Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.
Последние материалы
- 2. На обед обязательно есть суп. И без разговоров
- 1. Соблюдение режима
- Трудовое воспитание
- Воспитание детей в СССР
- Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
- Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать. Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире?
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах.
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Когда папа с мамой все порешают, когда довезут от двери до двери, когда все готовенькое, когда учитель - это обслуга, которую надо всегда снимать на телефон, чтоб было за что засудить в случае чего? Спроси у этих школьников в 8-10 лет, кем ты по жизни хочешь стать? Или юристом, экономистом. Спроси: а на завод работать мастером, инженером? Фууууу Сейчас все хотят, чтоб их дети были либо управленцами, либо какими-то певичками или артистами.
Не дай бог рабочим классом, не не не, ни за что.
В своем обращении к Госдуме и правительству РФ они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха, сообщает «Коммерсантъ». Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Продолжим эту тему. С 1920 по 1928 год Антон Семенович Макаренко работал в колонии имени Горького, а с 1928 по 1935 год — в коммуне имени Дзержинского. В 1937 году добровольно уходит в отставку, чтобы иметь возможность посвятить себя писательской работе. Награждение Антона Семеновича Макаренко состоялось незадолго до его смерти.
Он умер 1 апреля 1939 года. Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко.
В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания.
Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов.
Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны. Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение. Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги.
И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок — это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня? Любую идею можно довести до абсурда, что зачастую и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что в целом сегодня личность ребёнка формируют не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы. В основе агрессии подростков, которую мы сегодня так часто видим, лежит фрустрация. Любую неудовлетворённость они на ком-то вымещают, их просто не научили мыслить и поступать иначе. Нельзя сказать, что «тогда всё было плохо, а сегодня хорошо» или наоборот.
Муштра — это унижение личности, но отсутствие дисциплины приводит к распущенности.
Что происходит вне дома
- Трудовое воспитание
- Советское воспитание подростков — а каким оно было?
- Следующая статья
- Воспитание Ребенка в СССР и Почему Советское Воспитание Уже Неактуально?
- Миф о советской школе | Правмир
- Трудовое воспитание — Газета "Советская Россия"
Трудовое воспитание
Контент недоступен Раньше девушке они казались бессмысленными и чересчур строгими, но сейчас, когда мир охватила пандемия коронавируса, Дженни призналась, что оказалась одной из немногих в США, кто был готов к карантинным мерам и изменившейся реальности. Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты. Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей.
В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.
Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.
Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.
Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты. Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей. Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль.
Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить». И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются. Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет! Причем ребенок даже не оглядывался. Кое-как потом дитя рассталось со мной. Видимо, так мамаша допекла, что хоть с кем — только от нее. Но сегодня, когда звезды и миллионеры ходят в джинсах и вытянутых футболках, судить по одежде бессмысленно. Да и зачем, ведь внутренний и внешний мир человека могут совершенно не совпадать. В класс сына перешла девочка. Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы. И вот наступил тот день, когда мамы и папы ходят в школу мыть-прибирать. Захожу я в класс и вижу: стоит эта роскошная блондинка и намывает окна. А потом заметила ее мужа с моим — они мебель таскали. Муж такой задумчивый был после этой уборки. Говорит, мужик такой нормальный, не ожидал! Но многие дети узнали о том, что они лопоухие или кривоногие именно от родителей. Нередко папы и мамы подчеркивают недостатки своих чад, шутят над ними, стараясь привить ребенку иммунитет к этой теме, мол, все равно дразнить будут, пусть привыкает. Но если человеку все время внушать, что он гадкий утенок, то в лебедя он может и не превратиться. Помню всю жизнь. Только мои ноги, да и моя фигура — копия матери. Я тут ни при чем, а комплекс на всю жизнь. Эта «невинная» шутка преследует меня с детства и до сих пор. В итоге я ненавижу свой нос, стесняюсь его жутко, стараюсь не фотографироваться в профиль и вообще к людям боком не поворачиваться, мечтаю сделать ринопластику. Хотя нос нормальный. Поэтому красивое платье пылится в шкафу до «особого случая», а купленная по акции коробка конфет открывается не сразу, а при гостях. У большинства людей, заставших СССР, этот синдром в крови, и только нынешнее поколение начинает от него освобождаться.
Воспитание детей в СССР
При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания!
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям».
«Жупела» «советской школы»
- Вы точно человек?
- ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень - лучший учитель»
- Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media
- 5 советских принципов воспитания, ломающих жизнь детей
- Telegram: Contact @lagertaguides
- Расскажите друзьям