Можно ли кушать сладкое во время поста? Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. Что можно есть в Великий пост, который будет идти с 18 марта по 4 мая. Можно есть в пост только растительную пищу – фрукты, овощи, сухофрукты.
Календарь Великого поста 2024
- Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Лучшее пирожное – черный хлеб
- Рождественский пост в вопросах и ответах /
- Что и когда можно кушать во время Великого Поста? - кулинарная статья
- Можно ли есть хлеб в пост - Гороскопы на все случаи жизни
- Правила комментирования
Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион. Исключаются продукты животного происхождения: мясо, птица, колбасы, сосиски, полуфабрикаты; рыба; сыр, и яйца, и продукты с их содержанием; сливочное масло и продукты с его содержанием; сливочные соусы; Но в течение поста есть несколько дней, когда допускаются послабление и запрещенные продукты из списка. Что можно есть в Великий пост Основные продукты: овощи и фрукты, бобовые, орехи, цитрусовые, сухофрукты. Блюда едят в сыром или отварном виде, на пару или из духовки. Можно приготовить на пару, потушить или запечь в духовке. Что нельзя есть в Великий пост Нужно воздержаться от следующей пищи: мясо и мясная продукция: копчености, ветчина, колбасные изделия; яйца и продукты, в составе которых они используются; блюда с насыщенным разнообразным вкусом: сладкие, соленые, копченые; молочная продукция: кефир, молоко, ряженка, йогурт, сливочное масло, сыры, сметана, а также блюда, в составе которых они используются; фастфуд, шоколад, сдоба;.
Но мне так часто приходилось сталкиваться с тем, что в различной православной литературе это подчеркивается — пост это не диета, вплоть до противопоставления, что мне думается, противопоставлять эти понятия вовсе не обязательно. Что такое диета? Диета — это ограничение в питании, которое предназначено принести какую-то пользу моему организму, моему телу.
Что в этом плохого? Если относиться к этому без фанатизма, если это не становится для человека целью жизни, то ничего плохого нет. Да, то, что мы едим, сколько мы едим, влияет на организм. Поэтому не следует вычеркивать диету из списка лечебных мер по оздоровлению организма. Диета, если она строится на грамотной, научной основе, вещь хорошая и добрая. А пост — это и диета, в том числе. Более того, это один из дополнительных стимулов для человека начать поститься. Про себя я совершенно точно знаю, что во время любого поста чувствую себя гораздо лучше, легче, мозги соображают лучше, тяжесть уходит, просыпаться легче, сон здоровее и так далее.
Конечно, бывает по-другому, но у меня вообще такое ощущение, что во время поста все мои недуги проходят. С одной стороны, ни в коем случае не надо отождествлять пост с диетой и видеть в нем возможность какого-то оздоровления организма, но с другой стороны надо понимать, что и это тоже пост в себя включает. И это совершенно не мешает человеку поститься, даже наоборот дает дополнительную мотивацию для поста. Конечно, тут вопрос не поста уже, а просто элементарной разумности и культуры человека. Человек не должен быть глупым, он должен понимать, что если он ограничивал себя какое-то время, то сразу же сняв все ограничения, нужно какую-то разумную меру соблюдать. Но как правило, если человек строго постился весь пост, то и разговение проходит очень умеренно. Человек говорит: «Я съел пару кусочков колбасы, и все, я сыт». Это я очень часто слышал, а вот, чтобы кто-то объелся — не припоминаю.
За время поста еда перестает занимать в жизни человека то важное место, которое она занимала до этого. Человек уже вкусил некой радости, которая бывает и без пищи. Есть скорее другая проблема, не разговления, а заговения. Вот здесь я точно знаю, что многие люди такое себе позволяют в последние дни перед постом с мыслью, что впереди пост, и сейчас мы напоследок «подналяжем», что — да, можно и заболеть. Тут можно почитать Гиляровского — сколько увозили по больницам людей, объевшихся блинов на Масленицу, сколько было смертельных случаев — заворот кишок и так далее. Заговеться — это действительно для кого-то становится опасной проблемой. А разговеться-то уж разговеемся, просто человек должен понимать, что мера во всем нужна — и в говении, и в разговении. Давать какие-то единые требования для всех детей — не правильно.
Одно только требование обязательно — если мы хотим, чтобы ребенок вырос верующим, православным, то исключать из жизни ребенка пост ни в коем случае не допустимо. Это грубая педагогическая ошибка считать, что вот он маленький, ему поститься незачем. А вот мера этого поста — вопрос, который надо решать разумно и не налагать на ребенка бремена неудобоносимые. Пост для ребенка должен быть добровольным. Свобода, которую мы всячески должны развивать и в себе самих и в наших детях, она как раз и должна в этой ситуации проявиться в том, что ребенок будет иметь возможность сам решить в чем будет состоять его пост. Если между родителями и детьми добрые, хорошие отношения, если ребенок доверяет своим родителям, любит их, они для него авторитет, то, я думаю, они смогут объяснить ребенку, что такое пост. Но давай мы с тобой решим, что ты тоже от чего-то откажешься на время поста, давай вместе с тобой над этим подумаем? Пусть это будет мало, пусть это будет что-то очень незначительное, но обязательное.
В этом отношении для ребенка важен опыт того, что приняв какое-то решение, он должен быть верен этому решению. Это одно из важнейших качеств, которое в каждом человеке должно быть — постоянство, верность слову. Мы, многие, принимаем решения и с легкостью их нарушаем. Не все, конечно, есть люди волевые, твердые, такими я всегда восхищаюсь, но хочется, чтобы все мы были такими. Чтобы мы не были, как сказал Христос, «тростью, ветром колеблемой», чтобы решив что-то, мы твердо проводили это решение в жизнь. И учить этому надо в детстве, тот, кто этому не научится в детстве, не сможет научиться никогда. Волю трудно воспитать во взрослой жизни. Тот, кто был в детстве безвольным, скорее всего, останется таким на всю жизнь, даже если он отлично понимает, что без воли плохо.
Исключения редки, как правило, человек, сформировавшийся как безвольный, таковым и остается. Пока ребенок маленький, заложить в нем основы твердости, ответственности за принятые решения — очень-очень важно. И пост — это великолепная школа для такой работы. Как это должно происходить конкретно — пусть каждая семья решает индивидуально, каждые родители должны самостоятельно найти ту форму, в которой они будут со своим ребенком работать. Или обсуждение с друзьями, в соцсетях, к примеру, могут помочь? Полезно ли начинающему делиться опытом поста? Об этом и Евангелие говорит — и пост, и молитва, должны проходить в тайне. Я, конечно, не сторонник крайностей, жить так, чтобы пост был абсолютной тайной, чтобы никто даже не догадывался, вряд ли возможно.
Но чем меньше это будет обсуждаться, тем лучше. Что касается посторонних людей, тут вообще не о чем говорить. Понятно, что если у меня есть близкий друг, то одно из проявлений дружбы — делиться самым сокровенным, открывать то, что не откроешь другим. Но и здесь тоже должна быть осторожность. Духовник — другое дело, здесь надо быть готовым, ничего не утаивая, рассказать обо всем, что происходит в пост. Что же касается остальных людей, повторю, чем меньше — тем лучше. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься. Но если человек попытался, то значит он хотя бы что-то сделал.
А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого. Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься — это неправильно. В любом деле — конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца.
Существуют правила, которых следует придерживаться, чтобы соблюсти все требования поста и при этом не навредить своему здоровью. Правило первое: Питайтесь проще Пост — время питаться проще, дешевле. Уделяйте меньше времени приготовлению пищи, покупайте менее дорогие и изысканные продукты. Не концентрируйтесь только на еде, не делайте из нее культ!
Правило второе: Лучше недопоститься, чем перепоститься Постясь, придерживайтесь золотой середины, руководствуйтесь здравым смыслом: работающая мать троих маленьких детей просто не имеет права брать на себя строгий пост на хлебе и воде, как это может сделать монахиня в монастыре. Церковь освобождает от поста детей, больных и пожилых людей, беременных и кормящих женщин. Послабления разрешены тяжело работающим людям, воинам. Правило третье: Регулярно молитесь Пост без молитвы превращается в обыкновенную диету. Но без добрых мыслей и дел диета не измениет наше сердце. Будьте добрыми и искренне верьте! Правило четвертое: Откажитесь от привязанности или зависимости Пост — это время освобождения от земных привязанностей: сериалов, компьютерных игр, интрнета, социальных сетей, алкоголя - словом, всего, что делает нас зависимыми хотя бы в малой степени. Не будьте рабом своих желаний!
Итальянский хлеб из муки, воды, дрожжей и соли.
Часто с добавлением оливкового масла, поэтому его нельзя есть в дни сухоядения и тогда, когда рекомендована постная горячая пища без масла. В традиционном французском багете нет ни масла, ни молока, ни яиц. Так что его можно употреблять в пост. Есть или не есть? Почему не стоит исключать хлеб из рациона Подробнее Бриошь. Это французский сдобный хлеб для завтрака. Для бриоши используются сливочное масло и яйца. Так что этот хлеб нельзя поставить на стол в пост. Еврейский хлеб, который готовится без молочных продуктов, но с большим количеством яиц.
Поэтому евреи могут подавать его и на мясной, и на молочный стол, а вот православные — не смогут есть во время поста. Булочки для бургеров. Даже если вы заказываете бургер с овощами или фалафелем, он может быть скоромным. Очень часто в булочки для бургеров добавляют яйца и сливочное масло. Нужно уточнять у продавца или повара.
Лучшее пирожное – черный хлеб
Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Чёрный хлеб в Великий пост есть можно, и не только в Великий, можно есть и белый хлеб, если он не замешан на молоке и яйцах,так что с хлебом всё нормально,нельзя есть печенье,булочки,и другие сдобные мучные изделия. Как правило, в пост мы едим больше хлеба и каш. черный хлеб и хлебцы.
Постные продукты и примерное меню того, что можно кушать в пост (строгий и нестрогий)
Первая неделя первая седмица Великого поста начинается с Чистого понедельника. Этот день считается особым и на протяжении всего дня не рекомендуется употреблять пищу, можно пить лишь воду. Вся первая неделя также считается строгой, во время этой недели разрешены к употреблению лишь вода и хлеб. Но такое строгое правило первой недели трудновыполнимо для современного человека, который занят тяжелым физическим трудом. Поэтому постные дни могут незначительно отличаться для монаха, который обдуманно выбрал обет постнического жития от человека, который занят каждодневной нелегкой работой, но в то же время желающий соблюдать Великий пост. Также строгой считается последняя неделя поста — Страстная седмица. В дни сухоядения можно приготовить овощные или фруктовые салаты, вместо масла используем сок лимона, лайма, грейпфрута. Салат «Аида» Ингредиенты: 2 помидора, 300 грамм капусты, 5 сладких болгарских перца, 1 столовая ложка уксуса, 1 чайная ложка горчицы, соль, сахар и зелень петрушка, укроп и лук. Приготовление: помидоры обдать кипятком и снять с них кожицу, нарезать кружочками. Капусту очистить от старых листьев, помыть и нашинковать мелкой соломкой. Перец помыть, очистить от семян и порезать полукольцами.
Все овощи смешать, посолить, поперчить. Отдельно смешать небольшое количество уксуса, воды и горчицы. Заправить салат полученной смесью, выложить горкой и посыпать порезанной зеленью.
Можно ли в пост есть хлебцы В состав хлебцев входит мука и растительные добавки, продуктов животного происхождения они, как правило, не содержат. Некоторые производители добавляют сухое молоко, но, чтобы избежать употребления подобного вида хлебцев, нужно ознакомиться с составом продукта. Многие хлебцы изготовлены специальным способом из размоченного зерна. Такие хлебцы еще и очень полезны для здоровья. В них много клетчатки, которая благотворно влияет на кишечную систему. Поэтому хлебцы в пост употреблять можно. Хорошая замена черному хлебу.
Кроме того, хлебцы бывают рисовыми, овсяными, соответственно, можно отлично разнообразить стол. Можно ли в пост есть дрожжевой хлеб Дрожжевой хлеб есть можно, если в его составе нет скоромных продуктов. Например, яиц или маргарина, или молока. В тесте для хлеба в идеале должны присутствовать только ржаная мука, вода, соль, и дрожжи. Допускается содержание растительного масла, да и то оно чаще всего используется только для смазки формы. Дрожжи — это продукт не животного происхождения, а специальный вид грибков, поэтому употреблять в пищу изделия из дрожжевого теста можно. Главное, чтобы в нем не присутствовали запрещенные продукты. Какие хлебобулочные изделия можно есть в пост Все что не содержит продуктов животного происхождения есть в пост можно.
Это неправильный подход: чтобы скорректировать фигуру, нужно взять за основу правильное сбалансированное питание, физическую активность и консультации с эндокринологом. Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться. Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat. Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями.
Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Что можно есть в дни сухоядения в пост? Некоторые продукты, такие, как рыбу и растительное масло, можно есть только в те дни поста, которые считаются нестрогими, хотя растительное масло и не имеет животного происхождения. В Великий пост можно употреблять. Можно есть черный хлеб в пост? У тех, кто постится согласно канонам православной церкви, часто возникает вопрос, не запрещен ли черный хлеб в постные дни, не считается ли он скоромной пищей.
Рекомендуемые статьи
- Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
- Что такое Великий пост?
- Суть соблюдения поста и правильный подход
- Можно ли есть хлеб в пост: какой, черный, белый, бородинский, в какие дни, советы
- Меню на Великий пост, что можно есть
- Как есть в пост?
Можно ли в пост есть хлеб и если можно, то какой?
Что можно есть в Великий пост 2024 и что нельзя употреблять. Что можно есть на Страстной неделе Великого поста. Пост на Страстной седмице соблюдается даже более строгий, чем в Четыредесятницу. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Один батюшка рассказывал: «Когда в первые дни Великого поста я практически ничего не ел, а потом, когда стало можно, отрезал кусок черного хлеба, посолил и помазал его подсолнечным маслом.
Лучшее пирожное – черный хлеб
Прежде всего мы рекомендуем черный хлеб, Бородинский хлеб. Чтобы поход в магазин за привычными продуктами не превратился в долгое изучение этикеток, «Владхлеб» подготовил подборку хлеба, который можно употреблять в пост. Мне просто сегодня на работе коллега сказала, что нельзя черный хлеб в пост есть.