Во время выноса итигэлова в Иволгинском дацане проводятся специальные церемонии, включающие пение мантр, чтение сутр и молитв. Приглашаем верующих приехать в Иволгинский дацан на Праздник Хамбо Ламы Этигэлова, у вас будет возможность поклониться Великому Учителю у него во Дворце, а также посетить спортивные соревнования. В наши дни в бурятском дацане проводятся ежедневные обряды и службы-хуралы в честь важнейших буддийских праздников. Расписание хуралов в Согчен дугане Иволгинского дацана на март 2024 года. На главной странице можно найти основные разделы, такие как «О дацане», «Расписание», «Контакты» и «Новости». Информация о расписании хуралов. На сайте Иволгинского дацана можно найти актуальное расписание хуралов на текущий месяц.
Иволгинский дацан: поездка к Хамбо-ламе Этигэлову и «Маленькому Будде»
Были построены жилые дома для лам , хозяйственные и служебные здания. В 1970-е годы возведено большинство храмов [4] дацана. В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего современного соборного храма [4] , преобразованный в Деважин Сумэ. В 1991 году при дацане создан Буддийский университет « Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева ». Осенью 2002 года Иволгинский дацан обрёл нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.
Определённого тарифа на эту услугу нет, размер суммы вы определяете сами. Но в обязательном порядке необходимо уточнить молитву — за благополучие или достойное перерождение.
У православных это называется — за здравие или за упокой. Чтобы отдохнуть и сменить картинку перед посещением очередного дугана, посетите Галерею искусств народов Азии — стеклянный павильон находится рядом с Согчен-дуганом. Произведения искусства, уверен, вас не разочаруют. Если открыта, загляните в оранжерею, где растет священное дерево Бодхи, под которым Будда достиг Просветления. Здание воссоздано по сохранившимся фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, в котором Даши Доржи Этигэлов занимал пост ширээтэ ламы, то есть настоятеля. Хамбо ламу Этигэлова называют человеком, победившим смерть, буддийским феноменом, вновь вернувшемся на землю в 2002 году. В его биографии много тайн, загадок и даже противоречий, начиная с фамилии.
В различных источниках можно прочесть массу вариаций — Итигилов, Этигилов, или как было указано на его визитке — Этигэлов. Точку в многолетнем споре поставил глава буддистов России Хамбо Лама Дамба Аюшеев, определив единый вариант написания — Этигэлов, от бурятского слова «этигэл» — вера. Считается, что Даши родился в местности Оронгой, в детстве батрачил, пас чужие стада, но говорил, что непременно станет Хамбо ламой. Мальчика отдали хувараком — послушником в Анинский дацан. Когда пришла пора военной службы, настоятель храма обратился к жителям близлежащих сел, и они двадцать лет выплачивали налог, освобождавший Этигэлова от службы. В 1910 году Этигэлова избирают на пост Пандито Хамбо ламы. Через семь лет он покинет свой пост, вслед за отрекшимся от престола Николаем Вторым, которому присягал.
Наступала эра воинствующих безбожников. Рушились дацаны, священники и ламы подвергались репрессиям. Христианам подобный молебен известен, как «Заупокойная». Ученики, мягко говоря, опешили, и может быть, впервые ослушались Учителя, отказавшись проводить «Хого Намши», тогда Этигэлов сам начал читать молитву, и ученикам ничего не оставалось, как продолжить. В 1955 году бурятские степи накрыл ураган, верующие решили, что Этигэлов, способный управлять стихией, подаёт некий знак, напоминает о себе.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте ulan. Использование материалов, опубликованных на сайте ulan.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ulan.
Интересные факты При монастыре открыт визит-центр, где можно узнать информацию о расписании хуралов, экскурсиях, гостевых домах и общественном транспорте. В недорогом монастырском кафе «Налай» подают кофе и традиционное блюдо бурятской кухни — буузы. В небольшом магазине-юрте рядом с монастырем можно заказать экскурсию по дацану, купить буддийские атрибуты, календари, книги о буддизме, тибетской медицине и популярные байкальские сувениры. Другой магазин сувениров работает в самом дацане. Желающие пожить в дацане несколько дней останавливаются в монастырской гостинице. Отель небольшой, поэтому места лучше бронировать заранее. На стадионе с юга от монастыря проводятся народные праздники и соревнования по стрельбе из лука и борьбе. С восточной стороны находится ипподром, где проходят скачки. Иволгинский дацан в разное время года Иволгинский дацан открыт для посетителей круглый год.
Путешественники приезжают сюда посмотреть на религиозные святыни, почувствовать особую мистическую атмосферу и познакомиться с верованиями буддистов. Больше всего паломников бывает в Иволгинском дацане во время религиозных праздников, которые приходятся на разные сезоны и месяцы. Где сделать красивые фото Знакомство с дацаном начинают с «гороо» — круга по святым местам. Чтобы очистить душу и ум, буддисты советуют совершить три круга, на каждый уходит по 20 минут. Паломники и туристы двигаются вдоль храмов по часовой стрелке.
Даши Намдаков посетил Майдари хурал в Иволгинском дацане
В 1999 году институт получил лицензию высшего учебного заведения, обучение здесь длится пять лет. В настоящее время в нем обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил. Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света. Монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, составляют астрологические прогнозы. Хамбо Лама Итигэлов Говорят, что даром исцелять обладает и нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в его Дворце. Хамбо Лама Итигэлов возглавлял российских буддистов с 1911 по 1918 год. Он много занимался просвещением, был соратником известного бурятского ученого и богослова Доржиева Агвана. По легенде, Даши-Доржо Итигэлов совершал чудеса и при жизни. Рассказывают, что однажды он проскакал на коне по глади Белого озера сейчас Сульфатное , мог он также и мгновенно перемещаться в пространстве.
Отреставрированная скульптура начала XX века поистине связала два столетия истории бурятского буддизма и восстановила одну из важнейших буддийских традиций Бурятии — поклонение Владыке Времени Калачакре. С 1860 г. Верхняя Березовка были восстановлены все уникальные ритуалы Калачакра тантры в полном соответствии с Каноном. Наряду с возведением сложнейшей песочной мандалы Калачакры, с 2010 г.
Это произошло в 15-й лунный день третьего месяца, в год Просветления.
Жители его будут счастливы и красивы подобно божествам. В эти дни читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее». Способствует скорому излечению от болезней, устранению препятствий, обретению благополучия, созданию семьи и рождению детей проводится один раз в месяц. Ритуал подношения четырех мандал Гуру 1 и Богине Зеленой Таре 3 - женскому аспекту всех Будд, выражает мистическую активность и деятельное сострадание всех Будд, и она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих. Вследствие проведения этого ритуала происходит отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, болезней, дурного глаза, порчи, устраняется вероятность исполнения плохих снов, плохих предчувствий, усиливается жизненная энергия человека. Ритуал способствует продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Также Мандал Шива является особым родом ритуала призывания богатства - Даллга. Огромнейшее значение имеет подношение мандалы — модели вселенной символизирующей обширнейшее подношение, обретению неизмеримой добродетели. Монлам Ченмо Молебен, который проводится в дацанах в честь Нового года по лунному календарю в течение 15 дней до и после обеда.
Вообще этот молебен посвящен 12 Великим деяниям Будды Шакьямуни. В эти дни все верующие стараются заказать молитвы на благополучие в новом наступившем году, чтобы избежать каких либо напастей, болезней, бед и пр. После обеда обычно читаются молитвы за упокой, за благополучное перерождение в последующей жизни. Молебен с просьбой о даровании богатства, обретении благополучия. Намсарай — один из четырех махарадж владык сторон света, располагается в северном направлении. Кто придет на этот молебен, тот получит заряд энергии на ближайшее время, уверенность в себе и разрешение сложных ситуаций, поправит свое благосостояние, призовет удачу в поиске хорошей работы, наполнится силой духа и верой. Хурал очень полезен для людей занимающихся коммерческой деятельностью. С собой на молебен можно принести Подношение Намсарай Сахюусану — Сэржэм черный чай, молоко , обязательно нужно принести Даллга чем богаче, тем лучше: сок, фрукты, печенье, конфеты, молочные продукты! А Шестирукий Махакала Гонбо Чагдугба будучи эманацией Авалокитешвары помогает в зарождении сострадания и поэтому является покровителем этапа высшей личности. Намдаг сан На хурале ламы сначала обращаются с просьбами к Учителям, Буддам, Бодхисаттвам, Защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местности.
Намдаг сан читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья, утихомиривание лусов — хозяев воды, хозяев гор, лесов, очищение скверны. Отошо Молебен в честь Будды Медицины «Владыке Лазуритового Бериллового Сияния», для излечения телесных недугов, ран, на успешное проведение операций, благополучных родов, обретения духовного и физического здоровья проводится один раз в месяц. В этот день возводятся молитвы во благо всех живых существ, за долгую жизнь и особенно за здравие, избавление от болезни. Также в этот день считается благоприятным для всех благих деяний, так как совершенные благодеяния увеличиваются в сотни раз Предание гласит, что Будда Шакьямуни в образе Будды Медицины впервые преподал Учение буддийской Медицины. В письменном виде известил как «Четыре Тантры Медицины». По окончании молебна рекомендуется брать себе Аршан освященную воду для омовения больных. Приносить с собой следует подношения для Будды Медицины. Например: молоко, сладости, соки, фрукты.. Сундуй Тибетским словом «Сундуй» называется большое собрание заклинаний, сутр и мантр, собранных Таранатхой знаменитый тибетский буддийский мыслитель и практик тантры 17 века. Ритуал направлен на защиту от сглаза, порчи, проклятий, болезней, наговоров, плохих сновидений и знаков.
Устраняет последствия ругани, сплетен. Эти молитвы заказывают для устранения препятствий, исправления мэнгэ астрологический термин года. Молебен защищает от различных негативных воздействий, от нападения злых вредоносных духов. Очищает негативную карму, укрепляет жизненные силы и удлиняет жизнь. Табан Харюулга Хурал "Пять сутр-отпоров негативному воздействию или Пять сутр отбрасывания" проводят для устранения плохих снов, дурных помыслов, «злых языков», а также, на продление жизни. Защита от воздействия различных видов отрицательных существ и устранение препятствий. Цедо ута наhанай ном Молебен посвященный Будде долгой жизни Аюше. Здесь проводится специальный ритуал продления жизни. Посредством почитания, чтения восхвалений, молитв, мантр, выполнения различных подношений просят у Будды Аюши долгой жизни. Очень хорошо для тех, кто сильно болеет, у кого нет желания жить, при депрессии.
Молебен проводится на долголетие, продление жизни, наполнение силой жизни, предотвращение от болезней, выздоровление от болезни, защита от стихийных бедствий. Цэдуб Молебен за здравие и укрепление жизненной энергии, посвященный богине долголетия Ушнишавиджае Виджае. В начале хурала лама, читая соответствующие молитвы, созерцают неразличимость собственной индивидуальности и божественной сущности Виджаи. Потом, приглашают ее со свитой в пространстве перед собой и совершают так называемую «тысячу подношений», смысл которого заключается в том, что приготовленные продукты, молоко и др. В заключении совершается ритуал «Часум», для устранения различных мешающих факторов. На хурале также совершают обряд «далга», поэтому следует приносить чай, молоко, сладости конфеты драже, фрукты и др. Цетар Буддийский ритуал спасения жизни чувствующих существ. Однако принцип спасения жизней не ограничивается покупкой и выпусканием на волю именно животных. Люди также могут находиться в трудных жизненных ситуациях и даже стоять на краю гибели. Цетар улучшит самочувствие человеку, для которого он проводится.
Этот ритуал можно регулярно проводить и до появления очевидных проблем со здоровьем. Цетар или «практика освобождения животных» является действенным и практичным методом продления жизни и защиты от преждевременной смерти. Выполненная идеально, практика освобождение живых существ, включает в себя все шесть совершенств: щедрое даяние дана , нравственность шила , терпение кшанти , усердие вирья , сосредоточение дхьяна и мудрость праджня. Выполняя практику освобождения животных, вы покупаете живых существ в местах, где их ожидает неминуемая смерть с последующим употреблением их плоти в пищу и т. Сутью данной практики является то, что, продлевая жизнь животных, которым уготована скорая смерть, вы тем самым автоматически продлеваете собственную жизнь. Посеяв определённое семя, вы получите соответствующий ему результат. Посеяв картофель, вы соберёте урожай картофеля, посеяв перец чили, вы получите перец чили. Выросшее растение естественным образом будет зависеть от того семени, которое вы положите в почву. Подобно этому благое деяние продления жизни других существ естественным образом продлевает вашу собственную жизнь. Поскольку, спасая животных от преждевременной смерти, мы продлеваем их жизнь, считается, что эта практика может помочь при серьёзном заболевании, в особенности при раке.
Освобождение животных можно осуществлять не только ради собственного блага, но и во благо других живых существ. Так, вы можете посвятить эту практику вашим родным, близким или другим людям. Вы можете посвятить её всем живым существам.
Гунчен Жамьян Щадба Доржи говорил: «Подношение хотя бы раз Дугжуубы равна пользе начитыванию сто тысяч раз Стослоговой мантры.
Стослоговая мантра это длинная мантра Будды Ваджрасаттвы. Посредством этой мантры устраняются нарушения и очищаются проступки-загрязнения.
В главном дацане Бурятии пройдет трехдневный молебен Ганжур хурал
В Бурятии в Иволгинском дацане 3, 4 и 5 июня пройдёт трехдневный Дончод хурал, посвящённый Дню рождения, Просветления и Уходу в Паринирвану Будды Шакьямуни. На главной странице можно найти основные разделы, такие как «О дацане», «Расписание», «Контакты» и «Новости». Информация о расписании хуралов. На сайте Иволгинского дацана можно найти актуальное расписание хуралов на текущий месяц. Расписание хуралов в дни праздника: В первый день праздника, четверг, 10 марта, с 9 до 12 ч. и с 14 до 17 ч. ламы Иволгинского дацана начнут читать сутры из свода сочинений Будды «Ганжур». В Бурятии в Иволгинском дацане 3, 4 и 5 июня пройдёт трехдневный Дончод хурал, посвящённый Дню рождения, Просветления и Уходу в Паринирвану Будды Шакьямуни.
Иволгинский дацан опубликовал расписание ближайших хуралов и их значение
Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок , салфетки или кусочки ткани, и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. Нельзя кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения защитнику Учения — Чойжал сахюусану, отмечают в дацане. Также там приводят правила для обтирания тканью, салфетками или принесенным с собой сырым тестом: сначала нужно покатать по лбу — символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая сознание, потом в ладошках — как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань ни в коем случае не в полиэтилене! В этот день пройдет поклонение Хамбо Ламе Этигэлову.
В 19 часов начнется молебен, обращенный к богине Балден Лхамо. Он закончится приблизительно в 23 часа. Отметим, в этом году 28 лет исполнится со дня подписания указа о праздновании Сагаалгана в Бурятии.
Благоприятно в этот день посетить хурал людям, родившимся в год Обезьяны Бишэн жэл. Благоприятно в этот день посетить хурал людям, родившимся в год Курицы Тахяа жэл.
Ритуал способствует продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Также Мандал Шива является особым родом ритуала призывания богатства - даллга. Огромнейшее значение имеет подношение мандалы -модели вселенной символизирующей обширнейшие подношения. Один из самых популярных молебнов для бурят. Раньше каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы прочли эту молитву. Очень эффективна для благополучия семьи, мира в семье. Заказывается для приумножения имущества, добродетели, счастья в семье. Также как спасение от огня и воды, для приумножения финансов и имущества, для накопления добродетели. Чтение молитв, посвящение заслуг и благопожелание о правильном и хорошем пути. Всё благо, накопленное этими молитвами, посвящается записанным на хурал - давно ушедшим и тем, кто находится между смертью и перерождением в течение 49 дней. Заказывается только умершим. На такой хурал дата рождения или смерти не пишется.
По возможности направляйте прошения накануне дня, когда будет хурал. Ещё больше новостей в нашем официальном канале Telegram! Скачивайте приложение Peers. Теперь, Вы сможете управлять собственным телевидением, смотреть ТВ бесплатно, без регистрации. В записи и онлайн, из любой точки мира и на нескольких устройствах! Поделиться Шеф-редактор Смотрите также Заполнение платежных документов в рамках ЕНС,ошибки при заполнении декларации по налогу на прибыль—обо всем этом расскажут на вебинаре налоговой службы 20 September В Бурятии уничтожили почти 40 кг контрабандных яблок 17 May В Улан-Удэ проверили готовность аттракционов к работе 17 May В Бурятии петарда попала в толпу зрителей во время празднования Дня Победы 11 May 1336 Заимствование текстовой информации разрешается при использовании активной гиперссылки. Использование фотографий и видеоматериалов только с письменного разрешения редакции.
Хуралы иволгинского дацана 2023
Хуралы Новости. В Иволгинском дацане расположена резиденция главы Центрального духовного управления буддистов, Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева. В Иволгинском дацане напомнили правила для обтирания тканью, салфетками или тестом.
Праздник тысячи лампад начался во всех дацанах Бурятии
В этой части приведено описание шести больших и других хуралов, проводящихся в дацане ради блага всех живых существ. Во время хурала верующие молятся за усопших родственников, близких людей с пожеланиями обретения ими благих рождений и благоприятной жизни в следующем рождении. Дугжууба проводится двадцать девятого числа последнего лунного месяца в канун Нового года. Хурал проводится для восстановления обетов.
Для неё готовят и красиво расставляют подношения, читают молитвы, обращаются к ней с просьбами о даровании счастья, богатства, здоровья и всего доброго в наступающем году. В этот час она нисходит на Землю, обходит её и дарует всем обратившимся к ней своё благословение. Поэтому у верующих Новый год начинается на рассвете, когда они встречают Защитницу Палден Лхамо.
Царь обратился за помощью к великому Падмасамбхаве. Приехав, Падмасамбхава проявил себя в гневном виде и силой заставил хозяев местности взять обязательство помогать последователям буддийского Учения. На хурале «Намдаг сан» верующие сначала обращаются с просьбами к Учителям, Буддам, Бодхисаттвам, Защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местности.
Намдаг сан читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья. Согласно текстам цвет коня Будды Майтреи зелёный.
Сначала был построен Чойра Дуган храм ламы , позже он был преобразован в университетский факультет. Это одна из старейших построек дацана. До 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы, открывалась даже оранжерея священного дерева Бодхи. Последним возводился Гунриг Дуган, но его внешний вид идеально подходил к архитектурному ансамблю Иволгинского дацана в Бурятии. Духовный промысел Помимо лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают несколько десятков лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, где монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие. Марина стоит у входа в дом багши учителя Дымбрыла Дашибалданова.
Он привел к нему свою сестру и племянника. На вопрос «Почему? Но он с удовольствием говорит, к кому может обратиться в случае чего: «В Бурятии многие приходят от лам. По разным вопросам». Ламы обычно жертвуют столько, сколько «могут, но не просят определенную сумму». По ее словам, они тоже ходят к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». Он сказал, что его мать скоро заболеет онкологией. Но он обещал помочь за тридцать тысяч», — говорит Марина. Если шаман не помог, то все равно обращаются к бабушкам.
Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно так бывает: человек обращается к вам, рассказывает о своей проблеме. Я даже наткнулся на православный храм, чтобы зажечь свечу. Люди путаются в головах». Основная задача лам в этом случае — воспитывать. Мы не будем сражаться за стадо, мы просто хотим, чтобы люди Имейте порядок в голове и душе », — подчеркивает лама. Аккредитация в нирвану На Дашибалданова возложена большая ответственность, поскольку он также является ректором единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Здесь обучаются около сотни студентов из разных регионов страны. После окончания школы они становятся ламами. Даже если я не хочу перегружать детей, они уже изучают философию, тибетский, старомонгольский и Английский». Университет существует исключительно на пожертвования.
Помимо обучения студентов, вуз, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, организацией конкурсов среди школьников на знание бурятского языка, а также конкурсов в бухэ барилдаан — бурятская борьба на ткацких станках поясах. На олимпиадах по бурятскому языку дети из разных уголков региона могут общаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворе и шутить, говоря, что буряты — бесправное меньшинство, просто некогда на ерунду », — поясняет лама. Радна Ринчинов проучилась здесь седьмой год. Он говорит, что когда он решил стать ламой, то совсем не думал о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождения», что считается целью как монахов, так и обычных буддистов. Мои родители — буддисты, хотя я бы не сказал, что они фанатики. Я оказался здесь — на стройке здания университета. Пока работал, думал пойти туда и решил учиться здесь на год. После этого я собирался вернуться к мирской жизни, но прошел год или два, а я все еще здесь », — говорит он. О храме Намджад Чойдоблинг привлекает не только верующих буддистов, но и представителей других конфессий, туристов со всей России и даже из других стран. Его тибетское название в переводе означает «Вершина добродетелей и процветания победоносного учения».
На данный момент центральный храм одноэтажный. Его отличает высокое крыльцо, плавно переходящее в веранду, ведущую в большой главный павильон, и крышу с перевернутыми концами. Крыша светлая в соответствии с буддийскими традициями, а храм охраняют скульптуры львов по обе стороны от входной двери. Изнутри многие стены окрашены в зеленовато-голубой цвет с многочисленными изображениями, тханками и позолоченными элементами. Впоследствии планируется строительство еще более важного святилища — главного пятиэтажного здания, площадь фундамента которого составит около ста квадратных метров. Здесь установят девятиметровую статую главного учителя Будды. Кроме того, есть планы засаживать весь фруктовый сад деревьями, в основном апельсинами и лимонами. Также здесь будет посажено священное дерево бодхи, под которым, согласно легенде, Будда достиг просветления. В дацане есть своя столовая, где подают изысканные блюда бурятской кухни, например бууз поза — родственник мантов и пельменей, или булер — наваристый суп из мяса и лука. Настоятелем храма является Батоев Биликто Базаржапович, он же Биликто-лама, представитель русской сангхи в Иркутской области.
От него вы можете получить Убежище в трех драгоценных камнях: Будде, Дхарме и Сангхе. Ежедневно в дацане с 9 утра в течение часа проводятся хуралы — буддийские молитвы. В основном они посвящены сахаюшане — защитнику, покровителю. В то же время местные ламы молятся об освобождении всех живых существ, обращаясь к богам и бодхисаттвам. Участники курала ощущают невероятную энергию, так как он призван очистить от последствий плохих поступков на уровне тела, речи и разума и направить людей к их устремлениям. Дацан Рибо Гэжей Намжал Чойдублин. Молитвенные барабаны После молебна, примерно с 10.
В этот день также можно совершать гороо — круговой обход вокруг священного места: дацана или ступы. Это считается одной из лучших практик очищения. Ламы проведут хурал, посвящённый хранителям-дхармапалам Гомбо, Гонгар, Лхамо и Жамсарану.
Отросток этого дерева был привезен из Индии Хамбо Ламой Жамбал Доржи Гомбоевым в 1970 году, и в настоящий момент оно превратилось в небольшую рощицу. Будда Шакьямуни родился в царской семье и первый период жизни провел как царевич. Когда же он осознал, что все радости круговорота бытия имеют природу страдания, он отказался от жизни во дворце и начал практиковать аскетизм. Наконец, в Бодх-Гае, под сенью этого легендарного дерева, он достиг полного просветления и затем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения. Иволгинский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений — больших хуралов и ежедневных служб. Кроме обрядовых ритуалов, деятельность дацана включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. В состав многокомпонентных порошков входят разнообразные элементы растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья поступает из Индии, Китая , Тибета. Несколько десятилетий Иволгинский дацан являлся единственным буддийским монастырем на территории Бурятии — пока в 1990-х годах не стали вновь открываться духовные центры этой удивительной религии. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии. Главной задачей института является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и республике Бурятия. В институте обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки, постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии и Индии. Репутация у «Даши Чойнхорлин» в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными в современном смысле этого слова людьми, со знанием английского, информатики, основ естествознания. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии. Главная святыня дацана — нетленное тело Великого ламы Сюда в дацан, расположенный посреди бурятской степи, приезжают сотни тысяч людей со всего мира. Все хотят посмотреть на ЭТО своими глазами. И далеко не каждому удается подняться на самый верхний этаж храма и увидеть настоящее чудо. Снимать и фотографировать там нельзя. В Иволгинском дацане покоится величайшая реликвия — нетленное тело Великого ламы Даши-Доржо Итигэлова. Ламы долго не могли решиться, и тогда он начал читать ее сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, когда Хамбо Лама перестал двигаться и стал казаться мертвым, в соответствии с завещанием поместили его в позе лотоса в саркофаг и похоронили в местности Хухэ Зурхэн в районе современного Иволгинска. В 1955 году, опять же в соответствии с завещанием Итигэлова, ХVII Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом, и, убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в саркофаг. Тело прекрасно сохранилось, следов гниения или сильного высыхания не было. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело Хамбо Ламы перенесли в Иволгинский дацан, где для него был выстроен специальный дворец.
В дацанах Бурятии отметят праздник возращения Будды из мира божеств
Иволгинский дацан – именитый буддийский центр России, расположившийся в Бурятии. Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Зула Хурала пройдет во всех дацанах Буддийской Традиционной Сангхи России с 6 по 8 ание хуралов:06 декабря первый день, Хурал Ганжур - чтение полно.
В дацанах Бурятии отметят праздник возращения Будды из мира божеств
Некоторые из них привычны для русских людей, некоторые — совсем необычны. Внутри квадрата стен не курите, не сорите, и не сквернословьте. Женщинам желательно не входить в излишне коротких юбках. В храмах фотографировать нельзя, зато снаружи — сколько угодно. Внутри храмов надо снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа. К изображениям Будды и различных святых нельзя поворачиваться спиной или указывать на них пальцем. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги. Чаще всего буддийские храмы — это комплекс из нескольких зданий, всегда пусть за небольшим, но заборчиком с воротами. Центральные ворота, большие и красивые, расположены напротив входа в храм, но здесь ходят редко, потому что эти ворота используются только во время больших праздников. Любые ворота — будь то вход на территорию буддийского монастыря или в храм, делятся на три части — центральную и две боковых.
Нам с вами в левую дверь. В эту самую минуту мы просто вспоминаем, как ходит солнце — по часовой стрелке. Сразу после входа в дацан следует совершить символический круг по тропинке вокруг границы монастыря, с внутренней его стороны. Да и прочие перемещения вокруг чего-либо надо совершать только по часовой стрелке — как бы по кругу солнца. Итак, войдя в ворота, поворачивайте налево, и идите вдоль стены, пока не вернётесь обратно к воротам. На этом пути вам встретятся десятки хурдэ — молитвенных мельниц барабанов. На них нанесены иероглифы, а внутри находятся свитки с молитвами. Поворачивая барабан обязательно по часовой стрелке , вы как бы читаете эти молитвы мантры. Считается, что сколько раз вы повернули барабан, столько раз и помолились.
В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот — это сто миллионов вознесенных молитв. Сэкономить время на чтении мантр можно не только с помощью барабана. Годится и освященный ламой лоскут с вашим именем и текстом молитвы. Называется он химморин. Когда ветер колеблет его на ветке — это равносильно тому, что вы читаете мантру. Вывешивание флажков иногда считают шаманским ритуалом. Однако сам Будда давал наставление по Сутре, называемой «Белозонтичная Тара», в которой говорится: «Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». То есть, если установить на вершине дерева или горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то у вас всегда будет удача, и все препятствия на пути исчезнут!
Нам с вами в левую дверь. В эту самую минуту мы просто вспоминаем, как ходит солнце — по часовой стрелке. Сразу после входа в дацан следует совершить символический круг по тропинке вокруг границы монастыря, с внутренней его стороны. Да и прочие перемещения вокруг чего-либо надо совершать только по часовой стрелке — как бы по кругу солнца. Итак, войдя в ворота, поворачивайте налево, и идите вдоль стены, пока не вернётесь обратно к воротам. На этом пути вам встретятся десятки хурдэ — молитвенных мельниц барабанов. На них нанесены иероглифы, а внутри находятся свитки с молитвами. Поворачивая барабан обязательно по часовой стрелке , вы как бы читаете эти молитвы мантры. Считается, что сколько раз вы повернули барабан, столько раз и помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз.
То есть один поворот — это сто миллионов вознесенных молитв. Сэкономить время на чтении мантр можно не только с помощью барабана. Годится и освященный ламой лоскут с вашим именем и текстом молитвы. Называется он химморин. Когда ветер колеблет его на ветке — это равносильно тому, что вы читаете мантру. Вывешивание флажков иногда считают шаманским ритуалом. Однако сам Будда давал наставление по Сутре, называемой «Белозонтичная Тара», в которой говорится: «Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». То есть, если установить на вершине дерева или горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то у вас всегда будет удача, и все препятствия на пути исчезнут! Устройство монастырского комплекса В настоящее время Иволгинский дацан представляет собой целый монастырский комплекс и является резиденцией Главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы. Ансамбль монастыря включает дом Хамбо Ламы, музей, гостиницу, жилые дома лам, ступы — субурганы и многочисленные молитвенные барабаны.
Охраняют здание 12 каменных львов. В алтаре Цогчен-дугана расположен пантеон тысячи Будд и огромная скульптура Будды Шакьямуни. Там же находится скульптура богини Лхамо, покровительницы дацана. Каждый монастырь избирает себе в постоянные покровители одного из гениев-хранителей священного буддийского учения. Традиционно Лхамо изображается едущей на муле. Сама богиня трехглазая, устрашающей внешности, синего цвета. На территории дацана расположены пять ступ — субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни.
Считается, что слушание декламации этих сутр не отличается от слушания Учения непосредственно из уст Будды Шакьямуни, что, в свою очередь, дает мощный положительный импульс для обретения благополучия, здоровья, счастья в будущем для самого слушателя и его близких. Расписание хуралов в дни праздника: В первый день праздника, воскресенье, 17 марта, с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 ламы Иволгинского дацана начнут читать сутры из свода сочинений Будды «Ганжур». Основным считается второй день праздника, в этом году он приходится на понедельник, 18 марта, с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 ламы продолжат читать сутры из свода сочинений Будды «Ганжур».
Но это только один аспект обучения. Все это время послушники живут в домах с учителями, ухаживают за ними, готовят и убирают, помогают проводить молитвы и ритуалы, набираются опыта, изучают книги и каноны. В дацан пришла в детстве, даже картошку варить не умела. И за один год я узнал все, включая индийскую и тибетскую кухню. Сверстники встретили меня словами: «О, это парень, который режет лапшу». Я приехал в Иркутский дацан поработать пять лет назад — детским астрологом и ламой. У меня каждый день начинается в девять часов с утренней службы, потом разговоров с прихожанами, до 40 посетителей в день. Как не устать от такого потока? В конце дня я определенно читаю книги, духовные практики, медитацию — я освобождаю свой ум, и на следующий день я снова как новенький. Часто приходят люди, далекие от буддизма, и спрашивают: «Скажи мне». Иногда даже несут фотографии своих близких, растягивают их. Терпеливо отвечаю: «Я не гадалка». Я говорю вам, что буддизм — это прежде всего философия жизни, а не религия. Во всех перевоплощениях мы переживаем разные судьбы, но карму. Карма — это удел нашей души. Только накопив хорошую карму, можно выйти из цикла перерождений сансары и достичь нирваны. Лама — психолог, астролог, целитель, собеседник, но прежде всего — учитель. Двигайтесь по истинному пути, помогите каждому найти в себе новые возможности и ответы. Иногда человек пропускает предложение, вопрос интуиции. Поэтому часто во время разговора меня останавливает посетитель и говорит: «Спасибо, я все понимаю». Александр Носырев Я в дацане с момента его основания. В 2005 году помогал с оформлением документов, хозяйственными и строительными делами — в общем, по профессии архитектор. Помню, каким неряшливым был этот парк раньше, местные даже боялись туда заходить. Первым делом вывозили два КАМАЗа мусора, прореживали рощи, потом приступили к возведению первых построек. Судя по всему, в прошлой жизни я был буддистом. Я часто хожу на молебны, стараюсь утром ехать в Сахюсан, кружить и молиться. Здесь каждый предмет — барабаны, флаги, ступы — излучает умиротворение и снимает агрессию. Несколько лет назад в Монголии Биликто-ламе подарили двух тибетских мастифов: Хана и Нингара. Они жили в его доме месяц, потом переехали сюда, я стал за ними ухаживать. Хан настоящий баран, он огромный, его недавно послали охранять дом. А Нингар до сих пор здесь живет. Кинологи считают, что это не чистокровные мастифы, а помесь с монгольской борзой. Мастифы ни в коем случае не привязанные к цепям собаки, но мы должны держать их на поводке. Пытались сделать забор, но ночью незаметно влезают в яму под забором и выходят. Меня, можно сказать, считают хозяином: разрешают подняться, покормить, уколы, лекарства. Но в целом это все же неуправляемые собаки. Если вы скажете «близко» к Нингару, это даже не коснется вашего слуха. Иногда из дацана звонят: «Петрович, вернее, опять упал! Как доехать к дацану из Улан-Удэ добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, на такси или на личном автомобиле. На каком транспорте ехать: сначала нужно добраться до остановки «Площадь Банзарова», от которой два автобуса отправляются в Иволгинск: No. Кстати, они проезжают через остановки «ТЦ Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», поэтому сесть на этот транспорт можно на любой из остановок. В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» курсируют маршрутные такси, у которых нет номера, но есть табличка «К дацану». Именно по ним можно добраться до поселка Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы не потратите больше часа. На такси поездка займет меньше времени: около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. Вы также доберетесь туда на личном транспорте: по трассе А-340 по мосту через реку Селенгу, по нему до Иволгинска около 35 км и далее на север в сторону Альта-Иволги около 8 км. В этот день возле дацана была воздвигнута ступа лотоса, которая также носит второе название — Бадма Чоден. Кроме того, сюда стекались десятки буддистов, местных жителей и просто неравнодушных людей. Они приносили в ступу подношения в виде молока, чая, сладостей, фруктов, выпечки. Ступа, как обычно, имеет форму трехъярусной пирамиды с квадратным основанием. Существует легенда о том, почему в такой форме принято строить ступы. Ступа Бадма Ходен Когда Будда вошел в последнюю нирвану, его товарищи спросили, как они будут ему молиться. Затем Мастер разделся, сложил мантию в квадрат и поставил на нее специальную чашу. Он завещал, что необходимо строить святыни подобной формы и обходить их, совершать земные поклоны и подношения, например, приносить светильники: это равносильно поклонению самому Будде, и кто бы это ни делал, накапливает хорошую карму. Во время строительства внутрь ступы помещали драгоценные для буддистов реликвии: ладан, копии священных писаний, ритуальные сосуды.