За время существования государства Израиль выдвигались десятки проектов конституции, составленных профессорами— юристами, законодательными комиссиями кнессета. Президент Израиля уже призвал правительство отказаться от реформы. После этого его освободили от должности, а в Тель-Авиве и еще нескольких городах вновь вспыхнули беспорядки. Отметим, как уточняет РИА Новости, Израиль не имеет Конституции.
На грани гражданского конфликта
- Израильское конституционное право - Зеев Фарбер
- Ольмерт пообещал Израилю конституцию
- Почему в Израиле нет конституции | Рам027, 28 мая 2023
- Израиль — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Почему в Израиле нет конституции
- Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию | ИА Красная Весна
Конституция для Израиля: активисты нашли выход из кризиса вокруг реформы
Безусловно, Конституция необходима, но какой она должна быть? В Израиле 5 миллионов премьер—министров, 5 миллионов председателей Верховного суда, 5 миллионов послов в Швеции и 5 миллионов проектов конституции. И как же вы из них выберете один? Источник: «Он хочет то ли конституцию, то ли севрюжину с хреном». Салтыков-Щедрин Остальные ответы.
Она защищает права и свободы граждан, определяет полномочия правительства и принципы государственного устройства, но называется она именно "основным законом". Закон "Основы государственного устройства" был принят 14 марта 1950 года первым Кнессетом парламентом Израиля.
Он определяет основные принципы государственного устройства, права и свободы граждан, а также структуру и функции правительства. Согласно этому закону, Израиль является демократическим государством, основанным на принципах свободы, равенства и справедливости.
Президент Израиля является главой израильского государства, его полномочия заканчиваются после истечения 5лет. Президент избирается большинством голосов Кнессета тайным голосованием. Полномочия Президента Израиля включают назначение высших государственных должностей: Государственного Контролера, Главу Банка Израиля, Председателя и Заместителя Председателя Верховного суда, судей-раввинов и Мусульманских и Друз-ских кадисов. Он выдает аккредитации дипломатам на представление интересов Израиля на мировой арене, принимает иностранных дипломатов, аккредитованных в Израиле; поддерживает политические отношения с еврейскими лидерами Диаспоры и иностранными дипломатическими миссиями; выступает гарантом развития культурной и образовательной деятельности в Израиле; поддерживает равноправие еврейского и сионистского образований среди молодежи Диаспоры.
Законодательная власть представлена Кнессетом, его состав — 120 членов. Кнессет, так же как и Правительство, избирается 1 раз в 4 года из представителей политических партий, от которых избираются кандидаты в Кнессет.
О свинье, религии и не только Теймур Атаев, политолог, Азербайджан Вспомним, что для многих одними из основных характеристик иудаизма и ислама являются обрезание и запрет на свинину. За порогом восприятия остаются главнейшие призывы этих конфессий — делать добро, совершать богоугодные поступки, соблюдать морально-нравственные нормы и др.
Что известно о судебной реформе в Израиле
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля | при непременном согласии на это Президента Израиля. |
Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории | Израильское конституционное право сегодня это результат развития на протяжении почти шестидесяти лет. |
72. Кп Израиля
Но либеральным демократиям требуется нечто большее : им также нужны институты, чтобы не допустить чрезмерной власти отдельных лиц и защитить права отдельных лиц и меньшинств. Мажоритаризм особенно опасен в Израиле из-за его особой природы как государства. Пятая часть граждан — арабы, равные перед законом, но часто сталкивающиеся с дискриминацией. Кроме того, раскол между евреями-израильтянами — левыми и правыми, светскими и ортодоксальными — может быть ожесточенным. Экстремистские партии, когда-то маргинальные, теперь являются частью правящей коалиции. Израиль также несет ответственность на Западном берегу, и хотя палестинцы отрицают, что он вершит там правосудие, Верховный суд иногда оказывал сдерживающее влияние на расширение поселений. Всем странам нужны разумные ограничения власти; изменчивые, разделенные вдвойне. Израильские либералы вооружились. Вспыхнули массовые уличные протесты. Боссы высказались.
Г-ну Нетаньяху и его правительству, возможно, все равно, возмущение их противников является полезным оружием в культурных войнах. Но он должен признать, что ущерб от нарушения верховенства права будет огромным. Стабильность в Израиле может оказаться под угрозой, если арабские граждане решат, что государство не может защитить их права.
Предлагаемые поправки подразумевали, что любое вето Верховного суда может быть преодолено простым парламентским большинством в 61 голос. Иными словами, правящая коалиция, которая как раз и располагает большинством кресел в Кнессете, могла бы всегда обходить запреты судебной власти и беспрепятственно принимать или отменять любые законы. С февраля по апрель этого года миллионы израильтян выходили на улицы городов, возражая против предложенной правительством судебной реформы. Они убеждены, что власти стремятся сломать систему сдержек и противовесов и превратить страну в диктатуру. Сторонники реформы считают, что в руках Верховного суда в последние годы сконцентрировалась абсолютная власть, и избранное народом правительство не может эффективно работать, так как вынуждено постоянно преодолевать сопротивление со стороны судей.
Давид Бен-Гурион зачитывает Декларацию о Независимости Израиля Сегодня в Израиле суд при принятии решений опирается в основном на Декларацию Независимости и судебные прецеденты. Страна следует примеру Великобритании, где Конституции тоже нет, отдельные элементы британской Конституции вполне себе существуют в виде письменных документов, регулирующих вопросы конституционного характера, многие из которых были приняты несколько веков назад, однако до сих пор имеют юридическую силу. Все дело в том, что эта стабильность охраняется обычаем. Никто не имеет право посягнуть на права и свободы, устоявшиеся веками. Это обеспечивается стабильностью институтов, существующих столетиями и исправно работающих. Парламентаризм, развитое гражданское общество, свобода средств массовой информации, независимый суд — это те киты, на которых держится британская государственная система. Таким образом, отсутсвие в Израиле Конституции никак не провоцирует произвол суда и беззаконие — даже если не будет никакой такой книги правил, обязательных для всех, но эти правила и обычаи, по которым живут люди, будут соблюдаться обществом и в его лице государством, никакая писанная Конституция собственно и не потребуется.
Конституция и религия Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору. Это, однако, неверно, поскольку есть религиозные круги, которые выступают, наоборот, за принятие конституции. Поэтому решение данного вопроса не является борьбой религиозных и светских сил, а суть спор как внутри самих религиозных, так и внутри нерелигиозных кругов. Проблема принятия конституции большинством или консенсусом В мире существуют две схемы принятия конституции: большинством или консенсусом. По французской модели конституция принимается большинством голосов парламентариев. Американская модель говорит, что конституция принимается консенсусом, то есть для внесения каких бы то ни было поправок в конституцию требуется поддержка двух третей голосов членов Конгресса, двух третей членов Сената, а также ратификация двумя третями штатов. В такой ситуации принятие конституции и внесение в нее любых изменений должно опираться на устойчивый консенсус, то есть на поддержку не менее двух третей населения страны. Отметим, что за последние 200 лет Франция сменила 5 конституций, а Соединенные Штаты не меняли конституцию. Таким образом, американская конституционная модель гораздо более устойчива, чем континентальная. Конституция и другие законы Многие законы государства принимаются абсолютным большинством голосов в парламенте. Например, в Израиле, для того чтобы принять очередной основной закон, необходима поддержка 61 депутата кнессета.
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel
НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ИЗРАИЛЯ (Реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Но вот что мешает Израилю принять конституцию, которая официально даже спустя 3/4 века существования государства находится в стадии формирования? НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ИЗРАИЛЯ (Реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки». Обложка проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. Новости Израиля
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel
Действующая конституция Израиля (свод законов) | Мастерская конституционного дизайна | Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. |
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля | Евреи, выступающие против Израиля Иудаизм отрицает сионизм. |
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля | Madan | Израильские СМИ сообщают, что, несмотря на отказ коалиции и оппозиции от переговоров по вопросу судебной реформы, она тем не менее обсуждается за закрытыми дверями. |
Россия в глобальной политике | Парламент Израиля принял закон, стимулирующий расширение еврейских поселений и наделяющий иврит статусом единственного государственного языка. |
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля | Вот что сказала россиянка Марья, находящаяся сейчас в Израиле: «Я очень хотела проголосовать по поправкам в Конституцию и следила за новостями по этой теме. |
Конституция для Израиля: активисты нашли выход из кризиса вокруг реформы
Конституция предусмотрит отделение религии от государства, равное распределение общественной нагрузки и законодательно закрепит Израиль демократическим, еврейским. Израиль сегодня — Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе. Новости Израиля.
Трижды проголосовавшая по Конституции израильтянка остается в розыске
Обложка проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. Ключевые слова: Конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества кон-ституции, секуляризация общества. Об этой радостной новости нам поведала не менее совестливая газета «Коммерсант». В Израиле нет единой конституции, а поэтому нет и конституционного суда. Неписаная конституция Израиля несовершенна, но изменения усугубят ситуацию, позволив почти беспрепятственное правление большинства. В Израиле по всей стране с утра 18 июля проходят крупные протесты против судебной реформы, сообщает The Times of Israel.
Форма поиска
- Конституция Израиля
- Конституция израиля (Маркс Тартаковский 2) / Проза.ру
- Израиль — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Все материалы
- Конституция израиля (Маркс Тартаковский 2) / Проза.ру
- лучшее за месяц
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
А если запрещено, то запрещено». Нет необходимости объявлять вещи неотъемлемыми правами. На практическом уровне вовлечение в эти философские вопросы только отвлекало бы от насущных проблем. Кнессет и так был перегружен работой по созданию и поддержанию нового государства. Или, говоря словами Бен-Гуриона, «это государство теперь требует законов [галаха], а не предания [агада], в котором нет необходимости». Наконец, «конституция» может означать свод законов, которые имеют приоритет над другими. Это законы, для принятия и изменения которых требуется значительное большинство. Суды, как уже говорилось выше, могут использовать эти законы для отмены законов второго уровня, которые им противоречат. Бен-Гурион отвергает этот вид «конституции» по нескольким причинам.
Во-первых, он не понимает, зачем парламентскому меньшинству голосовать за закон, который ограничит его собственную власть, если в будущем оно станет большинством. Почему противники Бен-Гуриона в Кнессете вообще должны принимать такие законы? Во-вторых, Бен-Гурион не понимает, почему его поколение должно связывать руки будущим израильским законодателям. Возможно, его поколение имеет уникальные моральные права как основатели государства. Но это не дает ему права навязывать свою точку зрения будущим поколениям. Прагматические аргументы Бен-Гуриона имели смысл в свое время. Зарождающееся государство Израиль не могло позволить себе философствовать. Ему предстояло вести экзистенциальные войны, абсорбировать огромные волны иммигрантов и кормить людей.
Страна, народ которой выстраивается в очереди за продовольственными пайками и живет под постоянным страхом вторжения, не имеет права мечтать о своем будущем. Но это не значит, что эти мечты, в свое время и в своем месте, менее важны, чем хлеб и безопасность. Времена изменились. Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает. Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной.
Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали.
Тем не менее, юристы полагают, что ещё не приняты все основные законы, необходимые для создания полной конституции, и законодателю пока не удалось выработать консенсусные проекты этих законов. Обращает внимание тот факт, что после так называемой конституционной революции 90-х годов прошлого века Кнессетом не был принят ни один новый основной закон [3]. Согласно проф. Даниэлю Фридману речь идёт не о конституционной, а о правовой революции, проведённой Верховным судом Израиля. Несмотря на то, что «конституция» не упоминается в законах Кнессета, верховные судьи в какой-то момент начали ссылаться на неё. Они стали часто использовать термины «конституционный» и «неконституционный» в постановлениях Верховного суда, как будто в Израиле уже принята конституция. Этот подход судей постепенно просачивался в умы адвокатов, юристов и студентов юридических факультетов, а некоторые юристы даже предостерегали депутатов Кнессета о том, что тот или иной их законопроект неконституционен.
Однако Даниэль Фридман напоминает, что не существует никакого официального документа Кнессета или Учредительного собрания, учреждающего Конституцию для Израиля [4]. Необходимость конституции Согласно плану , принятому резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1947 года, учредительным собраниям двух государств, еврейского и арабского, предлагалось выработать демократические конституции. В соответствии с этим планом Декларация независимости Израиля наметила порядок принятия конституции. После провозглашения государства Израиль семь арабских государств объявили войну и атаковали новое еврейское государство с целью его уничтожения. В свете сложившихся обстоятельств некоторые участники первых дебатов в Кнессете полагали, что планы ООН были в корне изменены и утратили свою моральную и юридическую силу. Депутат Кнессета Зерах Вархафтиг сказал, что никакого дара от ООН получено не было, что и за суверенитет и за государство вынуждены были бороться, поэтому «обязанность признать решение ООН со всеми его статьями и условиями отпала» [5]. Депутат Давид Бар-Рав-Хай был убеждён, что не ООН, а граждане государства имеют право решать, как и когда следует принять конституцию государства [6]. Независимо от сказанного в резолюции ООН большинство депутатов Кнессета в той или иной мере поддержали идею принятия в будущем конституции государства. Об этом свидетельствуют результаты голосования по предложению Харари.
Тем не менее, между депутатами Кнессета существуют значительные разногласия в вопросах судебного контроля, верховенства конституции над обычными законами [7] и отношения конституции к Торе [8]. Некоторые аргументы противников и сторонников конституции представлены на сайте Кнессета [9]. Ниже приводятся мнения видных политических деятелей и юристов о проблемах конституции в Израиле. Давид Бен-Гурион , поддержавший идею принятия конституции в период провозглашения государства, изменил своё мнение в 1950 году. Выступая в Кнессете, он сказал, что все опасности, беспокоящие сторонников конституции, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем» [10]. Судья Моше Ландой назвал тоску по конституции уходом от действительности и обосновал своё мнение тем, что «с помощью конституции не дано достичь того, что недостижимо согласно соотношению существующих политических сил» [11]. Министр и депутат Кнессета от партии ШАС Ицхак Хаим Перец высказал мнение, которое в течение тысячелетий было также мнением большинства евреев: «У народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора» [12]. Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы.
Этим обуславливается их независимость, благодаря чему судьи могут принимать решения нелицеприятные для правительства и для Кнессета. Суд пользуется в израильском обществе значительным доверием и уважением, намного большими, чем Кнессет, правительство и полиция. Вместе с тем вмешательство Верховного Суда в спорные конституционные вопросы приводит к неуклонному снижению доверия к Суду. В отсутствие письменной конституции, решения Верховного Суда зачастую заполняют конституционный вакуум. В связи с этим возникал вопрос: не является ли Декларация Независимости временной заменой Конституции Государства Израиль. В Декларации Независимости Израиля провозглашаются принцип еврейского характера государства, принципы «свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков», приверженность «полному гражданскому и политическому равноправию всех своих граждан без различия религиозной принадлежности, расы или пола», «свободе вероисповедания, совести». Эта часть Декларации сформулирована в виде общих пожеланий, а не точных юридических формулировок и поэтому Верховный Суд видел в Декларации Независимости документ, выражающий идеал народа, «его кредо, но не конституционный закон, устанавливающий практическое правило в отношении сохранения силы или отмены различных законов или ордонансов. Институт, который временно уполномочен принимать законы — это Временный Государственный Совет, который был образован при провозглашении государства».
Верховный Суд хоть и не признал какой-либо конституционной силы за Декларацией Независимости, все же признал за ней некую юридическую силу. Суды неоднократно обращались к Декларации, как к направляющему документу призванному, при необходимости разъяснить суть законов, включая мандаторные ордонансы. Пример такого обращения к Декларации Независимости встречается и в одном из судебных постановлений, опубликованных в данном сборнике. Вместе с тем, все чаще и чаще суд обращался к Декларации как к юридическому источнику, в котором перечислены основные права граждан. Судья А. Барак, например, постановил: «хотя сама Декларация и не предоставила гражданам права, которые можно было бы реализовать в судебном иске, быт граждан государства определен в ней и все органы власти должны руководствоваться определенными в ней принципами как путеводной звездой». Учредительное собрание, избранное после провозглашения государства, не смогло выработать текст конституции, который устраивал бы все слои общества. Разногласия были не только в том, какой должна быть принятая конституция, но и в том следует ли вообще принимать конституцию.
Многие полагали, что Тора является единственной конституцией еврейского народа и другая конституция не нужна. В этих условиях 13-го июня 1950 года было принята компромиссная резолюция, предложенная депутатом Харари, которая поручила «комиссии Кнессета по вопросам конституции, законодательства и права подготовить проект Конституции для государства. Конституция будет компоноваться из глав. Каждая из глав является самостоятельным основным законом. Эти главы будут представлены Кнессету по мере завершения комиссией работы и все эти главы будут объединены в Конституцию государства». С того времени был принят ряд основных законов: о Кнессете, о правительстве, об Иерусалиме — столице Израиля, и т. Далеко не все из основных законов заслуживают такое название. С другой стороны, многие законы, имеющие конституционное значение были приняты как обычные законы.
Верховный Суд постановил, рассматривая конкретные иски, что Кнессет может изменить основной закон и законом обычным и, что у основного закона нет никакого особого статуса. Таким образом, пока основные законы не объединены в единую конституцию, они не имеют особого, конституционного статуса и формально государство Израиль остается одним из немногих государств не имеющих письменной конституции. Разумеется, конституция, как набор основополагающих принципов, изложение основ государственного строя, основных прав граждан существует в Израиле. Эта фактическая конституция была создана прецендентными решениями Верховного Суда и политической практикой. В 1992 году Кнессет принял Основной Закон о свободе предпринимательства и Основной Закон о достоинстве и свободах человека. Эти два закона дают судам право отменять законы Кнессета, противоречащие этим двум законам. За прошедшие тринадцать лет суды использовали это право считанное число раз, отменив три пункта в трех законах. Тем не менее, принятие этих двух законов знаменовало собой «конституционную революцию», используя выражение судьи А.
С их принятием в Израиле фактически появилась письменная конституция, хоть и не называемая так официально. То есть появилось ограничение законодателя внешними принципами, которые законодатель нарушить не может. В случае нарушения законодателем этих принципов, принятием законов их нарушающих, эти законы могут быть объявлены судами любой инстанции недействительными и не имеющими силы. Особенность израильского конституционного права проявляется и в том, что религия в Израиле не отделена от государства. При этом ни одна из религий не имеет преимущественного статуса. Неотделеность религии от государства в Израиле, также унаследована от мандатного праваи следует английской традиции. Пункт 9 Мандата Лиги Наций Великобритании, гласит: «Должны полностью гарантироваться уважение персонального статуса различных народов и общин и их религиозных интересов». В соответствии с п.
Судебные полномочия по этим вопросам переданы религиозным судам этих общин. Позднее Кнессет принял законы, в которых персональный статус определяется не принадлежностью к общине, а религиозной принадлежностью. Так, Закон о полномочиях раввинских судов браки и разводы 5713 1953 г. Этот же закон устанавливает, что «бракосочетания и разводы евреев в Израиле будут проводиться по законам Торы». Это значит, что евреи женятся в Израиле у раввинов и разводятся в раввинском суде. Мусульмане женятся у кади и разводятся в шариатском суде. Христиане женятся в церкви, а разводятся в церковных судах. Таким образом, в Израиле не существует гражданской процедуры заключения браков, и в принципе, не возможно заключение брака между мужчиной и женщиной, не признаваемого какой-либо религиозной конфессией, или когда хотя бы один из них является атеистом.
Вместе с тем признаются браки, совершенные за границей, даже если один или оба супруга на момент заключения брака являлись гражданами Израиля. Нередко можно услышать, что такое положение вещей ущемляет права граждан — атеистов и граждан желающих заключить браки, не признаваемые их религией. С тем, чтобы исключить возможное ущемление прав граждан, Кнессет ввел поправки в законы, в которых говорится о правах супругов, распространив их и на живущих долгое время вместе, и ведущих общее хозяйство. Этот статус называется «известные в обществе как муж и жена». Верховный Суд в прецендентных решениях распространил юридические правила в отношении имущественных обязательств супругов и на «известных в обществе как муж и жена». Таким образом, желающий создать семью вне религиозных рамок, может сделать это и без какой-либо регистрации и партнеры в таком семейном союзе будут обладать всеми правами супругов. Единственное отличие будет заключаться в отсутствии регистрации в отделах записей актов гражданского состояния. Но такая регистрация, сама по себе, выходит за рамки гражданских прав.
Она относится к «статусу», то есть к тому, как окружающие видят эту пару. В Израиле большинство общества не считает пару не зарегистрировавшую религиозный брак, супружеской, что выражается в отказе присвоения статуса «женаты» такой паре. Таким образом, регистрация брака, в отрыве от сопутствующих прав не входит в набор личных прав и отказ в ней не влечет нарушения личностных прав.
На рассмотрение комиссии было представлено пять проектов конституции и среди них проект Иехуды Пинхаса Коэна. Однако, как указывалось выше, разработка конституции закончилась принятием предложения Изхара Харари. Со времён Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 года, «будут объединены и составят Конституцию государства». За это время как отдельные юристы, так и группы специалистов опубликовали десятки самых разных проектов конституции. Со многими из них можно познакомиться на сайте проекта «Конституция на основе широкого консенсуса» [18]. Здесь приводятся три примера таких проектов.
Проект профессоров-юристов Тель-Авивского университета Проект конституции Израиля, предложенный группой проф. Райхмана В 1986 году группа юристов из Тель-Авивского университета в составе профессоров Уриэля Райхмана председателя группы , Баруха Брахи, Ариэля Розен-Цви, Амоса Шапира и других юристов опубликовала свой проект конституции [19]. Речь шла о жёсткой конституции — для её изменения требовалось большинство в две трети голосов депутатов Кнессета, и она закрепляла своё верховенство над обычными законами. Предложенная конституция содержала главу «Права человека» в то время ещё не было основных законов, гарантирующих права человека и статью, позволяющую ограничить какое-либо из этих прав только тогда, когда это совместимо с демократическими ценностями государства. Предусматривалось введение судебного конституционного контроля, а Верховный суд получал полномочия Конституционного суда. Проект также включал изменения в избирательной системе: предлагалось перейти к системе прямых выборов премьер-министра и половину состава Кнессета избирать в 60 избирательных округах. К достоинствам этого проекта следует отнести то, что авторы сумели познакомить с его содержанием широкие круги израильской общественности. Многочисленные объявления в СМИ рассказывали о его основных положениях, экземпляры проекта распространялись вместе с центральными газетами. Проект вызвал необходимую для принятия конституции демократического государства общественную дискуссию и нашел горячих сторонников.
Однако содержание проекта не уделяло достаточного внимания еврейскому характеру государства и ставило под угрозу существующий баланс между различными ветвями власти и статус-кво в отношениях меду религией и государством. Поэтому он нашел также много не менее горячих противников. Позднее, в 1992 году, был пересмотрен Основной закон о правительстве и объявили о прямых выборах премьер-министра. Последовавшие после этого выборы показали, что прямые выборы не только не уменьшили число партий в Кнессете к чему стремились авторы проекта конституции , но и увеличили это число. В результате Основной закон о правительстве был вновь пересмотрен и прямые выборы премьера были отменены. Это было одно из немногих положений проекта, которые проверены на практике, но закончились неудачей. Проект законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва В мае 2003 года председатель законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва депутат Кнессета Михаэль Эйтан инициировал проект, целью которого была разработка конституции государства Израиль [20]. Предполагалось, что проект будет пользоваться широкой поддержкой как в Израиле, так и среди евреев всего мира, и поэтому он получил название «Конституция на основе широкого консенсуса».
Российское право онлайн
- Израиль: последние новости
- Важные новости
- Предыстория
- Конституция Израиля — Энциклопедия
- США оценили принятие проекта судебной реформы в Израиле: Политика: Мир:
Судебная реформа в Израиле вызвала почти тотальную забастовку
Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. Издание отмечает, что Израиль готов согласиться на освобождение только 20 заложников при условии, что среди них будут тяжелобольные, женщины и мужчины старше 50 лет. Израильский кнессет принял в четверг противоречивый закон, объявляющий Израиль еврейским национальным государством. Закон о национальности – это прямое продолжение расистской и дискриминационной политики, направленной против меньшинств в Израиль, каковую проводит «Еврейский дом».
Судебная реформа в Израиле вызвала почти тотальную забастовку
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац приветствовал решение США заблокировать резолюцию, передает РИА «Новости». Ультраправые выступают против Израиля как страны для всех евреев. Президент Израиля Ицхак Герцог осведомлен об инициативе, так же как и высокопоставленные представители политических партий. Конституция Израиля находится в процессе создания путём принятия Основных законов Израиля. Почему у Израиля нет Конституции? Предполагалось, что после формирования правительства Учредительное собрание (1949 г.), то есть – уже Кнессет, приступит к разработке конституции.
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения
Главным камнем преткновения стало требование религиозных партии положить в основу законодательства Тору и Талмуд. Но секуляристы выступали против, и любое принятое решение неизбежно вызвало бы раскол в обществе. Израильская правовая система включает в себя некоторые элементы Галахи, но не следует религиозному праву полностью. В ведении религиозных судов не только иудейских, но и иной конфессиональной принадлежности находятся акты гражданского состояния — регистрация рождения, смерти, брака и развода.
Витрины газетных киосков похожи на выставку секретных документов: почти все крупные газеты вышли с передовицами, закрашенными черным цветом. Профсоюз медработников объявил 24-часовую забастовку: повсюду, кроме столицы, госпитали будут работать по режиму выходного дня, оказывается только неотложная помощь. Тысячи резервистов, в том числе пилотов боевой авиации, намерены игнорировать призыв на армейские сборы в случае вступления закона в силу, пишет BBC ресурс заблокирован в РФ.
И все это — из-за законопроекта, единогласно утвержденного членами правой коалиции Нетаньяху и единогласно бойкотированного депутатами от оппозиции. А что думает среднестатистический израильтянин? Своими оценками делится адвокат из Израиля Эли Гервиц: Эли Гервиц адвокат из Израиля «Израиль — это государство, изнутри очень раздробленное, состоящее из, как тут любят говорить, разных племен. Есть огромное количество сторонников того, что правящая коалиция называет юридической реформой, и есть огромное количество противников того, что противники называют государственным переворотом сверху. Правящая коалиция, безусловно, пришла к власти после легитимных выборов, поэтому она является легитимной правящей коалицией. Значит ли это, что любое решение, которое она принимает, также является легитимным?
В рамках серии лекций в церкви Сен-Мартин в центре Лондона Джастин Уэлби выступил вместе с Су Макклелланом из христианской благотворительной организации «Обними Ближний Восток» и Дэниелом Мунайером, одновременно британским и палестинско-израильским исполнительным директором по вероисповеданию благотворительной организации «Musalaha». В комментариях Габриэллы Сверлинг, редактора «The Telegraph» по социальным и религиозным вопросам, он заявил, что конституция Израиля отличается от прежнего режима в Южной Африке, который был построен на системе апартеида, институционализировавшей расовую сегрегацию.
На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан. Ещё в 1950 году был принят т. Существует мнение, что государство Израиль живёт по Торе. Но это не совсем так. Действительно, Тора, Письменная и Устная - содержит все основные положения об общественном и государственном устройстве, а также - о правах и обязанностях граждан.
Гнев, боль и разочарование: попытка провести судебную реформу расколола Израиль
Статья 16 Исполняющий обязанности Премьер-министра a Если Премьер-министр покидает Израиль, то собрания Правительства созываются и проводятся исполняющим обязанности Премьер-министра. Если по истечении 100 дней Премьер-министр не возвращается к своим обязанностям, то считается, что Премьер-министр более не способен исполнять свои должностные обязанности. Статья 17 Допрос и импичмент Премьер-министра a Иначе, как с согласия генерального прокурора, против Премьер-министра не может быть начато ни одно уголовное дело. Статья 18 Отстранение от должности в связи с правонарушением a Если Премьер-министр был обвинен в правонарушении, которое, по решению суда, предполагало аморальные действия, то Кнессет может отстранить его от должности на основании решения большинства членов Кнессет. Если Кнессет принимает такое решение, то считается, что Правительство ушло в отставку. Статья 19 Отставка Премьер-министра Премьер-министр имеет право подать в отставку, предварительно уведомив о своем намерении Правительство и подав Президенту Государства заявление об отставке. Отставка Премьер-министра считается отставкой Правительства.
Статья 20 Смерть либо постоянная недееспособность Премьер-министра a Если Премьер-министр погибает, то считается, что Правительство ушло в отставку в день его смерти. Статья 21 Окончание службы Премьер-министра либо исполняющего обязанности Премьер-министра в качестве члена Кнессет a Если Премьер-министр прекращает свою службу в качестве члена Кнессет, то считается, что он ушел в отставку; считается, что Правительство ушло в отставку в тот же самый день. Статья 22 Прекращение службы министра a Министр может уйти в отставку из Правительства, подав заявление об отставке Премьер-министру. Его служба в Правительстве заканчивается по истечении 48 часов с момента подачи заявления об отставке Премьер-министру, при условии, что он не заберет заявление обратно. Статья 24 Исполняющий обязанности министра a Если министр, за исключением Премьер-министра, покидает страну, то Правительство уполномочено назначить другого министра, который бы исполнял его функции. Исполняющий обязанности министра осуществляет все либо часть обязанностей данного министра, в соответствии с решением Правительства.
Статья 25 Заместитель министра a Министр, стоящий во главе ведомства, уполномочен, с согласия Премьер-министра и одобрения Правительства, назначить одного заместителя министра в ведомстве из членов Кнессет. Заместитель министра вступает в свои обязанности после того, как Правительство уведомит Кнессет о его назначении; должность заместителя министра, которого назначает Премьер-министр, носит название «заместитель министра в ведомстве Премьер-министра». Данное положение не применимо в случае разделения фракции в соответствии с условиями, установленными законом; в целях данного параграфа определение понятию «выход из фракции» приводится в статье 6 a Основного закона: Кнессет. Статья 26 Прекращение срока полномочий заместителя министра Служба заместителя министра прекращается в любом из следующих случаев: 1 заместитель министра уходит в отставку, подав заявление об отставке министру, который его назначил; 2 тот же министр больше не является министром либо не возглавляет то же самое ведомство; 3 Премьер-министр, Правительство либо назначивший министр принимает решение прекратить службу заместителя министра; однако, Премьер-министр не может отстранить заместителя министра без предварительного уведомления Правительства и назначившего министра о своем намерении. Статья 27 Прекращение срока полномочий заместителя министра в связи с совершением правонарушения Если суд признал заместителя министра виновным, то в своем решении он должен указать, содержало ли данное правонарушение аморальные действия; если суд укажет на наличие аморальных действий, то полномочия заместителя министра прекращаются в день вынесения такого судебного решения Статья 28 Выдвижение вотума недоверия Правительству a Кнессет уполномочен выдвинуть вотум недоверия Правительству. Президент, в течение двух дней, поручает указанному члену Кнессет задание по формированию Правительства.
Статья 29 Полномочия по роспуску Кнессет a Если Премьер-министр удостоверяется в том, что большинство членов Кнессет находится в оппозиции Правительству, и это препятствует эффективной работе Правительства, то он уполномочен, с согласия Президента Государства, распустить Кнессет путем издания соответствующего указа, который публикуется в Решумот. Указ вступает в силу по истечении 21 дня с момента публикации, если не будет подана просьба в соответствии с подпараграфом c , при этом считается, что Правительство ушло в отставку в день публикации указа.
Основные законы не охватывают все конституционные вопросы, и не установлен крайний срок для завершения процесса их объединения в единую всеобъемлющую конституцию. Нет четкого правила, определяющего приоритет Основных законов над обычным законодательством, и во многих случаях такие вопросы оставляются на усмотрение судебной системы. Вместо того, чтобы сразу разработать полную конституцию, они отложили бы работу, поручив Комитету Кнессета по конституции, закону и правосудию подготовить проект документа по частям. Каждая глава будет называться Основным законом, и когда все будет написано, они будут собраны в полную конституцию. В период с 1958 по 1988 год Кнессет принял девять Основных законов, все из которых касались государственных институтов. В 1992 году Кнессет принял первые два основных закона, касающихся прав человека и основанных на недавно объявленных Верховным судом полномочиях судебного надзора. Это «Основной закон: человеческое достоинство и свобода» и « Основной закон: свобода занятий ». Они были приняты 32—21 и 23—0 голосами соответственно.
В соответствии с этим законом, английское правительство издавало основополагающие акты для колониальных территорий, называемые «Речь Его Величества Короля в Тайном Совете». Губернаторы на основании этих актов принимали ордонансы, имеющие силу законов. Ордонансы, принятые губернатором в подмандатной Палестине, сохранили силу закона и после образования Государства Израиль. В отличие от законов, принятых избранным парламентом — Кнессетом, законодательные акты Временного Государственного Совета Государства Израиль, также как и акты мандатного губернатора Палестины — Эрец-Исраэль, и сегодня именуются ордонансами, несмотря на то, что многие из них были многократно изменены и отредактированы Кнессетом. В свое время и колониальные английские власти постановили, «принимая власть», что турецкое право, существующее в Палестине до английского вторжения, осталось в силе. Тем самым, английские власти, как и израильский Временный Государственный Совет, десятилетия позже, старались обеспечить преемственность права. Особо было оговорено, что в случае лакуны, то есть в случае, когда существующее право не дает ответа на возникший вопрос, суду следует обратиться к английскому прецендентному праву как к источнику права.
Мандатные суды видели в английский прецендентах источник права. Система права в подмандатной Эрец-Исраэль стала прецендентной по английскому образцу. Она осталось такой и после создания Государства Израиль, но уже исходя из закона, принятого Кнессетом. Пункт 20 б Основного Закона о судопроизводстве гласит: «правило установленное решением Верховного Суда обязывает все суды за исключением его самого». Израильское прецендентное право дополнило, расширило и обогатило израильское право и израильскую общественную жизнь. При этом особое общественное значение имеет деятельность Верховного Суда в административной сфере. Заседая в таком качестве он будет судить по делам, в которых он считает необходимым дать вспомоществование во имя установления справедливости и на которые не распространяются полномочия других судов и трибуналов».
Пункт 15 г этого закона поясняет, что кроме прочего Верховный Суд, заседая в качестве Высшего Суда Справедливости, полномочен издавать указы государственным органам и чиновникам, предпринимать какие-либо действия или воздерживаться от какого-либо действия. Заседая как Высший Суд Справедливости, Верховный Суд имеет также право в некоторых случаях вмешиваться в решения религиозных судов. Высший Суд Справедливости заседает как суд первой инстанции и в него может обратиться с иском каждый. Данный факт, как и относительно небольшая сумма госпошлины, обуславливают доступность этой судебной инстанции. В Высший Суд Справедливости обращаются по самым разным вопросам: вопросы о законности того или иного государственного или муниципального конкурса, обжалование решения о получении квартиры из государственных фондов, обжалование решения президента о помиловании, требование о предании гласности коалиционного соглашения между партиями, вопросы предоставления гражданства, — все эти вопросы и многие другие обсуждались в Высшем суде справедливости. В настоящее время, после принятия Закона о судах по административным делам 5760 2000 г. Если ранее от истца в Высшем суде справедливости требовалось, чтобы он был сам ущемлен решением государственного органа, против которого он подает иск, то теперь не требуется и этого.
Если ранее Верховный Суд ограничивал себя, не вмешиваясь и не рассматривая дела, которые имели политические аспекты, то в последние 20 — 30 лет Верховный Суд все чаще вмешивается и рассматривает дела, имеющие непосредственный политические последствия. Этот процесс, называемый судейским активизмом, связывают с именем выдающегося юриста, судьи Верховного суда, Аарона Барака. По мнению судьи Барака, которое он выражает в принимаемых им постановлениях, все подсудно, то есть любой вопрос может и как правило должен иметь решение в стенах суда. Благодаря глубине его юридического анализа, отточенности аргументов, подход судьи Барака, стал главенствующим в решениях Верховного суда. Никто уже не удивляется решениям Верховного суда по искам арабских жителей удерживаемых территорий Иудея, Самария и Сектор Газа против военных властей, искам против министров, против служб безопасности, против решений правительства Израиля, искам по отмене законов Кнессета и муниципалитетов, и другим искам по самым разным, иногда весьма деликатным вопросам. Многие видят в возросшей силе и активности судейской власти угрозу демократическим основам государства. Судьи Верховного суда принимают решения по вопросам, решения которых общество ожидало от своих избранных представителей в Кнессете.
Судьи, Верховного суда, в силу своего образования и профессионального пути, а также системы назначений судей в большинстве своем разделяют мировоззрение, которое в США принято называть либеральным, а в Израиле и Европе левым. Поэтому решения Верховного суда по идеологическим вопросам зачастую склоняются влево. Фактически, Верховный Суд Израиля стал вторым законодателем и многие утверждают, что Верховный Суд сосредоточил в своих руках власть, превышающую власть парламента Кнессета и власть правительства. По многим вопросам, по которым израильское общество расколото, и по которым его представители в Кнессете не могут прийти к решению, такое решение принимается Верховным судом. Кнессет пытался изменить ситуацию и в 1980 году был принят Закон об Основах Права 5740 1980 г. Тем не менее, этот закон практически не изменил ситуацию. Выражение «принципов свободы, справедливости, правды и мира, еврейского наследия» звучит слишком расплывчато и неопределенно.
Так, судья Менахем Элон и ряд специалистов в области права полагали, что это выражение означает традиционное еврейское право, сложившееся в раввинской практике и литературе. По мнению же судьи Аарона Барака, понятие «еврейского наследия» включает в себя и те фундаментальные ценности, которые были признанны Декларацией Независимости, включая принципы демократии. Закон об Основах Судопроизводства вызвал многочисленные отклики юристов по широкой палитре мнений, но практический эффект этого закона практически нулевой. Сегодня судьи всех инстанций в своих решениях гораздо чаще обращаются к прецендентам американских и английских судов, чем к «еврейскому наследию». Несмотря на то, что израильский суд все чаще вмешивается в политические вопросы, в процессе избрания судей, в отличие, например, от принятого в США не учитываются их политические взгляды и мировоззрение. Кандидаты в судьи избираются комиссией, в которую входят трое судей Верховного суда в том числе Президент суда , два министра в том числе министр юстиции , два члена Кнессета и два представителя адвокатской коллегии. Формальное назначение производит Президент Израиля.
Фактически трое судей на заседаниях комиссии придерживаются одной позиции и, как правило, они всегда могут заблокировать, или наоборот, провести угодного им кандидата. В отличие от министров и депутатов Кнессета, судьи назначаются пожизненно. Этим обуславливается их независимость, благодаря чему судьи могут принимать решения нелицеприятные для правительства и для Кнессета. Суд пользуется в израильском обществе значительным доверием и уважением, намного большими, чем Кнессет, правительство и полиция. Вместе с тем вмешательство Верховного Суда в спорные конституционные вопросы приводит к неуклонному снижению доверия к Суду. В отсутствие письменной конституции, решения Верховного Суда зачастую заполняют конституционный вакуум. В связи с этим возникал вопрос: не является ли Декларация Независимости временной заменой Конституции Государства Израиль.
В Декларации Независимости Израиля провозглашаются принцип еврейского характера государства, принципы «свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков», приверженность «полному гражданскому и политическому равноправию всех своих граждан без различия религиозной принадлежности, расы или пола», «свободе вероисповедания, совести». Эта часть Декларации сформулирована в виде общих пожеланий, а не точных юридических формулировок и поэтому Верховный Суд видел в Декларации Независимости документ, выражающий идеал народа, «его кредо, но не конституционный закон, устанавливающий практическое правило в отношении сохранения силы или отмены различных законов или ордонансов. Институт, который временно уполномочен принимать законы — это Временный Государственный Совет, который был образован при провозглашении государства». Верховный Суд хоть и не признал какой-либо конституционной силы за Декларацией Независимости, все же признал за ней некую юридическую силу. Суды неоднократно обращались к Декларации, как к направляющему документу призванному, при необходимости разъяснить суть законов, включая мандаторные ордонансы. Пример такого обращения к Декларации Независимости встречается и в одном из судебных постановлений, опубликованных в данном сборнике. Вместе с тем, все чаще и чаще суд обращался к Декларации как к юридическому источнику, в котором перечислены основные права граждан.
Судья А. Барак, например, постановил: «хотя сама Декларация и не предоставила гражданам права, которые можно было бы реализовать в судебном иске, быт граждан государства определен в ней и все органы власти должны руководствоваться определенными в ней принципами как путеводной звездой». Учредительное собрание, избранное после провозглашения государства, не смогло выработать текст конституции, который устраивал бы все слои общества.
Вслед за этим в социальных сетях посыпались заявления глав ведомств. Министр культуры и спорта Израиля Мики Зоар сравнил обстановку в стране с горящим домом. На паузе настаивает и министр экономики.
Нир Баркат уверен, что «реформа необходима, но проводить ее нужно не ценой гражданской войны». Другие же члены коалиции настроены радикальнее. Министр нацбезопасности угрожает вывести для разгона протестующих своих ультраправых сторонников. Но с каждой акцией протеста митингующих на улицах становится все больше. Амит Пинчеваски, профессор: «Успехом будет полное свержение коалиции и начало всего заново. Нужно начать устанавливать настоящую демократию, справедливую демократию».
Уже ночью на фоне протестов появилась информация о том, что Нетаньяху начал обсуждение возможной заморозки судебной реформы. Утром стали понятны причины такого решения. Немедленно остановить принятие законопроекта призвал президент Израиля Ицхак Герцог. Картина дня.
52. Конституционное право Израиля
Конституция израиля / Новое видео - 2024 | В информации, в частности, обмечается, что израильский департамент военно-политического назначения дал согласие на активацию «параграфа №40» Конституции. |
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения | 52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции. |
Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории | Новое предложение по израильской конституции было выдвинуто Движением за качественное правительство в Израиле (MQG) на пресс-конференции в палатке протеста против судебной. |