крупнейшее в России и одно из узнаваемых в мире конгрессно-выставочных мероприятий, проходящее ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации. Оперативные новости из мира российской и зарубежной науки на портале «Научная Россия». Узнайте, как развивается российская наука и какие у ученых есть основные проблемы, читайте на ФедералПресс интервью с ученым из Екатеринбурга Дмитрием Салимгареевым. В Институте биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН прошла презентация книги «Химические языки нервных систем». 2022-2031 годы Указом Президента РФ объявлены в России Десятилетием науки и технологий.
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Наука и Технологии – последние новости. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на период до 2020 года. Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. «Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта 8 февраля отмечается День российской науки. Российские ученые удешевили производство прозрачных пленок из нанотрубок.
Главное сегодня
- Рекомендуем
- Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
- Новости науки -
- Новости науки | Planet Today
- 10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет
- Поделиться
«Иннопрактика» — это
Наука РФ - официальный сайт | Первенство юных химиков проходит под эгидой объявленного президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий в РФ и входит в инициативу «Наука побеждать». |
Наука — территория — развитие | Оперативные новости из мира российской и зарубежной науки на портале «Научная Россия». |
Российский научный фонд | Создавая фундамент будущего | Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно. |
Новости науки
Мощность будущего лазера будет составлять до 200 петаватт. Ученые стремятся поднять ее до 1 экзаватта. На основе подобных установок станет возможным создать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами. На строительство механизма может уйти 7-8 лет. Обнаружен третий вид людей В 2008 году археологи под руководством академика Анатолия Деревянко обнаружили на Алтае фрагменты костей и зубов первобытных людей. Оказалось, что в далеком прошлом, помимо кроманьонцев и неандертальцев, существовал еще один вымерший вид или подвид людей — денисовцы Homo denisovensis, в честь Денисовой пещеры, где обнаружили останки. Это новый, третий по счету вид человека. Создана самая эффективная вакцина от Эболы В 2016 году российские ученые зарегистрировали собственный препарат от лихорадки Эбола.
Лекарство продемонстрировало более высокую эффективность, чем все медикаменты, которые на тот момент применяли для лечения этого заболевания. Вакцина обеспечивает стопроцентную нейтрализацию вируса у привитых людей даже при низкой концентрации средства. Чтобы мир увидел проверенное лекарство, некоторым российским ученым пришлось пожертвовать собственными жизнями, заразившись смертельной болезнью. Прибор способен быстро и бесконтактно обнаружить самодельные, механические и радиоуправляемые взрывные устройства. Прибор основан на облучении объекта высокочастотным сигналом и анализе принятых откликов. Их прослушивают с помощью специальных наушников. Детектор «Анкер-Р» уже используют для обследования подозрительных предметов, багажа, предметов интерьера, мебели, сувениров и подарков.
Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно.
Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы. Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов.
Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании.
Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов.
Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации.
С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др.
Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах?
Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные.
Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины.
А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра.
Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории. Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги. Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем".
Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель".
В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями.
Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций. Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика.
Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками.
Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО. Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все.
Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли. А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты.
Заместитель генерального директора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году. В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования. Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты. Развитие науки 14 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет об опыте научного наставничества на примере Калининграда. В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.
Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, — а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Балтийский федеральный университет стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом страны. Александр Федоров, ректор БФУ им.
Канта: «Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики.
Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами». Списать это на "принуждение к скопусам", имеющее место в не самых сильных вузах, нельзя: среди клиентов однозначно преобладают РАН и университеты первого эшелона. Люди любят, когда издательство работает быстро и хорошо, а это у MDPI получается очень даже. Мы уже писали, что считаем многие из "фишечек", применяемых MDPI, очень полезными. Если кто-то все-таки займется приведением российской научной периодики в порядок мы сейчас не про копрофилов из числа любителей списка ВАК , то опыт этого издательства явно пригодится».
Насколько широко применяют микростепени. Отмечается, что в большинстве вузов систему микростепеней то есть коротких профессиональных курсов по-прежнему только формируют, хотя в последние годы эта сфера стала лучше регулироваться. А ещё за последние два года численность организаций, где их используют, увеличилась более чем вдвое.
Сама необходимость эффективного пространственного развития, в том числе путем преодоления социально-экономических территориальных диспропорций, рассматривается в числе наиболее значимых больших вызовов, на преодоление которых направлены все элементы Стратегии пп. Вместе с тем отдельно подчеркивается значение создания и развития передовой инфраструктуры исследований и разработок, включая установки класса «мегасайенс» в том числе путем установления специальных правовых режимов пп. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включены в механизм реализации СНТР в частности, п. Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент. Важно «собрать» системную многоуровневую, межсекторальную модель организации научно-технологического развития, не полагаясь на эпизодический успех ручного управления и субъективные возможности привлечения новых источников в состав материально-финансовой базы конкретной территории. Требуются нестандартные подходы и решения. Важно провести не оперативно-тактическую, а кардинальную с учетом вызовов времени и видения стратегической перспективы перенастройку системы управления научно-технологическим развитием. На федеральном уровне принцип единства государственной научно-технической политики должен быть последовательно реализован и в функциональном, и в организационном плане, в том числе путем принципиального повышения уровня субъектности правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию, наделения соответствующего органа управленческими, кадровыми, финансовыми полномочиями в сфере научно-технологического развития включая возможность давать задания в области НИОКР, предполагающие взаимодействие различных научных, образовательных и иных организаций независимо от формы собственности. Соответственно должен возрасти и статус Российской академии наук во взаимодействии с указанным органом , имея в виду не только экспертную составляющую, но и методическое руководство научно-технологической деятельностью. Необходимо выстроить четкую систему управления научно-технологическим развитием и на субфедеральном уровне, предполагающую как соподчинение в рамках единой государственной научно-технической политики, так и определенную самостоятельность, позволяющую учесть региональную специфику и системно увязать региональные государственные программы научно-технологического развития с ключевыми в том числе по вкладу в ВРП субъекта Российской Федерации , перспективными отраслями специализации экономики и стратегиями социально-экономического развития региона и федерального округа, отразить в соответствующих программах федеральные, региональные и частные инвестиции. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию неоднократно обращался к проблемам развития научных территорий. В частности, решением комитета от 24 ноября 2022 г.
Премия Президента для молодых учёных сегодня вручается ежегодно - тоже очень знаковое событие. Наши школьники побеждают на международных Олимпиадах в самых разных дисциплинах», - сказал Никита Марченков. И, конечно, именно благодаря науке повышается качество, безопасность жизни обычных людей. Запущены крупные, федерального масштаба научные программы. Программы развития установок мега-класса, развития генетических технологий, сельского хозяйства, экологии и климата.
Институт востоковедения Российской Академии Наук
Ледостойкая платформа Осенью первая в мире ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс и начала работу. Благодаря ей Россия возобновила регулярные научные наблюдения в Северном Ледовитом океане спустя почти десять лет. Платформа предназначена для круглогодичных экспедиций. На нем будут проводиться геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. Полученные результаты, в частности, позволят обновить государственные геологические карты Арктики. До этого для полярных экспедиций использовались айсберги.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Главным направлением научной деятельности сейчас является создание абсолютно новых природоподобных технологий, то есть переход к новому экономическому и технологическому укладу.
Эксперты сходятся во мнении, что основой для роста по-прежнему остаются фундаментальные и прикладные научные исследования, а ключевым фактором успеха - эффективное преобразование их результатов в высокотехнологичные продукты и бизнесы. Следуя за потребностями человека будущего, новые бизнесы формируют технологическую основу суверенитета государств в долгосрочной перспективе. Как настроить взаимодействие ученых и управленцев для быстрого превращения результатов исследований в работающие бизнесы?
ТАСС Наука в соцсетях
Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков | одна из немногих государственных организаций, которые последовательно и на институциональном уровне внедряют современные представления и подходы к научной коммуникации: установление доверительного диалога между наукой и. |
Наука в России — Википедия | Телеканал «Наука» — научно-популярный познавательный канал о достижениях российской и мировой науки, входящий в пакет неэфирных каналов «Цифровое телевидение». |
Наука — территория — развитие | Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых. |
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией | Новости науки и государственных научных проектов на официальный сайт |
10 главных достижений российской науки за 2022 год | Докладчик: доктор экономических наук, директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) Ильина Ирина Евгеньевна. |
Институт востоковедения Российской Академии Наук
Президент РАН Геннадий Красников подтвердил, что классификация институтов тормозит развитие российской науки, и заверил, что работа по ее отмене сейчас ведется с Правительством РФ. 01:05 Российские космонавты с МКС поздравили соотечественников с Днем космонавтики. 00:06 Путин поручил выделить средства на проект по развитию космической ядерной энергетики. Достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования. Санкционное давление не остановило развитие российской науки, заявил ТАСС министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. «В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в РФ Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий».
Будущее российской науки обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде
Исследователи тщательно проанализировали молекулярные компоненты лишь нескольких сотен наиболее распространенных продуктов питания, оставив огромный... Суббота, 27 Апреля 2024 17:44 » Николаева Мария Раздел: Наука Все собачьи носы, будь то мопса или ищейки, созданы одинаковыми Почему Шерлок Холмс нанял для поиска улик ищейку, а не мопса? Все сводится к поведению и обучению, а не к каким-либо внутренним навыкам обнаружения запахов, согласно препринту исследования, опубликованному в этом месяце на сайте bioRxiv, который не обнаружил никаких... Согласно порталу Phys. Суббота, 27 Апреля 2024 08:38 » Ваган Григорян Раздел: Наука BBC: начались испытания индивидуальной мРНК-вакцины от меланомы Британия стала одним из центров исторических испытаний первой в мире "индивидуальной" вакцины против меланомы, одной из самых смертоносных форм рака кожи.
Суббота, 27 Апреля 2024 08:24 » Ваган Григорян Раздел: Наука Nature: выявлена молекула, подрывающая эффективность иммунотерапии рака Исследование, проведенное Ludwig Cancer Research, раскрывает новые детали о том, как конкретная молекула липида, обнаруженная в больших количествах в опухолях, может подорвать противораковый иммунный ответ и угрожать эффективности иммунотерапии. Согласно порталу... Суббота, 27 Апреля 2024 08:04 » Ваган Григорян Раздел: Наука Science Daily: ген любопытства влияет на эволюцию животных Исследовательское поведение — это не просто проявление любопытства, оно может быть ключом к выживанию и эволюции видов. Недавнее исследование, проведенное в University of Basel, показало, что исследовательское поведение играет важную роль в адаптации животных к...
Агрессия не только может быть стрессовой для собаки, но и представляет угрозу для семьи и других домашних животных, сообщается... Суббота, 27 Апреля 2024 07:29 » Ваган Григорян Раздел: Наука Science: Витамин D способен усилить иммунный ответ против онкологии Командой специалистов из британского Института Фрэнсиса Крика и датского Ольборгского университета проведено исследование по поводу влияния витамина D на ЖКТ и обнаружено, что он активирует рост кишечных бактерий у грызунов, что способствует усилению иммунитета к...
Подробности истории можно прочесть здесь и в более ангажированном варианте здесь. Для восстановления деловой репутации той стороне пришлось назваться не меньше, чем спасителями российской науки , в ход также пошла тяжелая артиллерия в виде президента РАН.
Но это так, забавный эпизод. Кстати, вышеописанные переводы журналов на английский породили сложности. В Россию пришли крупные издательства и агрегаторы, вроде Web of Science и Scopus, которые рассчитывают цитируемость импакт-факторы журналов и присваивают им индексы, включают или исключают из своих списков а по публикациям в журналах из этих списков у министерств тоже есть KPI для институтов и ученых. И никто нигде не может внятно ответить: Izvestiya Akademii Nauk: Seria Khimicheskaya — это основной российский журнал, и надо учитывать его цитируемость, или WOS должна считать импакт-фактор только для его переводного двойника Russian Chemical Bulletin?
Это вообще один журнал или два разных? А почему у них два разных договора с авторами в двух издательствах? А что цитировать российским ученым в российских публикациях — российский или «международный»? В общем, научные статьи достойны отдельной статьи.
Из языкового барьера, а в последнее время еще и из-за политики и вирусной нагрузки, молодые ученые из России очень маломобильны. А еще надо достойно доложиться, чтобы тематика была на международном методическом уровне и страха иноязычной толпы тоже не было. Увы, мало кто в наше время может обеспечить такое своим молодым коллегам, грамотно натаскать и потратить деньги и время на все это. Один из путей — это обращаться напрямую к иностранным профессорам, преподающим у вас в вузе если такие есть, конечно , либо работать с теми из наших соотечественников, кто сам руководит научными группами за рубежом в принципе таких людей немало.
Но полноценная работа за рубежом — это все же для свежеиспеченных кандидатов наук. Лично я считаю такой опыт крайне важным для развития науки в нашей стране, и к сожалению, чем меньше остается возможностей для такого научного обмена, тем хуже будет и нашей науке в том числе. Отсутствие преемственности Здесь я хочу обрисовать две главные проблемы. Первая — это преемственность поколений.
Когда около 10 лет назад я пришел в как мне казалось науку, дела там обстояли так: есть руководители подразделений сильно пенсионного возраста, есть люди калибра с. Промежуточные по возрасту отсутствовали как класс, и вполне понятно почему — я совершенно никак не могу винить людей, которые в 90-е вместо аспирантуры пошли зарабатывать стремительно обесценивающиеся деньги. Молодежь, естественно, оказалась социально и культурно слабосовместимой с «древними совками». Но если даже отбросить то, что старый профессор, который сам учился 50 лет назад во времена еще откровенно неразвитой науки, может иметь а может и не иметь, я встречал и очень эффективных людей устарелые взгляды и знания, он мало что может один в плане организации науки.
Написание грантов, понимание, как их правильно написать по своей теме, но под госзадания и федеральные программы развития, — это все нетривиальные хинты, которыми владеет не каждый. Именно энергичный, но нюхавший пороху молодой старший научный сотрудник из выбитого поколения мог бы решать такие задачи. Но этого нет. Профессор уходит на покой, иногда в слишком прямом смысле, магистры разбегаются, его кабинет потрошится, а дело жизни прекращается.
Кто теперь узнает. Вторая — это преемственность ВУЗов и научных институтов. Я, наверное, неудачный пример, поскольку работаю не по специальности. Но я могу сказать, что институт вообще никак не открыл мне глаза на то, куда я должен после него идти.
Я только смутно подозревал, что наполнен заметно устаревшими знаниями, и кому я такой нужен — непонятно. Это уже сильно позже я понял, что мог прийти с улицы в любой НИИ и спокойно работать и кайфовать от осознания «работаю в науке!!! История, как я это понял Первый курс, второй семестр. Мы с одногруппником сидим в институтской библиотеке.
Подходят двое, спрашивают, мол, ребят, а как взять учебник почитать, мы не знаем. Мы удивляемся — всем в начале года раздают учебники на год, всем это разъясняют и туда стоят толпы — сложно не знать. Но объясняем. Дополнительно нам доставляет, что учебник был по физике, то есть эти два чела — второкурсники, и уже полтора года ходят вообще без собственных учебников.
Одногруппник запоминает фамилии этих парней, и в конце семестра мы смотрим баллы. Поржали над ними и забыли. Фамилия редкая, имя еще реже, ошибок быть не могло. Опять же, только доучившись курса до 4-го, я понял, что чтобы идти в науку, мне нужно было поступать на факультет под странным названием «Высший химический колледж РАН», где уже со 2-го курса были курсовые работы в различных НИИ.
А не байтиться на красивые слова промо-буклетов про «дизайн молекул с заданными свойствами». Сейчас я могу сказать, что неприятно тратить свою жизнь на неоптимальные решения. Может быть, ВУЗы когда-нибудь перестанут вкручивать хрен в уши студентам при поступлении, а займутся помощью им в профориентации. Еще один важный момент.
Я никогда не понимал, почему «наука и образование» так часто упоминаются вместе. Во всяких анкетах, опросниках, категориях на хедхантере, и во всей остальной жизни их лепят бок о бок. Обучить знанию и добывать его — это настолько же разные профессии, как биолог и ветеринар, как конструктор и автомеханик. Я понимаю, почему этот процесс стараются оптимизировать и заставляют отдавать знания тех же людей, кто ими обладает, но давайте быть честными: далеко не каждый ученый является при этом хорошим педагогом.
Но это -малая часть беды. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах. Автор публикации, на которую я ссылаюсь в начале, приводил в пример региональный вуз и его неэффективность. У меня вопрос: а на хрена вообще региональному вузу научная деятельность??
Я понимаю, какой-нибудь старый университет, где есть научные традиции, как во многих европейских почтенных заведениях. Но зачем делать из этого какой-то очередной карго-культ? А давайте еще вспомним, что первые европейские университеты возникли в стенах монастырей и аббатств — и тоже откроем в монастырях филиалы институтов! Чем не устраивает совершенно нормальная модель приглашенного лектора в институте?
Зачем все эти потуги на научную работу на кафедре силами полутора ассистентов? Вузовская аспирантура? Не так давно был крик души про аспирантуру на Пикабу — люди офигели, стали делиться историями про покупку подарков оппонентам, как им предлагали пойти в институтскую аспирантуру бить балду после диплома за копейки, но очень мало кто способен понять, что подобный беспредел происходит именно в вузовской аспирантуре, профанированной, на понтах, насажденной искусственно.
На ее реализацию выделено 450 млрд рублей из федерального бюджета. Названная инициатива была утверждена в 2020 году. Она предполагает создание новых и модернизацию существующих установок класса «мегасайенс» и комплексов ядерной медицины. Кроме того, средства пойдут на оказание государственной поддержки исследовательских проектов по научным направлениям программы, а также на подготовку специалистов и научных кадров.
Unsplash Правительство сообщило о продлении федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований В рамках проекта будут созданы источники синхротронного излучения в Новосибирской области , в городе Протвино Московская область и на острове Русский. Планируется модернизировать Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения, усовершенствовать и ввести в эксплуатацию специализированный источник синхротронного излучения в Зеленограде, создать на базе Курчатовского института научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины и адронной терапии, а также ввести в эксплуатацию не менее 25 исследовательских станций Международного центра нейтронных исследований в Гатчине Ленинградская область. Важно сделать всё необходимое, чтобы скорее нарастить собственные компетенции в критически значимых отраслях и достичь технологического суверенитета нашей страны, — отмечает председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Программа будет реализовываться в три этапа. Финальный запланирован на 2028—2032 годы: в этот период планируется расширить сеть исследовательской инфраструктуры и нейтронных исследований, завершить создание и обеспечить дальнейшее развитие исследовательской инфраструктуры, которая превзойдет по техническим характеристикам действующие и проектируемые международные источники синхротронного излучения. Будут также проведены технические и клинические испытания и регистрация новых медицинских изделий. Об этом 11 января 2023 года сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Всего на получение грантов в 2023 году было подано 202 заявки. Каждая организация должна была предоставить ряд обязательных документов, в том числе программу обновления приборной базы, а также обоснование потребности в научно-лабораторных приборах или оборудовании. Размер гранта в каждом случае определялся исходя из ряда параметров: объема приборной базы, направления научной деятельности организации, ее результативности, техновооруженности, фондоотдачи и численности исследователей. Около 200 научных организаций получат гранты на обновление приборной базы в 2023 году К участию в отборе были допущены ведущие организации, не являющиеся в 2022 году участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования, реализуемых в том числе совместно с научными организациями. Наибольшие суммы грантов составили 567,5 млн и 454 млн рублей. Их получателями стали МГУ имени М. Ломоносова и Физический институт имени П.
Лебедева РАН. Кроме того, крупные гранты в размере 340,5 млн и 227 млн рублей будут предоставлены 23 организациям из 11 регионов России. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298. Мы продолжим регулярно сверять часы с профессиональным сообществом для поддержки наших исследователей и создания условий по достижению прорывных результатов. Подчеркну, что обновление приборной базы в сегодняшних реалиях ориентировано не только на производство конкурентоспособных технологий, но и на снижение зависимости от иностранных комплектующих, — отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. В абсолютных цифрах доля государства в финансировании составила 92,8 млрд рублей.
Основную часть оставшейся доли финансирования составляют средства университетов. По мнению экспертов, опрошенных « Коммерсантом », увеличение финансирования со стороны государства может означать увеличение интереса государства к коммерциализации результатов научной деятельности. Как отмечает директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг, власти увеличивают финансирование науки, но при этом требуют и более эффективного возврата инвестиций. Доля бизнеса же падает, по мнению эксперта, из-за сокращения финансовых возможностей частного сектора экономики. Председатель попечительского совета организации « Опора России » Сергей Борисов заявил, что сокращение инвестиций бизнеса в науку является «нехорошим трендом» и объясняет это недостаточным уровнем конкуренции. Скорее всего, бизнес еще не достиг точки развития, позволяющей видеть достижения науки в качестве орудия конкурентной борьбы,— считает он.
Десятилетие науки и технологий в России 2022-2031 14. Целью десятилетия - усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, а одной из основных задач — привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи.
В информационно-библиотечном центре оформлена большая книжная выставка, где представлены книги о развитии науки в России, о выдающихся ученых нашей страны и их открытиях, о научных изданиях преподавателей ИАиС. Выставка будет демонстрироваться в течение года. Россия — родина многих известных ученых, чьи открытия оставили заметный след в мировой науке. Михаил Ломоносов 1711-1765 сделал немало открытий в разных областях науки, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения 1760 год , создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета — Московского университета 1755 год. Признанных достижений в области математики добивается Н. Лобачевский 1792-1856 , один из создателей неевклидовой геометрии. Выпускник Казанского университета, в котором впоследствии преподавал и был его ректором.
В химии известны научные достижения Д.
Наука в России: какие важные открытия произошли в последние 20 лет
Наука в России далека от того уровня, который имела при СССР – какие-то исследовательские учреждения закрылись, какие-то, наоборот. новостей науки России и мира, научным практикам и экспертное мнение на ключевые темы научной повестки. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской Академии Наук. 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12 Контакты.
Содержание
- «Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей
- Главное сегодня
- Решена одна из «задач тысячелетия»
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Новости Российской Науки - популярное сообщество на Голос Науки
«Иннопрактика» — это
Лебедева РАН с помощью лазера разработали и совершенствуют технологию создания уникальных меток внутри алмазов. Такие QR- или штрих-коды помогают опознать каждый камень и избежать подделок. У всех алмазов есть точечные дефекты и примеси, например, азота, которые при облучении светом дают индивидуальное ответное свечение другого диапазона. Ученые направили ультракороткие импульсы лазера на алмаз и с помощью ставших подвижными атомов азота создали паспорт камня — QR-код с информацией о месте производства и других характеристиках. Осипьяна Виталий Кведер пояснил, такая маркировка не влияет на ювелирное качество алмаза, ее можно прочитать лишь специальным сканером.
Это позволяет записывать в каждом бриллианте его паспорт и отслеживать происхождение камня. Сегодня вместе с мировым лидером в добыче алмазов — компанией «АЛРОСА» — физики под руководством Сергея Кудряшова проводят фундаментальные исследования для доработки технологии, а также ее распространения на другие драгоценные камни. Исследователи отобрали короткие ДНК, которые связывались с человеческой глиальной опухолью, а затем с помощью машинного обучения выбрали наилучших кандидатов и методами молекулярного моделирования улучшили их. Глиобластома — одна из самых агрессивных форм рака, в золотой стандарт лечения которой обязательно входит хирургия, а также химио- и радиотерапии, отмечает заведующий отделом Института цитологии РАН Ирина Гужова.
Несмотря на терапию, выживаемость на горизонте 15 месяцев среди пациентов невелика. Помимо диагностики заболевания, разработка может быть полезной при лечении. Во время операции хирургу трудно удалить первичную опухоль целиком, и по понятным причинам он не может иссекать окружающие ткани. Открытие специальных молекул ДНК-аптамеров, узнающих исключительно злокачественные клетки мозга, должно помочь хирургам филигранно убирать большинство участков опухоли непосредственно в процессе операции.
Неожиданные возможности феррита кобальта могут помочь в создании сверхбыстрой терагерцовой электроники Молодые ученые из МФТИ, МГУ, МИСИС и Курчатовского института впервые в мире показали, что феррит кобальта способен взаимодействовать с высокочастотным терагерцовым излучением и поглощать рекордные частоты в 350 ГГц. Открытие может лечь в основу приборов для быстрой мобильной связи и телемедицины. Что такое РНФ Российский научный фонд РНФ - это российская некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую и организационную поддержку фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований посредством финансирования прошедших конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов. Финансовая поддержка осуществляется по десяти направлениям: математика, информатика и науки о системах, физика и науки о космосе, химия и науки о материалах, биология и науки о жизни, фундаментальные исследования для медицины, сельскохозяйственные науки, науки о Земле, гуманитарные и социальные науки и инженерные науки.
Фонд был создан в 1991 г. Его генеральный директор — кандидат физико-математических наук Александр Хлунов , председатель попечительского совета — помощник президента Андрей Фурсенко. С 2015 года Фонд проводит экспертизу представлений на соискание президентской премии в области науки и инноваций для молодых ученых и Государственной премии в области науки и технологий.
Информация Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Екатеринбург, ул. Радищева, д.
О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель. Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей. Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде. Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом. Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано. Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране. Он будет. Чтобы вы пожелали или посоветовали школьникам, которые хотят связать свою жизнь с наукой? Учеба — она никогда не заканчивается. Мы должны развиваться всегда. Если мы останавливаемся в своем развитии, то все! Это конец! Это первое.
В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки. Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии. В середине 50-х появилось первое региональное отделение Академии наук — Сибирское отделение. В 1987 году были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчётные организации, инженерные центры. В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры. Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были: сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ. В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих научные исследования и разработки: научно-исследовательские институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы. В частности, Ленинградский институт водного хозяйства[уточнить] сейчас — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет был создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского института и опытного производства [ источник не указан 4581 день ]. Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жёстко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов. Заводской сектор науки объединял инженерно-технические подразделения промышленных предприятий и производственных объединений. Основная направленность их деятельности состояла в развитии и совершенствовании обслуживаемого ими производства. В тот же сектор включались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, находящиеся на самостоятельном балансе в составе промышленных предприятий и производственных объединений. Одной из особенностей советской науки являлась её глубокая идеологизация. Наука должна была быть марксистско-ленинской, материалистической. В этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической. Наибольших успехов советская наука достигла в области естественных наук. За работы, выполненные в этот период нобелевские премии получили физики: И. Тамм , И. Франк , П.
Поделиться
- Новости науки -
- ТАСС Наука в соцсетях
- Публикации
- Как развивается российская наука — академик РАН | Новости России
Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
И это хороший повод привлечь внимание общества и бизнеса к передовым исследованиям и разработкам, подчеркнула Матвиенко. Чтобы завтра вдруг не выяснилось, что работать в науке у нас уже просто некому. Академик Сергей Петрович Капица как-то сказал, что математика — это то, что русские преподают китайцам в американских университетах. Давайте оставим эту картину в прошлом. Нам не только нужно наконец остановить утечку мозгов, но и стремиться к более амбициозной цели — обеспечить приток наилучших специалистов со всего мира в нашу страну, возврат наших ученых, которые покинули Россию», - сказала она.
Также Валентина Матвиенко призвала навести порядок в госзакупках для научной сферы.
Среди их изобретений можно увидеть электродвигатель, радио, цветную фотографию, тетрис, монорельс, парашют, наркоз — этот перечень можно продолжать еще долго. Мы собрали для вас список лучших открытий российских ученых в XXI веке. Решена одна из «задач тысячелетия» В 2002 году российский математик Григорий Перельман нашел ответ на одну из семи «задач тысячелетия» — он доказал гипотезу Пуанкаре. Она была сформулирована еще в 1904 году, а ее суть заключается в том, что трехмерный объект, например, кружку можно преобразовать в шар путем одной только деформации, то есть его не нужно будет ни разрезать, ни склеивать. Другими словами, Пуанкаре давным-давно предположил, что пространство не трехмерно, а содержит гораздо больше измерений. Спустя почти 100 лет Перельман решил эту задачу. За умелое доказательство ему собирались вручить премию в 1 млн долларов, однако Перельман не приехал на церемонию, тем самым отказавшись от вознаграждения. Несмотря на это, в 2006 году журнал Science назвал доказательство гипотезы научным «прорывом года».
Работа Перельмана стала первой в области математики, которая смогла заслужить такое звание. Усиливая свет в нелинейно-оптических кристаллах, лазер способен выдать импульс с силой, в сотни раз превышающей мощность всех электростанций на планете, — 0,56 петаватт. Установка помогает ученым исследовать экстремальные физические процессы. Мощность будущего лазера будет составлять до 200 петаватт. Ученые стремятся поднять ее до 1 экзаватта. На основе подобных установок станет возможным создать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами. На строительство механизма может уйти 7-8 лет.
Особенно это касается медицины и военной сферы. Туда очень сложно попасть. И очень часто мы встречаем там консерваторов, особенно в медицине: «У нас есть такой метод. Нам зачем новый? Нам не надо его». Я назвал основные сложности, которые требуют много сил, чтобы доказать важность разработки. Но если ученые это делают, то это огромный шаг вперед по созданию новых приборов, технологий, того, чего в мире еще даже не существует. В нашей отрасли, я могу привести пример, это волоконные лазеры и различные волоконные выходы. Сначала они пользовались малым спросом, не были популярны, но после глубокого внедрения данной технологии эти лазеры используются повсеместно, фактически на каждом производстве. В целом вы позитивно смотрите на ситуацию? Главное, есть понимание того, чего можно добиться, а если есть понимание у ученых, то это уже можно начать вкладывать в умы производственников. Если они со временем поймут, то можно хорошо развиться и получить современные новые технологии. Я смотрю оптимистично. Как повлияла спецоперация на настроения в научной среде? Первое время была небольшая неопределенность. Ведь в любой научной группе нет такого, что каждый человек специалист во всем, и было опасение, вдруг кого-то мобилизуют. Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать. О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ. 23 апреля 2024. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил второй доклад в серии «Российская наука в цифрах», которая в максимально доступной форме знакомит с ключевыми индикаторами, характеризующими состояние отечественного. Санкционное давление не остановило развитие российской науки, заявил ТАСС министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.