Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!».
Чучело история создания книги
Чучело (фильм) | это... Что такое Чучело (фильм)? | Созданные им шедевры детской литературы – повести «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1975) позднее обрели вторую жизнь как кинофильмы, причем в последнем главную роль сыграла маленькая Кристина Орбакайте. |
Краткое содержание повести «Чучело» | В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». |
Краткое содержание повести "Чучело" Железникова (3 варианта) ~ Проза (Школьная литература) | Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию. |
Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
Лена берёт вину на себя, из-за чего её начинают травить. Дима никак не признаётся и скоро по трусости присоединяется к одноклассником, травящим Лену. Одноклассники крадут платье Лены, делают чучело, изображающее Лену, и сжигают его. Лена от отчаяния на самом пике переживаний заставила остричь себя наголо «Я — чучело! Попов сдаёт Диму, которому все кроме Лены объявляют бойкот. Вскоре Лена уезжает из города. Её дедушка дарит школе портрет бабушки Лены, очень на нее похожей. А на доске в классе написано: «Чучело, прости нас! Травил Лену только потому, что все это делали, боялся выделяться.
Анималистическая символика — в одной из глав, когда герои надевают карнавальные маски, подчёркивается их сходство с животными. Лены - с зайцем, Шмаковой - с лисой, Лохматого - с медведем и Вальки - с волком. У последнего ещё и созвучное имя. Боже мой, что же я наделал! Вырастут — поумнеют — почти все школьники: Попов, Рыжий. Исключение — эти сволочи : Дима повёл себя как ничтожный трус. Не только не рассказал правду, но и, переступив после недолгих колебаний моральный горизонт, присоединился к травле прикрывшей его Лены. Шмакова прекрасно знала, что Лена Бессольцева ни в чём не виновата, но активно участвовала в травле — нравился сам процесс.
Миронова по прозвищу Железная Кнопка после выяснения правды продолжала вопить про бойкоты уже в адрес Димки , как умственно неполноценная.
Прошло 40 лет. Проблема эта никуда не делась, лишь получила новомодное английское название "буллинг". Но вот с фильмом и книгой, к слову, основанной на реальных событиях, нынешнее поколение знакомо плохо. В ТЮЗе решили актуализировать советскую классику, а на премьеру пригласили казанских школьников.
Действие спектакля разворачивается в двух временах - настоящем и прошлом, но все в том же старинном городке. Компания подростков забирается в полузаброшенный дом-музей, где когда-то жила Лена Бессольцева со своим дедушкой, коллекционером картин. У ребят своя рок-группа, здесь они собираются порепетировать и просто оттянуться. Есть среди них и девочка-изгой, объект насмешек по прозвищу Пугало Полина Малых. В ней есть что-то от блаженной, издевательства сносит безропотно, с натянутой улыбкой и вопреки всему считает своих мучителей друзьями.
Внезапно появляется охранник, который поначалу грозится сдать всех в полицию. Но, выяснив, что они музыканты, предлагает им поиграть, да и сам берет в руки электрогитару, чтобы вспомнить молодость.
Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести.
Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме.
Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах. Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость.
Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания. Повесть «Чучело» — произведение о добре и милосердии.
Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому. Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины.
Писатель создал более двадцати художественных произведений. В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус».
Ушел из жизни 3 декабря 2015 года.
На сегодняшний день эта история не менее актуальная чем в 1980-е», - рассказал Карабанов во время очной защите проектов, которые претендуют на финансирование Фонда кино. По его словам, сейчас все конфликты переносится в социальные сети. Он отметил, что травля там «более жесткая, чем в реальной жизни», так как тот, кто обижает другого чувствует себя безнаказанным. Карабанов отметил, что съемки будут проходить в формате screenlife, так как часть картины будет проходить в виртуальном пространстве. Авторы также намерены сделать фильм в жанре мюзикла.
Читать книгу: «Чучело»
Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. В 1983 году был снят фильм «Чучело» по одноименной повести Владимира Железникова, в основу которой легла реальная история его племянницы. |. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Чучело от автора Владимир Железников (ISBN: 978-5-17-090820-2) по низкой цене.
«История не потеряла актуальности». В России собираются вновь экранизировать повесть «Чучело»
В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело" | В эпоху до Интернета мы узнавали новости из прессы. |
В. К. Железников "Чучело": анализ произведения | Федорченко Иван Владимирович, 29 ноября 2020 | Об этой борьбе свидетельствуют люди, которые окружали режиссера Ролана Быкова с самого первого дня, когда у него появилась идея снять картину по повести Владимира Железникова: Елена Санаева, Павел Санаев и актеры, которые играли в фильме "Чучело". |
Владимир Железников «Чучело» | Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. |
Чучело. Владимир Железников | Режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» после семилетнего перерыва. |
Чучело. Владимир Железников читать онлайн Данинград | По её словам, создатель любимого многими персонажа Чучело-Мяучело страдал от проблем с сердцем. |
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
Сентябрьский номер журнала "Советский экран" разместил небольшую заметку о том, что на экраны выходит фильм Ролана Быкова "Чучело". Железников В. Чучело. 2 850 оценок. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене.
Аудиокнига Чучело
Владимир Железников «Чучело» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фильм Чучело, Ролан Быков, Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Длиннопост.
Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела»
Прежде, чем был утверждён Никулин, Ролан Быков провёл на эту роль даже фотопробу самого себя. Когда худсовет узнал, что главные роли будут играть Орбакайте и Никулин, то это стало ещё одной причиной того, чтобы работа над фильмом свернулась, даже ещё не начавшись. По мнению чиновников Госкино, в социальной драме «дочери певицы» и «клоуну» было не место. Съёмки Съёмки на натуре начались 1 октября 1982 года.
Несмотря на то, что фильм является социальной психологической драмой, детский актёрский состав вспоминает съёмки как сплошное развлечение. В частности, Ксения Филиппова утверждает, что в сцене, где Кнопка замахивается камнем на Шмакову, она на самом деле еле сдерживала смех. В свою очередь, Кристина Орбакайте в жизни так сильно отличалась по характеру от Лены Бессольцевой, что Быкову приходилось часто изолировать её от остальных актёров, кроме Никулина, чтобы она лучше вживалась в роль.
Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Твери ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке.
Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась. Закончились съёмки где-то весной 1983 года. Марина Мартанова от природы была скромным ребёнком, и поэтому ей очень тяжело дались сцены, где её героиня кричит на мать и называет её дурой, так как у Марины, по её словам, просто не хватало смелости говорить такие слова такой актрисе, как Светлана Крючкова, да ещё называть её на ты.
Однако сама Крючкова утверждает, что в реальности Марина была такой же, как и в кадре, и поэтому она её немного побаивалась. Буквально через несколько дней после начала съёмок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съёмкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень.
По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы.
Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение.
А Дима все не мог признаться — и дела зашли слишком далеко. У нее широкое платье, она поет с дедушкой песни под гармонь и глядит на мир большими глазами. Функцию дедушки Евгений Царьков в этом спектакле понять непросто.
Вроде бы он нужен, воплощая некую постоянную доброту. Но Лена не рассказывает, как это было в первоисточнике, историю деду. Историю рассказывают зрителям. Да, старшее поколение произнесет известный монолог о том, что он-то верил, что Лена будет жить в этом доме.
Но времена и впрямь наступили другие. На сцене постоянно находятся шесть человек. Их действия выстроены, как в сюите это же квартирник. Даже если не играет музыка, то пауз и длиннот здесь нет.
Все, чтобы школьники в зале не отвлекались. Валька Алексей Зильбер берет бас-гитару — и понеслось! У него одна роль. Также как и у Димки Сомова Даниил Кукушкин , играющего на гитаре.
Администрация портала оставляет за собой право без предупреждения отменить трансляцию, не соответствующую критериям качества. С полным перечнем критериев можно ознакомиться здесь.
Он тогда не знал, что он трус». Лишенные долгожданной поездки в Москву, дети решаются на самосуд — по всем правилам, с очной ставкой и грядущей расправой.
Для спасения Димы предателем себя признает Лена. Из-за жертвенной любви она подписывает себе приговор в глазах общественности и встает на путь страстей Христовых. Самые напряженные сцены связаны с издевательствами — дети ведут интенсивную моральную и физическую атаку. В дальнейшей судьбе Лены повторяются мотивы Евангелия: одноклассники подвергают «Чучело-предателя» преследованию, избиению, поруганию, оплевыванию горохом из стеклянных трубочек , осмеянию. В кульминационной точке сюжеты объединяются, и Лену ведут на условную казнь — костер — с завязанными глазами.
Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура! Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву. Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро.
Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой. У Железникова голова была медвежьей, но Быков заменил животное, тонко отметив идейную связь «Чучела» с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Образ мнимого врага Зверя, Вельзевула — насаженная на кол кабанья голова — необходим героям Голдинга для укоренения новой веры и оправдания насилия.
Потеря нравственной невинности, над которой рыдают Ральф, Джек и другие мальчики в конце романа, рифмуется с кадром смотрящих на зрителя героев «Чучела», начинающих осознавать содеянное. Одержанная ими победа — избавление от Лены — не приносит ожидаемой радости. Возведенная во враги, в финале героиня приобретает статус некоторой святости. Она отмечена в фильме как на событийном уровне, так и в деталях. Одна из них — характерный оттенок зеленого, постоянно присутствующий в одежде Лены.
Это явное наследование литературной традиции с прямым цитированием «Преступления и наказания» и обращением к образу Сонечки Мармеладовой, чей «фамильный» драдедамовый платок зеленого, «Богородичного» цвета символизировал душевную непорочность героини и предвещал возрождение к новой жизни для Раскольникова. Используя этот литературный код, кинематографическое «Чучело» тоже обращается к образу «маленького человека». Активно боровшийся с его стереотипным изображением, Быков-актер разыгрывал этот образ в кино — от Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» А. Баталов, 1959 до беспартийного трубача Колпакова в «Звонят, откройте дверь» А. Тарковский, 1966.
В «Чучеле» Быков-режиссер доводит образ до предела и рассказывает историю буквального маленького человека — ребенка. Вслед за Достоевским, выразившим жертвенную любовь в спасительном образе Сонечки, Быков говорит о бессмертном благородстве. Главные Ленины черты — душевное мужество, принципиальный отказ верить в подлость, способную одолеть милосердие. О Сомове она говорит: «Дедушка, они держат его силой! Заставляют его пугать меня.
Дедушка, они связали ему руки! Подобная позиция граничит с наивностью, которую высмеивает Ленино окружение. На пиковой точке конфликта заданные вначале образы чудаков Бессольцевых получают новое, стремительное развитие — герои уподобляются юродивым. После «казни» костром, будто пройдя инициацию и воскреснув, Лена сбривает волосы. Дрейер, 1928.
С голой головой, в обожженном на костре платье Лена утверждает собственную духовную победу и приходит незваной гостьей на празднование дня рождения Сомова. Ее облик похлопывая по голове: «Хорош качанчик? Для общества всепрощающие Лена и Николай Николаевич лишены рассудка именно нравственного. Их мотивы, не преследующие личной выгоды, непонятны, отличаются от интересов большинства — и потому представляют угрозу.
В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.
И, будучи уже взрослым человеком, имея за своей спиной юридической образование, он поступил в Литературный институт им. Хотя, по его собственным словам, сочинять он начал задолго до этого, еще в девятилетнем возрасте. Именно тогда он написал первую в своей жизни повесть. Но какой теме посвящено было это произведение, и сохранилось ли оно вообще, неизвестно. Почему он стал писать для детей? Отчего сын военного, окончив артиллерийское училище и получив университетское образование, решил потратить еще пять лет своей жизни на обучение в литературном институте? Относительно этого обстоятельства на интересный факт в своих воспоминаниях указывает Владимир Железников. Писатель — это не профессия, а призвание. Но однажды, еще в юные годы, Владимир Карпович зачитал свое небольшое эссе одному многоопытному литератору.
Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно. Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в литературном институте, Владимир Железников вынужден был еще и трудиться. Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка». И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание. Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей. Рассказы были изданы под общим названием «Разноцветная история». В этой книге он впервые затронул тему становления личности ребенка, которая в его творчестве стала затем основой.
Лена, которой уже дали кличку «Чучело», не вступает в конфликты с одноклассниками, надеясь добротой и приветливостью заслужить их уважение. Всё меняется в худшую сторону, когда Лена берет на себя вину Сомова в которого успевает влюбиться. А класс объявляет ей бойкот, и к психологической травле добавляются побои и прилюдное унижение. Неудивительно, что режиссером экранизации выступил знаменитый Ролан Быков, уже успевший к тому времени подпортить себе отношения с Госкино. Она обратила внимание Быкова на повесть, которой зачитывался его пасынок Павел будущий писатель.
К слову, и Елена, и Павел, и сам Ролан Быков сыграли в предстоящем фильме. Елена Санаева Павел Санаев Павел Санаев Быков быстро договорился с Железниковым, пообещав автору взять на себя все проблемы с Госкино, и они приступили к кастингу. Первоначально она не прошла даже фотопробы, Быков искал для героини другой, более «ангельский» типаж. Однако позже ей все же решили дать второй шанс и вот уже кинопробы Орбакайте прошла настолько усмешно, что Быков даже прослезился. На съемках юная актриса вела себя весьма профессионально.
Так вышло, что на пятый рабочий день она сломала руку.
От замысла ушел далеко, но... Хотя когда картина только появилась, ее сильно разругали в «Правде» за «абстрактный гуманизм», но потом председатель Госкино Ермаш стал нас защищать и пробил выход фильма на экраны. Когда же «Чудак» вышел в качестве фильма, я взял повесть и переписал. Она стала сложнее, намного смешнее, и теперь есть несколько вариантов этой книги. Хочу все свои вещи переписать! Карлсон не был популярен в Швеции, но перевод гениальной Лунгиной сделал его обаятельным... Но разве дело в сюжете? Дело в каком-то внутреннем движении героев, вот это первостепенно.
Лунгина — сама по себе тонкая и умная женщина, она прекрасно все это понимала и умела. А Гарри Поттер... Мне это не очень нравится, но, с другой стороны, какой популярностью это пользуется. Как психоз. Поклонников много. Я так писать не умею, поэтому смешок в голосе мне это и не нравится. Я бы с удовольствием попробовал, но... За это надо браться, будучи молодым. Мне поздно.
Конкретно сейчас заканчиваю повесть о своей жизни. И я эту книгу продиктовал. Ведь зрение... Для этого, кстати, научился диктовать. Это тяжело, потому что есть писатели, у которых все выходит из-под пера, а есть те, у которых все созревает в голове, а уж потом только они это перекладывают на бумагу. Так вот у меня в жизни все шло из-под пера. А тут... От биографии я отхожу все больше. Да, я там главный герой, но через себя мне хочется показать время с 30-х до 60-х гг.
XX века, с возраста шестилетнего мальчика и дальше... В Литве; мы тогда жили на самой границе с Восточной Пруссией. Мой отец был военным, я с ним ездил на границу и все это видел. Он с однополчанами 75 часов держался на границе, почти все погибли... Часа в два дня немцы уже были в нашем городе.
Горького в 1957 году.
В 35 лет вышла первая книга Железникова — «Разноцветная история». Став писателем, Железников посвятил свои произведения отношениям между людьми. Раскрывая проблемы взросления, книги писателя помогают взрослым и детям понять друг друга, найти общий язык. Они стали классикой отечественной литературы и переведены на многие языки мира.
Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
Повести и романы Аудиокнига Чучело Бесстрашная, честная девочка Лена Бессольцева — новенькая в классе. В сформировавшемся коллективе ей не находится места, а уж доброта и открытость и вовсе воспринимаются новыми одноклассниками как чудаковатость. В аудиокниге «Чучело» неожиданно ярко и глубоко показана детская жестокость, влияние отношений в семье и достатка на мысли и поведение каждого ребенка.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Мы поможем разобраться вам в вашем вопросе Чучело история создания книги Повесть чучело в. Повесть «Чучело» В. Железникова увидела мир в 3-7 номерах журнала «Пионер» за 1981 г. Писатель был членом редколлегии этого издания. Повесть была напечатана под заглавием «Всего-то несколько дней». Текст оживляли монохромные фотографии. Впервые на территории СССР было рассказано детской жестокости. С чего же начиналась история создания повести? На момент написания произведения, В. Железников уже публиковал свои рассказы, написал несколько сценариев к фильмам. Сначала была написана пьеса «Бойкот». Сценарий отдали в Госкино, но его не одобрили. Заместитель председателя Госкино отрезал: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране». Владимира Карповича это не остановило. Он не побоялся за свою карьеру и переделал сценарий в повесть. Первоначальное название он заменил более абстрактным «Всего-то несколько дней». Режиссер пообещал, что решит проблемы с Госкино. Дебют фильма состоялся 14 сентября 1984 года. В адрес фильма сыпались и осуждения, и слова благодарности. Педагоги твердили, что В. Железников подал жизнь школьников искаженно. Фильм даже хотели запретить, но этого не случилось. Более того, кинокартина стала обязательной для просмотра в школах. События, описаны е в повести — не выдумка. Подобная история случилась с родной племянницей писателя, которая жила в Нижнем Новгороде. Девочка взяла на себя чужую вину, и одноклассники начали её травить. Учитель в это время лежал с инфарктом. Несколько недель племянница Владимира Карповича никому не рассказывала о своей беде, а потом правда всплыла. Сам автор так отзывался о своем творении: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль». Также в одном из интервью Владимир Карпович признался, что выбранный им сюжет дает возможность показать «внутренний мир человека, сопротивляющегося чему-то». Очень скоро «дерзкое» произведение заняло почетное место в отечественной литературе. Железникова автобиографичная. Она прошла долгий, тернистый путь к признанию. Историю написания произведения следует рассматривать в контексте общественного строя эпохи, в которую жил Владимир Карпович. Это позволит понять, почему её пытались запретить. Писатель заслуживает уважения за то, что не побоялся запретов, не остановился на полпути. Он поднял проблемы, которые, к сожалению, актуальны и в наше время. Фильм «Чучело» до сих пор смотрят дети и взрослые. Понравилось сочинение? А вот еще: «Жестокие игры» по повести Железнякова «Чучело» Причины конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками по повести Железнякова «Чучело» Сожжение чучела анализ эпизода повести Железнякова «Чучело» Проблематика повести Железнякова «Чучело» Источник Владимир Железников — автор книг для детей и подростков. В своих произведениях этот писатель рассказывал о жизни современных ему мальчишек и девчонок, о непростых жизненных ситуациях, в которые они попадают. Взаимопониманию в отношениях между людьми он придавал в своих книгах особое значение. О том, как стал писателем Владимир Железников Биография этого человека складывалась таким образом, что стать он мог отнюдь не творческой личностью. Родился Железников в семье военного в 1925 году. Родители, как это часто бывает с представителями этой профессии, регулярно меняли место жительства. И с юных лет Железников видел перед собой образ отца-пограничника. Неудивительно, что, окончив школу, будущий писатель поступил в артиллерийское училище. Владимир Железников в детстве видел столь много разных городов и населенных пунктов, так часто менял друзей и одноклассников, что этот опыт в сочетании с литературными способностями взяли все-таки свое. И, будучи уже взрослым человеком, имея за своей спиной юридической образование, он поступил в Литературный институт им. Хотя, по его собственным словам, сочинять он начал задолго до этого, еще в девятилетнем возрасте. Именно тогда он написал первую в своей жизни повесть. Но какой теме посвящено было это произведение, и сохранилось ли оно вообще, неизвестно. Почему он стал писать для детей? Отчего сын военного, окончив артиллерийское училище и получив университетское образование, решил потратить еще пять лет своей жизни на обучение в литературном институте? Относительно этого обстоятельства на интересный факт в своих воспоминаниях указывает Владимир Железников. Писатель — это не профессия, а призвание. Но однажды, еще в юные годы, Владимир Карпович зачитал свое небольшое эссе одному многоопытному литератору. Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно. Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в литературном институте, Владимир Железников вынужден был еще и трудиться. Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка». И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание. Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей.
Из-за жертвенной любви она подписывает себе приговор в глазах общественности и встает на путь страстей Христовых. Самые напряженные сцены связаны с издевательствами — дети ведут интенсивную моральную и физическую атаку. В дальнейшей судьбе Лены повторяются мотивы Евангелия: одноклассники подвергают «Чучело-предателя» преследованию, избиению, поруганию, оплевыванию горохом из стеклянных трубочек , осмеянию. В кульминационной точке сюжеты объединяются, и Лену ведут на условную казнь — костер — с завязанными глазами. Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура! Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву. Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро. Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой. У Железникова голова была медвежьей, но Быков заменил животное, тонко отметив идейную связь «Чучела» с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Образ мнимого врага Зверя, Вельзевула — насаженная на кол кабанья голова — необходим героям Голдинга для укоренения новой веры и оправдания насилия. Потеря нравственной невинности, над которой рыдают Ральф, Джек и другие мальчики в конце романа, рифмуется с кадром смотрящих на зрителя героев «Чучела», начинающих осознавать содеянное. Одержанная ими победа — избавление от Лены — не приносит ожидаемой радости. Возведенная во враги, в финале героиня приобретает статус некоторой святости. Она отмечена в фильме как на событийном уровне, так и в деталях. Одна из них — характерный оттенок зеленого, постоянно присутствующий в одежде Лены. Это явное наследование литературной традиции с прямым цитированием «Преступления и наказания» и обращением к образу Сонечки Мармеладовой, чей «фамильный» драдедамовый платок зеленого, «Богородичного» цвета символизировал душевную непорочность героини и предвещал возрождение к новой жизни для Раскольникова. Используя этот литературный код, кинематографическое «Чучело» тоже обращается к образу «маленького человека». Активно боровшийся с его стереотипным изображением, Быков-актер разыгрывал этот образ в кино — от Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» А. Баталов, 1959 до беспартийного трубача Колпакова в «Звонят, откройте дверь» А. Тарковский, 1966. В «Чучеле» Быков-режиссер доводит образ до предела и рассказывает историю буквального маленького человека — ребенка. Вслед за Достоевским, выразившим жертвенную любовь в спасительном образе Сонечки, Быков говорит о бессмертном благородстве. Главные Ленины черты — душевное мужество, принципиальный отказ верить в подлость, способную одолеть милосердие. О Сомове она говорит: «Дедушка, они держат его силой! Заставляют его пугать меня. Дедушка, они связали ему руки! Подобная позиция граничит с наивностью, которую высмеивает Ленино окружение. На пиковой точке конфликта заданные вначале образы чудаков Бессольцевых получают новое, стремительное развитие — герои уподобляются юродивым. После «казни» костром, будто пройдя инициацию и воскреснув, Лена сбривает волосы. Дрейер, 1928. С голой головой, в обожженном на костре платье Лена утверждает собственную духовную победу и приходит незваной гостьей на празднование дня рождения Сомова. Ее облик похлопывая по голове: «Хорош качанчик? Для общества всепрощающие Лена и Николай Николаевич лишены рассудка именно нравственного. Их мотивы, не преследующие личной выгоды, непонятны, отличаются от интересов большинства — и потому представляют угрозу. Кадры с уплывающими на теплоходике из города Бессольцевыми отсылают к пассажирам «философского парохода» 1922 года. Не вписываемые в обстоятельства новой жизни, герои ее покидают. Со скудным багажом, буквально повторяющим набор в «две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон», Лена и ее дедушка отбывают в неизвестность.
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура! Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву. Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро. Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой. У Железникова голова была медвежьей, но Быков заменил животное, тонко отметив идейную связь «Чучела» с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Образ мнимого врага Зверя, Вельзевула — насаженная на кол кабанья голова — необходим героям Голдинга для укоренения новой веры и оправдания насилия. Потеря нравственной невинности, над которой рыдают Ральф, Джек и другие мальчики в конце романа, рифмуется с кадром смотрящих на зрителя героев «Чучела», начинающих осознавать содеянное.
Одержанная ими победа — избавление от Лены — не приносит ожидаемой радости. Возведенная во враги, в финале героиня приобретает статус некоторой святости. Она отмечена в фильме как на событийном уровне, так и в деталях. Одна из них — характерный оттенок зеленого, постоянно присутствующий в одежде Лены. Это явное наследование литературной традиции с прямым цитированием «Преступления и наказания» и обращением к образу Сонечки Мармеладовой, чей «фамильный» драдедамовый платок зеленого, «Богородичного» цвета символизировал душевную непорочность героини и предвещал возрождение к новой жизни для Раскольникова. Используя этот литературный код, кинематографическое «Чучело» тоже обращается к образу «маленького человека». Активно боровшийся с его стереотипным изображением, Быков-актер разыгрывал этот образ в кино — от Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» А. Баталов, 1959 до беспартийного трубача Колпакова в «Звонят, откройте дверь» А. Тарковский, 1966. В «Чучеле» Быков-режиссер доводит образ до предела и рассказывает историю буквального маленького человека — ребенка.
Вслед за Достоевским, выразившим жертвенную любовь в спасительном образе Сонечки, Быков говорит о бессмертном благородстве. Главные Ленины черты — душевное мужество, принципиальный отказ верить в подлость, способную одолеть милосердие. О Сомове она говорит: «Дедушка, они держат его силой! Заставляют его пугать меня. Дедушка, они связали ему руки! Подобная позиция граничит с наивностью, которую высмеивает Ленино окружение. На пиковой точке конфликта заданные вначале образы чудаков Бессольцевых получают новое, стремительное развитие — герои уподобляются юродивым. После «казни» костром, будто пройдя инициацию и воскреснув, Лена сбривает волосы. Дрейер, 1928. С голой головой, в обожженном на костре платье Лена утверждает собственную духовную победу и приходит незваной гостьей на празднование дня рождения Сомова.
Ее облик похлопывая по голове: «Хорош качанчик? Для общества всепрощающие Лена и Николай Николаевич лишены рассудка именно нравственного. Их мотивы, не преследующие личной выгоды, непонятны, отличаются от интересов большинства — и потому представляют угрозу. Кадры с уплывающими на теплоходике из города Бессольцевыми отсылают к пассажирам «философского парохода» 1922 года. Не вписываемые в обстоятельства новой жизни, герои ее покидают. Со скудным багажом, буквально повторяющим набор в «две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон», Лена и ее дедушка отбывают в неизвестность. Образы роднит и трагичный мотив оставленного фамильного дома с коллекцией картин, названной восхищенной Лениной учительницей «бесценной, оцененной очень высоко». Расставаясь с материальным свидетельством своей истории, Бессольцевы одерживают победу духовную. Но торжества они не ощущают — их поступкам чужда патетика, потому и конец «Чучела» не выписан в мажорных цветах триумфа справедливости. Однако герои не остаются незамеченными — на пристани символично раздается военный вальс, который репетирует дирижер камео Быкова со своим оркестром.
И всё-таки тема подавления личности вышла на первый план: и в силу того, что она вне времени, и потому, что наболело у нас, никуда не денешься. Она тоже стала знаковой. Как вы сами сказали, семьдесят процентов прочитавших её утверждали потом, что написанное — про них. Почему две? Больше таких книг и быть не может. В аннотации к первому изданию моей повести было написано, что такие книги рождаются, и это очень точно. Подобные истории нельзя придумать и написать, они именно что сами рождаются в нужное время, у них особенная судьба. Кстати сказать, «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году, а фактически стала известной в 2007-м — одиннадцать лет пребывала почти в полной безвестности.
Может быть, и сейчас что-то подобное лежит у кого-то в столе, никто не издаёт, а через десять лет книга выстрелит. Кадр из фильма "Чучело". И писатели публикуются, всё нормально. Зачем обязательно ждать, когда звёзды сойдутся и родится шедевр? Может, вести силами литературы постоянный разговор о том, что помимо человеческого, увы, звериное по-прежнему внутри нас? Мне кажется, вы вообще слишком многого хотите от искусства. Сегодня оно почти целиком превратилось в индустрию развлечений. Вам не обидно?
Не вижу, что здесь может быть обидного. Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде. А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа — «Чучело», «Остров» и тому подобные. Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу». Я думаю, вы с ума сойдёте. И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана.
А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните? Это называется рвение не по уму. В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки». У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру». Сегодня их невозможно читать без смеха. Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах. Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех».
В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество». Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями». А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме. Причём некрасивые поступки совершают в том числе и те люди, которые в школьные годы читали книжки про «маленького человека», про то, что не надо никого обижать. Я вообще не стал бы преувеличивать степень влияния художника на формирование человеческого сознания. Вообразите, что я пришёл бы в году этак 82-м в какое-нибудь издательство с рукописью «Похороните меня за плинтусом».
Её не только не стали бы печатать, но сказали бы, что больше не подпустят меня к литературе никогда и ни за что. А если бы книгу вдруг выпустили, огромное количество людей кричало бы, что это «пасквиль на наш советский строй». И никого бы она тогда не заставила задуматься. А сейчас на встрече с читателями одна женщина подарила мне пластмассовую корону и сказала: «Это для вашей дочки. Я благодарна вам за книжку, потому что после неё стала совсем другой бабушкой». Очень много факторов должно сойтись, чтобы книга и читатель встретились. Но кто-то же должен эту книгу написать! Написать, потому что иначе нельзя.
Да хоть для того, чтобы самому осмыслить свою жизнь.
Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают. А одноклассники продолжали издеваться над девочкой.
Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину. На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену.
Это была родственница Бессольцевых. Дедушка рассказал внучке историю их семьи. Раньше они были крепостными, но вышли на волю.
Девочка с картины стала учительницей. Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана. Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её.
Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил. Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам. Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним.
Валька рассказал, что Димка целовался с Леной. В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню. Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс.
Одноклассники дразнили её, не отдавая платье. А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки.
В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело.
Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались.
Внучка предложила деду уехать из города вместе с картинами. Дед отказался.
Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало. Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область.
Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова «Недосмотрел! Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три». Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве.
Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню. И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте — и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения. Но съемки подарком судьбы не стали.
Быков работал с детьми, как со взрослыми. Они месили грязь, бегали по обрывам, но самое главное — режиссер по-настоящему заставлял их страдать. Ксения Филиппова, сыгравшая в фильме Железную Кнопку, до сих пор с содроганием рассказывает о методах Быкова в работе с детьми: На съемках фильма «Чучело»; «Чтобы заставить меня зареветь, он говорил: вот представь себе, ты идёшь по улице и видишь красивое лицо, любуешься им, и вдруг на твоих глазах и на глазах этого человека машина сбивает ребенка, ребенок умирает, а лицо этого человека остается прекрасным. Быков — невероятно тонкий психолог.
Нервы у всех были в клочья. Но это стоило того». На долю Орбакайте тяжелых эмоциональных сцен выпало больше всего. Она не скрывает — преодолеть ей тогда пришлось многое: слезы, истерики и даже многочисленные погружения в воду.
По сценарию, Бессольцева летала во сне. Снять полет кинематографисты пытались по-разному, в том числе в бассейне. Быков действительно потратил немало сил и нервов на съемках, однако еще больше ему пришлось натерпеться от киноначальства. Оно не пропускало ту самую сцену, которая далась тяжелее других — сожжение чучела Бессольцевой.
Редакторам она показалась слишком жестокой. Впрочем, цензуре не понравился весь фильм, и руководство студии готовилось его причесать, вырезав все «опасные» сцены. Сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную.
В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией: «Каждый метр он с кровью отстаивал, — говорит Ксения Филиппова, — и не один у него, кажется, был инфаркт, а два инфаркта. В итоге ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения». Картину выпустили на экраны после того, как режиссер написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову со словами: «Я верю, что фильм нужен государству, и что защитить его может только государство». По словам Елены Санаевой, за первый год проката «Чучело» посмотрели 17 миллионов зрителей, в 1986 году фильму присудили Госпремию.
На развалинах Вознесенской церкви, на фоне которых снимали сцену «казни», где-то здесь, как мы помним, затерялось захоронение родственницы патриарха Иова… Теперь внимание! По заверениям местного краеведа и очевидца съемок Александра Шиткова, останки легендарной монахини находились ровно в том месте, где и происходило сожжение чучела. Это выяснилось в 2002 году, когда инициативная группа после долгих поисков все-таки нашла могилу Пелагии: «Чучело здесь сжигали, — говорит краевед, — и отсюда Кристина бежала, плача, и падала недалеко от стен бывшего монастыря, и смотрела в небо». Оказалось, матушка была замучена и убита, хотя до начала XXI века считалось, что она умерла своей смертью.
На черепе схимонахини были обнаружены повреждения. Шитков, как и большинство историков, считает: Пелагея была казнена из-за отказа святителя Иова благословить на место Патриарха ставленника Лжедмитрия I. Останки легендарной монахини находились в том месте, где и происходило сожжение чучела Возможно, молитвы убиенной монахини и направили картину в сторону религиозного осмысления, и именно поэтому на монтаже Ролан Антонович увидел настоящее чудо — перед ним оказался не просто фильм о девочке, взявшей на себя чужую вину, а кинолента «о гонении, распятии и вознесении». Без сомнения, такое открытие не могло не сказаться на мировоззрении Быкова.
Известно, что спустя некоторое время он крестился. Вот что однажды рассказала вдова режиссера журналистам: «Он жил с Богом в душе. Крестился поздно. Ему предстояла вторая операция, когда позвонил человек из Загорска и сказал: не покреститесь — прокляну!
Бред, конечно: как можно человека проклинать за то, крестится он или нет. Я считаю, что в его ролях и фильмах есть Божья благодать, есть свет» Российская газета, 12 ноября 2004 г. Нравственный заряд «Чучела» передался и юным актерам, играющим одноклассников Бессольцевой. Судьбы их сложились по-разному, однако все, что называется, «вышли в люди», посвятили себе любимым детям и интересной работе.
Павел Санаев, сын Елены Санаевой, сыгравший самого тихого мальчика в классе, стал писателем и режиссером; Максим Чмель в фильме — Попов, тот, который ухаживает за красавицей Шмаковой — реставратор мебели и хоккеист; Сергей Прилепский Худой работает экспедитором в кино, а «очкарик» Николай Манвелов выучился на историка, сегодня он — советник в одной из государственных корпораций.
В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.
Слушать аудиокнигу про Чучело (так прозвали Лену дети) лучше детям среднего и старшего школьного возраста. Две повести Владимира Железникова "Чучело" и "Чучело-2. Его первая книга "Разноцветная история" вышла в 1960-м году, тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма "Серебряные трубы". В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др.