Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей.
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Join Рождественские Святки — 2024: история, особенности и традиции. У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января. Эти дни ознаменованы от Сочельника с момента появления первой звезды до начала Крещения. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции.
В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций. Дети и подростки пели песни в честь Христа и Богородицы, переходили от дома к дому с шестом со звездой в руках. За это хозяева домов угощали их сладостями.
Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате.
Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.
При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки».
Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке».
В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка.
Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол.
Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился.
В это время старики собирались и рассказывали друг-другу чудесные истории о том, что могло совершаться накануне и после Рождества. Из этих историй — иногда смешных, иногда страшных и возникли святочные рассказы — особый вид текстов, действие в которых могло происходить только на Новый год, Рождество или накануне Крещения.
Такая временная привязка привела к тому, что исследователи стали считать их разновидностью календарной литературы. Выражение «святочные рассказы» впервые употребил в 1826 году Николай Полевой в журнале «Московский телеграф», поведав читателям о том, как московские старики на Святках вспоминали молодость и рассказывали друг другу разные истории. Этот литературный прием впоследствии стали использовать и другие русские писатели. Впрочем, еще в начале XIX века популярными были повествования, близкие к святочным рассказам, о поисках суженого, романтические переводные баллады Василия Андреевича Жуковского «Людмила» и «Светлана», гоголевская «Ночь перед Рождеством». Знакомые же нам святочные рассказы появляются лишь после сороковых годов XIX века, когда в России переводят сборник Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», и с этого момента начинается расцвет жанра. В России появилось много журналов, журналисты и писатели были вынуждены каждый год в одно и то же время придумывать тексты на святочные темы, что приводило к повторам и иронии, о чем с грустью, писал Николай Лесков, — один из основоположников русского святочного рассказа. Отметим, что в лучших образцах этого жанра редко можно встретить счастливый финал: гораздо чаще Чехов, Достоевский и Лесков говорили о трагизме жизни «маленького человека», о том, что он не использует свой шанс или питает ложные надежды. Ванька Жуков в канун Рождества пишет письмо «на деревню дедушке», и просит забрать его из города, но это письмо никогда не дойдет до адресата, жизнь мальчика так и останется тяжелой.
Впрочем, были и есть и другие рассказы, со счастливым концом, где добро побеждает зло, и читатель может с ними познакомиться на сайте «Фомы», где собраны современные образцы этого жанра. Срезу предупредим, что речь идет о текстах для взрослых. Святочный рассказ для детей — тема для отдельного разговора, который обязательно состоится. Рассказ «Звездою учахуся» — напряженный, совсем не радостный, ставит перед читателем главные вопросы — о смысле жизни и существовании Бога, о том, как человеческая судьба может измениться в одно мгновение: «Папа, ну продержись, я быстро! Значит, Ты и вправду есть? Ну помоги ему… мне… нам…». Открытый финал дает возможность каждому из нас написать окончание к этой драматичной истории о встрече на ночной московской дороге.
Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2024 году могут широко отмечать, например, в сельских районах Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить. Традиции праздника Семик На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика — береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая.
На дерево повязывали ленты, платки, бусы. Больше праздников Троица: что мы отмечаем на 50-й день после Пасхи Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников.
Традиции и обычаи Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим. Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами. Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников. Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы.
И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека? Не гадайте Святки — это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание — это не народная «забава», гадание — это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам. Всем, кто хочет погадать на святках да и вообще в любое время , напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов». Такие вот последствия у «безобидной народной забавы». Колядовать или нет? Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция.
И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды. Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.
Святки 2024
Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Святки изобилуют народными традициями, приметами и запретами, которые передаются из поколения в поколение и призваны привлечь удачу, здоровье и благополучие в новом году. Сразу после праздника Рождества Христова наступают особые дни – Святки.
Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название
Позже этот обычай трансформировался: верующие делали Вифлеемскую звезду из обруча сита и приделанных лучей, внутрь вставляли свечу, водружали ее на шест и шли по селу, славя Христа. Пели духовные песни, за что хозяева одаривали колядующих сладостями. По вечерам девушки гадали. Особенно правдивыми считались гадания в ночь на Рождество и в крещенский Сочельник. Чаще всего, конечно же, гадали на будущего жениха: пытались узнать имя суженого, богат он или беден, молод или стар. Ворожили в полночь в одиночестве или в веселой компании подружек.
На время Сочельника люди забывали застарелую вражду, мирились, находили новых друзей. Царила атмосфера гостеприимства и всеобщего веселья, объединявшего все сословия и поколения.
Приметы говорят, что теплый день предвещает плохой урожай. Если же в крещенскую ночь будет много звезд, то в следующем году можно ожидать хорошего приплода скота. Какие запреты на Святки нельзя нарушать Славянские праздничные дни были временем для отдыха и развлечений. Всю работу откладывали. Конечно, кроме приготовления пищи. В январе славянские хозяйки чаще выпекали блины и лепешки.
Световой день увеличивался, и таким образом задабривали Солнышко. А вот уборкой, шитьем и вязанием не занимались. Запрещено было также ссориться с родными, выяснять отношения. Нельзя намеренно грешить. Другие запреты на рождественские Святки: грустить, предаваться печальным мыслям; избегать встречи с друзьями и родственниками; отправляться на рыбалку или охоту; играть в азартные игры; отказывать кому-то в помощи или подаянии. Особо опасными азартные игры считались для молодых женщин.
Праздник длился несколько дней начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды. Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января. На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался.
Люди после их наступления начинали гадать, а также принимали участие в народных гуляниях. В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки.
Join Рождественские Святки — 2024: история, особенности и традиции. У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января.
Эти дни ознаменованы от Сочельника с момента появления первой звезды до начала Крещения. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции.
Святки на Руси: история и традиции
Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать | Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. |
Что это такое – зимние Святки: когда начинаются и что означают, какого числа отмечают праздник | праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. |
Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки
Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Святки – один из самых веселых и древних праздников, который отмечается в России и других странах. В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки. Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Дети и подростки пели песни в честь Христа и Богородицы, переходили от дома к дому с шестом со звездой в руках. За это хозяева домов угощали их сладостями. Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний.
Павел Шмаров.
Павел Шмаров В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу".
Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий.
Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека.
Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда.
Святки — христианский праздник Источник: Александр Ярков В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. Рассказываем, чем известен этот праздничный период, какие обычаи и приметы сохранились в наши дни: что можно и что нельзя делать до 18 января. Обычаи в Рождественские святки Святочные дни празднуют с древних времен, традиция зародилась еще в далеком IV веке нашей эры, а в 562 году церковь официально объявила 12 дней после Рождества Христова праздничными. Принято считать, что святки получили свое название до принятия на Руси христианства, в честь верховного бога неба Святотита. Рождественские святки соединяют в себе христианские традиции и языческие ритуалы. В этот период необходимо прославлять Иисуса Христа, молиться и совершать богослужения. Считается, что каждый верующий обязательно должен хотя бы раз посетить церковь.
В святки принято веселиться и много гулять, устраивать пышные застолья. Христиане даже выделяли отдельный Щедрый вечер, 13 января, к нему готовили праздничные блюда, приглашали гостей. Также до 18 января следует помогать нуждающимся, делать добрые дела, проводить больше времени с семьей, навещать друзей. Существует поверье, что в святочные дни обязательно нужно дарить подарки близким, чтобы в текущем году жить в достатке. С издавна в Рождественские святки также было принято колядовать — люди наряжались и ходили по домам, пели песни, иначе говоря «славили», и получали за это угощение.
Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Также сообщается, какие процессы в эти дни можно и нельзя делать. Что это за праздник и как Святки отмечают? Дело в том, что Святки продолжаются не один день. Со старославянского название праздника переводится как святые или праздничные дни. Церковь еще с давних времен начала праздновать Святки. Праздник длился несколько дней начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды. Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января.