Интересная биография великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, философа и публициста. Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика.
Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное
Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 г. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.
Пушкина которую он воспринял как личную потерю , Достоевский в мае 1837 г. Тогда же состоялось его знакомство с И. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. Первые литературные публикации Достоевского Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 г.
С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А.
Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.
Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.
В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. Гоголем, Э.
Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Предыдущая Следующая По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Например, в произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».
О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского. Фёдор и Михаил получили небольшое наследство.
По окончании училища конец 1843 г. Однако, уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика. В январе 1844 года Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского.
В 1844 году он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 г.
Осенью 1845 г. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 г. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.
Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. Арест и ссылка В 1846 года Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В.
Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 г.
Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Предыдущая Следующая 22 декабря 1849 г.
Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение — «Бедные люди» 1844—1845 гг. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» 1845—1846 гг. В январе—феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий — каторжные работы.
Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения и сходит с ума. В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым известный казахский путешественник и этнограф и Марией Дмитриевной Исаевой жена бывшего чиновника по особым поручениям , с которой у него начинается роман. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала — Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы — город Семипалатинск — и перебирается в Петербург.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... У Достоевского особый способ мышления, оно проникнуто чувствами. Всё, даже самое неопределенное, воспринимается, как мысль. Ничего я так не любил, как лес с его грибами, белками, сырым запахом перетлевших листьев, — из дневника Ф. Село Даровое, имение родителей, было маленькое и не замечательное место, но оно оставило во мне глубокое впечатление на всю жизнь. Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою». Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния. Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей». В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная. Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках. Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада. Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю! Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя. Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя! Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут. Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека. Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе. Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить? Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я. Стало быть, не как мальчик я верую во Христа, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я боюсь сведению небес на землю, результатом будет создание церкви атеистов. Я сложил в себе символ веры, он очень прост. Если бы мне кто-то сказал, что истина вне Христа, то мне лучше бы оставаться с Христом, нежили с истинной», — рассуждал писатель. Духовным событием стала для Достоевского поездка в знаменитую Оптину Пустынь летом 1878 года — место паломничества многих русских писателей. Там он трижды встречался для беседы с духовно мудрым старцем Амвросием. Старец напутствовал его словами: «По имени Божий дар, да будет и житие твое». Достоевский ездил в Оптину после смерти своего трехлетнего сына Алеши, и дума его была об отцах и детях, о том, что иногда можно полностью перевоспитать себя ради своих детей, воздержаться от дурных привычек. Семья ведь создается, а не дается готовой, только тогда это крепко, тогда свято. Ребенок, что цветок, что листок завязавшийся весной на дереве. Ему надо свету, воли... Почему лишь десятая часть людей должна получать высшее развитие, а остальные — послужить тому средством. Одни — жить в достатке, а другим — лаптем щи хлебать.
Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки. Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во все мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его. Мне теперь несравненно сильнее желается тебя обнять, чем когда-нибудь.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Правда, не в тебе и не за морем где-нибудь, а прежде всего, в твоем собственном труде над собою». Свои чувства Достоевский передал через Алешу Карамазова: «В отчаянии он пал на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Таинственная вещь — сердце человеческое — постоянно в нем дьявол с богом борются, вдруг накатит наваждение дойти до пропасти, заглянуть в самую бездну, и, дойдя до последней черты, содрогнуться от презрения к себе и возжаждать самосохранения и покаяния. Алеша Карамазов — изображение к роману «Братья Карамазовы» «Сложен всякий человек и глубок, как море, — писал Достоевский. И нигде мировая гармония, если ты первый ее не достоин и требуешь жизни даром, даже не предполагая, что за нее надо платить». Роман «Преступление и наказание» был окончен в срок, назначенный издателем, а также и роман «Игрок» благодаря приглашенной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Через год Федор Михайлович сделал ей предложение, они обвенчались и уехали за границу. Для меня игорные волнения были еще неизвестны. Сегодня я прихожу к убеждению, что это было что-то кошмарное, вполне захватившее в свою власть моего мужа и не выпускавшее его из своих тяжелых цепей».
В письме к Аполлону Майкову Достоевский признавался: «Натура моя подлая и страстная. Во всем до последнего предела дохожу, бес тотчас же сыграл со мной штуку, словно бы истончилась грань между искусством и жизнью, и писатель отчасти повторил судьбу своего персонажа». Анна Григорьевна Сниткина «Сначала мне представилось странным, — пишет Анна Григорьевна в своих записках. Мне казалось это даже некоторым унижением его возвышенного характера, но вскоре я поняла, что это не простая слабость воли, а нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было смириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств. Единственный способ борьбы — это бегство». Федор Михайлович не мог утерпеть и проиграл все. Мы сидели без денег и придумывали, что бы такое предпринять, чтобы не думать больше о выигрыше и уехать, наконец из этого ада.
Мне стоило много усилий обратить его внимание и мысли на что-нибудь другое. С выездом из Баден-Бадена закончился бурный период нашей заграничной жизни. К игре Федор Михайлович больше не возвращался никогда», — из дневника Анны Григорьевны. На столе писателя появились самые драгоценные для него рукописи, записочки от его детей: «Милый папочка, я тебя люблю! Люба», «Папа, дай гостинца. Дети Федора Михайловича — старшая Люба и младший Федя. Клянусь, в этом три четверти счастья жизненного. Голубчик Аня, не потеряй их как-нибудь в толпе и ради Бога, не простуди, Аня, молю тебя!
Вчера был день рождения моего Феди, пришли гости, а я сидел в стороне и кончал работу», — из воспоминаний писателя. Достоевский вынужден был писать быстро, он содержал семью и помогал деньгами многочисленной родне, но предупреждал о возможности разрушительной силы денег: «Нельзя служить и Богу, и богатству». Вся тайна тут, вся история тут. Описание цветка с любовью к природе гораздо более в себе заключает гражданского чувства, чем обличение взяточников. Кто не любит природу, не любит и человека. Как я была бы счастлива, если бы мне удалось хоть сколько-то украсить его жизнь. У него так мало было радостного, что хоть под конец-то ему было бы хорошо», — из записей супруги Федора Михайловича. Последние 9 лет своей жизни Достоевский подолгу жил в Старой Руссе.
Жена, как добрый ангел, ограждала его от всяких волнений. В тихой провинции был создан роман, написанный с силой и страстью древнегреческой трагедии, только трагедии не античной, а христианской — мучительный выбор между верой и неверием. Наверное, из романов Достоевского «Братья Карамазовы» сильнее всего всколыхнул читающую Россию. Мерзавцы дразнили меня необразованной верой в Бога, им ли меня учить? Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, к которой перешел я. Стало быть, не как мальчик я верую во Христа, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла. Я боюсь сведению небес на землю, результатом будет создание церкви атеистов. Я сложил в себе символ веры, он очень прост.
Если бы мне кто-то сказал, что истина вне Христа, то мне лучше бы оставаться с Христом, нежили с истинной», — рассуждал писатель. Духовным событием стала для Достоевского поездка в знаменитую Оптину Пустынь летом 1878 года — место паломничества многих русских писателей. Там он трижды встречался для беседы с духовно мудрым старцем Амвросием. Старец напутствовал его словами: «По имени Божий дар, да будет и житие твое». Достоевский ездил в Оптину после смерти своего трехлетнего сына Алеши, и дума его была об отцах и детях, о том, что иногда можно полностью перевоспитать себя ради своих детей, воздержаться от дурных привычек. Семья ведь создается, а не дается готовой, только тогда это крепко, тогда свято. Ребенок, что цветок, что листок завязавшийся весной на дереве. Ему надо свету, воли...
Почему лишь десятая часть людей должна получать высшее развитие, а остальные — послужить тому средством. Одни — жить в достатке, а другим — лаптем щи хлебать. Когда сознание его взрывалось от несправедливости бытия, Достоевский становился публицистом. Большой успех имело издание «Дневника писателя». В годы балканского кризиса русско-турецкой войны Достоевский писал, о тысячах российских добровольцах, которые участвуют в освобождении угнетенных славянских народов от жестокого и унизительного ига. Он писал о событиях, не как о новости, а о том, что от нее останется постоянного, связанного с более общей, цельной идеей. Мы такой народ, что до сих пор ни под какую науку не подходим», — из дневника Достоевского. Для Европы Россия одна из загадок Сфинкса.
Люди в России странные — как будто европейцы, а как будто и варвары. Живут в избах и не способны к высшему развитию по причине морозов.
Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало.
В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья".
В 1859 году он переезжает жить в Петербург, интенсивно работает как над собственными статьями, так и над чужими рукописями. В свет выходит роман «Униженные и оскорблённые». В 1862 году писатель уезжает за границу, посещает Францию, Германию, Англию и другие европейские страны. Эти взаимоотношения отразились в романах «Игрок», «Идиот» и некоторых других работах. Возвращение в Россию ознаменовано несколькими печальными событиями. Во-первых, от чахотки умирает его супруга. Во-вторых, в 1866 году истекает контракт с издательством, что вынуждает Достоевского работать сразу над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание». В октябре того же года в жизни писателя появляется стенографистка Анна Сниткина, которая впоследствии становится его женой. Этот брак более удачен, чем предыдущий, с 1868 по 1875 год у них рождается 4 детей. Популярность писателя особенно возрастает в последние годы его жизни. Он становится членом-корреспондентом Академии Наук. В 1878 году, после потери любимого сына Алексея, начинает работать над своим итоговым произведением — «Братья Карамазовы».
Помню, я начал читать её с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мной, и я старался угадать по прочитанному: много ль я отстал от этой жизни? Поступил я в острог зимой и потому зимой же должен был выйти на волю, в то самое число месяца, в которое прибыл. С каким нетерпением я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи. Сердце моё начинало подчас глухо и крепко биться от великого предчувствия свободы». Когда наступил последний день, Достоевский утром стал прощаться с арестантами: «Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они. Знали, что у меня в городе есть знакомство, что я тотчас же отправлюсь отсюда к господам и рядом сяду с этими господами, как ровный. Они это понимали и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвёртывались от меня и сурово не отвечали на моё прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью» 11. Достоевский вышел из острога в конце февраля 1854 года. Но сам Достоевский не роптал за этот крест. Больше того, он считал, что без каторги, может быть, и не вышел бы на свой настоящий путь. Во всяком случае несомненно, что в ссылку пошёл один человек, а вернулся другой: такой громадный духовный переворот свершился в Достоевском за 4 года. От прежних увлечений западными общественными идеями не осталось следа. Он вынес из тюрьмы прежде всего веру в Христа и веру в народ. От народа «я принял вновь в мою душу Христа, — говорит Достоевский, — Которого узнал в родительском доме ещё ребёнком и Которого утратил было, когда преобразился, в свою очередь, в «европейского либерала"" 12. Как это ни странно с первого взгляда, но именно на каторге, именно среди «преступников», «отверженных», закованных в цепи, он понял во всей полноте дух русского народа и народное понимание Христа. И поняв народ, — пред ним преклонился. Каторга дала ему те новые общественные идеалы, которые потом он с такой силой развивал в «Дневнике писателя». Но ещё более глубокое значение имела тюрьма для Достоевского в другом отношении. Она раскрыла ему образ человеческий в униженных и оскорблённых. Научила его любить нищих. Направила его творчество на самые глубокие начала человеческого духа. Как ни ужасен был путь, по которому пришлось идти Достоевскому, он сумел претерпеть до конца, сумел выйти из тюрьмы не сломленным, а возрождённым. Неудивительно, что впоследствии Достоевский никогда не «жаловался» на свою каторгу, скорей «защищал» её. Один из приятелей Достоевского сказал ему однажды, что его ссылка была делом несправедливым. Нас бы осудил русский народ. Это я почувствовал там только, в каторге. И почём вы знаете — может быть, там наверху, т. Самому Высшему, нужно было меня привести в каторгу, чтобы я там что-нибудь узнал, т. И этого уж много. И из-за этого стоило пойти на каторгу» 13. Жизнь в солдатских казармах была тоже в своём роде каторга. Но Достоевский не роптал и здесь. Ко времени сибирской жизни относится первый брак Достоевского со вдовой Исаевой 15. Брак, который не принёс Достоевскому ничего, кроме горя. Детей от этого брака не было, жена его умерла от чахотки уже по возвращении Достоевского из ссылки. Возвращён он был в начале царствования императора Александра Николаевича. Сначала разрешено было жить только в провинции. Он поселился в Твери. Но пробыл там всего несколько месяцев: Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. Внешняя жизнь Достоевского после возвращения из ссылки не богата «событиями». В 1862 году, после двухлетних хлопот о заграничном паспорте, он едет за границу. В это же время принимает деятельное участие в журнале «Время», который начал издавать брат Михаил. Журнал имел большой успех, но скоро был закрыт, по недоразумению, вместо него разрешили издавать другой журнал — «Эпоха». Достоевский согласился поставить своё имя редактора. И принял на себя все долги и обязательства по изданию. Брат Михаил, после неприятностей, связанных с внезапным закрытием журнала, скончался, оставив после себя большую семью, без всяких средств. Новый журнал «Эпоха» не пошёл, и Фёдор Михайлович очутился в безвыходном положении. Он снова едет за границу, почти без копейки денег. Вообще, «житейское» настроение Достоевского в этот период жизни определяется постоянной заботой о куске хлеба, о том, чем платить долги и как выбиться из нужды. В 1867 году Достоевский женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. На следующий год после свадьбы, вместе с женой, в третий раз едет за границу и живёт там до 1871 года, главным образом, в Германии и Италии. И, наконец, снова возвращается в Россию. Денежные дела его к этому времени улучшились, и жизнь потекла по спокойному руслу. Он весь отдаётся литературной работе. Спокойная семейная жизнь создала идеальные внешние условия для его творчества. Зиму с семьёй он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Старую Руссу, где купил себе дом с громадным садом. В 1873,1876 и 1877 гг. Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы. К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения. Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое. И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского. После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие». Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём». И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно. Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского. Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16. В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна! В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом. Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия. У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит! Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость. Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории. Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие.
Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты
Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя. Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Фёдор Михайлович Достоевский считал детей «ангельскими душами» и очень трепетно относился к ним. значительная личность не только в русской, но и мировой литературе. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома.
Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк
Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Краткая биография Фёдора Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский – величайший писатель, один из самых значимых и влиятельных писателей и мыслителей в мире русской литературы. Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя. Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) родился в 1821 году в некогда знатной дворянской семье Достоевских, чей род происходил из русско-литовской шляхты. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Достоевский Фёдор Михайлович. Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877).
«Биография Достоевского за 20 минут: факты и мифы»
гений психологической прозы. Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.