В 2023 году роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского стал самым продаваемым из русской классики. «Преступление и наказание» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Федор Достоевский.
Содержание
- Достоевский Федор - Преступление и наказание
- Тварь или право имею? Как Достоевский писал Раскольникова с реальных убийц | АиФ Санкт-Петербург
- Сериал «Преступление и наказание» — 2024: актеры, сюжет, интересные факты
- Книга "Преступление и наказание" - Достоевский Федор Михайлович скачать бесплатно, читать онлайн
- Издания и произведения
- Account Options
Смысл романа Преступление и наказание — Фёдор Достоевский
Свидригайлов, конечно, умаляет свою вину: в тексте романа есть туманные указания на то, что именно он своим "невинным увлечением" и довел Марфу Петровну до смерти. Бытовое насилие в современном УК также неотличимо от нанесения телесных повреждений. Если верить Свидригайлову, и на теле потерпевшей действительно не осталось "знаков" видимо, следов , его поступок можно отнести к статье "Побои". Признанный виновным может отправится на обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до года, либо его ждет арест на срок до шести месяцев или колония на срок до двух лет.
Клодт, "Раскольников и Мармеладов", 1874 Во второй половине XIX века проституция была легализована указом Николая I, так что сложно отделить склонение к проституции от склонения к работе на заводе. Кроме осуждения знакомых, никакого больше наказания Катерина Ивановна бы не получила. В настоящее время вовлечение в занятие проституцией карается по закону штрафом в размере до 200 тысяч рублей, ограничением свободы на срок до трех лет, принудительными работами на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Сами склоненные, если их вина будет доказана, должны выплатить от 1500 до 2000 рублей. Точно: мелкая корысть и крупная корысть — не всё равно. Это дело пропорциональное.
Непосредственно участвовать в азартных играх законом не было запрещено ни тогда, ни сейчас. Исключение составляют внутренние циркуляры заведений или устные распоряжения руководства. Совсем другое дело — организация игр.
УК РФ карает организаторов любого азартного карточного досуга. За рулетку или "однорукого бандита" владелец подпольного казино выложит до 500 тысяч рублей или отправится на обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, а также может сесть на срок до двух лет.
И два злодея, распятые одновременно со Христом, не канули в пучину истории. Человечество сохранила о них память, и сказание о их жизненных путях дошло до наших дней, может быть, приукрашенное и превратившееся в миф, но по существу верное.
В древности на Руси широко был известен апокриф, официально не признанный Церковью, но очень популярный в народе. В нём повествуется о том, как Святое Семейство по пути в Египет было остановлено в пустыне двумя разбойниками. Они не собирались грабить Иосифа, т. Но жена одного из них недавно родила, а дитя своего не могла кормить по причине грудной болезни.
Вот разбойник, муж страдалицы, и обратился к Деве Марии за помощью, увидев на Её руках Младенца. Он попросил Богородицу покормить сына, пока не оправится от болезни его мать. И Матерь Божия согласилась. Целых шесть дней Она делила Своё молоко между Сыном Божьим и сыном разбойника, до тех пор, пока роженица не выздоровела.
А потом Святое Семейство отправилось дальше. Так будущий благоразумный разбойник стал молочным братом Христа. В то же время и жена второго разбойника родила сына. Когда же мальчики выросли, они пошли по стопам своих отцов — стали грабить и убивать проезжающих путников.
Но тот, который впитал во младенчестве молоко Богородицы, был милосерднее своего приятеля. Он старался не проливать без надобности кровь, хотя впоследствии это никак не повлияло на решение римского суда: оба были приговорены к распятию. Но встреча с Господом, пусть даже и в неосознанном возрасте, не прошла для него напрасно. И эта встреча, и молоко Богоматери не дали ему потерять остатки человечности и окончательно умереть его душе.
Всю осознанную жизнь проживший без Бога, он, тем не менее, в самых глубинах своего естества, на подсознательном уровне хранил память о своём молочном брате — Младенце Христе. И незадолго до смерти эта память проснулась в нём, мгновенно всё перевернула в его заскорузлой от крови душе и понудила её искренне возопить: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твоё! По аналогии с судьбой благоразумного разбойника Достоевский выстраивает и судьбу Раскольникова. Тем самым он доказывает, что, до тех пор, пока в человеке сохраняется живой душа, он не потерян для Бога.
А Раскольников ещё в раннем детстве впитал Божественное молоко истинной веры, которая потом как мы увидим позже, под воздействием внешних обстоятельств была оттеснена куда-то далеко-далеко на самое дно его души, но не погасла окончательно и, разбуженная грехом да, именно, грехом! Всё, как у благоразумного разбойника. Вот в этом и заключается Божественный парадокс. Иногда человеку нужно упасть на самое дно греховной пропасти, чтобы там, на дне, найти потерянную веру, вновь обрести её, пережитой болью сделать её ещё крепче, чем она была, и уже с обновлённой верой взлететь из пропасти навстречу протянутой деснице Божьей.
Из письма Матери Раскольникова своему сыну мы узнаём о той детской вере, которая чуть ли не с младенчества вошла в него, как молоко Богородицы вошло в плоть будущего благоразумного разбойника. Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как ещё в детстве своём, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!
Сердце материнское вещун, и к этому его предчувствию: «не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Именно, безверие стало той «большой дорогой», которая привлекла к себе в то время многих и на которую вышел Раскольников-разбойник, чтобы грабить и убивать. А теперь, чтобы лучше понять, как вера зарождалась в душе маленького Роди, и что потерял Раскольников, когда стал взрослым, и что он приобрёл в результате этой потери, давайте обратимся к его сну, в котором он снова увидел себя маленьким. Ведь в начале сна он видит себя таким, каким он был на самом деле, видит реальные события, некогда происходившие с ним: «Среди кладбища каменная церковь с золочёным куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиду по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видел… Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой.
Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Какая благодатная картинка! Но это — сонное воспоминание. А дальше перед Раскольниковым разворачивается реальность кошмарного сна.
Они с отцом проходят мимо кабака, и мальчик видит, как пьяные мужики в бешеном кураже убивают лошадь. На его глазах хозяин бедной животины приглашает всех желающих взобраться на телегу: «Садись, всех довезу!.. Вскачь пущу! Вскачь пойдёт!
А дальше происходит страшное: Миколка, хозяин, действительно начинает сечь савраску, безжалостно, а главное, бессмысленно. Квёлая лошадёнка и с места сдвинуться не может. А на телегу всё лезут и лезут пьяные мужики. Кнут всё чаще гуляет по спине, по морде, по глазам лошадёнки.
Она напрягает все силы, но всё равно не может сдвинуться с места. А пьяные мужики всё лезут и лезут на телегу. Да ещё «берут с собой одну бабу, толстую и румяную». И вот уже в ход идёт оглобля, а за нею и лом.
Убийственный удар опускается на хребет измученной савраски и, наконец, она падает замертво, только на несколько шагов сдвинувшись с места, хотя и напрягалась что есть мочи. Маленький Родя во сне плачет. Ему очень жаль савраски. В этом сне Достоевский раскрыл всю внутреннюю сущность своего героя.
Взрослый Раскольников не потерял чистоты и искренности маленького Роди. Жалость и сострадание, способность чувствовать чужую боль, как свою личную, сохранились в его душе даже тогда, когда он понёс в своём сердце мысль о преступлении, и даже тогда, когда он его совершил. Бог прикоснулся к его детской душе, как некогда прикоснулся к душе Евангельского разбойника, и вложил в неё благодатное зерно жизни, которое впоследствии было завалено ворохом жизненных обстоятельств, а более всего, растленными идеями, подхваченными в Петербурге во время обучения в университете. Насколько эти идеи были чужды Раскольникову, мы увидим позже.
Но они прижились в нём, как приживается в организме раковая опухоль, становясь его частью и одновременно пожирая его. Да, во взрослом Раскольникове продолжает жить маленький Родя, но рядом с ним поселился жёлчный, обозлённый на весь мир и одновременно преисполненный горделивого желания доказать этому миру своё превосходство над ним бывший студент Родион. Эти две ипостаси сосуществовали в Раскольникове, не смешиваясь друг с другом, но и не отделяясь друг от друга. Истязатель савраски в сонном видении Раскольникова преобразовал его самого.
Миколка, хозяин лошадёнки, вставший «на передке во весь рост» — это жгучее желание Раскольникова возвыситься над людьми и сделать для них что-то такое, что оправдает это его возвышение. Но без Бога любое служение людям становится бесплодным и бессмысленным самолюбованием: оно притягивает к себе лишь низменные страсти. Во сне Раскольникова эти страсти предстают в образе пьяных мужиков, заполнивших телегу. А венчает эту нетрезвую свору «толстая и румяная» баба — олицетворённая гордыня, которая есть прародительница всех остальных грехов.
Себя, свою возможную судьбу увидел Раскольников в кошмарном сне.
Книга о выживании студента после совершенного преступления экранизировалась более двадцати пяти раз. Первым перевел историю в киноформат немецкий режиссер Роберт Вине.
Немая драма «Раскольников» вышла в 1923 году. А в 1953 году по нему создал мангу Осаму Тэдзука.
Однако похоже, что до сих пор бумаги просто игнорировали.
В АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» подчеркнули: действующее законодательство запрещает организовывать в охранных зонах теплосетей жилые и нежилые помещения, места для отдыха, детские площадки и многое другое. В случае дефекта может пострадать не только имущество, но и жизнь и здоровье людей. По словам арендаторов, собственник подвала знает о студии в помещении, а установленные декорации используют лишь для фотосессий.
Лекция III. «Преступление и наказание» как роман-трагедия
Стало известно, что видеосервис Smart планирует экранизировать «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Шоу адаптирует одноимённый роман Фёдора Достоевского на современный лад и расскажет историю студента Родиона Раскольникова, который решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны, однако всё идёт не по его плану. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Н. Каразина, Д. Шмаринова, И. Грабаря.
Произведение Преступление и наказание полностью
- Иван Янковский сыграет Раскольникова в сериале «Преступление и наказание»
- Преступление и наказание Фёдора Достоевского
- Видеоанонс
- Другие книги автора:
- Достоевский Федор - Преступление и наказание
Преступление и наказание. Роман. Федор Достоевский
Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. В 2023 году роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского стал самым продаваемым из русской классики. Достоевский Федор Михайлович бесплатно в формате epub, fb2, pdf, txt, читать отзывы, аннотацию. «Кинопоиск» объявил, что завершились съемки нового сериала «Преступление и наказание» (18+) по роману Федора Достоевского.
Достоевский Федор - Преступление и наказание
В начале сентября стало известно, что режиссер Жора Крыжовников снимет для сервиса восьмисерийный сериал по мотивам «Преступления и наказания» Федора Достоевского. В основу сериала «Преступление и наказание» лег одноименный роман Федора Достоевского. Преступление и наказание — легендарный роман Фёдора Достоевского, ставший неотъемлемой частью школьной программы.
В России снимут новую экранизацию «Преступления и наказания»
Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей. Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет. Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными.
В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу. Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.
Читайте также: «Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC Семейство Мармеладовых устроило поминки, где вдова бывшего чиновника оскорбляет владелицу квартиры. Из-за этого хозяйка велит всем незамедлительно съехать. Далее по сюжету романа «Преступление и наказание» Раскольников и Соня уединяются в ее квартире, где он сообщает ей, что убил старуху-процентщицу и ее сестру. Девушка жалеет юношу и советует ему признаться во всем. Однако он не соглашается с Мармеладовой и намеревается еще побороться за себя. Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.
А невыносимая сорокаградусная жара, действительно стоявшая в Петербурге летом 1865 года, способствовала угнетенному состоянию героя. Примечательно, что писатель использовал реальные петербургские топонимы: Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь. Некоторое время сам Достоевский жил по тому же адресу, что и Родион Раскольников — ул. Гражданская, д. Студент, одержимый идеей сверхчеловека и разделения людей на «тварей» и «властелинов», в первоначальном замысле писателя был персонажем куда более плоским, чем мы его знаем, и даже не имел фамилии. В самой первой версии «Преступления и наказания» главного героя зовут Василий. Но затем он обретает другое имя и говорящую фамилию, символизирующую двойственность его натуры и глубокий внутренний кризис, раскол, который он переживает на страницах произведения. Преступление Раскольникова, одно из самых знаменитых в психологических романах всех эпох и направлений, действительно разделило литературу на до и после. Это был смелый и небывалый философский и стилистический эксперимент, завораживающий читателей и в наши дни, вызывающий неподдельный интерес и исследуемый до сих пор.
Главным героем романа является студент, который долгое время размышлял над тем, как совершить убийство старушки-процентщицы. У Родиона очень тяжело с деньгами, и он полагает, что всего лишь одно убийство способно решить все его проблемы. Он думает о том, что только сильная личность способна пойти на это, а именно таковым человеком он себя и считает. Хотя иногда у него возникают сомнения, ведь ему очень непросто совершить то, что он задумал. Однако он не предстает перед читателем исключительно отрицательным персонажем. Родион способен на светлые чувства, у него бывают благородные порывы.
В том смысле, что у Тарантино смерть не рассматривается как драма, она — только эпизод жизни. Из истории Раскольникова изъяты моменты физических мучений, хотя сохранены и текст, и структура романа. Но при этом каждый монолог изъят из зоны нравственных и моральных мучений. Вот что здесь от Тарантино».
Федор Достоевский: Преступление и наказание
Проблемы творчества Достоевского 1929 — Л. Город и люди «Преступления и наказания» 1939 Сложная картина нарушения реальной топографии Петербурга создаёт специфический образ города в романе: с одной стороны — узнаваемый конкретный район города, с другой — город-двойник, отражённый как бы в кривом зеркале, где улицы и расстояния не соответствуют реальным, а дома героев и их местонахождение подвижны и неуловимы. Купман, А. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» 1976 Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами света и тени. Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются здесь в трактирах, на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы — и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию.
Как в трагедиях Шекспира, в действии принимают участие не только люди, но и стихии — природа и город, вода и земля. Они выступают как силы то дружественные, то враждебные людям. Раскольников перед убийством почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города; он живет в каморке, похожей на гроб. Самоубийство Свидригайлова происходит сырой и дождливой ночью, когда не только переполняется чаша его страданий, но и вся природа, кажется, хочет выйти из берегов.
Многие эпизоды тонут в своеобразном «рембрандтовском» освещении. Существенную роль играют в романе также философские и числовые символы сны Раскольникова, возвращение — дважды — к евангельскому рассказу о воскресении Лазаря, символизирующее способность героя к нравственному возрождению, три посещения Раскольниковым Порфирия и Сони и т. Фридлендер, Г.
Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности. Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний. Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC Федор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма. Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение. Роман «Преступление и наказание»: структура Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6—7 глав. Рассказ разделен на два повествования: Описание терзаний главного персонажа, его рассуждения и само преступление. Рассказ о наказании и чистосердечном признании Родиона. Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания. В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься. Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC Главные герои романа Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно: Родион Раскольников — задумчивый и мрачный, но при этом добрый и честный человек. Нищий студент, который придумал теорию о том, что можно совершить преступление на благо обществу. Алена Ивановна — вдова, ростовщица, имеющая хорошее состояние. Живет в квартире вместе с сестрой, над которой часто словесно издевается. Жертва Раскольникова. Семен Захарович Мармеладов — бывший чиновник, который имеет пристрастие к алкогольным напиткам. Обладает добрым и отзывчивым характером. Соня Мармеладова — кроткая и робкая девушка, которая работает на панели по указанию мачехи, чтобы обеспечить едой младших детей. Благодаря ее любви Раскольников признается в убийстве и становится на путь искупления.
И пусть она проститутка! Это меня волновало в последнюю очередь! Ведь Соня — та женщина, с которой мужчине всегда будет хорошо. Она сильная душевно, она добрая, она способна жертвовать ради других — она прекрасна. Я испытывал двоякие чувства к Порфирию Петровичу. С одной стороны, он, конечно же, гениален. Но с другой — павлин павлином, любит похвастаться да покрасоваться. В восторге был от злодеев — Лужина и Свидригайлова. Еще больше тронула настоящая дружба Дмитрия Разумихина и Родиона Раскольникова. А вот вся семья Раскольниковых разочаровала. Тюфяк Родя, бессловесная сестрица Дуня, которая в большинстве сцен вообще в роли предмета интерьера. Мамаша, готовая пожертвовать дочерью ради счастья Родички. Или кто-то всерьез верит, что она не понимала, какую судьбу уготовила Дуне, выдавая ее на Лужина? Я понял, что преступление, совершенное Раскольниковым, следует рассматривать не только с точки зрения уголовного права. Тут не обойтись без религии. Это же смертный грех! И постоянные звоночки, словно предупреждения, в виде знаков свыше преследуют Раскольникова. И именно поэтому он находит утешение в обществе Сони Мармеладовой. Оба согрешили. Не убий, не прелюбодействуй! Смертные грехи персонажей. Это их сближает. Любовь приходит потом. Как и читательская любовь к книге. Уважаемые читатели канала! Комментируйте заметки, высказывайте свои мысли, если возникнет желание. Несогласие с позицией автора только приветствуется: всегда полезно знать другие точки зрения. Вот блин! Похоже я остался ребёнком.. В начале 70-х, будучи пацаном, читал всё подряд, перед тем как сдать в букинистический, по ночам, под одеялом с фонариком.
Видимо, поэтому так остро и пронзительно отзываются в сердце строки его произведений. Герои Бориса Васильева, каждый по-своему, ведут личный бой — за право называться человеком. В книгу вошли повести «Завтра была война», «А зори здесь тихие…» и роман «В списках не значился». Книги серии «Читаем по школьной программе» адресованы учащимся средней и старшей школы.
Федор Достоевский
Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой.
Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. Говорю садись! Вскачь пущу!
Вскачь пойдет! Секи ее! Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну! Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.
Все садись! Папочка, бедную лошадку бьют! Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает. Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!.. Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся.
И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается! Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается. Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает всё это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.
Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской. Раздается тяжелый удар. Что стали! А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить. Покончить с ней разом, — кричит третий. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становитсhя сбоку и начинает бить ломом зря по спине.
Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить. Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы. За что они… бедную лошадку… убили! Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается. Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе. Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!
Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову. Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту… пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю… Чего ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался? Ведь вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, гадко, низко, низко… ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило… Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Ведь я всё же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!.. Чего же, чего же и до сих пор…» Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т — в мост. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно.
Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения! Впоследствии, когда он припоминал это время и всё, что случилось с ним в эти дни, минуту за минутой, пункт за пунктом, черту за чертой, его до суеверия поражало всегда одно обстоятельство, хотя в сущности и не очень необычайное, но которое постоянно казалось ему потом как бы каким-то предопределением судьбы его. Именно: он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, воротился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти. Крюк был небольшой, но очевидный и совершенно ненужный. Конечно, десятки раз случалось ему возвращаться домой, не помня улиц, по которым он шел. Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной по которой даже и идти ему незачем подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его жизни, именно к такому настроению его духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидала его!
Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. Они тоже поднимались домой, но замешкались, разговаривая с подошедшею знакомой. Знакомая эта была Лизавета Ивановна, или просто, как все звали ее, Лизавета, младшая сестра той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы, у которой вчера был Раскольников, приходивший закладывать ей часы и делать свою пробу… Он давно уже знал всё про эту Лизавету, и даже та его знала немного. Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои. Она стояла в раздумье с узлом перед мещанином и бабой и внимательно слушала их. Те что-то ей с особенным жаром толковали.
Когда Раскольников вдруг увидел ее, какое-то странное ощущение, похожее на глубочайшее изумление, охватило его, хотя во встрече этой не было ничего изумительного. И те прибудут. И сестра она вам не родная, а сведенная, а вот какую волю взяла. Оно дело выгодное-с. Потом и сестрица сами могут сообразить. Раскольников тут уже прошел и не слыхал больше. Он проходил тихо, незаметно, стараясь не проронить ни единого слова. Первоначальное изумление его мало-помалу сменилось ужасом, как будто мороз прошел по спине его. Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. До его квартиры оставалось только несколько шагов.
Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно. Конечно, если бы даже целые годы приходилось ему ждать удобного случая, то и тогда, имея замысел, нельзя было рассчитывать наверное, на более очевидный шаг к успеху этого замысла, как тот, который представлялся вдруг сейчас. Во всяком случае, трудно было бы узнать накануне и наверно, с большею точностию и с наименьшим риском, без всяких опасных расспросов и разыскиваний, что завтра, в таком-то часу, такая-то старуха, на которую готовится покушение, будет дома одна-одинехонька. VI Впоследствии Раскольникову случилось как-то узнать, зачем именно мещанин и баба приглашали к себе Лизавету. Дело было самое обыкновенное и не заключало в себе ничего такого особенного. Приезжее и забедневшее семейство продавало вещи, платье и проч. Так как на рынке продавать невыгодно, то и искали торговку, а Лизавета этим занималась: брала комиссии, ходила по делам и имела большую практику, потому что была очень честна и всегда говорила крайнюю цену: какую цену скажет, так тому и быть. Говорила же вообще мало, и как уже сказано, была такая смиренная и пугливая… Но Раскольников в последнее время стал суеверен. Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо.
И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений. Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался. Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же взгляда, еще ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое отвращение, взял у нее два «билетика» и по дороге зашел в один плохонький трактиришко. Он спросил чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок, и очень, очень занимала его. Почти рядом с ним на другом столике сидел студент, которого он совсем не знал и не помнил, и молодой офицер. Они сыграли на биллиарде и стали пить чай. Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу, и сообщает ему ее адрес.
Это уже одно показалось Раскольникову как-то странным: он сейчас оттуда, а тут как раз про нее же. Конечно, случайность, но он вот не может отвязаться теперь от одного весьма необыкновенного впечатления, а тут как раз ему как будто кто-то подслуживается: студент вдруг начинает сообщать товарищу об этой Алене Ивановне разные подробности. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная… И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. Они стали говорить о Лизавете. Студент рассказывал о ней с каким-то особенным удовольствием и всё смеялся, а офицер с большим интересом слушал и просил студента прислать ему эту Лизавету для починки белья. Раскольников не проронил ни одного слова и зараз всё узнал: Лизавета была младшая, сводная от разных матерей сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала.
Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H — й губернии, на вечный помин души. Была же Лизавета мещанка, а не чиновница, девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно. Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна… — Да ведь ты говоришь, она урод? У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша. Нет, вот что я тебе скажу.
Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент. Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно! С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки?
Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Я для справедливости… Не во мне тут и дело… — А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию! Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли?
И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…. Возвратясь с Сенной, он бросился на диван и целый час просидел без движения. Между тем стемнело; свечи у него не было, да и в голову не приходило ему зажигать. Он никогда не мог припомнить: думал ли он о чем-нибудь в то время? Наконец он почувствовал давешнюю лихорадку, озноб, и с наслаждением догадался, что на диване можно и лечь. Скоро крепкий, свинцовый сон налег на него, как будто придавил. Он спал необыкновенно долго и без снов. Настасья, вошедшая к нему в десять часов, на другое утро, насилу дотолкалась его.
Она принесла ему чаю и хлеба. Чай был опять спитой, и опять в ее собственном чайнике. Он приподнялся с усилием. Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван. Он ничего не отвечал. Настасья постояла над ним. Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и с злостью стала толкать его.
Он приподнялся и сел, но ничего не сказал ей и глядел в землю. Есть-то будешь, что ль? Она постояла еще немного, с состраданием посмотрела на него и вышла. Через несколько минут он поднял глаза и долго смотрел на чай и на суп. Потом взял хлеб, взял ложку и стал есть. Он съел немного, без аппетита, ложки три-четыре, как бы машинально. Голова болела меньше. Пообедав, протянулся он опять на диван, но заснуть уже не мог, а лежал без движения, ничком, уткнув лицо в подушку. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают.
Он же всё пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку… Вдруг он ясно услышал, что бьют часы. Он вздрогнул, очнулся, приподнял голову, посмотрел в окно, сообразил время и вдруг вскочил, совершенно опомнившись, как будто кто его сорвал с дивана. На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось. Но на лестнице было всё тихо, точно все спали… Дико и чудно показалось ему, что он мог проспать в таком забытьи со вчерашнего дня и ничего еще не сделал, ничего не приготовил… А меж тем, может, и шесть часов било… И необыкновенная лихорадочная и какая-то растерявшаяся суета охватила его вдруг, вместо сна и отупения. Приготовлений, впрочем, было немного. Он напрягал все усилия, чтобы всё сообразить и ничего не забыть; а сердце всё билось, стукало так, что ему дышать стало тяжело. Во-первых, надо было петлю сделать и к пальто пришить — дело минуты. Он полез под подушку и отыскал в напиханном под нее белье одну, совершенно развалившуюся, старую, немытую свою рубашку.
Из лохмотьев ее он выдрал тесьму, в вершок шириной и вершков в восемь длиной. Эту тесьму сложил он вдвое, снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто единственное его верхнее платье и стал пришивать оба конца тесьмы под левую мышку изнутри. Руки его тряслись пришивая, но он одолел и так, что снаружи ничего не было видно, когда он опять надел пальто. Иголка и нитки были у него уже давно приготовлены и лежали в столике, в бумажке. Что же касается петли, то это была очень ловкая его собственная выдумка: петля назначалась для топора. Нельзя же было по улице нести топор в руках. А если под пальто спрятать, то все-таки надо было рукой придерживать, что было бы приметно. Теперь же, с петлей, стоит только вложить в нее лезвие топора, и он будет висеть спокойно, под мышкой изнутри, всю дорогу. Запустив же руку в боковой карман пальто, он мог и конец топорной ручки придерживать, чтоб она не болталась; а так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи, что он что-то рукой, через карман, придерживает. Эту петлю он тоже уже две недели назад придумал.
Покончив с этим, он просунул пальцы в маленькую щель, между его «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад. Этот заклад был, впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. Эту дощечку он случайно нашел, в одну из своих прогулок, на одном дворе, где, во флигеле, помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к дощечке гладкую и тоненькую железную полоску, — вероятно, от чего-нибудь отломок, — которую тоже нашел на улице тогда же. Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким образом минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь» деревянная. Всё это хранилось у него до времени под диваном. Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: — Семой час давно! Боже мой!
Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни топор. О том, что дело надо сделать топором, решено им было уже давно. У него был еще складной садовый ножик; но на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на топоре окончательно. Заметим кстати одну особенность по поводу всех окончательных решений, уже принятых им в этом деле. Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее, тотчас же становились и в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время. И если бы даже случилось когда-нибудь так, что уже всё до последней точки было бы им разобрано и решено окончательно и сомнений не оставалось бы уже более никаких, — то тут-то бы, кажется, он и отказался от всего, как от нелепости, чудовищности и невозможности. Но неразрешенных пунктов и сомнений оставалась еще целая бездна. Что же касается до того, где достать топор, то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче.
Дело в том, что Настасьи, и особенно по вечерам, поминутно не бывало дома: или убежит к соседям, или в лавочку, а дверь всегда оставляет настежь. Хозяйка только из-за этого с ней и ссорилась. Итак, стоило только потихоньку войти, когда придет время, в кухню и взять топор, а потом, чрез час когда всё уже кончится , войти и положить обратно. Но представлялись и сомнения: он, положим, придет через час, чтобы положить обратно, а Настасья тут как тут, воротилась.
Шемякина к роману «Преступление и наказание» Первое сценическое исполнение отрывков романа состоялось в марте 1866 года на вечере Литературного фонда в Петербурге, на котором Федор Михайлович прочел вторую главу первой части романа - беседу в распивочной между Мармеладовым и Раскольниковым. Позднее роман многократно ставился на театральной сцене - в России и за рубежом. Среди отечественных театральных постановок следует отметить спектакли Ю. Любимова в Театре на Таганке с В.
Высоцким в роли Свидригайлова, Л. Эренбурга в МХТ им. Чехова, известного венгерского режиссера А. Виднянского в Александринском театре. Сцена из спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф. Александринский театр. Первый фильм по мотивам романа был снят в 1909 году режиссером В. В 1969 году советский режиссер Л.
Кулиджанов снял полнометражный фильм, главные роли в котором исполнили Г. Тараторкин и И. Российский режиссер Д. Светозаров, экранизировавший роман в 2007 году, так обозначил свое видение романа: «Я понял, что «Преступление и наказание» - это роман о жизни человека, загнанного в тараканью щель». Кадр из фильма «Преступление и наказание» по роману Ф. Режиссёр - Л.
Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть".
Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет.
Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.
Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.
Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем.
В России снимут сериал «Преступление и наказание» по мотивам романа Достоевского — первые кадры В России снимут сериал «Преступление и наказание» — первые кадры 15 сентября 2023, 21:56 МСК Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Поделиться Комментарии «Кинопоиск» анонсировал новый сериал — «Преступление и наказание». Шоу адаптирует одноимённый роман Фёдора Достоевского на современный лад и расскажет историю студента Родиона Раскольникова, который решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны, однако всё идёт не по его плану.
Петербург ассоциируется у россиян с романом Достоевского «Преступление и наказание»
Из истории Раскольникова изъяты моменты физических мучений, хотя сохранены и текст, и структура романа. Но при этом каждый монолог изъят из зоны нравственных и моральных мучений. Вот что здесь от Тарантино».
В 1969 году советский режиссер Л. Кулиджанов снял полнометражный фильм, главные роли в котором исполнили Г. Тараторкин и И. Российский режиссер Д. Светозаров, экранизировавший роман в 2007 году, так обозначил свое видение романа: «Я понял, что «Преступление и наказание» - это роман о жизни человека, загнанного в тараканью щель». Кадр из фильма «Преступление и наказание» по роману Ф. Режиссёр - Л.
Зутермейстера и венгерского музыканта Э. Петровича «Раскольников». Необычную трактовку романа предложили в 2016 году авторы рок-оперы «Преступление и наказание». В постановке использованы самые современные театральные технологии. В частности - динамические видеопроекции на движущиеся объекты. Сцена из рок-оперы «Преступление и наказание». Московский театр мюзикла. Исполненный горячего сочувствия к людям городского, петербургского дна, не видящих проблеска надежды впереди, Достоевский осуждает власть денег и вместе с тем завершает роман призывом к вере в бога, которая, по его мнению, разрешит все противоречия. Отзывы читателей 19. Только взрослый человек может понять происходящее в книге, здраво оценить ситуацию, взвесить все «за» и «против», проанализировать поведение персонажей.
Рекомендуем прочитать Достоевский, Ф.
Его жалеет и тайно от хозяйки подкармливает кухарка Настасья. Квартальный надзиратель Порфирий Петрович с первых минут их знакомства испытывает к Раскольникову расположение, которое не исчезает и тогда, когда он начинает подозревать его в убийстве. И письмоводитель Зосимов, совсем молодой чиновник, подчинённый Порфирия Петровича, не скрывает своего уважительного отношения к Раскольникову. Даже случайно встреченная им на улице проститутка, и та законфузилась и высказалась: «Ах, какой добреющий барин». Про Разумихина и говорить нечего: тот просто влюблён в Раскольникова, считает его своим самым близким другом, и готов ради него на любые жертвы, вплоть до того, что смиренно терпит от него обидные слова и сарказмы. Будь Раскольников по природе своей злым или склочным, или мелочным, или алчным, или ещё каким-либо в этом роде, не тянулись бы люди к нему, как листва к свету.
Но, дело в том, что он, действительно, был добр, отзывчив, не заносчив, щедр, сострадателен к чужой боли. И всё же он был убийца. Зачем же понадобилось Достоевскому своего героя-душегуба наделять столь положительными качествами? А здесь следует снова обратиться к Евангельскому благоразумному разбойнику. Любое событие имеет свои причинно-следственные связи. И два злодея, распятые одновременно со Христом, не канули в пучину истории. Человечество сохранила о них память, и сказание о их жизненных путях дошло до наших дней, может быть, приукрашенное и превратившееся в миф, но по существу верное.
В древности на Руси широко был известен апокриф, официально не признанный Церковью, но очень популярный в народе. В нём повествуется о том, как Святое Семейство по пути в Египет было остановлено в пустыне двумя разбойниками. Они не собирались грабить Иосифа, т. Но жена одного из них недавно родила, а дитя своего не могла кормить по причине грудной болезни. Вот разбойник, муж страдалицы, и обратился к Деве Марии за помощью, увидев на Её руках Младенца. Он попросил Богородицу покормить сына, пока не оправится от болезни его мать. И Матерь Божия согласилась.
Целых шесть дней Она делила Своё молоко между Сыном Божьим и сыном разбойника, до тех пор, пока роженица не выздоровела. А потом Святое Семейство отправилось дальше. Так будущий благоразумный разбойник стал молочным братом Христа. В то же время и жена второго разбойника родила сына. Когда же мальчики выросли, они пошли по стопам своих отцов — стали грабить и убивать проезжающих путников. Но тот, который впитал во младенчестве молоко Богородицы, был милосерднее своего приятеля. Он старался не проливать без надобности кровь, хотя впоследствии это никак не повлияло на решение римского суда: оба были приговорены к распятию.
Но встреча с Господом, пусть даже и в неосознанном возрасте, не прошла для него напрасно. И эта встреча, и молоко Богоматери не дали ему потерять остатки человечности и окончательно умереть его душе. Всю осознанную жизнь проживший без Бога, он, тем не менее, в самых глубинах своего естества, на подсознательном уровне хранил память о своём молочном брате — Младенце Христе. И незадолго до смерти эта память проснулась в нём, мгновенно всё перевернула в его заскорузлой от крови душе и понудила её искренне возопить: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твоё! По аналогии с судьбой благоразумного разбойника Достоевский выстраивает и судьбу Раскольникова. Тем самым он доказывает, что, до тех пор, пока в человеке сохраняется живой душа, он не потерян для Бога. А Раскольников ещё в раннем детстве впитал Божественное молоко истинной веры, которая потом как мы увидим позже, под воздействием внешних обстоятельств была оттеснена куда-то далеко-далеко на самое дно его души, но не погасла окончательно и, разбуженная грехом да, именно, грехом!
Всё, как у благоразумного разбойника. Вот в этом и заключается Божественный парадокс. Иногда человеку нужно упасть на самое дно греховной пропасти, чтобы там, на дне, найти потерянную веру, вновь обрести её, пережитой болью сделать её ещё крепче, чем она была, и уже с обновлённой верой взлететь из пропасти навстречу протянутой деснице Божьей. Из письма Матери Раскольникова своему сыну мы узнаём о той детской вере, которая чуть ли не с младенчества вошла в него, как молоко Богородицы вошло в плоть будущего благоразумного разбойника. Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как ещё в детстве своём, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!
Сердце материнское вещун, и к этому его предчувствию: «не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Именно, безверие стало той «большой дорогой», которая привлекла к себе в то время многих и на которую вышел Раскольников-разбойник, чтобы грабить и убивать. А теперь, чтобы лучше понять, как вера зарождалась в душе маленького Роди, и что потерял Раскольников, когда стал взрослым, и что он приобрёл в результате этой потери, давайте обратимся к его сну, в котором он снова увидел себя маленьким. Ведь в начале сна он видит себя таким, каким он был на самом деле, видит реальные события, некогда происходившие с ним: «Среди кладбища каменная церковь с золочёным куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиду по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видел… Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частью без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Какая благодатная картинка! Но это — сонное воспоминание.
А дальше перед Раскольниковым разворачивается реальность кошмарного сна. Они с отцом проходят мимо кабака, и мальчик видит, как пьяные мужики в бешеном кураже убивают лошадь. На его глазах хозяин бедной животины приглашает всех желающих взобраться на телегу: «Садись, всех довезу!.. Вскачь пущу! Вскачь пойдёт! А дальше происходит страшное: Миколка, хозяин, действительно начинает сечь савраску, безжалостно, а главное, бессмысленно. Квёлая лошадёнка и с места сдвинуться не может.
А на телегу всё лезут и лезут пьяные мужики. Кнут всё чаще гуляет по спине, по морде, по глазам лошадёнки. Она напрягает все силы, но всё равно не может сдвинуться с места. А пьяные мужики всё лезут и лезут на телегу. Да ещё «берут с собой одну бабу, толстую и румяную». И вот уже в ход идёт оглобля, а за нею и лом. Убийственный удар опускается на хребет измученной савраски и, наконец, она падает замертво, только на несколько шагов сдвинувшись с места, хотя и напрягалась что есть мочи.
Маленький Родя во сне плачет. Ему очень жаль савраски. В этом сне Достоевский раскрыл всю внутреннюю сущность своего героя. Взрослый Раскольников не потерял чистоты и искренности маленького Роди. Жалость и сострадание, способность чувствовать чужую боль, как свою личную, сохранились в его душе даже тогда, когда он понёс в своём сердце мысль о преступлении, и даже тогда, когда он его совершил.
В произведении переплетаются психологические, социальные, христианские и философские мотивы. Чтение знаменитой книги Достоевского побуждает задуматься об ответственности, прощении и взаимосвязи добра и зла в мире и человеческой душе.
Аудиокниги слушать онлайн
Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать. В начале сентября стало известно, что режиссер Жора Крыжовников снимет для сервиса восьмисерийный сериал по мотивам «Преступления и наказания» Федора Достоевского. А еще на нашем сайте вы имеете возможность скачать книгу Преступление и наказание Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. Ровно 150 лет назад в свет вышли романы "Игрок" и "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. величайшее произведение мировой литературы, в котором гнев и боль за человека выражены писателем с особой художественной убедительностью.