Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году. Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. 10 июля 1941 г. началась оборона г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Битва за Ленинград РИА Новости, 10.07.2011.
Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)
§ Неизвестная блокада Ленинграда.1941-44г (62 фото). Проект посвящен серии авианалётов на Ленинград, совершённых во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Смотрите также
- Карта блокады ленинграда 1941
- Следующая остановка — фронт
- Прорыв блокады в 1943 году
- В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда
- В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда
- Блокадный Ленинград — Google Искусство и культура
Блокада Ленинграда
Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно.
С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».
Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город.
Ворошилов, с 12 сентября генерал армии Г. Курочкин фронты подчинил непосредственно Ставке ВГК. Обстановка под Ленинградом оставалась чрезвычайно напряжённой. Германские войска возобновили наступление вдоль шоссе Москва — Ленинград и 25 августа захватили Любань, 29 августа — Тосно, а 30 августа вышли на реку Нева и перерезали железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941—1944 гг. Проход немецких военнопленных по центру Ленинграда.
Начало войны. Предоставлено кинокомпанией «Православная энциклопедия»Предоставлено кинокомпанией «Православная энциклопедия» С 4 сентября противник начал артиллерийские обстрелы города и систематические налёты авиации. Выход германских соединений к Красногвардейску и Колпино вынудил советские войска, оборонявшиеся в районе Луги, отойти на север. Военный совет Ленинградского фронта 17 сентября издал приказ, в котором потребовал: «Ни шагу назад с занимаемого рубежа! На исход оборонительного сражения под Красногвардейском и Колпино оказало влияние начавшееся 10 сентября по указанию Ставки ВГК наступление советских войск из района Волхова на Мгу и Синявино, сковавшее значительные силы противника. Одновременно с правого берега Невы в направлении Синявино — Мга перешли в наступление войска Невской оперативной группы, которые к 26 сентября форсировали Неву и захватили небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки т. Невский пятачок. В середине сентября германские войска вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезали находившиеся западнее советские войска, которым, благодаря поддержке БФ, удалось удержать Приморский Ораниенбаумский плацдарм. Все попытки противника прорваться через Неву навстречу финским войскам, а также продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград и штурмом взять город оказались безуспешными. Не достигли своей цели и массированные удары германской авиации по кораблям БФ и Кронштадту, нанесённые 21—23 сентября.
В конце сентября линия фронта под Ленинградом стабилизировалась. План германского командования по захвату города с ходу потерпел крах, что повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву. Советские артиллеристы готовят 85-мм зенитное орудие 52-К к отражению налёта немецкой авиации. Ленинград, зима 1942. Однако завершить её не удалось, т. Федюнинский ; с 27 октября — генерал-лейтенант М. Хозин ; с 10 июня 1942 — генерал-лейтенант артиллерии, с 15 января 1943 генерал-полковник, с 17 ноября 1943 генерал армии, с 18 июня 1944 Маршал Советского Союза Л. Тимошенко фронтов и из резерва Ставки ВГК] на тихвинское направление, где противник развернул наступление с целью выйти к реке Свирь и соединиться здесь с финскими войсками для более надёжной блокады Ленинграда.
Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска. И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд. Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области.
При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода. С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу. Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера. Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады.
Карты-схемы Ленинградского Фронта
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После этого линия фронта стабилизировалась вплоть до прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года, когда удалось освободить довольно узкую полосу земли в районе Синявинских высот и болот. Работа с диаграммами в word изменение данных. Погода в вольске карта осадков на сегодня. Лесосибирск карта города с улицами и номерами. Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия в 1943 году.
Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда
Я бы сказал, что это был почти географический центр обороны. Но всего 15 человек указали этот населённый пункт, как не захваченный - чуть больше половины. Зеленогорск Тут начинаются пункты, ради которых и был сделан опрос. Дело в том, что с севера город блокировали финны, которые не пустили на свою территорию немцев если правильно помню и не пошли дальше старой финской границы, то есть Зеленогорск был захвачен, а Сестрорецк - нет. По поводу Зеленогорска 7 человек высказались в пользу того, что он не был захвачен, то есть только 21 человек правильно думали.
Сестрорецк Как было сказано выше, хотя Сестрорецк не входил в черту города, не был захвачен финнами - оказался на самой границе. Лишь 15 человек указали, что он не был захвачен, то есть 13 человек - считали, что и его сдали, примерно половина. Лемболово Последний пункт потому, что десятый, больше не влезло. Многие знают этот посёлок как место загородного отдыха, который довольно далеко от города, даже в его современном виде.
Однако, не смотря на расстояние, Лемболово тоже не было взято - это тоже пограничный населённый пункт, вот посмотрите карту Зелёной линии славы: На первой карте Ленмболово тоже указано, кстати. Не такая уж и маленькая территория была в окружении, не только сам город-герой Ленинград. Кавголово, Токсово - в то время не самые близкие пригороды были вдалеке от фронтов. Что там творилось, как там жили во время блокады Ленинграда?
Как там было с едой, когда в городе люди умирали с голода? Как-то я не помню, чтобы нам об этом рассказывали.
Воспоминания прошедших через все это людей невозможно сегодня читать спокойно. Братья Стругацкие, вся семья которых переживала блокаду, а отец умер при эвакуации, также вспоминали о случаях «расчеловечевания»: «Был холод, жуткий, свирепый, и замерзающие кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише, долго, по многу часов… Он засыпал, слушая, как кто-то кричит, просыпался все под этот же безнадежный крик, и нельзя сказать, что это было страшно, скорее тошно, и когда утром, закутанный до глаз, он спускался за водой по лестнице, залитой замерзшим дерьмом, держа за руку мать, которая волочила санки с привязанным ведром, этот, который кричал, лежал внизу возле клетки лифта, наверное, там же, где упал вчера, наверняка там же — сам он встать не мог, ползти тоже, а выйти к нему так никто и не вышел... Ru» физик Татьяна Бирштейн, которой во время блокады было 12 лет.
То есть рядом все время умирали люди. Я трудно себе представляю, как нынешняя девочка могла бы это перенести.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост».
С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.
Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин.
Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.
За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.
Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции.
Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.
В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.
У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска. В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях.
Соотношение сил перед прорывом
- Читайте также:
- Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
- 30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге
- Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)
- Карта блокады ленинграда 1941
- «Кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише»
Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение | Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время. |
Линия обороны ленинграда во время блокады карта | Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. |
Прорыв блокады Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. |
Линия обороны Ленинграда. | Военная блокада Экономическая блокада Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. |
Рассудов Александр Николаевич
В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра".
Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи. Они выстояли и не сдались.
Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.
Конечно в коллективе выживать было проще. В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов.
Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным. До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!
Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками.
Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги.
Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед.
Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали.
Все они умерли, кроме младшей дочери.
Моряки-балтийцы направляются на фронт. Октябрь 1941. По замыслу противника группа армий «Север» командующий — генерал-фельдмаршал В.
Закрепление успеха возлагалось на 16-ю армию. Соединения 18-й армии получили задачу отсечь и уничтожить советские войска в Эстонии. Финским армиям — Карельской и Юго-Восточной — предстояло перейти в наступление на Карельском перешейке, а также между Онежским и Ладожским озёрами, чтобы соединиться с германскими войсками в районе Ленинграда и захватить город. Наступление группы армий «Север» поддерживал германский 1-й воздушный флот, а действия войск противника, сосредоточенных в Финляндии, — часть сил германского 5-го воздушного флота и финских военно-воздушных сил.
К 10 июля 1941 г. Германским и финским войскам противостояли Северный фронт генерал-лейтенант М. Попов в составе 7-й и 23-й общевойсковых армий всего 8 дивизий и Северо-Западный фронт генерал-майор П. Собенников в составе 8, 11 и 27-й общевойсковых армий 31 дивизия и 2 бригады.
Трибуц насчитывалось около 540 тыс. На дальних и ближних подступах к городу совместными силами войск и населения строились оборонительные рубежи общая протяжённость около 900 км , были сформированы 10 дивизий народного ополчения около 160 тыс. Из города были эвакуированы дети, часть промышленного оборудования и культурных ценностей. Оставшаяся в городе промышленность перестраивалась на производство боевой техники, вооружения и боеприпасов.
С 10 июля 1941 г. Почти одновременно враг нанёс удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В конце июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга и Мшага, где перешёл к обороне и провёл перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 г.
На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях войска РККА при поддержке Ладожской военной флотилии , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа германские войска перешли в наступление на красногвардейском направлении и 16 августа захватили Кингисепп, а к 21 августа вышли к Красногвардейскому укреплённому району, пытаясь обойти его с юго-востока и ворваться в Ленинград. С 22 августа по 7 сентября шли ожесточённые бои на ораниенбаумском направлении.
На новгородско-чудовском направлении, где противник наносил главный удар, советские войска пытались контратаковать, но существенных результатов не добились и 19 августа оставили Новгород, а 20 августа — Чудово.
По мнению военного историка Максима Синицына, ополченцы послужили резервом для кадровых частей Красной армии, сыграв в решающий момент важную роль в обороне города. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Всеобщее военное обучение Всевобуч жителей на площади у Александринского театра, октябрь 1941 года РИА Новости Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск и ленинградцев, нацисты 7—8 сентября 1941 года смогли прорваться через станцию Мга на Шлиссельбург, полностью блокировав Ленинград со стороны суши. Передовым форпостом советских сил в районе Шлиссельбурга, мешавшим дальнейшему продвижению нацистов, стала основанная ещё в XIV веке крепость Орешек, которую обороняли бойцы 1-й дивизии войск НКВД. Её гарнизон сопротивлялся врагу почти 500 суток.
На фоне тяжёлых боёв на подступах к городу командующим Ленинградским фронтом был назначен Георгий Жуков. Советские зенитчики готовят орудие к бою на Марсовом поле в Ленинграде РИА Новости Значительные силы нацистов были скованы в сентябре 1941 года наступлением советских войск со стороны Волхова. А в конце месяца войска Невской оперативной группы форсировали Неву и захватили плацдарм в районе Московской Дубровки, ставший в дальнейшем известным под названием «Невский пятачок». Попытки нацистов прорваться на встречу со своими финскими союзниками или продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград были пресечены советскими войсками. Линия фронта стабилизировалась. Гитлеровцы подвергали Ленинград ожесточённым обстрелам и бомбардировкам. В вызванных ими пожарах сгорели Бадаевские склады, где хранилась значительная часть продовольствия в городе.
Продуктов питания в Ленинграде осталось всего на 30—60 суток. За время блокады по городу было выпушено около 150 тыс. На улице блокадного Ленинграда после артобстрела РИА Новости С октября 1941 года советские войска безуспешно предпринимали попытки деблокировать город. Нормы выдачи продовольствия в Ленинграде снижались. С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а все остальные категории жителей города — по 125 граммов. При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов.
От голода и холода люди умирали тысячами.
Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года
О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда. Изображение Государственный мемориальный музейобороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург - Tripadvisor изображения. Сразу после Холокост Блокада Ленинграда была величайшим актом геноцида в Европе во время Второй мировой войны, поскольку Германия и, в меньшей степени, Финляндия пытались бомбардировать и заморить Ленинград голодом. Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время. Блокада Ленинграда: карта-схема. Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления.
Из коллекции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
- Блокада Ленинграда | это... Что такое Блокада Ленинграда?
- Вступление Финляндии в войну
- На последних рубежах
- 125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
- Ошибка или подвиг: почему замкнулось блокадное кольцо | Ленинград Победа
- Карта блокады ленинграда 1941