Татарстанның халык артисты, Татарстан дәүләт фольклор музыкасы ансамбленең сәнгать җитәкчесе Айдар Фәйзрахманов шушы көннәрдә 67 яшен билгеләп үтте.
Умерла жена Айдара Файзрахманова
Будучи отличным знатоком народной татарской песни, хорошо владея гармоникой, баяном и кураем, Айдар Файзрахманов одновременно начинает выступать на эстраде и вскоре становится популярным певцом, превосходным интерпретатором татарской песни. Для сохранения богатого наследия Файзрахманов издал две книги о татарском фольклоре под названием «Онытырга мөмкин түгел». Мероприятие предполагает насыщенную программу, которая включает в себя теоретическую часть в виде лекций, общение со зрителями в формате «вопрос-ответ», практическое занятие, а также концертную программу.
Айдар, мы гордимся тобой!
Поинтересовался моим семейным положением. Узнав, что жилья у нас нет, распорядился выделить комнату. У нас с женой появился свой угол! Тут же поехали на гастроли, я пел и подыгрывал себе на баяне. В то время на эстраде аккомпанирующих себе певцов не было. Но популярность эти песни обрели лишь в 1990-х годах, потому что в то время музыку можно было слушать лишь по радио, кассеты, магнитофоны были не у всех.
А Фирзар Муртазин попал как раз на период кассетных записей, поэтому стремительно стал популярным. После консерватории театр стал для меня большой школой. Приезжали великие певцы. Сами выезжали на гастроли по Европе — выступали в Амстердаме, Италии. На примере великих исполнителей понимаешь, что можно стремиться к еще более высоким вершинам.
Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей. А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность. В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень. Профессионалы всегда находят себе дорогу.
Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная. Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении.
Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни. Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне. Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности.
А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают. Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского?
В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец. Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал.
Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова?
Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются.
Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли?
Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора?
Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь?
Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому. У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар.
Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки.
Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают. Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского?
В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец. Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал.
Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова?
Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются.
Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли?
Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора?
Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь?
Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому. У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар.
Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае. Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде.
А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»? Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора.
Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу.
Почему так получается? У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана.
Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля. Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура. Значит, мы просто плохо представлены.
Сегодня у нас время греев, тямаевых. Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах.
Поступил на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института, который успешно закончил. Я не знаю другого такого трудолюбивого, требовательного к себе и другим человека, как он. В настоящем смысле рабочая пчела», — пишет о нем писатель Ильсияр Иксанова. В течение 27 лет пел в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, создавал образы, один сложнее другого. Во-первых, он оперный певец. А чтобы петь оперу, нужен сильный голос, и не только голос, а умение создавать образы», — написал Ильгам Шакиров. Мы гордимся своим земляком и желаем ему крепкого здоровья, новых творческих успехов!
На сегодняшний день Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан — это культурная «визитная карточка» и гордость не только Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, но и всей Республики Татарстан, которая достойно демонстрирует музыкальное творчество татарского народа. Вместе с пропагандой музыкального фольклора нашего народа, А. За огромный вклад в пропаганду и интегрирование татарского национального искусства по всему миру Файзрахманову А. За многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность выдающийся музыкант награжден Благодарственным письмом Президента Российской Федерации В. Путина, которое было вручено ему в Московском Кремле 5 мая 2014 года. А за личный вклад в сохранение российского культурного наследия в Республике Крым и г. Его активное сотрудничество с Международной организацией ТЮРКСОЙ и вклад в развитие тюркской культуры в год «Казань — столица тюркского мира-2014» были отмечены Благодарственным письмом за подписью генерального секретаря данной организации Д.
Айдар, мы гордимся тобой!
Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики.
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Вел концерт сам руководитель Айдар Файзрахманов в непринужденной манере общения с залом, вовлекая студентов в процесс концерта. Ансамбль появился в 1999 г., через три года его возглавил народный артист РТ, известный оперный и эстрадный певец, профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КГПУ Айдар Файзрахманов. Главная» Новости» Айдар файзрахманов концерт. Один из апологетов такого подхода — недавно отметивший день рождение Айдар Файзрахманов. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа.
Айдар Файзрахманов проведет в Татарской Филармонии открытый Мастер-класс
Гостем творческой гостиной стал заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан Айдар Файзрахманов. Во встрече приняли участие руководители города и района, представители общественных организаций, учреждений культуры, образования, творческая молодежь. Большое спасибо, что в их число включили и меня и пригласили к себе. В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне.
Таким образом, предложение получил не от своих татар, меня заметили люди других национальностей. Рауфаль Сабирович еще только был назначен новым директором театра, меня привели к нему.
Надо взять его в театр, он будет полезен». Новый директор спросил, что я умею. Я рассказал, что играю на баяне, что с Хайдаром Бегичевым ездил в студию Останкино, аккомпанировал ему. Видимо, директору понравилось, что я и музыкант, и певец, такие были дефицитом. Говорит: «Беру на работу на 140 рублей ставки, приходи».
Поинтересовался моим семейным положением. Узнав, что жилья у нас нет, распорядился выделить комнату. У нас с женой появился свой угол! Тут же поехали на гастроли, я пел и подыгрывал себе на баяне. В то время на эстраде аккомпанирующих себе певцов не было.
Но популярность эти песни обрели лишь в 1990-х годах, потому что в то время музыку можно было слушать лишь по радио, кассеты, магнитофоны были не у всех. А Фирзар Муртазин попал как раз на период кассетных записей, поэтому стремительно стал популярным. После консерватории театр стал для меня большой школой. Приезжали великие певцы. Сами выезжали на гастроли по Европе — выступали в Амстердаме, Италии.
На примере великих исполнителей понимаешь, что можно стремиться к еще более высоким вершинам. Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей. А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность. В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень.
Профессионалы всегда находят себе дорогу. Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная. Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала.
Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении. Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни. Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне.
Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают.
Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец. Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское.
Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают.
Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара.
Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода.
Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли? Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос.
В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов.
Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь?
Файзрахмановым исполнены десятки теноровых партий из опер зарубежных, русских и татарских композиторов. Будучи отличным знатоком народной татарской песни, хорошо владея гармоникой, баяном и кураем, Айдар Файзрахманов одновременно начинает выступать на эстраде и вскоре становится популярным певцом, превосходным интерпретатором татарской песни. Словом, у него прекрасная артистическая карьера, мощное музыкальное образование, каким немногие могут похвастать в Казани, и не случайно именно Айдар Файзрахманов в 2002 году возглавил один из самых молодых и оригинальных казанских коллективов — Ансамбль фольклорной музыки. Этот коллектив был создан на исходе XX столетия по инициативе крупнейшего знатока и исполнителя народной музыки Ильгама Шакирова и быстро завоевал популярность.
Этот ансамбль на научной, этномузыковедческой основе воспроизводит фактически утерянные национальные традиции. Почти все артисты ансамбля имеют высшее музыкальное образование, все искусно владеют игрой на многих народных инструментах курай, кубыз, гусли, гармоника и др. За короткое время ансамбль стал известен во многих российских городах, завоевав звание лауреата всероссийского конкурса фольклорных коллективов, гастролировал за рубежом, выпустил аудио- и видеодиски.
В основном это произведения поэтов моего поколения. Мечтаю сделать мюзикл на татарском языке, если появится интересный исторический сюжет.
Как удалось собрать в коллективе таких универсальных артистов? Это очень сложно. Подготовленных артистов нет. Я готовлю их сам. Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории.
У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае. Но это только первый этап работы. Потом их расшифровывали, обрабатывали.
Сейчас материала у нас сверхдостаточно. Очень многое мы еще не успели обработать. Около 120 песен вошли в два сборника, которые филармония издала на грант Президента Татарстана Рустама Минниханова.
Стало известно, кто возглавил Советский район Уфы и куда ушел прошлый руководитель
Айдар Файзрахманов презентует книгу | ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. |
Айдар Файзрахманов проведет в Татарской Филармонии открытый Мастер-класс | Файзрахманов Айдар Фатхрахманович, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая. |
Айдар Файзрахманов: «Слова моей жены воспринял как ее последнюю волю» | Айдар Файзрахманов отметил свой 65-летний юбилей в ТатгосфилармонииПодробнее. |
Айдар, мы гордимся тобой! | Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. |
Айдар Файзрахманов: «Слова моей жены воспринял как ее последнюю волю»
Просто мы их не успеваем раскрыть. Уйди в преподавательскую деятельность. Никто тебе не запрещает творить. Вот я ушел — кто мне запрещает? Мне было очень обидно, когда меня в первый раз «прокатили» с Тукаевской премией. Ладно, я тогда не созрел. Это было в 2011 году. Тогда никому не вручили. Дали только коллективу авторов мечети Кул Шариф.
Мне было очень обидно. А по интернет-голосованию я опережал всех вместе взятых кандидатов, все голосовали за меня. Но время, значит, не наступило. А сейчас вот наступило. Если бы нынче не дали, я бы тоже не обиделся — обидели бы большое количество моих поклонников, тех, кто меня поддерживал. Наверное, сами видели, когда вручали, а это был 3-тысячный зал… — Да, на «Казань Экспо» в зале имени Ильгама Шакирова больше всех аплодисментов вам было. Сколько поздравлений я получил! Но были и те люди, с которыми я прошел творческий путь, но которые даже не подошли и не поздравили.
Но это их дело. На сегодняшний день я работаю, например, в школах, даю концерты по линии министерства просвещения: с детского сада до 11-го класса. Эта категория в течение целого часа с места не встает. Когда я выступил в Елабуге, ко мне подошел ветеран-афганец он директор данного учреждения , обнял меня: «Айдар-абый, я в жизни в первый раз вижу, чтобы дети в течение целого часа, забыв про туалет, забыв, что им надо поесть, что у них в кармане лежит конфетка, забыв про смартфоны, сидели и смотрели на сцену. Огромное спасибо вам за это! Только что мы выступили — подходит преподаватель и говорит возбужденно: «Айдар-абый, какой вы педагог! Они не убегают после этого за дверь, а мчатся на сцену: со мной фотографируются, с девочками нашими делают селфи… Для них это интересно. Концерт закончился, я поблагодарил их, пожелал, чтобы учились на четверки-пятерки, — и вдруг с последнего ряда бежит один мальчик.
А можно я попробую сыграть на барабане? Это не барабан, а давул — турецкий инструмент». Весь зал смеется. Даю ему. Он аккомпанирует. Им хочется попробовать — интерес тут же появляется, его надо развивать. Вот определенный возраст. А что бабушки?
Бабушки плачут. При этом очень много молодежи на концертах. Кого только нет из ребят! Потом это же не архаика, не допотопность, даже не фольклорный первоисточник. Если бы вышли 5—6 наших бабаев, сыграли бы на тальянке и ушли, это публике неинтересно. А у нас идет зрелище — красиво. В то же время я им в головы закладываю данные татарские мелодии. Это важный момент.
Они не забудут — я сюда закладываю Ильгама Шакирова; закладываю, как мой папа играет на гармошке. Возможностей мало для меня! Отец мне купил в 1962 году, когда мне было 7 лет, тальянку, рассказывал, как покупал, что в магазине чуть ли не пол-Арска собралось… Я потрогал, извлек пару мелодий, отложил. И вдруг вижу, что в том конце играют на гармошке. Шестеро детей. Когда я учился в 8-м классе это конец 60-х , вдруг мой абыем поступил на музыкальный факультет и на каникулы привез баян, чтобы позаниматься. Я взял этот баян и сразу начал играть. Абыем вот так сел: «Где научился?
Не помню, как научился играть на баяне, для меня это что-то заложенное природой. Брат меня начал готовить к поступлению на музыкальный факультет, я был хитрым, говорю: «Абыем, сыграй то, что здесь написано». Он сыграл, возвращается с работы: «Ну что, выучил? На слух играл. Зуля Камалова, финский рокер Дениз Бадретдин, виртуозный гитарист Энвер Измайлов… Но всех их принимали довольно холодно и ждали вас. Тогда не воспринимали ни Зулю, ни Дениза, ни Энвера, а меня вот так воспринимали… А сейчас иное время. И я другой. Публика с удовольствием воспринимает Энвера — с восхищением.
Тогда это был проект Дениза Бадретдина, он приехал сюда, я его очень сильно поддержал, и мы с ним после этого были в Финляндии с гастролями — в пяти городах. Потом мы планировали в Австралию к Зульфие, но не случилось. Данный фестиваль все равно свое дело сделал, после него начали приглашать в Казань Зулю Камалову, до этого у нас ее не знали. Перед вами сидит человек, который окончил русскую среднюю школу. Лучше меня вряд ли кто из вас говорит по-татарски. Лучше меня вряд ли кто знает лучше татарское музыкальное искусство, татарскую поэзию. Меня не государство этому учило. Государство меня учило в средней школе русскому языку.
В институте у нас не было татарского языка, в консерватории — тем более. Я там учил итальянский. Так что корни уходят в семью. Это должно быть заложено в семье. Если в семье у тебя всё на национальной почве, нет, не шовиниста, не националиста из тебя воспитывают… Но я слушал татарское радио, смотрел татарское телевидение. Тогда телевидение очень поздно появилось, в основном меня воспитывало радио: я слушал спектакли театра имени Галиаскара Камала, стихотворные выпады Айрата Арсланова, его дикторскую речь,. Там дети по-русски разговаривают между собой. Я вот недавно поставил себе татарский алфавит на компьютер.
Вот отсюда начинайте, работайте в этой области. В интернете должен быть максимальный татарский материал: о поэтах, композиторах… Человек заинтересовался — нашел. Интернет должен работать на татарском языке!. А у нас некоторые люди моего возраста вообще никуда не могут зайти. Компьютер к нам пришел и оттеснил и книгу, и в какой-то степени телевидение, и кино… А ты завоевывай компьютер, сделай его и татарским, и русским, и английским… Я, будучи настоящим татарином, мечтаю о трехъязычных школах. Я его благодарю за это и боготворю. Бабай снова сделал вот такой шикарный ход. Люди сейчас обязательно должны знать и татарский, и русский, и английский.
Моя дочка окончила университет в Ньюкасле Англия и прекрасно владеет татарским… Мои дети прекрасно говорят на татарском, мои внуки прекрасно говорят на татарском. А давайте посмотрим на наших корифеев. Кто у нас, когда татарский язык хорошо преподавался в школах, теперь знает его? Дети и тем более внуки нашей интеллигенции не знают татарского языка. У вас есть здесь какие-то предложения? Пропаганда языка, интернет, телевидение, радио… Я садился рядом с радиоприемником и ждал, когда будет татарский концерт. Это обычно бывало по четвергам. По понедельникам — художественная самодеятельность.
Я очень любил слушать концерт художественной самодеятельности. В воскресенье в 11:40 подавался спектакль театра имени Камала… Вот такая пропаганда должна быть. Мы упускаем и радио, и телевидение… У нас самое ценное — язык, но ценнее всего здесь в Татарстане толерантность. Мы живем в такой республике, столько у нас национальностей — за 30 где-то… Но мы живем толерантно, у нас нет никаких национальных трений. Есть определенные люди — я их называю шовинистами. Я националист, но не шовинист, татарин, никогда этого не скрывал, но в то же время россиянин, за нашу землю. Ну и что, я сейчас должен с вилами выйти на площадь Свободы, что ли? Нам надо молиться — с руководителями Татарстану очень повезло: и с Шаймиевым, и с Миннихановым.
В прошлом году питерцы приезжали в Казань, я спрашивал, как им столица РТ, они отвечают, что город — красавец. Мы должны стремиться к этому. Художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района Республики Татарстан.
Сейчас материала у нас сверхдостаточно. Очень многое мы еще не успели обработать. Около 120 песен вошли в два сборника, которые филармония издала на грант Президента Татарстана Рустама Минниханова. Кроме песен мы опубликовали 15 инструментальных произведений и дали подробное описание 16 танцев, которые до нас на профессиональном уровне никто не исполнял.
Это большая научно-исследовательская работа и, кроме того, отличный учебно-методический материал для студентов музыкальных вузов. Ценность этих книг еще и в том, что последние сборники татарского фольклора были изданы 30 - 40 лет назад. Научная работа - важное направление деятельности ансамбля. Другое важнейшее направление - работа с детской аудиторией. После концертов ребята не уходят сразу, они подходят, общаются с артистами, мы даем им в руки инструменты, дарим на память диски с записями наших концертов. Это, наверное, самая нужная и полезная работа для своей нации. Может быть, звучит пафосно, но это так. Сцена - не общественная баня, куда может зайти любой человек с улицы.
Сцена - место священное. Не зря она приподнята над зрительным залом. Нельзя с нее нести все что угодно.
За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий. Звоните круглосуточно.
Будучи деревенским мальчишкой с тонкой душой, я с малых лет впитывал в себя мелодии народных песен, впитывал все увиденное и услышанное: как отец искусно играл на гармони, мама пела своим красивым мелодичным голосом, как старшие братья и сестры, соревнуясь между собой, учились играть на баяне. Край поэтов и писателей — Заказанье, сельские вечера, время сенокоса, уборочная страда, Сабантуи, школьная дорога — все они, наверное, пустили свои ростки в душе ребенка, подростка, молодого юноши. Очень рано научился играть на гармони, петь, в семь лет взял в руки баян, вечерами играл для сельской молодежи, отслужил в армии, получил два высших образования, прошел школу театра оперы и балета, гастролировал по европейским, азиатским странам, странам Африки, но в сердце всегда жило и живет любовь к своему народу, восхищение им. Я влюблен в его благородство, трудолюбие, мелодичную музыку», — пишет Айдар Файзрахманов о себе.
В настоящее время руководимый им ансамбль прилагает большое усилие для того, чтобы прославить на весь мир татарские народные песни и танцы, музыкальные инструменты, национальные костюмы. Невозможно перечислить страны, в которых они выступали, их свыше сорока… Каждый артист в коллективе поет, танцует, играет на музыкальных инструментах, Айдар Файзрахманов и сам с ними поет, танцует, что вызывает искреннее восхищение. Наш земляк очень красиво, проникновенно читает стихи, чем также завоевывает зрительскую любовь. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье.
Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году.
Айдар Файзрахманов награжден Орденом Дружбы
профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в селе Средние Верези Арского района. Татарстанның халык артисты, Татарстан дәүләт фольклор музыкасы ансамбленең сәнгать җитәкчесе Айдар Фәйзрахманов шушы көннәрдә 67 яшен билгеләп үтте. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Взрослые и юные заинцы окунулись в мир народной музыки с народным артистом РТ, профессором Айдаром Файзрахмановым и Государственным ансамблем фольклорной музыки Татарстана в ДК «Энергетик». Один из апологетов такого подхода — недавно отметивший день рождение Айдар Файзрахманов.
Айдар Фәйзрахманов
Батыр-Болгари, Р. Ахияровой, М. Творческая деятельность Айдара Файзрахманова отмечена почетными званиями: «Заслуженный артист Республики Татарстан» 1989 , «Народный артист Республики Татарстан» 1996 , «Заслуженный артист Российской Федерации» 2009 Работая на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического университета в последующем Казанского Федерального университета , он подготовил целую плеяду деятелей культуры и искусства, ныне известных артистов Татарстана. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. За прошедшие 10 лет коллектив представил десятки различных программ и провел сотни концертов.
The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". It does not store any personal data. Functional Functional Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Будучи профессором кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КФУ, Айдар Файзрахманов вот уже на протяжении 20 лет является руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан. За это время артисты объездили более 50 стран мира и где бы они ни были, их выступления везде проходили с аншлагом. В репертуаре ансамбля - песни казанских татар, кряшен, а также фольклора сибирских, астраханских, пермских, финских, крымских татар. Коллектив привлекает зрителей живым исполнением, национальными костюмами и безукоризненным талантом.
Этот ансамбль на научной, этномузыковедческой основе воспроизводит фактически утерянные национальные традиции.
Почти все артисты ансамбля имеют высшее музыкальное образование, все искусно владеют игрой на многих народных инструментах курай, кубыз, гусли, гармоника и др. За короткое время ансамбль стал известен во многих российских городах, завоевав звание лауреата всероссийского конкурса фольклорных коллективов, гастролировал за рубежом, выпустил аудио- и видеодиски. Свой богатый вокальный и сценический опыт профессор А. Файзрахманов так же успешно реализует, руководя кафедрой вокальной подготовки музыкально-педагогического факультета ТГГПУ. Многообразный талант Айдара Файзрахманова проявился и в работе на телевидении и радио.
Теле- и радиопередачи, где Айдар Файзрахманов выступает в качестве ведущего, завоевали популярность, позволили привлечь новых исполнителей народной музыки, расширили слушательско-зрительскую аудиторию.