22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1711-1917 гг. 22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. высший государственный орган в России в 1711-1917 гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления.
Словарь основных понятий по истории России
Потребность в установлении должности генерал-рекетмейстера. Разрядный Приказ. Круг ведомства Сената 234 а Участие Сената в деле законодательства. Потребность в высшем учреждении с обширным полномочием. Отсутствие инстанций. Снабжение армии и флота людьми, лошадьми, амуницией, боевыми припасами, жалованьем и провиантом. Сенат надзирает и контролирует приход и расход государственных сумм; распоряжается всеми расходами; налагает новые подати; взыскивает новые платежные силы Монетное дело. Забота Сената о постройке Петербурга, прорытии каналов, проложении дорог, о почтовом деле, о чистоте столиц.
Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский. После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г.
Заседал с. Постановление с. В период ранней Империи с. Лисовый, К. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией. Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, но будет также полезен и специалистам-историкам и культурологам. Высший орган государственного управления в Древнем Риме. Высший суд - административное учреждение в России. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Историко-этимологический словарь латинских заимствований сенат 1 Государственный орган верховной власти в Древнем Риме; 2 в дореволюционной России: правительственный орган, осуществляющий функции высшего суда и надзора за деятельностью правительственного аппарата; 3 название верхней палаты парламента в ряде современных государств. Возможно, заимств. Senat «государственный совет» Фасм. Впервые фиксируется в Л. Сенат был учрежден в России в 1711 году и просуществовал до 1907 года. Его функции на разных исторических этапах были различны. Сенату, созданному взамен Боярской думы, сначала вменялось в обязанность надзирать за деятельностью всех правительственных учреждений. В первой половине XIX века сенат олицетворял высший судебно-административный орган, а со второй половины XIX века вплоть до его упразднения является одним из высших правительственных органов.
Относительное удлинение - термин из области аэродинамики и определяемый длиной профиля, крыла или паруса, разделенной на ширину. The ratio of width to height for the frame of the televised picture. Относительное удлинение The ratio of width over height of an image, 43 for a standard tv image, 169 for wide screen. The ratio of horizontal to vertical dimensions of an image. This is the ratio between the width and height of a television or cinema picture display.
300 лет со дня учреждения Сената
По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция. Члены сената делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления сената сенатус-консульты имели силу закона.
Во времена Римской империи сенат утратил реальную власть, став собранием представителей знатных семейств. Подробно смотри Сенат в Древнем Риме см.
Назначение и отставка их.
Первоначальное устройство Канцелярии Сената и последующие изменения в нем. Потребность в ней. Потребность в них.
Потребность в органах надзора. Недостаточность одного надзора фискалов Генерал-ревизор Зотов. Потребность в установлении должности генерал-рекетмейстера.
Разрядный Приказ.
Термины по истории. Термины по истории 8 класс. Правительствующий Сенат Российской империи. Правительствующий Сенат при Александре 2. Правительствующий Сенат Александр 1.
Ветви власти высшие органы в Российской Федерации. Три ветви власти в РФ схема. Высшие органы власти РФ 3 ветви. Назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Иерархия судов при Петре 1. Схема организации власти в Российской империи при Петре 1.
Структура тайной канцелярии при Петре 1. Схема управления Россией при Петре 1. Система гос управления Российской империи. Схема органы власти России в 19 веке. Структура органов государственной власти 19 век Россия. Органы власти в России во второй половине 19 века схема.
Центральные органы власти в начале 19 века в России. Система органов государственной власти в России в начале 18 века. Схема гос власти Сперанского. Схема высших органов Сперанского и их взаимодействие. Высших органов государственной власти по проекту Сперанского. Конституционный проект Сперанского ветви власти.
Федеральные органы государственной власти. Система высших органов гос власти. Органы государственной власти в структуре правительства РФ. Схема высших органов власти Италии. Схема организации государственной власти после реформ Александра 1. Высшие государственные органы Италии.
Схема высших государственных органов Италии. Император Обер прокурор Синода схема. Структура Святейшего Синода при Петре 1. Святейший Синод при Петре 1 структура. Обер прокурор Сената при Петре 1. Формы государства формы правления форма гос устройства.
Формы территориального устройства государства таблица. Форма государства государство территориальное устройство. Формы государства форма правления организация высших органов власти. Исполнительная законодательная и судебная власть схема. Законодательная власть в РФ 3 ветви власти. К исполнительной ветви власти в РФ относятся:.
Структуры органов законодательной, исполнительной. Судебной власти,. Высшие органы государственной власти России 19 веке. Система органов государственной власти в России в начале 19 века. Система гос органов Российской империи 19 века. Органы власти и управления российского государства в 1 четверти 18 в..
Органы власти и управления Российской империи первой четверти 18 века. Органы власти и управление Российской империи Император. Органы власти и управления в 1 четверти 18 века. Система государственного управления в России в 18 веке. Государственный аппарат Российской империи. Государственное управление Российской империи.
Органы власти в первой четверти 18 века. Высшие органы власти в России схема. Высшие органы гос власти схема. Схема высших органов гос власти РФ. Органы судебной власти России схема. Структуры высших органов судебной власти в РФ.
Судебная власть структура высших судов РФ. Структура судебной власти в РФ схема. Органы государственной власти РФ таблица. Высшие органы государственной власти в РФ таблица. Органы государственной власти РФ по Конституции 1993 года. Преобразования Петра 1 схема управления.
Схема реформа местного управления при Петре 1. Реформа системы управления при Петре 1. Структура органов власти по плану Сперанского. Реформы Петра 1 система государственного управления при Петре 1. Реформы органов гос управления при Петре 1. Схема государственного управления после реформ Петра 1.
Реформы управления Петра 1 схема. Система органов государственной власти в РФ 2022. Система гос органов РФ Конституционное право. Структура органов законодательной власти РФ схема. Иерархия органов исполнительной власти. Органы власти при Николае 2.
Слайд 14 Спасибо за внимание Иодко Евгений.
Новости и события Российского исторического общества
Схема Верховной власти. Высшая Верховная власть. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Структура исполнительной власти РФ схема. Структура федеральных органов исполнительной власти схема. Система исполнительной власти в РФ схема. Структура органов власти Российской империи. Органы государственной власти в Российской империи 1906. Структура государственной власти Российской империи.
Органы гос власти в начале 20 века в России. Система органов государственной власти по проекту м. Высшие органы государственной власти по проекту Сперанского. Структура гос власти по проекту Сперанского. Структура органов власти по Сперанскому. Схема управления России в начале 20 века. Схема политическая система Российской империи в начале 20 века. Схема государственного управления Российской империи в начале 20 века.
Органы Верховного управления в первой половине 19 века. Органы подчинённого управления первой половины 19 века. Органы управления. Система органов государственной власти Конституции 1993. Структура органов гос власти РФ схема. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Структура высших органов гос власти в РФ. Структура нижней палаты парламента РФ.
Составьте схему: «структура правительства РФ». Федеральное собрание парламент РФ структура. Федеральное собрание парламент РФ схема. Высшие органы власти и управления при Петре 1. Система органов власти при Петре. Схема центральных органов власти при Петре 1. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти. Правительство РФ исполнительная власть.
Структура Сената при Петре 1 состав. Структура Сената при Петре 1 схема. Структура Сената при Петре. Сенат 18 века структура. Система управления государством при Петре 1. Схема системы управления после реформ Петра. Схема управления государством при Петре 1. Иерархия власти при Петре 1.
Схема органов гос власти после революции 1905 года. Органы государственной власти после революции 1905 года схема. Государственное устройство России после 1905. Органы власти Российской империи. Структура органов власти РФ 2022. Схема органов государственной власти РФ. Структура государства РФ Разделение властей. Схема президент РФ В системе органов государственной власти.
Органы власти причалександре 1. Органы власти при Александре 1. Система государственного управления после Петра 1. Схема государственного устройства при Петре 1. Реформы органов власти и управления Петра 1. Схема управления при Петре 1. Схема управления России в 19 веке. Схема гос управление 19 века.
Схема управления Российской империи 19 века. Схема управления России в начале 19 века. Система органов государственной власти после революции 1905 года. Система органов государственной власти 1905 - 1907. Высшие органы гос власти в 1905 года. Система органов государственной власти 1906. Конституционная монархия в России после революции 1905. Схема управления России после революции 1905.
Высшие органы государственной власти после революции 1917. Федеральное собрание статьи. Полномочия органов государственной власти РФ. Федеральное собрание Российской Федерации схема. Федеральное собрание таблица. Министерства 1802. Государственное управление Александра 1. Министерства 1802 года.
Реформы государственного управления Александра 1. Система управления при Александре 1 схема. Органы государственного управления России при Александре 1. Александр 2 система органов власти и управления.
Учреждён Петром Великим 22 февраля 5 марта 1711 как высший орган государственной власти и законодательства.
Здание Сената и Синода в Санкт-ПетербургеС начала XIX осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений; с 1864 — высшая кассационная инстанция. Распущен после Октябрьской революции 1917 г. В древнем Риме — аристократический совет, высший орган государственного управления истор. Высшее судебно-административное учреждение в царской России истор. Правительствующий с.
Функции его менялись. Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно. Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни.
Об учреждении Сената, его работе и о том, как он менялся, можно узнать на выставке. В основе экспозиции — подлинные документы из фондов отдела официальных и нормативных изданий РГБ, изданные в важнейшие периоды деятельности Сената с 1711 по 1917 год. С этой даты Россия официально стала империей, что явилось свидетельством её новой роли в международных делах. Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, ещё через два года — Швеция, остальные страны также признали титул, но уже не при жизни Петра. На выставке также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего сената, развития и становления Российского государства.
Остались вопросы?
5 марта (22 февраля) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат – высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Еще значения в кроссвордах для слова "СЕНАТ". Правительствующий сенат в Российской империи высший государственный орган, подчиненный императору. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Еще ответы по фразе
- Лучший ответ:
- Последние вопросы
- Похожие презентации
- Популярно: История
Правительствующий Сенат Российской Империи
Правительствующий (в 1726–1730 годах – Высокий) Сенат в 1711–1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. с, последняя - т). Новости Новости.
Американский парламент - слово из 5 букв
Составьте схему: «структура правительства РФ». Федеральное собрание парламент РФ структура. Федеральное собрание парламент РФ схема. Высшие органы власти и управления при Петре 1. Система органов власти при Петре. Схема центральных органов власти при Петре 1. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти.
Правительство РФ исполнительная власть. Структура Сената при Петре 1 состав. Структура Сената при Петре 1 схема. Структура Сената при Петре. Сенат 18 века структура. Система управления государством при Петре 1.
Схема системы управления после реформ Петра. Схема управления государством при Петре 1. Иерархия власти при Петре 1. Схема органов гос власти после революции 1905 года. Органы государственной власти после революции 1905 года схема. Государственное устройство России после 1905.
Органы власти Российской империи. Структура органов власти РФ 2022. Схема органов государственной власти РФ. Структура государства РФ Разделение властей. Схема президент РФ В системе органов государственной власти. Органы власти причалександре 1.
Органы власти при Александре 1. Система государственного управления после Петра 1. Схема государственного устройства при Петре 1. Реформы органов власти и управления Петра 1. Схема управления при Петре 1. Схема управления России в 19 веке.
Схема гос управление 19 века. Схема управления Российской империи 19 века. Схема управления России в начале 19 века. Система органов государственной власти после революции 1905 года. Система органов государственной власти 1905 - 1907. Высшие органы гос власти в 1905 года.
Система органов государственной власти 1906. Конституционная монархия в России после революции 1905. Схема управления России после революции 1905. Высшие органы государственной власти после революции 1917. Федеральное собрание статьи. Полномочия органов государственной власти РФ.
Федеральное собрание Российской Федерации схема. Федеральное собрание таблица. Министерства 1802. Государственное управление Александра 1. Министерства 1802 года. Реформы государственного управления Александра 1.
Система управления при Александре 1 схема. Органы государственного управления России при Александре 1. Александр 2 система органов власти и управления. Термины при Петре 1. Термины история России 8 класс. Термины по истории.
Термины по истории 8 класс. Правительствующий Сенат Российской империи. Правительствующий Сенат при Александре 2. Правительствующий Сенат Александр 1. Ветви власти высшие органы в Российской Федерации. Три ветви власти в РФ схема.
Высшие органы власти РФ 3 ветви. Назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Иерархия судов при Петре 1. Схема организации власти в Российской империи при Петре 1. Структура тайной канцелярии при Петре 1. Схема управления Россией при Петре 1.
Система гос управления Российской империи. Схема органы власти России в 19 веке. Структура органов государственной власти 19 век Россия. Органы власти в России во второй половине 19 века схема. Центральные органы власти в начале 19 века в России. Система органов государственной власти в России в начале 18 века.
Схема гос власти Сперанского. Схема высших органов Сперанского и их взаимодействие. Высших органов государственной власти по проекту Сперанского. Конституционный проект Сперанского ветви власти.
Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Подушная подать подушный налог, подушный оклад - новый вид налогообложения введённый Петром I в 1724 году в результате налоговых реформ. Ревизия, какая?
Справка: 5 марта 22 февраля по старому стилю 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Пётр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. Сенат находился в полном подчинении императора, назначался и контролировался им. Участвуй в опросе Оцени качество условий предоставления услуг РГБ в соцсетях.
Что Петр 1 учредил как высший орган государственной власти? Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. Что за орган заменил Боярскую думу при Петре I после 1804 г?
53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.
Указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору? Сенат – высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год, подчинённый императору.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
В книге «История Правительствующего сената за двести лет. В частности, он хотел бы знать, исполнено ли его приказание об отправке рекрутов в Ригу? Сенаторы ответили, что отправили соответствующий указ. На это Пётр, требовавший от своих подчинённых реального выполнения дела, а не простой отписки, в ответном письме разразился гневной тирадой: «как старые судьи: послано, а то позабыли добавить, что дошло ли? Или у вас уже та клятва вышла из души, которую недавно учили? Как-то Пётр, узнав о том, что по доносам фискалов Сенат «ни единого главного дела не вершил», пишет сенаторам, что если те пять или шесть главных дел не успеют разрешить за 4 месяца и преступникам не учинят смертную казнь, «и ежели инако в том поступите, то вам сие будет…». После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления начали постепенно меняться. Вместо «Правительствующего» Сенат стал именоваться «Высоким». В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления уже было невелико. После проведения в 1802 году министерской реформы, после которой коллегии были преобразованы в восемь министерств, за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.
Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения Сената было запрещено приносить под угрозой смертной казни. Значение Сената в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 году должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера: он принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий подавать челобитные лично монарху было запрещено , решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в Сенат, с 17 28 апреля 1722 года, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. А с 1722 года при Сенате действовала Герольдия. Контроль за производством дел в Сенате первоначально осуществляли генеральный ревизор в 1715—1720 годах , обер-секретарь сенатской канцелярии в 1720 году , штаб-офицеры гвардии в 1721 году.
В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I [ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 1-4й в Санкт-Петербурге и 5-6 в Москве [3]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28]. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство. Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довёл многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся её доверием, — главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому , благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролёром.
Он представлял собой центральное государственное учреждение или фактически совокупность центральных учреждений. Функции его менялись. Сенат был образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22 февраля 5 марта и 2 13 марта 1711 года как временный коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. Однако на практике Сенат действовал постоянно. Административная деятельность Сената была разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. Сенат был также судом первой инстанции по наиболее важным делам, а с 1713—1714 годов — и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам первоначально решения Сената не были окончательными, допускались жалобы государю. Делопроизводство велось в канцелярии Сената, возглавляемой обер-секретарём. Так было до 1722 года. С учреждением коллегий в 1717—1718 годах Сенат, которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720 года. Одновременно Сенат стал высшей надзорной за законностью инстанцией.