В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
он для значимого другого, который может тот стул занять. Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии. Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией. Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния. Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств.
Несмотря на то что изначально под гештальтом понималось нечто целое и состоящее из разных компонентов, сейчас он приходится к слову, когда посещают такие мысли: «Наконец-то у меня будет Айфон, о котором я мечтаю с самого детства»; «Я так и не смог высказать бывшей все, что о ней думаю, до того как она меня заблокировала, и теперь постоянно вспоминаю об этом»; «Когда мы внесли последний платеж по ипотеке, почувствовали такое облегчение. У нас теперь есть свой дом»; «Часто прокручиваю конфликт у себя в голове и думаю, как бы я сейчас ответил на грубость.
Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями. Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте? В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист. Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей.
Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им. А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица.
Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом.
В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите».
Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями.
Практикуйте континуум сознания В гештальт-терапии доктор должен работать над «как» из переживаний человека, а не с «почему». Они хотят понять, как пациент сталкивается с проблемами и как с ними живет, их чувствует и усваивает. Для этого, мы должны выделить место, чтобы определить его эмоции и текущие ощущения. Мы получаем эту информацию, говоря такие вещи, как «скажите мне, что вы чувствуете», «скажите мне, где вы это чувствуете», «объясните мне, что вы можете видеть прямо сейчас». И мы также можем провести эту технику лично. Мы можем практиковать континуум сознания, заставляя возникать каждое ощущение, мысль и чувство. Дело не в том, чтобы игнорировать или усваивать их. Речь идет о том, чтобы пролить на них свет и сохранить их в наших мыслях. Раскройте свое истинное «я». Почувствуйте, что вы говорите. Превратите свои вопросы в утверждения При формировании гештальта неизменным остается лишь одно условие — завершенность, целостность. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это целостная единица восприятия. Фредерик Перлз Это еще одна гештальт-техника, которая на первый взгляд может показаться очень простой. Но это очень ценная терапия помогает нам заявить о внутренних реалиях и мобилизовать свои ресурсы. Как мы можем сделать это? Это просто. У всех нас был один из тех дней, когда мы говорили себе: «Почему я так себя чувствую?
Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники. Творчество, игра, искусство — это все, что помогает нам выйти из обыденности, из привычного способа мыслить, помогает нам расшевелиться и посмотреть на ситуацию другим взглядом. Мне кажется, не только в терапии, но и в повседневной жизни важно вносить элементы игры, творчества и фантазии. Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения. Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме. Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять. Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах. Почему важно закрывать гештальты Болезненные ситуации влияют на все аспекты жизни. Их разрешение прежде всего открывает возможности для роста и развития, как в профессиональном, так и в личностном плане.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным. Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете? Тот, кто готов поделиться, садится напротив пустого стула и начинает воображаемый диалог с выбранным им человеком. По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе. Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь. Правила работы в технике "пустой стул": Не судить и не оценивать участника, предоставить ему свободу выражения чувств. Не перебивать, дать выговориться до конца. Задавать уточняющие вопросы, чтобы помочь добраться до сути. Соблюдать конфиденциальность, не обсуждать услышанное вне группы. Как правило, один "раунд" с использованием техники длится 5-15 минут.
Затем слово передается желающему поделиться следующему. Зачем нужна практика "пустой стул" Этот метод широко используется для решения разных задач. Основные цели применения "пустого стула": Высвобождение подавленных эмоций. Разрешение внутренних и внешних конфликтов. Завершение неоконченных отношений. Поиск ресурсов для решения задачи.
Терапевт предложил Л. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.
Клиентка на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части.
Вот как это работает: 1. Подготовьте стул: Расположите два стула напротив друг друга. Один из них будет "вашим" стулом, а другой - "пустым" стулом. Выберите свой страх или конфликт: Подумайте о страхе или проблеме, с которым вы хотели бы поработать. Это может быть страх перед чем-то, чувство вины, гнев и так далее. Сядьте на свой стул: Сначала сядьте на свой стул и представьте, что вы находитесь внутри своего страха или проблемы. Попробуйте почувствовать его и проникнуться им. Пересаживайтесь на пустой стул: Теперь пересаживайтесь на "пустой" стул. Смотрите на свой предыдущий стул и представьте, что ваш страх или проблема находятся там.
Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Кто так говорит в вашей реальной жизни? Клиентка пауза.
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps! | Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. |
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул" — Манылов Андрей на | Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». |
«Пустой стул» в гештальте | Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. |
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами | Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Техника пустого стула | это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. |
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps! | Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. |
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы - Психолик | Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. |
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.
Техника пустого стула
Гештальт-сессия все чаще проходит как разговор с глазу на глаз и лицом к лицу на двух жестких стульях. Почему же так произошло? Это объективная правда развития терапии или случайная мода? Автор статьи считает, что эксперимент отвергнут в дань моде и честно нуждается в реабилитации. Несмотря на все издержки и злоупотребления, которые снизили его ценность в глазах терапевтического сообщества. Однако объяснений негативного отношения к эксперименту несколько, и они вполне убедительны.
Во-первых, мода на диалоговый подход. Во-вторых, некоторые опасения терапевта перед неожиданностью, которую несет в себе каждый эксперимент. И в-третьих, как ни странно, амбивалентность самого опыта, который может быть получен человеком во время эксперимента. Мы утверждаем, что при правильном использовании эксперимент может принести большую пользу терапевту. И предлагаем несколько методических соображений, которые могут обосновать применение эксперимента.
Итак, сам по себе эксперимент не является монополией гештальт-терапевта. Психотерапевты разных направлений, тренера, педагоги, социальные работники используют ролевые игры, деловые игры, символические или моделирующие эксперименты для самых разных целей. Мы можем найти эксперименты самых разных типов, от фрустрирующих до обучающих, от исследовательских по отношению к бессознательным реакциям до массовых тренинговых заданий, которые предлагают решение этических конфликтов. Есть мнение, что сама идея использования эксперимента в психотерапии заимствована гештальт-терапевтами из психодрамы "разговор с пустым стулом", расстановки в форме скульптуры, диалог полярностей или из тренинга по телесной работе и практикуму по внимательности те эксперименты, которые вошли в знаменитый "Практикум по гештальт-терапии", разработаны в тренинге по "телесному осознаванию" Шарлотты Силвер. Виды экспериментов по функции и месту в сессии: 1.
Провокативный эксперимент фрустрация и провокация. Исследовательский эксперимент в области неизведанного. Амплификация усиление. Фокусирующий эксперимент сбор и уточнение информации. Творческое создание нового опыта творческое приспособление.
Виды экспериментов по форме работы: 1. Эксперимент с ролевым моделированием отношений с человеком или в группе. Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы символические эксперименты. Эксперименты по построению вербальной коммуникации. Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта.
Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями. Эксперименты с полярностями. Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта.
Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа. Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию. Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент.
На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер. На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента.
Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии. Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента.
Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру. Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы.
Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия. Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека.
Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного.
Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции.
В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни.
В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического.
Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент. Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1.
Нерешенные вопросы Нерешенные проблемы относятся к прошлым событиям, которые влияют на наше настоящее. Это неуправляемые эмоции, заблокированные чувства, личные связи, мешающие нам жить полноценной жизнью сейчас. Согласно Гештальту, у всех нас есть нерешенные проблемы с друзьями , родственниками, бывшими и любимыми, которые скончались. Мы не должны их избегать. Вместо этого должны суметь пролить свет на эти эмоции, чтобы перестать цепляться за страдание, потерю или даже негодование. Для этого мы можем провести симуляцию — мысленный процесс воссоединения, конфронтации и прощания. Мы можем мысленно вызвать человека и выразить то, что нам нужно сказать.
Для этого раскроем боль, выпустим нашу печаль, вину или горечь. Как только мы их разоблачим и узнаем, сможем отпустить. Затем закроем круг и двинемся вперед. Техника диалога: пустой стул Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Иногда используется как способ встретить воображаемые проекции других людей. Цель состоит в том, чтобы запустить процесс скорби и разрешить снова пережить травму. Однако, для личностного роста у этого приема есть другая цель: начать внутренний диалог, в котором мы разыгрываем «наши противоположности». Используя это, мы можем вести диалог с собой. С одной стороны, мы ставим то, что вызывает дискомфорт.
С другой стороны, ту часть, которая хочет столкнуться с первой, чтобы жить более продуктивной, свободной и открытой жизнью.
Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент.
Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать. И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента?
В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта.
И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению. Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом.
Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме. Пример работы: ситуация в сессии. Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение. Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку. Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки". Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение...
Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины. Например, стыд. И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место? Но нас будет интересовать только ЭГО функция. Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент. Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки?
Если вдуматься, то это "оксюморон". Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду. Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственным своим тайнам, чему-то, что находится вне зоны контакта. Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время не доступно. Функция эксперимента во время начала консультации Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации. Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию. Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую демонстрационную функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии.
Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия. В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть. Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности. По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента.
Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал. Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства. Это может показаться парадоксом, но избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала. Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт. Этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, — это внесение новой фигуры в ситуацию контакта.
Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций. Изменение восприятия и понимания ситуации, позволяющие увидеть ее с разных углов и найти новые решения.
Сидя в пустом стуле
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии - Психология - 2024
- Эксперимент «пустой стул»
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии
- «Пустой стул» в гештальте
- К каким аспектам относится техника пустого стула??
- Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
Техники психодрамы
Виды гештальт-техник | Психологический центр Равновесие | Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. |
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул» – Telegraph | Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. |
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Такие люди часто не отличают свои настоящие потребности от навязанных в детстве установок или приобретенных во взрослой жизни убеждений, говорит специалист. Отсюда вытекает понятие сценария, когда человек попадает в одну и ту же ситуацию при разных обстоятельствах. Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого. Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца. Можно сказать, что каждые новые отношения — это открываемый гештальт: они имеют начало, какую-то середину и обязательно должны иметь завершение. Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты.
Это скорее понятие, которое стало популярно в медийной среде. Она открывает возможность для того, чтобы пробовать что-то новое в той области, с которой уже долго связано ощущение замкнутого круга. Когда ситуация разрешается, человек чувствует облегчение. Это и называют «закрытым гештальтом». В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин».
Это помогает освободиться от негативных переживаний, закрыть прошлые раны. Кроме того, техника стула в психологии открывает доступ к внутренним ресурсам для решения актуальной проблемы.
В роли воображаемого оппонента может выступать цель, мечта, даже собственное Я из будущего. Диалог с ними проясняет возможные пути развития ситуации. Также в разговоре с "пустым стулом" полезно менять позиции, становясь на место оппонента. Это расширяет угол зрения, позволяет лучше увидеть альтернативную точку зрения. Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер. Рассталась с мужем из-за его измены.
До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана. Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно! Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях.
Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию.
А во-вторых, это помогает интегрировать разные аспекты его личности, включая визуальные, телесные, эмоциональные и когнитивные. В-третьих, при работе с метафорами и символами пациент может обнаружить неожиданные идеи и понимания. Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает. Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас. Данные техники то есть способствующие осознанности могут включать в себя такие методы, как сканирование тела, при котором мы постепенно осознаем, что мы ощущаем. Как наша спина опирается на стул, какие чувства у нас при этом возникают, как распределяется боль и напряжение, а также обращаем внимание на наше дыхание, отмечаем его характер — тяжелое или расслабленное. Мы следуем этому пути по всему телу.
Этот процесс помогает снизить нервозность и вернуть нас в момент проживания настоящего. Иные методы терапии предлагают выполнять самые обыденные действия, но с максимальной внимательностью. Например, пить чашку чая полностью проживая данный момент. Важно обращать внимание на все наши органы чувств: какое ощущение нам дарит, какие ароматы мы улавливаем, какой вкус он имеет, меняется ли он со временем и вызывает ли чувства или воспоминания. А также как тепло распространяется по нашему телу. Подобный подход можно применять в общении с другими людьми: т. Как внутри нас, так и вовне. Техника: «Монолог телесных переживаний» Этот метод разработан для помощи клиентам в лучшем осознании и переживании своих чувств, а также для исследования отмеченных ранее эмоций.
В рамках данной техники пациенту предлагается выразить монолог от лица различных частей своего тела или предметов, находящихся в его окружении. К примеру, если в процессе коммуникации он активно использует жестикуляцию, то гештальт-терапевт предлагает ему выразить несколько фраз, словно это голос его собственных рук.
Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется?
Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик.
В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему.
То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog.
Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется».
Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений.
Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности.
5 гештальт-техник для личностного роста
Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Она сняла пальто, повесила на плечики и села в кресло.
Элина в него просто плюхнулась, устроилась максимально удобно и сразу взяла предложенный зефир. А Алиса присела на краешек сидения и вопросительно глянула на Юлию. Расскажите о ваших отношениях с дочерью, — попросила Юля.
Алиса кивнула и не удержалась от вопроса: — А Элине вы тоже зефир предлагали? Она и так полная, ей худеть надо. Я ей всегда все прямо говорю.
Вы видели, как она одевается? Ужас просто! Я ей вчера приготовила платье, специально купила, а она ушла в этих своих джинсах.
Я их только на даче ношу, а она и в мир, и в пир, и в добрые люди! Вечно какая-то сонная, опухшая, вечно ест что-то. Мне прямо стыдно.
На работу приходит ко мне и сразу идет чай пить. Знает, что там всегда конфеты, печенье, и лезет за ними. Постоянно шапки теряет, варежки.
Если смеется, то неприлично громко. Она никогда ничего не делает вовремя, всегда в последний момент. Я так раздражаюсь от этого!
И муж такой же! Я всегда в школе отличницей была, всегда одевалась как девочка, а не пацанка. Алису не смутило то, что на самой Юле тоже были джинсы.
Юля слушала и понимала, что проблема Алисы была в том, что она хотела сделать дочь своей копией во всем и не могла её принять такой, какая она есть. Алиса продолжала критиковать дочь, мужа, даже иногда маму за то, что она приходит в её офис совсем просто одетая и этим ставит Алису в неприятное положение. Но вы не сказали ничего про взаимоотношения с ней.
Алиса задумалась и ответила: — У меня есть чёткое понимание того, как должна вести себя девочка, девушка. Пока Элина этого не поймет, я не перестану её критиковать. Вот моя младшая — это ангел, она никогда не спорит со мной, и я с ней просто отдыхаю.
И Элине я так и говорю, что с младшей мне комфортно, а с ней нет. И пока она не изменит свой характер, я не изменю отношения к ней. Ошибки мамы по отношению к дочери Психолог здраво оценила установки, которые сидели в голове Алисы.
Я и только Я знаю, как должно быть; Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать; Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет. Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама.
Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь. Просто хотела заставить её стать своей копией.
И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных. Техника пустого стула На новой встрече с Элиной психолог предложила ей провести диалог между ней и мамой.
Один для тебя, второй для мамы.
Цель состоит в том, чтобы вернуться к истокам боли которая всегда возвращается к нам время от времени , пережить ее правильным образом и, таким образом, исцелить человека. Суть методики в том, чтобы вернуться к точному нейрофизиологическому состоянию, которое имело место сразу после психологической травмы. Лечение является открытой терапией, в которой терапевт остается доступным для пациента столько, сколько необходимо. Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее. Иллюзия голода Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных.
Но, что еще лучше — вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта. Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации. Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода». Процесс следующий: Определите момент, когда вы склонны действовать автоматически.
Не действуйте на автомате. Отмечайте, какие мысли и чувства возникают.
Тем не менее, также Якоб Леви Морено, основатель Psychodrama, придумал создание техники пустого стула. Ток, при котором использование этого инструмента тоже довольно часто.
В обоих направлениях использование техники одинаково и имеет свои показания. Какова техника пустого стула?? Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. В дополнение к двум обычным стульям, используемым в наборе психотерапии, добавляется третий стул - пустой стул, на котором человек вынужден представить, что кто-то или что-то там сидит, а затем заняться этим так, как если бы он действительно присутствовал..
Вначале человек проецирует воображаемое в пустом кресле часть своей личности, отсутствующего человека, чувства или ситуацию, с которой у него возникает конфликт, чтобы освободить место для диалога. Впоследствии человек, следуя лозунгу психотерапевта, будет двигаться, чтобы занять пустую должность смены стула. Диалог устанавливается путем смены ролей в кресле. То есть человек сначала займусь тем, что проектирует в кресле, будет говорить с вами и говорить все, что вам нужно, как если бы вы действительно присутствовали на сессии.
Впоследствии он займет место того, что предполагал и это даст вам голос, который будет адресован вашей персоне. Конфронтация, возникающая при постановке пустого стула, позволяет человеку столкнуться с конфликтами, как нынешними, так и прошлыми.. Идея состоит в том, чтобы создать важный катарсический и трансформирующий эффект..