Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Для второго подтипа Персефон (тех, чьи родители не давили или те, кто пережил психологическую травму и выбрался из нее) характерно творческое, психологическое или духовное поле деятельности. Персефона как богиня растительности и ее мать Деметра были центральными фигурами Элевсинских мистерий, которые обещали посвященным более приятную перспективу после смерти. Миф о похищении Персефоны, дочери Деметры: литературные источники, иконография и отображение в искусстве. ПЕРСЕФОНА: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка.
Кто такая Персефона в Древней Греции?
Для Персефоны обращение к нарциссу означало пробуждение себя, своей природы, отличной от материнской. Персефона позволяет женщине казаться вечно юной, не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей, быть пассивной в отношениях. Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер.
Персефона, Богиня Жизни и Смерти: 9 способов работы с Ней.
ПЕРСЕФОНА: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка. зрелая богиня, правящая душами умерших, направляющая тех живых, которые посещают царство мертвых и отлично знающая, чего она для себя хочет. Кто такая Персефона для греков? Неудивительно, что в Элладе Персефону неразрывно связывали с бессмертием и нередко изображали на саркофагах и в гробницах.
История Аида и Персефоны
Причем Дюрер в своей знаменитой гравюре ставит его в удивительный контекст немецкой легенды, в некотором сочетании с привычным уже обликом Аида. Похищает он Прозерпину не на четверке коней, а на страшном косматом единороге из немецких лесов. Если вернуться к эпизоду похищения в иллюстрированных «Метаморфозах» позднего XVI века у Вергилия Солиса, то здесь мы тоже увидим некоторую путаницу. Если в вазописи греческой жезл Аида почему-то был увенчан птицей, как у Зевса, то здесь у него в руках не двузубый жезл, а трезубец Посейдона, однако же Посейдон никогда в такие эпизоды не попадал. И тут мы хорошо видим, что эта Кианея прямо по тексту «Метаморфоз», наполовину высунувшись из собственного источника, пытается их остановить, приводя в пример свой собственный брак и урезонивая Аида в этом смысле. Есть еще несколько разных вариантов, когда кони в общем и не очень обязательны. Вот у Никколо дель Аббате он хватает на руки пленницу, унося ее от подруг к колеснице, и на первом плане лежит Кианея. У Рубенса в его мифологической серии для Прадо его в том числе пытается остановить тот набор персонажей, которых мы уже видели у Гигина это Афина, Диана и Венера, с которыми она в компании собирала цветы , но в руках у Амура плетка, которой он собирается подхлестывать коней.
Еще более драматический образ этого похищения мы видим у совсем молодого Рембрандта, где эти кони бросаются непосредственно в бездну, низвергая колесницу. Надо сказать, что это похищение становится предметом и интереса скульпторов начиная с Бернини. Но берниниевская вещь — это вещь знаменитая, с виллы Боргезе, знаменитая своим совершенно роскошным натурализмом. Трудно не узнать здесь сцену похищения. Мы уже говорили, что есть три знаменитых варианта похищений мужским персонажем женского, как правило: это похищение Прозерпины, это похищение Елены и похищение сабинянок. Но сабинянок, понятно, должно быть много, мы видим сабинянку в единственном варианте. Там всегда присутствует какой-нибудь избиваемый отец или муж, согласно римской истории Тита Ливия.
Как мы знаем из нашего рассказа об «Илиаде», в похищении Елены должен неизбежно присутствовать нос корабля или какой-нибудь корабельный атрибут, на котором из Спарты в Трою увозит ее Парис. С Прозерпиной ничего этого нет. Более того, и у Бернини, и у его эпигонов мы видим присутствие Цербера, который указывает на то, куда они, собственно, устремляются. Одним из последователей, из почти что копиистов берниниевской композиции становится один из скульпторов, украшавших воронихинский Горный институт.
В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии "Женщины на празднике Тесмофорий". В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых.
Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери. Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой. В культуре и искусстве В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны. Из более современных литературных произведений известны такие, как "Прозерпина" стихотворения Гёте и Эвариста Парни перевод этого произведения на русский язык сделан А. Похищение Персефоны. Алессандро Аллори, 1570 г.
Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли. В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры "Похищение Прозерпины" Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это "Возвращение Персефоны" Фредерика Лейтона 1891 г , на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера - гравюра "Похищение Прозерпины на единороге", 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону Прозерпину в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых. Персефона в современности Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства.
Кто рассмешил деметру? Рассмешила непристойными шутками богиню Деметру, горевавшую после похищения ее дочери Персефоны. Отсюда название стихотворного размера ямб … Большой Энциклопедический словарь Интересные материалы:.
Возможно, для вас не будет сюрпризом, что, будучи одним из ужасающих греческих богов, женщины не спешили выходить за него замуж. Так что пришлось Аиду прибегнуть к довольно драматичному похищению. На сей раз это была любовь, во всяком случае, в его понимании. Он влюбился в Персефону с первого взгляда. И вот однажды, когда девушка собирала полевые цветы, он воспользовался случаем, чтобы похитить ее. Поднявшись из глубин ада на своей колеснице, Аид схватил Персефону, унес ее в подземный мир и заставил стать своей женой. На этом история Персефоны и Аида не заканчивается. После похищения дочери Деметра по понятным причинам была опустошена. В поисках своей дочери она полностью отдалась делу. Мать преданно искала ее день и ночь.
Кто такая Персефона в Древней Греции?
О: Персефона замужем за богом Аидом, вместе с которым она управляет душами умерших. В: Что такое Элевсинские мистерии? О: Элевсинские мистерии - это религиозная церемония в Древней Греции, в центре которой были Персефона и ее мать Деметра, обещавшая посвященным награду в загробной жизни. В: Какова история похищения Персефоны Аидом? О: Персефона была обманом вынуждена съесть семена граната, который был пищей мертвых, в то время как ее похитил Аид. Эта история использовалась для объяснения причины возникновения времен года. В: Каковы были символы Персефоны?
Другие интерпретации мифа делают акцент на Персефоне как триаде, мощном женском архетипе, где дева, мать и жена рассматриваются как одно целое. В то время как три части этой троицы иногда рассматриваются как Деметра, Кора и Персефона, многие современные авторы сосредотачивают свое внимание на отношениях Деметры и Персефоны с богиней Гекатой. В Гимне Деметре, Геката является единственной, кроме бога солнца Гелиоса, кто услышал крики Персефоны во время ее похищения Аидом. Когда Персефона возвращается из подземного царства, Геката клянется служить ей в качестве «главного служителя».
Патрисия Монахан считает, что «греческий мир был разделен на три части: Геката правила небесным миром, Деметра управляла поверхностью земли, а Персефона правила миром загробной жизни» 19. Такой трактовке мифа можно найти объяснение в дохристианских представлениях европейских народов. Во многих культурах поклонялись Великой богине в тройной ипостаси: дева, мать, старуха. Эта тройная ипостась богини выступает как метафора, либо культурный символ, с помощью которого святое отделяется от профанного в определенный исторический период. С одной стороны, это почитание женщины в период трех биологических жизненных этапов: молодой незамужней женщины, замужней женщины — матери и старухи, которые также сопоставляются с природными фазами 20. Это хорошо коррелируется с ролью Персефоны как богини тьмы и света — процесс зарождения новой жизни и рождения ребенка можно было символически трактовать как спуск в подземное царство и возвращение к свету, в мир живых. Возможно, и существуют некие указания, что Персефона рискнула спуститься в царство Аида самостоятельно, большинство версий все же изображают «Похищение Персефоны» в качестве центральной части ее мифа. Самое раннее известное художественное изображение ее мифа — роспись чаши для вина, относящейся к середине минойского периода незадолго до 2000 г. Цветком, сыгравшим роковую роль в судьбе Персефоны, был нар-цисс. Гимн к Деметре повествует, что Персефона бродила по лугу красивых цветов, вокруг цвели розы, крокусы, фиалки, ирисы и гиацинты, когда ее взгляд остановился на самом красивом из них.
Это был душистый нарцисс с сотней цветов, «цветок благовонный, ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных. Сотня цветочных головок от корня его поднималась». Очарованная красотой цветка, Персефона была застигнута врасплох, когда Аид внезапно появился из земли. Деву насильно схватив, он ее в золотой колеснице быстро помчал» 22. Может быть, это был единственный способ, который он знал, чтобы добиться такой красивой молодой богини. Данные о том, кто на самом деле был свидетелем похищения Персефоны, противоречивы. В гомеровском гимне к Деметре упоминаются только имена Гелиоса и Гекаты 23. При прочтении мифа складывается впечатление, что Геката не видит самого похищения, а только слышит звуки борьбы. Но не видя ничего, Геката знает, что произошло. Несмотря на то, что она не может спасти Персефону от входа в подземный мир, она приносит факелы для поиска Персефоны и снова появляется в момент воссоединения матери и дочери.
Во время отсутствия Персефоны, Деметра теряет интерес к своим обязанностям в качестве богини земледелия. Есть упоминания о том, что она бродила по земле в поисках своей дочери в течение девяти дней, другие указывают на девять месяцев. В Гимне к Деметре описано, что «Грозный, ужаснейший год низошел на кормилицу-землю волею гневной богини. Бесплодными сделались пашни: семя сокрыла Деметра прекрасновеночная в почве» 24. Бесплодие земли — повод для возвращения Персефоны каждую весну, в качестве Богини перерождения. Воссоединение Персефоны с матерью имеет горький привкус. Персефона съела плод мертвых — зерна граната, либо по собственному желанию, либо по настоянию Гадеса 25. В любом случае, она была вынуждена оставаться часть каждого года, в царстве Аида. Большинство сообщений говорит о том, что она остается там в течение трех месяцев каждую зиму, и в это время Деметра скорбит и позволяет земле оставаться бесплодной 26 , другие упоминают о шести месяцах. В любом случае, жизнь для молодой богини никогда не будет прежней.
Персефона теперь жена и царица, которая была инициирована в тайны подземного мира. Брюс Линкольн считает, что «в какой-то момент в доисторические времена, вероятно, до прихода индоевропейцев в греческие земли ок. Он проводился для некоторых или всех женщин в этом регионе в момент наступления периода полового созревания» 27. С ростом населения и сосредоточением его в городах произошло снижение роли обрядов перехода во взрослую жизнь. Они превратились в элитные мистерии, которые с ростом демократических идеалов, в конце концов, стали доступны для всего населения, за исключением варваров и убийц. Действительно, Элевсинские мистерии, сосредоточенные на рассказе о Деметре и Персефоне, были самыми известными из всех древнегреческих обрядов инициации. В то время как строгий обет секретности участников мистерий привел к тому, что мы имеем очень мало информации о фактическом опыте, есть много свидетельств о преобразующей силе инициаций. Традиционно образ Персефоны связывают с образом Диониса—Иакха, который играл важную роль в Элевсинских таинствах. Однако можно провести параллель и между Персефоной и Иисусом Христом как архетипами воскресения. Только в христианской патриархальной традиции мы видим образ Бога—отца и сына, воскресение которого дает людям надежду на лучшую долю после смерти, а в матриархальной языческой — образ Богини—матери и дочери.
В мифе о Деметре и Персефоне выражен архетип материнства, когда мать является защитником своего ребенка. Структура семьи в мифе отражает основы древнегреческой культуры.
Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны.
Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.
Зимняя спячка пчел симпатически приравнивалась к смерти, а значит их весеннее пробуждение было символом воскресения. Таким образом «пчелы персефона» из стихотворения Мандельштама — это жрицы.
Персефона. Женские архетипы
Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Латинское имя богини Прозерпины — Персефона, которую еще зовут Кора, ”вечная девушка”. Прозерпина) - мифологическая богиня плодородия и царства мертвых. архетип женщины-дочери, которая из родительского дома сразу переходить под заботу мужа. Персефона позволяет женщине казаться вечно юной, не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей, быть пассивной в отношениях.
Персефона - богиня царства мертвых
Персефона была дочерью богини плодородия Деметры и верховного бога Зевса, собственного дяди, ибо Деметра — родная сестра Зевса. Согласно греческой мифологии, Персефона, царица подземного мира, была дочерью Зевса и Деметры, богини урожая и плодородия. Согласно греческой мифологии, Персефона, царица подземного мира, была дочерью Зевса и Деметры, богини урожая и плодородия. Женщина-персефона может быть совсем разной, поскольку основной чертой этого архетипа является пассивность, податливость и покорность чужой мысли.