Статья автора «» в Дзене: Федор Иванович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Главные новости о персоне Федор Достоевский на Фёдор Достоевский: За что либералы не любят Достоевского, а он не любил их? 9 февраля, в 142-ю годовщину кончины Ф.М. Достоевского, у могилы писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга была совершена заупокойная лития, которую возглавил наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. Великий писатель Фёдор Достоевский оставил после себя несколько детей, и поклонникам его творчества, конечно же, интересно, как сложилась их судьба.
Федор Достоевский и смертная казнь: "Нет, с человеком так нельзя поступать!"
Федор Михайлович тоже по профессии был инженером-топографом, но через полгода подал в отставку, начал писать и жить литературным трудом. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь. 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Федора Достоевского.
Достоевский Фёдор Михайлович
Я помню, как меня в школе, как и всех остальных, заставляли читать Достоевского, и, конечно, мало кто что понимал. К этому надо возвращаться позже, - сказал Владимир Мединский. Председатель РВИО отметил, что творчество писателя также многогранно и разнообразно, как памятники ему, установленные в столице в разное время. Он такой же разный, как у здания «Ленинки» - умудренный годами и жизненной дорогой, и молодой, который появился совсем недавно у нашего Книжного клуба. Хочется, чтобы таких мероприятий было много, а 200-летие Достоевского было юбилеем, который бы не заканчивался, - добавил Владимир Мединский. Главный редактор журнала «Историк», журналист, педагог Владимир Рудаков рассказал, что подготовка номера вызвала определенные трудности, связанные с многогранностью жизни и творчества писателя.
Это была большая ответственность и большой вызов — делать номер, посвященный не сугубо историческому сюжету, а биографии и творчеству великого литератора, русского классика. Мы - журнал исторический, а здесь мы вторгаемся в смежную, но очень близкую и трепетную плоскость художественного творчества. Мы назвали наш специальный выпуск «Достоевский.
На самом деле, Достоевский — молодежный писатель, у него все герои молодые. И вопросы, которые он ставит, волнуют молодых, прежде всего. Главное — в учителе. Если ученик не уважает учителя как личность, что бы он ни говорил правильного, ученик не воспримет это. Только если он верит учителю как человеку, то он воспримет через него и Достоевского, - сказал Игорь Волгин.
Писатель был нелинейным и невероятно сложным и в своих художественных высказываниях, и в своих политических суждениях. Проделав нелегкий путь от участия в кружке петрашевцев до единомысленной дружбы с Константином Победоносцевым — главным идеологом последнего периода русской монархии Российской империи. О разных сторонах его нелинейности Достоевского новый номер журнала «Историк». Каждый номер ежемесячного журнала открывается главной темой, посвященной тем или иным историческим личностям, резонансным событиям, острым проблемам.
Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры. Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам.
То есть гроб двигался, а люди стояли. Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки. Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Распоряжавшийся прощанием Дмитрий Григорович просил студентов очистить путь к могиле, расположенной рядом с захоронениями Николая Карамзина и Василия Жуковского, где также стояла толпа. Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно.
Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы.
Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества.
Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер.
Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии.
Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку.
В первой части лекции исследователь Анна Климович расскажет о семье Гликманов. Во второй части искусствовед Ирина Мамонова раскроет историю главного жанра художника: портрета — «трагического лица великой России». Анна Климович — магистр гуманитарных наук, исследователь еврейского наследия и семейных историй, координатор волонтерского движения «Бешмем». История поездки Рене Фюлоп-Миллера в Россию в 1923 году». Австрийско-американский журналист Рене Фюлоп-Миллер — признанный специалист по русскому театру, истории и литературе — всю жизнь интересовался Россией и зачитывался Достоевским. Его стараниями в течение шести лет, с 1925 по 1931 годы, в Мюнхене было издано восемь томов ранее неизвестных рукописных материалов под общим названием Der Dostojewskis-Nachla «Наследие Достоевского». Каждый том Фюлоп-Миллер предварял авторским вступлением и пояснением.
За несколько лет до начала публикации исследователь отправился в нашу страну. В ходе лекции будет реконструирован маршрут этой поездки и восстановлена почти детективная история обретения рукописей классика. Книги в жизни и творчестве Достоевского». Возможность читать для Фёдора— это необходимое условие для его существования как человека, личности, писателя.
Фёдор Михайлович - апостол современности
Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение.
Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время».
В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха». В те годы Федор часто выезжал заграницу. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок». Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти.
Роман стал последним произведением классика.
Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы.
Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя».
Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии.
Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц».
Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.
Цель В условиях сегодняшнего дня видится особо важным говорить о непреложных ценностях и смыслах, которые заложены в произведениях великого писателя, в которых он раскрывает свое видение служения России и православной вере, российскому обществу, пути духовного возрождения нации, будущее Русского мира. Задача проекта - помочь обществу, особенно молодежи, найти ответ на все без исключения вопросы современности — о вере, смыслах жизни, служении Отечеству, семье, долге и чести через призму творчества великого Русского писателя, раскрывшего глубокий смысл в своих романах, дневниках, переписках с друзьями полтора века назад. Формат Формат проекта - многофункциональное культурное пространство, включающее современные сценические комплексы, мобильную ТВ студию, кинотеатр под открытым небом. В программе проекта запланировано торжественное открытие памятника Ф.
«Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Фёдоров»
Федор Михайлович Достоевский | Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса театра и кино, народная артистка России Ольга Владимировна Волкова (урожденная Политова) родилась 15 апреля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в актерской семье. |
11 ноября исполнилось 202 года со дня рождения Достоевского | Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой[14][15]. |
Федор Достоевский — последние новости | Фёдор Достоевский — все самые свежие новости по теме. |
Федор Достоевский — последние новости сегодня | АиФ Санкт-Петербург | Страсти, наваждения, пороки: что скрывал Достоевский. |
«Если хочешь победить весь мир, победи себя»: 200 лет назад родился Фёдор Достоевский
Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя | После окончания училища Фёдор Михайлович меньше года прослужил в какой-то чертёжной конторе и бросил. |
В день 200-летия Федора Достоевского музей его имени открыл президент России Владимир Путин | Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. |
Достоевский Ф.М. - Православный журнал «Фома» | Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Федора Достоевского. |
Новости по теме: Федор Достоевский
146 лет назад, 7 июля 1878г. великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Тогда братья Федор и Михаил Достоевские начали издавать журнал «Время», потратив на это солидную сумму. Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. 9 февраля умер Федор Михайлович Достоевский, единственный русский классик, кроме Пушкина, которого можно не читать. Читайте полную биографию писателя Федора Достоевского на нашем сайте.
«Дни Достоевского 2023» состоялись в монастыре Оптина пустынь (Калужская область).
Памятник Достоевскому Россия Власть 2 февраля в 18:32 «Горе от ума»: депутат про выводы американской писательницы о Достоевском. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной сь романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Читайте последние новости дня по теме Федор Достоевский: Потомки Достоевского побывали в Достоево – видео, Усадьба и носки от Достоевского: праправнук классика побывал в Достоево. «Величайшая редкость»: уничтоженный экземпляр «Бесов» Достоевского выставят на торги. Теги: александро-невская лавра возложение цветов федор достоевский. Повести Федор Достоевский Твердый переплет. Правда это или нет, но уже в 80-х популярность его романов в этой стране действительно выросла.
Страсти, наваждения, пороки: что скрывал Достоевский
- Курсы валюты:
- Сын-тёзка предпочёл лошадей
- Мы в соц. сетях
- Валентин Дмитриевич Берестов
- Федор Достоевский - биография, жизнь и творчество писателя
Достоевский Федор Михайлович
По многим произведениям Достоевского снимались фильмы, ставились спектакли, балетные и оперные постановки. По делу петрашевцев был осуждён и отбыл своё наказание в военном городе Омске [6]. Биография Московское детство Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 11 ноября 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных Московского воспитательного дома. Отец, Михаил Андреевич Достоевский, был по профессии врачом. Во время Отечественной войны 1812 года служил военным врачом. После рождения сына Михаила, в 1821 году увольняется с военной службы и поселяется с семьёй в Москве. Несмотря на очень низкий оклад, начинает работать в Мариинской больнице для бедных. После наполеоновского нашествия потерял все своё состояние. Биографы писателя предполагают что, имя Фёдор выбрано было по имени деда по матери [7] [8]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь родителей …», — вспоминал Достоевский [7].
В семье царил патриархальный уклад [7]. Вся жизнь семьи подчинялась службе отца. Одним из воспоминаний стала ежевечерняя молитва вместе с братом перед образами в гостиной [9]. В конце 1822 года родилась сестра Варвара, тогда в семье появилась няня Алёна Фроловна, о которой у писателя остались самые приятные воспоминания. Она упоминается в романе « Бесы » [10] [8]. После рождения в 1825 году брата Андрея , семья перебирается в левый флигель больницы. Это была небольшая квартира, состоящая из двух небольших комнат, передней и кухни. Для старших детей отгородили часть передней [11] [12]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие [13] [14].
Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру [15] [16]. Начало учёбы Усадьба «Даровое», Зарайский район Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности [17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми» [18]. Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом « Истории Государства Российского ». В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории [19] [20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок [17]. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора [18]. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22].
Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич.
Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий. Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи.
Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н.
Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В.
Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н.
Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В. Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года.
В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова [116] , состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н.
Спешневым , вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России [117]. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое « Письмо Белинского Гоголю » [94].
Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп.
Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте.
Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Музей Достоевского отпразднует 202 года со дня рождения писателя
Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». В Петербурге представили трамвай «Достоевский». Статья автора «» в Дзене: Федор Иванович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». Повести Федор Достоевский Твердый переплет. Правда это или нет, но уже в 80-х популярность его романов в этой стране действительно выросла. Федор Достоевский — один из самых читаемых авторов в мире, ставший к тому же пионером в направлении персонализма в России.
Федор Михайлович Достоевский
А впечатления от пребывания в остроге позже отразились в повести «Записки из Мертвого дома». В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. А в день коронации Александра II, 26 августа 1856 года, бывшим петрашевцам было объявлено прощение. Полную амнистию с возвращением прав дворянина и разрешение публиковаться писатель получил 17 апреля 1857 года. Стоит отметить, что периоды заключения и военной службы стали поворотными в жизни Достоевского: из ищущего идеалы человека он перевоплотился в глубоко верующего, единственным достойным поклонения для которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. Фёдор Достоевский: литературный переворот В 1861 году Достоевский в журнале «Время» опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые ошеломили российскую публику откровенным изображением жизни каторжных, чего еще никто никогда не делал.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Москва, ул.
В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке.
С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах.
Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г.
Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т.
Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г.
Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г.
Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа.
Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов.
Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников.
Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов.
Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике.
В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г.
Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г.
В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг.
Взгляд гения: 200 лет Федору Михайловичу Достоевскому
Сегодня исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — русского Данте, пророка и вдохновителя Скорсезе. Поиск по тегу федор достоевский. Драма со Скарлетт Йоханссон и Джонатаном Риз Майерсом посвящена Федору Достоевскому и считается чуть ли не самой трагической лентой мастера.