Сегодня, 25 сентября, старейшей учительнице Петербурга Надежде Строгоновой исполнилось 103 года, об этом сообщила пресс-служба администрации города. В один из дней, накануне Полного снятия Блокады, (21.01 2024г) корреспондент телевидения от 1 канала представила интервью со старейшей жительницей Петербурга – Надеждой Васильевной Строгановой. Биография Надежды Ивановны имеет один чрезвычайно интересный поворот. Так 23 января, в канун снятия Блокады, начала своё выступление Надежда Иосифовна Строганова на очередном занятии ЛИТо “Балтийский парус”.
Блокадница завела TikTok и отметила 101-летие
Мы, четыре человека, по одному матрасу несли, еле тащили, чтобы положить на сани. Две поездки сделали от 9-й Советской до нашей школы. И все. Лошадь умерла. Детприемник был в школе на Невском, 174, если идти от Лавры. В детдом мы приносили свои кастрюли большие, чтобы готовить, топить было нечем, мы вначале из разбомбленных домов собирали, что можно жечь, полы вытаскивали, что можно дотащить. Потом обратились в РОНО — дайте что-нибудь, нам надо топить хотя бы там, где спать будут дети. Нам разрешили сломать Овсянниковский рынок, там теперь сад Чернышевского. Лабазы большие, стеллажи — все деревянное.
Нам этого рынка хватило — пока был в школе детский дом. Мне было тогда плохо, раны на ноге из-за голода открылись страшные, до дому мне было не подняться на третий этаж. Я подала заявление директору, чтобы рассчитали меня. Директор мое заявление выбросил и сказал, что пока буду ночевать в детском доме. Дети у нас были разные, но только треть из них могла спуститься со второго этажа на первый в столовую покушать. А остальных мы кормили в кроватях с ложечки. Надежда Васильевна плачет, ее голос прерывается. Эти вот их лица обтянутые, зубешки все видны.
Мы им ложечками разжимали зубы и вливали туда горячий чай. Было, когда детей находили здесь близко и приносили к нам. Один случай я хорошо помню — в доме рядом. Мы с Софьей Ивановной пришли — нам сказали, что из квартиры не выходят сын с матерью. Мы пришли туда с Софочкой — квартира открыта, стоит кровать с грудой тряпья и никого не видно. Тряпье сняли — мать холодная уже. А ребенок, Софья говорит, что он тоже мертвый. Я разобрала тряпье, к грудке ухо приложила, говорю: «Соня, бьется сердечко».
Закутали его в одеяло, понесли к нам, это был уже февраль. У нас в круглой натопленной печи мы грели воду внутри в кастрюльке маленькой, горячую выливали в корыто и разбавляли, чтобы была тепленькая, сажали туда ребенка. И вот пришла завуч Мария Григорьевна Блок с ножницами, чтобы остричь волосы у ребенка, а волосы все шевелились. Она охапку берет и в печку, там громко хлопает — вши лопаются. У нас не было машинок стричь, мы ножницами, поэтому те дети, которых приносили прямо к нам, были острижены неровно — крылечками такими. А из распределителя — ровно, там были машинки.
Для рабочих -200 гр. Для сравнения, сейчас это примерно 5 кусков пшеничного хлеба. Но блокадный хлеб был тяжелым и плотным. Поэтому кусочек был маленьким. Рецепт блокадного хлеба разрабатывали в НИИ хлебопекарной промышленности. За 872 дня блокады рецепт изменялся не меньше 10 раз. Рецепт хлеба зависел от ингридиентов, которые находились и подходили для выпечки этого хлеба. Всё в рецепте тщательно вымерялось и выверялось. Затем в маленькой печи выпекали экспериментальную буханку. Если получалось удовлетворительно, то рецепт рассылался на все 13 хлебозаводов. Рецепт утверждался коллегиально, контроль за качеством был постоянным. И хлеб одного завода не отличался от хлебов остальных. В начале Блокады использовали ржаную обойную муку. Это была мука самого грубого помола, получаемая без обмолота зёрен. Работать с такой мукой очень трудно, так как она содержит большое количество отрубей. Когда запасы такой муки истощились, стали заменять её овсяной, потом ячменной, соевой, кукурузной… Но и эти запасы таяли. Тогда в замес для хлеба стали добавлять непищевые заменители. Это была гидроцеллюлоза и сосновая кора. А так же жмых подсолнечника и отруби. В дело пошла даже мучная пыль, которая в мирные годы осела на оборудовании. Как только открыли Дорогу Жизни, непищевые заменители из рецептов изъяли. Мы знаем про хлебные карточки,и что потерять их — значит умереть голодной смертью. Без карточек хлеб не выдадут. Но карточки воровали! И это тоже было большое горе. Кража талонов приравнивалась к убийству человека. А что же воры делали с хлебом, полученным по чужим карточкам? Они его продавали.
Не понимает, как всех детей, настолько разных в своих способностях, равняют под одну линейку из стандартных заданий - так ведь и зачатки талантов можно загубить! Не нравится Надежде Васильевне и политика современных школ: за то, что учителям не хватает времени на воспитательную работу, а дети загружены тем, что им не нужно. В начальной школе это важнее всего. Поэтому современные дети совсем другие, они ни с чем не считаются, недооценивают роль учителя. А ведь это самая высокая профессия! Она готовит новое поколение, и эти люди зависят от школьного образования, - уверена Надежда Васильевна. Надежда Васильевна по сей день остается для своих учеников мудрой наставницей. Ее дети держат с ней связь, отмечают ее дни рождения и дарят подарки. Педагогам, отмечает Строгонова, стало гораздо легче готовить наглядные материалы. Раньше, завидует молодым коллегам Надежда Васильевна, учителям приходилось искать книги, чертить и рисовать все, что пригодится школьникам. Правда, компьютером сама учительница все же не пользуется, но регулярно появляется в соцсетях, благодаря внуку. В ее аккаунтах теперь и видео со встреч с учениками, и обращения к подписчикам с благодарностями и небольшие истории от первого лица. Трудно поверить, что призванный педагог собирался работать бухгалтером — на него совсем юная Надя, вышедшая из бедной семьи с восемью детьми, отучилась в техникуме. Там Надю и «обратили» в учителя — попросили подменить заболевшего педагога начальных классов. Маленькая Надя сидит вторая справа с матерью, братьями и сестрами. Директор, оказывается, все это время стоял под дверью — боялся, что дети по партам побегут. Первый класс — самый сложный, 42 ребенка, нужно держать внимание. Я вышла из кабинета с мокрой спиной, а директор сказал, что я прирожденный учитель, - вспоминает Надежда Васильевна. Несколько лет после Надежда Васильевна вела математику средним классам в той школе, а позднее отучилась на учителя начальных классов. С малышами ей было интереснее — каждый день наблюдать, как ребенок растет и привязывается к классной маме. В блокаду школу перевели под детдом, настали времена, о которых Надежда Васильевна вспоминает только тяжелым шепотом и со слезами.
Эта потрясающая женщина посвятила себя и свою жизнь служению подрастающему поколению, она до сих пор помнит всех своих учеников и считает их «своими детьми». Надежда Васильевна говорит, что самое главное в человеке — это доброта, любовь к миру и бескорыстная взаимопомощь, которые позволяют чувствовать себя легко и свободно. Кстати, прогулка по Музею блокады на Соляном переулке, в котором и проходили вчерашние съёмки, транслировалась в прямом эфире социальной сети Tiktok, где у Надежды Васильевны есть свой канал. Внук Дмитрий старается выкладывать интересные видео с бабушкой, где она рассказывает о своей жизни и, конечно, о войне. Проект реализуется Фондом "Мост поколений" в рамках культурной программы кинофестиваля "Перерыв на кино" при содействии Высшей школы режиссёров и сценаристов, а также финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
101-летняя блокадница Надежда Строганова набрала в TikTok более 64 тысяч подписчиков
Их находили замерзшими, оголодавшими, еле живыми после гибели родителей и приводили сюда, в тепло, на скудный, но спасающий жизнь паек. Вместе с коллегами Надежда Васильевна помогла эвакуировать 625 осиротевших детей», — написал в своем Telegram-канале Александр Беглов. Именно по инициативе Надежды Васильевны в этом году в Соляном переулке появился памятник блокадному учителю.
Первая зима в блокаде и скудные 125 граммов хлеба в день. Ленинград голодает. За январь-февраль 1941-го умирает почти 200 тысяч человек.
В школе Надежды Строгоновой открывают детский дом, но голод забирает силы не только малышей. И путь сквозь сугробы до Невы за водой для нее станет одним из самых страшных. Она поднимет на ноги сотни детей. По «дороге жизни» будет отправлять их в эвакуацию. Потом оттуда пачками посыпятся письма: сыты, но сильно скучаем.
Для сирот блокадного Ленинграда воспитатели станут мамами, которые сами город не покинут ни за что.
Мужчин отправили на фронт, а на совсем ещё молодую девушку Надежду Васильевну легла огромная ответственность - её назначили директором школы. В этой должности она буквально отвоёвывала места для детей у НПВО, за что в конце концов командир медико-санитарной команды очень её не взлюбил. Она выполняла каждый приказ, когда речь шла о жизнях детей. Сначала школу переоборудовали в детский дом, а потом обратно в учебное заведение. За годы существования детдома они смогли выходить и эвакуировать по «Дороге жизни» 625 детей. А 16 апреля 1943 года в школу попала бомба.
Надежда Строганова - уникальный человек. Не будучи коренной ленинградкой, в городе на Неве живёт с 1939 года! Несмотря на более чем почтенный возраст, Надежда Васильевна обладает феноменальной памятью и о событиях 80-летней давности рассказывает в таких мельчайших подробностях, словно это было вчера.
Блокадная учительница рассказала о работе в осажденном Ленинграде
«Выставочный проект в Манеже приурочен к 80-летию полного снятия блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Почётным гражданином Санкт‑Петербурга стала 102-летняя блокадница и старейший учитель города Надежда Строгонова. уникальный человек. Беглов подарил Надежде Строгановой памятную серебряную медаль «75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», сертификат на приобретение слухового аппарата и цветы. Надежда Строганова блокадница 101 год. Во время блокады Надежда Строгонова работала учительницей и воспитателем в детском доме.
125 граммов хлеба и вода из Невы
Она начала активно пилить контент: показывать фотографии молодости, рассказывать о блокаде, работе учителем, отвечать на вопросы о здоровье, счастье, смысле всего и вся. Хайпа она не хочет, мечтает о памятнике блокадному учителю на 6-й Советской, где сама преподавала. Эскиз уже готов, правительство обещает установить его к 27 января 2022.
В дело пошла даже мучная пыль, которая в мирные годы осела на оборудовании. Как только открыли Дорогу Жизни, непищевые заменители из рецептов изъяли. Мы знаем про хлебные карточки,и что потерять их — значит умереть голодной смертью. Без карточек хлеб не выдадут. Но карточки воровали! И это тоже было большое горе. Кража талонов приравнивалась к убийству человека.
А что же воры делали с хлебом, полученным по чужим карточкам? Они его продавали. Или выменивали у блокадников за ценные вещи.. Например, 1 кг хлеба выменивали на патефон. Велосипед обменивали на 2 кг хлеба Продав приличный костюм, можно было получить эквивалент в 3-4 кг пищевых продуктов. Хлеб получали по талонам. Но не бесплатно! Вначале хотели сделать талоны бесплатными. Но возобладало мнение, что обязанности мобилизуют волю людей.
И это оказалось правильным решением. Чтобы получить хлеб, надобны были не только талоны, но и деньги. Люди работали, платили налоги. Если доход был ниже 150 рублей, налог не взымался. А, скажем, если 500 р. Подоходный, военный. А ещё был налог на бездетность. Его платили холостяки, одинокие и бездетные пары. Кажется этот налог отменили только в 19 92 году.
Сколько стоил хлеб? До конца 1941 года 1 килограмм хлеба стоил 1рубль 70 копеек. С начала 1942 года хлеб подорожал до 1 рубля 90 копеек.
В частности, именно по ее инициативе были установлены мемориальная доска на 6-й Советской улице — на месте бывшей школы, которую разрушила бомба, и памятник блокадному учителю в Соляном переулке. На встречах с учителями я всегда рассказываю о вас. Вы стали легендой нашего города. Огромное спасибо за то, что вы с нами», - сказал Александр Беглов, когда был в гостях у блокадницы.
Известно, что Надежда Строгонова работала в детском доме, который спас и эвакуировал 625 ленинградских сирот, после работала в школе.
Надежда Строганова
Строгонова Надежда Васильевна родилась 24 сентября 1920 года в городе Холм Новгородской области в семье Василия Алексеевича и Евдокии Сергеевны Быстровых. Что такое блокада, какой ценой далась стране и городу Победа — рассказывает Надежда ть ещё. В годы блокады Надежда Строгонова работала в детском доме и школе № 161 на 6-й Советской улице. Во время блокады Надежда Строгонова не только учила, но и спасала маленьких жителей осажденного города. блокадница, чья история безграничной силы воли и непоколебимости духа стала символом выживания во время блокады Ленинграда.
Путин наградил 102-летнюю учительницу-блокадницу орденом "За заслуги перед Отечеством"
Семья — многодетная, восемь детей. В городе Холм открылся детский дом, и Надежда Васильевна была в него принята. После седьмого класса училась в техникуме и работала бухгалтером. В 1940-м году Надежда Васильевна была отправлена на курсы повышения квалификации в Ленинград. Надежда Васильевна приняла решение остаться в Ленинграде. Директор школы попросил подменить заболевшего педагога начальных классов. Таким образом в 1940-м году Надежда Васильевна стала учительницей начальных классов.
Дай ему отдельное задание. Помоги ему, он потихоньку догонит других. Не унижай, не топчи его самолюбие и дай ему развиваться по его способностям. Был у меня мальчик Валера, очень плохо учился, но был умный и работяга — строгал, мастерил. Я только маму просила не говорить ему, что он дурак. Я тянула его на тройки, потом на четверки, и он ушел в училище после 8 класса. Через 20 лет мы случайно встретились — Валерка заимел большую должность. Сказал: «Только вы верили, что из меня получится человек», - вспоминает Надежда Васильевна. Именно по этой причине учительница не любит всем известное ЕГЭ. Не понимает, как всех детей, настолько разных в своих способностях, равняют под одну линейку из стандартных заданий - так ведь и зачатки талантов можно загубить! Не нравится Надежде Васильевне и политика современных школ: за то, что учителям не хватает времени на воспитательную работу, а дети загружены тем, что им не нужно. В начальной школе это важнее всего. Поэтому современные дети совсем другие, они ни с чем не считаются, недооценивают роль учителя. А ведь это самая высокая профессия! Она готовит новое поколение, и эти люди зависят от школьного образования, - уверена Надежда Васильевна. Надежда Васильевна по сей день остается для своих учеников мудрой наставницей. Ее дети держат с ней связь, отмечают ее дни рождения и дарят подарки. Педагогам, отмечает Строгонова, стало гораздо легче готовить наглядные материалы. Раньше, завидует молодым коллегам Надежда Васильевна, учителям приходилось искать книги, чертить и рисовать все, что пригодится школьникам. Правда, компьютером сама учительница все же не пользуется, но регулярно появляется в соцсетях, благодаря внуку. В ее аккаунтах теперь и видео со встреч с учениками, и обращения к подписчикам с благодарностями и небольшие истории от первого лица.
Как раз 22 июня у меня заболел зуб. Я пошла в поликлинику на Карла Маркса, мне его вытащили. Иду — а везде шум: «Молотов будет говорить... Нас всех, учащихся юршколы, отправили под Кингисепп на окопы. Когда с окопов вернулись, я, может быть, смогла бы еще уехать домой. Но поезда ходили только до Луги. Одна моя подруга не побоялась и поехала. А я испугалась и осталась. К сентябрю фронт приблизился к Ленинграду. Немцы оказались в нескольких километрах от города. Помню, мы несколько дней сидели в подвале дома в Клиново — это такой поселок от Кировского завода. Я до войны жила с мамиными сестрами. Одна моя тетя уехала 30 июня, а другая осталась, работала на Кировском заводе. И вот мы сидим всем домом в подвале. У хозяек какие-то припасы были, так что не голодаем. Наверху артиллерия бьет, самолеты бомбят. Страшно высунуться. Дом, в котором мы жили, трехэтажный, стоял на небольшой горке. Их рядом было шесть. Как нам потом объяснили, эти дома при артобстреле служили врагу хорошим ориентиром. И их пришли взрывать. Солдаты зашли в подвал. И тут заплакал ребенок. Они посветили — а в подвале весь дом! И вот нас всех ночью гужом отправили до Автово. Проверяли долго. Потом распределили по адресам. Карточки дали.
Это был 1940-й. В здании школы организовали детский дом. И вы работали в детском доме? Надежда Строгонова: Да. Я уже к тому времени была очень слаба из-за дистрофии, на ноге образовались незаживающие раны. Персонал выносил из классов парты, ставил на их место кровати. Директором детдома был назначен Александр Строгонов я за него потом замуж вышла, но это отдельная история. Это в основном были дети, которых комсомольские отряды обнаруживали во время поквартирных обходов, у которых родители погибли. В очень плохом состоянии дети: только 37 из них могли спускаться в столовую, со второго этажа на первый. Остальные и передвигаться от голода не могли, лежали. Мы их с ложечки кормили: разжимали зубы и вливали чай, если глотает и обратно не выходит - есть шанс. У нас круглосуточно кто-то из взрослых в палатах дежурил, чтобы в случае смерти ребенка сразу же его вынести, чтобы другие детки не видели. Я сама такого одного принесла. Нам сказали, что в соседнем доме что-то давно матери с ребенком не видно. Мы с еще одной учительницей пошли. Дверь оказалась открытой. Вошли: на кровати груда тряпья. Мы его снимаем, там мать - уже окоченевшая. Ребеночек рядом. Тоже мертв? Я ухо-то к его грудке прикладываю - бьется сердечко! Ну, закутали, принесли к нам в детдом. Воду подогрели, помыли его в корытце, он вроде и ожил, даже сказал, как зовут. Желудок у него никакой еды уже не принимал. Страшно очень, когда дети умирают. А они умирали. У нас работал такой Гриша, умственно отсталый, так он на самодельной коляске мертвых деток мы их в простыни заворачивали отвозил на Охтинское кладбище, в общую могилу. И мы впервые увидели улыбки на лицах наших деток. Потом их эвакуировали по Дороге жизни и прислали новых. Три таких смены у нас было, всего 625 ребят эвакуировали.
Слова 101 летней Блокадницы Надежды Строгановой. В прошлом Надежда Васильевна работала в школе
блокадница, чья история безграничной силы воли и непоколебимости духа стала символом выживания во время блокады Ленинграда. В Петербурге награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени 102-летняя Надежда Строго. Во время блокады Ленинграда Надежда Васильевна работала учительницей и воспитателем в детском доме. Строганова (дев. Быстрова) Надежда Васильевна родилась 24 сентября 1920 года в городе Холме Нижегородской области. Сейчас в этом здании находится трест «Севзапэнергомонтаж», Надежда Васильевна Строгонова очень надеется успеть встретиться с его руководством, чтобы успеть рассказать, чтобы те, кто сейчас работают на месте погибшей школы, знали, что было здесь в блокаду.
Путин наградил 102-летнюю учительницу-блокадницу орденом "За заслуги перед Отечеством"
Во время блокады Надежда Строгонова работала учительницей и воспитателем в детском доме. В Северной столице 102-летнюю Надежду Строганову наградили орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени. Надежда Строганова: 101-летняя блокадница, которая завела TikTok. Надежда Васильевна решила покорить социальные Сети.