Дворянское гнездо. 1859 Краткое содержание романа. Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принёс в дом Калитиных Гедеоновский.
Краткое содержание романа «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев)
Кокетливая красивая девушка поразила его воображение и, моментально влюбившийся Лаврецкий женился на ней. Супруги вскоре уехали за границу, где Варенька стала содержательницей очень модного салона, а вскоре была уличена мужем в любовной переписке. Федор Иванович простить такого жене не сумел и уехал от нее в Италию, где немного позднее узнал о рождении своей дочери. Позже он вернулся в Россию и его появление в родном городе наделало немало шума. Лаврецкий посещает свою кузину Марию Дмитриевну Калитину. Та жила с двумя дочерьми. Старшая, Лиза, была девушкой набожной и кроткой. Она так отличалась от Варвары Петровны характером и умением держать себя, что произвела на Федора Ивановича очень сильное впечатление. Через некоторое время он понимает, что питает к Лизе очень глубокие и серьезные чувства.
Федор пробует взять себя в руки и покориться судьбе.
Он запрягает тарантас и отправляется в город. Узнав, что Варвара Павловна направилась к Калитиным, он спешит туда. Поднявшись по задней лестнице к Марфе Тимофеевне, он просит ее о свидании с Лизой. Несчастная девушка умоляет его помириться с женой ради дочери. Навеки расставаясь, Федор просит дать ему на память платок. Входит лакей и передает Лаврецкому просьбу Марьи Дмитриевны срочно зайти к ней. Калитина со слезами на глазах умоляет Федора Ивановича простить супругу и выводит из-за ширмы Варвару Петровну. Однако Лаврецкий неумолим. Он ставит супруге условие: она должна безвыездно жить в Лавриках, а он будет соблюдать все внешние приличия.
Если же Варвара Петровна покинет имение, договор этот можно считать расторгнутым. В надежде увидеть Лизу, Федор Иванович отправляется в церковь. Девушка не хочет с ним ни о чем говорить и просит оставить ее. Лаврецкие отправляются в имение, и Варвара Павловна клянется мужу спокойно жить в глуши ради счастливого будущего дочери. Федор Иванович отправляется в Москву, а на следующий же день после отъезда в Лавриках появляется Паншин, «которого Варвара Павловна просила не забывать ее в уединении». Лиза, невзирая на мольбы родных, принимает твердое решение уйти в монастырь. Тем временем Варвара Павловна, «запасшись денежками» , переезжает в Петербург и полностью подчиняет своей воле Паншина. Год спустя Лаврецкий узнает, что «Лиза постриглась в Б……М монастыре, в одном из отдаленнейших краев России». Эпилог По прошествии восьми лет Паншин удачно построил карьеру, но так и не женился.
Варвара Павловна, переехав в Париж, «постарела и потолстела, но все еще мила и изящна». Число ее поклонников заметно сократилось, и она полностью отдалась новому увлечению — театру. Федор Иванович стал прекрасным хозяином и успел многое сделать для своих крестьян. Марфа Тимофеевна и Марья Дмитриевна давно скончались, но дом Калитиных не опустел. Он даже «как будто помолодел» , когда в нем поселилась беззаботная, цветущая молодежь.
Собрав необходимые вещи, Федя едет домой и видится с самыми близкими людьми, которые по-прежнему любят его и ждут. Тут же приезжий знакомится с Елизаветой — дочерью двоюродной сестры, к которой мгновенно проникается искренней сердечной симпатией. Вскоре Лаврецкий узнает о смерти жены и думает, что никаких преград больше нет.
Привлекательную крестьянку заметил барин и влюбился в нее. Агафью взяли в дом, где женщина жила в роскоши и праздности до смерти благодетеля. Затем барыня выдала Агафью замуж за скотника, но спустя пару лет вернула в имение и даже назначила экономкой, а мужа ее — лакеем. Но тот запил и стал воровать. Агафья снова впала в немилость. Потом муж умер, а затем умерли и дети Агафьи. Одинокую и больную женщину приставили к Лизе. От нее девушка и научилась смирению, прощению, любви к Богу. Агафья тяжело жила с Марфой Тимофеевной. Когда та появилась в доме, Агафья ушла в раскольничий скит. Лизы нет дома, а у Марьи Дмитриевны болит голова. Через два часа Федор снова получает отказ. Вечером Лаврецкий возвращается в собственный городской дом и неожиданно застает там Варвару Павловну и дочь Аду. Варвара бросается мужчине в ноги и просит прощения. Воспользовавшись слухами о собственной смерти, женщина все бросила и поспешила вернуться в Россию. Варвара раскаивается в собственных негативных поступках, но Лаврецкий верит женщине. Федор понимал, что потерял Лизу. Перед утром мужчина зашёл к Лемму, сообщил, что приехала жена, попросил передать Лизе записку и принести ответ. В записке он известил о приезде жены и просил назначить мужчине свидание. Утром, придя домой, герой предложил жене, чтобы женщина уехала в Лаврики и жила там. Та согласилась. Когда Лаврецкий уехал в Васильевское, Варвара Павловна отправилась к Калитиным, узнав от прислуги, что муж каждый день ездил к ним. Мужчина пришел получить ответ на собственное предложение. Однако Лиза отказала Паншину, после это Марья начала говорить много негативной речи. Та обвиняет Лизу в неблагодарности. Марфа Тимофеевна сообщает Лизе, что ее видели ночью в саду с Федором. Лизе с трудом удается оправдаться. Марья Дмитриевна принимает ее из любопытства, но хитрая дама очаровывает провинциалку рассказами о Париже, а затем подкупает модным флаконом духов. Варвара положительно музицирует, ее талант превосходит способности Лизы. Девушка с трудом заставляет себя провести обед в обществе жены Федора. Лиза сразу понимает лживую игру этой женщины. Не нравится Варвара и Марфе Тимофеевне. Старушка уводит к себе Лизу и стала плакать и целовать руки. Мужчина решил, что счастье для него уже недоступно. Лаврецкий, получив от Лизы записку, чтобы мужчина явился вечером к ним, поехал в город и заехал сначала к себе на квартиру. Узнав, что жена отправилась к Калитиным и разъярился. Мужчина поехал к Калитиным и зашёл с заднего крыльца к Марфе Тимофеевне. Старушка сказала, что у неё болит голова от пения Варвары Павловны и Паншина. Женщина велела воспитаннице позвать Лизу. Марфа Тимофеевна оставила их одних. Лиза сказала Лаврецкому, что они наказаны и чтобы помирился с женой. Когда Лаврецкий собрался уезжать, его позвали к Лизиной матери. Марья Дмитриевна попыталась внушить, что Федора жена — нормальная женщина и чтобы мужчина забыл негатив.
Комментарии
- “Дворянское гнездо” краткое содержание по главам, И. Тургенев
- Дворянское гнездо (фильм)
- История создания
- Создатели и актеры
- «Дворянское гнездо» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева
Краткое содержание «Дворянское гнездо»
«Дворянское гнездо»— фильм по одноимённому роману И. С. Тургенева. фильм о России, такой России, которая вряд ли когда-нибудь существовала в действительности. Краткое содержание «Дворянское гнездо».
«ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
В этой статье представлено краткое содержание романа "Дворянское гнездо" Тургенева: краткий пересказ, роман в сокращении. «Кино» представляет вашему вниманию информацию о фильме Дворянское гнездо (1969): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Дворянское гнездо. Художественный фильм Андрея Кончаловского по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева с Ириной Купченко, Леонидом Кулагиным и Беатой Тышкевич в главных ролях.
"Дворянское гнездо", роман Тургенева и фильм Кончаловского
В его фильме также можно заметить угасание дворянства: ветхие, полуразрушенные поместья, заросшие сады, статуи, затерявшиеся в высокой траве — все это указывает на некоторую запущенность. В России все люди живут по-разному: Марфа Тимофеевна — воспоминаниями, Лемм — мечтами и надеждами, Паншин — четким убеждение о необходимости «европеизировать» русских. Марья Дмитриевна изо всех сил пытается подражать Западу. Она носит серую льняную блузку с пурпурной юбкой, а ее прислуга — в сером однотонном платье, но украшенном фиолетовыми бантиками. А когда «воскресшая жена» Лаврецкого наведывается к Калитиным, Марья Дмитриевна даже заговорила по-французски, хотя до этого мы не слышим ни слова из ее уст на иностранном языке. Спор Лаврецкого с Паншиным, славянофила и западника, хоть и получился смазанным, тем не менее, по взгляду Марьи Дмитриевны было понятно, чью сторону она поддерживает. Паншин сидит в кресле, держа в руках очки с цветными стеклами. Но они не розовые, а голубые. Паншин смотрит на все сквозь призму западных идеалов и ценностей. А очки не розовые, потому что он не живет глупыми мечтами, но живет глупыми убеждениями. В этом споре снова раскрывается благородная натура Федора Ивановича.
Если в романе Тургенева, Лаврецкий приводит свои несокрушимые доводы, а Паншин не может их опровергнуть, то Лаврецкий Кончаловского пытается, скорее, уйти от спора, не хочет вступать в конфликт, и оставляет некоторые неаккуратно брошенные фразы Паншина без ответа. Это показывает его как мудрого человека. Самым красивым моментом фильма мне показался приезд Калитиных в Лаврики к Федору Ивановичу. Именно тогда мы видим всех беззаботными и счастливыми. Лиза наконец-таки хотя бы на пару дней избавляется от измучившего ее своей настойчивостью Паншина, Лаврецкий забывает о неверной жене, и мы видим улыбку на его лице, Лера просто счастлива, что на столе стоит много сладостей. Это поистине самый беззаботный, красочный и легкий момент в картине. Дети брызгаются друг в друга водой, Лиза, смеясь, качается на качелях. Этот кадр мне показался невероятным. Операторской работой Георгия Рерберга можно только восхищаться, ведь он создал не просто красивую картинку, а настоящее произведение искусства. Весь фильм можно «порезать» на множество фотографий, которыми мы будем любоваться вечно, каждый кадр продуман в плане композиции и цвета.
Я получила эстетическое удовольствие от всего фильма.
Одинокую богомольную женщину приставили к Лизе. От нее девушка и научилась смирению, прощению, любви к Богу. Агафья не смогла ужиться с Марфой Тимофеевной. Когда та появилась в доме, Агафья ушла в раскольничий скит.
Лизы нет дома, а у Марьи Дмитриевны болит голова. Через два часа Федор снова получает отказ. Вечером Лаврецкий возвращается в свой городской дом и неожиданно застает там Варвару Павловну и дочь Аду. Варвара бросается ему в ноги и просит прощения. Воспользовавшись слухом о своей смерти, она все бросила и поспешила вернуться в Россию.
Варвара раскаивается в своих дурных поступках, но Лаврецкий ей не верит. Лаврецкий просит старика отнести утром записку Лизе, в которой сообщает о внезапном «воскресении» жены. Лиза отвечает, что сегодня они увидеться не смогут. Лаврецкий возвращается домой. С трудом выдержав разговор с женой, он отправляется в Васильевское.
Он пришел получить ответ на свое предложение. Лиза отказывает Паншину, после чего выслушивает много неприятных слов от Марьи Дмитриевны. Та обвиняет Лизу в неблагодарности. Марфа Тимофеевна сообщает Лизе, что ее видели ночью в саду с Федором. Лизе с трудом удается оправдаться.
Марья Дмитриевна принимает ее из любопытства, но хитрая дама очаровывает провинциалку рассказами о Париже, а затем подкупает модным флаконом духов. Варвара превосходно музицирует, ее талант превосходит способности Лизы. Девушка с трудом заставляет себя провести обед в обществе жены Федора. Она сразу понимает лживую игру этой женщины. Не нравится Варвара и Марфе Тимофеевне.
Старушка уводит к себе Лизу и долго плачет, целуя ее руки. XL К ужину приезжает Паншин, которого Варвара мгновенно очаровывает. Марья Дмитриевна обещает, что постарается примирить ее с Федором. Жена Лаврецкого ведет себя довольно свободно и даже пробует свои чары на старичке Гедеоновском. Она окончательно затмевает Лизу в глазах провинциального общества.
XLI Тем временем Лаврецкий не находит себе места в деревне. Он понимает, что все кончено и счастье, слегка поманив, вновь покинуло его. Следует смириться и взять себя в руки. Федор едет в город. Федор спешит туда, но не входит в гостиную, а поднимается по задней лестнице к Марфе Тимофеевне.
Старушка приводит Лизу и оставляет влюбленных наедине. Девушка просит Лаврецкого помириться с женой ради дочки. Она оставляет ему на память платок. Лакей передает Федору просьбу Марьи Дмитриевны зайти к ней. Марья Дмитриевна пускает даже слезу, а затем выводит из-за ширмы саму Варвару.
Но примирения не получилось. Федор подтверждает, что жена может жить в Лавриках, однако их уговор сразу будет нарушен, если супруга покинет имение. Девушка не желает с ним говорить и просит уехать. На следующий день Федор отправляется в Лаврики с женой и дочкой. Еще через неделю он уезжает в Москву.
А Варвару начинает навещать Паншин. Пара очень весело проводит время. XLV Лиза решает уйти в монастырь. Все уговоры родных не помогают, девушка соглашается только отсрочить свой отъезд. Варвара Павловна, накопив денег, переезжает в Петербург и полностью порабощает Паншина.
Весной следующего года Лаврецкий узнает, что Лиза постриглась в монахини. Эпилог Прошло восемь лет. Паншин удачно продвигается по карьерной лестнице, но так и не женился. Варвара постоянно живет в Париже на деньги Лаврецкого. Поклонников у нее поубавилось, но еще есть.
Ада из веселого пухлого ребенка превращается в бледную худосочную девицу. Федор становится хорошим хозяином и много делает для своих крестьян.
Он занимался хозяйством, ездил верхом, читал. Через 3 недели он поехал верхом к Калитиным. У них был Лемм. Он понравился Лаврецкому, который очень любил музыку. В полночь Лаврецкий проводил Лемма на его квартиру.
Они проговорили до 3 часов утра, Лемм сыграл отрывки из своих сочинений. Лаврецкий привёз его погостить у себя в деревне и спросил, не пригласить ли сюда и Калитиных приехать к нему в гости, Лемм согласился. Главы 25—28 Когда Лаврецкий вернулся, оказалось, что к нему приехал товарищ по университету Михалевич. Лемма напугали шумные речи Михалевича, и он не выходил из своей комнаты. На другой день Михалевич уехал, а через 2 дня в Васильевское приехали Калитины. Лаврецкий, беседуя с Лизой, понял, что она простая и умная девушка. Калитины уехали домой.
На следующий день после их отъезда, перелистывая французские журналы, Лаврецкий прочитал о смерти своей жены. Лемм собрался возвратиться в город, и Лаврецкий приехал с ним. Он зашёл к Калитиным, дал Лизе журнал, попросил прочесть то, что он отметил карандашом, и сказал, что зайдёт к ней утром. Главы 29—30 На следующий день Лиза сказала Лаврецкому, что он должен простить свою умершую жену. Когда Лиза сказала, что Паншин просит её руки, Лаврецкий спросил, любит ли она этого человека. Получив отрицательный ответ, он посоветовал ей не выходить замуж без любви. Лиза не согласилась стать женой Паншина, но и не отказалась, а попросила его подождать.
Глава 31 Лаврецкий понял, что полюбил Лизу, и считал, что она воодушевила бы его на «честный, строгий труд». Вернувшись в Васильевское, он не выдержал там и 4 дней, вернулся в город и посетил Калитиных. Лиза пригласила его пойти на следующий день к обедне и помолиться за упокой души его жены. В церкви Лаврецкий понял, что она молится и за него. Молясь, он попросил душе жены покоя, а своей душе — прощения. Главы 32 —33 Лаврецкий каждый день ходил на почту — он ждал, чтобы в письме или в журнале подтвердился слух о смерти его жены. У Калитиных он бывал каждый день, но Лиза его как будто избегала.
Она втайне надеялась привести его к вере в Бога. Глава 34 Вечером, уйдя от Калитиных, Лаврецкий долго бродил и вдруг понял, что очутился в саду Калитиных. Он сел на скамейку. Когда в окне Лизы свет погас, Лаврецкий увидел в окно гостиной, что туда вошла Лиза и стала что-то искать на столе. Потом она подошла к раскрытой двери. Когда Лаврецкий её окликнул, она изумилась. Лаврецкий признался девушке в любви.
Она заплакала, и он понял, что любим ею. Когда Лаврецкий вернулся в город, он услышал чудесную музыку, понял, что это играет на фортепьяно Лемм, пришёл к нему, и музыкант исполнил своё сочинение. А Лиза всю эту ночь молилась. Глава 35 В этой главе рассказывается о том, как воспитывалась Лиза. И отец, и мать мало обращали на неё внимания. На её развитие оказала большое влияние набожная няня Агафья Власьевна, которая рассказывала житие божиих угодников, святых мучениц. Потом няню сменила гувернантка-француженка, но Агафью Власьевну всё же оставили в доме, и она часто виделась с Лизой.
Однажды Агафья Власьевна отпросилась на богомолье и не вернулась. Ходили слухи, что она удалилась в раскольничий скит. След, оставленный няней в душе девушки, не изгладился, и она ходила в церковь, как на праздник. До 19 лет «она любила всех и никого в особенности; она любила одного бога восторженно, робко, нежно». Такова была её тихая внутренняя жизнь до встречи с Лаврецким. Глава 36 На следующий день Лаврецкий пошёл к Калитину, но его не приняли, так как Лизы и Марфы Тимофеевны не было дома, а Марья Дмитриевна, как сказал лакей, «почивали». Через 2 часа Лаврецкий снова пришёл туда, но лакей ответил то же.
В полном смятении Лаврецкий бродит по улицам и заходит к Лемму. Через музыканта он передает записку Лизе с сообщением о неожиданном «воскрешении» жены и просит о свидании. Девушка отвечает, что встретиться с ним сможет только на следующий день. Федор возвращается домой и с трудом выдерживает разговор с женой, после чего уезжает в Васильевское. Варвара Павловна, узнав, что Лаврецкий каждый день бывал у Калитиных, направляется к ним с визитом. Она отказывает завидному жениху, чем чрезвычайно огорчает свою мать. Марфа Тимофеевна заходит в комнату к Лизе и заявляет, что ей все известно о ночной прогулке с неким молодым человеком. Лиза признается, что любит Лаврецкого и никто не стоит на пути к их счастью, поскольку его супруга мертва. На приеме у Калитиных Варваре Павловне удается очаровать Марью Дмитриевну рассказами о Париже и задобрить флаконом модных духов.
Узнав о приезде жены Федора Петровича, Лиза уверена, что это наказание всем ее «преступным надеждам». Внезапная перемена в судьбе потрясает ее, но «она и слезинки не проронила». Марфе Тимофеевне удается быстро раскусить лживую и порочную натуру Варвары Павловны. Она уводит Лизу в ее комнату и долго плачет, целуя ее руки. К ужину приезжает Паншин, и заскучавшая было Варвара Павловна мгновенно оживляется. Она очаровывает молодого человека во время совместного исполнения романса. И даже Лиза, «которой он накануне предлагал руку, — исчезала как бы в тумане». Варвара Павловна не брезгует испробовать свои чары даже на старичке Гедеоновском, чтобы окончательно завоевать место первой красавицы в уездном городке. Он понимает, что все кончено и последняя робкая надежда на счастье ускользнула навеки.
Федор пробует взять себя в руки и покориться судьбе. Он запрягает тарантас и отправляется в город. Узнав, что Варвара Павловна направилась к Калитиным, он спешит туда. Поднявшись по задней лестнице к Марфе Тимофеевне, он просит ее о свидании с Лизой. Несчастная девушка умоляет его помириться с женой ради дочери. Навеки расставаясь, Федор просит дать ему на память платок.
"Дворянское гнездо" кратчайшее содержание (4 варианта)
Смотрите фильм «Дворянское гнездо» (1969) онлайн без регистрации на портале «». Дворянское гнездо кратко за 2 минуты. «Дворянское гнездо» — художественный фильм Андрея Кончаловского по мотивам одноимённого романа И. С. Тургенева. Мелодрама. Режиссер: Андрей Кончаловский. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич и др. Федор Иванович Лаврецкий (Кулагин) из Италии возвращается в родовую усадьбу. Он расстался со своей женой, изменявшей ему. Дворянское гнездо кратко за 2 минуты.
"Дворянское гнездо", роман Тургенева и фильм Кончаловского
После долгого путешествия по Европе дворянин Лаврецкий возвращается домой. Все в его имении так знакомо и дорого его сердцу. В свой первый визит к своим соседям Калитиным он знакомится с Лизой.
Только вернувшись в Россию, он почувствовал свободу от «фраков и жабо».
Опять же благодаря работе Георгия Рерберга мы видим кадры листвы деревьев, как солнце просачивается через их кроны, и представляем, как это мы едем в карете и смотрим в небо, и размышляем. Лаврецкий в этот момент рассуждает о Родине, сравнивает человека с деревом, которому необходима родная земля, уточняя при этом, что не почва, а именно земля. Главная героиня Лиза, несомненно, тургеневская девушка.
Она наделена невероятным самообладанием, стойкостью, силой характера. Она умна, целомудренна, духовна. Лиза прекрасно понимает, что ей не суждено познать земного счастья сполна, но она религиозна, и религиозность — это суть ее бытия, поэтому Лиза и уходит впоследствии в монастырь.
Ирина Купченко была на тот момент молодой актрисой, и так как фильм «Дворянской гнездо» был ее первой работой, ответственность на ней лежала невероятная. Лиза в ее исполнении не разочаровала меня нисколько. Ирина Купченко воплотила в своей героине ту нежность и хрупкость наряду с устойчивостью и женской силой.
Она может упереться и не дать себя в обиду. Так, в их «поединке», можно сказать дуэли, с Варварой Павловной, когда они исполняют песню «При дороге ивы», голос Варвары Павловны звучит звонче, кажется, что рассыпалась горсть монет, но голос Лизы кажется роднее и милее. Каждый из них поет эту песню по-своему и о своем, но их голоса не сливаются - Лиза уверенно ведет свою партию, не позволяя жене Лаврецкого взять верх.
Его тоже можно сравнить с деревом, которому, чтобы расти, необходима земля, но не почва. Он скучает по своей родной Германии. Сначала желание покорить Россию, найти себя здесь было слишком сильным — он и не заметил, как постарел, так ничего и не добившись с европейской точки зрения: ни работы, ни семьи.
Тем не менее, его обожают 2 его преданных ученика: Лаврецкий и Лиза. Мне кажется, это единственное, что утешает немца. Тем не менее, он говорит: «Нет ничего хуже, чем умереть вдали от Родины».
Теперь он живет надеждой все-таки вернуться в свое «гнездо» и закончить свою жизнь там. Он считает, что «для счастья никогда не поздно». По-моему, в фильме это один из самых светлых, но трагичных персонажей.
Федор находит в газете заметку, что Варвара умерла. Поскольку он свободен, Лиза выказывает ответные чувства. Но когда Федор возвращается домой, оказывается, что жена жива. Федор отправляет жену с дочерью в поместье и обещает приехать туда. Лиза постригается в монахини, и когда встречает Федора, проходит мимо. Действие романа происходит в 1842 г. Дворянская семья Калитиных живет в губернском городе О...
За 19-летней Лизой ухаживает успешный молодой чиновник Паншин. Однажды Калитины узнают о возвращении в Россию своего родственника, господина Лаврецкого. Несколько лет назад Лаврецкий расстался с женой Варварой, узнав о ее изменах. Разочарованный в женщинах Лаврецкий теряет надежду на счастье. Прожив несколько лет за границей, он наконец приезжает в свое имение в России и часто посещает Калитиных. Вскоре Лаврецкий влюбляется в Лизу. Девушка отвечает ему взаимностью.
Внезапно Лаврецкий узнает из журнала о смерти своей жены Варвары. Он понимает, что, став вдовцом, может жениться на Лизе. У него появляется надежда на счастье. Лиза отказывает Паншину, который сделал ей предложение, так как она любит Лаврецкого. Внезапно к Лаврецкому из-за границы возвращается его жена Варвара Павловна с дочерью. Варвара якобы глубоко раскаивается и надеется на прощение мужа.
Парижская гостиная наполнена не людьми, а тенями, бессмысленным гомоном, ползущим шепотком, вздорной толкотней. Здесь Лаврецкому Леонид Кулагин уготована пошлая роль обманутого мужа, роль унизительная и смешная, как и весь его парижский облик - этакий русский медведь с завитыми волосами, нафабренными усами, в тесном, явно жмущем в подмышках фраке и дурацком жабо. На роль Варвары Павловны Кончаловский приглашает красивейшую актрису европейского кино - Беату Тышкевич. Точеный профиль, мрамор покатых плеч, лебединая шея. Врожденная аристократичность и женская обольстительность. По замыслу режиссера Варвара Павловна стала в фильме олицетворением земного низменного начала. Противовесом устремленному к идеальному, божественному образу Лизы Калитиной. Из парижской светской львицы вылезает зверь столь же хищный, но мифологически менее благородный - волчица. Художник по костюмам обряжает Варвару Павловну в меховой капот с огромным капюшоном - шкурку невиданного зверя. Варвара Павловна мертвой хваткой вгрызается в жизнь, как в половинку лимона, высасывая его до самой кожуры: вцепляется в богатство Лаврецкого, в Лизу - и не разжать сведенных челюстей. Сама выживает при любых обстоятельствах, даже со страшной высоты позора падает на все четыре лапы. Не подозревающий о приезде жены похоронивший ее и мысленно простивший , Лаврецкий входит в дом и тут же по шибающему в нос запаху чужести, забившему, пропитавшему комнаты, понимает: она! Валяющиеся тут и там парижские вещицы, наряды, лопочущая по-французски вертлявая горничная... С гармонией, установившейся в душе, с надеждами на счастье с Лизой покончено. Роль Лизы Калитиной исполняет одна из самых органичных, интеллектуальных актрис отечественного кинематографа - Ирина Купченко. Ей выпало на долю сыграть, быть может, самую пленительную из "тургеневских девушек". Воплотить высокий облик почти бесплотной духовности, истовой религиозности. Представить героиню, не на словах, а всей своей жизнью, помыслами, поступками утверждающую христианскую православную мораль, целомудрие, отречение. Обреченность на отсутствие земного счастья. Высокая, с русским милым лицом, гладкой прической, почти всегда в глухих, очень простых платьях. Можно себе представить всю меру ответственности, взятой на себя и осознаваемой молодой актрисой, все трудности, которые она преодолевала, не без некоторого насилия над собой. Следы преодолений едва заметные присутствуют в рисунке роли. Зажатость, непросто произносимый текст. Религиозность не как форма, а суть бытия Лизы Калитиной дается актрисе с величайшим напряжением. Отсюда скованность актрисы в рассказе ключ к пониманию сформировавшейся души Лизы о детских впечатлениях при посещении храма. Закономерно из фильма выпал финал истории Лизы Калитиной - уход в монастырь. Финал должен был строиться на двух новеллах из "Записок охотника": "Гамлете Щигровского уезда" и "Певцах". Гедеоновский Василий Меркурьев приводит Лаврецкого в трактир, в котором словно собралась вся "недворянская" Россия, представители всех сословий: монахи, мужики, нищие. Алла Демидова пробовалась на роль мальчика-инока. Вместе с ними Лаврепкий слушает певцов.