Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о полиции, которые, в частности, возлагают на полицейских обязанность сообщать близкому родственнику или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи. 21 декабря вступил в силу новый Закон № 424-ФЗ, который внес ряд серьезных изменений в действующий Закон «О полиции» №3-ФЗ.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ
Расширяются полномочия полиции, меня очень сильно беспокоят полномочия связанные с проведением личного досмотра, досмотра автотранспорта. 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. 1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также. Ждет ли наc всплеск полицейского произвола с принятием нового закона о полиции. Новые изменения в законе «О полиции» позволят проводить проверочные мероприятия даже без заявления о преступлении.
Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
Защита документов | Госдума на заседании 8 декабря поддержала в третьем, окончательном чтении резонансный законопроект о расширении полномочий полиции, устанавливающий в том числе перечень оснований, по которым полицейские смогут вскрывать автомобили. |
Федеральный закон о полиции Российской Федерации - Консультант | Статья 13 Закона о Полиции. |
Госдума приняла закон о расширении полномочий полицейских
Из документа убрали ряд резонансных положений, в том числе о праве полицейского применить огнестрельное оружие при попытке задерживаемого совершить что-то , можно можно расценить как угрозу нападения. Также в законопроект не включили положение, которое освобождает сотрудников правоохранительных органов от ответственности за действия при исполнении.
Согласно пояснительной записке, документ направлен на унификацию механизмов депортации и административного выдворения иностранных граждан и сосредоточение полномочий по их высылке у полиции. Нововведение должно обеспечить сокращение временных и финансовых затрат, связанных с доставлением иностранных граждан в суды. Эо позволит оперативно депортировать иностранцев, нарушивших российское законодательство. Как сообщало ИА Регнум, политолог, первый зампредседателя комиссии Общественной палаты России по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов, комментируя внесение в Госдуму законопроекта о новом режиме высылки мигрантов, назвал это решение давно назревшей мерой.
Предварительно сотрудник полиции должен представиться и разъяснить гражданину основание для вскрытия его автомобиля, а также его права и обязанности. С целью спасения жизни, здоровья людей или пресечения преступления допускается вскрывать транспорт без предупреждения. Если вскрытие автомобиля проводилось в отсутствие его собственника, тот должен быть уведомлен об этом в течение 24 часов. При этом после вскрытия сотрудник полиции обязан обеспечить защиту транспортного средства от доступа в него посторонних лиц а не бросить его открытым и уйти. Полиции расширили права по проверке документов Как и раньше, сотрудники полиции имеют право затребовать у гражданина паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, если он заподозрен в совершении правонарушения. Теперь они еще могут проверить документы у человека, который ни в чем не подозревается, но обратился в полицию по какому-то вопросу например, подать заявление о возбуждении уголовного дела. Поскольку заведомо ложный донос о совершенном преступлении сам по себе является преступлением, то установить личность заявителя необходимо ст. Осмотр вещей разрешен, если принято сообщение о происшествии Раньше такой осмотр не разрешался, пока не будет возбуждено уголовное дело. Теперь уже при наличии зарегистрированного сообщения о происшествии полиция может осматривать личные вещи, автомобили и т.
О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления. Вскрытие транспортного средства 1. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и или при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.
Госдума приняла резонансные поправки в закон «О полиции»
В отличие от закона «О милиции», в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД России. Новости пестрят заголовками о том, что Государственная Дума приняла в трёх чтениях закон о расширении функций полиции. Законы Российской Федерации. Государственная дума приняла в третьем чтении закон о расширении полномочий полицейских — поправки в ФЗ «О полиции». Федеральный закон о полиции даёт обычному гражданину понимание того, как должна быть устроена организация полиции, как полиция осуществляет свою деятельность. Если законопроект пройдёт независимую антикоррупционную экспертизу, у полиции будет больше полномочий.
Федеральный закон «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2024 года
Пункт дополнительно включен с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ Положения пункта 45 части 1 настоящей статьи в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2027 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 439-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 559-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 626-ФЗ. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами. Часть в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 80-ФЗ. Права полиции 1. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Пункт дополнительно включен с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 404-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 августа 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 440-ФЗ. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами. Требования запросы, представления, предписания уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании запросе, представлении, предписании , но не позднее одного месяца с момента вручения требования запроса, представления, предписания. Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ. Порядок объявления предусмотренного пунктом 12 части 1 настоящей статьи официального предостережения предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления вручения , форма официального предостережения предостережения , а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение предостережение , определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Часть дополнительно включена с 27 октября 2019 года Федеральным законом от 16 октября 2019 года N 337-ФЗ Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения Статья 14. Задержание 1.
Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию далее - задержанное лицо , его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника родственника или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Часть в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2020 года Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 12-ФЗ. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката защитника и переводчика с момента задержания.
Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника родственника или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство консульство соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.
Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника родственника или близкого лица задержанного лица. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. Сотрудники полиции не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом разрушение запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан: Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и или проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие. Часть дополнительно включена с 17 февраля 2020 года Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 12-ФЗ 7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.
Вскрытие транспортного средства 1. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и или при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.
При доработке проекта ко второму чтению эта поправка была удалена. По мнению президента КА г. Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат» Дмитрия Салыкина, включение в обязанности сотрудников полиции не только оказание первой помощи пострадавшим от преступлений, правонарушений, несчастных случаев, но и информирование их родных и близких в течение ближайших 24 часов о том, что помощь оказана или что пострадавший направлен в медицинскую организацию, исключает для родственников необходимость разыскивать пострадавшего, словно пропавшего без вести, обращаясь в экстренные службы, лечебные учреждения и т. Вместе с тем, полагает эксперт, данная обязанность позволит персонифицировать — а значит, повысить ответственность должностного лица в связи с необходимостью реального оказания помощи пострадавшему и передачи его в медучреждение, поскольку этот факт теперь должен быть зафиксирован сообщением конкретного должностного лица близким пострадавшего в течение 24 часов. Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва считает, что данный подход законодателя представляется логичным и правильным.
Закон дает право полиции проникать в жилые помещения, на земельные участки и территории для задержания, а также оцеплять строения, жилые помещения и территории. Закон «О полиции» дополняется статьей 15. Полицейские смогут вскрывать автомобили «для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС», для задержания подозреваемых или обвиняемых, при угрозе теракта, для задержания людей, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление, для пресечения преступления.
Второй случай, пожалуй, самый развязывающий руки силовым структурам. Если у полиции есть основания, что в автомобиле находится «противозаконка» наркотики, опиаты и т д , полиция может вскрыть автомобиль. Вопрос, какие такие основания должна полиция брать за основу? Лжедонос от вредных соседей или ухмылка пассажира, будут достаточным основанием полагать, что пора достать приспособления? Нельзя не обратить внимание на то, что вскрытие может произойти и без владельца автомобиля хотя его в течение 24 часов об этом потом известят , а если полиция, вскрывая автомобиль, спасает жизнь, то опять же, она не представляется. В целом, нельзя сказать, что закон ввел что-то кардинально новое. Скорее, констатировал то, что вызывало возмущения. И в очередной раз зафиксировал, что приоритет силовых структур остаётся для государства выше, чем лояльность, гуманность и человеколюбие. Риск состоит в том, что случаи "угроза жизни полицейском", "для обеспечения безопасности граждан", "если у полиции есть основания" могут создавать спорные ситуации и тем самым усилять негативное отношение к бесправности правоохранительных струткур. А таакже непонятна материальная сторона вопроса: кто в случае нанесённого реального ущерба будет отвечать перед собщественниками имущества за нанесенные в ходе оперативных действий поврежедния, которых явно не избежать.
Регистрация
- Федеральный закон «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2024 года
- Популярные материалы
- Изменения в Закон РФ "О полиции"
- Закон «О полиции»
В Госдуму внесли законопроект о праве полиции выдворять иностранцев
Основные нормы закона: Статья 22 Конституции Российской Федерации; Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Право на свободу и личную неприкосновенность. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях — как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции. Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом. Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта , пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение. Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия. На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств — начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений. Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью. Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц. Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.
Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Основные нормы закона: Глава 5 Федерального закона «О полиции» Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В частности, право на помощь адвоката защитника должно быть обеспечено с момента возбуждения в отношении гражданина уголовного дела или его задержания. В случае подозрения в совершении гражданином административного правонарушения, защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Это право обязывает государство создавать и надлежащие условия гражданам для его реализации, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, - для эффективного осуществления их деятельности. В этой связи явно недостаточно просто допустить адвоката к гражданину — как минимум они должны иметь возможность на конфиденциальное общение, выработку позиции по делу и пр. При этом ошибочно полагать, что любой назначенный подозреваемому, обвиняемому или подсудимому адвокат по уголовному делу является бесплатным — закон предусматривает возможность возложения обязанности по возмещению процессуальных издержек на осужденного по решению суда. В свою очередь Европейский Суд по правам человека исходит из того, что обязанность государства предоставлять бесплатную юридическую помощь зависит от двух условий: во-первых, у гражданина не хватает средств на оплату адвоката по соглашению, а во-вторых, предоставления юридической помощи требуют интересы правосудия. Кроме того, для отдельные категории граждан имеют право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
Такой вызов осуществляется повесткой, в которой обязательно указывается фамилия, имя и отчество вызываемого лица, статус например, потерпевший или свидетель , а также адрес, дата и время явки на допрос. Кроме того, в повестке должны быть разъяснены последствия неявки в полицию без уважительных причин.
При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом разрушение запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств. Сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан: Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и или проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.
О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие. Часть дополнительно включена с 17 февраля 2020 года Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 12-ФЗ 7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи. Вскрытие транспортного средства 1. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и или при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.
О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство. Оцепление блокирование территорий, жилых помещений, строений и других объектов Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Полиция имеет право проводить оцепление блокирование территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего: Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ.
Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 424-ФЗ 3. При оцеплении блокировании территорий может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность. В границах оцепления блокирования полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей предметов, механизмов, веществ , осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление блокирование , или его выход за пределы границ оцепления блокирования , а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления блокирования. При осуществлении действий, указанных в части 2 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения. Формирование и ведение банков данных о гражданах 1.
Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах далее - банки данных. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Полиции предоставляется доступ к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, частного детектива, и лицах, владеющих оружием, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Часть дополнительно включена Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Информация, предусмотренная пунктом 12 части 3 настоящей статьи, предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении. Информация о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предоставляется Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ. Информация о первичной выдаче и или замене документа при наличии , удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданного правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, об адресах регистрации такого правообладателя по месту жительства и или по месту пребывания актуальных и предыдущих , о дате и месте его рождения по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления в связи с проведением ими в соответствии Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости предоставляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с использованием системы межведомственного взаимодействия. Указанный в настоящей части порядок определяет в том числе требования к содержанию запроса в отношении соответствующих документов, адресов регистрации правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости по месту жительства и или по месту пребывания и основания для отказа в предоставлении соответствующей информации. Информация, предусмотренная пунктами 2 и 8 части 3 настоящей статьи, предоставляется по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в отношении лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях являются организаторами публичного мероприятия.
Часть дополнительно включена с 16 апреля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 80-ФЗ 6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 18.
Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения группы в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На такого человека смогут указать, в частности, потерпевшие или очевидцы. Оцепление митингов и блокирование местности Закон уточняет право полиции оцеплять места происшествий и участков местности, которые изложены в статье 16 закона "О полиции". Инициатива подразумевает, что полиция в границах оцепления сможет осуществлять личный осмотр граждан и осмотр транспортных средств. Если гражданин или водитель автомобиля от такого осмотра откажутся, у полиции появится право не впускать их на оцепленную территорию или не выпускать их из нее до снятия оцепления. Оцепление можно будет проводить по новому основанию - если никак иначе нельзя предотвратить угрозу жизни и здоровью граждан.
В оцепление могут включаться не только отдельные здания и участки местности, но и территории. Максимальный размер территории в законе не уточняется. Кроме того, разъясняется, что полиция может временно ограждать места проведения публичных и массовых мероприятий и обозначать такие места доступными средствами - в том числе визуальными.
Конечно, это далеко не все законы, регулирующие деятельность полиции и в целом сферу внутренних дел в России. Ведь полиция охраняет от преступных посягательств большинство общественных отношений в государстве. Прямые полномочия полиции на применение мер ответственности к нарушителям закона предусмотрены прежде всего в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Само построение этих документов предусматривает меры наказания по различным областям жизнедеятельности жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, семья, собственность, экономика, экология, общественная безопасность, безопасность дорожного движения, транспорт, порядок управления, компьютерная информация и другие.
В свою очередь, сформулированные в общем виде диспозиции составов преступлений и административных правонарушений предполагают ответственность за нарушение правил, предписаний, установлений, регламентов, порядков, установленных в многочисленных нормативных правовых актах Российской Федерации различного уровня. Весь этот массив нормативных правовых актов на основании практики применения постоянно изменяется, что объективно детерминирует изменения как в специальное законодательство, регулирующее деятельность полиции, так и в вышеуказанные и другие нормы об ответственности. Всё это требует постоянного повышения требований к качеству правовой работы и правовой подготовке сотрудников полиции, законности их действий. Знаковым достижением закона «О полиции» явилось установление в нём нормы о том, что обязанности и права полиции могут быть установлены только этим законом. Только эти нормы формально нормативно защищают полицию от дезорганизации работы через возложение на неё обязанностей многочисленными профильными законами. Тем не менее такие прецеденты и сейчас не изжиты, что снижает эффективность применения закона и неотвратимость наказания. Поэтому представляется объективным то, что в Федеральный закон «О полиции» за 10 лет изменения внесены уже 47 федеральными законами и сейчас к принятию в Государственной Думе Федерального Собрания готовы ещё несколько проектов законов.
В принятых изменениях особое внимание было уделено повышению уровня личной безопасности и правовой защищённости сотрудников, исключению несвойственных функций, совершенствованию социальных гарантий социального обеспечения сотрудников. Вносились поправки, расширяющие те права полиции, которые уже имелись у представителей других правоохранительных ведомств. Меры по реорганизации структуры государственных органов также объективно обусловили такие изменения.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ
Федеральный Закон Российской Федерации "О полиции" (3-ФЗ). В редакции от 04 августа 2023 года. Полностью оффлайн, соединение с интернетом для работы не требуется. Полиция теперь сможет вскрывать частные автомобили. Госдума внесла изменения в закон о полиции, передает ОТР. Поправки в закон "О полиции" были внесены кабмином РФ в Госдуму в мае 2020 года. Правительственный проект поправок в закон «О полиции» был внесен в Госдуму в мае 2020 года и вызвал бурную реакцию со стороны общественности. 21 декабря 2021 года Президентом Российской Федерации подписан и вступил в силу Федеральный закон № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»».
Полиция получила новые полномочия: теперь можно вскрывать автомобили и оцеплять жилые дома
Главная» Новости» Расширения полномочий полиции 2024. Госдума одобрила законопроект о расширении полномочий полиции 8 декабря 202018:50 Редакция НСН Поделиться Государственная дума приняла в первом чтении поправки в закон о полиции, расширяющие полномочия правоохранителей. 15 декабря, в среду, Совет Федерации на заседании одобрил закон о расширении полномочий полиции.
Путин подписал закон о новых обязанностях полицейских
Вадим Клювгант – о поправках в Закон о полиции | Главная» Новости» Расширения полномочий полиции 2024. |
Вскрывать машины и проникать в квартиры: что разрешили полицейским | Законопроект дает право полиции вскрывать транспорт и проникать в него, если нужно спасти людей, обеспечить безопасность при массовых беспорядках и ЧС, задержать подозреваемых или обвиняемых, пресечь преступление, проверить сообщение об угрозе теракта. |
с 1 МАРТА 2024г вступили поправки в "Закон о Полиции", ст. | О создании и значении принятого 10 лет назад Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко. |
Изменения в Закон РФ "О полиции" | Законы Российской Федерации. |