Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Автор полотна
- Сюжет картины
- "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания
- Содержание
- Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации / Статьи /
«Даная» картина Рембрандта
Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии.
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985. Картина Рембрандта "Даная" (1636-1647), написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Искусство, Даная, Живопись, Картина, Рембрандт, Художник, Длиннопост. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами.
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
Ещё пишут, что в каморке, в которой он жил, было найдено несколько репродукций картин с обнажёнными женщинами — якобы он планировал уничтожить любую из них. Как бы то ни было, отделался Майгис легко: его поместили в психиатрическую больницу в Калининградской области. Бронюс Майгис так и не раскаялся. В одном из интервью он даже сказал: «Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».
Действительно, вандалу хватило нескольких минут. А вот чтобы исправить последствия случившегося за это время, реставраторам потребовалось целых 12 лет. По горячим следам Спасать «Данаю» начали сразу же после задержания преступника. Это была первая в стране порча картины серной кислотой, и у реставраторов не было алгоритма действий.
Однако было очевидно, что первым делом нужно остановить химическую реакцию, поэтому картину начали промывать водой. На следующий день в Эрмитаже провели совещание, на котором картину изучили искусствоведы и реставраторы, художники музея и сотрудники художественных факультетов МГУ. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института и директор Института химии силикатов им. Гребенщикова академик Михаил Шульц.
Его помощь в реставрации «Данаи» ценна тем, что он был не только талантливым химиком, но и художником. Таким образом, он знал о и технике масляной живописи, и о химических процессах, сопровождающих её. Картина после нападения. На бедре и животе Данаи видны порезы.
Больше всего пострадало изображение Данаи, что характерно для повреждённых картин с обнажёнными женщинами. Стекающая кислота оставила на полотне безобразные потёки, заполняющиеся разъеденной краской. Центр картины представлял собой смесь бурых рельефных пятен, брызг и вертикальных натёков. Такая бурная химическая реакция связана с тем, что кислота, разрушив слой лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом.
За счёт этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Усугубляли ситуацию два глубоких пореза, один из которых достигал 12 см. Ущерб оценили в 200 тыс. Сначала партийные работники пытались скрыть информацию от СМИ особенно зарубежных , но когда стало ясно, что это невозможно, то они заверили общественность, что ситуация под контролем и реставрация завершится за год.
Специалисты такого оптимизма не разделяли, и дальнейшие события подтвердили их правоту: одно удаление с фигуры Данаи потёков кислоты, смешавшейся с краской, заняло несколько лет! И только после этого стало возможным оценить перспективы восстановления картины. Но до этого нужно было сделать важные шаги по сохранению самого полотна. Первым делом нужно было укрепить краску на холсте.
Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его. Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта. Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту.
Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г.
Радуга С 1860-х годов, манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, исповедовавшей жёсткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. Критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга»..
Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские — лишь 11.
Среди волн Айвазовскому в пору создания этой картины шёл восемьдесят второй год.
После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить. С помощью колориметра измерили изменения цвета — прибор позволяет не прикасаться к картине она освещается двумя источниками света, имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник , он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Цвет на картине сохранился, но изменилась его яркость, которую смогли вернуть при помощи дополнительного слоя лака.
Интересно, что в ходе работ в красочном слое обнаружили измельченное стекло, бесцветное или слабоокрашенное. Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло — с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой — способствует быстрому высыханию. Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом.
Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа. Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову. Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет. В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине. Возвращение блудного сына 1662 Это величайший шедевр Рембрандта и он играет огромную роль в мировом искусстве. Притча о блудном сыне рассказывает как дорог отцу его сын, который после долгих скитаний обращает свой взор к родному дому. Всепрощение, огромная любовь, сострадание — все заключено в фигуре и лице отца. Сын стоит на коленях, спиной к зрителю. Его ноги растерты в кровь, обувь разорвана, видно, сколько он натерпелся, пока не вернулся домой. Он уткнулся в ноги отца, и, кажется, что плечи его сотрясаются от рыданий. А справа стоит старший сын, который учтив и добродетелен, но видно, что он не понимает, почему отец простил блудного сына. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — заявил Майгис одной из литовских газет. Артаксеркс, Аман и Эсфирь 1660 История царя Артаксеркса, его жены Эсфири и главного визиря хитрого Амана — широко известная библейская история, как в Христианстве, так и в Иудаизме. На пиру еврейка Эсфирь обвиняет Амана в желании уничтожить ее народ. Видно, как царь в гневе сжимает зубы, а Аман, сидящий в темноте, обреченно склонился. Фигура Амана нарочно отдалена от семейной царственной пары. Его участь печальна. Похищение Ганимеда 1665 Мифический сюжет картины повествует о похищении богами Ганимеда, сына царя Троя. Необыкновенная красота мальчика поразила Зевса. Он приказал своему орлу похитить ребенка и в последствие сделал его своим виночерпием. Рембрандт очень реалистично изобразил плачущего мальчика, которого за шиворот рубашки уносит в небо орел. От страха малыш мочится, что было бы естественно в такой ужасной ситуации. В ручонках мальчика зажаты ягоды вишни. Видно, что его похитили от матери в момент самого беззаботного момента, когда он кушал. Предполагается, что моделью для картины была жена художника Саския. Рембрандт очень реалистично изобразил тело обнаженной женщины. Картина выполнена в мягких теплых охровых и коричневых тонах. Все говорит о красоте и естественной грации Вирсавии. Пока красавице обтирает ногу служанка, она томно мечтает о царе Давиде, от которого получила любовное письмо. Тело Вирсавии роскошно и томно, маленький животик мягкой складочкой ложится на еле заметную ткань. Красавица эротична и чувственна, но в то же время очень естественна. Картина изображает, как в холодную воду ручья осторожно входит молодая женщина, которая высоко подняла подол рубашки. Видны стройные ноги женщины, и едва прикрытая грудь в разрезе рубашки. Художник с огромной любовью изобразил жену, ее нежную красоту и прекрасное тело. Фигура Хендрикье словно светится на темном фоне, а лицо полно веселого лукавства. Вся фигура помещена в темное пространство, темный головной убор скрывает голову, а лицо пожилой женщины мастерски освещено мягким светом, детально выписаны впалые щеки, морщины и впалый рот, что создает необычайно реалистичный образ. Женщина изображена сидящей, в простой спокойной позе. Наряд ее незамысловат — простое темное платье и белый чепчик. Но весь портрет наполнен теплотой и домашним уютом. Не молодая женщина улыбается. Вся ее стать полна достоинства — она мать почтенного семейства. Что же касается подобных гравюр и рисунков, то они количественно даже превышают портретные зарисовки художника. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта — спрос на такие произведения в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Если не считать художников Утрехта, главного католического центра в Нидерландах, Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Именно она вдохновила художника на создание «Пира Валтасара», около 1636-1638 года и ряда полотен, иллюстрирующих важнейшие события Библии, включая несколько «портретных» изображений Христа. Читайте также: Выдающийся русский живописец и рисовальщик Николай Николаевич Ге 1831 — 1894 Флора, портрет Саскии в виде Флоры 1634 Рембранд очень любил свою первую жену Саскию и часто изображал ее на своих полотнах. Здесь Саския изображена в виде Флоры, древней богини растительного мира. Голова молодой женщины украшена венком из цветов, а шелковое изысканное платье спадает красивыми складками. Саскиивсего 21 год и она обручена с мастером. Это свадебный подарок молодого Рембрандта будущей жене. Что в ней такого особенного? Она удивительно естественна.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
«Даная» — это картина голландского художника Рембрандта, впервые написанная в 1636 году, однако позже не раз подвергавшаяся существенной переработке. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа. На картине Рембрандта из собрания Эрмитажа Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века атаковали трижды.
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
В тот субботний день он дежурил по управлению, когда поступило сообщение о том, что в выставочном зале Эрмитажа приезжий из Прибалтики облил кислотой и порезал ножом картину Рембрандта "Даная". «Даная» — это картина голландского художника Рембрандта, впервые написанная в 1636 году, однако позже не раз подвергавшаяся существенной переработке. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Рембрандт написал немало узнаваемых и знаменитых картин, однако самой известной среди его работ стала «Даная».
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
Слабые повреждения лака выглядят как светлые точки и полосы. Небольшие подмалевки заметны на носу и лбу. Поглощая ультрафиолетовые лучи, некоторые вещества возвращают полученную энергию в виде излучения с иной, обычно большей длиной волны — флуоресцируют. В лучах флуоресценции сделан четвертый снимок. Толстый слой старого лака светится так сильно, что сквозь него не видно изображения. С помощью флуоресценции можно выявить позднейшие записи, реставрационные тонировки, фальшивые подписи, можно судить о возрасте лака — свежие лаки прозрачны для ультрафиолета и не флуоресцируют. Однако тут надо быть начеку, так как картина может быть покрыта специальным флуоресцирующим лаком, который легко принять за старый. Пятый снимок — рентгенограмма. На нем хорошо видна структура деревянной доски и красочного слоя; видно, что блики усилены белилами по сравнению с первым вариантом. Химические неоднородности в виде темных пятен на лбу, на носу и на верхней губе, вероятно, следы работы какого-то «реставратора», подновившего полотно великого мастера. Дело в том, что у Рембрандта было много учеников.
Молодые художники, обладавшие незаурядными способностями, писали картины, подражал во многом своему гениальному учителю. Часто Рембрандт помогал своим ученикам или разрешал им закончить начатую им картину. Случалось, что по просьбе учеников он ставил свою подпись на их картинах, а иногда оставлял законченную работу без подписи — в эпоху Рембрандта не всегда было принято подписывать картины. Открытие И. Линник было настолько поразительным, что амстердамские ученые и искусствоведы приступили к исследованию всех полотен Рембрандта, находящихся в Голландии. Большое значение в этой работе, проводившейся при участии советских специалистов, придавалось современным методам научно-технических исследований, в том числе и рентгенографическому. В России, судя по имеющимся публикациям, первая рентгенограмма картины, приписываемой кисти Рафаэля, была сделана в 1915 году. Метод просвечивания картин рентгеновскими лучами поначалу был встречен искусствоведами весьма настороженно. Еще не было уверенности в том, что лучи не повредят живописного слоя, не погубят бесценные творения мастеров живописи. Только после того, как было установлено, что рентгеновское лучи не причиняют никакого вреда картине, просвечивание рентгеновскими лучами стало одним из основных методов исследований произведений живописи — наряду с более ранними бинокулярная лупа, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, спектральный анализ в др.
Старые мастера для основы картины чаще всего применяли холст или дерево. Холст практически не задерживает рентгеновские лучи, однако рисунок его обычно виден на рентгенограмме, так как нанесенный на его поверхность грунт вдавливается между нитями, образуя с обратной стороны рельеф, который-то и наблюдается на рентгеновском снимке. На рентгенограмме картины, написанной на дереве, виден рисунок, воспроизводящей как структуру дерева, так и все неровности доски, заполненные грунтом.
В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру. Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись. Уж не знаю, почему «Даная» не приживалась ни в одном доме. Но, с другой стороны, это хорошо. В итоге произведение попало в коллекции Пьера Кроза, у которого творение Рембрандта приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Полотно оказалось в России, а вскоре уже украшало Эрмитаж. Но судьба «Данаи» оказалась печальна. Ничем с виду не приметный субъект проследовал прямиком к творению Рембрандта, после чего вынул нож и несколько раз полоснул холст. Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец. А вандал вынул из кармана баночку с кислотой, которой облил шедевр. Говорят, что при это он громко крикнул: «Свободу Литве!
Долгое время исследователи пытались разгадать загадку несхожести Данаи и Саскии, и только после рентгеноскопии было выяснено, что Рембрандт сделал изменения во внешности после смерти Саскии. Тогда его новой любимой женщиной стала Гертье Диркс, лицо которой и узнаётся в измененной Данае. История картины «Даная» богата на события. После продажи имущества Рембрандта в 1656 году её след теряется. Лишь в 18 веке она обнаруживается у коллекционера Пьера Кроза, у которого в 1772 году её приобрела Екатерина II для Эрмитажа. Трагический случай с великим полотном знаменитого мастера произошёл 15 июня в 1985 года, когда гражданин Литвы Бронюс Майгис зашёл в Эрмитаж вместе с экскурсией, выплеснул на картину серную кислоту и два раза порезал полотно ножом.
Воспроизведение этого я нашла в одном из номеров журнала «Наука и жизнь». Реставрация полотна продолжалась около 12 лет. Реставраторы, бесспорно, проделали прекрасную работу. Но дело в том, что живопись Рембрандта, как и многих мастеров его эпохи, была многослойной, с использованием полупрозрачных лессировок. И эту многослойность «Данаи» восстановить практически невозможно.
О ЧЁМ ПОВЕДАЛА НАГАЯ - Рембрандт Харменс ван Рейн. ДАНАЯ.
Больше всего пострадала самая важная часть полотна - фигура Данаи. Реставрация длилась долгих 12 лет, и вот 14 октября 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Полотно написано по истории древнегреческого мифа о Данае, это сюжет обыгрывался многими знаменитыми художниками. История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея.
Картина написана в исторически традиционном, квадратно-инстаграмном формате. Сейчас так уже не пишут. Центральное место на картине занимает ярко освещённая подушка с кистью, от которой взгляд невольно перемещается вниз к небрежно брошенным босоножкам, а затем ещё ниже, к табличкам «Рембрандт. Даная» и «Руками не трогать». Кроме предметов обихода, на картине изображена женщина, и даже не одна, а целых две — молодая, чьё обнажённое тело привлекает внимание своим гениально прорисованным пупом, и старая, к счастью, одетая женщина. Может показаться, что старушка совершенно случайно попала в кадр к Рембрандту. Но это не так. Достоверно известно, что в образе прекрасной Данаи художник изобразил свою вторую жену. Рядом в обличье старухи стоит его первая жена. В правом верхнем углу мы видим голого мальчика с крыльями. На его лице видны страдания, как будто он страдает. В левом нижнем углу, наоборот, царит спокойствие, там покоится массивная ножка кровати, и ничего особенного не происходит. Левый верхний и правый нижний углы как бы уравновешивают картину, там не нарисовано ничего, кроме нескольких тряпок, и эти углы не отвлекают нашего внимания от созерцания голой, бесстыдно смятой с одной стороны и призывно торчащей с другой стороны женской груди. Груди в свою очередь уравновешивают саму Данаю. Очень много усилий автор приложил к драпировке.
Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года — позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом — то есть обнаженной натурой. Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом. Однако ни он сам, ни даже те, кто разделяет идеи литовского национализма, не могут понять, почему он выбрал своей жертвой именно «Данаю» или других обнаженных красавиц, которых никак нельзя связать ни с Россией, ни с большевизмом. Или всё-таки тяга к славе Герострата всегда теплится в глубине любой человеческой души?
На рентгенограмме картины, написанной на дереве, виден рисунок, воспроизводящей как структуру дерева, так и все неровности доски, заполненные грунтом. Иногда на таких рентгенограммах видны отдельные точки и полосы — это тени от отверстий, проеденных жучком. Материал грунта оказывает большое влияние на качество снимка. Мел, часто применявшийся старыми мастерами, очень слабо поглощает рентгеновские лучи и позволяет получать четкие рентгенограммы красочного слоя. Если же в качестве грунта был использован материал, сильно поглощающий рентгеновские лучи, например, свинцовые белила, хорошего изображения красочного слоя на рентгенограмме получить не удается. Проницаемость рентгеновских лучей зависит от атомного веса просвечиваемого вещества. С увеличением атомного веса проницаемость уменьшается. Непосредственно воспринимаемый зрителем красочный слой картины представляет наибольший интерес для исследователя. Различные краски поглощают рентгеновские лучи далеко не одинаково. Так, если растительные краски их практически не задерживают, то краски, содержащие соли и окислы металлов, представляют для лучей препятствие более или менее серьезное — в зависимости от атомного веса металла или его количественного содержания в химическом соединении. Например, краски, содержащее свинец, почти непрозрачны для лучей; ртуть, кадмий более прозрачны; такие же краски, как охра, умбра, сиена, состоят из веществ, очень слабо поглощающих рентгеновские лучи. На оригиналах картин всегда можно видеть следы поиска художника: изменение позы, положения головы и рук, расстановки предметов... На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки. Всестороннее изучение картины «Даная», написанной Рембрандтом в 1636 году, позволило искусствоведу Государственного Эрмитажа Юрию Ивановичу Кузнецову доказать, что картина спустя несколько лет была переписана автором чуть ли не заново. Сопоставление рентгенограммы знаменитом «Мадонны Литты», созданной Леонардо да Винчи почти 500 лет назад и находящейся в Эрмитаже с 1865 года, с рентгенограммами других картин великого флорентийского мастера показало их удивительное сходство в манере письма и технике выполнения. Рентгеновский анализ «Мадонны Литты» — этого, по определению советского историка искусств В. Лазарева, «одного из самых земных и поэтических образов всего ренессансного искусства», — проводился с большими трудностями и позволил установить принадлежность «Мадонны Литты» кисти Леонардо да Винчи. Сложность рентгенографического исследования картин Леонардо да Винчи вызвана тем, что живописный слой очень тонок и выполнен такими легкими красками, которые не задерживают рентгеновских лучей. Рентгеновские лучи проходили, ничуть не ослабляясь, даже сквозь самые светлые места картины, которым на рентгенограммах обычно отвечает наименьшее потемнение пленки — ведь белила, как уже говорилось, сильно поглощают рентгеновское излучение. Видимо, белила, применявшиеся гениальным флорентийцем, имеют не совсем обычный состав: быть может, белизна наиболее светлых участков картины получается скорее за счет отражения света от белого грунта сквозь прозрачные слои краски, чем за счет белил. Вышедшая из мастерской своего создателя, картина за долгие годы жизни переходит от одного владельца к другому: передается пo наследству, продается на аукционах, в антикварных лавках, пока наконец не попадет в надежные руки хранителя музея. Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение. Когда картина состарится, ее реставрируют.
Оригинал, копия, подделка...
На картине дано мастерство Рембрандта прекрасно раскрыто. Своими мастерскими кистями он создал потрясающую детализацию и глубину персонажей, которые занимают центральное место на полотне. Великолепное использование света и тени придает картине особую эмоциональность и реалистичность. Одним из интересных аспектов этой картины является ее история происхождения.
Это не остановило верховного греческого бога Зевса, проникшего в подземелье в виде золотых монет. Энвер Алиев 14 июля 2017 Признанным шедевром нидерландского художника Харменса Рембрандта является «Даная», написанная по мотивам мифа о Данае — матери Персея. Родившийся мальчик совершает много подвигов, самый известный из которых — спасение Андромеды. Но пророчество сбылось. Своего собственного дедушку Персей убивает совершенно случайно, броском диска во время спортивных состязаний. В конце XIX века было сформулировано 11 версий того, кто же может быть изображён на картине в виде золотых монет. Среди гипотетических персонажей выдвигались как античные, так и библейские герои. Но в 1950 году все вопросы были сняты при помощи рентгена. Выяснилось, что золотых монет на картине никогда не было, что ставит под сомнение — Даная ли изображена на картине? Но это не единственная загадка «Данаи». Картина хранит в себе… медицинскую тайну. Исследователи обнаружили, что изначально лицо Данаи было другим. Первоначально это было лицо любимой супруги Харменса Рембрандта, Саскии. А после было переписано в лицо няни сына Ребмрандта, Титуса.
В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка находившаяся тогда по центру , смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз это знак прощания. И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно. Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти. В 1647 году Рембрандт решил изменить картину. Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она. В некоторых описаниях картины, можно прочитать, что Рембрандт не любил приукрашивать жизнь, изображал людей такими, какие они есть. Что его Даная — женщина весьма не симпатичная...
Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин. Жена с чертами любовницы Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. В 1956—1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс, которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Ненастоящий художник?
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет. Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия. Однако со временем всё же пришли к мысли, что на картине нарисована именно прекрасная Даная. В 1985 году году с шедевром произошло несчастье: в один из жарких дней июня холст подвергся нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом.
Считается, что Рембрандт создал ее в период своего творческого расцвета и подарил Эрмитажу в знак признания их коллекции. Это дарственная картина полна символического значения и стала неотъемлемой частью музейной истории. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Она привлекает внимание многих искусствоведов, искусстволюбителей и туристов, сопровождающихся глубоким восхищением и интересом к творчеству великого художника.
На картине Рембрандта «Даная» золотого дождя нет, и Амур почему-то плачет, и взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, за полог. Сомнения насчёт картины, или История номер 2 В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа.
Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то скорее всего, возлюбленного , и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа.
Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать? Рембрандт «Даная», фрагмент плачущего Амура Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския.
На многих его картинах того периода картина по первоначальным данным была написана в 1636 году моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены. История номер 1 Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века.
Так была раскрыта первая история картины.
Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства. Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : "Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта". На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса. По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки. Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи - мужской символ, открывающие замок символ женский.
И еще знаменитый темный бархатный берет на голове он встречается на других картинах художника. Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя. Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины.
Искусство и мифология: разгадываем тайны картины "Даная" Рембрандта
О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя Акрисия Данае, матери героя Персея.