Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым. Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом». В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. Известный российский художник, идеолог и комиссар Антарктической биеннале Александр Пономарёв рассказывает «Архсовету» о проекте Инсталляции в Ледяной пещере парка «Зарядье», которую он создал вместе с архитектором Алексеем Козырем.
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
Как принимает современная аудитория подобную форму общения? Об этом и о многом другом узнаем в программе «Культурное время». Ведущая: Елена Минская.
Программа «Современный дизайн» подойдет тем, кто хочет создавать визуальный ландшафт современности. Факультет дизайна и медиакоммуникаций входит в структуру Института общественных наук РАНХиГС и имеет два отделения: дизайна Школа дизайна и медиакоммуникаций. На факультете креативно подходят к обучению: реализуют междисциплинарные проекты и используют передовые цифровые подходы. Здесь студентам помогают раскрыть талант, обучают не только специальности, но и современным подходам и рассказывают про актуальные тренды в профессиях.
Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак. ГМИИ им. Пушкина собирает средства на реставрацию редкой египетской погребальной пелены Для проекта Пономарев создал специальную конструкцию - увеличенную копию ветроуказателя, который моряки и летчики называют "колдуном".
Диаметр этого конуса из крепкой и легкой материи, прикрепленной к металлическому кольцу, точно соответствует соотношениям частей человеческого тела, заданным Леонардо да Винчи в "Витрувианском человеке".
Жоржа Помпиду Франция , Музей науки и техники г. По приглашению министерства культуры Франции осуществил проект в соборе Сан-Луис-Салпетриер в Париже. Совместно с военно-морским и научным флотами России осуществил ряд художественных проектов в Мировом океане, а также в Арктике,Гренландии и Антарктиде. Участник всех Московских биеннале Современного искусства.
Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее
Пресс-тур по выставке Александра Пономарева в Государственной Третьяковской галерее | Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым. |
Пресс-тур по выставке Александра Пономарева в Государственной Третьяковской галерее | Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. |
Александр Пономарев. «Я безумен только в норд-норд-вест» - Третьяковская галерея | Александр Пономарев прославился как организатор необычных акций и оригинальных инсталляций в самых популярных локациях. |
Александр Пономарёв - Частная галерея на Кустодиева 17 | Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? |
Журналисты Интервью
- Художник — Александр Пономарёв
- Александр Пономарёв - Частная галерея на Кустодиева 17
- Александр Пономарёв - Частная галерея на Кустодиева 17
- Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Александр Пономарев: «Инсталляция у египетских пирамид – это историческое событие». Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
Александр Пономарев
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства.
Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах.
Северный след Леонардо, Северный ледовитый океан, 1996 Любая конструкция — это система иерархических смыслов, которые можно равно применить и в технике, и в искусстве. Когда я говорил о себе, как о художнике инженере, я имел в виду проектную направленность своей деятельности. Проектная направленность предполагает несколько этапов творческой работы, первый из которых, естественно, созерцание. Когда ты начинаешь работать с каким-то объектом, ты должен изучить его, понять его онтологию.
Но в отличие от просто созерцателя, художник — это все-таки деятель. Поэтому следующим этапом у меня всегда становится построения системы операций и процедур взаимодействия с этим объектом. Это может быть инсталляция, или другой арт-объект, с которым ты работаешь. Кстати, чем менее функциональным ты хочешь его сделать, тем сложнее его создавать. Обычный инженер, если он конструктор, тоже занимается творчеством, но создает исключительно утилитарные проекты для того, чтобы ими пользовались люди. Самолет, чтобы летал, корабль, чтобы плыл.
Художник-инженер создает неутилитарные объекты, чтобы осмыслить мир. Под Тицианом, Венеция, 2009 Ведь очень часто художник работает, в отличие от инженера, с абсолютно абстрактными вещами, типа пространства, времени, эмоций. И он должен придумать для них новые формы воплощения. И как только возникают эти формы, появляется их иерархия. То есть то, о чем я уже говорил выше. Пластическая иерархия для художника, музыкальная для композитора, смысловая иерархия речи для поэта или писателя и так далее.
И в этом смысле все они инженеры. Ведь если, например, какой-то человек скажет вам: «Какая прекрасная музыка у меня в голове. Как она звучит! А вот если этот человек напишет свою симфонию, то он уже буде художником, инженером, создателем. Уроборос, плато Великих Пирамид, Гиза, 2021 В течение своего долгого творческого пути вы нередко работали с природными стихиями, будь то вода, ветер или бескрайние арктические льды. Насколько сложно создавать из них те самые художественные формы, о которых вы только что говорили?
Это очень интересная тема. Во-первых, надо отметить, что в древнегреческом языке понятие «стихия» отнюдь не подразумевало что-то беспорядочное и неуправляемое, как в русском. Термин «стойхейон» возник еще при Милетских философах и самый древний его перевод обозначает скачок, сдвиг, некий процесс, который можно охватить, а значит и облечь его в определенную форму.
Эта работа была вдохновлена съёмкой миражей во время экспедиции в Антарктиду. Как возникают миражи? За счёт того, что в полярных зонах, в пустынях слои воздуха нагреваются по-разному, возникает разная плотность в атмосфере, — объяснил Александр Пономарёв. Пафос этой архитектуры заключается в том, что форма музеев всё время меняется. Эти музеи должны в летнее время двигаться в Антарктиду, в полярные зоны, и разные путешественники будут ходить и смотреть искусство. Авторы решили передать этот эффект миражей, спроектировав три зала, которые могут гидравлическим способом подниматься и опускаться, и в положении над водой генерируют пар, воду или лёд, то есть фасады отражают разное состояние воды.
Проекты Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Александр Пономарев — человек неординарной судьбы: моряк выпускник высшего инженерно-морского училища в Одессе , художник, член-корреспондент РАХ, кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве», куратор и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва»
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте — РТ на русском | Государственная Третьяковская галерея представит выставочный проект, который знакомит с творчеством современного российского художника Александра Пономарева, автора всемирно известных грандиозных проектов, осуществившего более сотни выставок в крупнейших. |
Alexander Ponomarev | Александр Пономарев – современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. |
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах. И, конечно, о знаменитой Антарктической биеннале.
Одна из ее задач — подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством. Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры — идею цикличности, постоянства повторяемости. Соединение двух погребальных лодок в мегалопасть или гигантский шампур, а двух пирамид в постоянно обновляемые часы — прекрасно иллюстрирует неизменность вращения, давая шанс и надежду древним темам, которые никогда и никуда не исчезнут. Неудивительно, что внимание автора привлекли именно лодки, также как и неудивительно, что они сложились в конструкцию, похожую на винт, вращаемый ветром пустыни, хранящей прах страшно подумать насколько древней цивилизации.
Пронзительные сакральные звуки, которые извлекают ветра Тихого океана из «Карильона Тихого», карильона стихий в бухте Завойко, напоминают обо всех, кто не вернулся из Океана! Александр Пономарёв.
Мои подводные лодки, плавающие в Гранд-канале Венеции, объекты, которые тонут в центре океана, — это ведь оно и есть. Место очень важно. Как человек, служивший на флоте, я определяю место с точностью до секунд широты.
Смотрю на это пространство, думаю, как инсталляция ритмически будет сочетаться с фоном, с каких точек какой вид будет открываться... А затем уже ищу технические возможности воплощения идеи. Конечно, нужно хорошо рассчитать инженерную конструкцию, найти партнеров, которые помогут с материалами, ведь иногда бывают очень сложные инженерные задачи. Например, в данном случае нам нужны были особые панели из керамики. Их помогла сделать галерея Surface Lab Art, у которой есть большой опыт в подобных вещах. Еще появилась удивительная возможность в композиции панно основания инсталляции использовать настоящие древнеегипетские тексты.
В общем, это все вылилось в страшно интересный комплексный проект, аккумулирующий достижения художников, ученых и технических специалистов. Древнейший символ бесконечности. Мы как бы создаем петлю времени, соединяя две лодки в замкнутую динамическую конструкцию, и символически включаем в нее судьбы людей, живших много тысяч лет назад. Для чего египтяне писали эти тексты на плитах? Для того, чтобы живые люди приходили и обязательно вслух произносили их: считалось, что тогда ты возвращаешься с того берега Нила на этот. Я мечтал об этом 15 лет!
Мне говорили: «Художник ты хороший, но вот эта идея твоя... Никто не верил, что это получится. Несколько лет назад он демонстрировался в Пушкинском музее на выставке фонда Louis Vuitton. Вы видели эту работу? Но это совсем другая ситуация. Юиг просто прибыл в Антарктиду с экспедицией один-единственный раз и сделал съемку.
Я же возил туда междисциплинарную команду. Мы высаживались в разных местах, строили инсталляции, потом убирали, чтобы там ничего после нас не оставалось... Такого никто никогда не делал. Вообще, наша Антарктическая биеннале — это, как и «Уроборос», тоже размышление о времени. В Антарктиде нет времени в обычном понимании, все меридианы там сходятся, как и в Арктике. Любой моряк знает: когда попадаешь на полюсы, нормальная навигация не работает.
«Икар» в Москве
- «Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
- Навигация по записям
- Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности
- Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Но небо было для меня как-то дальше и непонятней. А море жило во мне. Конечно, моя мама всегда мечтала, чтобы я стал архитектором, так как мои родители были строителями. Я же поступил в Высшее инженерное морское училище, которое в конечном итоге и сформировало меня как мужчину и как специалиста. Мы там получали три образования — инженерное, морское и военное. Это было в прекрасном городе Одесса, что возле Черного моря. За время учебы в мореходке моя любовь к искусству отнюдь не уменьшилась. Когда мы во время практики плавали по заграницам, в каждом иностранном порту я в первую очередь, в отличие от других курсантов, бежал в музеи смотреть на живопись. Но все-таки тогда моей основной профессией была профессия моряка.
Я ходил на самых разных кораблях, даже на подводных лодках. Когда я делал очередной проект на Венецианской биеннале, то в каталоге поместил фотографию, где видно, как мы входим в Венецию в Гранд-канал на парусном судне «Товарищ». Это был год примерно 1974-й. Прекрасное время было. Тогда я впервые попал в собор Фрари и увидел «Ассунту». Теперь у меня такая традиция — как только оказываюсь в Венеции, сразу иду в этот собор смотреть на гениальное произведение Тициана. Мы же, моряки, — суеверный народ, очень любим традиции, талисманы. Это такие суда, которые крутятся по всему земному шару, перевозят бананы, и другие фрукты и овощи из Латинской Америки в Европу, из Сингапура в Австралию и так далее.
Я не прекращал рисовать, особенно акварели. И конечно же, как было положено в те годы, бани оформлял, резьбу делал — в общем, занимался народным морским творчеством. Но все равно, хотя денег было очень мало, да и ходить по заграничной земле разрешалось только группами по трое, я платил за всех свои деньги, и мы с ребятами добирались до какого-нибудь европейского города, шли в музеи, приобщались к мировым шедеврам. Они, как правило, плевались, а я с удовольствием смотрел. Это было в начале 1980-х. В Венеции. Фото из архива Александра Пономарева А потом произошли события, которые резко изменили мою жизнь. У меня начались серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до того, что я разок даже отправился на тот свет.
Я был таким красивым молодым моряком, и вдруг — бац!
Морская романтика «хождения по водам», ставшая принципиальной страницей его биографии, системообразующей для сложения его творческой навигации, моделирования художественного образа. Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки. Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла. Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала.
Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах. И, конечно, о знаменитой Антарктической биеннале.
В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Александр Пономарев. Там же состоялась презентация I Антарктической биеннале — детища художника.
«Уроборос» в Каире
- Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности
- Александр Пономарев
- «Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Журналисты Интервью
Alexander Ponomarev
"Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест».
В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва»
Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. читайте на Global City Москва. С 21 октября по 7 ноября в рамках биеннале Forever Is Now 2021 в Каире художник Александр Пономарев представит 16-метровую инсталляцию «Уроборос».
Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее
В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. Александр Пономарев родился в 1957 г. в Днепропетровске. Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству.