40-уст и поминания (полгода, год, пост). НАЗВАНИЕ НЕДЕЛЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА #ХрамВоскресенияХристоваселоВоскресенье #великойпост Великий пост для христиан — это семь недель и каждая из них имеет свое название. Страстная неделя — последняя в Великом Посте неделя со строгими правилами поста. Каждая неделя Великого поста имеет название и значение. Великий пост в 2024 году: дата, смысл, питание по неделям, пример рациона.
Великий пост. История и особенности
праздником Пасхи Христовой. важное время для верующих православных христиан, которые приняли решение держать пост до Светлой Пасхи. Великий пост начинается сразу после Масленичной недели. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях», а также в творениях Святых Отцов IV–V веков — Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого. Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно. В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели.
Курсы валюты:
- Начало Великого поста и Чистый понедельник в 2024 году: суть, традиции, как поститься
- Что можно есть и пить в Великий пост – 2024
- Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
- Читайте также
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Великий пост в 2024 году: дата, смысл, питание по неделям, пример рациона. В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX–Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями. Последняя седмица называется Страстной — в эту неделю вспоминают о его последних днях земной жизни, страданиях и смерти. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся.
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя
4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница. Великий пост и Страстная седмица заканчиваются на Пасху, которая в этом году выпадает на 5 мая. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Великим постом называется многодневный пост перед Пасхой.
Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий Пост
С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица, которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Во время Сырной седмицы мы уже не вкушаем мясную пищу, допускается в течение всей этой седмицы вкушение молочной пищи, яиц, рыбы. Сыропустная неделя называется также Прощеным воскресеньем», — говорит иеромонах Алипий. В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая и завершится 5 мая — праздником Пасхи Христовой.
Это одна из самых известных и почитаемых в нашей стране святых. Кроме того, в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу поминают умерших.
Самоограничения должны быть посильными. Особенно служители церкви не рекомендуют лишать себя пищи беременным и кормящим женщинам, а также болеющим прихожанам. Особенно тем, кто страдает онкологией, диабетом и болезнями желудочно-кишечного тракта.
Питание по дням Принципы питания на протяжении Великого поста в 2024 году различаются по дням. Особенная строгость присуща первой седмице. Понедельник отличается полным воздержанием, период со вторника по пятницу предполагает употребление не прошедших тепловую обработку продуктов: овощей — как свежих, так и соленых, маринованных, квашеных; фруктов, в том числе сушеных; орехов — от грецких и арахисовых до кедровых и миндальных; натурального меда: ягод.
Хлеб тоже разрешен, воду можно пить без ограничений. На первый взгляд, подобный рацион довольно скуден, однако меню можно разнообразить за счет большего количества овощей: капусты;.
Запрещен прием пищи до вечерни, когда выносят на середину храма плащаницу. Она будет там находиться до субботней ночи. Другие дни: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Они также сложные, поэтому перед постом обязательно надо спросить благословения священнослужителя, чтобы его держать.
Самое читаемое
- Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
- * По версии редакции «Блокнота»
- Что нельзя в Великий пост?
- Какие дни и недели Великого поста будут самыми строгими
- Когда начинается и заканчивается Великий пост
Вторая неделя Великого поста: что можно и что нельзя делать
Он призывал православных к покаянию и молитве, как к средству приближения к Господу и очищения души. Неделя пятая — преподобной Марии Египетской. В эту неделю церковь достигает полноты покаяния. Ибо сказано, что сатане недостаточно ввести человека в грех, но главное, не допустить раскаяния во грехе. И как Мария Египетская была грешницей, а после раскаялась и стала праведницей, так на ее примере церковь дает всем грешниками надежду на прощение через покаяние в грехах. На пятой неделе празднуют Лазареву субботу — поминают чудесное воскрешение Лазаря Иисусом Христом и поминают усопших родственников. Неделя шестая — неделя пальмовых ветвей, цветоносная или неделя ваий. В эту неделю празднуют праздник Вход Господень в Иерусалим. Этим праздником заканчивается шестая неделя и начинается последняя неделя Великого поста. Неделя седьмая — Страстная Седмица.
Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв.
Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога.
У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность.
Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных.
Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси».
Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу.
В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси.
В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста.
Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями.
Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный».
Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть? Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями. Питание по дням Самыми сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду.
Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером..
Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века.
Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.
Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом.
Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения.
Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.
Великий пост 2024 календарь питания по дням с меню
Крестопоклонная, посвящена поклонению Честному Кресту Господню. Великий пост — это не только диета, но и особенное поведение и образ мыслей. Каждая неделя Великого поста имеет название и значение. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского.
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях», а также в творениях Святых Отцов IV–V веков — Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Великий пост в 2024 году: дата, смысл, питание по неделям, пример рациона. Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно. Ее же памяти посвящается еще и пятая неделя1 Великого поста, так как воспоминание о сей дивной жене особенно благовременно во дни поста и покаяния. 4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий.
В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода. Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи.
В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой. Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Питьевой режим Во время поста необходимо тщательно следить за питьевым режимом. В сутки рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды. Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод. При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды.
Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты.
Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста.
Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры.
Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста. Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты.
Это время глубокого духовного очищения и единения с Богом, которое плавно подводит человека к празднованию Пасхи. О том, почему первый день поста называют Чистым понедельником и в чем смысл говения, читайте в материале «Известий». Начало и конец Великого поста в 2024 году Даты начала и окончания Великого поста меняются каждый год, так как зависят от времени празднования Пасхи.
В 2024 году православные верующие будут говеть с 18 марта по 4 мая, всего 48 дней. Весь Великий пост можно условно разделить на два периода. Первый — Великая четыредесятница. Он установлен в память о пребывании Иисуса Христа в Иудейской пустыне. В течение 40 дней Сын Божий ходил по бесплодной земле без еды и воды.
Под конец к нему явился дьявол, предлагая различные блага и славу в обмен на отказ от веры, но Спаситель не прислушался к его словам и обрел духовную силу. Второй период Великого поста — Страстная седмица. Так называют последнюю неделю перед Пасхой.
В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Григорий Палама Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца XIV в. Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях.
Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение. Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению крещению. Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели воскресенья Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным или реже: Андреевым стоянием. В практике оно совершается в среду вечером.
Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая — по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский 638 — 644 , а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор 680 — 681 , принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе. Андрей Критский и Мария Египетская В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона — творение святого Андрея Критского.
Он находится посреди храма до пятницы четвертой недели Великого поста. Для христиан он является примером духовной смиренной жизни, а его труд «Лествица», спустя несколько веков, остается одной из самых известных и читаемых книг у православных. Ими люди устилали путь Христа перед входом в Иерусалим. На Руси пальмовые листья заменили ветвями вербы, поэтому сам праздник получил название Вербное воскресенье. В этот период вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Подготовка к Великому посту Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период.
В первые две недели строгих ограничений в еде нет.