Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Главная» Новости» Лыкова агафья последние новости на сегодня как поживает.
Сибирские отшельники :: Таёжный тупик
В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, так, ей поручали ведение домашней церковной службы. Агафья Лыкова в молодости О том, что в тайге живет такая семья, стало известно в 1978 году, когда на заимку Лыковых совершенно случайно вышли геологи, которые исследовали этот район Сибири. В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Появились и другие статьи, книги, подчас полные небылиц, слухов о сибирских робинзонах. Агафья Лыкова с отцом В момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек.
В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились.
В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини. Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия. С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий.
Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи. Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказать медицинскую помощь.
В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерен свыше. Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено. Наталья перед смертью также испытывала удушье. Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Взяв за основу такие своеобразные «устные истории болезни» и собственные исследования, профессор Назаров предположил, что смерть Лыковых наступила по причине их изолированного образа жизни. Дело в том, что в крови отшельников, которые долгие годы не общались с другими людьми, не сформировались антитела, способные противостоять инфекционным заболеваниям, коим является и пневмония. Именно поэтому упомянутый недуг и закончился для «нецивилизованных» старообрядцев летальным исходом. Но почему же тогда выжили Карп Осипович и Агафья, которые, как выяснилось, тоже пострадали? По мнению Игоря Назарова, организм Лыкова-старшего сумел дать отпор инфекции только потому, что мужчина долгое время находился среди людей и ушел в тайгу уже в достаточно зрелом возрасте. Благодаря этому Лыков, что называется, «натренировался». А что касается Агафьи, то ей, как утверждал Назаров, удалось выздороветь вследствие своего возраста. Агафья была самой младшей в семье: ее молодой организм, пусть и с большим трудом, но поборол пневмонию. Если следовать логике Назарова, Димитрий, Саввин и Наталья до сих пор были бы живы, не явись тогда на заимку отшельников геологи, которые и принесли опасные для Лыковых микроорганизмы. С другой стороны старообрядцев не сгубила бы пневмония, если бы они остались на «большой земле». Похожие записи:.
Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семью исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым. Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать. В живых остались лишь Карп Осипович и Агафья. С 1982 года Лыковых часто навещал журналист Василий Песков, опубликовавший о них цикл статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик», которая впоследствии неоднократно переиздавалась на нескольких языках. Советские отшельники В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие — темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы. В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников. В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью.
Первоначально семья отшельников состояла из четырех человек: Карпа Осиповича, Акулины Карповны и двоих детей — Савина и Наталии. Уже в тайге родилось еще двое — сын Дмитрий и дочь Агафья. Первой умерла мать семейства Акулина — 1961 год выдался голодным. В 1981 году старшие дети Лыковых — Савин, Наталия и Дмитрий — скончались от пневмонии, вызванной вирусной инфекцией. Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семью исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым. Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать. В живых остались лишь Карп Осипович и Агафья. С 1982 года Лыковых часто навещал журналист Василий Песков, опубликовавший о них цикл статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик», которая впоследствии неоднократно переиздавалась на нескольких языках. Советские отшельники В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие — темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском.
На сегодняшний день
- Таежная отшельница Агафья Лыкова
- Детство Агафьи и история семьи Лыковых
- Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана — Таежный тупик
- Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России
- Кто такая Агафья Лыкова
Агафья Лыкова: от чего на самом деле умерла вся семья знаменитой отшельницы
Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». Новости последних лет о жизни отшельницы Агафья лыкова, Тайга, Видео, Длиннопост, Отшельники. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет. Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Акулина Карповна Лыкова (в девичестве Дайбова), родом из села Дайбово Республики Алтай (умерла от голода 16 февраля 1961 года).
Агафья Карповна Лыкова
Чем знаменита отшельница из Хакасии Агафья Лыкова и почему она одна живёт в глухой тайге. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. Мать Лыковой умерла ещё до обнаружения заимки геологами. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Песков не знает, сможет ли Путин навестить отшельницу Агафью Лыкову Дом отшельницы Лыковой восстановили в Хакасии после пожара. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна.
…А еще Агафья Карповна серчает на медведя
Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной. Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу».
Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории.
Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог. Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника.
Предложили работу охранником на кордоне. Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали это была ложь. В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям.
Дети же растут! Но Карп был категорически против. Евдокима убили и нас изведут! Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна».
Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии. Она указывала: «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился.
Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. Некоторое время с ней на заимке жил Ерофей Седов умер в 2015 году. В 2015 году красноярские тележурналисты передали Агафье мобильный телефон. Просили не звонить по пустякам.
Однако отшельница без конца набирала тревожную линию МЧС, и спасатели просто были вынуждены от нее отключиться. В 2016 году Агафья Лыкова лечилась в Таштаголе, потом вернулась к себе на заимку. В декабре 2018 года Агафья Лыкова сигнализировала о своем бедственном положении: она осталась без припасов на зиму. Женщина позвонила кинодокументалисту из Красноярска Андрею Гришакову, успела сказать успела лишь несколько слов о том, что у нее кончаются продукты, потом связь оборвалась. Детей не имеет. Всю жизнь прожила девственницей.
Лыкова Агафья доверчивая как маленький ребёнок, гостеприимная, открыта для общения. Она практически всегда по доброму улыбается людям.
Глава Кузбасса Цивилев решил лично посетить отшельницу и во вторник вылетел к ней на вертолете с большим запасом продуктов и сена.
Позже выяснилось, что Лыковой было нечем кормить коз. В правительстве добавили, что Агафья Лыкова в подробностях рассказала Цивилеву о том, как ей досаждает медведь, и пожаловалась, что у нее болит рука. Находившийся на борту вертолета врач осмотрел женщину и оставил ей специальные мази.
Отшельница показала дом, где она живет, огород, могилу отца — Карпа Лыкова. Сергей Цивилев заметил, что в доме старые окна, из которых дует, и сразу распорядился замерить оконные проемы и заменить их на более теплые". Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах.
Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин 45 лет , Димитрий 36 лет и дочери Наталья 42 года и Агафья 34 года. В 1981 году один за другим умерли трое из детей — Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни отец Лыковых.
Агафья известна своей многолетней дружбой с бывшим губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым.
Нет их и в доме, где, ну никак не скажешь, что чисто. Видимо, все-таки природа-мать сама очищает человека, который живет с ней в тесном контакте. Книг в доме много — разных размеров, в кожаных переплетах, некоторые с замочками. Пожелтевшие от времени, они служат людям не одно столетие. Старинному Евангелию, например, 365 лет. Так вот, показывая то на одну, то на другую книгу, Агафья нас предостерегала: — …Приближается время Христианского слова, восстановят старинные церкви. А потом на лето будет лютое мучение, тогда все верные будут избиваться по всем странам и городам, об этом говорится в книге пророка Даниила. Будет всемирная гибель.
Телеса святых будут раскапываться и их останки по полю разбрасываться. Тогда-то наступит страх. Миротворно мы последний круг живем. Сейчас 7513 год от сотворения мира. Лет 300—400 постоит жизнь так, а затем Господь судом своим сойдет на землю, об этом в Кирилловой книге, в последнем пророчестве говорится. Теперь даже мука и крупа стала со штрих-кодом попадаться, я эту муку не ем. Здесь на вестех,— показывает на другую книгу, — написано, что будет распространятся в куплях и продажах. Страшное время приближается …. Вот мои именины — 3 апреля по-старому.
В этой священной книге очень сложно что-либо разобрать, но удалось выведать, что означают дни недели: понедельник — покой, вторник — веди, среда — ерсы или эрсы, четверг — после долгих повторов я поняла как сердце, пятница — Георгиев день, суббота — слово, воскресенье — наш день неделя. Она ни у кого ничего не просит, пенсии не получает, да и зачем ей здесь деньги? Привезут, пособят чем-либо — благодарит, кто ничего не даст — не требует. О том, что жизнь здесь совсем не сахар, свидетельствуют ее натруженные руки, в мозолях, ссадинах, глубоких трещинах. Работы у нее непочатый край. Чтобы прокормиться хотя она в еде и не привередлива , нужно трудиться, не покладая рук... С хозяйством управляется, за водой под гору на Еринат бегает, плотничает ведь все имеет свойство ломаться ; сухостой из лесу таскает; ягоды, шишки заготавливает; на чай, на лекарства травы собирает; рыбачит.
Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
Агафья Карповна Лыкова родилась 17 апреля 1944 года. Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года. Агафья Лыкова родилась в тайге и до поры до времени знала о большом мире только по рассказам родителей. А ведь Карп Осипович и Акулина Карповна, и сами не знали, что творится "за тайгой". Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года.
Лыковы. Портреты членов семьи: Карп и Акулина (часть 31)
Мотаковой Димитрий в сильный ливень ушёл из нижней избы в мужскую избу в северу. По рассказу Саввина, Димитрий, не дожидаясь полного выздоровления, стал городить реку в стужу, в снег запуски плести. В ледяной воде он сильно простудился. Несмотря на болезненное состояние, продолжал работать, они с Натальей пошли ямы проверять, весь день голодные ходили. Вернувшись в избу в северу, заболел, стал кашлять.
Саввин пришёл известить семью. Когда Агафья с отцом пришли, застали Димитрия в плохом состоянии: лежит, правай бок аднако, не только лёгкие, как бы печень не заболела, правила его, как камень, правай бок стал, не продавишь; но тада его кашель, патом хандрос сильной хватил. Говорил, руки как атрыват и рёбра заболели, и сё заболело. Агафья с Карпом Иосифовичем ушли к геологам на Каир попросить помочь выкопать картошку.
Нужно было управиться с картошкой, иначе семье зимой пришлось бы голодать. К их приходу Димитрия не стало. Похоронив Димитрия на пашне, они продолжали копать картошку. Тада братка-то давай картошку нудится была нужда копать.
Я стала его упрашивать: «Братка не копай картошки, отдыхай». Он никак не слушал. По пашне валятса, лежит и никаких, сё в снегу роется да копат, патом давёл себя до таво, из избы никуды. Больного Саввина выхаживали Наталья с Агафьей, дрова пилили, таскали, топили печь.
Тада в избе-то така жара, как в бане сильно. Да из этакого-то тепла да апетъ на мороз дрова пилить, по всему дню на улицу в ледяной воде полоскать да два месеца едак-то за ём и ходили. Тада она-то Наталья и заболела. Убрався Саввин , ишо шила смёртну одежду, да ишо вынести его пособила.
Наталья проболела дней 10, кашляла кровью, убравась. Димитрия хоронили, гроб сделали из долблёных колодин. Димитрия не причащали, а. Саввина успели причастить.
Агафья сама осталась больна. Наталья умирала со словами: Жалко мине тебя…... Хоронили вместе Саввина и Наталью, до похорон вынесли за избу обоих, в избе было тесно. Карп Иосифович поясняет: погребают образом на восток, Христос, когда воскреснет, будет восходить с востока.
По традиции на могилу клали икону сверъху, чтобы полежала икона шесть недель. Акулине Карповне икону врезали в крест, а детям нет. Могилы посещали по праздникам, пропевали молитвы на могиле. Жизнь на Еринате продолжалась.
Летом 1986 г. Карп Иосифович разбил мениск коленную чашку. Профессор И. Назаров, врач-травматолог В.
Тимашков оказали ему медицинскую помощь. К удивлению врачей, несмотря на преклонный возраст 82 года , лечение прошло успешно. В то же лето московская съёмочная группа под руководством режиссёра О. Сурикова на Еринате снимала документальный фильм «Житие российского крестьянина Карпа Лыкова».
Лыковы по-прежнему, теперь уже отец с дочерью, изо дня в день проводили в трудах и молитвах. Возделывалась земля, выращивалась картошка, морковь, репа, рожь и пшеница, конопля. Терпение и трудолюбие — главные черты характера всех Лыковых. Вечерами они усердно молились.
Без молитвы не садились за стол, не начинали работу. Вера в Бога являлась основой жизни. В 1988 году умер, убрався, как выражается Агафья, и Карп Иосифович. Агафья, младшая дочь Лыковых, накануне ходила в посёлок геологов и вернулась больная, следом заболел отец.
Через два дня Карпа Иосифовича не стало, по мнению Назарова, он умер от инфекции [Назаров 2004: 148]. Агафья выжила, молодой организм смог перебороть болезнь. Агафья Лыкова. Чтение Евангелия.
Мотаковой После смерти главы семейства предпринимались попытки облегчить судьбу Агафьи. Предлагались при этом разные варианты, один из них — переселиться в верховья Енисея в старообрядческий женский скит. Агафья съездила на Туву, пожила в монастыре, но оставаться в скиту у матушки Максимилы отказалась, хотя там живут староверы того же «часовенного согласия». Она вернулась к своим таёжным корням, могилам предков.
Родственники по материнской линии, проживающие в старообрядческом селении Килинск на Алтае, тоже приглашали её жить к себе. Агафья побывала в гостях у своей родни, но покинуть родные места не захотела: Инокам-то не велено с мирянами вовсе обшаться, жить-то вонюче не разрешено с мирянами. Я-то хоть не накрыта, а все равно правила-то то же соблюдаю. На предложение построить избу в лесу в стороне от населённого пункта Агафья ответила также отказом: Дак вот я-то не согласна в мир из пустыни никак.
Мине итъуш надо и ездить вопше прекращать. Младшая дочь старообрядческой семьи ныне продолжает жить в предгорьях Саян, глубокая вера в Бога помогает ей выжить в суровых условиях саянской тайги. Жизнь старообрядки за последние десятилетия с появлением новых условий сильно изменилась. Это касается её мировосприятия, поведения и речи.
Агафья Карповна -единственный представитель семьи отшельников в наши дни, сохранение сакрального пространства в прежних границах становится затруднительным, приходится принимать помощь от мирских и даже обращаться самой за помощью к людям, если речь идет о сохранении жизни. По-прежнему она занимается земледелием, выращивает картошку и овощи, управляется по хозяйству, молится. Но из прежней замкнутой, застенчивой женщины она превратилась в общительную, радушную хозяйку, хотя в вопросах веры остаётся такой же непреклонной. Об этом свидетельствуют участники многих экспедиций, например, экспедиции редакции газеты «Красноярский рабочий» в июле 2002 г.
Гостям она рада, признаётся, что не выжили бы без людской помощи. Агафья Карповна благодарит людей за помощь: Велика благодарнось добрым людям за помощь. И продолжает молиться за всех людей на земле. Красноярск, 1998.
Борисова С. Уж не из Лыкова ли Лыковы?
Агафья Лыкова говорила, что считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Правда, некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии.
Она указывала: «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. Некоторое время с ней на заимке жил Ерофей Седов умер в 2015 году. В 2015 году красноярские тележурналисты передали Агафье мобильный телефон. Просили не звонить по пустякам.
Однако отшельница без конца набирала тревожную линию МЧС, и спасатели просто были вынуждены от нее отключиться. В 2016 году Агафья Лыкова лечилась в Таштаголе, потом вернулась к себе на заимку. В декабре 2018 года Агафья Лыкова сигнализировала о своем бедственном положении: она осталась без припасов на зиму. Женщина позвонила кинодокументалисту из Красноярска Андрею Гришакову, успела сказать успела лишь несколько слов о том, что у нее кончаются продукты, потом связь оборвалась.
Об обиталище отшельников знали другие староверы. К ним несколько раз заходили и оставались ночевать геологи. Выражение «Лыковская Заимка» даже попало в словарь хакасских географических терминов. От редких гостей староверы узнали о том, что в стране идет война. Но это событие казалось бесконечно далеким от абаканской тайги. В 1945 году до заимки добрался отряд солдат, искавший в лесах дезертиров.
Отшельники, показавшиеся красноармейцам почти дикими, интереса для военкомата явно не представляли, но хозяева сочли количество гостей чрезмерным. Как только солдаты ушли, Лыковы затеяли переезд в уже полную глушь. Они вырыли всю картошку, и в несколько приемов перенесли урожай и весь свой нехитрый скарб далеко в горы. После этого на протяжении более чем тридцати лет они не видели ни одного постороннего… Избушка Лыковых. Собирая ягоды, грибы и кедровые орехи, они редко отходили от своей хижины больше чем на несколько километров. Как-то раз Савин умудрился копьем ранить марала, и гнался за ним двое суток. Охотник вернулся домой, и вся семья отправилась за добычей. Этот поход стал самым дальним путешествием для староверов. Поесть мяса для них являлось нечастым удовольствием. Лыковы рыли на звериных тропах ямы с кольями, но звери попадались очень редко, лишь пару раз в год.
Лосиных и маральих шкур не хватало даже на обувь. Поэтому отшельники летом ходили босыми, а зимой — в лаптях. Одежду Акулина с дочерьми пряли, ткали и шили сами. Июньские холода со снегом уничтожили все посевы. В тайге в тот год не уродились ягоды. Запасов у Лыковых почти не было. Они отложили туесок семян, а всё остальное съели. Варили шкуры, ели кору и березовые почки. От голода умерла мать. Ещё бы один неурожайный год — и избушка в тайге полностью опустела бы.
Но 1962-й оказался теплым. Огород снова зазеленел. Среди семян гороха случайно попалось ржаное зернышко. Для единственного колоска сделали загородку от бурундуков и мышей. Урожай составил 18 зерен. Только через три года ржи хватило на несколько горшков каши. Агафья и Дмитрий Лыковы. В конце 1950-х Лыковы увидели на небе двигавшиеся звезды. Про искусственные спутники они ничего не знали, но Карп предположил, что они наблюдают нечто рукотворное.
Тем более конец весны — самая горячая пора, нужно делать посадки. Тут в одиночку Агафье не обойтись никак! Побаливает рука, годы берут своё. Но, увы… Планам не суждено было сбыться. Антон поменял работу. К тому же у него заболела жены. Значит, полететь на заимку к тёте он не сможет, о чем предупредил заранее. А пока что же, бабушке придётся справляться самой, без подспорья? Нет, на помощь обещают прийти инспекторы заповедника «Хакасский». Если, конечно, позволит погода. Весной это сделать не так-то просто. Большая вода — штука непредсказуемая. Надеемся, всё получится. К слову, сотрудники заповедника много лет поддерживают отшельницу.