Новости откуда появился великий пост

Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа. Чего нельзя делать в Великий пост?

Великий пост в 2024 году

Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно. На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик. После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким...

Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы. Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха... Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. Особо строгий пост соблюдается в пятницу — Великий Пяток. В этот день стараются ничего не есть. По материалам, собранным корреспондентом Тенишевского бюро, крестьяне Саранского уезда Пензенской губернии в течение Страстной недели не пропускали ни одной службы в храме, ставили свечи к иконам, подавали милостыню, старались избегать всяческих ссор, считавшихся большим грехом, одним словом, вели себя очень строго. К Светлому Христову Воскресению готовились повсеместно. Зобнин вспоминал: «С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи...

Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни. Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы... Из трех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна. Для меня, малыша, это было непонятно. Я пробовал не есть, но у меня ничего не выходило. Это трехдневное воздержание от еды перед Пасхой мать соблюдала в течение всей жизни». В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца фуксином или луковой шелухой. Яйца, освященные в храме, имеют свойство сохраняться до праздника Вознесения Господня, где бы они ни лежали.

Зобнин сообщает, что у них в селе яйца красили утром в Великую Субботу и тогда же их делили поровну между старыми и малыми по паям: «Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники... На Пасху христосуются — целуются со словами: «Христос воскресе! В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог. Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. В каждой губернии разговлялись по-разному в зависимости от достатка и доступности продуктов. Зобнин писал, что, перед тем как приступить к трапезе, в сибирских селах съедали по ложке растительного масла.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица — «Святая неделя «Великоденская», «Радостная». Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Священник и члены церковного причта ходили в городах и селах по домам со священными иконами, пели праздничные стихи и благословляли.

Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 27 февраля 2023, 13:12 У православных верующих начинается Великий пост Он является самым строгим и долгим, длится шесть недель, и затем еще Страстная седмица в память о последних земных днях и страданиях Христа. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля.

Когда Моисей вырос, он пришел к фараону с просьбой отпустить его людей, но фараон отказался. После этого разгневанный Бог наслал на Египет десять бедствий десять казней египетских — в стране разразился голод, мор и неурожай. В преддверии десятой ночи, когда должны были погибнуть все египетские первенцы, Бог передал через Моисея совет: пусть каждая еврейская семья зарежет ягненка и помажет его кровью дверь своего дома — это спасет их младенца от смерти. Ночью ангел-губитель спустился в Египет и действительно не тронул ни одного еврейского ребенка — прошел мимо них, а ягненок, то есть пасхальный агнец, стал символом жертвенности. Когда именно произошел переход от иудейского праздника Песах к христианскому празднику Пасхи — неизвестно Понимание новой пасхальной жертвы описано апостолом Павлом уже в Первом послании к коринфянам, в рассказе о Тайной вечере. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи», — так определяет символическое значение Пасхи редакция российского православного портала «Правмир». Протоиерей Игорь Фомин в интервью журналу «Фома» дает празднику более краткое определение. Пасха — это жизнь вечная, освобождение от смерти Игорь Фоминпротоиерей Главные пасхальные традиции и обряды Великий пост Пасхе предшествует Великий пост. Как и дата самого праздника, день начала поста каждый год меняется — в 2023-м, например, он выпал на 27 февраля. Мнения по поводу рыбы и морепродуктов расходятся: некоторые утверждают, что их можно употреблять в определенные дни, другие — что это разрешено во все субботы и воскресенья в период поста. Смысл Великого поста, в первую очередь, в очищении тела и души. Страстная седмица, последняя, самая строгая неделя поста, символизирует приобщение к мукам Христа и приобщение к его воскрешению Анна Карасеварелигиовед Страстная неделя Страстной неделей называют несколько дней, предшествующих Пасхе. Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а слово «страсть» в данном контексте означает «страдание». Каждый день Страстной седмицы имеет свое символическое значение. Страстная неделя в 2023 году — с 10 по 16 апреля В первый день, Великий понедельник, верующие вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов. В Великий вторник священнослужители рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают верующим о его основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников. Великий четверг или Чистый четверг связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий». В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе.

In Lev. Петр Ал. Еще один источник, из которого возник Великий пост — это предкрещальный пост. К III в. Самым ранним безспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте включающем Страстную седмицу , по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное пасхальное послание 330 свт. Афанасия Великого PG. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода. Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой.

Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Питьевой режим Во время поста необходимо тщательно следить за питьевым режимом. В сутки рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды. Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод. При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды. Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов.

Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков.

Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры. Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста. Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты. Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои. По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье.

Ценный источник белка и альтернатива мясу. Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару.

Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. Рыбные блюда только в определенные дни.

В первые два и в последний день поста Церковь рекомендует вообще не есть, а в остальное время соблюдать умеренность в еде, обходясь без мяса, яиц и молочных продуктов. При этом у беременных женщин, больных и занятых тяжелым трудом людей пост может быть не столь строгим. Между тем ограничение в пище - не единственное, которое накладывает на человека Великий пост.

Какие молитвы нужно читать в Великий пост В понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресенье совершается память святого Григория Паламы, жившего в 14 веке. В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Верующие поклоняются ему со словами: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник. В четверг на пятой неделе проводится «стояние Святой Марии Египетской». В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице.

В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью.

Великий пост - как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил

Первый — Великая четыредесятница. Он установлен в память о пребывании Иисуса Христа в Иудейской пустыне. В течение 40 дней Сын Божий ходил по бесплодной земле без еды и воды. Под конец к нему явился дьявол, предлагая различные блага и славу в обмен на отказ от веры, но Спаситель не прислушался к его словам и обрел духовную силу. Второй период Великого поста — Страстная седмица. Так называют последнюю неделю перед Пасхой. В эти дни пост особенно строгий, так как церковь вспоминает о предательстве Иуды и крестных страданиях Христа. Начало Великого поста Чистый понедельник в 2024 году — традиции и смысл Особой строгостью отличается и первая неделя Великого поста, которая называется «Торжество православия». В это время церковь празднует победу над иконоборческой ересью в IX веке нашей эры, восстановление традиции почитания святых образов и мощей. Таким образом провозглашается победа веры над всеми когда-либо существовавшими ложными учениями.

Открывает Великий пост Чистый понедельник.

Из-за этой забывчивости, падений, гpеха наша жизнь становится опять "стаpой" - мелкой, темной, лишенной всякого смысла: бессмысленное пyтешествие к бессмысленному концу. Мы yмyдpяемся даже забыть о смеpти, и вот внезапно, сpеди нашей такой пpиятной жизни, она пpиходит: yжасная, неизбежная, бессмысленная. Иногда мы сознаем pазличные наши гpехи и каемся в них, но мы не отдаемся той новой жизни, котоpyю Хpистос откpыл и даpовал нам. Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил. И это единственный настоящий гpех, глyбочайшая тpагедия и гpyсть нашего номинального хpистианства. Если мы это поймем и пpизнаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему пеpед ней необходим Пост.

Только тогда мы сможем понять, что все литypгические тpадиции Цеpкви, весь цикл ее богослyжений сyществyет пpежде всего для того, чтобы помочь нам вновь yвидать и вкусить этy Новую Жизнь, от котоpой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, веpнуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, pадость, котоpую мы не вкyсили? Одним словом: как мы можем искать Цаpства, о котоpом мы не имеем понятия? Цеpковное богослyжение с самого начала и до сих поp есть единственный вход в это Цаpство, пpиобщение к Hовой Жизни. Цеpковь откpывает нам чеpез свою богослyжебнyю жизнь то, "чего не видел глаз, не слышало yхо и не пpиходило на сеpдце человекy... Пасха есть самый Центp этой богослyжебной жизни, ее сеpдце, ее веpшина, солнце, пpоникающее всюдy своими лyчами.

Каждый год откpывается двеpь в сияние Цаpства Хpистова, нам дается пpедвкyшение вечной pадости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо yже наполняющих всю вселеннyю: "Смеpти нет". Все цеpковное богослyжение постpоено вокpyг Пасхи: поэтомy литypгический годовой кpyг, последовательность пpаздников и постов становится пyтешествием, паломничеством к Пасхе, к концy, котоpый в то же вpемя есть и начало, концу всего стаpого, началу новой жизни, постоянный пеpеход из миpа в Цаpство, явившееся во Хpисте. Однако стаpyю жизнь, жизнь гpеха, мелочность не так-то легко побоpотьи изменить.

В этот период верные христиане готовились к празднику Пасхи, а оглашенные — к Крещению. Первоначально продолжительность предпасхального поста была небольшой и различной во всех поместных Церквах. Стоит отметить, что в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. По-разному проводили этот пост и христиане. Когда именно появилась Четыредесятница как постный период перед Пасхой, сказать сложно. Упоминают о ней в пятом правиле Первого Вселенский Собор в Никее 325 год.

Это указывает на то, что в эпоху этого Собора Четыредесятницу приняли во всей Церкви. По другим историческим данным, установление Четыредесятницы связывают с сорокадневным постом Господа и пророков Илии и Моисея. В середине III столетия в некоторых поместных Церквах был установлен шестидневный пост, во время которого вспоминали о событиях Страстной недели. Его придерживались не все христиане. Некоторые считали такой пост чрезмерным и постились только около 40 часов. Дионисий Великий Александрийский Во второй половине III века епископу Александрии, Дионисию Великому, был задан вопрос о том, когда нужно завершать Великий пост, вечером в Страстную субботу или утром на Пасху после пения петухов. На этот вопрос он ответил так: «И шесть дней поста не всеми соблюдаются одинаково: одни все дни проводят без пищи, а другие и вовсе не постятся. Тем, которые очень ослабели от продолжительного воздержания и практически погибают от изнеможения, более раннее вкушение пищи простительно. Однако есть и такие, кто остальные четыре предшествующие дня поста вообще его не придерживаются, а порой и позволяют себе всякие излишества в еде, и потом, за два дня до Светлого Воскресения, т.

Но уже в начале V века все поместные Церкви приходят к идее соблюдения сорокадневного Великого поста.

Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. Романа Сладкопевца VI в. В нек-рых памятниках, напр. Согласно Типикону Великой ц. В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде Мф 25.

На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии т. Для всех будних дней В. На 1-й седмице В. В 1-ю субботу В. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков Моисея, Аарона, Самуила и др. Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св.

Дометия Евангелие - Мк 9. В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия Мк 10. После X в. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе как в Типиконе Великой ц. Особенностью содержания и структуры В.

Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В. По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы.

Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см. Православия неделя. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. Особое значение имеет 2 будних дня В.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Великий пост был установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне перед выходом на проповедь и служение. Посты древней церкви: предпасхальный, трехнедельный пост иудеохристианских общин, пост катехуменов, послебогоявленский 40-дневный пост. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая. Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году.

Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты

Великий пост: как его провести правильно и зачем это нужно История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых.
Великий пост: история возникновения Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений.
У православных верующих начинается Великий пост Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.
О Великом посте: суть Великого поста В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая.

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Когда появился первый пост? Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»). Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Великий пост появился в Великую пятницу, когда вспоминаются страдания господа Иисуса Христа. Особенно актуален Великий пост, помогающий избавиться от жировых запасов, которые организм делал на зиму, и возвращает легкость. Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма.

5 удивительных фактов о Великом посте

Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться.

Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой. Нельзя ссориться, если часто злитесь, следует просить Бога помочь вам преодолеть злобу.

Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть?

Почему мы постимся, а Ты не видишь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Не надо только использовать болезнь как отговорку. Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдешь доброе расположение? Как поститься в гостях? Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает? И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте». Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла? Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного. Все ли дозволено после поста? Строгие посты делаются напрасными, когда за ними следует излишнее употребление пищи, которое доходит до порока чревобесия. Разговейся, да не оскоромься! Прошел пост, — теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда. И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое. Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига… Господь собрал нас в храмы, учил, вразумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, — и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши, как должно, выводят на брань, побросают оружие, и предадутся в руки врагов? Когда пост проводим — говеем и исповедаемся, только познаем свои грехи и страсти, и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить с особенным, новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное. Ибо когда они не восстают, не знаешь, за что взяться, как на гряде не знаешь, что вырывать, когда нехорошие корни скрыты под землею. Пусть — теперь время страстное, и будут возбуждаться страсти, — бери их твердою рукою, вырывай и бросай за ограду сердца, — и с радостию сие твори, ведая, что сим показываешь Господу всеведущему верность свою — искреннюю». Евхаристический пост Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы в течение нескольких дней от трех до семи. Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения. Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения тем, кто страдает этой дурной привычкой до времени Причастия.

Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях. В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими.

Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы

Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный (духовный). История возникновения адвентизма Адвентисты появились в США в начале XIX века. Великий пост появился в Великую пятницу, когда вспоминаются страдания господа Иисуса Христа.

От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста

Но с уверенностью можно утверждать, что пост Четыредесятницы всегда был очень строг. Правило 69 Святых апостолов угрожает отлучением от Церкви для мирян и извержением из сана для клириков, не постящихся в святую Четыредесятницу перед Пасхой. Согласно 50 правилу Святого Поместного Собора Лаодикийского созванного около 360 г. Христиане должны были воздерживаться от продуктов животного происхождения яйца и молочные продукты , убойных продуктов мясо-рыба и от вина. До 9 часов после восхода солнца христиане ничего не должны были вкушать, а за обедом не употребляли перечисленные выше яства. Название «Четыредесятница» связано с сорокадневной продолжительностью поста. В Апостольских постановлениях сказано, что совершать этот пост нужно перед пасхальным постом имеется в виду пост Страстной седмицы , начиная с понедельника Чистого понедельника и оканчивая в пятницу накануне Лазаревой субботы. Отпостившись на протяжении этих сорока дней, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в эти дни со страхом и трепетом. Очень рано Четыредесятницу назвали Великой. И не только для того, чтобы выделить её из других ежегодных многодневных постов, но, и чтобы подчеркнуть её значение: строгость самого поста и подвига, предполагаемого им, а также цель ради которой он был установлен — духовную подготовку к Пасхе — главному христианскому празднику.

Подготовка к Великому посту Великому посту предшествуют три недели, на протяжении которых Церковь начинает к нему подготавливаться: Первая подготовительная неделя — «неделя Мытаря и Фарисея» или «сплошная седмица». На ней нет поста на трапезе. Во время литургии в воскресенье читается Евангелие «о Мытаре и Фарисее». Эта притча учит нас истинному покаянию и смирению, без которых пост будет бесполезен. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста во время всенощного бдения поётся молитва «Покаяние отверзи ми двери». Вторая подготовительная неделя — «Неделя о блудном сыне», на протяжении которой среда и пятница постные.

Начинается он за семь недель до праздника Светлой Пасхи и состоит из Четыредесятницы сорок дней и Сплошной седмицы недели перед Пасхой. Пришел он к нам ещё из Апостольских времен. Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. В этот период верные христиане готовились к празднику Пасхи, а оглашенные — к Крещению. Первоначально продолжительность предпасхального поста была небольшой и различной во всех поместных Церквах. Стоит отметить, что в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. По-разному проводили этот пост и христиане. Когда именно появилась Четыредесятница как постный период перед Пасхой, сказать сложно. Упоминают о ней в пятом правиле Первого Вселенский Собор в Никее 325 год. Это указывает на то, что в эпоху этого Собора Четыредесятницу приняли во всей Церкви. По другим историческим данным, установление Четыредесятницы связывают с сорокадневным постом Господа и пророков Илии и Моисея. В середине III столетия в некоторых поместных Церквах был установлен шестидневный пост, во время которого вспоминали о событиях Страстной недели. Его придерживались не все христиане. Некоторые считали такой пост чрезмерным и постились только около 40 часов. Дионисий Великий Александрийский Во второй половине III века епископу Александрии, Дионисию Великому, был задан вопрос о том, когда нужно завершать Великий пост, вечером в Страстную субботу или утром на Пасху после пения петухов. На этот вопрос он ответил так: «И шесть дней поста не всеми соблюдаются одинаково: одни все дни проводят без пищи, а другие и вовсе не постятся.

Звучат слова молитвы, которые напоминают плач, полный раскаяния и скорби... Главная богослужебная особенность Великого поста - это особая, торжественная Литургия Преждеосвященных Даров. На ней не совершается Евхаристия. Верующие причащаются Святыми Дарами, которые были освящены ранее, в субботу или воскресенье. Великий пост считается строгим, разрешается только растительная пища, за исключением дней Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим. В четвёртом веке окончательно сложились порядок и правила Великого поста. Они закреплены в Церковном уставе - Типиконе. Следует отметить, что это прежде всего указания для монастырей. Миряне могут определить свою меру поста в беседе со священником. История Великого поста указывает нам, что пост - это в первую очередь время для разговора со своей душой, время самоанализа, раскаяния и перемены жизни.

Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий