Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.

Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима

Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Особенности этого вида родства.

zavtrasessiya.com

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.

Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. БРАК Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке или до него , а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр. Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Характерными чертами брака признавались: 1 взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2 согласие партнера; 3 наличие половой связи между партнерами в браке; 4 желание партеров заключить брачный союз; 5 совместная жизнь супругов.

Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris.

Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом.

Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы.

Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.

Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа. Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей восходящие прямые родственники : внук, сын, отец, дед... Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типам родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Таким образом, римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца патрилинейное родство , и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать матрилинейное родство , и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть усыновлением, замужеством или выход лица из-под нее эмансипацией сына, браком дочери - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций I. Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. Регулирование брачных отношений В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Однако историческая наука уделяет этому предмету большое внимание и содержит сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений. Способные к... Семья, то есть достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью confarreatio , также их сыновья и сыновья сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - все было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни... Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах. Пока он не приобрел этого права, то есть пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях... Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами matrimonium , был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы три основания возникновения такого брака: конфареация per confarreationum , коэмпцио per coemptionum и юзус per usum. Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной. Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений. Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи и не торгующей своим телом в течение одного года, порождало законный брак. Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа matrimonium cum manu mariti. Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов. Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа matrimonium sine manu mariti. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения... Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио по закону не порождает власть мужа над женой.

После смерти домовладыки статус paterfamilias переходил его сыновьям. То есть они становились самостоятельными лицами. Когнаты — это только кровные родственники. В настоящее время юридически значимым является только кровное — когнатское родство. Но если взять эманципированных детей т. Для современного наследственного права да и в некоторых других случаях сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого.

Поиск учебного материала на сайте Поиск по названию работы Повышение оригинальности Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного. Результат поиска Контрольная Отношение родства у римлян. Сородичи, агнаты и когнаты Информация: Тип работы: Контрольная. Добавлен: 20. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat. Отношение родства у римлян: сородичи, агнаты и когнаты. Фамильный статус: лица своего права и лица чужого права подвластные. Формы брака и положение женщины в семье. Список использованной литературы. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак iustum matrimonium , мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена,in manu mariti, то есть подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.

ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО

Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей. Римское право признавало два вида родства - агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство - законное родство, а когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. Типичная римская семья собирала под одной крышей три поколения потомков одного отца с жёнами и детьми, а также рабов и вольноотпущенников, сохранявших имя семьи хозяина. В среде аристократов женатые сыновья покидали дом отца, поскольку средства позволяли им жить отдельно. Однако всё их имущество считалось собственностью отца и переходило к ним только после его смерти. Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Агнаты и когнаты Римскую семью familia мог основать только римский гражданин как обладатель jus conubi. He кровное родство, стало быть, а общая отеческая власть являлась началом, объединяющим семью.

Строй древне-римской семьи являлся весьма простым и строго очерченным. Домовладыка первоначально имеет в одинаковом подчинении все, находящееся в его доме, как лица, так и вещи; оттенки особых видов его власти над вещами, рабами, свободными подвластными женой, детьми сперва совсем не различаются. Пo мере этой дифференциации происходит ослабление власти домовладыки над лицами в сравнении с властью его над вещами; власть над лицами вводится правом все в более и более тесные границы. Некоторые виды власти, а именно: mancipium и manus mariti совершенно выходят из употребления, так что в юстиниановом праве нам с ними уже не приходится иметь дела. Вследствие исчезновения браков cum manu и прочих перемен в строе семьи, в юстиниановом праве мы уже не встречаемся с такой полной властью домовладыки над всем, находящимся в его доме, какая существовала прежде. Муж и жена теперь принципиально равноправны, хотя наибольшим авторитетом в семье продолжает пользоваться муж. Дети также не являются уже вполне беcправными приобретательными орудиями домовладыки, даже когда они стоят под patria potestas. Из строго патриархального союза семья начинает превращаться в союз, члены которого несут взаимные обязанности и имеют взаимные права. Древне-римскую семью, состоящую из лиц, подчиненных общей власти еще живущего домовдадыки, Ульпиан называет "jure ргоргiо familia". Рядом с этой familia стоит familia в более широком смысле: соттиni jure familia.

Сюда входят все вообще агнаты, то есть лица, которые стояли бы под общею отеческой властью, если бы общий домовладыка был еще жив. Наконец, наиболее широкий родственный союз, покоящийся на том же основании, составляет familia gentilicia, то есть члены одного и того же рода - gens, - объединенные предполагаемым происхождением от общего для всех прародителя. В древнем Римском праве юридическое значение имеет исключительно этот агнатский родственный союз. С течением времени, однако, изменившиеся условия жизни и воззрения общества стали выдвигать вперед иного рода семейный союз, основанный на кровном происхождении одних лиц от других, то есть когнатскую семью. Разница между этими двумя семейными союзами очевидна: союз кровных родственников отчасти шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти: сюда входят и родственники по женской линии и эмансипированные; отчасти же он уже: сюда не должны входить, строго говоря, лица усыновленные и uxor in manu. Однако в классическом праве мы встречаем правило, что всякий агнат, пока он таков, ео ipsо есть и когнат. Когнатская семья в конце развития римского права во многих отношениях получает преобладание в юридической области над агнатской; в вопросах о законном наследовании и о призвании к опеке в основу положено расширенное, как указано только что, понятие когнатства Nоv 118. Кроме того, есть ряд иных отношений семейного права, которые во время классиков и особенно Юстиниана определяются принципом когнатства, но не агнатства алименты. В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное когнатическое родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных persona aliena juris и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними.

Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке persona sui lurjs , т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный. Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право. Учебно-практическое пособие. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей.

Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.

Это означало, что pater familias отвечал за все гражданские правонарушения своих подвластных. В древнейшее время власть главы семьи над рабами мало чем отличалась от прав над женой и детьми. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти домовладыки. После смерти это право переходило к наследнику. Родственники по крови, которые не входили в состав семьи, составляли когнатическое родство cognati. Оно заключалось в том, что, если сын получал самостоятельность, то он терял прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. То же самое происходило и с дочерью: когда она выходила замуж, она становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она и её дети приобретали агнатическое родство новой семьи, то есть семьи её мужа. При ослаблении патриархальных устоев семьи всё большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство. За правонарушения своих сородичей глава семьи мог продать подвластного ему сына или других лиц чужого права. Единственным ограничением, подтверждение которого было в Законах XII таблиц, заключалось в том, что отец не мог продавать подвластного сына более трёх раз, либо он рисковал лишиться отцовской власти. Несмотря на то, что домовладыка обладал правом жизни и смерти, ограничение убить подвластного сына появляется в период империи. В заключении хочется сказать, что, по мнению Черниловского, понимание таких понятий как когнатическое и агнатическое родство необходимо, так как без этого был бы непонятен строй семейных отношений в Риме. Это приближало римскую семью к её современной модели. Укрепление семьи Конец республиканского периода сопровождается резким падением нравов, к которым относится и распад семьи. Данное явление обусловлено кризисом римского общества. Брак сделался легко расторжимым, в связи с освобождением от религиозных и моральных признаков прошлой эпохи. Всё это способствует массовым разводам, в результате чего сокращается рождаемость. В этот период в литературе появляется утверждение: «…предельное упрощение порядка развода… содействовало перерождению взглядов на брак, как на постоянный, в принципе — пожизненный союз мужчины и женщины». Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности. Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет. Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию. Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей. При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей. Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат. Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции. Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного. В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев. Личные и имущественные отношения между супругами Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз.

Опекун tutor — законный представитель подопечного, отношения с которым строились на принципах совести и под предоставление подопечному необходимого обеспечения. Опекунами и попечителями не могли быть — несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др. Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами.

Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых. Таким образом, агнатское родство распространялось по мужской линии и включало в себя как кровных родственников, так и других подвластных. Когнатическая форма родства - это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид. Любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. При Юстиниане вышеупомянутые понятия были устранены, когнатами стали считаться любых родственников, как по мужской, так и по женской линиям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий