Группировки и ОПГ Казани, Татарстана, Поволжья, СССР: 1970/80/90-е. Главная» Новости» Новости криминал казань. ОПГ — все новости по теме на сайте издания Казанские ОПГ участвовали в массовой драке со стрельбой — СМИ. Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году, когда члены ОПГ «Теплоконтроль», более известные как Тяп-Ляп, организовали ряд пробегов по Казани, насмерть забивая любых встречных.
Жив ли казанский феномен?
По версии следствия, группировка «Низы» образовалась в Казани в конце 80-х годов, она называлась так, поскольку контролировала одну из территорий Московского района, находящуюся в низине. Главная» Новости» Опг 29 й комплекс последние новости. Эльфат Сунгатуллин, которого МВД считает лидером казанской ОПГ «Кинопленка», скрывался 16 лет.
Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
В итоге состоялся сход казанских ОПГ, где было принято решение изгнать табор из Казани. Вскоре эти же группировки стали питательной средой для ОПГ нового типа — которые уже «крышевали» местных торговцев и даже «заходили» в промышленные предприятия. Еще одной жертвой криминальных войн стал участник группировки «Грязь» — по версии обвинения, за помощью в его устранении в 2004-м один из «грязевских» лидеров обратился к лидеру ОПГ «Зининские». В ГУ МВД по Татарстану рассказали , что оперативники по борьбе с организованной преступностью задержали предполагаемых участников двух преступных группировок Казани. Слоновская организованная преступная группировка еще 13 фото. В 1995 году ОПГ разделилась на два противоборствующих лагеря, один из которых возглавлял Николаев — его расстреляли у подъезда собственного дома по заказу оппонента.
В Казани начали судить участников ОПГ «Зининские», «Курицынские» и «Грязь»
В 1997 году между руководителями организованной группы "Низы" Фахриевым, Ларионовым и участниками "бригад", ранее входивших в состав группировки "Низы", возник конфликт на почве передела сфер влияния и источников дохода. Тогда, согласно материалам уголовного дела, Тагир Фахриев создал и вооружил свою "рыночную" банду, которая состояла из числа наиболее преданных людей. Она стала отстреливать конкурентов. Так, 5 октября 1998 года в подъезде своего дома на казанской улице Забайкальской был застрелен один из "низовских" - лидер бригады "Разъездовские" Данил Зарипов. Он контролировал небольшой базар на остановке общественного транспорта "Разъезд Восстания" и также стал претендовать на "московский" рынок. Зверенкова и Р. В ноябре 2004 г. Верховный суд Республики Татарстан приговорил Р.
Внутри ОПГ существовало жесткое деление по сферам криминальной деятельности. Арсенал «Низов» состоял из 5 автоматов, 11 пистолетов, 1 обреза, 6 гранат, взрывных устройств и большого количества боеприпасов. В правоохранительных органах отмечают, что члены преступной группы занимались как легальным, так и нелегальным бизнесом. В Казани «Низы» создали сеть незаконных ночных автостоянок. В 2005 году члены ОПГ совершили нападение на руководителя одной из торговых фирм Казани. Бизнесмен и его охрана получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В этом же году они сожгли салон сотовой связи.
Верховный суд Татарстана вынес приговор членам банды известной казанской ОПГ "Низы", обвиняемых в хранении оружия, многочисленных убийствах и других преступлениях. Лидер банды Тагир Фахриев приговорен к пожизненному сроку, остальные члены банды получили от 20 до 3 лет лишения свободы. Трое участников были осуждены условно. По оперативным данным, банда Фахриева была создана в 1997 году на базе ОПГ "Низы" и почти десять лет контролировала городской Московский продовольственно-вещевой рынок, ежемесячно собирая дань с торговавших здесь предпринимателей - суммы доходили до полумиллиона рублей. Для ликвидации конкурентов привлекала бывших сотрудников курского ОМОНа. На скамье подсудимых оказались жители Казани: 43-летний Тагир Фахриев, известный в криминальных кругах Казани как "авторитет" Тагир Большой, и четверо наиболее активных ее участников, к этому моменту уже находившихся под стражей, а также шесть человек, отпущенных под подписку о невыезде. Фахриеву и другим арестованным были предъявлены обвинения по наиболее тяжким статьям УК РФ - 209 "Бандитизм" , 222 "Приобретение и хранение огнестрельного оружия и взрывчатых веществ" , 105 "Убийства, совершенные организованной группой". Остальным участие в банде не инкриминируется, но они, по данным следствия, также причастны к ее деятельности и обвиняются в хулиганстве ст.
Другим киллером стал знакомый Лося — Руслан Зверенков, а также еще несколько человек. Самой первой жертвой новоявленной бригады киллеров стал главный претендент на весь Московский рынок, криминальный авторитет Данил Зарипов по прозвищу Данис. Его застрелили в октябре 1998 года, когда авторитет вышел из своего дома, собираясь отправиться по делам. Следующей жертвой киллеров стал авторитет «Низов» Илья Баймишев, его убили вместе с женой и телохранителем. Пока ОПГ «Низы» решала проблемы внутри своей структуры, на часть рынка стала претендовать другая Казанская группировка «Чайники».
Члены этой банды сумели расположить на территории Московского рынка свои павильоны. Такое авторитеты «Низов» простить не могли. Вследствие чего в 2001 году был убит один из лидеров «Чайников», 36-летний Яким. Следующими жертвами стали оставшиеся авторитеты «Чайников» — их избили в собственном офисе, дав понять, что чужаков не потерпят на рынке. Разборка с казначеями К тому времени «старшие» «Низов» в лице Дмитрия Ларионова по кличке Колобок и Тагира Фахриева уже жили в Москве, руководя группировкой из столицы.
В группировке был казначей, привозивший деньги из Казани в Москву. Но после военных действий вокруг рынка, количество денег, поступающих в руки лидеров «Низов» сократилось. Авторитеты решили, что казначей ворует из кассы группировки. Поэтому по их приказу, мужчину и его телохранителя пытают, а затем убивают. Трупы закапывают в гараже в районе Жилплощадки.
Лидеры назначают нового казначея. На этот раз им станет авторитет Оскарик. Но и он продержался недолго. В феврале 2003 года его убивают вместе с сожительницей на собственной даче. Расплата 12 февраля 2000 года оперативные работники задерживают киллера «Низов» Руслана Зверенкова.
Им удается доказать, что именно он убил Максима Белалова. За это Зверенков получает 10 лет колонии строгого режима. В 2004 году удается собрать доказательства причастности Зверенкова и к другим убийствам.
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
Внутри ОПГ существовало жесткое деление по сферам криминальной деятельности. Арсенал «Низов» состоял из 5 автоматов, 11 пистолетов, 1 обреза, 6 гранат, взрывных устройств и большого количества боеприпасов. В правоохранительных органах отмечают, что члены преступной группы занимались как легальным, так и нелегальным бизнесом. В Казани «Низы» создали сеть незаконных ночных автостоянок. В 2005 году члены ОПГ совершили нападение на руководителя одной из торговых фирм Казани. Бизнесмен и его охрана получили телесные повреждения различной степени тяжести. В этом же году они сожгли салон сотовой связи.
Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка.
Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60].
Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64].
Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68].
Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73].
По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6].
Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81].
Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53].
Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37].
У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15].
Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68].
Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15].
По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99].
Тут же расстреляли и четверых других перваков. Аля до сих пор помнит свою квартиру, заваленную трупами, помнит, как её матери рикошетом отстрелило нос, хотя саму её оставили невредимой. Алия отказалась от интервью, поскольку считает эти воспоминания слишком травмирующими. Она всё ещё живёт в Казани, в той же самой квартире, где всё случилось, воспитывает дочь. Отец успел дать показания полиции, он был готов рассказать про телефонный звонок и назвать имена подозреваемых в суде.
За это его и застрелили. Следом, через неделю, во дворе собственного дома. Всю юность мы поддерживали связь, объединённые общим секретом, этой перестрелкой, — потому что считали очень важным сохранить историю наших отцов. Именно Аля в 11 лет вообще открыла мне глаза на то, что мой отец был в ОПГ. До этого я считала, что родители были просто стилягами. Сейчас я думаю, что «Перваков» и «Хади Такташ» стравили менты, ведь через взаимные контры было удобно постепенно избавляться от всех уличных группировок. Было страшно, когда я нашла свидетельство о смерти: там были перечислены повреждения на теле отца: разрыв грудной клетки, множественные отверстия от выстрелов. Я визуализировала это всё, представляла, как он умирал, — больно и паршиво.
Конечно, я хотела вырасти и отомстить всем этим мужикам, но мне было слишком страшно. Дело о смерти моего отца до сих пор открыто, это висяк, каких в Казани сотни. Батин мемориал на кладбище выглядит помпезно: «Перваки» покрыли расходы на похороны. Больше помощи семье не было, потому что и самой группировки скоро не стало. Лидер такташевских Радик Галиакберов, или Раджа, объявил за голову любого первака награду в 5 тысяч долларов. Зато был героин. Первое, что сделал брат отца, когда его не стало, — принёс моей маме героин и сказал: «Всё закончилось, теперь будем лечиться». Она употребляла с 1997-го по 2010-й, до конца своей жизни.
Сплетни быстро распространялись по городу, но бабуля хотела, чтобы мы выглядели счастливой семьёй. Возможно, моя мать всю жизнь путешествовала из одних созависимых отношений в другие именно потому, что бабуля душила её любовью. И на героин она так легко села потому, что после убийства папы ей проще было найти новую зависимость. Семья посылала её в монастыри на трудотерапию, приглашали всяких целительниц, отправляли в психушку. Очень скоро бабушка стала использовать её судьбу как аргумент в моем воспитании: когда находила сигареты, пугала, что «следующий шаг — это героин». Все проступки сводились к «ты станешь, как твоя мать». Это глубоко вросло в меня. Я и сама стала сомневаться, что способна прожить жизнь без саморазрушения.
И он объявил войну "Первакам". На "стрелке" было объявлено о повышении тарифа на сбор в "общак". Раджа заявил, что за голову "первака" он платит 5 тысяч долларов. Снова запахло кровью. Профессиональные головорезы Объявив войну "Первым Горкам", Раджа понял, что ему нужна специальная команда киллеров. В декабре 1997 года из мест лишения свободы вышел Ринат Фархутдинов Ринтик , отсидевший за хранение оружия, законченный циник. Раджа это знал. Он предложил Ринату набрать и возглавить группу, которая будет исполнять его заказы. Ринтик пригласил друга детства Анатолия Новицкого, своего юного племянника Дениса Чернеева, старого друга Валеру Широкова. Так образовалась "банда в банде".
О том, что эти люди беспрекословно повиновались любым распоряжениям лидера, говорит такой факт. Фархутдинов тесно общался с Ильнуром Исмагиловым, некоторое время жил в его семье. Но когда Ринтик получил задание убрать Исмагилова, ничто не дрогнуло в его душе. Он скинул на пейджер "друга", что надо бы пообщаться. Однако эта встреча нужна была лишь для того, чтобы показать спрятавшемуся за углом Денису Чернееву, в кого надо стрелять. Как только Ринтик отъехал, киллер нажал на курок. Мимо в этот момент проходил Юрий Пушкарев. Видя, как падает на асфальт его знакомый, Пушкарев заметался. И тут же получил порцию свинца. Ни за что.
Потом пришел черед расправы над своими товарищами, перешедшими на сторону "Перваков", - Никитой Воздвиженским жившим, кстати, с бывшей женой Ринтика и его другом Александром Сакмаровым. В последнем случае преследовали еще одну цель. Сакмаров был шурином лидера "Перваков" Бибика, за голову которого Раджа назначил особую плату - 50 тысяч долларов. Но последний скрывался в Петербурге. Бандиты рассчитали, что похороны родственника - великолепный повод заставить Бибика вернуться в Казань. Головорезы подходили к убийствам творчески, сценарий ни одного из них не повторялся. Особое внимание Раджа уделял датам. Каждое дело к чему-нибудь приурочивалось: Воздвиженский и Сакмаров были убиты в один день, 5-го числа. Марушкина застрелили в День милиции. Он был "смотрящим" за молодежью из соседней ОПГ "Павлюхина".
Галиакберов посчитал, что тот сманивает в свою группировку потенциальных рекрутов "Хади Такташ", а кроме того, приторговывает наркотиками на "чужой" территории. В 19 часов Марушкин подъехал к своему дому. Из подъезда навстречу ему вышел бомж в засаленной шапочке, старом полушубке, пузырящихся на коленях синих трико. Бомж неожиданно вытащил пистолет и всадил в "смотрящего" всю обойму. Но Анатолий Новицкий, человек простоватый и недалекий, - а именно он "сыграл" бомжа - не учел одной важной детали. Поскольку Марушкин отвечал в группировке за молодежь, та постоянно толпилась у него в подъезде. И в этот раз там оказалось 15 человек! Они выбежали и успели схватить Толика. Избили до полусмерти, и когда приехали милиция и "скорая", он был без сознания. Рядом с ним оперативники нашли пистолет, из которого было совершено преступление.
За эту улику начали распутывать весь клубок. Обо всех убийствах правоохранительные органы знали, иногда вплоть до того, кто совершил преступление, но не хватало доказательств. Политическая воля покончить с группировками первым появилась у президента Республики Татарстан Шаймиева, который на одной из коллегий МВД распекал министра за то, что милиция плохо борется с организованной преступностью. И все же в том, что это уникальное дело было доведено до суда, - огромная заслуга следственной группы. Кстати, в ней такие же молодые люди. Они обобщили огромное количество материала, подняли старые "висяки" и объединили их в одно новое дело по ОПГ "Хади Такташ". Эти ребята достойны того, чтобы назвать их поименно: прокурор-криминалист Равиль Вахитов, следователь по особо важным делам прокуратуры г. Казани Сергей Куранов.
Казанские банда "Низы" заработала на Московском рынке и проститутках
Казанские ОПГ участвовали в массовой драке со стрельбой — СМИ. Перед задержанием Юсупова МВД распространило пресс-релиз, в котором утверждалось, что следователям удалось разговорить ранее подчиненного Дракону боевика из ОПГ «Низы». Главная» Новости» Опг 29 й комплекс последние новости.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61].
Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49].
Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи».
Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49].
Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости.
За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей.
Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1].
По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т.
Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени.
Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78].
Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16].
За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79].
При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43].
Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82].
Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71].
Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26].
В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2].
Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2].
Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3].
У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы.
Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие».
На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91].
Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92].
В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15].
Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96].
Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка.
Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85].
Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы.
По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101].
В феврале 2009 года Московский райсуд вынес приговор молодежному крылу «рыночной» банды — девять членов группировки получили от условных сроков до шести лет колонии общего режима. Оба в 2004 году были за это осуждены. Признав Тагира Фахриева руководителем банды, суд назначил ему пожизненное лишение свободы. Остальные подсудимые получили от трех лет и трех месяцев колонии общего режима до 20 лет колонии строгого режима. Трое отделались условными сроками.
После оглашения приговора некоторые адвокаты тех осужденных, которые получили длительные сроки, выразили намерение его обжаловать. Специалист пресс-службы прокуратуры Татарстана Михаил Вавилин сообщил, что решение об обжаловании приговора прокуратурой будет принято «после его детального изучения».
Появилась группировка в конце 1970-х годов в Московском районе Казани. Как раз в то время в Казани уже несколько лет существовала печально известная банда Тяп Ляп , члены которой проводили показательные массовые драки. Но если Тяп Ляп была бандой отморозков, любящих поизмываться над более слабыми противниками, то «Низы» были уже конкретно организованной преступной группировкой со своей иерархией, и внутренним подчинением лидерам. Именно они поставили криминальные дела на поток. И во время повсеместной кооперации, одними из первых обложили рэкетом Московский рынок Казани. Этот рынок был лакомым куском бандитов.
С него поступал миллионный доход. Контролировать торговцев пришлось аж тремя бригадами, которых поставил Фахриев — бригада Сапога, Анохина и Данила Зарипова. Остальные бригады «Низов» осуществляли контроль различных фирм и предприятий. Но именно рынок давал основной доход. Поэтому на него пытались претендовать многие авторитеты группировки. Но Дмитрий Ларионов всякий раз пресекал конфликты внутри собственных бригад. Война с «Жилкой» Зато конфликты бригад «Низов» и других преступных группировок решать удавалось не всегда. К примеру Хайдар Закиров по прозвищу Хайдер, авторитет группировки «Жилка» наехал на подконтрольную Анохинской бригаде фирму. Анохин, как один из авторитетов «Низов», решил разобраться сам.
На стрелке с Хайдером он заявил, что фирма принадлежит «Низам», и чтобы «Жилка» больше не донимала их с этими глупыми наездами. Хайдер воспринял отказ на удивление спокойно. Поэтому никто не удивился, когда в течении месяца были расстреляны практически все участники Анохинской бригады. А сам авторитет пережил несколько покушений. После последней неудачной попытки завалить его, Анохин решил больше не испытывать судьбу, и уехал из Казани. Фирма конечно же перешла под контроль «Жилки». Хайдер пытался также взять под свой контроль, принадлежавшую «Низам» фирму, базу стройматериалов в поселке Левченко. Фирма была под контролем у людей Сапога.
Для контроля над "московским" рынком в ОПГ была создана отдельная бригада, в которую, по данным следствия, входил сам Фахриев. В 1997 году между руководителями организованной группы "Низы" Фахриевым, Ларионовым и участниками "бригад", ранее входивших в состав группировки "Низы", возник конфликт на почве передела сфер влияния и источников дохода. Тогда, согласно материалам уголовного дела, Тагир Фахриев создал и вооружил свою "рыночную" банду, которая состояла из числа наиболее преданных людей. Она стала отстреливать конкурентов. Так, 5 октября 1998 года в подъезде своего дома на казанской улице Забайкальской был застрелен один из "низовских" - лидер бригады "Разъездовские" Данил Зарипов. Он контролировал небольшой базар на остановке общественного транспорта "Разъезд Восстания" и также стал претендовать на "московский" рынок. Зверенкова и Р. В ноябре 2004 г.