Новости факты из биографии гоголя

А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство. 23. Очень боялся грозы Гоголь, которая негативно влияла на его нервную систему. Интересные факты про Николая Васильевича Гоголя. По неизвестным причинам Гоголь предпочитал ходить по левой стороне дорог и тротуаров. Как и Федор Достоевский, Гоголь резко расходился с теми русскими, которые проповедовали конституционную монархию и упразднение православной церкви.

30 интересных фактов о Гоголе

интересные факты о ревизоре гоголя Сюжет «Ревизора» Гоголь не выдумал – он обыграл в пьесе реальный случай, произошедший в городке Устюжне. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. В статье вы найдете 10 интересных фактов из биографии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Интересные факты из жизни Гоголя | Образовательная социальная сеть В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета.
6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе н в гоголь биография интересные факты.

Николай Васильевич Гоголь

Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. Факты биографии Гоголя. Переживание потерь. Детство и юность Н.В. Гоголя были омрачены потерями близких. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». Николая Гоголя называют талантливым поэтом, прозаиком и классиком русской литературы XIX века. Факт 6. Будучи в преклонном возрасте, Гоголь завещал близким людям захоронить его тело только при характерных признаках разложения. Гоголь не скрывал этот факт своей биографии, а, напротив, гордился общением с «солнцем русской поэзии». Перечислю 10 самых интересных и малоизвестных фактов о Николае Васильевиче Гоголе, которые знаю: 1 — Многие известные писатели прекрасно. Откройте для себя интересные факты о знаменитом писателе Николае Васильевиче Гоголе, которые рассказывают о его жизни и творчестве.

Интересные факты о Гоголе

Существует несколько версий, самая распространенная из которых — Гоголь сознательно сжег второй том «Мертвых душ», и этот факт подтверждал слуга писателя. Предполагают, что на это его толкнули психологические проблемы и неудовлетворенность творческим результатом. Некоторые считают, что рукопись попала в огонь по ошибке, с другими бумагами, приготовленными для уничтожения. Были также версии, что книгу спрятали недоброжелатели или, наоборот, друзья, которые планировали ее напечатать в более благоприятной политической обстановке.

Есть и те, кто ставит под сомнение само существование второго тома, якобы его чистовую версию никто не видел. Так или иначе, но от второго тома остались только черновики нескольких глав, которые после доработки были опубликованы через несколько лет после смерти писателя. Третий том так и остался только в его замыслах.

Всего за свой творческий путь Гоголь написал около 30 произведений. Одиночество и ранняя смерть Гоголя Биографы сообщают о нескольких предполагаемых возлюбленных Гоголя, но до брака дело не дошло по разным причинам, писатель ни разу не был женат и не имел детей. Последние четыре года своей жизни он провел в доме своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре в Москве, где и скончался.

Сейчас в особняке расположен музей писателя и научная библиотека. Усадьба графа Толстого, где умер Гоголь 2010-е годы. Писатель начал поститься, потом полностью отказался от еды.

Врачи ставили разные диагнозы, но оказались бессильны, пациенту становилось хуже. Гоголь умер 4 марта 1852 года, не дожив до 43 лет меньше месяца. Точная причина смерти Гоголя неизвестна, предположения разнятся от физического истощения и менингита, до интоксикации и онкологии.

Похоронили писателя на территории кладбища Данилова монастыря в Москве. При его ликвидации в 1931 году прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище. Несколько фактов о Гоголе При рождении у писателя была фамилия Яновский, позже отец добавил приставку Гоголь Гоголь-Яновский.

Николай ее сократил до Гоголя. Писатель боялся грозы и быть погребенным заживо. Он распорядился не предавать его земле, пока не появятся признаки разложения.

В 1844 году Гоголь создал из средств от продажи своих книг фонд помощи нуждающимся студентам. В 1845 году за свои литературные труды Гоголь был избран почетным членом Московского университета.

Спустя время в семье появился мальчик, нареченный Николаем в честь святого: мама писателя отличалась богобоязненной религиозностью. От нее и от отца Гоголь унаследовал мнительность и обостренную интуицию, трепет перед смертью.

Мальчика с юных лет увлекали мистические совпадения, вещие сны, знаки и приметы, темы призраков и потустороннего бытия. Будучи учащимся Полтавского училища, он перенес смерть младшего брата. Событие сказалось на будущем писателе огромным шоком, поэтому родители перевели мальчика в Нежинскую гимназию. У Николая было еще 11 сестер и братьев, но большая часть детей умерла в младенческом возрасте.

Невероятные факты о Гоголе исследованы его биографами: замечено, что тема контрастов в характере и экзальтированность проявились у него уже в гимназическом театре. Внешне чувствительный, склонный к фантазированию, таинственный Николай охотно раскрепощался на сцене, играя комических персонажей. В это время его потрясла смерть уже немолодого отца. С тех пор юность писателя была омрачена переживаниями и неуверенностью в себе, отсутствием необходимой опоры в жизни.

Первые литературные опыты Николай Васильевич Гоголь в молодости Гоголь писал свои первые произведения в тени сада гимназии, вдали от беззаботных товарищей. Отличался он способностью метко сочинять смешные истории про учителей и друзей, иногда придумывал забавные клички и иронически шутил. Но также его влекла тема потустороннего, мистического и вечного бытия. Помимо чтения классики и участия в спектаклях гимназии Гоголю удавалось выпускать собственный журнал.

Он мечтал о славе и издал свою первую поэму под псевдонимом Алов. После разгромной критики мнительный студент решил сжечь произведение и на время отойти от литературы, отдав все свое время службе в департаменте министерства. Там молодой канцелярист стал свидетелем многих интересных случаев из жизни чиновников, вел делопроизводство, много ездил по стране. Ему повезло познакомиться с Жуковским и Пушкиным: событие вдохновило писателя начать работу над знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», вышедшими в печать под псевдонимом Рудого Панька.

Гоголь: интересные факты из жизни и смерти Графиня Вильегорская Период усиленной работы над литературным наследием ознаменовался известностью, знакомствами с единомышленниками, поездками, нагрузками на службе. Все мистические истории из детства, услышанные им на хуторе и от товарищей, легли в основу бессмертных произведений. Интенсивная работа и творческая занятость не способствовали устройству личной жизни: писатель не выражал желания жениться. Его увлекали романы с именитыми красавицами, но современники Гоголя замечали, что дальше влюбленности дело не заходило.

Все изменила встреча с графиней Вильегорской: он решился сделать ей предложение, но был крайне шокирован отказом из-за социального неравенства. После своей неудачи устроить личную жизнь Гоголь долго переживал, замкнулся в себе, позднее решил навсегда отказаться от желания связывать себя семейными узами. Он с головой ушел работу. В этот период появилось одно из самых мистических произведений — «Вий», в основу которого легло народное предание о фантастическом подземном духе с длинными веками.

Во время написания повести Гоголь переживал каждый эпизод со своими героями так, будто все это происходило с ним лично.

Такое увлечение у него появилось неспроста. Кроме него в семье было еще 4 девочки, которым повезло выжить среди многих детей.

Как старший брат, Николай много времени проводил с сестрами, и принимал участие в одном из их любимых занятий — рукоделии. Со временем он научился искусно кроить и шить одежду, быстро и качественно вязал спицами шарфы и шапки, даже вышивал. Гоголь искусно умел шить и вязать.

Мемуарист Павел Анненков писал: «Проживая с ним в 1841 году в Риме в одной квартире, помню, как он искусно кроил для себя шейные платки. Также переделывал свой жилет, пытаясь его немного удлинить. Это получалось у него очень неплохо».

Гоголь мог использовать умение шить, как способ заработать на жизнь. Однако ему повезло, и применить его в реальности не пришлось. Поэтому рукоделие осталось просто его любимым хобби на всю жизнь.

Правда, перед другими он немного стеснялся, пытаясь скрыть свое занятие от посторонних глаз. Здоровье Гоголя и страсть к лечению У отца Николая Василия Гоголя-Яновского и матери Марии Косяровской родилось 12 детей и только 5 из них сумели выжить. После смерти 2-го ребенка мать вымаливала у Святого Николая послать ей здорового мальчика.

Так и случилось, и Николай выжил, но все равно был болезненным малышом. Он не только часто болел, но и очень любил поговорить о болезнях и пожаловаться на них. Эту любовь он пронес через всю жизнь.

Гоголь часто болел и любил обсуждать свои недуги. Родители очень трепетно к нему относились, словно он доживал свои дни, пораженный неизлечимой болезнью. Мальчик был закутан во много слоев одежды и одеяла, и похож на капусту.

В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий". Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" из украинской мифологии и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Кадр из фильма "Вий" 1967 г. Ершов и Г. Кропачёв Бегство Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску". Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику.

Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ". В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин.

Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно… Герой «Ревизора» - Хлестаков. Художник Л.

Константиновский Болезнь В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию. Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита.

Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни. Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню. Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. Лишь ненадолго болезнь отступила.

Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией. Гоголь в Одессе В ночь на 12 февраля 1852 года Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность.

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

5 фактов из жизни Гоголя, о которых не принято говорить Все знают, что Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ», но мало кто знает, что это был не первый его «литподжог» — свой литературный дебют Гоголь то.
Гений без головы. Страхи и странности Николая Гоголя | Аргументы и Факты Николай Гоголь — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.

Николай Гоголь: факты из жизни

От нее и от отца Гоголь унаследовал мнительность и обостренную интуицию, трепет перед смертью. Мальчика с юных лет увлекали мистические совпадения, вещие сны, знаки и приметы, темы призраков и потустороннего бытия. Будучи учащимся Полтавского училища, он перенес смерть младшего брата. Событие сказалось на будущем писателе огромным шоком, поэтому родители перевели мальчика в Нежинскую гимназию. У Николая было еще 11 сестер и братьев, но большая часть детей умерла в младенческом возрасте. Невероятные факты о Гоголе исследованы его биографами: замечено, что тема контрастов в характере и экзальтированность проявились у него уже в гимназическом театре. Внешне чувствительный, склонный к фантазированию, таинственный Николай охотно раскрепощался на сцене, играя комических персонажей. В это время его потрясла смерть уже немолодого отца. С тех пор юность писателя была омрачена переживаниями и неуверенностью в себе, отсутствием необходимой опоры в жизни. Первые литературные опыты Николай Васильевич Гоголь в молодости Гоголь писал свои первые произведения в тени сада гимназии, вдали от беззаботных товарищей. Отличался он способностью метко сочинять смешные истории про учителей и друзей, иногда придумывал забавные клички и иронически шутил.

Но также его влекла тема потустороннего, мистического и вечного бытия. Помимо чтения классики и участия в спектаклях гимназии Гоголю удавалось выпускать собственный журнал. Он мечтал о славе и издал свою первую поэму под псевдонимом Алов. После разгромной критики мнительный студент решил сжечь произведение и на время отойти от литературы, отдав все свое время службе в департаменте министерства. Там молодой канцелярист стал свидетелем многих интересных случаев из жизни чиновников, вел делопроизводство, много ездил по стране. Ему повезло познакомиться с Жуковским и Пушкиным: событие вдохновило писателя начать работу над знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», вышедшими в печать под псевдонимом Рудого Панька. Гоголь: интересные факты из жизни и смерти Графиня Вильегорская Период усиленной работы над литературным наследием ознаменовался известностью, знакомствами с единомышленниками, поездками, нагрузками на службе. Все мистические истории из детства, услышанные им на хуторе и от товарищей, легли в основу бессмертных произведений. Интенсивная работа и творческая занятость не способствовали устройству личной жизни: писатель не выражал желания жениться. Его увлекали романы с именитыми красавицами, но современники Гоголя замечали, что дальше влюбленности дело не заходило.

Все изменила встреча с графиней Вильегорской: он решился сделать ей предложение, но был крайне шокирован отказом из-за социального неравенства. После своей неудачи устроить личную жизнь Гоголь долго переживал, замкнулся в себе, позднее решил навсегда отказаться от желания связывать себя семейными узами. Он с головой ушел работу. В этот период появилось одно из самых мистических произведений — «Вий», в основу которого легло народное предание о фантастическом подземном духе с длинными веками. Во время написания повести Гоголь переживал каждый эпизод со своими героями так, будто все это происходило с ним лично. Подточила силы писателя и работа над «Ревизором»: Гоголь очень боялся провала пьесы, неоднократно переписывал реплики, убирал и добавлял героев, сомневался в себе и в своем таланте все чаще.

Особенно тяжёлой для впечатлительной натуры художника оказалась смерть младшего брата Ивана, которого он лишился во время их совместной учёбы в Полтавском училище. Девятилетний Иван умер в результате внезапной болезни неизвестно, какой , а десятилетнего Николая вследствие потрясения пришлось отправить домой, а затем перевести в другое учебное заведение, Нежинскую гимназию.

На смерть брата он написал одно из своих первых произведений, несохранившуюся балладу «Две рыбки», очень трогательную, по воспоминаниям одноклассников. Портреты неизв. Фото с сайта isuct. Горячо любимая матушка в 34 года остаётся многодетной вдовой. Понятно, что связанные с этими тягостными событиями переживания отнюдь не способствовали укреплению нервной системы молодого человека. Любовь в жизни Гоголя Обыкновенно в биографии творческих людей центральное место уделяют вдохновлявшим их «музам», тем, в кого они были влюблены. Однако в этом отношении Гоголь — абсолютное исключение из правил. Он никогда не был женат, не имел детей, нет никакой достоверной информации о его влюблённостях.

Есть загадочное письмо молодого Гоголя матери, в котором он объяснял свой внезапный и весьма дорогостоящий отъезд в Любек в августе 1829 года измучившей его безнадёжной любовью: «В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний, я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. Она слишком высока, высока». Однако ни малейших свидетельств о том, кем могла бы быть эта роковая красавица, не сохранилось, и большинство биографов склонны считать её вымышленным образом, творческой попыткой самооправдания. В письме от 10 марта 1832 г. При этом вновь нет никакой информации относительно той, о ком могла бы идти речь. Среди знакомых Н. Гоголя был распространён слух, что в 1849 году он безуспешно сватался к графской дочери Анне Михайловне Виельгорской, носившей семейное прозвище «Нози» «Носатенькая» , которое уже само по себе могло объяснить симпатию писателя, имевшего, как известно, совершенно особое отношение к носам. Однако фактических подтверждений этого слуха не существует.

До сих пор бытует мнение, что Гоголь умер, так никогда и не познав плотской любви. Опровержением служат воспоминания его лечащего врача А. Тарасенкова, которому пациент признавался в последние месяцы жизни, что «сношения с женщинами он давно не имел и что не чувствовал в том потребности и никогда не ощущал от этого особого удовлетворения». По-видимому, главной страстью всей жизни Гоголя было его творчество. Иллюстрация к пьесе «Ревизор». Фото с сайта saint-petersburg. Каждый российский школьник знает о погибшей в огне рукописи второго тома поэмы «Мёртвые души». Мало кому известно, что та же участь постигла и первое из опубликованных произведений Н.

Гоголя, романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», изданную в 1829 году в Санкт-Петербурге под псевдонимом В. После появления нескольких негативных отзывов на неё автор скупил все доступные экземпляры издания и сжёг у себя в номере. Если бы не рассказ о произошедшем крепостного Якима, участвовавшего в сожжении по приказу хозяина, подлинное авторство в дальнейшем вряд ли возможно было бы установить. Кроме того, были уничтожены и другие тексты: первые произведения, написанные ещё в гимназии и недостаточно понравившиеся соученикам, такие как трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» 1825—1827 гг. И даже этот список, скорее всего, не полон. Очевидно, что самым суровым критиком и судьёй Н. Гоголя был он сам. Многочисленные странности и фобии Среди слухов, окружавших Н.

Гоголя ещё при жизни, наиболее упорным является утверждение о безумии писателя.

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер.

Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А.

Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7].

Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.

Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.

В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе.

Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф.

Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.

О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59].

В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души.

Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила.

С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги.

Известно, что в пятилетнем возрасте Никошу, как называли его родители, страшно напугала прокравшаяся в комнату кошка, которую он с перепугу утопил в пруду: «Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, — мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести.

Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своём, меня высек». Из этого автобиографического эпизода впоследствии родилась повесть «Майская ночь, или Утопленница»: образ невинно убиенной кошки «породил» сразу двух героинь: злую ведьму-оборотня и несчастную утопленницу. Сослужили полезную службу и комплексы по поводу собственной внешности: переживания из-за длинного носа подарили миру фантастическую повесть «Нос», из-за дурной и неряшливой одежды — ту самую «Шинель», из которой вышли все русские реалисты. Разнообразные таланты и хобби С. Гоголь в группе русских художников в Риме 1845. Фото с сайта wikipedia. Ещё подростком он поразил всех блестящим исполнением роли госпожи Простаковой в гимназической постановке «Недоросля», впоследствии же впечатлял профессиональных актёров чтением роли Хлестакова, своего собственного героя. Близкая приятельница писателя А.

Смирнова-Россет вспоминала, как в Страсбурге он срисовывал готические орнаменты, а у неё самой вырвалось восхищённое восклицание: «Как Вы хорошо рисуете! Гоголь всю жизнь дружил с художниками-живописцами. Один из них, А. Иванов, изобразил его на своей знаменитой картине «Явление Христа народу» 1837— 1857 гг. Единственное прижизненное фото 1845 года, сделанное одним из первопроходцев фотографического искусства, С. Левицким, символично запечатлело автора повести «Портрет» в окружении русских художников в Италии. Гораздо ранее, отправляясь покорять Петербург, юный Николай утешал в письме обеспокоенного своей судьбой двоюродного дядюшку: «…вы ещё не знаете всех моих достоинств. Я знаю кой-какие ремёсла. Хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства; вы думаете, что я шучу, спросите нарочно у маминьки…».

И это вовсе не были пустые похвальбы. Гоголь действительно превосходно умел шить, а ещё вязал и вышивал по канве. Кроме того, был отличным кулинаром. Правда, расхожее мнение, что Гоголь изобрёл гоголь-моголь, далеко от истины: он лишь утверждал, что любит гоголь-моголь более других напитков. Да и тут ошибался, почему-то принимая за гоголь-моголь английский поссет из козьего молока с ромом. Смерть и бессмертие Памятник Н. Гоголю на Малой Конюшенной. Фото: Saint-petersburg Точная причина смерти русского гения до сих пор неизвестна. Кто-то из гоголеведов упрекает его духовника, протоиерея Матвея Константиновского, своими суровыми проповедями усугубившего психическую нестабильность своего подопечного, в результате «запостившегося» до голодной смерти.

Кто-то обвиняет докторов, не сумевших поставить диагноз и лечивших несчастного абсолютно варварскими методами: кровопусканием, ледяными ваннами, препаратами, содержащими ртуть в частности, каломелью. Кому-то роковая причина видится в перенесённой им в 1839 году малярии, которая могла быть не долечена и перетекла в малярийный энцефалит. Кому-то вообще мерещатся черти, пожелавшие отомстить неуважительно изобразившему их нахалу… До сих пор находятся те, кто искренне верит в неоднократно опровергнутый исследователями миф о погребении Гоголя заживо, в соответствии с его главным кошмаром. Наверное, важнее смерти писателя и всех возможных её причин — последовавшее бессмертие его творчества. Очень значимо появление многочисленных авторов, объявивших себя его учениками, причём как в России, так и за рубежом.

Топ 10 Фактов Гоголь Николай Васильевич

Наверное, каждый знает талантливого, непревзойденного русского прозаика, драматурга и публициста Николая Васильевича Гоголя. «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому, — вспоминал впоследствии Гоголь. Возможно, происхождение и биография Н. В. Гоголя были фальсифицированы ещё его дедом, который таким образом получил дворянство, скрыв своё происхождение из семьи священников. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Возможно, происхождение и биография Н. В. Гоголя были фальсифицированы ещё его дедом, который таким образом получил дворянство, скрыв своё происхождение из семьи священников.

Николай Гоголь: факты из жизни

Несколько интересных фактов из жизни Гоголя помогут лучше представить этого необычного человека. Факт 2. В биографии Гоголя и его предков есть очень интересные несостыковки. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся классик русской литературы XIX столетия. Интересен факт, что мать Гоголя, Марию Ивановну, выдали замуж в 14-летнем возрасте за мужчину, который был вдвое старше ее. н в гоголь биография интересные факты.

18 интересных и шокирующих фактов из жизни Гоголя

Зачем вы меня обижаете? Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, — «Мертвая мысль». Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них — историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей. Начало литературного пути Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами.

Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя. Другим увлечением Гоголя-гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации. У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя.

Эти восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности, нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен". Читайте также: Творчество Гоголя Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург. Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи.

Чиновно-бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году под псевдонимом В. Алов поэма успеха не возымела. В конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Однако не долго он проработал на этой должности и уже в апреле 1830 года поступил писцом в департамент уделов. В эти годы Гоголь узнал лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год он прослужил чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия, но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 1831 году состоялось долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Тут маленький Коля услышал мяуканье кошки, которая медленно кралась к нему. Он наблюдал, как она потягивалась, скреблась мягкими лапками о половицы, а в глазах зажигался неприятный зелёный огонёк. Он подозвал кошку к себе, схватил и вышел с ней в сад. Там кинул животное в водоём и отталкивал его каждый раз, как только кошка пыталась выбраться на берег. Как только кошка утонула, тишина и покой воцарились в саду. Маленькому Николаю было жалко кошку и страшно от содеянного поступка. Он сильно плакал и признался в своём поступке отцу, который наказал его.

Этот случай в детстве впоследствии Гоголь отразил в «Майской ночи», где мачеха превратилась в чёрную кошку, а панночка отрубила ей лапу. Как видим, даже детство автора пропитано мистикой и интересными фактами. Большинство критиков считали, что писатель точно описал русский характер. Но скандалы вокруг «Мёртвых душ» заставляли переживать уже признанного гения. В этот период он испытывал самые сильные нападки. Во-первых, вернулись страхи, к тому же душевного спокойствия не добавлял тяжёлый труд писателя. Во-вторых, он сомневался, испытывал давление общественного мнения. В 1847 году вышла его книга «Выбранные места из переписки с друзьями», начиналась она главой «Завещание». Это реальное, главное завещание писателя.

Там он распоряжался о своих похоронах, давал советы друзьям и читателям. Николай Васильевич утверждал, что он писатель и его долг не только доставлять приятное занятие уму и вкусу. Но и его сочинения должны быть полезными душе и поучать читателей. Литературный критик Виссарион Белинский негативно отозвался об его «Выбранных местах…». Его поддержали многие основные критики и читатели. Самое важное — никто не знает на сколько сильно повлияла эта критическая информация на автора. Удивительно, но будучи мистически настроенным, гений не сразу понял, что своим «Завещанием» он подписал себе смертный приговор. Шаг в вечность Мысли о смерти пришли к Гоголю не сразу. Он долго обдумывал своё положение.

Культурные люди России признали его своим мессией. А Белинский почти признал Гоголя сумасшедшим. Мнение критика активно поддержали коллеги.

Детство Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экс-сенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла Полуботько.

Вместе с мужем она участвовала в спектаклях в доме дяди-сенатора, слыла красавицей и талантливым человеком. Будущий писатель стал третьим ребенком из двенадцати детей семейной пары и самым старшим из шести выживших. Он получил имя в честь чудотворной иконы святого Николая, которая имелась в церкви села Диканька, расположенном в пятидесяти километрах от их местечка. Мария Ивановна - мать Николая Гоголя Ряд биографов отмечали, что: - интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи; - на религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать; - раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений. В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук ныне — госуниверситет им. Гоголя , где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо.

Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи. В городе на Неве Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем — нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия. В 19 лет Гоголь переехал в Петербург Литературный дебют — издание в 1829 г.

У писателя появилась религиозная экзальтация: он начинал пророчествовать в беседах с друзьями, все его разговоры сводились к теме греховности перед Богом. Первый том «Мертвых душ» Гоголь издал в состоянии крайнего душевного напряжения. Не отличаясь крепким физическим здоровьем, Гоголь переживал каждую смерть в своем кругу тяжело и мучительно, его по-прежнему беспокоили видения. К лету 1845 года писателя настиг очередной душевный кризис: он составил завещание и в порыве гнева бросил рукописи второго тома «Мертвых душ» в огонь. Следующим эпатажным поступком в его жизни стал уход в монастырь, где Николай надеялся найти спасение от близкой смерти. Он предчувствовал смерть, поэтому решился стать монахом. Из-за припадков и неадекватности поведения в монастыре он не встретил понимания, но именно там понял, как ему продолжить свое произведение. Все это время он периодически возвращался к работе над другими версиями романа и мечтал завершить его. Писатель практически помешался на религиозной чистоте и просветлении, приняв решение служить Творцу на литературном поприще. Осенью 1850 года болезнь немного отпустила утомленного писателя. Поездка в Одессу принесла ему облегчение и подарила надежду. Веселый и вдохновленный Гоголь вернулся в Москву и снова продолжил работу над вторым томом своего главного произведения. Друзья одобрили начало книги, и с удвоенной энергией создатель романа завершил его согласно своему замыслу. В это время он снова почувствовал душевный упадок и опустошенность, все ярче стал возникать в его мыслях призрак смерти. Точно такие же мучения были и у его отца перед уходом того из жизни. Усугубляли неустойчивое состояние разговоры с фанатичными священниками и экзальтированными личностями из окружения. Гоголя беспокоили сцены предстоящего Страшного суда, он часами размышлял о своей греховности. Духовный наставник требовал от писателя отречься от его бессменного кумира — Пушкина, что приблизило миг безумства. Он искал универсальное лекарство от страха и страдал от жутких видений, по свидетельствам близких пытался установить контакт с ангелами. Смерть Гоголя: загадочные факты Второй том «Мертвых душ» в огне Ночью 12 февраля 1852 года случилось самое мистическое происшествие, которое долго ставило в тупик исследователей биографии Гоголя. В тот вечер он долго молился перед домашними иконами, затем вместе со слугой собрал пачку бумаг и велел сжечь их в камине, после чего впал в истерику и долго рыдал. Он был уверен, что сжечь роман его заставил злой дух. Друзья были обеспокоены состоянием Гоголя, который, будучи больным, строго соблюдал пост. По одной из версий, был сожжен заново переписанный второй том «Мертвых душ», который дался Гоголю с большим трудом и напряжением. Выяснилось позже, что рукопись сохранилась среди бумаг: осталось неясным, что же в ту ночь сгорело в огне. С этой даты начинается перелом в болезни писателя. Ему не дают покоя хронические страхи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий