Совет Безопасности ООН — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Зал заседаний Совета Безопасности ООН Совет Безопасности ООН (англ. United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l'ONU, араб.
Швейцария впервые возглавила Совет Безопасности ООН
А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятёрку» — G5. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза [прим. После полномасштабного вторжения России в Украину дипломаты, юристы, журналисты и учёные со всего мира подали петицию об исключении России из ООН. Томас Грант, профессор международного права в Кембридже и бывший советник Госдепартамента США, который также поддержал петицию, заявил, что существует юридический механизм, с помощью которого Россия может быть исключена из Совета безопасности.
Я не очень представляю себе, как это может быть сделано на практике без перечеркивания устава ООН и основ работы организации, - пояснил постпред РФ. Есть более-менее устоявшееся понимание, что в Совете безопасности должно быть 20 с небольшим членов. И в этой связи возникает вопрос о том, кто это будет, в каких категориях все произойдет. Будут ли это новые постоянные члены. Если это будут новые постоянные члены, то будут ли они с правом вето или без права вето. Либо это будут не постоянные члены, потому что сейчас они избираются на два года. Либо это будут не постоянные члены, но с более длительным сроком пребывания в Совбезе".
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Как объяснил постоянный представитель нашей страны Василий Небензя, Москва настаивает на том, что в космосе нельзя размещать любые вооружения, а не только оружие массового уничтожения. И еще российский дипломат ответил американскому постпреду Линде Томас Гринфилд, которая недавно вернулась из Японии.
Американские дипломаты сразу же вступили с Россией в полемику. Кроме того, они обвинили КНР в лояльности к россиянам в Совбезе из-за своего вердикта: Китай воздержался от голосования. Это было расценено как поддержка РФ в конфликтном вопросе.
Китай призывает ООН начать расследование взрыва на Северном потоке
С этим пониманием мы посчитали дальнейшую работу по проекту заявления Председателя СБ абсолютно бессмысленной. Хочу объявить об этом на нашем сегодняшнем заседании. Надеемся, что эта нелицеприятная ситуация стала для наших коллег из стран Глобального Юга наглядной иллюстрацией истинных намерений западных делегаций применительно к терактам на «Северных потоках». Все, что им нужно — удерживать эту тему вне фокуса внимания СБ ООН и покрывать своих союзников, не предоставляющих международному сообществу никакой хоть сколь-нибудь полезной информации, а также отказывающихся сотрудничать с Россией, как это предусмотрено, в частности, статьей 10 упомянутой нами Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Хочу также отметить в этой связи, что все запросы российских компетентных органов о сотрудничестве в рамках расследования теракта на «Северных потоках» к их коллегам из европейских стран, ведущих следственные действия, были последовательно и демонстративно проигнорированы. Если мы и получали какие-то ответы, то они представляли собой не более чем формальные «отписки».
Копии соответствующей корреспонденции были распространены нами в 2023 году в СБ ООН — все коллеги могут в этом убедиться. С учетом данной недопустимой ситуации 21 и 22 марта 2024 года Министерство иностранных дел Российской Федерации направило в адрес посольств Дании, Германии, Швеции и Швейцарии в Москве ноты в связи с неисполнением данными государствами их обязательств в рамках Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Данные ноты констатировали наличие спора между нашей страной и указанными государствами в контексте этих международных инструментов и содержали запрос о проведении переговоров об их толковании и применении. Копии данных нот были также направлены нами для распространения в качестве официальных документов Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Г-н Председатель, Призываю всех коллег сегодня задаться вопросом: как можно объяснить ситуацию, в которой какое-то государство или группа государств на словах осуждают совершение преступления, но при этом всячески противятся общим усилиям по установлению виновных?
У любого здравомыслящего человека при этом возникают подозрения в нечестной, «двойной» игре. Оно особенно усиливается, если вспомнить, что политики из этого государства или государств до этого преступления призывали к его совершению, а после того, как оно было совершено, радовались этому факту. Все мы с вами эти высказывания высших американских официальных лиц и их союзников слышали и видели. А потом США и сотоварищи занялись скоординированной кампанией по распространению в западных СМИ абсурдных и порой противоречащих друг другу версий произошедшего. Предвижу возмущенные возгласы наших американских коллег после нашего выступления о том, как мы можем обвинять США и их союзников.
Раз так, то может быть, вы потрудитесь как-то объяснить все происходящее, и признание своих лидеров, и демонстративный саботаж усилий по международному расследованию? Причём объяснить так, чтобы вы при этом не звучали как Безумный Шляпник из «Алисы в стране чудес», а как представители государства — постоянного члена СБ ООН? Симптоматично, что к нелепому нарративу западного политического и медийного истеблишмента в последнее время присоединился и частный сектор. Крайне интересно было бы узнать: а какой вооруженный конфликт происходит в районе острова Борнхольм в исключительной экономической зоне Дании и Швеции, и в курсе ли этого сами эти государства? Причем страховщики сами делают вывод о том, что подрыв газопроводов был осуществлен с помощью взрывного устройства, злонамеренно и по политическим мотивам, тем самым подтверждая его террористическую природу.
Г-н Председатель, Не сомневаемся, что в ходе сегодняшнего заседания западные коллеги продолжат столь же нелепо и саморазоблачающее хвалить датские и шведские власти, впустую потратившие полтора года, а также защищать немецкое расследование, о результатах которого международное сообщество по-прежнему не знает ничего. Они продолжат и далее говорить об отсутствии «добавленной стоимости» в международных усилиях. Их цели и так понятны — бесконечно долго писать эту «сказку о потерянном времени» в надежде на то, что международное сообщество забудет об этом теракте.
При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады. Статья 25 Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Статья 26 В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47 , планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.
Было сочтено, что воздержание постоянного члена в ходе голосования не рассматривается как применение им права вето. Однако смягчение правил было уравновешено появлением так называемого права «двойного вето», согласно которому при возникновении спора о том, считать ли определённый вопрос процедурным или нет, решение принимается в качестве непроцедурного вопроса. В 1945 году в ООН был 51 член, а в 1965 году, когда количество непостоянных членов Совета Безопасности выросло с 6 до 10, общее членство в организации достигло 117. В настоящее время ООН насчитывает 193 члена, а значит, Совет Безопасности стал ещё менее представительным, чем он был изначально. По мнению многих критиков, неэффективность Совета Безопасности объясняется его недемократичностью и в особенности применением или угрозой применения права вето одним или несколькими из его постоянных членов. Кроме того, почему в составе Совета постоянно представлены именно эти пять государств, а не, например, Германия или Япония, опережающие по своему экономическому могуществу некоторых постоянных членов, или Индия — вторая страна мира по размеру населения? Вызывает также вопросы, почему два континента в лице Африки и Южной Америки вообще не представлены в числе избранных? Все эти вопросы актуальны и важны, по крайней мере кажутся таковыми. Мир действительно сильно изменился за 75 лет, прошедших с момента основания ООН. Деколонизация привела к кардинальной перестройке геополитического устройства мира, и ООН с её Советом Безопасности сыграли в этом процессе важную роль. Соответственно, многие выступают за срочную реформу Совета Безопасности, включая реализацию самых радикальных предложений, таких как отмена права вето и увеличение числа постоянных членов. Но чем больше я размышляю над этим, тем меньше верю в возможность и даже необходимость глубокого преобразования Совета Безопасности. Почему я так думаю? Во-первых, я исхожу из прагматичной и даже немного циничной логики. В нынешней ситуации проведение таких реформ представляется практически неосуществимым. Ни один из постоянных членов Совета Безопасности не готов отказаться от права вето. В лучшем случае, что крайне маловероятно в обозримом будущем, они могут согласиться на добровольное ограничение использования права вето в определённых случаях или при определённых обстоятельствах. Что касается вопроса о включении в число постоянных членов новых стран, например, Индии, Германии, Японии, Бразилии или других государств, всегда найдётся кто-либо, кто будет категорически против включения в Совет кого-нибудь из их числа. Как мы помним, для утверждения любых преобразований Совета Безопасности требуется обеспечить совпадение голосов его постоянных членов. Однако помимо соображений практического характера, продиктованных сутью вопроса макиавеллистический подход к изучению мировой политики всегда актуален , есть и другие причины, которые заставляют задуматься о целесообразности внесения существенных изменений в Устав ООН. Причина неэффективности Совета Безопасности ООН кроется вовсе не в его составе, наличии или отсутствии права вето или правилах процедуры. Чтобы было яснее, обратимся к схожей ситуации, сложившейся в период между двумя мировыми войнами. В 1928 году был подписан и вступил в силу «Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики», вошедший в историю как Пакт Бриана — Келлога. В нём говорилось, что стороны осуждают «обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в качестве орудия национальной политики в своих взаимных отношениях». Но не прошло и десяти лет как пламя войны охватило Европу и вскоре весь мир. Многие критиковали Пакт Бриана — Келлога за то, что его текст носил слишком общий характер, а также за осуждение только войн, тогда как государства могут использовать силу, не прибегая к войне, и не всегда делают это «в качестве орудия национальной политики», а в качестве орудия международной политики и так далее. Однако это свидетельствовало не о недостатках пакта, а об усугублении проблем и противоречий, которые не были решены Версальским мирным договором и в дальнейшем породили приход к власти в Германии нацистов, политику умиротворения, увенчавшуюся сдачей Чехословакии в результате Мюнхенского сговора 1938 года, а также другие геополитические и идеологические изменения, приведшие к самой кровопролитной войне в истории человечества. В настоящее время наличие таких недостатков в Уставе ООН совершенно не мешает Совету Безопасности эффективно решать проблемы роста террористической угрозы, распространения межэтнических и межрелигиозных конфликтов, пандемии, киберпреступности, глобального потепления и другие вопросы. Скорее речь идёт о геополитической конфигурации, сложившейся в результате столкновения двух противоположных представлений о мире — с одной стороны, сохранение тенденций, сформировавшихся в период однополярного мира 1990-х годов, с другой стороны, принятие нарождающейся многополярности и умение управлять ею. В начале 1990-х годов казалось, что холодная война позади.
В частности, украинский лидер вновь потребовал лишить Россию права голоса в Совбезе ООН, а на решения накладывать вето. НСН не может участвовать ни в каких голосованиях относительно своей агрессии и террора, это тупик», - заявил Зеленский. Правда, Зеленский промолчал, что в момент его выступления украинские военные вели обстрел Донецка. Пока по его приказу совершались обстрелы города с многотысячным населением, он обвинял Россию в преступлениях против человечности. Небензя рассказал, зачем Россия поражает инфраструктуру Украины После Зеленского выступили с заявлениями не выдерживающими никакой критики представители других стран. В частности, он обвинил Россию в падении ракет в Польше - и тут, как говорится, без комментариев.
США выступили за расширение состава Совбеза ООН
Шмыгаль: Украина потеряла около половины энергосистемы страны В нарушение всех правил по видеосвязи выступил президент Украины Владимир Зеленский. Из нового — только статистические итоги минувшего дня: «11 областей были полностью обесточены». Остальные заявления не содержали ничего нового. В частности, украинский лидер вновь потребовал лишить Россию права голоса в Совбезе ООН, а на решения накладывать вето. НСН не может участвовать ни в каких голосованиях относительно своей агрессии и террора, это тупик», - заявил Зеленский. Правда, Зеленский промолчал, что в момент его выступления украинские военные вели обстрел Донецка.
В своей предвыборной программе он назвал в качестве приоритетов вопросы защиты прав человека, проблемы изменения климата, информационной и продовольственной безопасности. Спокойный, сбалансированный характер программы К. Короши позволяет надеяться, что новый глава Генассамблеи сможет сглаживать обострения, вызванные провокациями со стороны отдельных стран и групп стран на нынешней сессии. Нет сомнений, что такие провокации продолжатся и в этой ситуации профессионализм председателя ГА ООН имеет важное значение. Состоялись также выборы директора Всемирной организации здравоохранения ВОЗ. Нынешний директор Тедрос Гебреисус переизбран на новый пятилетний срок. Стоит отметить два примечательных обстоятельства. Первое: Тедрос оказался единственным кандидатом на этот пост, как будто других достойных нет. И второе: выборы проводились тайно. Делегатам просто объявили, что Тедрос переизбран. Сколько голосов он получил, останется тайной. Организация Объединённых Наций, несмотря на все имеющиеся и всё нарастающие в ней проблемы, остаётся единственной универсальной международной организацией.
Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. Основная статья: Право вето в Совете Безопасности ООН Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, что неоднократно имело место. В 2015 году международная правозащитная организация Amnesty International призвала пять постоянных членов Совета Безопасности добровольно отказаться от права вето по решениям, касающимся геноцида и массовых убийств мирного населения [25]. При этом глава Amnesty International Салил Шетти англ.
Можно выделить несколько основных направлений деятельности учреждений системы ООН в области экономического и социального развития: Устойчивое развитие В последние десятилетия в мире сформировался консенсус относительно того, что наилучшие пути к улучшению жизни людей пролегают в русле устойчивого развития, то есть такого развития, которое отвечает потребностям нынешнего поколения. Концептуально такой подход утвердился в международной повестке дня после проведения в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Актуальность основных положений принятого на этой конференции документа — «Повестки дня на XXI век» — была впоследствии подтверждена на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году и Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в июне 2012 года. На состоявшемся в 2000 году в Нью-Йорке Саммите тысячелетия ООН 189 государственных руководителей стран мира приняли Декларацию тысячелетия, в которой были сформулированы восемь т. Целей развития тысячелетия ЦРТ в области экономического и социального развития, которых мировое сообщество обязалось достичь к 2015 году. Цели устойчивого развития ЦУР — обширная программа действий, охватывающая все области социального и экономического развития, социального равноправия, совершенствования работы государственных институтов и развития партнёрств. Экономическое развитие Убежденность в том, что для всех народов экономическое развитие является одним из наиболее верных путей достижения политической и экономической безопасности и социальной стабильности — основополагающий принцип, которого придерживаются страны — члены Организации Объединённых Наций. ООН последовательно стремится к тому, чтобы экономический рост и глобализация были ориентированы на повышение благосостояния людей, искоренение нищеты, обеспечение справедливых условий торговли и сокращение долгового бремени бедных стран. Программа развития ООН ПРООН работает на местах в 177 странах, реализуя проекты в таких областях как устойчивое развитие, демократическое правление и миростроительство, климат и устойчивость к стихийным бедствиям и другие. Международная организация труда МОТ занимается как экономическими, так и социальными аспектами развития, являясь единственным трехсторонним учреждением ООН, объединяющим представителей правительств, работодателей и профсоюзов. Её цель — выработка политики и программ, способствующих обеспечению достойной работы для всех. Международная организация гражданской авиации ИКАО и Международная морская организация ИМО являются глобальными форумами по сотрудничеству его государств-членов в области авиационного сообщения и морского судоходства. Международный союз электросвязи МСЭ работает над тем, чтобы люди по всему миру могли воспользоваться всеми преимуществами информационно-коммуникационных технологий. Социальное развитие При рассмотрении социальных проблем Организация Объединённых Наций содействует реализации стратегий развития, в центре которых находится человек, семья и общество. В сфере её интересов — обеспечение здравоохранения и образования, вопросы народонаселения и положение уязвимых групп населения, включая женщин, детей и молодежь, коренные народы, инвалидов, пожилых людей и других. Проблемы социального развития составили основу повестки дня нескольких глобальных конференций ООН, в том числе Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития 1995 года. Ставшая итогом этой встречи Копенгагенская декларация о социальном развитии и определённые в ней 10 обязательств представляют собой социальный договор глобального масштаба. Относительно новой проблемой для международного сообщества становится неоднозначная и противоречивая динамика демографических показателей, изменение тенденций в области народонаселения, резкая урбанизация и сопутствующая им миграция населения. Смыслом работы Детского фонда Организации Объединённых Наций ЮНИСЕФ является поощрение и защита прав детей, с тем, чтобы все дети во всём мире могли жить, развиваться и полностью реализовать свой потенциал. В рамках системы ООН действуют Координатор по делам семьи, Посланник по делам молодежи и Специальный посланник по вопросам занятости молодежи, реализуются Программа, касающаяся молодежи и Программа ООН в области старения. Расположенное в Женеве Бюро ООН по спорту на благо развития и мира ЮНОСДП оказывает содействие Специальному советнику Генерального секретаря ООН по вопросам спорта на благо развития и мира в его всемирной деятельности в качестве пропагандиста, координатора и представителя в этой области. Управление ООН по наркотикам и преступности координирует международные усилия по борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, организованной преступностью и международным терроризмом. В рамках ЭКОСОС над аналогичной проблематикой работает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, занимающаяся также реформой уголовного права и уделяющая особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. Международное право Одной из уставных целей ООН является создание условий, «… при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». При этом меры, которые Организация может предпринимать с целью предотвращения и устранения угрозы миру должны быть предприняты «в согласии с принципами справедливости и международного права» Преамбула и Статья 1 Устава. Устав призывает ООН поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификацию Статья 13 и оказывать помощь в разрешении международных споров мирными средствами, в том числе путем судебного разбирательства Статья 33. Всемирная организация сыграла важную роль в развитии правовой базы в таких сферах, как поддержание международного мира и безопасности, международная торговля, охрана окружающей среды, морское право, международное гуманитарное право, борьба с терроризмом и др. Международные суды и трибуналы Международный суд является одним из шести главных органов ООН и её главным судебным органом. Он призван разрешать по представлению государств-членов правовые споры между ними и давать консультативные заключения по правовым вопросам, переданным на его рассмотрение уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН.
Заседание СБ ООН
Кроме Словении в состав Совбеза ООН с января 2024 года войдут также Алжир, Гвиана, Корея и Сьерра-Леоне. Соответствующее заявление сделал 26 января на заседании Совета безопасности ООН заместитель постоянного представителя КНР при организации Гэн Шуан. Ранее президент США Джозеф Байден в ходе своего выступления на 78-й Генеральной Ассамблее ООН заявил о необходимости реформы Совета безопасности ООН с включением туда большего числа членов. Инициированные Россией открытые дебаты Совета безопасности ООН на тему «Положение на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос», где председательствовал лично глава МИД РФ Сергей Лавров, обернулись международным скандалом. В Совете Безопасности ООН пройдет заседание по атаке Израиля на консульство Ирана в Дамаске. 30 апреля завершается председательство Российской Федерации в Совете Безопасности ООН. Несмотря на весьма накалившуюся стараниями западных делегаций обстановку в СБ, нам удалось обеспечить эффективную работу этого важнейшего органа ооновской системы.
Не опуская глаз
- Почему за исключением России из ООН может последовать третья мировая
- Последние новости Совбеза ООН
- Администрация Байдена предлагает свой вариант реформы Совбеза ООН - Ведомости
- «Усилия по обороне»
- Главы МИД четырех стран потребовали расширить состав Совбеза ООН
- «Усилия по обороне»
Совет Безопасности Оон – последние новости
Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Постоянные члены Совета безопасности ООН: список стран. Какие страны ООН 2024 года являются постоянными членами Совбеза? На данный момент в этот состав входит пять стран. Ранее президент США Джозеф Байден в ходе своего выступления на 78-й Генеральной Ассамблее ООН заявил о необходимости реформы Совета безопасности ООН с включением туда большего числа членов. За расширение Совбеза ООН выступают президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Фумио Кисида, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Когда начитаются споры о том, как сделать Организацию Объединенных Наций более эффективной и более значимой в современной мировой политике, главное внимание, как правило, уделяется вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН.
Ведущая войну Россия с 1 апреля возглавит Совбез ООН. Повлияет ли это на что-то?
До этого, с 2014 года, Россия была лишена права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы — главной «трибуне» организации. На этом сходятся и российские, и американские эксперты. И почему на этот раз Запад не стал бойкотировать российскую делегацию Вместо этого Вашингтон добивается изоляции России на всех других международных площадках. Об этом говорится в проекте оборонного бюджета США на 2023 год. Среди организаций, где планируется изолировать Россию, — Базельский комитет по банковскому надзору, Совет по финансовой стабильности и Международная ассоциация страховых надзоров. Кроме того, в США рассчитывают удалить из состава G20 российских правительственных служащих и запретить на обмен информацией по системам ПРО с Россией. Такое решение должно быть одобрено в том числе Совбезом, а в Совбезе у нас право вето, то же самое касается и вообще исключения России из ООН. Это будет означать слом всей системы, которая базируется на международном праве, на Уставе ООН.
Так было далеко не всегда. На прошлых выборах Эстония была избрана всего 111 голосами, а провалившиеся Грузия и Латвия не получили ни одного. Каковы итоги выбора новых членов Совбеза? Термин «агрессивные» не случаен: все эти страны не только участвуют в санкциях против России, но и выступили инициаторами возбуждения дела против России в Международном уголовном суде МУС. Полагаю, что натравливание МУС на Россию — более серьёзная атака, чем санкции. Избранными оказались лишь две страны: Словакия и Словения. Третье место остается вакантным.
Борьба за него велась между Российской Федерацией и Северной Македонией. В первом раунде голосования Россия получила 118 голосов для избрания не хватило всего 10 голосов. Новые выборы за третье место будут назначены дополнительно. Им стал венгерский дипломат Ксаба Короши. В отличие от нынешнего председателя ГА ООН, с трудом говорящего на английском, новый глава ГА ООН владеет большинством официальных языков Организации, включая английский, французский, арабский и русский.
Сейчас же стало известно, что с 1 апреля председательство в Совете безопасности Организации Объединённых Наций переходит России. Украинский министр назвал это «неудачной шуткой» и что мир не сможет быть в безопасности с Россией, президент которой находится в розыске Международного уголовного суда.
Получение председательства в Совете безопасности происходит не на основе избирательного процесса, а путём ежемесячной ротации должность.
Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения. Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов. Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря. Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов: Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности Первый комитет занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности. Комитет по экономическим и финансовым вопросам Второй комитет занимается экономическими вопросами. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры Третий комитет занимается проблемами социального и гуманитарного характера. Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации Четвертый комитет занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации. Комитет по административным и бюджетным вопросам Пятый комитет занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
Президент Казахстана призвал расширить состав Совбеза ООН
МИД РФ: после ветирования резолюции США и Японии по оружию в космосе Россия в ближайшее время внесет собственный проект резолюции в Совбез ООН. Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Администрация США предложит расширить состав Совета Безопасности ООН, сообщает «Голос Америки» со ссылкой на газету The Washington Post. По данным газеты, согласно плану США, до шести стран могут получить статус постоянных членов Совета Безопасности, однако.
Politico: вражда крупных мировых держав парализует работу ключевых органов ООН
Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, комментируя председательство России в СБ, подчеркнула , что «к сожалению, Россия является постоянным членом Совета Безопасности, и не существует реальных международно-правовых путей, чтобы изменить эту реальность». Как отметила Жан-Пьер, Вашингтон ожидает, что «Россия продолжит использовать свое место в совете для распространения дезинформация» и оправдания своих действий на Украине. Представитель Белого дома также призвала Москву «вести себя профессионально» на должности председателя. Эндрю Маклауд подчеркнул, что если один из постоянных членов Совбеза, «оказывается на той или иной стороне вооруженного конфликта», то СБ ООН «ничего не может сделать, чтобы остановить его». У постоянного члена Совбеза есть право вето, которое позволяет отвергать проект любой резолюции ООН. Например, 26 февраля 2022 года, спустя два дня после начала боевых действий, Россия наложила вето на резолюцию о прекращении военного конфликта на Украине, а 30 сентября — заблокировала резолюцию о непризнании референдумов в ДНР, ЛНР, а также в Запорожской и Херсонской областях. Так что это нормальная ситуация», — объяснил Эндрю Маклауд.
С одной стороны, попытки модернизировать международный институт связаны с тем, что текущие политические реалии в мире требуют дать голос развивающимся странам с учетом их растущей роли в мировой политике. Реформа Совбеза прошла лишь один раз, еще в 1963 году, когда количество участников органа было увеличено с 11 до 15. Тогда это объяснялось необходимостью обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ — этот аргумент актуален и сегодня. Они отражают политические и экономические реалии 1945 года, когда многие государства, находящиеся в этом зале, находились под колониальным господством. Мир изменился, а наши институты — нет. Мы не можем эффективно отвечать на проблемы, так как институты не отражают мир таким, какой он есть», — сказал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на открытии общеполитических дебатов 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре этого года. Однако нужно отметить, что позиция стран Запада во многом ангажирована, а западные политики, выступающие за реформу Совбеза, во многом преследуют цель ограничения влияния России в Организации Объединенных Наций. Их усилия направлены не столько на увеличение эффективности ООН и Совета Безопасности, сколько на решение политического конфликта Запада с Россией — в свою пользу, разумеется. При таком подходе Совбез ООН может ждать еще большая раздробленность и полное отсутствие баланса при принятии решений. Совет вашингтонской безопасности Проблема реформирования Совбеза ООН стоит на повестке дня уже не первый год. Еще в 2005 году предлагалось обеспечить расширение состава Совета до 25 членов за счет создания шести дополнительных постоянных мест по два для Африки, Азии и по одному для Латинской Америки и Западной Европы , а также четырех дополнительных непостоянных мест. В 2018 году Антониу Гутерриш отмечал , что некоторые страны злоупотребляют правом вето, а реформа ООН невозможна без внесения изменений в работу Совета Безопасности. Однако действительно громко о необходимости внесения изменений в работу Совбеза заговорили в 2022 году в связи с событиями на Украине. Позднее он утверждал , что Организации Объединенных Наций следует признать Россию «террористическим государством» и исключить ее из Совбеза, где РФ является постоянным членом.
Остальные члены избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок. Все вопросы решаются голосованием. Постоянные члены имеют право вето.
Заседания Совета могут быть созваны в любое время в срочном порядке. Для принятия решений необходимо 9 голосов из 15. Каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения. Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, с тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость. Какие функции и полномочия есть у Совбеза ООН?