Редкая картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (1879) была продана на аукционе в Москве за рекордные 76,7 млн рублей при оценке около 56 млн рублей. Картина русского живописца Василия Перова раскрывает то, как жили люди в XIX веке. Критика характеризовала картину как неудачу Перова, как упадок творческих сил художника. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны.
Василий Перов: жизнь и творчество художника
Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей.
«Тройка» Перова
На заднем плане есть второй стол. Там нет никаких излишеств. Монахи читают библию, молятся, а на предающихся излишествам смотрят с укоризной. На них падает свет, и над ними же можно увидеть птицу. Это и есть истинные христиане. На стенах можно прочитать цитаты из библии «Лазарь, выйди вон», «не судите и да не судимы будете», «да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Сюжет картины, естественно, вымышленный, это опять аллегория.
Традиционная монастырская трапеза проходила за одним столом для всех монахов, еду разносили тоже «дежурные» монахи, а не светские официанты, уносить что-либо с монастырского стола было строго запрещено так же как и приносить дополнительно , Так что чревоугодию при желании могли предаваться тайно в другом месте. Нищих в трапезную не пустили бы в том числе потому, что уже в то время это был мощный криминальный бизнес, попрошайки возле церквей считались его элитой, и чужих туда не допускали. А кавалерами ордена Андрея Первозванного по закону единовременно могли быть всего 48 человек. Такую разношерстную публику в одном месте в реальности было бы не собрать. Но общий посыл художника ясен. И ведь ничего не изменилось за полтора столетия.
Ну и несколько картин без подробного анализа, так как сюжеты понятны и так. Картины он писал и там, и почти все о тех же обездоленных и той же социальной несправедливости. Типичный пример — «Парижская шарманщица». Главная героиня стоит рядом с кафе. Она плохо одета, но головной убор неплохой. Вероятно, раньше она знала и лучшие времена.
На шарманке обычно играли мужчины. Вероятно, она ей досталась от покойного мужа. И это единственное, что ей досталось. Идти ей особо некуда, и ребенка оставить не с кем, поэтому она взяла его с собой.
Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить. Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы.
Петербург , Ливонские губернии, Самара, Арзамас - везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой. Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет! После того, как место управляющего барон потерял ну не мог сдержаться Криденер от колкостей , семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина.
На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась. Юность В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много - медалей.
Так как в момент рождения ребенка родители Василия не состояли в официальном браке, ни фамилию свою, ни титул отец своему отпрыску передать не смог, даже несмотря на то, что вскоре после рождения Василия, родители мальчика обвенчались, и Василий Перов в официальных документах долгое время указывался под фамилией «Васильев», данной по имени его крёстного отца. Фамилия «Перов»появилась несколько позже в результате «остроумного» прозвища, которое он получил от своего первого учителя грамоты, местного дьячка, данного мальчику за изящное владение пером для письма. Читать и писать Василий научился очень рано благодаря усилиям матери. Интерес к живописи у Перова возник в возрасте девяти лет, когда в родительский дом однажды пригласили местного художника подправить старый портрет отца.
Мальчика настолько захватила работа художника, что он тоже решил попробовать что-нибудь изобразить, и очень скоро увлекся рисованием. Родители всячески поощряли его увлечение. Проучившись три года уездном училище Арзамаса, в 1846 году отец решил отдать его в частную художественную школу Ступина в Арзамасе. Художественную школу Василий Перов так и не закончил: поссорившись с товарищами, он уехал в деревню к своим родителям и в школе больше не появлялся. Однако, занятие живописью не бросил и, живя в деревне, написал картину «Распятие», которую подарил ближайшему селу. В 1851 году Перов написал автопортрет и портреты родителей, а в 1853 году отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества МУЖВЗ. Первым его учителем стал опытный педагог Егор Яковлевич Васильев 1815-1861 , который быстро разглядел недюжинный талант в своём новом студенте. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Не падать духом юному художнику помогала также дружба с соучениками, знаменитым русским пейзажистом И.
Шишкиным 1832-1898 и выдающимся жанристом И. Прянишниковым 1840-1894 , с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться. Оканчивал училище Василий под руководством С. Зарянко 1818-1870. Как видно из его рассказа «Наши учителя», юноша, будучи в это время уже старшим воспитанником,весьма критически относился к преподаванию Зарянко. Уже во время учебы Перов получил малую серебряную медаль за скромный эскиз. Эту, первую из своих наград , художник всегда вспоминал с особой теплотой. В декабре 1856 года Василий Григорьевич был удостоен второй серебряной медали за работу «Голова мальчика».
За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: В 1857 году художник написал картины «Бабушка и внучек» и «Приезд станового на следствие». Последней ученической работой Перова стала картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику Малую золотую медаль.
Другая деталь — охотничье оружие. Можно заметить как соседствуют ружья и охотничий рожок. Создается впечатление, что охотники решили прихватить все свои «богатства», чтобы удивить друг друга. Ведь охотничий рожок нужен для созыва гончих в одну стаю в охоте, где собаки сами догоняют добычу, и ружья вовсе не требуются. Еще одна удивительная деталь — положение ружей. Они лежат дульной частью на земле, что является признаком неопытности и безалаберности.
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова
На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».
Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве.
На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье».
Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины "Монастырская трапеза", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Птицелов" и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. Некрасова произведения, среди которых картины: "Проводы покойника", "Утопленница", "Последний кабак у заставы".
Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников А. Островского, Ф. Достоевского, А. Писемского, А. Рубинштейна и других.
О юноше говорили: «Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Первые его картины - жанровые: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гуляние в семик». Василий продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Часто получал от Академии «большую золотую медаль». На его картины обращали внимание, но тематика картин не вызывала одобрения. Павел Третьяков получил письмо с обвинениями, что картины Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»; «Попы» - заслуживают не выставок, а Соловки для художника. Одни критики признавали реалистическое искусство и правду жизни, другие считали, что неприглядная сторона жизни убивает высокое искусство. Какой художник не мечтает к тридцати годам пожить в Париже и присмотреться к западной живописи. Перов, в качестве пансионера Академии художеств, прожил там два года. Написал несколько картин, изображающих сцены из уличной жизни: «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники». В 32 года Перов создал самую пронзительную картину «Деревенские похороны».
Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте. Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами.
Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой.
Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало. Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро: на дом отводилось по 5—10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс. В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены.
Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут-то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях священнику в мешок ворону, выдавая ее за курицу. Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю. На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина что типично для Перова бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.
Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян — но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как-то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению?
Зачем религиозную процессию превратили в позорище?
Незаконнорожденный сын
- Василий Перов Картины биография Perov Vasily
- Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
- «Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский
- Биография:
- Перов картины
- «Охотники на привале»
Правила комментирования
- Образование
- Художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882) Взгляд сквозь века
- Крестный код Перова - новости русская жизнь Медиапроект
- Глашатай истин вековых
- Перов Василий Григорьевич
- Подлинный певец скорби в живописи В. Перов
Оценка, продажа и реализация картин В.Г. Перова
На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Г. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Знаменитую картину, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, Василий Перов написал в 1866 году. Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности. Впервые тема охоты появилась в искусстве Перова в 1867 году в рисунке «Мальчик-птицелов»; в 1870 году была написана известная картина «Птицелов», за которую он был удостоен профессорского звания, а в 1874 году – «Голубятник». Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса.
Василий Перов: «поэт скорби»
Перов жил и работал в Москве, два года поле учебы провел в Париже как пенсионер Академии художеств. Большое влияние на формирование художественной личности Перова оказало творчество П. Федотова, а также французская сатирическая графика и работы немецких художников-жанристов. Творчество В.
Перова занимает особое место в истории русского искусства как мастера реалистической живописи. Он создал галерею замечательных образов своих современников, став автором психологического портрета. Он создал выразительные образы А.
Островского, А. Саврасова, Ф. Достоевского, В.
Даля и многих других. Перов писал портреты крестьян, друзей и своих близких. Фон портретов почти всегда оставался нейтральным, все внимание художник сосредотачивал на персонаже.
Портретное сходство Перов передавал блестяще, точно раскрывал характер портретируемого. Его герои смотрят на зрителя открытым внимательным взглядом, как бы из глубины XIX столетия ведут с нами неторопливый разговор.
Но странник, оскорбленный одним из содержателей приюта, отказался поселиться в нем, чувство собственного достоинства было важнее крыши над головой. Эта внутренняя свобода поразила мастера. К людям этой породы всегда относились с уважением, некоторым даже страхом. После реформы 1861 года, подобных странников стало очень много. Одного из тех, кто выбирал полную свободу, даже при абсолютной нищете, и изобразил Перов на своей картине. Васнецов «С квартиры на квартиру» «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Его главные герои —пожилой человек и его жена, люди не богатые и не очень счастливые, и не от хорошей жизни вынужденные менять свое место жительства.
Безысходность и горечь этих людей усиливается тем, что помещены они в осенний, промозглый Петербург под тяжелым серым небом. И как символ разбитой жизнь людей, разбитая старая лодка на берегу. Альберт Анкер «Старик отдыхает» Швейцарский художник Альберт Анкер изображал деревенскую жизнь так вдохновенно, что удостоился у себя на родине звания «Национального художника». В европейской живописи XIX столетия Анкер был одним из самых значительных художников, изображавших детей, но тем не менее, в его творческом наследии немало картин, героями которых были старики.
В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика.
За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых. Известными картинами, которые были оценены по достоинству и до сих пор являются визитной карточкой этого мастера, являются: Охотники на привале, Рыболов, Птицелов, Тройка, Проводы покойника и многие другие в том числе и знаменитые портреты известных в ту пору людей — Достоевский, Тургенев и другие. Живопись этого художника — это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени.
Личная жизнь Василий Перов тяготился не только обстоятельствами своего происхождения, в его судьбе было немало трагедий из-за личной жизни. Это очень печалило художника, но одновременно и давало творческое вдохновение. Василий встретил свою любовь, однако не смог избежать горечи утрат. В 1862 году, перед самым отъездом за границу на стажировку, он обвенчался с Еленой Шейнс, племянницей профессора Рязанова. Однако насладиться в полной мере семейным счастьем художнику не удалось.
Спустя пять лет после свадьбы случилось непоправимое — умерла его любимая супруга, оставив его с тремя детьми на руках. Но и это еще не вся беда, свалившаяся на Перова. Двое старших детей умерли вслед за их матерью. Выжить удалось только меньшему — Владимиру. Он продолжил дело своего знаменитого отца, тоже стал художником. Однако это не помогло заживить рану в сердце, оставшуюся после смерти его первой жены. Чтобы меньше думать и вспоминать годы такого короткого семейного счастья с Еленой, художник полностью погрузился в работу. Трудился много, его бесхитростные, берущие за душу полотна, отражали как на ладони «могучую и обильную, великую и притом бессильную матушку Русь». Смерть Василий Перов остался в истории не только как талантливый живописец.
Он сумел разглядеть талант у начинающих живописцев, стал для них не только наставником, но и верным другом. Перов никогда не отличался богатырским здоровьем, а тут еще в 1881 году заболел тифом и воспалением легких. Его поместили в небольшую подмосковную Голицынскую больницу, расположенную на усадьбе Кузьминки сейчас эта территория относится к Москве. Эти серьезные заболевания окончательно подорвали его физическое состояние, и привели к смерти 10 июня 1882 года. Известный художник Василий Перов скончался в 48 лет в той же клинике. Местом упокоения Василия Перова стало монастырское кладбище Данилова монастыря. Его могилу украсил скромный памятник, в виде креста на Голгофе. Памятник на могиле Василия Перова Спустя некоторое время прах художника перезахоронили на монастырском кладбище Донского монастыря. Точная дата этого события неизвестна.
На месте нового захоронения Василя Перова установили памятник, его автор — скульптор Алексей Елецкий.
«Подлинный певец скорби»
- 2. «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год
- Жизненная правда Василия Перова
- Василий Перов, или 4 привала охотника
- Направление в деятельности Перова
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
Гораздо больше информации известно об отце Василия Перова. Спустя несколько лет после рождения сына, барон Криденер потерял свой прокурорский пост. Как утверждается, Григорий Криденер был честным и образованным человеком, но крайне несдержанным на язык. Однажды написав язвительно-сатирическое стихотворение о членах администрации Тобольской губернии, прокурор потерял свой пост. После этого семейство несколько лет путешествовало по городам России, в итоге остановившись в Арзамасе. Василию Григорьевичу Перову к этому моменту было около 10-11 лет. В Арзамасе он переболел оспой, из-за чего у него сильно испортилось зрение. В то же время у мальчика образовался живейший интерес к живописи, возникший после наблюдения за работой художника, приглашённого отцом. Первое художественное образование Перов получил в Арзамасской школе живописи Александра Васильевича Ступина.
Закончить обучение в школе А. Ступина Перову не удалось, как утверждается - из-за многочисленных конфликтов с другими учениками. Вообще, существует множество заметок о том, что Василий Перов в то время часто ссорился со сверстниками и участвовал в шумных пьянках, чем доводил родителей до белого каления. В первой трети 1850-х годов Василий Григорьевич переехал в Москву и начал учиться в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" , однако денег на жизнь ему катастрофически не хватало, из-за чего он подумывал даже о том, чтобы бросить учёбу. Юноше помог его преподаватель из Московского училища - Е. Васильев, поселивший Перова у себя. В 1856 году Василий Григорьевич Перов представил в Императорскую Академию художеств свою картину «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», за которую получил малую серебряную медаль. Спустя год Перов представил в академию свою новую картину «Приезд станового на следствие», заслужившую большую серебряную медаль, а также привлекшую к молодому художнику и его творчеству положительное внимание общественности.
В 1860 году художник получил Малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» - эта награда позволила ему побороться в конкурсе за Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Для этого в 1861 году художник написал две картины: «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Первая из указанных картин оказалась для Перова выигрышной и легко позволила художнику победить в конкурсе, а вот вторая работа оказалась условно «неудачной», так как положила начало агрессивной критике со стороны православных деятелей в сторону художника, так как весьма неприглядно показывала православную культуру.
Предки барона Криденера представляли Российскую империю за границей в качестве дипломатов. Деятельность главы семьи предполагала частые переезды. Свободомыслящий Криденер не боялся выступать против властей, к тому же, имел острый язык.
Он стал автором сатирических стихов, за что его сразу же отстранили от службы. Барону пришлось искать себе новое место, и семья сопровождала его в Петербург, Самару, Арзамас. Останавливались они у родственников. Вскоре барону предложили место управляющего имением в Арзамасе. В 1843 году Василий Перов поступил в Арзамасское уездное училище. Отец видел, что сын обладает творческими наклонностями, и решил, что ему лучше продолжить обучение в художественной школе Александра Ступина. На тот момент подростку было всего 13 лет.
Однажды знакомая пригласила Василия на день рождения, и он сильно напился вместе со своими новыми приятелями. После этого случая отец запретил ему посещать художественную школу. А вскоре барон снова остался без места, и семейство в который раз отправилось вместе с Криденером в поисках работы. Они переезжали еще несколько раз. После того, как окончательно вернулись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. В это время и началась его творческая биография, он написал свои первые полотна — «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка». Молодой человек познакомился с такими же, как сам, талантливыми художниками — Аполлоном Мокрицким, Иваном Шишкиным , Михаилом Скотти.
Однако бытовые трудности не давали ему радоваться жизни и творить в полную силу. У Перова отсутствовало жилье, имелись серьезные финансовые трудности, денег не хватало даже на самое необходимое. Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности.
Впоследствии родители Василия обвенчались, однако мальчик так и остался незаконнорожденным. Как же Перов получил свою фамилию? Что интересно, поначалу он был записан как Васильев — по фамилии своего крёстного отца. Но затем ребёнку решили дать фамилию Перов — к этому роду принадлежал дьячок, который учил Василия грамоте и чистописанию, причём очень сильно привязался к мальчику. Так и вышло, что Вася Перов не был сыном Перова, но приходился отпрыском барону Криденеру. Но он всё равно оставался просвещённым и свободолюбивым человеком. Он нередко выступал против властей, причём не опасался расправы из-за критики и недовольства правительством. Так, к примеру, однажды он написал сатирические стихи в адрес власть имущих, после чего сразу же был отстранён от службы.
Ему пришлось искать новое место, и семье барона довелось немало поездить по городам в поисках работы для Криденера. Когда он устроился управляющим имением в Арзамасе, Василию пришла пора отправляться на обучение. В качестве учебного заведения для мальчика было выбрано Арзамасское уездное училище. Несмотря на то, что мальчик неплохо учился, отец понимал, что это место — не наилучший вариант для Василия. Барон замечал, что у юного Васи проявляются творческие наклонности, а потому решил определить сына в художественную школу Александра Ступина. Василию в ту пору исполнилось тринадцать лет, причём он, несмотря на все свои таланты, не смог избежать соблазнов, которым подвержены подростки. Однажды Перов отправился на именины к одной из своих приятельниц по школе и там вместе с друзьями «перебрал лишнего». Явившись домой в нетрезвом виде, он шокировал отца, который запретил ему посещать художественную школу, считая, что она является местом обитания «развратной богемы».
В жизни Василия было несколько переездов, но в конце концов семья вернулась в Арзамас. Там он всё же упросил отца позволить снова посещать занятия в художественной школе, и тот смилостивился. Кстати, биографы отмечают, что интерес к живописи у юного Перова появился в раннем возрасте, когда он наблюдал за работой приглашённого художника. В возрасте 9 лет мальчик переболел оспой, которая дала осложнение — у Васи ухудшилось зрение. Этот недуг остался с живописцем на всю жизнь. При этом, глядя на его картины, сложно представить, что их писал слабовидящий человек. Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1851 год Местонахождение: Картинная галерея, Киев, Украина Обучение и становление Одними из первых картин, написанных Василием Григорьевичем, стали «Нищий, просящий милостыню» и «Деревенская тройка». Уже на этих полотнах можно увидеть большие способности юного Перова.
Причём в ту пору он уже проявлял интерес к «скорбной» части жизни человека. Человек глубоко чувствующий и способный сопереживать, он с особенным вниманием относился к обездоленным и обделённым людям, которых нередко можно увидеть на его картинах. В то же время, несмотря на талант, Василий Перов прекрасно осознавал, что его ранние картины несовершенны, а самому ему не хватает знаний. После окончания художественной школы в 1853 году он продолжил обучение в Московском училище живописи, зодчества и ваяния. Здесь он познакомился с другими такими же талантливыми молодыми живописцами, среди которых были Иван Шишкин и Аполлон Мокрицкий. Он делал успехи в учёбе, но радоваться жизни молодому художнику не приходилось. Перов едва сводил концы с концами, денег не хватало даже на самое необходимое. Дошло до того, что под вопросом оказалось его дальнейшее обучение, но, к счастью, на помощь пришёл Егор Васильев, преподаватель Василия Перова.
Именно он помог своему воспитаннику найти жильё и оплатил расходу на учёбы. Именно тогда его работы начали приобретать успех. Ему была присуждена серебряная медаль за этюд с портретом мальчика. А спустя год Перов был награждён за картину «Приезд станового на следствие». Уже тогда стало ясно, что Перов нашёл «свой» жанр, а именно — бытовые сцены из повседневной жизни людей. Он, как никто другой, умел виртуозно изобразить тонкости настроений и образов на своих полотнах. Кстати, после этой картины многие стали считать Перова «продолжателем Федотова». Так, к примеру, критик Владимир Стасов писал: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую ему присваивают звание профессора, дававшее право вести преподавательскую деятельность. В 1870 году художника постигло большое личное горе: от эпидемии погибла его семья. В 1870-х годах Василий Григорьевич обратился к портретному жанру. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры «Драматург Александр Николаевич Островский», 1871 год, «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба — 1872 год, находящиеся в Госудаоственной Третьяковской галерее. Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова, написанный в 1872 году, заслуженно считается лучшим живописным изображением писателя. Большую популярность завоевала жанровая картина «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Это полотно вместе с «Птицеловом» с успехом экспонировались на Венской международной выставке в 1873 году. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.
Касаткин, С. Коровин, М. Нестеров, А. В 1870 году Василий Григорьевич Перов примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок,членом которого оставался до 1877 года, когда в результате творческих и идейных разногласий покинул его ряды. В конце творческого пути Перов обратился к русской истории. Он выбрал тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона, и в 1881 году написал картину»Никита Пустосвят. Спор о вере «, которая была высоко оценена В. Александрова за 1881 — 1882 гг.
Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года в селе Кузьминки в те годы — под Москвой от туберкулеза. Похоронен был на Даниловском кладбище. Василий Перов всем своим творчеством не только формировал реализм в отечественной живописи, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию. Впитывая многое из достижений современников, он силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень, оценить который нам и нашим потомкам ещё предстоит….. В 1984 году в залах Государственной Третьяковской галереи прошла юбилейная выставка Василия Григорьевича Перова на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой. Продолжение следует…. Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!
Василий Перов: «поэт скорби»
Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. 1861 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Но далеко не все картины получались у Перова легко и непринуждённо, он задумал нарисовать Емельяна Пугачёва, вершащего свой суд над дворянами и вот с этим сюжетом ему пришлось основательно помучиться. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России.
Галерея человеческих трагедий и пороков: 10 самых печальных картин русских художников
А дальше его карьера пошла в полном соответствии с царским указом Петра Первого, повелевшего: «Бастардов отдавать в художники». В то время в Арзамасе работала школа живописи Александра Васильевича Ступина — первая провинциальная художественная школа, которая, впрочем, была больше похожа на иконописную мастерскую. Ступин принимал заказы от местных церквей на иконостасы и роспись самих церквей, причём всю работу делали ученики школы. Почти десять лет Василий Перов учился и работал в школе Ступина, где он весьма близко познакомился с закулисной стороной жизни православных батюшек, которая весьма сильно отличается от житий святых подвижников с аскетическими подвигами и страданиями за веру.
В 20 лет Василий Перов решил попытать счастья в Москве и поступил в Московскую школу живописи и ваяния. Как вспоминал сам художник, годы учёбы стали для него самым тяжёлым испытанием: деньги, заработанные у Ступина, закончились, нечем было платить за обучение и съёмную комнату, а источника заработка у него не было. Портрет Н.
Криденера, брата художника «Я хотел уже ехать в провинцию учителем рисования, — писал он одному из своих друзей. Я медлил… на что надеялся, чего ждал? Право, не знаю...
Как писал сам Перов, многие учителя рисования из чувства солидарности часто пускали к себе на постой бедных учеников, в которых они видели Божью искру. Приезд станового на следствие Учитель не ошибся. Уже в 1856 году картина Перова — портрет младшего брата Николая — получила малую серебряную медаль Академии художеств в Петербурге.
Его следующая работа «Приезд станового на следствие» удостоилась уже Большой серебряной медали. Именно в этот момент Перов и понимает, что и как теперь ему нужно писать. Тогда одной из самых популярных книг стали «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, в которых писатель беспощадно обличал порядки «старой России».
Чуткий к проявлениям общественного интереса, Перов и решил создать собственную галерею народных образов. И начал он с церкви — благо, ещё были свежи юношеские впечатления от работы в сельских храмах. В 1860 году Академия присудила Перову Малую золотую медаль за картину «Первый чин.
Сын дьячка, произведённый в коллежские регистраторы». Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов переехал в Санкт-Петербург. В 1861 году он написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасху».
И если за первое полотно он получил Большую золотую медаль Академии и право поездки в качестве пансионера за границу, то вторая картина была засыпана проклятьями и запрещена к показу. Нет ни малейшего просвета. Проповедь в селе Картина Перова действительно вызвала горячие споры.
Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли её «на ура». Критик Владимир Стасов, заметивший, что перовская сатира «больно кусается», в то же время хвалил картину за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы. Другие же критики, напротив, утверждали, что подобные «карикатуры» убивают настоящее высокое искусство, унижают его, показывая только неприглядную сторону жизни.
Вмешавшийся в дискуссию обер-прокурор Священного Синода генерал Ахматов постановил запретить публичные показы картины Перова, а с купца Третьякова даже взяли подписку с обязательством не давать картину ни на какие выставки. Но Василия Перова подписками было не запугать. В том же 1862 году он пишет новую картину — «Чаепитие в Мытищах».
Тучный монах пьёт со сладострастным наслаждением чай, сидя в тихий ясный день под тенью густых деревьев. А рядом стоит слепой калека-солдат с мальчиком-проводником, который просит милостыни. Но давайте задумаемся, каким образом слепой нищий попал в церковный сад, где монахи устраивают себе чаепитие?
Ведь обычно такой сад огорожен крепкой изгородью и надёжно заперт. Может быть, нищего специально пропустили к столу? Точно так же и картина «Сельский крестный ход на Пасху» изображает вовсе не то, чем так восторгались нигилисты и либералы.
Впрочем, как свидетельствовал художник Василий Худяков, сам Перов назвал свою картину «Поп» — это было общепринятое в то время сокращение слов «пастырь овец православных». Но владелец картины Павел Третьяков был противником столь широких обобщений и изменил название картины на «Сельский крестный ход на Пасху». Чаепитие в Мытищах Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства.
В древней Византии именно на Пасху — раз в год — совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию — в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода.
И заботиться о тех, кому нужна помощь. Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами? На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.
Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь.
Что же тогда мы видим? Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли.
Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.
Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами.
Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл.
В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало. Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов.
Автопортрет Хуже всего, что на мерзкую картину обратил свое внимание и новоиспеченный обер-прокурор Священного Синода — генерал-майор от кавалерии Ахматов, который только и искал случая отличиться на новом поприще и прижать к ногтю всех этих гражданских штафирок, которым, видимо, холодный ветер свободы не только вскружил, но и основательно продул голову. Тем более что после крестьянских бунтов, вспыхнувших после Манифеста 1861 года, государь дал в руки обер-прокурора настоящий карт-бланш на искоренение всяческого вольнодумства, и можно себе представить, как этот солдафон в рясе будет наводить свои армейские порядки в её епархии. Поэтому скандал следовало погасить как можно скорее. Сие полотно уже приобрёл некий московский купец — господин Третьяков… — Третьяков?
Наверное, какой-нибудь нувориш из разночинцев. Впрочем, это не имело никакого значения. И передайте вашему «гению» и его покровителям, что они доиграются до ссылки в Сибирь! Василий Перов.
Крестный ход на Пасху Великая княгиня и не подозревала, что молодой бунтарь Перов как раз родился в Сибири, так что ссылкой и лишениями испугать его было невозможно. Картина «Сельский крестный ход на Пасху» была запрещена к показу, но всё равно она стала одной из самых известных в империи. Тем более что в ХХ веке картиной Перова принялись иллюстрировать в газетах и журналах антиклерикальные статьи, обличающие церковные нравы. Да и сегодня на сайте Третьяковской галереи, в которой хранится картина Перова, написано: «Мимо зрителя уныло тянется пьяная процессия с иконами и хоругвями.
Крестьяне с полузакрытыми глазами бредут к обрыву, будто слепцы. Бросивший их поводырь — одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Рядом женщина с иконой, у которой утрачен лик. Поодаль — нищий, несущий икону вверх ногами.
Но Всевидящее око на хоругви — будто предупреждение, что этим людям не избежать Высшего Суда... Но не будем повторять измышлений советских пропагандистов. К примеру, Федор Достоевский, который после каторги не переносил двусмысленных ироничных намеков в сторону церкви, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти всё правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». Хвалили Перова и другие критики — к примеру, писатель Коваленский, увидевший в картине не просто «богохульство» и «антиклерикализм», но самую искреннюю боль и сопереживание за судьбу государственной православной церкви в Российской империи.
Ту самую боль, которую почему-то не видят нынешние верующие люди. Так о чём же на самом деле была картина Перова? Он принёс в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которых он знал более чем достаточно. Он был незаконнорожденным сыном настоящего остзейского барона Георгия Карловича Криденера, семья которого владела обширными поместьями под Дерптом.
Правда, в родовом гнезде Суслеп жил его старший брат Мориц, а вот младший — Георгий — пошёл на государственную службу. И к 50 годам Георгий Карлович стал прокурором Тобольской губернии. В Тобольске он закрутил адюльтер с местной мещанкой Акулиной Ивановой, которая вскоре родила сына Васю — где-то в конце декабря 1833 года. Точная дата рождения художника неизвестна, поскольку сами роды проходили в обстановке полной секретности, и Акулина Ивановна записала сына в церковной метрической книге лишь через несколько лет после его рождения.
К тому же записали Василия под вымышленной фамилией «Васильев» — в честь некоего Василия, ставшего крёстным отцом младенца. Тем не менее сохранить в тайне рождение ребенка барону Криденеру не удалось. Вскоре в Петербург пошли доносы, которые стоили Георгию Карловичу не только семьи его супруга тут же подала на развод , но и прокурорского поста. Но Георгий Карлович повёл себя как настоящий дворянин: он не только признал своего сына, но и сделал Акулине официальное предложение.
Позже в семье Криденеров родилось еще два мальчика — Георгий и Николай. Тем не менее юный Василий Васильев не получил ни фамилии отца, ни дворянского сословия, ни прав на баронский титул и герб — всё это, по законам Российской империи, полагалось только законнорожденным детям. Не получил он и денег отца: у барона Криденера уже были официальные наследники — дети от первого брака Георгия Карловича, которые и получили поместья в Самарской губернии. Вторая же семья барона Криденера влачила довольно жалкое существование.
Всему виной были написанные им эпиграммы на местного генерал-губернатора. В столицу вновь полетели доносы, и Криденера отправили в отставку. Некоторое время они жили в поместье у старшего брата под Дерптом, но и там желчный Георгий Карлович не смог прижиться. Вскоре семья переехала в имение Саблуково Арзамасского уезда Нижегородской губернии, где барон Криденер получил место управляющего у местного помещика Языкова.
В этой деревне Василий и получил свою вторую фамилию — Перов.
Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. Прянишниковыми И. Шишкиным, занятия у педагогов, продолжавших традиции венециановской школы, увлечение произведениями Некрасова, Тургенева, Толстого — все это оказывало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого художника. Годы учения оказались трудными для Перова: негде было жить, не было средств к существованию. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е. Васильев устроил его к себе на квартиру. В 1856 году на долю Перова выпал первый успех: за рисунок «Головка мальчика» он получил Малую серебряную медаль, а за картину «Приезд станового на следствие» 1857, ГТГ награжден Большой серебряной медалью.
С самого начала творческого пути художник твердо избирает жанр бытовой живописи, продолжая традиции критического реализма, зачинателем которых был П. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» ГТГ , принесшую ему известность. В этой ранней работе проявились основные черты, свойственные дарованию художника — острая сатирическая направленность и меткость характеристик, ясность композиционного решения и мягкость, приглушенность колорита. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861, ГТГ — одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. В картине Перов представил безотрадную жизнь убогой русской деревни 60-х годов с нищетой и невежеством. Художник осуждает пьянство, дикость сельского духовенства. Но смысл картины не ограничивается антицерковной направленностью, ее значение глубже. Перов обличает темные стороны российской действительности и выступает с критикой общественно-политического строя. Картина была выставлена в Петербурге и вызвала оживленный обмен мнениями.
Одни восторженно приветствовали ее, отмечали смелость художника, его художественное мастерство, другие, особенно представители официальных кругов и духовенства, негодовали. Вскоре картина была снята с выставки и запрещена для показа русской публике. Павел Михайлович Третьяков, купивший ее для своей галереи, получил письмо от художника Худякова, который писал: «…Слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично…? Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий! Смысл картины — в острой критике социального неравенства, в обличении лицемерия, тунеядства монахов. Поводом для ее создания явились личные впечатления художника от поездки в Мытищи, где он не раз наблюдал подобные сцены. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа, изучал полотна старых мастеров.
Но особенно много времени проводил в бедных парижских кварталах, посещал народные гуляния, ярмарки, бродил по окраинам города. Картины, выполненные им в эти годы, показывают быт парижских низов, уличных бродячих музыкантов, нищих, тряпичников, простых парижан. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину.
Картина Василия Перова выставлена на аукцион в Москве за почти $1 млн
Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Перов долго маялся над картиной. Интерфакс: Государственная Третьяковская галерея провела реставрацию картины "Охотники на привале" Василия Перова, полотно будет представлено на выставке в самарском филиале галереи. Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство. Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.