Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Из чего состоит эмоциональный интеллект.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты. Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис.
Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта. Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их. За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач. А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе. Эмпатия Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта — умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений.
Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов. Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого. Социальная ответственность Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми. Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию. Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась».
Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них. Умение контролировать и нивелировать конфликты Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия. Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях.
Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор. Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные. Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест , который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами. Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов. Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом. Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо.
Более того, люди с низким EQ склонны находить его более трудным для самовыражения и понимания других. И наоборот, когда два совместимых человека с адекватным EQ вступают в отношения, гораздо больше шансов на успех. Как улучшить эмоциональное состояние? Можно ли улучшить эмоциональный интеллект? Важность EQ неоспорима. Он необходим для нашего успеха как в личной жизни, так и на работе. Но если нынешний уровень эмоционального интеллекта сдерживает нас, возможно ли вообще его повысить? Ответ, согласно мета-анализу результатов различных исследований по результатам программ эмоционального обучения, является однозначным "да". Почти все дети, участвовавшие в программах SEL социальное и эмоциональное обучение в одном исследовании, отметили улучшение своих баллов по тестам на эквалайзер. Улучшение их эмоционального интеллекта было также связано с более низким уровнем отстранения от занятий, повышением посещаемости школ и уменьшением общего числа случаев плохого поведения. Из этого следует, что мы все можем улучшить наш эмоциональный интеллект с помощью достаточных усилий - но как именно мы должны это делать? Как улучшить эмоциональный интеллект Мы рассмотрели все аспекты эмоционального интеллекта - что это такое, как он может нам помочь, и ключевые компоненты Смешанной модели EQ. Помня обо всем этом, пришло время взглянуть на то, как мы все можем направить наши усилия на улучшение нашего эмоционального интеллекта. В своих фундаментальных исследованиях и публикациях, Эмоционально Интеллектуальный Менеджер, Дэвид Р. Карузо и Питер Салвей обсудили четыре ключевых навыка, относящихся к развитию социального интеллекта: 1. Способность распознавать свои чувства и чувства других людей. Использование этих чувств для направления собственного мышления и рассуждений вместе с другими. Понимать, как могут меняться наши собственные чувства и чувства других людей в ответ на определенные события. Сохранять открытость к чувствам и уметь интегрировать их в решения и действия. Джастин Барисо, автор Прикладного EQ, продвигает эти идеи дальше, используя их для изложения семи ключевых шагов, которые мы все должны предпринять, если мы хотим улучшить наш эмоциональный интеллект. Проводите время, размышляя о своих собственных эмоциях Стремясь лучше понять чувства других людей, с чего лучше начать, чем заглянуть внутрь и понаблюдать за своими собственными?
Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать.
«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии
Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма. В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают.
Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде.
Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела. Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай.
Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи. Чем больше мы можем строить позитивные отношения и развивать кооперативные связи, тем более обогащенной может быть наша жизнь.
Неудивительно, что исследования показали корреляцию между более высоким EQ и счастьем. Но даже когда становится тяжело, эквалайзер может помочь нам и в этом. В академической среде студенты, демонстрирующие высокий эмоциональный интеллект, особенно в области эмоциональной регуляции и эмпатии, могут реже сталкиваться с буллингом, согласно исследованиям.
Работа - еще один пример. Исследования 2013 года показывают, что хорошо развитый EQ может помочь тебе достичь целей организации и повысить удовлетворенность работой, отчасти благодаря позитивным отношениям, развивающимся на рабочем месте. На самом деле, согласно тому же исследованию, высокий EQ может помочь окружающим тебя людям добиться успеха, особенно в групповых проектах.
Когда ты управляешь своими эмоциями, это влияет на окружающих, заставляя их делать то же самое. Выигрывают все.
Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией.
Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам. Как развивать эмоциональный интеллект? Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией.
Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте.
Определение близкое к традиционным аспектам интеллекта, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных компонентов: 1. Восприятие и идентификация эмоций; 2. Использование эмоций в решении задач; 3. Понимание и анализ эмоций; 4. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей. Давайте посмотрим на каждый компонент в отдельности.
Однако, как ни странно, несмотря на положительный настрой, Эстер чувствует, что в своей карьере она «топчется» на месте. Ей все никак не удается добиться на работе тех результатов, которых от нее ждут. Вот тебе и эмоциональный интеллект, думает она. Ловушка, в которую угодила Эстер и ее менеджер, встречается довольно часто — они понимают термин «эмоциональный интеллект» слишком узко. Они фокусируются на общительности Эстер, ее внимательности к другим и умении понравиться, и забывают при этом о других важных составляющих эмоционального интеллекта, которые могли бы сделать ее сильным и способным лидером. Недавно опубликованная статья в журнале «Harvard Business Review» рассказывает о навыках, которых может не хватать таким добрым и позитивным менеджерам, как Эстер, а именно — способности давать негативную обратную связь сотрудникам, смелости идти против течения и способствовать изменениям, креативности и умения мыслить нестандартно. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Как пишет известный американский писатель и психолог Дэниел Гоулман: «Мы изучаем сильные стороны выдающихся лидеров вот уже более 30 лет, благодаря чему мы смогли составить модель высоких стандартов эмоционального интеллекта и лидерства, которая гласит, что подготовить менеджера к решению таких непростых задач может только хорошо сбалансированный набор навыков ЭИ».
Эмоциональный интеллект (EQ)
Женя Венина: — Эмоциональный интеллект — сложная конструкция, поэтому мы не можем оценивать его точно. На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации. Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта. Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки.
С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же.
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе.
Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная.
Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе — понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ". Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов: способности к идентификации и выражению эмоций; способности к регуляции эмоций; способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Данная структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми.
Направлен на эмоции других людей в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия. Второй тип способностей также делится на 2 компонента: 1. Направлен на регуляцию своих эмоций; 2.
Направлен на регуляцию эмоций других людей. Третий тип способностей подразделяется на следующие компоненты: 1. Гибкое планирование; 3.
Перенаправленное внимание; 4. Приведенная выше структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми.
В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.
И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица.
Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый.
Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще.
И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него.
Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность.
И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния».
Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения.
Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени.
И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции.
Эмоциональный интеллект – концепция
- Морфология эмоций
- Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума
- Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
- Эмоциональный интеллект: развитие эмоционального интеллекта, методики эмоционального интеллекта
- Пять составляющих эмоционального интеллекта.
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. Модель эмоциональной компетентности тренинговой компа-нии EQuator состоит из четырех навыков. из чего состоит эмоциональный интеллект. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне.
Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого?
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
- Морфология эмоций
- Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
- EQ: постройте карьеру на чувствах
- Морфология эмоций
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.
В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р.
Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р.
Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта.
Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П.
Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р.
Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации.
Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода.
Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели.
К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность они называют его ability EI или information processing EI и эмоциональный интеллект как черта trait EI.
Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16].
В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А.
Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.
Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20].
Он предположил, что EQ emotional quotient может быть более важен для жизни в обществе, чем IQ intelligence quotient. У человека может быть высокий показатель IQ, но он не определяет его успех в жизни. Зачем развивать эмоциональный интеллект Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме. Также они: Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме. Как понять, что человеку стоит развивать эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Человек с низким EQ позволяет чувствам управлять своим мышлением и действиями. Люди с низким EQ постоянно с кем-то спорят, выясняют отношения, переубеждают и отказываются слушать других людей.
Даже если предоставить им доказательства их неправоты, они будут утверждать, что факты неверны. У них бывают эмоциональные всплески. Людям с низким EQ часто трудно понять и контролировать свои эмоции. Они могут внезапно и бурно проявлять эмоции даже из-за бытовой мелочи. Они переводят разговоры на себя. Даже если они задают вопросы и, кажется, внимательно слушают, за этим чаще всего следует «А вот у меня…». Как будто они испытывали все, что испытывает собеседник, но в большей степени, и поэтому заслуживают больше внимания.
Она всегда активно вовлечена в рабочий процесс, а ее коллеги находят в ней источник спокойствия. Менеджер Эстер рад, что ему так повезло с его подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта или ЭИ. Эстер и сама считает, что ЭИ — одна из ее сильных сторон; она рада, что хотя бы над этой областью лидерских качеств можно не работать. Однако, как ни странно, несмотря на положительный настрой, Эстер чувствует, что в своей карьере она «топчется» на месте. Ей все никак не удается добиться на работе тех результатов, которых от нее ждут.
Вот тебе и эмоциональный интеллект, думает она. Ловушка, в которую угодила Эстер и ее менеджер, встречается довольно часто — они понимают термин «эмоциональный интеллект» слишком узко. Они фокусируются на общительности Эстер, ее внимательности к другим и умении понравиться, и забывают при этом о других важных составляющих эмоционального интеллекта, которые могли бы сделать ее сильным и способным лидером.
Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя. Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу. Шаг 4.
Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример. Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие. Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны. Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно».
Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах. Это так? Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции. А во втором случае тот, кто повысил голос, говорит о своих ощущениях.
Обычно такая формулировка вызывает больше доверия. Тому, кого обидели, не обязательно рассказывать о своих эмоциях, он может просто не согласиться с ощущениями другого человека. А если все-таки злость есть, ему легче будет признать ее. После этого есть шанс поговорить о ситуации. Это поможет выстроить коммуникацию и достичь цели разговора. Правила, которые помогут построить деловое общение Вот еще пример.
Леонид спешил на встречу с клиентом, но попал в пробку и приехал на пятнадцать минут позже. А для клиента опоздание — звоночек о необязательности. Леонид начал встречу с вопроса: «Я чувствую, что вы недовольны мной из-за опоздания, это так? После этого Леонид извинился, момент с опозданием проговорили, и он теперь не занимает мысли обоих людей. Они спокойно продолжили обсуждать вопросы по проекту. Леонид запомнил, что для этого человека важна пунктуальность, и в следующий раз приходил на встречи заранее.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) звучит очень часто. Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов. Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. Интересен подход к пониманию эмоционального интеллекта коуча по развитию EQ и автора книги «Эмоциональный интеллект.
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
Все дело в клише, «комплиментах», которые щедро отвешивают токсородители в детстве: «дурак», «дура», «бездарь», «неслух», «лентяй», «негодяй», «профурсетка» и т. А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься. Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким. Значит, таким я и буду. Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает.
В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться. Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности.
Авторы определили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Каждый тип способностей, по мнению авторов, состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации.
К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными. Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы. Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом , умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием. Эмоциональный интеллект — не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение. Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины. Что получает эмоционально интеллигентный человек? Разнообразие в межличностных ситуациях — его отношения более разнообразны, богаты и более постоянны. Он лучше справляется с трудными ситуациями, адаптируется к обстоятельствам, организует деятельность, адаптируется к условиям труда и работает более эффективно.
Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция. Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри. Внешнее спокойствие, умиротворение. Мышцы лица расслаблены. Короткая фраза: «Я счастлив». Потрясение негативное Яркое возмущение, желание привлечь к себе внимание. Стремление пожалеть себя, показать, кто тут самый несчастный. Желание поделиться своей тревогой через такие фразы, как «Это уже слишком! Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь. Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. K-AMPUS — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение. Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете. Чем лучше вы их осознаете, тем больше шансов, что в каждом конкретном случае вы сможете лучше видеть себя со стороны и верно оценивать обстановку. Но все равно перед тем, как это произойдет, надо немного подождать. Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека. Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Дэниел Гоулман считает, что уровень развития эмоционального интеллекта зависит от 12 ключевых компетенций в 4 областях.