Во всём мире месторождения лития нынче национализируют, так уже поступили Чили, Индонезия, Мексика и не только. А еще это — самое большое в мире месторождение лития. Литиевый треугольник (The Lithium Triangle) – обобщающее название трех стран (Чили, Аргентина и Боливия), обладающих 75% мировых запасов лития. промышленность, новости, россия, минприроды, запасы лития, экспорт. Больше данных по литию: Крупнейшие производители лития в мире, 2022 — Мировые объёмы добычи лития по странам, 1995–2021 — Цена литий-ионных батарей и объём рынка, 1992–2016.
Состояние мирового рынка лития
Изменение годовых выбросов CO2 по странам,. Мировые запасы лития по странам. Австралия располагает крупнейшими в мире запасами лития для производства аккумуляторных батарей, и доходы от экспорта резко возросли, а литий стал шестым по ценности экспортируемым товаром Австралии. Некоторые эксперты называют эту страну «литиевой Саудовской Аравией», и кто первый успеет освоить немалые запасы, заберёт хороший куш. Согласно данным "USGS", запасы лития в США в 2022 году — из континентальных рассолов, геотермальных рассолов, гекторита, нефтепромысловых рассолов и пегматитов — составляют 7,9 миллиона тонн. In 2023, reserves of lithium in Chile amounted to an estimated 9.3 million metric tons, the largest worldwide.
Как Россия осталась без лития и почему им бредит весь мир
Отметим, что Боливия является страной с самыми богатыми запасами лития в мире. Литиевые запасы Ирана оцениваются в 8,5 млн – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иран, в мире, интересно на развлекательном портале В мире начался литиевый кризис. Управляющий директор Hamedan Industry, Mine and Trade сказал, что, основываясь на карте запасов лития в мире, Иран занимает четвертое место по запасам этого редкого и стратегического металла. Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран – держателей запасов, отмечает ТАСС. Экономический специалист telegram-канала Proeconomics рассказал о том, что по запасам лития на данный момент с большим отрывом лидируют такие государства, как Чили (наибольшие запасы лития в мире, 41%) и Австралия (четверть мировых запасов, 25%).
В каких странах мира самые большие запасы лития
Американцы нашли их исследования в архивах в 2004 году, когда оккупировали Афганистан. Дополнительная разведка с помощью самолетов подтвердила данные советских специалистов. В 2009 году США дали экономическую оценку минеральным запасам страны — она составила 1 трлн долларов. Однако для добычи природных богатств в Афганистане до сих пор существовали препятствия: отсутствие инфраструктуры и коррупция местных чиновников. До победы «Талибана» были еще и военно-политические риски.
При этом «Талибан» умудрялся и до взятия власти торговать лазуритом и прочими ресурсами на 400 млн долларов в год. Китайцы же работали с официальным правительством и так и не смогли наладить выплавку меди на медном руднике в Мес Айнак.
То есть около трех процентов мирового потребления. Уже по итогам этого года ожидается, что предложение лития на рынке будет больше, чем спрос Минпромторг оценивает перспективную потребность российских предприятий в литиевых продуктах примерно в три тысячи тонн в год и считает необходимым начать создавать полный технологический цикл по добыче и переработке этого металла. Сегодня его в России нет. Производство Лития в России Производств, выпускающих соединения лития промышленную литиевую продукцию , в России очень мало. Новосибирский завод химконцентратов НЗХК , входящий в структуру «Росатома», производит металлический литий и изотопы лития. Гидроксид лития и металлический литий выпускает Химико-металлургический завод Красноярск , соединения лития выпускает Сибирский химический комбинат в Северске. Именно экспорт помог заводам пройти 1990-е годы и не разориться. Но в России делается все-таки лишь полуфабрикат, из которого за рубежом выпускают высокотехнологичную продукцию.
Выходит, что необходимо создавать производственный цикл в «обе стороны»: идти и в сырье, и в продукцию высокого передела. Казалось бы, зачем свой литий, если хватает привозного? Но зависимость от импорта принято считать опасной: ситуацию с литиевым сырьем часто сравнивают с рынком редкоземов, где монополистом является Китай, который поднял цены до такого уровня, что многие страны, в том числе Россия, задумались о развитии своей редкоземельной промышленности. На рынке лития нет монополии, но присутствует нечто похожее на олигополию. Самые большие объемы литийсодержащего сырья добывает Чили, далее следует Китай, который не только разрабатывает собственные месторождения, но и закупает сырье. Чтобы не зависеть так сильно от мировых цен, необходимо развивать свою добычу. Тем более что экономически это целесообразно. По оценкам Руслана Димухамедова, предварительная оценка показывает, что себестоимость добычи лития в России может быть на среднем мировом уровне. Мировые цены на литий, по его мнению, обеспечат безубыточность проектов по его добыче. Главное, как скоро в России удастся их реализовать и выйти на рынок с готовой продукцией.
Производство лития по странам мира В «Атомредмедзолоте» ждут роста отечественного литиевого рынка — будет развиваться добыча этого металла, а параллельно начнут создаваться производства глубокой переработки лития. В перспективе пяти—десяти лет рынок лития вырастет кратно. Аналитики оценивают перспективы российского литиевого рынка более сдержанно. Внутренний рынок сбыта ограничен. По мнению Максима Худалова, директора группы корпоративных рейтингов АКРА, в России потребность в литии несущественна и значимого роста производства в перспективе пяти лет ждать не стоит. Этот металл применяется только для технологических целей машиностроения и предприятиями атомной промышленности, ведь российские проекты по производству литий-ионных батарей не реализовались или не в полной мере. Как полагает эксперт, внутренний рынок способен развиваться за счет роста спроса со стороны атомной промышленности, но пока существенного роста собственного производства не будет. Россия при недостатке внутреннего спроса могла бы наращивать экспорт лития, учитывая долгосрочный тренд на электрификацию транспорта. Впрочем, экспортные перспективы портит высокая конкуренция со стороны Чили и Аргентины. Да и рассчитывать на долгий и устойчивый рост цен не стоит.
В АКРА ждут снижения цен на литий в связи со значительным увеличением производства этого металла в мире. В обозримом будущем, с потерей мирового интереса к электромобилям, ожидается, скорее, плавное снижение мировых цен на литий», — считает Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс».
Президент Боливии Луис Арсе заявил, что его страна продолжает переговоры с претендентами на разработку других месторождений.
Последние 26 лет Россия литий не добывает — до 1997 года в Красноярском крае работал единственный в России рудник на территории Завитинского месторождения. Причина — наличие дешевого импорта. В прошлом году заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов заявил в Совете Федерации о перспективе дефицита лития в России.
Ранее сырье привозили из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В начале 2022-го Чили и Аргентина заморозили поставки в нашу страну. Если не будет сырья, могут возникнуть проблемы с обеспечением промышленности литий-ионными аккумуляторами, заявил Демидов.
В 2021-м страна находилась на третьем месте по добыче лития, его производство составляло около 12 тыс. На втором месте — Чили 26 тыс. Лидером по добыче и выпуску лития значилась Австралия 55,4 тыс.
Добыча металла в Боливии, несмотря на крупнейшие запасы, не превышала 600 т.
При этом всё более остро ощущается проблема обеспечения отрасли литием, который используют при производстве литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Чтобы обезопасить производственные цепочки от подобных ценовых шоков, производители электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и крупнейшие добывающие компании «выходят вовне» и инвестируют в проекты литиевой добычи за рубежом. Однако модель выкачивания ресурсов исчерпала себя: страны, которые контролируют наибольшую долю литиевой добычи в мире, требуют от Китая большей адаптивности к нуждам развития национальных экономик. Производство электромобилей — одна из самых динамично развивающихся отраслей китайской промышленности. В период с 2021 по 2022 гг. Бурное развитие зеленого автотранспорта происходит в рамках реализации курса на экологизацию экономики, который за последние несколько лет стал одним из главных направлений развития китайской экономики.
Так, в марте 2018 г. В сентябре 2020 г. Китай достигнет пика выбросов парниковых газов, а к 2060 г. В поддержку реализации этих целей активно применяются инструменты финансового стимулирования производства и продажи продукции предприятий зеленой экономики. Отдельное внимание приоритетному развитию электромобильной промышленности в рамках зеленой повестки уделяется в стратегических планах КНР. Так, в Плане развития индустрии автотранспорта на новых источниках энергии 2021—2035 от 2020 г. В «Белой книге» о зеленом развитии Китая в новую эпоху, опубликованной в январе 2023 г.
Вместе с тем успех перехода Китая от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям во многом зависит от способности Китая обеспечивать растущий внутренний рынок необходимым сырьем. Если раньше сырьем, необходимым для развития автотранспорта, была нефть, то сегодня им становится литий. До луны и обратно: ценовые шоки на рынке лития КНР является лидером по производству литий-ионных аккумуляторов: в 2021 г. При этом, как и с большинством других минеральных ресурсов, собственная добыча лития в Китае не справляется с удовлетворением растущего внутреннего спроса на этот металл. Китай является лишь 4-ым по запасам 2 млн тонн и 3-м в мире по добыче лития 19 тыс. По данным за 2022 год, мировыми лидерами по запасам лития являются Чили 9,3 млн тонн , Австралия 6,2 млн тонн и Аргентина 2,7 млн тонн ; крупные месторождения имеются также в США 1 млн тонн , Канаде 930 тыс. Лидером по добыче в 2022 году стала Австралия 61 тыс.
Топ стран по запасам лития млн тонн В сложившихся условиях на развитии всей производственной цепочки по выпуску электромобилей в Китае сказываются ценовые шоки на глобальном рынке лития. В 2021—2022 гг.
Россия выходит вперед в гонке за металл XXI века
В частности, они «идут вовне» и инвестируют в проекты литиевой добычи за рубежом, прежде всего в Австралии, Африке и Латинской Америке. Китайские производители электромобилей реализуют проекты разработки литиевых месторождений с нуля и в рамках покупки доли в существующих компаниях. О расширении своего присутствия в добывающей промышленности Африки задумывается производитель электромобилей BYD. В июне 2022 г.
В сентябре 2022 г. В сентябре 2021 г. CATL заключила сделку стоимостью 297,3 млн долл.
Помимо производителей электромобилей и литий-ионных аккумуляторов, крупные добывающие компании сами также активно инвестируют в проекты литиевой добычи за рубежом. В 2018 г. Tianqi Lithium заявила о намерении инвестировать дополнительные 382 млн долл.
В мае 2018 г. В августе 2022 г. В конце января 2022 г.
В целом, по состоянию на начало 2023 г. Латинская Америка против всех При этом, как и во многих других сферах, в реализации инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки лития Китай в последние годы сталкивается с сопротивлением, в том числе в связи с попытками латиноамериканских правительств ослабить контроль над добывающим сектором со стороны иностранного капитала. Так, 19 апреля 2022 г.
Президент также заявил о планах создать государственную компанию LitioMx, которая будет контролировать добычу и сбыт лития на территории Мексики. Актуализировался и вопрос экологических рисков работы китайских производств. В октябре 2021 г.
Однако через два дня после объявления результатов торгов в чилийский суд города Копьяпо в области Атакама с богатыми неразведанными запасами лития поступил иск от губернатора Мигеля Варгаса и местных коренных общин, которые просили признать результаты торгов нарушением прав местных жителей на чистую и здоровую окружающую среду. В январе 2022 г. Однако, несмотря на сопротивление со стороны местных жителей, по состоянию на конец 2022 г.
Иран занимает четвертое место после Боливии с запасами лития в 21 млн. Он добавил, что на основании новых исследований литиевого рудника Кахаванд, его резервуар составляет более 8,5 млн.
На данный момент большая часть неочищенного лития в ЕС поступает из Австралии, но логистика доставки с другого конца света весьма накладна, поэтому ЕС всерьез рассматривал Украину как потенциального поставщика сырья. Самые крупные запасы лития находятся в Боливии. Свержение в 2019 году законного президента Боливии Эво Моралеса латиноамериканские эксперты связывали именно с национализацией литиевых рудников. Заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук в прошлом году сватала залежи украинского лития европейцам, чтобы те активнее включались в борьбу против РФ. Таким образом, поддержка и сотрудничество в дальнейшей деоккупации украинской земли ускорят и расширят доступ к украинским критически важным видам сырья как самой Украины, так и наших партнеров», — заявляла Гринцук. Федеральное немецкое агентство внешней торговли Germany Trade and Invest GTAI еще в начале текущего года в отчете под заголовком «Сырьевые богатства Украины под угрозой» утверждало, что «война на Украине — это еще и битва за полезные ископаемые». Крупнейшее месторождение лития на Украине расположено в центре охваченного боевыми действиями Донбасса, всего в нескольких километрах от линии фронта в селе Шевченко Донецкой области Покровский район.
Месторождение в свое время прибрала к рукам компания Petro Consulting, которую контролируют бизнесмены из круга Петра Порошенко. Компания получила лицензии на добычу без проведения тендера на месторождение лития в Шевченко еще в 2018 году, затем «прикупив» и месторождения в Кировоградской области.
По данным UBS, предпринимаемые Китай к 2025 г. Сейчас этот показатель составляет 88 тыс. Безусловное лидерство Китая и его амбиции беспокоят страны Запада. США, по данным СМИ, планируют заключить с Японией, Великобританией, странами Евросоюза и своими союзниками из G7 торговые соглашения, которые теоретически замкнут на них цепочки поставок ресурсов для производства аккумуляторов для электромобилей.
7 стран, лидирующих по производству лития
Интерес к литию продолжает расти из-за его роли в литий-ионных батареях, которые питают электромобили (электромобили), и в результате внимание приковано к ведущим странам-производителям лития. Эксперты европейской климатической группы «Транспорт и окружающая среда» (T&E) считают, что мировых запасов никеля и лития, которые используются для создания батарей для электромобилей, хватит. Геологоразведочные работы (ГРР) выявили, что запасы лития в Боливии составляют 23 млн т., заявил президент южноамериканской страны Л. Арсе на церемонии в честь 57-летней годовщины муниципалитета Койпас. Интерес к литию продолжает расти из-за его роли в литий-ионных батареях, которые питают электромобили (электромобили), и в результате внимание приковано к ведущим странам-производителям лития. Согласно научным исследованиям, самые большие запасы лития находятся в следующих странах: 1. Австралия Австралия является крупнейшим производителем лития в мире. Карбонат лития является ключевым компонентом производства литий-ионных батарей для электромобилей.
США: открытие крупнейшего в мире месторождения лития в супервулкане
В Кремниевой долине пока неохотно комментируют тему Афганистана, но не отрицают значимость литий-ионных батарей. Например, Apple считает, что на сегодняшний день перезаряжаемые аккумуляторные батареи на основе лития обеспечивает наилучшую производительность для MacBook, iPod, iPhone и iPad. С момента создания первого литий-ионного аккумулятора был увеличен срок службы и исключен «эффект памяти» компанией Sony Energy Devices в 1994 году технология не претерпела серьезных изменений. Конечно, она постоянно совершенствуется, но не настолько, чтобы осуществить прорыв еще раз. По сути, в электромобилях используются те же литий-ионные аккумуляторы, что и в мобильных устройствах, только в другом количестве. Вот тут и начинается самое интересное.
Резкое увеличение спроса Наращивание производства литий-ионных батарей со стороны производителей электрических автомобилей серьезно подстегнет мировой спрос на литий. Потенциально это может совпасть с повышением спроса на портативную потребительскую электронику, что произведет самый настоящий шторм. Производители начнут искать новые источники поставок лития. Вот почему все больше внимания обращается на Афганистан с его литиевыми месторождениями. По словам аналитика Джей Джейкобса из нью-йоркской компании Global X Funds, заинтересованной в добыче лития, на сегодняшний день есть только два региона с огромными запасами лития — это Афганистан и Боливия.
Но, как говорит его французский коллега Уильям Тахил из Material International Research, рано или поздно запасы лития в Боливии истощатся, что заставит взяться за добычу этого металла в Афганистане.
Но первые результаты ожидаются только в следующем году, а на промышленные масштабы DLE, если все сложится благоприятно, выйдет только лет через десять — то есть насущные проблемы это никак не решает. Переработка использованных батарей тоже не панацея. Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет.
Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах. Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс. Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов. Но не факт, что даже это заметно повлияет на общую картину. По мере замещения автомобилей на углеродном топливе электрокарами литий будет становиться «новой нефтью» — а значит, непременно продолжит дорожать. Отставание реальных темпов производства от опубликованных планов выглядит неминуемым, причем вся затея, похоже, окажется еще менее «зеленой», чем декларируют экологи.
Запасы лития в Аргентине оцениваются в несколько миллионов тонн. Зимбабве Зимбабве является одной из новых стран, которая обнаружила значительные запасы лития. Здесь находятся месторождения лития в провинции Машоналэнд-Вест. Запасы лития в Зимбабве оцениваются в несколько сотен тысяч тонн. Эти страны имеют огромный потенциал для добычи и производства лития. Однако, стоит отметить, что запасы лития в мире не являются неисчерпаемыми, и в ближайшие годы может возникнуть необходимость в поиске новых месторождений или разработке более эффективных способов использования этого ценного ресурса.
Катод является положительно заряженным электродом, а анод — электродом отрицательного заряда. Соответственно, во время заряда аккумулятора ионы лития перемещаются от катода к аноду через электролит проводник электрического тока , а во время разряда — от анода к катоду. Спрос на литий, кобальт и графит растет вслед за развитием возобновляемой энергетики ВИЭ. Повысить надежность энергоснабжения в этих условиях можно за счет систем хранения энергии, инвестиции в развитие которых в 2023 г.