Что такое колядки Колядки — это обрядовые песни, которые поют во время святок, когда ходят колядовать — собирать угощения. Если первая разновидность колядок является христианской, то вторая имеет языческие корни и связана непосредственно с влиянием природных сил.
Немецкие корни
- Сначала кричали «Позор!», потом привыкли. Как Коляда-театр приучил зрителей смотреть свои спектакли
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Когда колядовать и как выбрать песню
- Колядки — что это такое? | Русские народные колядки
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря". Рассказываем про историю праздника Коляда, когда его празднуют, традиции и обычаи, как празднуют колядки в современной России. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет. Традиции празднования Коляды у славян, колядки, обряды, приметы и гадания на Коляду.
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
Традиция устраивать колядки уходит корнями в праздник зимнего солнцестояния (самого короткого светового дня). Коляда, колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Коляда, колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов.
Колядки: что это?
- Святочное колядование
- Николай Коляда: "Рыдают все — и кто за белых, и кто за красных" - МК
- Что еще почитать
- Колядки: история праздника для детей
- Как правильно колядовать, щедровать и посевать?
- Когда колядуют в России в 2024 году. |
Старый Новый год, День российской печати, Васильева коляда: праздники и приметы 13 января
до Старого Нового года. Христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и стремятся одарить этой верой, вместе с Рождественской радостью всех окружающих. Рядовая беседа внезапно подарила сенсационную новость — Коляда объявил, что приостанавливает карьеру. Во время ее проходил обряд, который получил название «запісванне каляд». Колядки завершаются в ночь с 18 на 19 января, которую называют Крещенским вечером.
Уникальные традиции: празднование Коляд
Когда начинаются Колядки в 2024 году Традиционно, есть несколько дат: Колядки и Святки. Как языческий праздник превратился в главный рождественский обряд православных христиан Язычество, Колядки, Видео, YouTube, Длиннопост. Рассказываем про историю праздника Коляда, когда его празднуют, традиции и обычаи, как празднуют колядки в современной России. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святовечером. Если хочешь, разучи несколько колядок — будет чем похвастаться перед друзьями.
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
Между ними тремя есть большая разница по смыслу. В колядках принято восхвалять Коляду, но с принятием христианства праздник стал святым, и называют его Святовечером. Затем вечером 13 января в Старый Новый год наступает Щедрый Вечер. В это время народ навлекает на дом щедрость, богатство, достаток, благополучие. Затем 14 января с самого утра наступает посевание: к дому с помощью крупы сеют удачу и счастье, а еще поминают святого Василия, ведь 14 января — день его памяти. У каждого из обрядов есть свои особенности: щедровать должны только молодые и парни, и девушки. Пожилым и старикам нельзя ходить по домам; нельзя не пускать колядующих и щедрующих. Считается, что тем самым можно обречь себя и родню на бедность; посевать могут только мужчины, а женщинам нельзя. Считается, что мужская рука приносит материальный достаток и благо, а женская — к неурядицам и несчастью; посевать можно только рожью, пшеницей и ячменем. Чем больше разного зерна, тем лучше. Еще в старину говорили, что сеют горох, просо, пшено к слезам.
Все 3 обряда веселые и приносят радость как для колядующих, так и для хозяев дома. Каждый раз с приходом принято петь песни, за что люди одаривают гостинцами и деньгами. На посевалки не принято платить деньги, иначе год потом будет голодным и бедным, нужно давать только угощения. Как появились Колядки — когда и где исполнялись Точно установить происхождение праздника не удалось до сих пор, но большинство историков уверены, что обряды производились для задабривания языческого бога Коляды. В честь него устраивали праздник, длящийся несколько дней. Были шумные гулянья с песнями и переодеванием в разные костюмы, сопровождающиеся громким смехом и розыгрышами. Когда на Руси появилось христианство, колядники стали прославить в песнях Господа нашего Иисуса Христа. Но за время обряды так тесно переплелись, что часть осталась от языческого наследия, а другая часть — от православной веры.
Характерное их отличие от колядок — припев «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер! Предки считали, что на Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Утром 13 января хозяйки готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство — обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу, лепят вареники с сыром и творогом. Этими яствами одаривают щедровальников 13 января и посевальщиков 14 января. Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки, но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд.
Колядки Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого « виноградья », то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено моё» колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства. Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам: румынские, называемые colinda , ср. Считается, что перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года — calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas или на канун этого праздника русское, украинское, белорусское — коляда. Подробное слияние новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и прочее. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского [31]. В одном кармане сочельник , в другом чистый понедельник [32]. Первый блин в Сочельник овцам от мора [33]. На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова [34].
Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок. Посевать, или засевать утро 14 января Как правильно посевать Рано утром 14 января, когда начинает рассветать, молодежь ходит по домам и посевает. По народным верованиям, 14 января первым в дом должен войти мужчина — как ребенок, так и взрослый: это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни. Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик всегда желанный гость.
Фигурное катание — Новости
Колядки были важной частью древнего фольклора. Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу , а также почитаемых святых. Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными».
Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо — горох уродится.
Дороги не замело — с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись — посади колядников на порог. Праздник Коляда часто превращался в настоящее представление. Особое место гаданий «Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали». Так писал русский поэт и переводчик В. Жуковский в своем стихотворении «Светлана». Гадали незамужние девушки, обычно накануне Рождества Христова вплоть до 14 января.
В старину верили, что это период самый лучший для того, чтобы узнать свою судьбу, увидеть будущего жениха. Ритуалов было много, и каждый по-своему интересен. Например, девица выходила во двор и кидала сапог через забор. Если тот упал носком к дому, то о свадьбе в новом году можно было не мечтать. А вот если носком в другую сторону, тут уж надо было понять, куда же сапог указывает, откуда придет будущий жених. Да, сапог должен был быть обязательно с левой ноги. Иллюстрация к поэме Василия Жуковского «Светлана».
Особенно популярно было гадание на кольцах. В этом случае собиралась целая компания девиц. Решето наполнялось крупой, в него же клади серебряное, золотое, металлическое и украшенное камнем колечко. Все тщательно перемешивалось, и девушки начинали черпать ладошками из решета. Попалось серебряное колечко — жених будет из простых, золотое — жди, свататься будет купец, кольцо с камнем — боярин возьмет замуж, металлическое — увы, жених будет бедным. В самом худшем положении оказывались девицы, зачерпнувшие только крупу: в этом году замужества у них не предвиделось. Скорое замужество пророчили две иголки, намазанные жиром и опущенные в воду.
Каждый брал свой и засовывал его в щель в полу. Затем запускали собаку и наблюдали, чей кусочек она съест. Если принадлежащий парню, то он в этом году жену в дом приведет, девушке — станет женой. Гадание в Васильев вечер по ложкам После ужина ложки не мыли, а оставляли на столе. На следующий день смотрели, как они лежат. Если какая-то перевернутая, то того, кто ею ел, ждут большие неприятности.
Гадание 13 января по гостям В этот день все ждали гостей. Если первый гость будет мужчина, значит, год будет счастливым и прибыльным, женщина — полон неприятностей, мальчик — хлопотный, девочка — удивительный. Гадание на пуговицах С помощь пуговиц можно было в Васильев вечер погадать на пол первенца. Для этого нужно приготовить заранее пять красных пуговиц, пять — синих, одну зеленую. Важно, чтобы они были одинаковой формы и размера. Их нужно поместить в атласный мешочек и перемешать.
Затем, не глядя, вытягивать по одной три раза. Посмотреть, какая получилась цветовая комбинация. Если все красные — первой родится девочка, все синие — мальчик. Когда выпадает несколько цветов, то ориентир — тот цвет, какой в преимуществе. Если выпало две синих и зеленая — родятся мальчики-двойняшки, две красных и зеленая — две девочки, синяя, красная и зеленая — мальчик и девочка. Какой праздник 13 января 2023 года Какие праздники проходят 13.
Российские и международные, народные, необычные, знаменательные события из истории, кто родился из великих людей и знаменитостей. Является профессиональным, каждый год проходит 13 января. Сегодня свой праздник отмечают работники печатных изданий книги, журналы, газеты и т. Дата установления связана с историческим событием. В советское время, с 1917 по 1991 годы, праздник носил название «День советской печати» и праздновался 5 мая. Тогда дата празднования была связана с выходом первого выпуска газеты «Правда».
Кроме того, также его часто называют «День воплощения мечты в реальность». Интересный праздник, который, пожалуй, был актуальным всегда и остаётся таковым сегодня. Многие всю жизнь живут мечтами, и данный праздник призывает наконец заняться их воплощением в жизнь. Некоторые люди даже не понимают, что они могли бы легко и просто исполнить свою мечту и стать счастливыми, вместо того, чтобы постоянно фантазировать и ничего при этом не делать. Одни не верят в свои силы, другие до бесконечности откладывают на завтра, третьи боятся выйти из зоны комфорта. Чтобы добиться мечты, нужно просто начать, не завтра, не с понедельника, не после Нового года или дня рождения, а сегодня, ещё лучше — прямо сейчас!
У каждого из нас равные шансы добиться мечты, но добиваются её только те, кто начинает что-то делать. У тех же, кто постоянно мечтает и ничего для этого не предпринимает, к сожалению, нет ни одного шанса! Относится к одному из самых известных и популярных способов массовой информации — радио. Дата установления праздника связана с тем, что 13 января 1910 года состоялась первая публичная или общественная радиопередача. Тогда впервые в истории прошла трансляция живой оперы из Метрополитен-опера, США. Многие из вас наверняка имеют в доме жёлтых резиновых уточек.
Одни помнят их из детства, другие же развлекают таким образом своих детей во время купания, а кто-то даже в возрасте берёт с собой резиновых утят во время купания в ванной. Если в вашем доме есть резиновые утята, то лучше повода, чтобы искупаться вместе с ними сегодня, просто не найти. Проходит накануне Васильева дня. Относится к христианскому святителю Василию Кесарийскому, который жил в IV веке. В народной традиции он несколько слился с Щедрецом, хоть и привнёс свои особенности. Например, так как святитель Василий считается покровителем свиноводов, главным блюдом на столе в этот праздничный вечер является свинина, различные блюда из свиного мяса.
Щедрый вечер, Щедрец народный праздник. День случайных попутчиков. В Пскове снят вечевой колокол. Конец Псковской республики 1510 год. Поступила в обращение первая российская почтовая марка 1858. В 1872 году в России начала работу служба погоды.
В России на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность 1874. В 1934 году была учреждена степень кандидата наук.
Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями».
Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. Цель всех колядок — обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников — «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином… От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей.
В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа — для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника — чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако малороссийский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, — иногда — до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине.
Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?
Коляда у южных и западных славян[ править править код ] На востоке Болгарии Рождество называют Колядой. Накануне с наступлением темноты молодёжь ходит из дома в дом колядовать с пением колядок и различными магическими действиями, призванными обеспечить благополучие, урожай и здоровье в наступающем году. Колядование больше сохранилось в восточной и южной Сербии [30]. Бытовые и языческие корни Коляды[ править править код ] Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец — любовью и т. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века.
Период празднования завершался Крещением. Наши предки верили, что вода поможет очистить тело и душу, а также осознать грехи и покаяться в них. Несмотря на то что Святки сильно изменились с момента принятия христианства, некоторые языческие традиции сохранились и по сегодняшний день. Традиции празднования Во время Святок в храмах и церквях устраивают богослужения, во время которых принято прославлять Иисуса Христа и радоваться Его рождению. Каждый человек, который считает себя верующим, обязательно должен хотя бы раз посетить церковь за этот период. Также в праздничные дни принято поминать усопших родственников. В церквях ставят свечи за упокой и заказывают панихиду. Обычно с большим размахом отмечают только несколько первых дней Святок. В Сочельник хозяйки готовят постные блюда, поскольку все еще действует Рождественский пост.
На праздничном столе обязательно должны стоять: кутья каша из зерновых с сухофруктами и медом , блины, пироги, другая выпечка, кисель и узвар. На само Рождество и Щедрый вечер хозяйки готовят блюда из мяса, рыбы и овощей. Если в прошлом году семья потеряла кого-то из родственников, на стол принято ставить дополнительный столовый прибор. Считается, то именно на Святки души умерших спускаются с небес, чтобы навестить своих живых родственников, потому им необходимо обеспечить теплый прием. В Святые дни рекомендуют отказаться от тяжелого труда, его нужно перенести на потом.
В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником.
И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений.
Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т. Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.
Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии.
В частности, на это могут указывать 13 бесед преподобного Ефрема Сирина, жившего в IV веке нашей эры. Он произносил по одной речи каждый день с 25 декабря до 6 января, то есть в 13 дней после Рождества по старому стилю. Святки упоминаются в церковном уставе Саввы Освященного, который был написан в VI веке. Согласно этому документу, в этот период запрещалось поститься, совершать коленопреклонение и венчаться. А в 553 году, во время Пятого Вселенского собора в Константинополе, все дни от Рождества до Крещения были объявлены праздничными. На Руси христианские святочные традиции тесно переплетались с языческими. Несмотря на активную борьбу церкви с шумными народными гуляньями, гаданиями и другими не православными обычаями, они сохранялись до XX века. Первые законодательные акты о святочных торжествах в России появились при Петре I. Согласно некоторым источникам, царь очень любил колядовать и с удовольствием участвовал в этой забаве. Тех, кто пытался уклониться от праздничных развлечений, он приказывал бить плетьми. Крещение 2024: какого числа, когда купаются в проруби, суть праздника Однако уже во второй половине XVIII века колядование и массовые гуляния были законодательно запрещены. Таким образом власти стремились предотвратить беспорядки, которыми сопровождалось шумное народное веселье. Должного эффекта это не принесло — закон постоянно нарушался, а проследить за его исполнением было невозможно, особенно в деревнях. После революции 1917 года все религиозные праздники, включая Рождество и Крещение, были отменены. В связи с этим святочные традиции, хотя и не исчезли полностью, но потеряли свое значение. Часть из них забылась, некоторые, такие как гадания и колядки, сохранились только в отдаленных населенных пунктах или утратили связь с праздником. На сегодняшний день Святки — важное церковное торжество. Оно включает в себя Рождество и дни его попразднства, праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого, а также дни предпразднства Крещения. Силами энтузиастов постепенно возрождаются и народные святочные обычаи. Святки в 2024 году — традиции В период Святок действуют особые правила богослужений и церковного устава.
Коляда приостанавливает свою карьеру. Но есть ли шанс еще увидеть Михаила в деле?
А девочки сделали на джинсах аппликацию из пайеток. Каждая получила за это 500 рублей. Смотрится невероятно красиво, а это — просто джинсы. Свою рубашку я отдал Никите Рыбкину — он Вронский. И видишь, у всех на запястьях красные и синие ленточки.
Я им сказал: «Ребята, не забывайте их надевать, вы как будто самоубийцы и вы прикрываете порезы. Это мотив смерти…» «Маскарад». Рублей, разумеется. Вот сумка у Анны — из эконом-маркета, 400 рублей.
А белое пальто на ней — это мы с парнями поехали на рынок, а у меня там работает подружка Ася. Она сказала: «Пойдем к китайке, там белые красивые есть». Пришли, китайка нам надавала двадцать шуб — все стоило тысяч 14—15. А Ася: «Не платите, Николай, я заплачу за вас».
Надо театрам помогать». Зачем я эти тайны открываю?! Это же нехорошо. Все же копейки, из каких-то сундуков, завалов, бабушек, но смотрится идеально.
Для меня в «Карениной» самое главное — паровоз, который висит сзади. Мы были на Севере, в каком-то ДК выступали. Я вошел в фойе, и там — блестящая конструкция, вокруг висят шарики, цветы, еще что-то. Подошел поближе, потрогал, а она вдруг зазвенела: дзинь-дзинь.
Берешь белый стаканчик из пластика, из которого пьют воду, повесил на веточки — и вот тебе «Вишневый сад». Скажи, ты во сне это видишь — артист Ягодин с пакетиком во рту? Другой скажет: «Фу, как я могу», а он пьет из этого тазика грязного. Взял пьесу, взял пепельницу, повернул голову, а у меня на окошке стоит коробка с чайными пакетиками.
Думаю, а почему бы из этого не сделать театр, это же очень просто? Вывалил коробку на сцену, сказал: «Давайте работайте». Главное тут — образ. Что такое чайный пакетик?
Если его разорвать, там пыль. Там то, во что мы все превратимся. Мы все помрем и станем пылью. Эта пыль — образ смерти… Когда они держат эти чайные пакетики во рту, цепляют на грудь, как орден, или друг другу передают, я понимаю, что они держат в руках чью-то смерть.
Просто, наивно и поэтому честно. Такой принцип от безысходности? Я работал в больших театрах, поставил десять спектаклей в Польше, в «Современнике» два спектакля или один в Театре Вахтангова. В Польше на спектакль «Двенадцать стульев» в Катовице мне не подобрали, а сшили 200!!!
Я говорил: «Не надо». А они: «О, пан Коляда, чего хочешь тебе сделаем». Потому что там — художник, ассистент художника, хореограф, ассистент хореографа, художник по костюмам, ассистент художника по костюмам, два переводчика. Мне там не надо ехать на рынок покупать какие-нибудь поварешки — все принесут.
Но знаешь, как говорят: «Из курочки сварит суп и дурочка». Когда есть деньги, чего же не размахнуться. А если денег нет, так давайте возьмем чайные пакетики. Вот ты говоришь, стакан.
Одно дело, если я просто держу его, другое, когда оживляю. Артист должен оживить неживой предмет, тогда это превращается в чудо, в каменный цветок. В это же надо вдохнуть жизнь, перевернуть. Что угодно можно сделать, даже со стаканом… — Если к тебе придут и скажут: Николай Владимирович, вы нас так убедили своим великолепным искусством, давайте-ка мы вам дадим огромный бюджет, целых полмиллиона.
Вот что ты сделаешь? Не стану делать спектакль, шить костюмы… Когда приходишь в какой-нибудь театр, видно, что артисты выходят в костюмах, которые сняты с вешалки. Они неживые, это мертвые костюмы, сшитые. А если еще и плохо сшитые, и ткань тянет… А мои — живые.
В «Анне Карениной» мне очень важно, что: Вронскому — 21 год, а Анне — 26. Я знаю несколько историй из своей жизни, они, что называется, неравный брак. Когда надо ровню себе брать, но Анна решила, что Вронский — ее пара. Для меня в детстве потрясением было, когда я читал про ее смерть.
Как она под поезд кинулась и в какой-то момент подумала: «Что же я делаю? Отбросила смерть или жизнь? Мама дорогая! И все-таки легла, и свеча, которая озаряла, погасла… Конечно, все пляски, танцы как в «Карениной», так и в «Бульбе» все-таки идут к самому главному.
В «Бульбе» Тарас говорит: «Да разве найдется сила, которая пересилит русскую силу? Эх…» Театр — это прежде всего игра и детство. Все идет из детства. Ехал тут в метро и наблюдал за мальчишкой, ему лет пять, он ехал с мамой.
На эскалаторе, на коричневых панелях, он играл в лошадку: поставит три пальчика, и они у него так скачут, скачут. Доходит до железяки, и раз — перепрыгивает. А пальчики маленькие, крошечные, и так он ехал до самого конца эскалатора. Еду за ними и думаю: «Что у человека в голове?
Он верит, что пальчики — это лошадка, может, он в пропасть прыгнул и он — герой? Старый дурень.
Взрослые и дети ходили по дворам и квартирам и распевали песенки, а те, кто открывал им двери в ответ, угощали вкусностями. И это настроение и получаемый заряд энергии сохранялся на пару месяцев. И еще куча положительных эмоций. Помню в детстве мне приходилось такие напевки исполнять. Да, было очень весело и забавно.
Авторов у этих чудных песенок практически нет, все они придуманы русским народом.
Но в народных традициях языческие элементы праздника долгое время соседствовали с христианскими. Под иконы клали кутью, а также зерно и сено, ряженые одевались в костюмы, изображая домашних животных, пародировали их крики, мычание и кудахтанье. Корни другого обычая — наряжаться в страшные маски — тоже уходят в язычество: так ряженые изображали покойных предков, которых тоже просили способствовать будущему урожаю. Ближе к XV веку начали различать маскарад, греховный, шумный, и благочестивые христославные колядки В текстах колядок возникли образы младенца Иисуса Христа , Богородицы и святых. В них появились такие слова как, например, «Христово рождение — людям на збавленье» или «Сын Божий в мир родился». А само колядование стало означать не столько начало нового годичного цикла, сколько рождение Христа. Дети и взрослые ходили колядовать вместе, но собирались отдельными группами: родители, подростки и дети порознь. Считалось, что чем больше колядовщиков придет в дом за день, тем лучше будет жизнь хозяев дома.
Хозяевам полагалось одаривать гостей угощениями, которые колядующие затем съедали все вместе. Так как считалось, что день начинается с кануна с первой звезды , можно было начинать колядовать вечером перед Рождеством: праздник уже наступил, пост окончен. Колядки продолжались 7 и 8 января.
Колядники ходили по всем домам, за исключением тех, у кого недавно было горе кто-то сильно болеет или умер. Чтобы было понятно, как ритуалы колядования проводились, можно выделить основные этапы: подготовительный процесс. Он начинался еще задолго до наступления рождества. Народ шил костюмы, распевал новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было примерить чей-то образ, например, животного. Раньше было принято, чтобы среди колядующих кто-то был наряжен в козу. Она считалась признаком богатства и благополучия; хождение по домам.
Молодежь собиралась толпой по 5-10 человек, и когда темнело, отправлялась колядовать. В каждой группе определяли звездаря — он носил звезду, звонаря с колокольчиками и мехоношу — того, кто собирает все дары. Ряженые девушки и парни на подходе к дому запевали песни, затем показывали хозяевам небольшую веселую сценку и просились в дом; дарение гостинцев. Хозяева, к кому пришли колядующие, должны были их одарить подарками. Это могли быть сладости, конфеты, сдобная выпечка, печенье, варенье. Иногда могли дать деньги, но это было реже. Кто-то приглашал добродушно колядующих за стол, но нужно было обязательно что-то им дать, нельзя отпускать молодежь без угощения. В завершении вечера колядующие делили подарки поровну, а затем расходились по домам, пить чай с угощениями. На следующий вечер обряд повторялся, а сами Колядки продолжались до наступления 9 января. Испокон веков колядовать разрешалось всем: девушкам, мужчинам, детям, подросткам, пожилым.
В старину дети ходили по домам днем, а вечером отправлялись с колядками взрослые. Как колядуют сегодня Если вы хотите весело провести время и поддержать русские традиции, то можно принять участие в обряде.
Что такое колядки и когда колядовать
Многие называют все праздничные новогодние и рождественские песни колядками, а походы развлекать людей зовут одним глаголом – колядовать. #колядки #Новыйгод #праздники Новогодние и рождественские праздники имеют хорошие давние традиции, связанные с колядованием, щедрованием и посеванием. Связь времен и поколений: в этом ярком хоре рождественским обрядовым колядкам подпевают даже трехлетки.