Новости что такое таинство соборования в церкви

Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство соборования проходит во всех храмах и монастырях во время Великого поста. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Священник Свято-Елисаветинского монастыря Сергий Нежборт расскажет о возникновении.

Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.
Елей означает «милость». О таинстве соборования Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела.
Соборование: таинство больных... и здоровых - Православный журнал «Фома» Основанием для совершения таинства Елеосвящения (соборования) служит Послание св. апостола Иакова, в котором сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Соборование: что это такое, зачем соборуются здоровые люди

Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.

Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.

Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения. Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара.

Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его.

Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое.

Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов.

Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал.

Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает.

Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15.

Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк.

По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые и грехи, совершенные по неведению для прощения осознаваемых грехов установлено Таинство Исповеди. В Таинстве Соборования целительное свойство придается не елею, а молитве! Елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости по-гречески елей — значит также милость. В Таинстве используются: красное вино, смешанное с елеем растительное или оливковое масло как символ, что милость Божия дается нам ради Христа, пролившего свою кровь за нас на Кресте. Таинство не гарантирует человеку немедленного исцеления после Соборования. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них.

И чтобы чаще чувствовать приобщённость к благодати Божьей, стали стремиться за Великий пост успеть и исповедоваться, и причаститься, и собороваться. И сейчас соборуют в основном постом. Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано. И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл. Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте. Есть ли на самом деле такая связь?

Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путёвку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит — послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе.

По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые и грехи, совершенные по неведению для прощения осознаваемых грехов установлено Таинство Исповеди. В Таинстве Соборования целительное свойство придается не елею, а молитве! Елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости по-гречески елей — значит также милость. В Таинстве используются: красное вино, смешанное с елеем растительное или оливковое масло как символ, что милость Божия дается нам ради Христа, пролившего свою кровь за нас на Кресте. Таинство не гарантирует человеку немедленного исцеления после Соборования. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них.

Православный мир: что такое Соборование в церкви

После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…». Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование. Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа».

Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла.

После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк.

Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. При этом читается тайносовершительная молитва.

Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия.

Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф.

Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного. Пятое чтение 2 Кор.

В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф.

Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Соборование на Валаамском подворье Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.

Чтобы победить болезнь, человек готов расстаться с прежними, часто греховными, привычками. Как говорится, «самое главное — здоровье», но только ли этот лозунг должен нас побуждать к участию в Таинстве Елеосвящения? Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Отвечает священник Алексий Стрижов, штатный клирик храма Рождества Христова г. Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов. Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека. В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха.

Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования. Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате. Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования. А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо. Стоит заметить, что универсального подхода здесь нет, и каждый случай следует рассматривать со священником. Что делать с освященным маслом, свечами, которые остаются после соборования?

На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия. По традиции за соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников отсюда название таинства — соборование. В случае необходимости таинство может совершать и один священник. Во время соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Женщинам лучше одеться так, чтобы легко можно было освободить воротник, платок лучше завязать сзади. Как проходит соборование? Помазание — это лишь одна из частей службы соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для таинства. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Священники читают молитву, в которой просят Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемых. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым. Далее начинается помазание святым маслом. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия.

Соборование — таинство исцеления

День Соборования. В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Александро-Невский храм Новости и события Елеосвящение Часто задаваемые вопросы о Соборовании. Тем не менее, соборование часто совершается вне стен храма, над людьми, которые находятся на смертном одре. Представители Церкви призывают не рассматривать соборование только как ритуал, который обязательно дает физическое исцеление. Таинство соборования проходит во всех храмах и монастырях во время Великого поста.

Таинство Елеосвящения

Каждого предстоящего человека помазывают семь раз поочередно священнослужители елеем крестообразно: на лбу, ноздрях, щеках, губах, груди, руках с обеих сторон. Помазание сопровождается определенными молитвами и чтениями по чину. Когда осуществиться в седьмой раз помазание и чтение Евангелия, на голову соборующегося, который читает краткое «Господи, помилуй» водружается Евангелие текстом вниз, в данном случае обозначающее руку Самого Господа. После прочтения священнослужителем разрешительной молитвы, соборуемый человек целует Евангелие с верой в то, что Сам Господь осеняет его Своей благодатью, Сам укрепляет его, Сам исцеляет и прощает его грехи. Насчет того, сколько стоит соборование, ответим так: в храме все таинства бесплатны, на них нет цены, но вы, придя в храм и обращаясь за помощью священника, можете пожертвовать на храм и его нужды определенную сумму в знак благодарности. Почитать еще: исповедь и причастие — вопросы и ответы. Еще ответы на вопросы: Нужно ли исповедоваться перед соборованием и держать пост? Конечно, нужно покаяться в грехах, а затем уже со спокойной совестью к соборованию приступить, и причаститься, так будет больше пользы для души человека.

Кто может собороваться? Люди, ведущие церковную жизнь, а не случайные захожане на «огонек» — все идут, и я пойду, авось что поможет. Также можно соборовать на дому или в больнице тяжело болеющих людей, которые сами прийти в храм не могут. Близким нужно прийти в храм и договориться со священником на определенное время, когда батюшка сможет, испросить у него, как подготовить болеющего человека может, это просто старенькая бабулька, не больная, но по немощам своим не может прийти в храм. Можно ли женщине при месячных идти на соборование? Нельзя, точно также как и принимать участие в других Таинствах при ежемесячных немощах не разрешено. Куда девать елей после соборования?

Вообще-то пшеница и елей после завершения Таинства никому не раздаются, а сжигаются.

Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку "В помощь кающемуся" и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки.

После этого следует причаститься. Только это нужно делать заранее. Сразу после Причащения собороваться нельзя.

Потому что получится, что человек помазыванием как бы дополняет Причащение. Но Тело и Кровь - это Сам Бог, которого мы принимаем в себя, поэтому не правильно Причащение дополнять чем-либо. Перед Соборованием следует причаститься и исповедаться, но заранее, в другой день.

Как часто можно?

Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому. Что нужно принести на Таинство Соборования? На Соборование приносят оливковое масло, крупу пшеницу или рис , свечу для возжигания во время чтения Евангелия свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием. Масло и крупа после совершения Соборования раздается соборовавшимся для употребления их в пищу в течение года, а масло можно использовать и для помазывания крестообразно больных мест: тут пригодятся емкость для масла банка или бутылка с крышкой и пакет или мешочек для крупы.

Как готовиться к Таинству Соборования? К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием.

Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования. Священник Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Физическая немощь, безусловно, угнетает человека, и ему хочется принять какое-нибудь средство и избавиться от болезни.

Поэтому, если кто давно не исповедовался год или более , надо подготовиться к таинству Исповеди, а Соборование пока отложить. В Троице-Владимирском соборе Таинство Елеосвящения совершается каждое воскресенье после поздней Литургии - около 12 часов см. Соборование совершается также на дому над тяжелоболящим. Пригласить священника вы можете, позвонив в церковную лавку по телефону: 214-95-14. Желательно прийти заранее, чтобы записаться и купить свечку. Во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию.

Вопрос: Как происходит Таинство?

Соборование: прощение забытых грехов

  • Таинство для выздоровления | Православный Саров
  • Экскурсия в монастырь, Свято – Введенскую Оптину пустынь
  • Часто задаваемые вопросы о Соборовании
  • Что такое Соборование?
  • Соборование: таинство больных... и здоровых - Православный журнал «Фома»

Кто может собороваться

Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным. Если у больного нет возможности посетить церковь, священники сами навещают его в доме.

Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования

Григорий Турский, блж. Феодорит Киррский, прп. Иоанн Дамаскин и многие другие. И лишь очень поздняя схоластическая богословская мысль пришла к странному определению о прощении забытых грехов. Мы же, если доверяем Всеблагому Господу всю нашу жизнь и возносим к Нему все наше упование, приступая в многонедужии к таинству Соборования, должны руководствоваться простыми и утешительными словами ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, … и, если он соделал грехи, простятся ему» Иак.

По нашей покаянной молитве, по нашей вере и милосердию Божию простятся нам наши грехи. В заключении стоит отметить, что Соборование требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление. Участие в Таинстве Соборования должно сопровождаться участием в Таинствах исповеди и Причащения, как неотъемлемыми аспектами духовной жизни христианина.

А исповедоваться и причащаться до и после Соборования, это не так принципиально, главное, чтобы эти Таинства не были далеко разнесены по времени. Священник Павел Миронов Список использованной литературы. Филарет Дроздов ]. Симеон Солунский. Разговор о св.

Симеона, архиеп. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. Ткаченко А. Забелин П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви.

Часть I. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!

Это делается для того, чтобы мы имели возможность полнее постигнуть и сызнова осмыслить славный, и вместе с тем суровый путь, которым шествует Церковь, — путь веры; а также увидеть и себя, свою поступь — чрез непреходящую библейскую призму духовных первообразов. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Иак 5:14 О Таинстве Елеосвящения Соборовании. Что такое Соборование? Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников — собор.

Зачем надо собороваться? Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи Иак. Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения. Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и не исповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами.

Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Кто может собороваться? Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Как подготовиться к Соборованию?

Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться в том, что осознается как грех. Надо ли поститься перед Соборованием? Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Надо ли исповедоваться перед Соборованием? Когда бывает Соборование? В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах.

Что делать после Соборования? Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди? Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать. Что делать с маслицем, оставшимся с прошлогоднего Соборования? Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему.

Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы. Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии.

На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужител и; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии. Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш».

Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности. В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении.

Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, — другими словами-приспосо бить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют. На каких местах тела совершалось помазание, в русском источнике не обозначено, но в сербском показано, что священник помазывает болящего «по главе и по сердцу, и по всем суставам; иже болети» Прав. По окончании помазания возлагалось, вероятно, Евангелие на голову больного при чтении особой молитвы то же и у нас.

Таким образом, чин Елеосвящения в этом виде является уже значительно упрощенным, но он еще не вполне тот, который мы имеем в настоящее время: и порядок Евангелий и Апостолов здесь иной, и есть иные молитвы. В XV столетии этот последний чин становится преобладающим, а первый чин, «по уставу Иерусалимскому», начинает выходить из употребления, сообщив некоторые свои элементы второму чину. Но и этот второй чин еще не установился окончательно даже в XVI в. А в одном списке XVI века отмечается еще следующая замечательная подробность: «аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую субботу, то посреди молитвы «Вла-дыко Многомилостиве.. Взыдут Попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки и обыдут все келию и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне…» Приписка эта дает основание думать, что в древнее время, по крайней мере в монастырях, существовал обычай общего Елеопомазания лиц монашествующих на Страстной седмице; масло, освященное в Великие четверг или субботу, вероятно, сохранялось в течение целого года. Поэтому в случае нового Елеосвящения, по всей вероятности, не было нового освящения масла.

Что касается обычая помазывать елеем двери и стены домов, то он несомненно имел свое значение: изображенный елеем крест был щитом против болезней и всех искушений, которые приписывались действию злого духа. Нечто подобное можно видеть еще и теперь в народном обычае изображать кресты на дверях во время эпидемических болезней. Можно предположить, что в этом обычае уцелел намек на те ветхозаветные кресты, которые изображали евреи над своими дверями в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от ангела смерти. В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследования ми судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание по своей идее есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы.

О принадлежностях для совершения таинства Елеосвящения Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо. Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей оливковое, вазелиновое и пр. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник. Чинопоследование таинства Елеосвящения В Требнике последование этого таинства надписывается так: «Доследование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого таинства — Соборование.

Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами? Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи.

Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди. Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов». Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше.

Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник — только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас…. Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете исповедоваться перед или сразу после соборования. Приходить надо натощак?

О соборовании

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования – Проблема, явным образом проявляющая себя на примере Таинства Елеосвящения (Соборования), касается той области богословия, которая в догматической науке называется сакраментологией, или учением о Таинствах Православной Церкви.
Часто задаваемые вопросы о Соборовании Соборование – таинство, которое проводит православный священник, совершая семикратное помазание лба, щек, губ, груди освященным елеем.

Таинство для выздоровления

Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме: Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство. Внимательно слушать богослужение. В начале чинопоследования читаются молитвы и канон. Затем — отрывки из Нового Завета. Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы. По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву. Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова. Исторические сведения В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви. О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении. Цель Таинства… Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь.

К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим. Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования. Можно ли помазать умирающего? На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре.

Амвросий Оптинский. В Оптиной пустыни таинство cоборования было принято проводить еженедельно в течение года. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — временем особой борьбы с грехом — соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». История таинства Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» берет начало в евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме. Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами? Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди. Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов». Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник — только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас….

Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования

Соборование: какие грехи прощаются? Таинство Елеосвящения или Соборования (одно из семи Таинств Церкви) в наших храмах чаще всего совершается Великим Постом. Существует благочестивая традиция собороваться во дни многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
Кратко о важном. Что такое соборование? - ПРО-ВОЛХОВ В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Слово «елей» в переводе означает «масло» — молитвы при елеосвящении сопровождаются помазанием больных освященным маслом.
Восстать от одра болезненнаго Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.
Что такое соборование и для чего оно проводится Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом).

Таинство для выздоровления

Сейчас в храмах проводят общее соборование: когда много людей собираются в храме. Таинство может совершать и один священник, но помазывает маслом участников таинства семь раз — за семерых пресвитеров. Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви, совершаемое для исцеления от физических и духовных болезней, а также для освобождения человека даже от тех грехов, о которых он забыл. Проще говоря, Соборование – это исцеление души и тела человека. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. «Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп. Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. В православной церкви есть 7 таинств, верующий человек старается соблюдать их. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать.

Из глубины веков

  • ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - Древо
  • Как проходит Соборование?
  • Православный мир: что такое Соборование в церкви
  • Соборование — таинство исцеления
  • Последование таинства Елеосвящения

Оптина пустынь

– Соборование – таинство, на котором мы просим у Бога исцеления наших телесных и душевных недугов. Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» – «элайоа» и «милость» – «элеос») берет начало в евангельской истории. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Во время Великого поста, который в этом году длится с 27 февраля по 15 апреля, в храмах Русской православной церкви традиционно совершается одно из семи церковных таинств — соборование, или елеосвящение.

В чем смысл таинства?

  • Из глубины веков
  • Таинство Елеосвящения
  • Кратко о важном. Что такое соборование? - ПРО-ВОЛХОВ
  • Из глубины веков

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий