Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи.
Глава 2.Организация экстремистского сообщества……………………………………..
- Экстремизм – угроза национальной безопасности России
- Экстремизм – угроза национальной безопасности России
- Экстремизм | Военная аналитика
- Профилактика терроризма и экстремизма в сельском поселении Бекешевский сельсовет
- Что такое экстремизм – признаки, причины и особенности, чем опасен?
- Если вы столкнулись с фактами экстремистской деятельности
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе. Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов. Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей. Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам. В чем выражается молодежный экстремизм? В последние десятилетия активно развивается молодежный экстремизм как особая форма активности молодых людей, выходящая за рамки общепризнанных норм. Для него характерны: Вооруженное насилие или его угроза.
Однобокость в восприятии имеющихся общественных проблем и путей их решения. Фанатизм и одержимость в навязывании своих идеалов. Беспрекословное выполнение приказов руководства неформальной группы на основе чувств и эмоций. Игнорирование компромиссов и неспособность к толерантности. Понятие того, что такое молодежный экстремизм, может включать в себя следующие действия: Попытки вооруженного или иного насильственного изменения основ конституционного строя государства. Терроризм и публичное его оправдание. Возбуждение розни: расовой, национальной, религиозной и иных. Пропаганда исключительности и превосходства одной группы людей над другой по критерию расы, религии и прочего.
Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса.
Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков.
Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе.
Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом.
В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени. Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения. Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер.
Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья. Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы: I. Социально-экономические: значительная дифференциации населения по уровню доходов и социальное расслоение российского общества, что, в свою очередь, порождает формирование у малоимущей части населения чувство социальной несправедливости; высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических и религиозных течений. Идеологические: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей10 путём внешней культурной и информационной экспансии включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры ; осуществление деструктивного информационно-психологического воздействия на население страны, пропаганда через СМИ и Интернет вседозволенности и насилия; возможность практически бесконтрольного использования новых информационных технологий Интернет-ресурсы экстремистской направленности, социальные сети, мобильная связь для пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ; деятельность различных политических, религиозных, неправительственных организаций проводящих активную легальную и нелегальную идеологическую работу экстремистского содержания с различными слоями населения; резкое снижение в 90- е гг. ХХ столетия роли воспитательной функции в сфере образования Российской Федерации прежде всего, в образовательных организациях — общеобразовательных, профессионального образования и высшего образования ; утрата эффективного идеологического воздействия на молодёжь, что приводит к формированию широкого спектра молодёжных субкультур, в том числе и деструктивной направленности. Миграционные: увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и наличием определённых проблем их адаптации к новой среде; наличие нелегальной и неконтролируемой миграции, прежде всего, из государств ближнего зарубежья; изменение этнического и конфессионального состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряжённости в межнациональных и межрелигиозных отношениях.
Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сетьИнтернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей экстремистской направленности. Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодёжи к новым информационным технологиям — и молодёжного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещён на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы. При этом ресурсы, проповедующие радикальные идеи, имеют очень широкую аудиторию и не только в регионах, где они физически расположены. Анализ посещаемости сайтов показывает, что из всех представленных идеологических направлений у молодёжи наиболее велик интерес к праворадикальной идеологии. Некоторые сайты экстремистской направленности по числу посетителей могут конкурировать с сайтами официальных молодёжных организаций, опирающихся на мощный административный ресурс. Кибер-пространство позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти.
Экстремизм — угроза национальной безопасности Российской Федерации Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьёзным фактором дестабилизации социально — политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой угрозунациональной безопасности Российской Федерации. Важнейшим условием повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму является разработкаобщегосударственной комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный оперативный, розыскной, технический, охранный и другие аспекты по устранению социальных условий, способствующих развитию различных видов экстремизма с учётом их типологии, форм проявления, а также мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития экстремизма. В сфере образования — обеспечение подготовки ответственных и образованных граждан России, обладающих высокой квалификацией, за счёт: повышения роли образовательных организаций всех видов и уровней в воспитании молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; создания равных условий на всей территории Российской Федерации для получения общедоступного, бесплатного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; расширения возможности обучения граждан в образовательных организациях среднего профессионального обучения, в интересах значительного увеличения численности высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В сфере культуры — обеспечение консолидации гражданского общества вокруг общих ценностей, за счёт: мер по сохранению и приумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности; мер по сохранению и развитию общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны. Заключение Экстремистская деятельность по своей сути преступна, она противозаконна в любых её проявлениях.
Тогда как за первое нарушение гражданам будет грозить административный штраф в размере от 10 тыс. И уже 27 декабря Президент подписал федеральные законы о внесении изменения в ст. В Викитеке есть полный текст Федеральный закон от 27. Некоторые из них вносились в Государственную думу, однако они не были в конечном итоге учтены депутатами.
Так, Совет по правам человека при президенте России представил в Думу Рекомендации по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения. СПЧ предлагал сузить легальное определение экстремистской деятельности, закрепленное в ст. Кроме того, в Рекомендациях предлагалось закрепить в качестве обязательного признака экстремистской деятельности признак насилия применение насилия, угроза его применения, призывы к насилию или иная явная поддержка насилия , поскольку в этом случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам [54]. И СПЧ при Президенте России и Уполномоченный по правам человека в России предлагали также исключить из статьи 282 УК РФ упоминание действий, совершенных по признаку принадлежности к какой-либо «социальной группе» — поскольку этот термин «является недостаточно определённым, и, как свидетельствует правоприменительная практика, его применение становится произвольным», порождая такие спорные «социальные группы», как «атомщики», «ватники», «депутаты Госдумы», «судьи», «коммунисты», «красные упыри» [55] , «сторонники В. Путина» и т. При этом гомосексуалов и прочих представителей ЛГБТ-сообщества представители правоохранительных органов раз за разом отказываются признавать социальной группой и возбуждать уголовные дела за разжигание ненависти и призывы к насилию по отношению к ним. Также предлагалось исключить из ст. Однако их предложения о полном исключении из соответствующих статей УК и КоАП формулировок об «унижении достоинства» и о «какой-либо социальной группе», а также о наказании по ст. Не поддержали депутаты и поправки сенатора Владимира Лукина, предложившего не приговаривать по ст.
Предложения Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой и рекомендации СПЧ в форме поправок не вносились [57]. Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — полицейских , которых признают «социальной группой» [66] [67]. В январе 2010 года житель Костромы Роман Замураев, обвинявшийся по ч. Было заявлено, что Верховный суд планирует в ожидании помощи от законодательной власти рекомендовать судам трактовать «социальные группы» ограничительно, а не расширительно — то есть, нарушения могут в быть в отношении «социально слабых групп» — пенсионеров, инвалидов, сирот [70]. Однако в принятом постановлении термин «социальная группа» не был истолкован таким образом. Тем не менее, было указано, что критика в средствах массовой информации должностных лиц профессиональных политиков , их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц [71]. Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 года [72] и опубликовано в « Российской газете » 4 июля [73]. В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии Венеция, 15—16 июня 2012 года «Европейская комиссия за демократию через право» Венецианская комиссия вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
С точки зрения Венецианской комиссии: Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму, рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека в особенности статьями 6, 9, 10 и 11 , и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности. В свете вышеизложенных комментариев Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека [75] [76]. В ответ было получено множество писем поддержки [77]. Ранее юристы Церкви саентологии добились исключения 29 наименований работ основателя саентологии Л. Рона Хаббарда из списка экстремистской литературы Министерства юстиции РФ [79] Кроме того, в связи с поступившим во Владимирский областной суд письмом директора по официальным вопросам религиозного объединения « Саентологическая церковь Москвы » от 01. Ершова «Реванш мракобесия. Антиэкстремистское законодательство наносит очередной удар» [80] , в которой он высказал мнение о грубых нарушениях подлог доказательств, фальсификация и т.
Рона Хаббарда экстремистскими. Ершов считает, что экспертиза по «экстремистским делам» зачастую основана на принципе «бумага стерпит все». Также в своей статье в «Новой адвокатской газете» сравнил современную кампанию по борьбе с экстремизмом с лысенковщиной нашего времени [81]. Нижнекамска » А.
Эти задачи помимо государства должны выполнять и все представители гражданского общества. Закон Российской Федерации В соответствующем законе о противодействии экстремистской деятельности прописано, что в РФ запрещено создавать религиозные и общественные организации и объединения, целью или действиями которых является экстремизм. В это понятие входят следующие виды деятельности. Недопустимо: Насильственно изменять конституционный строй и нарушать целостность РФ. Публично оправдывать терроризм и его деятельность. Возбуждать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. Пропагандировать исключительность, превосходство или неполноценность человека по признакам его расовой, социальной, религиозной, языковой или национальной принадлежности, его отношения к религии. Нарушать права, свободы, законные интересы гражданина по причине его расовой, социальной, религиозной, языковой или национальной принадлежности, а также по поводу его отношения к религии. Препятствовать осуществлению избирательных прав граждан, возможности участвовать в референдумах, а также недопустимо нарушать тайну голосования вкупе с насилием или угрозой применения его. Препятствовать деятельности государственных ведомств и органов самоуправления, избиркомов, любых религиозных и общественных учреждений и объединений вкупе с насилием или угрозой применения его. Совершать преступления по мотивам, которые указаны пунктом «е» первой части статьи 63 УК РФ. Пропагандировать и публично демонстрировать нацистскую символику и атрибутику, а также сходные с ними до степени смешения. Публично призывать к осуществлению этих деяний, а также продавать экстремистские материалы, изготавливать и хранить их для массового распространения.
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы. Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста.
В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей. Импульсы ненависти и мстительности в нем превращены в идеологемы, выдающие зло за добро. Скажем, «любовь» здесь трансформирована в своеобразно понимаемый «альтруизм», «героизм» — во имя народа, родного этноса и даже Бога. Скажем, у народнических террористов в царской России альтруизм и «любовь к народу» подразумевали ненависть к самодержавию и полный отказ от собственного «я», то есть по сути, деструкцию собственной личности. У экстремистов исламистского типа часто этика героизма подменяет собой этику труда — установку на постепенное и мирное возрождение родного общества и цивилизации. Как показывают исторические примеры, некоторые из лидеров и даже рядовых представителей террористических движений представляют собой достаточно богатые и неординарные натуры, не лишенные талантов, при этом подлинный облик личности в них замутнен, а сознание сужено до идеологических концептов.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности, характерно для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности и причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии. В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни. Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма. Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: - контроль организации над поведением; - контроль над их эмоциональной жизнью; - контроль над языком; - контроль над информацией. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру. Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности 1. Отток денежных средств у населения. Промывание мозгов и программирование людей.
Для этих групп характерна социальная активность, социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т. Эти группы стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу для общества. Антисоциальные группы: объединения группировки по территориальному признаку, молодежные организации экстремистской направленности: националистическо-расистской, религиозной, политической. К организациям националистическо-расистской направленности в первую очередь, следует отнести движение скинхедов. Скинхеды — от английского skinhead бритоголовые. Характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеют уголовное прошлое и придерживаются «воровских» традиций. Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью. В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений религиозной направленности, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизм. Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций «Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др. Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы». К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» РНЕ , которая является крупной праворадикальной политической организацией. За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни. Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят? Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости». Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры или псевдокультуры — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта. И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье. Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма. Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали: совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности; создание детских общественных организаций; организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам; использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования. В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание. Председатель Комиссии Е.
Современный подросток не мыслит свою жизнь без всемирной сети Интернет, и доступ к нему есть практически у каждого. Вместе с тем, сегодня глобальная сеть стала базовым каналом связи для распространения деструктивной идеологии, агрессии и насилия. Особенностью преступлений, совершаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, является надуманное мнение пользователей о том, что высказывание комментариев, призывы к противоправным действиям или размещение экстремистских материалов под псевдонимами позволит им избежать ответственности. Необходимо помнить, что за распространение запрещенных материалов в Интернете несут ответственность как авторы, так и распространители материала.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Статьи по предмету Уголовное право
- Статьи по профилактике экстремизма и терроризма
- Услуги и сервисы
- Работа сайта временно приостановлена
Вы точно человек?
Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие. ы возникновения экстремизма. Рассматриваются причины появления в обществе, в государстве разных видов экстремизма, в том числе и идеологического. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций.
Статьи по предмету Уголовное право
Непосредственно понятие экстремизма и экстремистской деятельности само по себе встречается в следующих статьях УК РФ. Для административной деятельности полиции появление новых видов экстремизма, а также новых (изощренных) способов осуществления экстремистской деятельности является негативным моментом. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора.
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Чисто преступное объединение может быть образовано по различным мотивам, которые не являются определяющими. Проявления экстремистской деятельности Терроризм — это крайнее проявление экстремизма. Это явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Национализм — это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм — это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления — штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы от шести месяцев до пожизненного заключения. Как не стать жертвой теракта? Меры безопасности.
В психологическом плане терроризм опасен не только крайне негативными его конкретными последствиями, но инарушением психологического баланса в обществе, нарушением спокойного существования людей, порождением всеобщей тревожности и страха, ожидания угрозы, дестабилизацией общественной жизни. Наряду с политическими, идеологическими, этнопсихологическими и религиозными предпосылками поведение террористов обусловлено и их индивидуально-психологическими особенностями. Общей психологической особенностью террористов является их экстремистская акцентуация,эмоционально-конфликтная направленность в разрешении жизненных проблем. Акцентуированность личности террориста проявляется в гипертрофированном стремлении к самоутверждению, предельно завышенном уровне притязаний, в доминировании в его психике политических и этнопсихологических амбиций, в принятии на себя ореола мученика за «идею». Для всех террористов характерна гипертрофия узкогрупповых ценностей. Весь мир категорически подразделяется на «своих» и «чужих», гипертрофируется опасность чужеродного влияния. Формируется конфронтационная поведенческая установка, легко переходящая в насильственную направленность.
В современный условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает изощренность и антигуманность террористических актов. Для эффиктивного противоборства с терроризмом важно понимать психологию терроризма, источники агрессии. Суть социального заказа психологической науке сегодня: объяснить природу терроризма и предложить обществу эффективные средства противостояния террористическому вызову. Проблема терроризма — многоаспектная. В ней наряду с социальным, политическим, правовым, экономическим следует особо выделить и психологический аспект, требующий всестороннего рассмотрения и глубокого изучения. К большому сожалениюне всегда удаетсяпредотвратить террористический акт, даже используя все возможные меры. Поэтому возникает проблема пресечения террористических действий.
Так, при захвате террористами заложников встает проблема ведения с ними переговоров. А это полностью психологическая проблема общения, возможности воздействия на преступников с целью избежать возможных жертв. Для эффективного решения этой задачи важно понимать психологию терроризма. Принято выделять несколько типов мотивов, которыми, как правило, руководствуются террористы: Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором — это способ заработать деньги. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. Мотив власти над людьми. Через насилие, вселяя страх в людей террорист стремится утвердить себя и свою личность. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, процесс разработки планов, специфика осуществления террористических актов. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе.
Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. Мотив самореализации. С точки зрения самих террористов, их действия — это форма восстановления попранной справедливости. Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире - является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного. Терроризм не является новым явлением в истории. Роли, которые исполняют террористы в террористических группах, описаны социальными психологами и сводятся к трем основным: роли лидера, роли авантюриста, и роли идеалиста. Лидеры изначально как правило переживают чувство собственной неадекватности и легко проецируют его на общество, полагая, что общество неадекватно и должно быть изменено.
Такие личности имеют ясное представление о целях террористической группы и о корнях ее идеологии. Роль лидера привлекательна для личностей нарцисстического и параноидного типов. Авантюрист обычно имеет все необходимые навыки для участия в террористической группе. Как правило — это антисоциальный тип личности, часто имеющий историю криминального поведения до вхождения в группу. Идеология в их поведении может существенно варьировать или вообще отсутствовать. Поиск сильных ощущений в актах агрессии привлекает их больше всего. Идеалистом является как правило молодой человек или девушка с наивным взглядом на социальные проблемы и возможность социальных изменений, который всегда неудовлетворен состоянием его общества или организации.
Он или она являются идеальными объектами для «промывания мозгов», источниками которых могут быть идеологические, политические или религиозные влияния. Феномен фанатизма может наблюдаться среди этого типа террористов. Субъект включается в террористическое поведение главным образом из-за наличия искаженных психологических потребностей или дефектов личности , а не потому, что стремится к достижению улучшений в политической и социальной сфере. По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов. Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Повышенный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности.
Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию. Следует различатьпсихологический профиль лиц, способных к совершению террористических актов, или тех, кого могут использовать руководители террористических групп для подобных деяний. Прежде всего это лица, не сумевшие реализовать себя в политической сфере, но рвущиеся к власти и обладающие неким комплексом неполноценности. С ними смыкаются бандитствующие элементы, уже пролившие кровь и способные за деньги выполнить любой заказ террористических организаций. Не следует забывать и бывших спортсменов, оказавшихся за бортом жизни. Питают терроризм и различные группы маргиналов, отщепенцев и отбросов общества, хотя вероятность их привлечения здесь меньше. Важным источником пополнения кадров террористов являются наемники, побывавшие в разных конфликтных регионах, сражавшихся то на одной, то на другой стороне.
Для их психологии важно одно: кто более заплатит, а часто они побуждаются просто «интересом убивать», «почувствовать власть над людьми», «показать свое превосходство над другими». Не следует сбрасывать со счетов и лиц с различными собственно психическими аномалиями, внушившими себе комплекс превосходства над другими. Надо заметить, что их деятельность стимулируется средствами массовой информации, раскрывающими не только способы и средства, используемые в террористических актах, но и популяризирующие личности их исполнителей. Своевременное изучение такого контингента позволяет принимать превентивные меры по недопущению терактов. Каждая из названных категорий террористов имеет специфические моральные и психологические характеристики. Зная контингент террористов, можно предположить, что лица из числа маргиналов и с психическими отклонениями, а также закомплексованные как неполноценностью, так и «сверхчеловеки» будут действовать преимущественно в одиночку. Это составляет одну из трудностей их выявления.
Напротив, кадры террористов из числа бандитствующих элементов и прошедшие школу наемничества в «горячих точках», будут действовать, организуясь в террористические группы. Серьезныеморальные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным отрефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем. Можно выделить несколько психотипов: Т. Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностях, позволяющих реализовать агрессивные стремления.
Это «синдром миссионера». К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию. Террорист-«камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше людей. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки полиции. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями жизнями своих жертв , то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически.
Одним из основных мотивов обращения к терроризму является сильная потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Во-вторых, это мотивы самоутверждения, придание подобной деятельности особой героической значимости и т. И самое основное: терроризм чаще всего является результатом идейного абсолютизма, убеждения в обладании, якобы, высшей истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества. Терроризм предполагает использование насильственных, в первую очередь вооруженных, действий, однако его социальное влияние было бы ошибочным объяснять чисто физическим эффектом количеством жертв. Гораздо существеннее эффект эмоциональ-но-психологический, который проявляется в запугивании населения. Это именно тот механизм, через который террористы пытаются воздействовать на население, на сознание масс и даже на власть. Страх — вот то оружие, через которое идет подавление личности обывателя.
Иными словами, террористические акты всегда совершаются в целях саморекламы, с намерением вызвать шок, страх у населения и властей. Исследования показывают, что, несмотря на наличие некоторых сходных психологических характеристик, говорить о существовании комплексного портрета террориста нет оснований. Можно выделить как минимум два ярко выраженных психологических типа, часто встречающихся среди террористов. Первые отличаются высоким интеллектом, уверенностью в себе, высокой самооценкой, стремлением к самоутверждению, а вторые — неуверенные в себе, неудачники со слабым «Я» и низкой самооценкой. Но как для пер-вых, так и для вторых характерна высокая агрессивность, стремление самоутвердиться, фанатизм. Второй психологический тип — идеальный строительный материал для любой террористической группировки, в которой этот слабый индивид обретает поддержку, чувство полезности, уверенности в своих силах, чувство МЫ. Ради новообретеннойреферентной группы этот человек — при условии некоторой психологической «подготовки» которую легче всего проводить в группе, в толпе — ради утверждения себя в качестве члена этой группы и чувства защищенности легко идет на поводу идеи, которая с готовностью оправдывает любые его поступки.
Для террористов характерен высокий уровень агрессивности, отказ от общечеловеческих ценностей. Также становится ясно, что группировка неистовых и бескомпромиссных единомышленников состоит собственно из одиноких и психологически слабых людей, которые могут чувствовать себя сильными только в общем реве, только в толпе. Толпы состоят из людей внушаемых, податливых и изменчивых. Их существование — это вера, сходная с религией. Но у террористов этой религией является идеология противопоставлений. Видение мира «мы — они», деление его на мусульман и «неверных» проявляется в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Террористы — это религиозные фанатики, якобы обладающие высшей и единственной истиной.
Психологически, терроризм — продолжение радикализма, экстремизма и фанатизма. Поэтому очень важно вести действенную работу по предупреждению появления этих явлений в обществе, особенно в среде молодого поколения, вовремя распознавать экстремисткие настроения, фанатизм и радикализм, принимать необходимые меры воздействия и пресечения. О политической психологии терроризма. Противодействие идеологии терроризма Изучение сущности терроризма, как преступления по отношению к обществу, важно и необходимо для результативной работы по раннему выявлению, и что особенно важно, предупреждению возникновения возможностей любых проявлений агрессии. Понимание психологии терроризма позволяет успешно выстраивать профилактическую работу среди населения, особенно молодого поколения, по разъяснению крайней общественной опасности терроризма, противостоять этой преступной деятельности, пресекать ее всеми способами, методами и средствами, своевременно выявлять террористов и террористические угрозы. Успех борьбы с этим общественно-опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Политическая психология - область психологии, изучающая психологические компоненты настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.
Терроризм — это другая психология, другая логика, другая мораль, другие цели и методы. Поэтому решения проблемы терроризма довольно не просты и не однозначны. Видом политического насилия является политический терроризм. Политический терроризм в последние годы стал одной из главных проблем мирового сообщества. Мишенью политического терроризма являются символы государства, наиболее значимые общественные нормы и государство, как таковое. Терроризм с точки зрения политической психологии — это борьба не легитимной власти против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника для подмены смысла, целей и ценностей противника на свой смысл, цели и ценности. Стратегия терроризма строится на непризнании т.
Борьба с терроризмом это борьба за сознание человека в обстановке глобальных изменений в мире. Целью терроризма является психолого-политическая дестабилизация общества, приводящая к финансовым коллапсам, сменам правительств, сокращению производства, остановкам транспортных потоков — всего, что материально воплощает отвергнутый терроризмом мир других людей. Терроризм — это заражение других психолого-политической нестабильностью, которой террорист страдает сам. Поэтому диагностика терроризма, его «лечение», прогноз заключается не столько в выявлении и уничтожении его военизированных структур, а в точном знании и оптимизации причин его существования: причин его психолого-политической нестабильности. Терроризм в психолого-политическом смысле — это силовое решение проблем политической несовместимости между людьми за счет дестабилизации психологического состояния оппонента методами насилия, не ограниченного цивилизованной моралью и международным правом. Терроризм крайне обострен глобализацией, которая поставила в равной мере все человечество перед проблемами, которые ранее не встречались. Современный терроризм — это нервная реакция на глобальные изменения в мире.
Адаптация к этим изменениям — это очень трудная интеллектуальная и психологическая проблема, которую нужно решать в рамках борьбы с терроризмом. Терроризм — явление как политическое, так и психологическое. Террористы способны самым серьезным образом изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к институтам власти. Их можно и нужно обезвреживать и наказывать, но победить терроризм как явление можно будет только когда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические и религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими. Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество. Толерантность, как способность к установлению общности и мера к устранению экстремизма Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро это проявляется в молодёжной среде.
Общество должно хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой. К сожалению отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т. Причинами подобной ситуации является, в том числе, и не достаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях. Необходимо работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений. Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.
Молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди молодежи, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.
Так, по данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г.
В январе - начале февраля 2009 г. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство РНЕ , Национально-державная партия НДПР , Национал-большевистская партия НБП , идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26].
Импульсы ненависти и мстительности в нем превращены в идеологемы, выдающие зло за добро. Скажем, «любовь» здесь трансформирована в своеобразно понимаемый «альтруизм», «героизм» — во имя народа, родного этноса и даже Бога. Скажем, у народнических террористов в царской России альтруизм и «любовь к народу» подразумевали ненависть к самодержавию и полный отказ от собственного «я», то есть по сути, деструкцию собственной личности. У экстремистов исламистского типа часто этика героизма подменяет собой этику труда — установку на постепенное и мирное возрождение родного общества и цивилизации. Как показывают исторические примеры, некоторые из лидеров и даже рядовых представителей террористических движений представляют собой достаточно богатые и неординарные натуры, не лишенные талантов, при этом подлинный облик личности в них замутнен, а сознание сужено до идеологических концептов. Следует иметь в виду, что понимание сложности мотивации и нравственного сознания террориста крайне важно для адекватного объяснения истоков террористического насилия. Обществу для предотвращения угрозы экстремизма необходимо сохранение и возрождение традиционных духовных ценностей и здоровых нравственных ориентиров, сбережение своего историко-культурного наследия.
Сейчас, в условиях тотальной пропаганды потребительского образа жизни, это крайне необходимо. Часть современного поколения ценностно дезориентирована, другая — испытывает жажду в глубоких, созидательных смыслах своей жизни. Просветительская деятельность в среде молодежи и повышение ее уровня политической и общекультурной грамотности — крайне важные направления профилактики экстремизма. Деятельность духовных учреждений традиционных для России конфессий в этом плане представляется просто незаменимой. Развитие системы религиозного образования, глубоко консервативного по содержанию, но соответствующего требованиям современной жизни по форме и подаче материала, также представляется актуальной задачей. В ноябре текущего года представителям Духовного управления мусульман Республики Татарстан представилась честь принять участие в заседании президиума Межрелигиозного совета стран СНГ, в который входят руководители традиционных в России религий. Эта организация координирует деятельность религиозных организаций по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, помогает решать социальные проблемы. Сопредседателем данной организации является наш гость, Председатель Управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде, который также возглавляет Консультативный совет мусульман СНГ, основная миссия которого перекликается с темой нашей сегодняшней конференции, это противодействие исламофобии, экстремизму и терроризму и пропаганда "созидательного и миротворческого потенциала ислама". От имени мусульманской уммы Татарстана позвольте поблагодарить Вас, уважаемый шейх-уль-ислам, за ваш вклад в борьбе с терроризмом и создания положительного имиджа ислама.
В чём разница между экстремизмом и терроризмом
- Что такое экстремизм и откуда он берется
- Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
- Экстремизм: понятие, виды — МОО "ЦСГПЭД"
- Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами
- Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами
Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты / Местная Администрация города Кронштадта | Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. |
Если вы столкнулись с фактами экстремистской деятельности | Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. |
Что такое экстремизм и откуда он берется | Отличительными признаками экстремизма являются: осуществление определенной деятельности (создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения); противоправность; отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных. |
К вопросу возникновения экстремизма.Теория и история экстремизма. | Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества. |
Вы точно человек?
Вы точно человек? | Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1. |
Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде | Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. |
Статья — Религиозный экстремизм — Дворец культуры металлургов — г. Серов | обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. |
Профилактика терроризма и экстремизма
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание. Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1. Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы.