем, о девичьем.

Последний же испеченный в масленичную неделю блин традиционно отдают птицам. В Масленицу можно и нужно убираться, но только с понедельника по среду. С четверга же наступает Широкая Масленица, и любые работы по дому запрещены. В Масленицу нельзя стирать — так можно навлечь на себя болезни. Грязную посуду с воскресенья лучше оставить на понедельник, чтобы ненароком не вымыть благополучие из дома. В Широкую Масленицу нельзя выносить мусор из дома. А вот с понедельника по среду наоборот, стоит разобрать все свои старые вещи и избавиться от ненужного хлама. Играть свадьбу в Масленицу можно: молодоженов будет ждать счастливая и легкая жизнь в браке. А вот венчание лучше отложить на время после Пасхи. Нельзя резать блины ножом — так можно навлечь на себя беды. Их стоит рвать на куски руками или есть целиком. Нельзя ругаться и думать о плохом, ведь Масленица — это время веселья и доброго общения.

Начало широкого празднования. Праздничные развлечения, пиры, потехи, различные праздничные игры. Пятница: Тёщины вечёрки. Тёща приходила к зятю на блины. Суббота: Золовкины посиделки. Невестка приглашает в гости золовок и других родственников своего супруга. Воскресенье: Проводы. Окончание Масленичной недели. Совершаются самые главные торжества, мероприятия, игры, обрядовые и традиционные действа, сжигание чучела. Прощёное воскресенье в 2024 году В христианской традиции последний день перед Великим Постом или последний день Масленицы называется Прощёным воскресеньем. Принято просить друг у друга прощения за те обиды, которые были причинены за год. Важно не только просить самому прощения за те вещи, за которые на вас в обиде, но также и прощать всех своих обидчиков, чтобы в Великий пост войти с чистым сердцем и помыслами. Человеку, перед которым вы несёте вину, стоит сказать: «Прости меня» или «Прости Христа ради! По традиции, на это необходимо ответить словами: «Бог простит, и я прощаю». Однако не только по просьбе можно прощать людей, но и просто так. Если вы держите на кого-то обиду, простите его, и вы почувствуете, как вам самим станет легче от того, что вы сбросили с себя такой тяжёлый груз. Считается, что традиция просить прощения и прощать появилась на заре становления христианства. Тогда монахи уходили в пустыню, чтобы поститься перед Пасхой. Жизнь в пустыне была достаточно сложной, так что некоторые просто не возвращались назад, потому перед уходом просили прощения за те или иные обиды, так как возможно виделись в последний раз. В храмах в этот день проходят богослужения. Помимо того, что верующие просят друг у друга прощения, принято подавать милостыню и посильную помощь нуждающимся, посещать кладбища, просить прощения у умерших родственников, ходить в баню, чтобы очиститься перед постом. В первую очередь, в этот день стоит попросить прощения и простить своих обидчиков, примириться с теми, с кем у вас конфликт, ссора или просто плохие отношения. Члены семьи просят прощения друг у друга, чтобы отношения внутри семьи складывались хорошо или наладились, если есть какие-либо разногласия. Посещают могилы родственников, ставят свечи за упокой, оставляют на могиле масленичные блины в качестве угощения для душ предков. Просят прощения и у тех, кто уже покинул это мир. Попросить прощения стоит и у тех людей, с кем нет ссор, обид и недопониманий. Вполне возможно, что человек, хоть и не показывает этого, но недоволен вашими поступками, поведением, отношением и так далее. Очищение души при помощи прощения поможет как вам, так и тем, кому вы помогли избавиться от груза обиды. Стоит помнить, что простить — это не значит оправдать человека, который мог причинить что-то очень плохое вам и вашей семье. Простить, это очистить своё сердце от злобы, желания мести, пожеланий человеку горя и бед, стремления причинить боль, которые отягощают душу, мешают истинной вере и праведной жизни. Не забывайте и про добрые поступки. Помощь нуждающимся, подаяние нищим, благотворительность. Даже такие простые вещи, как уступить место в общественном транспорте, помочь пенсионеру перейти через дорогу или донести тяжёлые сумки — всё это христианские поведение, проявление света и добра, что так важно перед Великим постом. Что можно есть в Прощёное воскресенье 2024 года Прощёное воскресенье — последний день, когда можно есть любую пищу, то есть яйца, молоко, рыбу, но желательно уже без мяса. На следующий день наступит Великий пост, потому люди могут веселиться, устраивать праздничные мероприятия, застолья, чтобы подготовиться к длительному периоду, когда нельзя будет есть скоромную пищу. Однако, следуя советам опытных людей, которые соблюдают пост многие годы, в последние перед постом дни не стоит злоупотреблять пищей, так как резкий отказ от определённых продуктов будет переносить намного сложнее. Прощёное воскресенье называется также Неделей сыропустной. Неделей в старину называли воскресенье, а сыропустная означает, что это последний день, когда употребляют сыр, молоко и другие молочные продукты. Традиции Прощеного воскресенья В последний день Масленичной недели принято устраивать застолье и праздники.

Масленица: история, обряды и обычаи

Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. 25 февраля — шестой день Масленичной недели, которая начинается с 20 февраля, а закачивается 26 февраля. На Масленицу принято устраивать народные гуляния.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий